ГДЗ по ОБЖ 9 класс рабочая тетрадь Подолян ответы

Описание решебника

Рабочая тетрадь является необходимым дополнением к школьному учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс" под редакцией Ю. Л. Воробьёва. ГДЗ ответы на вопросы по ОБЖ 9 класс рабочая тетрадь Подолян к учебнику под ред. Воробьева ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

*1. Ответьте на вопросы.
Используя знания из курса обществознания, ответьте на вопросы:

1. При каких социально-политических условиях возникает государство?

1) Разделение труда (скотоводы, земледельцы, ремесленники).
2) Появление частной собственности.
3) Расслоение общества.

2. Какова функция государства?

Регулятивная функция.
Охранительная функция

3. Дайте определение понятиям «нация» и «народ».

Нация – историческая сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Народ – население государства, жители страны.

*2. Проведите анализ.
Найдите первоисточники документов: «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (раздел 
III «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» пункты 21, 24) и «Военная доктрина Российской Федерации» (пункты 8 и 9). Прочитайте текст документов и определите, каким национальным интересам России угрожают основные военные опасности, как внутренние, так и внешние. Заполните таблицу «Национальные интересы Российской Федерации, внешние и внутренние военные опасности».

Национальные интересы Российской Федерации

Внешние военные опасности

Внутренние военные опасности

В развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики

Использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий

Деятельность по информ-му воздействию на нас, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв истор., дух. и потриот. трад. в области защиты Отечества

В обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета

Территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела

Деятельность террористических организаций и отдел лиц, направленный на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ

В превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира

Подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации

Провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти или вражды

*3. Дайте определение и заполните таблицу.

1. Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической культурной и религиозной интеграции и унификации.

2. Используя знания из курса обществознания, выделите угрозы национальной безопасности России, которые исходят из процесса глобализации. При заполнении таблицы выполните следующие действия:
1. Определите типы угроз, которые исходят из процесса глобализации: экономические, военные и т.д.
2. Выделите отдельные события, являющиеся, по вашему мнению, источником угроз.
3. Определите те негативные последствия, к которым может привести эта угроза.

Типы угроз

События, являющиеся источником угрозы

Возможные результаты угроз

1. Экономические

Захват рынков более дешевой иностранной продукцией

Утрата собственного производства и продовольственной безопасности

2. Военные

Наращивание военного потенциала стран НАТО

Война за наши ресурсы (Сибирь, территории)

3. Культурные

Вестернизация

Утрата собственной культуры и национальной идентичности

4. Религиозные

Религиозный фундаментализм как реакция на глобализацию

Террористические акты, война всех против всех, угроза использования биологического или ядерного оружия террористами

*4. Проведите анализ.
Обратитесь к первоисточнику – документы: «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (раздел 
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития, пункты 8–20). Ответьте на вопросы (устно):
1. Как характеризуется в данном документе ситуация в современном мире?
2. Какую внешнюю политику планирует проводить Россия в современном мире? На каких принципах будет основываться её внешняя политика?
3. Перечислите внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в современном мире.
4. Что является фундаментом предотвращения угроз национальной безопасности Российской Федерации.

*5. Творческое задание.
А. На политической карте мира покажите страны «Большой восьмёрки».

 §1–3. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Б. На политической карте мира найдите страны НАТО (Организации Северо-Атлантического Договора) и пересилите их.

Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония.

*6. Работа с учебником.

1. Используя учебник, заполните таблицу «Продовольственная безопасность»:

Понятие продовольственной безопасности

Составляющие продовольственной безопасности

Состояние экономики страны, при котором обеспечиваются продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании в объемах не меньше рационального

Продовольственная независимость

Экономическая доступность продовольствия

Рациональные нормы потребления

Физическая доступность продовольствия

2. Основываясь на материале учебника, заполните пропущенные строки таблицы.

Основные угрозы безопасности Российской Федерации

Примеры

Наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи её государственной границы

Война в Украине с сепаратистами (ДНР и ЛНР)

Незавершённость международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами

Отсутствие мирного договора с Японией и незавершённость правового оформления принадлежности Южно-Курильских островов Российской Федерации

Деятельность международных террористически и экстремистских организаций по переброске на территорию России своих групп, средств террора с целью организации диверсий

Постоянные теракты в Дагестане и Чечне, убийство Немцова

Активизация преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, товаров и грузов, культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции

Перевоз героина из Афганистана в РФ, незаконная миграция из стран Азии (чего было бы легко избежать при визовом режиме со Средней Азией)

*7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «оборона Российской Федерации». Найдите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Вооружённые силы, стратегическое сдерживание, ответный удар, предотвращение глобальной и региональных войн, уровень государственного внутреннего и внешнего долга, преобладающее превосходство в ядерном оружии.

Ответ: уровень государственного внутреннего и внешнего долга.

*8. Установите соответствие между понятиями и их примерами.
ПОНЯТИЯ:
А. Основные направления организации обороны Российской Федерации.
Б. Основные полномочия Президента Российской Федерации.
ПРИМЕРЫ:
1. Утверждение программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирование проведения указанных испытаний.
2. Прогнозирование и оценка военной опасности и военной угрозы.
3. Планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления экономики страны на работу в условиях военного времени.
4. Утверждение структуры, состава Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск.

А

Б

2,3

1, 4

*9. Работа с учебником.
1. Пользуясь текстом Федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», а также используя текст учебника (§5), занесите в таблицу основные понятия этого закона.

Понятия ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Их значение

Призыв на военную службу

Установленное законом привлечение граждан для исполнения воинской обязанности в рядах вооруженных сил и других войсках; составная часть комплектования вооружённых сил личным

Защита Отечества

Это священный долг и обязанность каждого гражданина России по защите России

Мобилизация

Перевод вооружённых сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны

Военное положение

Правовой режим в государстве и его части, как правило, в военное время, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии

Военное время

Период, в течение которого два государства, группа государств либо политические силы внутри одного государства находится в состоянии войны между собой

Альтернативная гражданская служба

В РФ представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы по призыву

2. В нашей стране установлено два почётных звания для городов, проявившие себя доблестно в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны – город-герой и город воинской слав.
А. Дайте определения понятий. При ответе используйте материалы учебника и дополнительные источники – интернет-ресурсы:

Город-герой – высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Союза ССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1942–1945 годов.
Город воинской славы – почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Б. Найдите их на карте России, Украины и Белоруссии.
В. Заполните таблицу. В графе «Города воинской славы» перечислите города, которые в годы Великой Отечественной войны являлись крупными военно-морскими базами ВМФ СССР, обеспечившими выполнение значимых военно-морских и десантных операций советских войск и сил флота.

Города-герои России

Города воинской славы

Ленинград

Кронштадт

Одесса

Архангельск

Севастополь

Петропавловск-Камчатский

Волгоград

Полярный

Киев

Феодосия

*10. Заполните таблицу.
Используя текст ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», заполните таблицу.

Составляющие воинской службы граждан Российской Федерации

Толкование их законом

1. Воинский учёт

Государственная система регистрации призывных и мобилизованных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии

2. Обязательная подготовка к военной службе

Развитие навыков и умений, а также получение знаний в области допризывной подготовке к военной службе

3. Призыв на военную службу

Медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, явка в комиссариат

4. Прохождение военной службы по призыву

Процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания

5. Пребывание в запасе

Состояние человека, при котором он находится в резерве

6. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Мероприятия для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе

*11. Ситуационные задачи.
1. Николай родился в Казахстане, в г. Уральские в семье специалиста, получившего направление на один из местных заводов после окончания Ленинградского Военно-механического института. Вскоре Николай лишился матери, погибшей в автокатастрофе, и его воспитывал один отец. Николай закончил школу и был призван в ряды Вооруженных Сил Республики Казахстан, где успешно прошел военную службу. Во время пребывания Николая в армии его отец переехал на постоянное место жительство в Россию. Николай после увольнения в запас переехал к отцу. Вскоре отец и сын получили российское гражданство по упрощенной процедуре. Николай встал на воинский учёт, а через три месяца ему пришла повестка о призыве на военную службу. 
1. Законен ли призыв Николая Смирнова на военную службу? 
2. На основании каких статей ФЗ РФ было принято такое решение? 
3. Имеет ли Николай право на освобождение от призыва на военную службу? Если имеет, то на основании какой статьи закона «О воинской обязанности и военной службе»?

1. Не законен.
2. Нет таких статей, призывная комиссия действует незаконно.
3. У РФ договор с Казахстаном о двойном гражданстве, таким образом, согласно статье 23, если человек отслужил в Казахстане, он освобожден от службы в РФ.

2. Студент НИУ «Высшей школы экономики» был отчислен из университета за академическую задолженность и неоднократные пропуски занятий. Попытки восстановиться в университете успехом не увенчались. 15 октября работник военного комиссариата вручил ему повестку о явке в военкомат для призыва в ряды Вооружённых Сил РФ.
1. Законны ли действия работников военного комиссариата?
2. На основании каких статей ФЗ РФ ими было принято решение о призыве бывшего студента на военную службу?

1. Действия законны.
2. Статься 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», статья 24.

3. При прохождении медицинского освидетельствования при постановке на воинский учёт учащийся 11-го класса М. получил заключение о годности к военной службе по категории Г.
1. Что означает данная категория годности к военной службе?
2. На какой срок она даётся?
3. Какие последствия наступают после её присвоения для М.?
4. На основании какой статьи ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» она присваивается?

1. Временно не годен.
2. 6 месяцев.
3. Отсрочка от призыва до излечения.
4. 23 статься, п. а.

*12. Творческое задание.
Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования гражданина при постановке на воинский учёт и при призыве на военную службу.

 §4–5

*1. Дайте определения и заполните таблицу.
1. Используя свои знания, сформулируйте понятия «задачи» и «функции».

Задачи – проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.
Функции – явление, зависящее от другого явления и изменяющееся по мере изменения другого.

2. Выполняя задание, пользуйтесь учебником и дополнительными источниками информации, например, официальным сайтом МЧС России.

Задачи МЧС

Функция МЧС

1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России

1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России

2. Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

2. Разрабатывает документальную базу

3. Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

3. Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Окончание таблицы

4. Осуществление нормативного регулирования и целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России

4. Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесённым к компетенции МЧС России

5. Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ

5. Осуществляет информационное регулирование

*2. Проведите анализ. 
В приведённом фрагменте документа перечислены основные задачи РСЧС. Впишите пропущенные задачи в тетрадь.

Основные задачи РСЧС:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм;
3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; 
4) подготовка населения к действиям при ЧС;

5) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9) ликвидация ЧС;
10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11) реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

*3. Заполните схему «Структура РСЧС».

 §7

*4. Ситуационная задача.
На химическом комбинате в городе N-ске возникла угроза выброса в атмосферу чрезвычайно ядовитого химического вещества. Несмотря на принимаемые руководством и персоналом комбината меры угроза выброса этого вещества сохраняется. Директор комбината доложил о сложившейся ситуации руководству региональной службы МЧС.
1. Какой режим деятельности устанавливается для сил и средств местного подразделения РСЧС?
2. Какие мероприятия должны быть проведены в соответствии с переходом на новый режим службы регионального подразделения МЧС?

1. Режим чрезвычайной ситуации.
2. Информирование жителей о порядке дальнейших действий, эвакуации, устранение чрезвычайной ситуации.

*5. Ответьте на вопросы.
1. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно?

В нашей стране номинально личность человека является ценностью, а значит и её безопасность должна обеспечиваться законодательно.

2. Какие нормативно-правовые акты регламентируют деятельность государства по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Ответ на этот вопрос оформите в виде таблицы.

НПО, регламентирующие общие вопросы безопасности (вид документа)*

НПО, регламентирующие вопросы профилактики техногенных ЧС

НПО, регламентирующие профилактику эпидемий и других ЧС природного характера

Доктрина

Государственный стандарт

Государственный стандарт

Указ Президента

ФЗ

ФЗ

ФЗ

Постановления Президента

Постановления Президента

*Под видом документа обычно понимают то, каким органом власти издан документ, какой юридической силой он обладает (например, Конституционный закон, Федеральный закон, постановление Кабинета Министров (Правительства РФ) и т.д.).

3. Какие мероприятия проводятся министерствами, ведомствами, предприятиями по вопросам обеспечения безопасности, предупреждения ЧС различных видов? Ответ оформите в виде таблицы. В скобках в конце ответа укажите ведомство, проводящее эти мероприятия.

Профилактика проблем радиационной безопасности

Профилактика возникновения ЧС техногенного характера

Профилактика эпидемий и подобных ЧС природного характера

Утверждение нормирования

Определяет политика в данной сфере

Издает законы и акты

Регулирование обращения с отходами радиоактивными

Ввод режима ЧП

Определяет порядок сбора информации

Разработка политики

Вносит предложения по профилактике

Устанавливает федеральный уровень реагирования

Федеральные программы

Привлекает войска

Создает фин-вые резервы

Правительство РФ Президент Правительство РФ

*6. Проведите анализ.
Ниже дан перечень задач ГО РФ. Помимо реальных задач ГО РФ в перечень попала одна неправильная. Найдите её.
1. Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в опасных и чрезвычайных ситуациях.
2. Организация и проведение спасательных и необходимых работ.
3. Проведение вакцинации населения в случае угрозы возникновения эпидемий и других подобных ЧС природного характера.
4. Защита продуктов питания и воды от химического и радиоактивного заражения.
5. Создание запасов средств индивидуальной противохимической защиты.
6.
 Обеспечение светомаскировки в военное время.

Ответ: 6. Обеспечение светомаскировки в военное время.

*7. Ситуационная задача.
В ходе вооружённого конфликта между государствами NN и ММ одна из сторон нанесла массированный удар по промышленному центру XX. Однако авиационный удар был нанесён не по предприятиям ВПК, а по жилым кварталам города XX. Журналисты, прибывшие на место нанесения удара, в своих репортажах рассказывали об обширных разрушениях и жертвах. Укрытия и бомбоубежища были иссечены пластиковыми и металлическими поражающими элементами, провалившимися «внутрь себя» под воздействием «странной» ударной волны. Международная общественность была шокирована результатами этого варварского преступления против мирных жителей.
1. Основываясь на характерных признаках поражения зданий, сооружений и населения, определите, какой тип оружия был применён нападавшей стороной во время налёта?
2. Какие конкретно виды боеприпасов были применены во время налёта?

Авиационные бомбы (было бы странно, если бы применили что-то другое во время авианалёта).
Кассетные бомбы.

*8. Творческое задание.
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщения на темы:
1. «Обычные боеприпасы с готовыми поражающими элементами»;
2. «Боеприпасы объёмного взрыва».
В сообщениях обязательно приведите пример войны (военных конфликтов), в которых стороны применяли подобные боеприпасы.
Ответьте на вопросы:
1. В какое время появились подобные боеприпасы (с точностью до десятилетия)?

В 1960 г.

2. Вооружённые силы какой страны их применили первыми?

США.

3. В войне против какого государства были впервые применены шариковые бомбы и боеприпасы объёмного взрыва.

Вьетнам.

*9. Творческое задание.
Подготовьте краткое сообщение по истории создания ядерного оружия. В нём обязательно отразите следующие моменты:
1. Имена ученых, которые занимались исследованиями в области ядерного оружия и их вклад в разработку этой темы.
2. Наименование и содержание ядерных проектов СССР и США по разработке ядерного оружия и их вклад в разработку этой темы.
3. Даты и события, включая географические пункты испытания и применения ядерного оружия.
Составьте подробный план сообщения и запишите его в тетрадь.

1. Первые немецкие разработки.
2. Холодная война.
3. Кража советскими учеными американских разработок.
4. Бессмысленно испытание ядерного оружия.

*10. Заполните таблицу «Поражающие факторы ядерного взрыва», используя учебник и дополнительную литературу.

Поражающий фактор ядерного взрыва

Действие фактора

Характер воздействия на человека

Способы защиты

1. Свет

1. Сжигает все живое

1. Человек сгорает

1. Зайти за препятствие, в бомбоубежище

2. Волна взрывная

2. Взрывная волна. Механическое

2. Разрыв органов

2. Упасть по направлению к взрыву

3. Радиация

3. Радиационное излучение

3. Лучевая болезнь

3.Уйти из зоны поражения, меры борьбы с радиацией, убежище

4. Температура

4. Термическое

4. Тепловое поражение

4. Спрятаться

5. Электромагнитный импульс

5. Электромагнитное

5. Нет

5. Убрать аппаратуру

*11. Ситуационная задача.
По городу N-ску был применён ядерный боеприпас. Во время эвакуации часть жителей подверглась воздействию ядерного оружия, оказавшись после прохода радиоактивного облака в зоне умеренного поражения. Ось зоны располагалась в направлении северо-восток – юго-запад. Ты оказался старшим группы. Тебе поставлена задача – за минимальное время группе покинуть зону поражения. Время после взрыва – 7 часов. До этого группа находилась в противорадиационном укрытии, оборудованном всеми необходимыми устройствами, кроме запасов пищи. В момент ядерного удара дул сильный ветер, скорость его составляла в среднем 18 м/с.

1. Какую форму приобретёт зона радиоактивного заражения под воздействием ветра?

Вытянется.

2. В каком направлении необходимо вести группу, чтобы покинуть зону радиоактивного поражения?

Нужно идти против ветра.

3. От таких факторов зависит уровень радиации в зоне радиоактивного заражения местности?

От направления ветра, от погоды.

*12. Дайте определение и заполните таблицу.

1. Химическое оружие – это один из видов оружия массового поражения, чье поражающее действие основано на использовании боевых токсических веществ.

2. Заполните таблицу «Химическое оружие и способы защиты».

Тип ОВ

Признаки поражения

Способы защиты

Нервнопаралитического действия

Поражают нервную систему

Специальная одежда, противогаз

Кожно-нарывного действия

Покраснение кожи, образование на ней мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные, через 2-3 суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы

Специальная одежда

Общеядовитого действия

Металлический привкус во рту, раздражение в горле, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич

Специальная одежда, противогаз

Удушающего действия

Удушье, затруднение дыхания

Специальная одежда, противогаз

Психохимического действия

Психологическая подавленность и физическое угнетение

Специальная одежда, противогаз

Раздражающего действия

Вызывают жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания

Специальная одежда, противогаз

*13. Творческое задание.
Составьте краткое сообщение по истории разработки и применения химического оружия, отвечая на следующие вопросы: 
1. В какой стране были разработаны и первые образцы химического оружия? 
2. В какой войне и в каком сражении были впервые применены образцы боевых отравляющих веществ? 
3. Какой это был газ и почему он получил такое название? 
4. При помощи каких систем оружия и приборов применялось химическое оружие на первом этапе его существования? 
5. Почему отравляющие вещества массированно не применялись в годы Второй мировой войны? 
6. Приведите примеры локального применения химического оружия фашистами в годы Второй мировой войны. 
7. Какие средства защиты применялись воюющими сторонами для защиты своих военнослужащих в годы Первой мировой войны? 
8. Кто изобрёл фильтрующий противогаз, и на вооружение какой армии он был принят первым? 
При подготовке сообщения используйте дополнительные источники информации.

*14. Ситуационная задача.
Ты остался во главе большой группы школьников подростковой и детского возраста в детском лагере. Помещения пригодны для проживания, имеются: пресная вода в герметично закрытых канистрах, продовольствие в виде порционных сухих пайков, медицинские препараты, в том числе и перевязочные, большое количество разнообразного спортивного и туристского оборудования. Лагерь расположен на холме, обычно обдувается северо-западным и юго-восточным ветрами. Однако взрослых в лагере нет. В районе произошла техногенная ЧС. По телевизору Ты узнаешь о ЧС. Облако ядовитого химического вещества движется в сторону лагеря, оно достигнет его через 4 часа. Транспорта в лагере нет, ученики начальной школы, которых в лагере около 30%, длительную дорогу не выдержат. Остаётся одно – подготовить защиту ребят своими силами из имеющихся подручных материалов. В лагере в достаточном количестве имеются клейкая лента (скотч), нитки, есть 3 швейные машинки в рабочем состоянии.

1. Что можно использовать в качестве защитных средств и каким образом? 
А) для защиты кожи – 
из брезентовых палаток можно сделать простые костюмы химической защиты;
Б) для защиты глаз – использовать очки (наверняка есть на складе) для плаванья или зимних видов спорта;
В) для защиты органов дыхания  марлевые повязки сделать следует многослойными.

2. Какие приспособления и защитные средства можно изготовить своими руками?
А) для защиты кожи – можно сделать из палаток и перчатки и одежду в целом (самые простые);
Б) для защиты глаз – герметизировать очки клейкой лентой;
В) для защиты органов дыхания – марлевые повязки.

*15. Заполните таблицу «Поражающие средства биологического оружия». При ответе используй дополнительные источники информации.

Поражающие средства биологического оружия

Способы применения

Для поражения людей

Бактерии чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, холеры, сапа и др.; вирусы натуральной оспы, желтой лихорадки, венесуэльского энцефаломиелита лошадей и другие

Для поражения животных

Возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, чумы свиней, туляремии, сибирской язвы, сапа, африканской лихорадки свиней, ложного бешенства и другие

Для уничтожения растений

Возбудители хлебных злаков, насекомые – вредители

*16. Заполните таблицу «Признаки применения биологического оружия и основные способы защиты».

Основные признаки применения биологического оружия

Основные способы защиты от биологического оружия

организационные

медицинские

Прямые и косвенные

Гигиеническое воспитание солдат и сержантов, обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты

Вакцинопрофилактика, экстренные общая и специальная профилактика, изоляционно-ограничительные мероприятия (обсервация и карантин), лечебно-эвакуационные мероприятия (в медицинские пункты и госпитали) и др.

Срабатывание специального прибора, подающего сигналы о применении биологического оружия

Совершен при инверсии или изотермии полет крылатой ракеты или самолета

Найдены контейнеры с теплозащитным покрытием и парашютной системой

Вокруг мест глухих взрывов обнаружены: тонкостенные осколки из легких металлических

*17. Дайте определение терминов и понятий.

Эпидемия – широкое распространение какой-нибудь заразной болезни.

Пандемия – эпидемия, охватывающая население значительной части страны или ряда стран.

Очаг биологического поражения – город, населенные пункты или объекты экономики, которые подверглись заражению.

Обсервация – система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, жёлтой лихорадке.

Карантин – временная изоляция лиц, соприкасавшихся с заразными и больными или перенёсшими эпидемическую болезнь.

Бактерии – одноклеточные растительные организмы.

Вирусы – мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни.

Грибки – разговорное название целого ряда инфекционных заболеваний кожи и ногтей, которые вызываются болезнетворными грибками и передаются от человека к человеку.

Токсины – яд биологического происхождения.

*18. Ситуационная задача.
В твоей школе проводятся учения регионального управления МЧС. В ходе учений их руководитель дал «вводную» – весь педагогический состав школы в результате ЧС природного характера вышел из строя. Тебе поручается разработать план создания в школе штаба и служб гражданской обороны.
Разработайте и оформите письменно следующие проекты документов:
1. Структуру штаба и служб ГО с предложением кандидатов на должности их руководителей;
2. Определи (в краткой форме) задачи и средства, которыми должен располагать штаб и службы ГО.
Задание выполнить в рабочей тетради (письменная часть) и на отдельном листе (графическая часть).

1. Структура штаба и служб ГО школы – начальник штаба; заместитель начальника штаба по боевой и оперативной подготовке; помощник начальника штаба по связи и оповещению; помощник начальника штаба по пропаганде ГО.

2. Задачи и средства штаба и служб ГО – оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие них; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

*19. Работа с учебником.
Перечислите основные задачи Гражданской обороны и способы их решения в мирное и в военное время, а также основные способы их решения силами и средствами формирований гражданской обороны.

1. Задачи ГО в военное время – срочное захоронение трупов в военное время; восстановление и поддержание порядка в районах; борьба с пожарами; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

2. Способы решения задач ГО в военное время – создание эвакуационных органов всех уровне; сбор погибших, их доставка к местам захоронения.

3. Задачи ГО в мирное время – обучение населения в области гражданской обороны.

4. Способы решения задач ГО в мирное время – осуществление мероприятий по повышению уровня подготовки личного состава НАСФ; организация подготовки руководящего состава ГО и всех категорий населения по ГО с применением современных обучающих методик и технических средств.

*20. Работа с учебником.
Перечислите основные направления осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Подробно охарактеризуй одно из них.
Основные направления осуществления инженерно-технических задач гражданской обороны:

1. Экологические мероприятия.
2. Экономические мероприятия.
3. Технологически мероприятия.
4. Инженерно-технические мероприятия.
5. Организационные мероприятия.

Наименование направления осуществления инженерно-технических задач гражданской обороны:инженерно-технические.

Его подробная характеристика: инженерно-технические мероприятия являются комплексом мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушения, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно—спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

*21. Заполните таблицу «Защитные сооружения гражданской обороны».

Защитные сооружения (понятие)

Предназначены для защиты людей от современных средств поражения

Типы защитных сооружений (по устройству и предназначению)

Убежища

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

Щели

Специально оборудованное помещение или сооружение для укрытия от пуль, бомб, снарядов или отравляющих веществ

Защищают от радиоактивного заражения, светового излучения и ослабляют воздействие ударной волны

открытые

перекрытие

Простейшее укрытие для личного состава

Защищает полностью от огня стрелкового оружия, осколков снарядов, минометных мин

*22. Дайте определения.

Защитные сооружения гражданской обороны – предназначены для защиты людей от современных средств поражения.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вызову (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города.

Эвакуация – вызов людей, учреждений, имущества из опасных местностей преимущественно во время военных действий, перевозка раненых с театра военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов.

Средства индивидуальной защиты – используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Типы средств индивидуальной защиты:
– фильтрующие 
– средства из материала, пропитанного специальными составами, обеспечивающими нейтрализацию или сорбацию АХОВ;
– изолирующие – являются специальными средствами защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от всех вредных примесей, содержащихся в воздухе;
– специальные – определенные средства, предназначенные для использования в ЧС с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений;
– простейшие (подручные) – марлевые повязки, полотенца, то, что можно сделать на месте из подручных средств.

*23. Заполните таблицу «Чрезвычайные ситуации природного характера».
При заполнении столбца «Причины возникновения» используйте общий перечень причин, изложенный в учебнике.

Виды стихийных бедствий

Краткая характеристика

Причины возникновения

Меры и способы защиты

Характерно ли для региона, в котором ты проживаешь?

Землетря-сения

Это подземные толчки и колебания земной поверхности

Возникновение в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Возникает в результате постоянных активных процессов, происходящих в глубинах Земли

Покинуть здание, строительство специальных зданий

Нет

Вулкани-ческая де-ятельность

Извержение вулкана или выброс пепла

Покинуть место извержения

Нет

Оползни

Резкое смещение большой массы породы

Покинуть зону поражения

Нет

Сели

Сход грязевого потока

Покинуть зону поражения

Нет

Наводне-ния

Резкое поднятие уровня воды

Строить дамбы

Да

Сход снеж-ных лавин

Перемещение снежных масс

Покинуть зону поражения

Нет

Ливни

Большие осадки

Природные

Строения и хороший фундамент

Да

Грозы

Дожди с молниями

Природные

Громоотводы

Нет

Ураганы и штормы

Сильный ветер

Природные

Капитальные здания

Да

Торфяные пожары

Подземное горение торфяников

Поджоги, халатность

Смешать торф, обводнение болот

Да

Лесные пожары

Пожар в лесу

Поджог, халатность

Штрафы, строгий закон

Да

*24. Заполните таблицу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
При заполнении столбца «Причины возникновения» используйте общий перечень причин, изложенный в учебнике.

Виды стихийных бедствий

Краткая характеристика

Причины возникновения

Меры и способы защиты

Характерно ли для региона в котором ты проживаешь?

Техногенные пожары и взрывы

Пожар или взрыв на предприятии

Халатность

Быстрое тушение пожара

ЧС на хими-чески опасных объектах

Выбросы АХОВ

Халатность

Действовать в соответствии с выброшенным веществом

ЧС на радиа-ционно опас-ных объектах

Выбросы радиации возможны

Халатность

Эвакуация, меры радиационной защиты

ЧС на гидро-технических сооружениях

Прорыв плотины

Халатность

Эвакуация населения

*25. Ситуационные задачи.
A. Ты с друзьями отправился в лес, по грибы. Стоил июль, было жарко и душно, но внезапно налетел ветер, небо покрылось тяжелыми грозовыми тучами, пошёл дождь, а потом началась гроза. Поскольку дождь был очень сильный, вы укрылись под кроной раскидистого высокого дерева, стоящего посреди широкой поляны 
1. Правильно ли ты выбрал место для того, чтобы переждать грозу? 
2. К каким последствиям может привести такой выбор? 
3. Где нужно укрываться от грозы, чтобы обеспечить безопасность тебя и твоих товарищей?

1. Нет.
2. В дерево может ударить молния и может начаться пожар.
3. Выйти на открытое пространство, лучше мокнуть под дождем, чем умереть от удара током.

Б. В доме, где ты с друзьями отмечал день рождения, возник пожар. Загорелась квартира этажом ниже, причём очаг пожара возник именно в прихожей, сразу запылала дверь, проход по лестнице стал невозможен. Дом оборудован лифтом, он находится в рабочем состоянии. Проход на чердак закрыт, ключи находятся у дворника, он живет в этом же подъезде на последнем этаже и в этот момент был дома. 
Опишите свой план действий в данной ситуации.

Выйти и спокойно спуститься по лестнице, этот сценарий фантастический, ведь если лестница недоступна, то и лифт тоже.

*26. Творческое задание.
1. В России разработана Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года».
Изучите её и ответьте на вопросы устно.
1. В чём заключается целевая ориентация Программы?
2. Каких последствий ожидает руководство страны в результате реализации этой Программы?
2. Перечислите основные задачи региональных и территориальных центров мониторинга за чрезвычайными ситуациями различного типа:

Сбор, анализ и обработка исходной информации по природным, техногенным и биолого-социальным опасностями ее периодическое обновление. 
Сбор исходной информации по нарушениям санитарно-охранных зон потенциально-опасных объектов и производств и выработка предложений в пределах своей компетенции. 
Регулярное получение прогностической информации от субъектов мониторинга в рамках СМП ЧС ЕАО ее комплексный анализ. 
Регулярная подготовка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов ЧС и оперативная передача их оперативному дежурному центра и РЦМП ЧС ДВРЦ, главам МО области, руководителям предприятий и учреждений области.
Своевременная подготовка уточненных прогнозов в режимах повышенной готовности и режимах ЧС их и оперативное доведение их до штаба ликвидации ЧС.
Организация мониторинговых наблюдений за экологической обстановкой. Организация мониторинговых наблюдений циклических природных явлений, других опасностей и регулярная передача данных об опасности в РЦМП ЧС ДВРЦ МЧС России, ТЦМП субъектов региона.

*27. Дайте определение понятий и терминов.

Мониторинг – постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов и прогнозов развития.

Уровни мониторинга – глобальный, локальный.

Наземные средства мониторинга – датчики.

Авиационные средства мониторинга – зонды, беспилотники, самолёты.

Космические средства мониторинга – съёмка со спутников.

*29. Ситуационная задача.
Правительство одного из субъектов Российской Федерации планирует серьёзную модернизацию экономики региона. Заключается она в создании сети предприятий новых, высокотехнологичных отраслей. Создаваться они будут на базе разработок учёных местного регионального отделения Российской академии наук. Одновременно ведутся переговоры с рядом отечественных и зарубежных предприятий близких и смежных отраслей. Достигнута договорённость о государственном и частном кредитовании реформы экономики региона.
Без проведения какого мероприятия планы регионального руководства так и останутся благими пожеланиями?

Без мониторинга отрасли будет ли вообще эффективно в данном регионе строить предприятия, будет ли безопасно?

*30. Перед тобой перечень нескольких крупнейших катастроф в мировой истории. Выбери из них антропогенные катастрофы, из антропогенных – экологические. Кратко обоснуй ответ.
1. Взрыв вулкана на острове Санторин. Гибель Критской цивилизации.
2. Лиссабонское землетрясение.
3. Эпидемия чумы в Лондоне.
4. Исчезновение Аральского моря.
5. Авария на химическом комбинате компании «Юнион Карбайт» в г. Бхопал в Индии.
6. Гибель «Титаника».

Ответ: 3 – А; 4 – АЭ; 5 – АЭ; 6 – А.

*1. Творческое задание.
Используя дополнительные источники информации, раскройте сущность разных видов терроризма. Дайте определения некоторым понятиям.

Террористы-националисты – обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этической группы.

Религиозные террористы – обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей религиозной группы, или религиозные фанатики жаждущие обратить в свою веру.

Левые экстремисты – радикалы, хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим строем.

Правые экстремисты – консервативные террористы, выступающие за сильную власть.

Террористы-анархисты – выступают за анархию и безвластие.

Политический экстремизм – сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков, одно из следствий ненормального развития человеческой цивилизации.

Международный терроризм – специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX – началу XXI века.

Субъект терроризма – отдельные лица или неправительственные организации подвергающиеся нападениям террористов за свои взгляды, убеждения или деятельность.

*2. Ситуационная задача.
А. При проведении террористического акта в руки экстремистов попали два школьных товарища – Саша и Сергей. Саша с момента захвата стал демонстрировать свой твёрдый характер и полное презрение к захватившим его террористам – отказывался от пищи и воды, пытался оказывать сопротивление, разговаривал исключительно на повышенных тонах, отказывался выполнять указания террористов. Сергей повёл себя иначе – молчал, когда его не спрашивали, ел и пил, что давали, не раболепствовал и не заискивал, но старался не привлекать внимание террористов ни своим поведением, ни своей речью.
Кто из ребят вёл себя правильно и почему?

Сергей, так как у него больше шансов выжить. Террористы – неблагородные пираты и убьют любого, кто попытается им противостоять без оружия, к тому же так у Саши меньше шансов дождаться помощи, да и террористы будут воспринимать его как угрозу для себя, выше шанс, что его просто убьют.

Б. Во время террористического акта в театральном центре на Дубровке в г. Москва случайно попавший в число заложников офицер ФСБ передавал сведения о террористах, набирая тексты сообщений пальцами ног. (Ему удалось спрятать мобильный телефон и расположиться так, чтобы не привлекать внимание террористов.)
1. Как ты думаешь, кому и о чём передавал информацию этот офицер?
2. Какую информацию передавал бы ты на месте этого офицера?

1. Коллегам, о террористах.
2. Количество людей, террористов, их расположение, есть ли бомбы, какое вооружение, как себя ведут, кому звонят.

*3. Проведите анализ.
Прочитайте статью 21 Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму» и ответьте на вопросы:
1. Какая организация в Российской Федерации признаётся террористической?
2. Какие меры принимаются к этой организации?
3. Какой орган государственной власти Российской Федерации вправе принять такое решение?
4. Что происходит с имуществом организации, признанной террористической?

Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты – данная статья никакого отношения к поставленным вопросам не имеет.

*4. Творческое задание.
Назовите факторы, способствующие возникновению и распространению терроризма и экстремизма в Российской Федерации. Охарактеризуйте один из факторов. Используя дополнительный материал, приведите пример террористического акта, возникшего в результате воздействия этого фактора.

1. Непродуманная религиозная политика.
2. Непродуманная этническая политика и нарастание этнической напряженности.
3. Несправедливость общества.
4. Государство, которое не исполняет свои функции.
Этническая политика, направленная на насильственное удержание Чечни в составе РФ привела к захвату детей в Бесланской школе. Если бы мы спокойно отпустили Чечню, ввели визовый режим, поставили мощный кордон, то никаких бы проблем не было бы. В конце концов, мы же гарантировали свободу самоопределения наций.

II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

*1. Заполните схему.

 §17

*2. Заполните таблицу «Основы здоровья человека».

Составляющие физического здоровья человека

Примеры

1. Здоровый сон

8 – 9 часов

2. Адекватная нагрузка

Отсутствие переутомлений

3. Избегание стрессов

4. Разумное питание

Сбалансированное питание

5. Двигательная активность

Зарядка, упражнения

6. Отсутствие вредных привычек

7. Соблюдение режима работы и отдыха

*3. Творческое задание.
Проанализируйте свой режим дня. Для этого заполните таблицу и сделайте выводы по следующим критериям:
1. Рационально ли спланировано твоё питание?
2. Рационально ли распределено твоё учебное время, время отдыха и время на занятия спортом?
3. Отводишь ли ты достаточно времени на свою двигательную активность?
4. Занимаешься ли ты физическим трудом?
5. Достаточно ли ты времени тратишь на соблюдение правил личной гигиены?
Если в твоём распорядке дня нет каких-то мероприятий, поставь прочерк и подумай, может быть, стоит их ввести в твой распорядок дня?

Распорядок дня

Время

Подъём

7:00

Утренняя физическая зарядка

7:05

Утренний туалет

7:25

Дорога в школу

7:45

Школьные занятия (включая факультативы, элективные курсы, кружки)

До 14:00

Дорога из школы

14:15

Обед

15:00

Приготовление домашнего задания

До 18:00

Помощь по дому

С 18:00 по 19:00

Занятия в спортивной секции (художественной или музыкальной школе, театральной студии и т.д.), включая дорогу туда и обратно

С 19:00 по 21:00

Ужин

21:00

Личное время (компьютер, телевизор, книги или занятие своим хобби)

До 23:00

Сон

С 23:00 по 7:00

Анализ распорядка дня: достаточно рационально, но мало времени на свои интересы (книги, игры); хотелось бы больше отдыхать.

*4. Заполните таблицу «Табакокурение и его вред».

Вредные вещества, содержащиеся в табаке

Как влияют на организм

Какие заболевания вызывают

Смолы

Действуют как канцерогенные вещества

Рак, воспаления

Никотин

Ухудшает кровь

Отравления, зависимость, паралич дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы

Токсичные газы

Угнетение и разрушение нервной системы

Поражают нервную систему

*5. Творческое задание. 
Курение приводит ко многим болезням. Перечислите эти болезни. Назовите одну из них, которую вы считаете самой опасной для себя, обоснуйте свой ответ. Оформите результаты вашего исследования в виде материала для прессы.

Болезни, к которым может привести курение: рак, бронхит, воспаление легких, снижение гемоглобина, болезни полости рта.

Особо опасной болезнью, по моему мнению, является рак, так как в России рак – это почти приговор, к тому же может быть и у пассивного курильщика, который, по сути, ни в чём не виноват.

*6. Ситуационная задача.
В 80-е прошлого века весь мир охватила новая молодёжная мода. Юноши и девушки танцевали брейк-данс. Танец включал акробатические и силовые элементы и требовал очень хорошей спортивной, акробатической подготовки. Взрослые к этому увлечению сначала относились настороженно. Но вскоре отношение изменилось, этот танец стали пропагандировать в школах, организовывались кружки и секции любителей этого танца. Подростки, которые занимались брейк-дансом, начинали вести здоровый образ жизни и даже не думали о курении и слабоалкогольных напитках.
Объясните, почему танцоры избегают курения. Представьте себе танец, похожий на современный хип-хоп, и объясните, как курение влияет на способность танцоров переносить физические нагрузки.

Курение вызывает отдышку как минимум, что явно не способствует хорошему танцу, ведь для такого быстрого стиля очень важно отлично дышать, а не задыхаться.

*7. Ситуационная задача.
Во время прогулки по городскому парку ты с приятелями обратил внимание на подростка, который сидел на скамейке и был какой-то странный, не такой, как окружающие. Его осознание явно было заторможенным, он часто и неглубоко дышал, его мучили позывы к рвоте, его «шатало» – у него явно кружилась голова. Подростку было на вид лет двенадцать, а рядом на скамейке лежала полупустая сигаретная пачка. Вы с приятелями поняли, что подросток отправился табаком.
Какие действия вы предпримите в этой ситуации? В ответе выделите 3 этапа действий. Подробно опишите 2-й этап.

1. Обеспечить доступ свежего воздуха.
2. Для приведения в сознание дать понюхать нашатырный спирт или уксус, уксусом можно натереть виски. 
Организовать срочное промывание желудка свежеприготовленным раствором (0,1%) калия перманганата (марганцовки) или взвесью активированного угля.
Обеспечить обильное питье (вода, чай или молоко).
Уложить пострадавшего на бок, для предупреждения аспирации рвотными массами.
При нарушении дыхания провести длительное искусственное дыхание (если знаете, как это делается).
3. Если у пострадавшего отсутствует сознание и при других тяжелых состояниях, необходим вызов «скорой» и квалифицированная помощь врача.

*8. Заполните схему, используя материал учебника (§19).
Назовите органы человека, на которые отрицательно влияет употребление алкоголя.

 §19

*9. Творческое задание.
Подготовьте сообщение на тему «О вреде употребления слабоалкогольных напитков подростками» и его развёрнутый план, который должен соответствовать следующим требованиям: он должен полностью раскрывать проблему; быть актуальным; раскрывать ситуацию с подростковым пьянством и алкоголизмом в России; содержать ссылки на действующие нормативно-правовые законодательные документы по рассматриваемой проблеме.

*10. Ситуационная задача. 
Однажды, когда ты находился один в своей квартире, к тебе постучала соседка. Она была сильно расстроена, плакала. Как оказалось, её сын отравился алкоголем: потерял сознание. Телефон у соседки был давно отключён за неуплату. Сбивчиво изложив ситуацию, соседка умоляла ей помочь. (Был рабочий день, и взрослых в других квартирах не было.)
1. Каким образом ты поступишь?
2. Что ты сделаешь в первую очередь?
3. Будешь ли ты оказывать помощь пострадавшему? Если будешь, то как?

Вызову скорую помощь. Не стоит помогать в таком случаи, ведь тут нужен квалифицированный специалист, к тому же человек в пьяном состоянии может быть опасен для меня.

*11. Ответьте на вопросы устно.
1. Объясните, почему наркотики опасны для жизни?
2. Как вы думаете, почему люди принимают наркотики?
3. Как вы думаете, решают ли наркотики обычные жизненные вопросы и проблемы человека?
4. Каковы последствия приёма наркотиков?
5. Предложите свою программу борьбы с наркотиками.

*1. Творческое задание.
1. Заполните таблицу «Калорийность продуктов», используя данные учебника и других источников информации, и подсчитайте калорийность вашего меню.

Группы пищевых продуктов с учётом калорийности

Продукты данной группы

Продукты очень высокой калорийности

Сливочное масло, маргарин

Продукты большой калорийности

Куры 1-й категории, творог жирный, сливки и сметана 20% жирности, хлеб пшеничный, изюм, сушёные грибы

Продукты умеренной калорийности

Рыба, говядина, телятина, печень говяжья, бройлеры 2-й категории, творог нежирный, ацидофилин, ряженка, шиповник сырой

Продукты малой калорийности

Нежирный кефир, нежирная простокваша, фасоль (стручковая), морковь, сельдерей (корень), укроп арбуз, дыня

Продукты очень малой калорийности

Морская капуста, лук-латук, сельдерей (зелень)

2. Составьте своё недельное меню и заполните таблицу.

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Количество килокало-рий за день

Нормальная нагрузка

Поне-дельник

Каша овсяная

Школь-й обед

Фрукты

Мясные котлеты с овощами

2900

3000

Вторник

Каша молочная

Школь-й обед

Фрукты

Творожная запеканка с яблоками

3000

3000

Среда

Яичница с овощами

Школь-й обед

Фрукты

Омлет с макаронами

3100

3000

Четверг

Гречка

Школь-й обед

Фрукты

Каша с сухо-фруктами

2900

3000

Пятница

Омлет

Школь-й обед

Фрукты

Вареники

3100

3000

Суббота

Сырники

Школь-й обед

Фрукты

Рыбное суфле

2960

3000

Воскре-сенье

Каша с тыквой

Рыба с картошкой

Фрукты

Вареники

2869

3000

Всего калорий за неделю

20829

21000

3. Учитывая свои обычные нагрузки, определите, насколько оно соответствует научным представлениям о питании подростков, подсчитайте баланс нагрузки и энергетическую ценность меню и сделайте вывод о рациональности вашего питания.

Мое питание достаточно рационально, так как я не совершаю никакой сверхнагрузки, моего питания достаточно, чтобы покрыть 3000 ккал в день.

*2. Проведите анализ.
Проанализируйте 3 группы продуктов (группы берутся произвольно) с точки зрения их полезных и вредных свойств. По результатам анализа составь таблицу.

Группы продуктов

Полезные свойства

Вредные свойства

Рекомендуемая периодичность употребления в пищу

Орехи

Улучшают работу мозга

Накапливают вредные вещества

1 раз в день

Цитрусовые

Витамин С

Вызывают аллергию

Каждый день

Шоколад

Эндорфин, улучшает работу мозга

Слишком много сахара

Как лакомство, редко

*3. Заполните таблицу.
Прочитайте §22 и составьте на его основе таблицу «Организм человека и его питание».

Пищевые вещества

Роль в «строительстве» организма

В каких продуктах питания содержатся

Рекомендации по употреблению

Белки

Главный строитель организма

Мясо, молоко, рыба

Каждый день

Жиры

В работе мозга, секреции

Молоко, рыба

Каждый день

Углеводы

Мозг, энергия

Хлеб, мука

Умеренно

Витамины

На всех этапах, иммунитет

Вся пища

В дозировке

Минеральные вещества

На всех этапах, кости, кожа

Вода, соль

В дозировке

*4. Творческое задание.
Внимательно изучите упаковку любого прохладительного напитка (кроме минеральной воды) и определите, входят ли в него вещества, являющиеся ксенобиотиками, а если входят, то какие. По окончании работы заполните бланк:

 §22–23

*5. Дайте определение терминам и понятиям.

Консерванты – это пищевые добавки, которые увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от порчи, вызываемой микроорганизмами (бактериями, дрожжами, плесенью).

Эмульгаторы – вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей.

Нитраты – соли и эфиры азотной кислоты, аммония и некоторых металлов (селитры), используемые в технике, медицине и в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве.

Спреды – жировые продукты.

Нутриент – химические элементы, необходимые живым организмами для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Умами – это пищевые добавки группы Е600–Е699.

*6. Ситуационная задача.
Твои родители уехали на 4 дня, и ты остался дома один. Перед отъездом мама приготовила обед: суп, картофельный соус, котлеты, а вот завтраки и ужины готовить не стала – мол, уже взрослый, приготовишь сам. Родители составили тебя деньги для «похода в соседний гастроном».
Перед тобой стоит следующая задача:
1. Составить на 4 дня меню завтраков, обедов и ужинов (возможен полдник), учитывая уже приготовленные продукты;
2. Приобрести только доброкачественные продукты;
3. Обеспечить сбалансированное питание на время отсутствия родителей;
4. Избежать отправления или иных проблем со своим желудочно-кишечным трактом.

На завтрак гречка, овсянка, перловка с молоком, на ужин гречка с соусом, жаренная курица. Немного фруктов, замороженные овощи на четвертый ужин. На четвертый завтрак омлет.

*7. Заполните таблицу «Функции одежды», используя материал учебника §24.

Функции одежды

Содержание функций

1. Защита от неблагоприятных факторов внешней среды

Защищает от холода и жары

2. Создаёт образ (имидж) человека

Позволяет судить о социальной роли

3. Защищает от насекомых

Защита от насекомых

4. Статусность

Придает определенный статус

5. Отличительная

Форменная одежда отличает

*8. Ситуационная задача.
Вы собираетесь с друзьями на лыжную прогулку в лес рядом с летним дачным домиком приятеля. Дни стоят морозные, днём столбик термометра не поднимается выше – 12 – (– 15) 
. Тебе необходимо подобрать костюм для лыжной прогулки. Учти, что от электрички до лыжни придётся идти пешком примерно 2 км. Дача у приятеля не отапливается.
1. Какую конкретно одежду и обувь ты возьмёшь с собой на прогулку?
2. Каким требованиям она должна отвечать?
3. Перечисли свойства одежды, которыми она должна обладать.

1. Зимние ботинки и куртку.
2. Удобные, теплые, ты не должен в них потеть.
3. Теплозащитность, гигроскопичность, не должна вызывать статические разряды.

*9. Составьте костюм для прогулки по городу в вечернее время. Лишние предметы, вычеркнете, опасные (провоцирующие) обведите красным. Ответ обоснуйте (устно).

Ответ. Лишние предметы: тапочки «сланцы»; «реперские» штаны; сумка на длинном ремне, которая носится на одном плече. Опасные (провоцирующие): футболка с яркой «фанатской» символикой; очень модная дорогая куртка; мини-юбка; открытый короткий топик; золотые серьги; цепочки; кулон; браслеты; кольца; плеер; мобильный телефон.

*10. Ответьте на вопросы.

1. Что такое гигиенические свойства одежды?

Это такие свойства, которые обеспечивают удобство носки одежды для человека, определяя её свойства.

2. Каково значение пористости одежды?

Кожа в такой одежде может дышать и не потеет, а также не «преет».

3. Что определяет гигроскопичность одежды?

Впитываемость влаги.

*11. Заполните таблицу.
Перечислите все факторы, которые входят в понятие «польза физической активности», и расшифруйте их значение для организма человека. При ответе используйте дополнительные источники информации.

Факторы понятия «польза физической активности»

Значение для организма человека

Улучшение дыхания

При физической активности повышается потребность в кислороде, тренируется система доставки кислорода. В дальнейшем, при регулярных занятиях, ткани и органы человека лучше снабжаются кислородом и в состоянии покоя

Улучшение состояния сердечно-сосудистой системы

Сердце тренируется работать эффективнее (прокачивает большее количество крови при каждом ударе, пульс становится медленнее); уменьшается риск образования тромбов; снижается уровень холестерина, уменьшается риск атеросклероза, ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии

Улучшения состояния опорно-двигательного аппарата

Увеличение мышечной силы, выносливости

Улучшение работы других органов

Стимуляция перистальтики кишечника, следовательно, предотвращение запоров и геморроя; снижение риска злокачественных новообразований

Снижение избыточной массы тела и профилактика ожирения

Психологический эффект

Вырабатываются эндорфины, создаётся хорошее самочувствие и настроение, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон

*12. Дайте определения.
Раскройте понятия «аэробные» и «анаэробные упражнения». Обязательно укажите значение и этиологию этих иностранных слов. Перечислите пользу и опасность для организма аэробных и анаэробных упражнений.

1. Аэробные упражнения – кардио (аэробные) – для похудения. На воздухе. Аэро – воздух. Улучшает работу сердца и легких, можно простудиться.

2. Анаэробные упражнения – силовые (анаэробные) – для набора мышечной массы. Не на воздухе. Приставка «ан» – отрицание. Сложно простудиться, есть опасность недостатка кислорода.

*13. Творческое задание.
Мировой рекорд Боба Бимона в прыжках в длину ещё не превысил 9 м. А древние греки прыгали, если верить их записям, на 15–16 м. Правда, техника прыжков у них была другая – с места, да ещё с двумя камнями или гантелями, которые они при прыжке отбрасывали назад. Подумайте и ответьте, могло ли такое быть. При ответе основывайтесь на материалах из дополнительных источников.

Вполне могло быть, ведь нет оснований им не верить, к тому же, мне кажется, что данные утверждения законам физики не противоречат.

*14. Ответьте на вопросы.
1. Каковы правила, обеспечивающие положительное влияние физических упражнений на сердце, лёгкие и сосуды:

1) Заниматься в меру.
2) На свежем воздухе или в проветриваемых помещениях.
3) Одеваться по погоде.
4) Больше пить жидкости.

2. Как можно измерить уровень физической нагрузки, которую получает человек в ходе физических упражнений?

Необходимо понаблюдать за его реакцией на физическую нагрузку на нескольких факторах (ЧСС, МПХ и т.п.), и по этим показателям оценить уровень.

*15. Ситуационная задача. 
Ученик 9 класса Женя, устав сносить насмешки одноклассников по поводу своих «успехов» в физкультуре, лишнего веса и общей неуклюжести, принял волевое решение начать «качаться» и стать к началу 10 класса по крайней мере Гераклом. С вопросом «С чего начать?» он обратился к своему старшему брату Ивану, который уже прошёл метаморфозу, став Гераклом из «червя в обмороке».
Как вы думаете, что старший брат Иван посоветовал Жене?

1) Правильное питание. 2) Прогулки.
3) Зарядка каждый день и небольшие физические упражнения.
4) Никакого «железа», ибо ещё рано. 5) Просто укрепляющие упражнения.

*16. Творческое задание.
Проанализируйте свой день, неделю. Сколько времени вы затрачиваете на различные физические нагрузки (включая работу по дому, дорогу в школу и т.д.), перечислите их. Подсчитайте, сколько энергии вы тратите в течение дня (в кДж или ккал). Определите, соизмерима ли эта нагрузка с энергией, которую ты получаешь с пищей.

В день я трачу около 2900-3000 ккал, что вполне соизмеримо с моим потреблением пищи, а значит, я не переедаю и достаточно двигаюсь.

*17. Ответьте на вопросы.
Какие наиболее полезны упражнения для развития гибкости:

б) основанные на выполнении разнообразных движений – сгибаний-разгибаний, наклонов и поворотов, вращений и махов

*18. Найдите соответствие.
Установите соответствие между видами снаряжения и его типами.
Виды снаряжения Типы снаряжения
1. Куртка А. Личное
2. Котелок Б. Групповое
3. Карта В. Специальное
4. Репшнур
5. Спальный мешок
Запишите в таблице выбранные буквы.

1

2

3

4

5

А

Б

Б

В

А

*19. Выберите правильные ответы.
Найдите в списке предметы личного и группового снаряжения, соответствующие условиям похода, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Условия похода: слабопересечённая лесистая местность в центральной части Европейской России, отсутствие водных преград, начало октября, погодные условия, типичные для данного времени года, срок похода – до 4 суток.
1. Ледоруб
2. Спасательный жилет
3. Накомарники
4. Ботинки на низком каблуке с рифлёной подошвой
5. Снегоступы
6. Аптечка
7. Штормовой костюм
8. Шерстяной свитер
9. Комплект специально альпинистского снаряжения
10 Топор (туристское мачете)

Ответ: 3, 4, 6, 8, 10.

*20. Ситуационная задача.
Вы собираетесь в туристический поход. Поход состоится в летнее время на 3-е суток, местность равнинная, маршрут пролегает по берегу большого озера и впадающей в него реки. Групповое и специальное снаряжение подобрано инструктором и переносится, как и необходимый запас продуктов, взрослыми участниками похода. Ваши родственники собрали для вас необходимые с их точки зрения вещи. Ваша задача состоит в том, чтобы из перечисленного списка выбрать то, что действительно необходимо, добавить то, что родные забыли, а затем описать последовательность укладки отобранных вещей в наш полужёсткий рюкзак.
Список вещей: 
1. Спальный мешок 
2. Спасательный жилет 
3. Три комплекта нательного белья 
4. Ботинки на низком каблуке с рифлёной подошвой 
5. Термобелье 
6. Аптечка автомобильная универсальная
7. Штормовой костюм 
8. Куртка утеплённая (анорак) 
9. Нож перочинный складной 
10. Пила-ножовка
12. Тапочки пляжные
13. Комплект портативных раций «воки-токи»
14. Носки – три пары хлопчатобумажных, три пары шерстяных, три пары синтетических
15. Три банки мясных консервов и три банки сгущённого молока, коробку шоколадных конфет
16. Зонтик
17. Комплект сигнальных патронов

Ответ: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 17. Я бы добавил пенку для мешка, набор лекарств для меня (специальных), если будет купание, то купальные принадлежности, сигнальный пистолет, плащ-палатку.

*21. Ответьте на вопросы.
А. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы.
1. Какой тип укрытия представлен на рисунке?
2. Из какого материала его можно изготовить в условиях похода?
3. В какой местности и в какое время года его можно использовать?
4. При каких условиях использование такого укрытия становится рациональным?

 §26

Б. На человеке, изображённом на рисунке, надет предмет одежды, который можно использовать для оборудования укрытия. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы.
1. Как называется данный предмет одежды?
2. Перечислите виды укрытий, которые можно оборудовать при помощи этого предмета одежды.

 §26

*22. Творческое задание.
Внимательно рассмотрите рисунок и опишите технологию строительства подобного укрытия в природных условиях. Обратите внимание на то, какой материал для строительства этого укрытия вы будете использовать и где будете его брать. Запрещается при строительстве убежища нарушать требования экологического законодательства и наносить ущерб окружающей среде!

 §26

1) Собрать длинных сухих жердей в лесу.
2) Нарвать веток и лапника (уж не знаю, как это можно сделать без нарушения законодательства).
3) Возможно срезать молодых веток, чтобы связать жерди.

*23. Творческое задание.
Перечислите три искусственных сооружения, которые удобнее всего использовать при потере ориентировки в условиях естественного природного ландшафта. Приведите в качестве примера реальную ситуацию, которая произошла с вами, вашими знакомыми или взята вами из литературы, когда использование одного из этих сооружений привело к самостоятельному, то есть без помощи спасателей, выходу людей в обитаемые район.

*24. Ситуационная задача.
У вас нет времени, чтобы приобрести необходимые принадлежности для недельного похода по вашему родному краю. Ваш старший брат предложил свою помощь, но попросил написать список необходимых покупок с их параметрами, т.к. он не разбирается в туризме. Составьте необходимый перечень вещей. Подбирайте их, учитывая личные особенности, предпочтения и бюджет семьи.

1) Рюкзак на 40 литров. 2) Термос на 1 литр или фляжка. 3) Нож.
4) Компас (самый обыкновенный). 5) Спальник. 6) Пенка под спальник.
7) Палатка двухместная. 8) Плащ. 9) Обувь. 10) Аптечка.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

*1. Какой орган проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности России?

Г) Совет Безопасности РФ

*2. К угрозам международной региональной безопасности общества относятся:

Г) Угроза арабо-израильского конфликта

*3. В чём состоят интересы личности согласно концепции национальной безопасности?

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни человека и гражданина.

*4. Почему экономические национальные интересы являются ключевыми?

Являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов, так как их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики.

*5. В чём заключаются интересы России в военной сфере?

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

*6. Какие существуют угрозы физическому здоровью нации?

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижении духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

*7. Может ли школа выполнять задачу защиты конституционного строя? Как?

Школа может сопротивляться угрозам физическому здоровью и духовному здоровью нации через реализацию функций воспитания и обучение здоровой, гармонично развитой личности.

*1. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:

В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

*2. РСЧС создана с целью:

Б) объединения усилий органов власти, организации и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС

*3. РСЧС состоит из:

А) функциональных и территориальных подсистем

*4. Какие пять уровней имеет РСЧС:

А) федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый

*5. Территориальные подсистемы РСЧС создаются:

Б) в субъектах РФ пределах их территорий

*6. Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека в результате:

А) вдыхания заражённого воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении заражённой пищи и воды

*7. Бактериологическое оружие – это:

А) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур

*8. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от:

Б) отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств

*9. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи от ХОВ:

А) плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытые хлорвиниловой плёнкой

*10. Для обеззараживания капельно-жидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и инструмент, нужно использовать:

В) индивидуальные противохимические пакеты

*11. В каких случаях нельзя срывать стоп-кран и останавливать поезд даже в случае крайней необходимости, например при пожаре:

А) на мосту, в тоннели и других местах, где может осложниться эвакуация пожаров

*12. В случае поражения электрическим током, если не произошло остановка сердца и дыхания, прежде всего необходимо:

Б) прекратить действие электрического тока на пострадавшего

*13. Духовное здоровье зависит от:

В) системы его мышления, отношения к окружающему миру

*14. Физическое здоровье зависит от:

А) от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, умения отдыхать

*15. Одной из составляющих здорового образа жизни являются:

Б) оптимальный уровень двигательной активности

*16. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека:

А) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой

*17. Причинами переутомления являются:

Б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка

*18. Для развития выносливости наиболее полезны:

А) ходьба, бег, лыжи, плавание

*19. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуются:

А) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза

*20. Алкоголизм – это:

В) заболевание на почве пьянства, в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом

*21. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, – это:

Б) наркомания и токсикомания

*22. Три основных признака наркомании и токсикомании – это:

В) психическая и физиологическая зависимость, изменение чувствительности к наркотику

*23. Какое из опасных веществ, содержащихся в сигаретах, вызывает привыкание?

А) Никотин

*24. Что такое рациональное питание?

Г) питание с определённым соотношением питательных веществ

*25. Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность?

В) Белки, жиры, углеводы

*26. Что такое личная гигиена?

Б) Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья

*27. Что такое закаливание?

А) Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм

*28. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

Б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле – источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия

*29. Как высушить резиновые сапоги в походе:

А) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню

*30. Ориентирование – это:

А) определение своего местонахождения относительно сторон горизонта

*31. В солнечный полдень тень указывает направление на:

А) север

*32. Как легче и точнее измерить пройденное расстояние:

В) парами шагов

*33. Что надо сделать, если при движении по азимуту встретилось озеро:

Б) обойти озеро, предварительно наметив ориентир на другой стороне

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответ

А

Б

А

А

Б

А

А

Б

А

В

А

№ задания

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Ответ

Б

В

А

Б

А

Б

А

А

В

Б

В

№ задания

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ответ

А

Г

В

Б

А

Б

А

А

А

В

Б

*Ответьте на вопросы и обоснуйте их.

1. Самый лучший способ быть в хорошей форме – каждый день делать зарядку с большой нагрузкой.

Нет, зарядку лучше делать с небольшой нагрузкой, но стабильно, каждый день, большие нагрузки лучше распределить на весь день, чтобы избежать переутомления.

2. Чем больше разрабатывать мышцы, тем слабее они становятся.

Нет, чем больше мы занимаемся, тем сильнее становятся наши мышцы.

3. Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше.

Нет, переусердствовать очень даже можно, тренировок должно быть в меру, они должны подходить вашей группе здоровья.

4. Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться, выполняя их.

Нет, наоборот эффект снижается, так как кислород не поступает в кровь в нужном количестве, лучше заниматься понемногу, чтобы не задыхаться.

5. Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле, и на холоде.

Нет, заниматься лучше в прохладном месте, но не в холодном, так как вы вспотеете и можете простудиться из-за переохлаждения.



Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Поделись с друзьями: