ГДЗ по биологии 9 класс рабочая тетрадь Пасечник Швецов ответы

Описание решебника

Рабочая тетрадь является приложением к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради по биологии 7 класс Пасечник Швецов ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Введение

*1. Дайте определения понятий.

Биология – наука о живой природе.
Микология – наука о грибах.
Бриология – наука о мхах.
Альгология – наука о водорослях.
Палеоботаника – наука, изучающая ископаемые растения.
Дифференциация наук – возникновение отдельных отраслей научного знания.
Интеграция наук – сближение наук.

*2. Закончите предложения.

Примером дифференциации биологических наук является общая и молекулярная генетика.
К интегрированным биологическим наукам можно отнести биохимию, радиобиологию, биофизику.

*3. Укажите, в каких сферах человеческой деятельности имею большое значение достижения биологии.

Большое значение достижения биологии имеют для медицины, пищевой промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, селекции.

*4. Выскажите своё мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Численность людей на Земле постоянно растет. Для дальнейшего успешного существования человечества необходимы биологические открытия и инновации, которые позволят обеспечить людей пищевыми продуктами, новыми лекарствами, найти способы лечения многих болезней, наладить производство веществ для отраслей промышленности и сельского хозяйства. Решением этих задач и занимаются современные ученые – биологи. 

*5. Дайте определения понятий.

Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

*6. Запишите формулировку важнейшего принципа науки.

Все гипотезы всегда должны быть достоверны.

*7. Заполните таблицу.

 Методы исследования в биологии

*8. Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследований:
а) необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определённые сорта культурных растений; 

б) необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов;  
в) в связи с выбором места для строительства будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов. 

Ответ: а) эксперимент; б) наблюдение; в) сравнительный, описательный.

*9. Выскажите предположение о том, почему сложно дать определение понятия «жизнь».

Жизнь многогранна и различна, она существует на множестве уровней организации.

*10. Объясните, почему живые организмы называются «открытыми системами».

Между организмами и окружающей средой в процессе их жизнедеятельности происходит постоянный обмен веществ.

*11Ответьте, чем отличается обмен веществ у живых организмов и в неживой природе.

Обмен веществ у живых организмов обеспечивает гомеостаз.

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Биология – это наука, которая изучает

1) жизнь во всех её проявлениях

*А2. Грибы как объект исследования изучает

3) микология

*А3. Направление биологических исследований, возникшее в результате интеграции наук

3) биофизика

*А4. Биотехнология – это направление материального производства, основанное на применении

3) живых организмов и биологических процессов

*А5. Наука о строении организма, а также его отдельных систем и органов

1) анатомия

*А6. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности организма человека

1) гигиена

*А7. Совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний

3) научный метод

*А8. Научное предположение, которое может объяснить результаты наблюдения

3) гипотеза

*А9. Для решения задач по выявлению сходства и/или различия у объектов исследования применяют метод

3) сравнительный

*А10. Разделить клетки или клеточные структуры по их плотности можно с помощью метода

4) центрифугирования

*А11. Можно утверждать, что объект является живым организмом, если он

4) имеет все перечисленные признаки одновременно

Глава 1. Молекулярный уровень

*12. Дайте определения понятий.

Живая природа – совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.
Биологическая система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей и имеющие свойства живого.

*13. Заполните таблицу.

 Молекулярный уровень: общая характеристика

*14. Зарисуйте возможные варианты полимеров, состоящих из четырех мономеров.

 Молекулярный уровень: общая характеристика

*15. Заполните схему.

 Углеводы

*16. Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.

Энергетическая, строительная.

*17. Дайте определение понятия.

Липиды – жироподобные вещества, нерастворимые в воде, состоящие из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.

*18. Заполните таблицу.

 Липиды

*19. Закончите предложение.

Мономерами белков являются аминокислоты.

*20. Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота.

 Состав и строение белков

*21. Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.

Все аминокислоты состоят из углеводородной цепочки, аминогруппы и карбоксильной группы. Различия заключаются в строении радикала, который может быть разной длины с замещением в ней атомов водорода.

*22. Рассмотрите схему образования дипептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.

 Состав и строение белков

*23. Заполните таблицу.

 Состав и строение белков

*24. Заполните таблицу.

 Функции белков

*25. Заполните таблицу.

 Нуклеиновые кислоты

*26. Докажите, что нуклеиновые кислоты являются полимерами.

В их состав входят неодинаковые мономеры – азотистое основание, углевод и остатки фосфорной кислоты, а также эти молекулы очень длинные.

*27. Перечислите признаки сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК.

Сходства: в обеих молекулах (ДНК и РНК) присутствуют остатки фосфорной кислоты, и та и другая являются биополимерами.
Различия: азотистые основания (ДНК – Тимин, РНК – Урацил), углевод (ДНК –дезоксирибоза, РНК – рибоза), строение (ДНК – двухцепочечная, РНК – одна цепь).

*28. Используя принцип комплиментарности, достройте вторую цепочку молекулы ДНК.

––Т ––А––Т––Ц––Г––А––А––Г––А––Ц––Ц––Т––А––Ц––
––А––Т––А––Г––Ц––Т––Т––Ц––Т––Г––Г–– А––Т––Г––

*29. Закончите схему.

 Нуклеиновые кислоты

*30. Заполните таблицу.

 АТФ и другие органические соединения клетки

*31. Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.

И в состав АТФ, и нуклеиновых кислот входит аденин, рибоза (РНК), остатки фосфорной кислоты. Но АТФ не является биополимером, а в состав ДНК И РНК входят и другие азотистые основания.

*32. Дайте определения понятий.

Катализаторы – вещества, ускоряющие реакцию без изменения ее общего результата.
Ферменты – основные биологические катализаторы в клетке.

*33. Выполните лабораторную работу.

 Биологические катализаторы

*34. Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.

Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

*35. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.

Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, с весьма простым строением: молекула ДНК или РНК, окруженная белковой оболочкой. Они небольшие, и не видно невооруженным глазом. Вне клетки вирусы не проявляют никаких признаков жизни.

*36. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.

Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению, синтезировать белковую оболочку.

*37. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными паразитами.

Потом что они могут размножаться только внутри клеток, используя вещества, получаемые из клетки хозяина.

*38. Заполните таблицу.

 Биологические катализаторы

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Низшим уровнем организации живого является

3) молекулярный

*А2. Среди перечисленных веществ не является биологическим полимером

4) гемоглобин

*А3. Неорганическими веществами клетки являются

4) воды и минеральные соли

*А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам, основа её генетического аппарата

4) нуклеиновые кислоты

*А5. Из перечисленных углеводов моносахаридом является

4) фруктоза

*А6. Молекулы липидов состоят из

4) глицерина и высших жирных кислот

*А7. По сравнению с окислением 1 г углеводов при окислении жира такой же массы образуется энергии

2) больше в два раза

*А8. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности, – это

1) белки

*А9. Всё многообразие белков образуется за счёт различного сочетания в их молекулах

2) 20 аминокислот

*А10. Наивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина

4) четвертичный

*А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются

1) нуклеотиды

*А12. В состав ДНК входит сахар

4) дезоксирибоза

*А13. Укажите пару комплементарных нуклеотидов в молекуле ДНК

2) А–Т

*А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарную цепь

4) ТГГЦАТТАЦ

*А15. В состав АТФ входят

1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты

*А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как

2) содержит макроэргические связи

*А17. В водорастворимым относится витамин

2) С

*А18. По химическому составу большинство ферментов являются

2) белками

*А19. Неклеточные формы жизни, являющиеся внутриклеточными паразитами, – это

2) вирусы

*А20. Вирусы состоят из

3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

*В1. Молекула ДНК отличается от и РНК тем, что

1) она свёрнута в спираль
2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек
4) обладает способностью самоудваиваться

*В2. Для углеводов характерны следующие функции

2) структурная
5) энергетическая

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

*В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке и/или организме.

Ответ: А) ДНК – 5) заключает в себе всю информацию об организме; Б) белки – 1) ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами; В) АТФ – 4) аккумулирует энергию в клетке; Г) липиды – 2) входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой; Д) углеводы – 3) являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

*В4. Установите последовательность образования структуры молекулы белка гемоглобина.

Ответ: Б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование полипептидной цепи; А) скручивание молекулы белка в спираль; Г) скручивание молекулы белка в клубок; В) объединение нескольких глобул.

Глава 2. Клеточный уровень

*39. Дайте определения понятий.

Цитология – наука о клетке.
Клетка – элементарная единица жизни на Земле.

*40. Закончите предложения.

Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют грибы, животные, бактерии, растения, неклеточное — вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

*41. Выполните лабораторную работу.

 Клеточный уровень: общая характеристика

*42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.

1) Р. Гук – усовершенствовал микроскоп, увидел клетку, сделал вклад в развитие анатомии растений, физики (Закон Гука) и астрономии.
2) А. Левенгук – получил линзы (увеличение в 300 раз), зарисовал простейших, плесневелые грибы, части тела насекомых, открыл бактерии, сперматозоиды.
3) М. Шлейден – создал клеточную теорию, установил существование ядрышек в ядре.
4) Т. Шванн – создал клеточную теорию.
5) Р. Вихров – создал теорию клеточной патологии, автор формулы «клетка из клетки».
6) С. Г. Навашин – открыл двойное оплодотворение у семенных растений.

*43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

1. Клетка – единица живого.
2. Все клетки сходы по своему химическому составу и имеют общий план строения.
3. Клетки происходят от клетки.
4. Многоклеточные организмы представляют собой сложные интегрированные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

*44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

Значение в том, что помогла лучше понять устройство органического мира, единство всего живого на Земле, послужила основной для всех достижений современной цитологии и генетики.

*45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.

 Клеточный уровень: общая характеристика

*46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

Зависит от их функции, условий существования.

*47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.

Цитоплазма – это среда дли биохимических процессов клетки, связующее звено всех органоидов.

*48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

Будет нарушена защитная оболочка и, скорее всего, клетка умрет, так как будет свободно связана с окружающей средой, не будет иметь определенной формы (что приведет к ухудшению связи с органоидами).

*49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты клеточной мембраны.

 Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

*50. Закончите предложения.

Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём фагоцитоза и пиноцитоза.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в лизосомах расщеплению под действием ферментов.

*51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток. 
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

*52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

Да, клетка в процессе жизнедеятельности вырабатывает множество вредных для нее веществ, от которых ей необходимо освобождаться.

*53. Заполните таблицу.

 Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

*54. Дайте определения понятий.

Прокариоты – безъядерные одноклеточные организмы.
Эукариоты – ядерные одноклеточные и многоклеточные организмы.

*55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.

Ядро

*56. Продолжите заполнение таблицы.

 Ядро

*57. Заполните таблицу.

 Ядро

*58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

Отсутствие ядра позволяет использовать для транспорта кислорода весь объем клетки.

*59. Закончите предложения.

Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют нуклеоплазмой или кариоплазмой, в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации опервичной структуре белков
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и формирование субъединиц клетки.

*60. Дайте определения понятий.

Хромосомы — нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин — нити ДНК в ядре.
Хроматиды — половина удвоенной хромосомы.
Кариотип — набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки — клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) — клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы — парные хромосомы.

*61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.

 Ядро

*62. Продолжите заполнение таблицы.

 Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

*63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.

 Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

*64. Продолжите заполнение таблицы.

 Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

*65. Закончите предложения.

Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр центриолей не имеет.
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

*66. Продолжите заполнение таблицы.

 Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

*67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите её основные части.

 Особенности строения клеток эукариот и прокариот

*68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.

 Особенности строения клеток эукариот и прокариот

*69. Заполните таблицу, поставив знаки «+» и «–» в соответствующие графы.

 Особенности строения клеток эукариот и прокариот

*70. Дайте определения понятий.

Ассимиляция – реакции биологического синтеза в клетке.
Диссимиляция – реакции биологического окисления в клетке.
Метаболизм – обмен веществ и энергии.

*71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

 Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

*72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.

 Энергетический обмен в клетке

*73. Закончите предложения.

Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.
Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

*74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и у человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

*75. Дайте определение понятия.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий на свету в хлоропластах.

*76. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.

6CO2 + 6H2О + энергия света = C6H12O6 + 6O2.

*77. Закончите предложения.

Фотосинтез происходит в клетках, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

*78. Заполните таблицу.

 Фотосинтез и хемосинтез

*79. Закончите схему, подписав названия веществ.

 Фотосинтез и хемосинтез

*80. Дайте определение понятия.

Хемотрофы – организмы, использующую энергию связей химических веществ.

*81. Закончите предложения.

Хемотрофами являются многие бактерии.
Хемосинтез открыл в 1887 году Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что для синтеза необходимых веществ им не нужен свет.

*82. Заполните таблицу.

 Фотосинтез и хемосинтез

*83. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.

Нет, нельзя. В растениях фотосинтезирующими являются только клетки фотосинтезирующий ткани, остальные клетки (клетки механической и других тканей) не содержат хлоропластов и питаются осмотрофно.

*84. Закончите схему.

 Автотрофы и гетеротрофы

*85. Закончите предложения.

Способ питания организма зависит от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества.
По способу питания зелёные растения являются автотрофами.
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.

*86. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зелёного растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.

Нет. Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

*87. Заполните таблицу

 Автотрофы и гетеротрофы

*88. Заполните таблицу.

 Автотрофы и гетеротрофы

*89. Дайте определения понятий.

Ген – единица генетической информации, участок ДНК, содержащий информацию о белке.
Генетический код – последовательность нуклеотидов в ДНК.
Триплет – три расположенных друг за другом нуклеотида.
Кодон – кодирующие аминокислоту триплеты.
Антикодон - соответствующие аминокислоте триплеты на транспортной РНК.

*90. Закончите предложения.

Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется на рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка перенос информации от ДНК к месту синтеза белка.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.

*91. Дайте определения понятий.

Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – процесс синтеза белка на рибосомах.

*92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.

 Синтез белков в клетке

*93. Заполните таблицу.

 Синтез белков в клетке

*94. Размножение – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.

На клеточном уровне размножение проявляется в виде митотического деления клеток. При этом происходит увеличение числа клеток, а для одноклеточных организмов митотическое деление приводит к увеличению числа особей.

*95. Заполните таблицу.

 Деление клетки. Митоз

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Наука, изучающая клетку

3) цитология

*А2. Впервые, благодаря оптическим инструментам, обнаружил одноклеточные организмы в капле дождевой воды

4) А. Левенгук

*А3. Не является обязательной структурой клетки

1) ядро

*А4. Клеточное ядро открыл

3) Р. Броун

*А5. К прокариотам относят

3) бактерии

*А6. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают

2) рибосомы

*А7. Хлоропласты можно увидеть в клетках

3) листа клёна

*А8. Растительная клетка, в отличие от животной, имеет

1) клеточную оболочку, пластиды и вакуоль с клеточным соком

*А9. Богатое энергией вещество – АТФ – образуется в

4) митохондриях

*А10. Автотрофные организмы неизвестны среди

2) грибов

*А11. Грибы и бактерии, питающиеся органическими веществами мёртвых организмов, являются

4) сапротрофами

*А12. Процесс копирования информации о последовательности аминокислот в белках с ДНК на иРНК называют

3) транскрипцией

*А13. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, удалось получить, применив метод

2) генной инженерии

*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

*В1. В растительной клетке двойную мембрану имеют

5) хлоропласты

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

*В2. Установите соответствие между органоидом и выполняемой им функцией.

 Тренировочные задания

*В3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

 Тренировочные задания

*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

*В4. Установите последовательность процессов синтеза белка.

 Тренировочные задания

Глава 3. Организменный уровень

*96. Дайте определение понятия.

Размножение – процесс воспроизведения себе подобных.

*97. Закончите схему.

 Размножение организмов

*98. Заполните таблицу.

 Размножение организмов

*99. Подпишите элементы строение половых клеток млекопитающих, обозначенные цифрами.

 Размножение организмов

*100. Дайте определение понятия.

Гаметогенез – образование половых клеток.

*101. Заполните таблицу.

 Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

*102. Дайте определения понятия.

Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза.

*103. Закончите предложение.

Биологическое значение мейоза заключается в том, что сохраняется постоянство числа хромосом в клетках организма при половом размножении.

*104. Заполните таблицу.

 Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

*105. Дайте определение понятия.

Оплодотворение – процесс слияние сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала.

*106. Закончите предложения.

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что в результате образуется диплоидная клетка, сочетающая в себе признаки обоих организмов.
Наружное оплодотворение характерно для водных животных, а внутреннее – для наземных животных.
В результате оплодотворения образуется зигота.
Необходимым условием для оплодотворения является встреча яйцеклетки и сперматозоида.

*107. Дайте определения понятия.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

*108. Закончите предложение.

Развитие организма, появившегося в результате полового размножения, начинается с момента образования зиготы.

*109. Заполните таблицу.

 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

*110. Заполните таблицу, поставив знак «+» или «–» в соответствующую ячейку. Укажите тип развития, характерный для каждого организма.

 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

*111. Объясните, что такое развитие и чем оно отличается от роста.

Рост – это увеличение размеров тела человека, а развитие – это созревание, достижения взрослого состояния особи или каких-либо отдельных органов.

*112. Запишите формулировку биогенетического закона.

Онтогенез до определенного момента есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида.

*113. Объясните значение биогенетического закона.

Особь в процессе зародышевого развития кратко повторяет свое историческое развитие.

*114. Дайте определения понятий.

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.
Наследственность – свойства организмов передавать свои признаки и свойства следующим поколениям.
Изменчивость – способность организмов приобретать новые свойства в процессе онтогенеза.

*115. Назовите учёного, которого по праву можно считать основоположником генетики.

Г. И. Мендель.

*116. Дополните предложения.

Участок молекулы ДНК, или участок хромосомы, определяющий возможность развития отдельного признака, называется ген.
В основе гибридологического метода лежит скрещивание организмов с разными признаками.
Если за проявление определённого признака отвечают два гена, расположенных в гомологичных хромосомах, то их называют аллельными.
Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется гомозиготным.
Гетерозиготный организм содержит два разных аллельных генов.

*117. Дайте определения понятий.

Доминантный признак – признак подавляет проявления рецессивного признака и проявляется в первом поколении гибридов.
Рецессивный признак – признак, который в первом поколении гибридов не проявляется.

*118. Объясните, почему особи, обладающие доминантным признаком, могут быть как гомозиготными, так и гетерозиготными, а особи, обладающие рецессивным признаком, – только гомозиготными.

Доминантный ген подавляет проявление рецессивного гена.

*119. Объясните, почему опыты, проведённые Г. Менделем с горохом, невозможно было провести с таким растением, как ястребинка (сем. Сложноцветные).

Мендель проводил свои опыты на самоопыляемом растении, а ястребинка опыляется с помощью насекомых.

*120. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на моногибридное скрещивание.

 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

*121. Проанализируйте результаты, полученные в задании 120. Ответьте на вопросы.

1) Сколько типов гамет образует растение с жёлтыми семенами? 2 типа гамет.
2) Сколько типов гамет образует растение с зелёными семенами? 1 тип.
3) Какова вероятность появления растений с жёлтыми семенами? 50%.
4) Какова вероятность появления растений с зелёными семенами? 50%.
5) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2.
6) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2.

*122. Решите задачу.

 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

*123. Решите задачу.

 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

*124. Решите задачу.

 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

*125. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании. Заполните пропуски в предложениях.

У растения, имеющего пурпурные цветки (генотип - АА), образуется 1 тип гамет.
У растения, имеющего белые цветки (генотип - аа), образуется 1 тип гамет.
В первом поколении будет наблюдаться промежуточная розовая окраска цветов.
Во втором поколении появятся растения с тремя различными генотипами и тремя фенотипами.

*126. Допишите утверждение.

Для того, чтобы установить генотип организмов, у которых гетерозиготы не отличаются по фенотипу от гомозигот, необходимо провести анализирующее скрещивание, при этом, если исследуемый организм был гетерозиготой в первом поколении, будут наблюдаться фенотипы в соотношении 3:1, а если гомозиготой, то будет наблюдатьсяединообразие.

*127. Решите задачу.

 Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

*128. Решите задачу.

 Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

*129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание.

 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

*130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы.

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 1. С зелеными морщинистыми семенами? – 1.
2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?100%. С зелеными семенами? 0%.
3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 100%. С желтыми морщинистыми? 0%. С зелеными гладкими? 0%. С зелеными морщинистыми? 0%.
4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4.
7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 75%. С зелеными семенами? – 25%.
8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 56, 25%. С желтыми морщинистыми? 18,75%. С зелеными гладкими? 18,75%. С зелеными морщинистыми? 18,75%; 6,25%.
9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9.
10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4.

*131. Решите задачу.

 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

*132. Решите задачу.

 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

*133. Решите задачу.

 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

*134. Закончите предложение.

Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые совместно.

*135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью учёным:

а) установлена независимость наследственных признаков;
б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы;
в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме;
г) выявлены количественные закономерности наследования признаков;
д) установлен характер проявления признака;
е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом).
Открытия Г. Менделя – а, б, г, д.
Открытия Т. Моргана – в, е.

*136. Рассмотрите в учебнике схему расщепления по признаку пола. Проанализируйте её и определите, чем отличаются хромосомные наборы у самца и самки дрозофилы.

Самец и самка дрозофилы отличаются одной парой хромосом. У самки эта пара представлена 2-мя Х-хромосомами, а у самца – X и Y.

*137. Запишите, как называются хромосомы:

одинаковые у обоих полов – аутосомы;
разные у обоих полов – половые.

*138. Прочитайте условия задачи. Проанализируйте условии и заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

*139. Решите задачу.

 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

*140. Решите задачу.

 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

*141. Выполните лабораторную работы.

 Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

*142. Рассмотрите рисунок. Составьте вариационную кривую распределения числа пятен на семенах фасоли.

 Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

*143. Рассмотрите рисунок.

 Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

*144. Выскажите предложение о том, как можно опытным путём вызвать развитие пигментированной шерсти у горностаевого кролика (см. задание 143).

Нужно держать кролика в условиях пониженной температуры. В зависимости от того, в каком месте необходимо получить темные пятна, температура может варьироваться от +15 до +5 менее градусов Цельсия.

*145. Заполните таблицу.

 Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

*146. Рассмотрите рисунок. Определите, какие виды мутаций изображены, и впишите их названия в соответствующие графы.

 Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

*147. Рассмотрите карту центров происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову). Выясните, какие растения были окультурены человеком в каждом из указанных центров происхождения. Заполните таблицу.

 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

*148. Запишите формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов.

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

*А1. Половое размножение организмов

1) приводит к появлению организмов с новыми признаками

*А2. Вегетативное размножение растений

4) обеспечивает полную передачу всех наследственных признаков материнского организма

*А3. Диплоидный набор хромосом характерен для

1) соматических клеток человека

*А4. Половые клетки называют

3) гаметами

*А5. Процесс образования половых клеток

2) гаметогенез

*А6. Двойное оплодотворение можно наблюдать у

1) лилии

*А7. Индивидуальное развитие особи от зарождения до гибели – это

1) онтогенез

*А8. Материальной основной (единицей) наследственности является

1) ген

*А9. Хромосомный набор женщины

3) 44 аутосомы + XX-хромосомы

*А10. Причиной ненаследственной изменчивости организмов являются

1) условия среды

*А11. Г. Менделем при моногибридном скрещивании гетерозиготных растений гороха между собой наблюдалось расщепление признаков по генотипу

3) 1:2:1

*А12. Н. И. Вавилов открыл

2) закон гомологических рядов изменчивости


*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных

*В1. Биологическое значение мейоза заключается в

1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении;
2) образовании мужских и женских гамет;
4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций.

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

*В2. Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.

 Тренировочные задания

*В3. Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.

 Тренировочные задания

*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

*В4. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у цветковых растений.

 Тренировочные задания

Глава 4. Популяционно-видовой уровень

*149. Дайте определение понятия.

Вид – это совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков, свойств и способных в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство.

*150. Выполните лабораторную работу.

 Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

*151. Рассмотрите рисунок.

 Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

*152. Заполните таблицу.

 Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

*153. Дайте определения понятий.

Популяция – группа организмов одного вида на определенной территории, способных давать плодовитое потомство.
Биотическое сообщество – совокупность популяций разных видов.

*154. Решите задачу.
В одном озере 
живут окунь, ёрш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого озере, – окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?

Ответ: количество видов – 7; 
количество популяций – 10.

*155. Решите задачу.
В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5 тысяч рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции рыб перед началом лова?

Ответ: 5000*1000/350 =14285 рыб.

*156. Дайте определение понятий.

Экологические факторы – свойство среды обитания, оказывающее какое-либо воздействие на организм.
Экологические условия – разнообразные свойства и элементы среды обитания.

*157. Закончите схему.

 Экологические факторы и условия среды

*158. Дайте определения понятий.

Эволюция – естественный процесс развития живой природы.
Биологическая система – совокупность функционально связанных элементов или процессов, объединенных в целое для достижения биологически значимого результата.
Естественный отбор – преимущественное выживание и размножение наиболее приспособленных особей каждого вида.
Искусственный отбор – отбор человеком особей с наиболее полезными ему признаками для получения последующего потомства.

*159. Запишите основные положения теории Ч. Дарвина.

1) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2) Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3) В основе преобразования видов в природе лежат наследственность, изменчивость и естественный отбор.
4) Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

*160. Назовите основные отличия эволюционной теории Ж. Б. Ламарка от теории Ч. Дарвина.

Ламарк, как и большинство его современников, считал, что изменения, возникающие под влиянием среды, передаются по наследству. Механизмом эволюции он считал изначально заложенное в каждом организме стремление к совершенству, к прогрессивному развитию.
Дарвин же, опровергает идеи Ламарка, так как для него является главным объяснением факта поразительной приспособленности растений и животных в природе и условиях одомашнивания.

161. Дайте определения понятий.

Изменчивость организмов – способность организмов приобретать новые признаки и свойства под влиянием окружающей среды.
Генотип – совокупность всех генов одного организма.
Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма.
Генофонд – совокупность всех генов одного вида.

*162. Когда Ч. Дарвин сформулировал положения своей теории, учёные ещё не знали о генах, хромосомах, механизмах наследственности. Запишите основные положения теории Ч. Дарвина, исходя из современных научных знаний.

1) Элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
2) материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость; 
3) естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов
4) дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков; 
5) вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
6) видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

*163. Заполните таблицу.

 Борьба за существование и естественный отбор

*164. Заполните таблицу.

 Борьба за существование и естественный отбор

*165. Дайте определение понятий.

Репродуктивная изоляция – механизмы, предотвращающие обмен генами между популяциями.
Микроэволюция – эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

*166. Рассмотрите в учебнике схему географического видообразования. Как вы думаете, при каких условиях будут происходить изменения, представленные на рисунках Б–Г? Заполните таблицу.

 Видообразование

*167. Дайте определение понятия.

Макроэволюция – это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов – новых родов, из родов – новых семейств и т.д.

*168. Объясните, почему наиболее убедительные доказательства макроэволюционных процессов получают из палеонтологических данных.

По остаткам палеонтологических данных реконструируют внешний облик вымерших организмов, узнают о животном и растительном мире прошлого, составляют филогенетические ряды. При построении таксономических систем учитываются признаки родства групп организмов как с ныне живущими группами, так и с уже вымершими. В целом, родословное древо отчетливо показывает общий характер макроэволюции: совершенствование организации организмов от более простой к более сложной, дивергентный (проявляющийся в расхождении признаков) и приспособительный характер эволюции.

*169. Заполните таблицу.

 Макроэволюция

*170. Ниже перечислены эволюционные изменения строения и жизнедеятельности организмов:
а) появление процесса фотосинтеза;
б) возникновение хордовых животных;
в) возникновение многоклеточности;
г) появление цветка;
д) появление густого подшёрстка у млекопитающих зимой;
е) изменение окраски шерсти у зайца зимой;
ж) образование присосок и крючков у паразитических червей;
з) утрата ленточными червями пищеварительной системы;
и) утрата некоторыми видами креветок окраски;
к) видоизменение листьев у кактуса.
Впишите буквы, которыми обозначены перечисленные изменения, в соответствии с их принадлежностью к основным направлениям эволюции.

Ароморфозы: а, б, в, г.
Идиоадаптации: д, е, к.
Дегенерации: ж, з, и.

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Существование в природе видов двойников не позволяет говорить об универсальности критерия вида

2) морфологического

*А2. Число и структура хромосомного набора особей одного вида – это его

1) генетический критерий

*А3. Наиболее крупной из перечисленных систематической единицей живых организмов является

4) царство

*А4. Человека относят к царству живых организмов

4) Животные

*А5. К одноклеточным организмам относятся грибы

2) мукор и дрожжи

*А6. Важнейшая особенность зелёных растений

4) они способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря фотосинтезу

*А7. Ч. Дарвин утверждал, что приспособления организмов – это результат действия

2) естественного отбора

*А8. Первую эволюционную теорию создал

3) Ж. Б. Ламарк

*А9. Внутривидовую борьбу за существование можно наблюдать между

4) гусеницами капустной белянки на капусте

*А10. Совокупность всех генотипов, представленных в популяции, называют

2) генофондом

*А11. Неядовитая бабочка-стеклянница имеет жёлто-чёрную полосатую окраску брюшка, как шершень. Это пример

1) мимикрии


 

*А12. Об образовании двух новых видов можно говорить, если между популяциями возникла

1) генетическая изоляция

*А13. Сходство зародышей на ранних стадиях развития у разных групп животных можно рассматривать как

1) эмбриологическое доказательство эволюции

*Задания части В
Выберите три верных ответа из шести предложенных.

*В1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

2) отпечатки растений на пластах каменного угля;
3) окаменевшие остатки папоротников;
6) филогенетический ряд лошади.

*В2. К факторам эволюции относят

2) мутационный процесс;
4) изоляцию;
6) естественный отбор.

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

*В3. Соотнесите перечисленные характеристики с видами изменчивости, для которых они свойственны.

Ответ: А) мутационная – 1) определённая, 3) групповая, 4) направленная, 7) передаётся потомкам из поколения в поколение, 10) возникает по причине изменения генотипа, 12) изменяется прежде всего генотип; 
Б) модификация – 2) индивидуальная, 5) ненаправленная, 6) проявляется лишь в рамках одного поколения, 8) неопределённая, 9) возникает под воздействием условий среды, 11) изменяется лишь фенотип.

*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действия.

*В4. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белянка капустная в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

 Тренировочные задания

Глава 5. Экосистемный уровень

*171. Дайте определение понятия.

Природное сообщество – совокупность видов растений и животных длительное время сосуществующих в определенном пространстве и представляющих собой экологическое единство.

*172. В чём различие между понятиями экосистема и биогеоценоз?

Биогеоценоз отличается от экосистемы определенностью объёма. Если экосистема может охватывать пространство любой протяженности, от капли прудовой воды с содержащимися в ней микроорганизмами до биосферы в целом, то биогеоценоз – это экосистема, границы которой обусловлены характером растительного покрова, т.е. фитоценозом. Следовательно, любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема есть биогеоценоз.

*173. Рассмотрите рисунок. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую сеть.

 Состав и структура сообщества

*174. Объясните, почему чем сложнее экосистема, тем выше её устойчивость.

Потому что есть несколько источников пищи.

*175. Используя рисунок из задания 160, составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы.

1-я пищевая цепь – 1 → 2 → 9→ 8
2-я пищевая цепь – 1 → 6 → 8 
3-я пищевая цепь – 17 → 13 → 10→ 8.

*176. Заполните таблицу.

 Межвидовые отношения организмов в экосистеме

*177. Дайте определение понятий.

Поток вещества в сообществе – перемещение веществ от продуцентов консументам, затем к редуцентам и далее.
Поток энергии – ее переход от организмов одного уровня к другому в форме.

*178. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие компоненты экосистемы обозначены цифрами 1–3.

 Потоки вещества и энергии в экосистеме

*179. Вычислите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 800 кг.

Решение. 
Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию. 
300кг – 10%, 
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы). Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию.
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг (масса нехищных рыб) 
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию.
30 000 кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000 кг 
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг, необходимо 300 000 кг планктона.

*180. Дайте определения понятий.

Экологическая сукцессия – последовательная смена сообществ на определенной территории.
Первичная сукцессия – сукцессия, которая начинается на лишенной жизни земле.
Вторичная сукцессия – сообщества развиваются на месте ранее сформировавшегося сообщества.

*181. Рассмотрите в учебнике рисунок, иллюстрирующий общую картину сукцессии на покинутом сельскохозяйственном участке. Установите закономерности в смене видового состава в данных условиях и заполните таблицу.

 Саморазвитие экосистемы

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Организмы, производящие органические вещество в экосистеме, называются

2) продуцентами

*А2. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между

2) елью и берёзой

*А3. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает

1) ярусность

*А4. Определите верно составленную пищевую цепь

капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб

*А5. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется

2) синице

*А6. Взаимовыгодные отношения видов в биоценозе – это

1) мутуализм

*А7. Правило конкурентного исключения Гаузе справедливо

3) для двух видов с одинаковыми потребностями в стабильных условиях

*А8. Примером сукцессии является

1) зарастание водоёма

*Задания части В
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

*В1. Установите соответствие между группами организмов, образующих звенья пищевой цепи, и их функцией в экосистеме.

 Тренировочные задания

*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

*В2. Установите последовательность между процессов смены биоценозов.

 Тренировочные задания

Глава 6. Биосферный уровень

*182. Дайте определение понятия.

Биосфера – совокупность всех живых организмов на Земле вне их взаимодействия со средой обитания.

*183. Рассмотрите рисунок, изображающий строение биосферы.

 Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

*184. Заполните таблицу.

 Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

*185. Дайте определения понятий.

Круговорот веществ – это повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе, имеющие более или менее циклический характер.
Биогенные элементы – необходимые для жизни химические элементы.
Биогеохимический цикл – циркуляция химических элементов (веществ) в биосфере.

*186. Заполните таблицу.

 Круговорот веществ в биосфере

*187. Как вы думаете, к каким последствиям может привести накопление углекислого газа в атмосфере и что может быть причиной данного явления?

Это может случиться вследствие сокращения зелёных растений на нашей планете, так как они потребляют углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Это может привести к гибели всего живого.

*188. Выскажите предположение, к каким последствиям может привести вмешательство человека в биогеохимические циклы.

К вымиранию живых организмов.

*189. Заполните таблицу.

 Эволюция биосферы

*190. Заполните таблицу.

 Эволюция биосферы

*191. Заполните таблицу.

 Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

*192. Объясните, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни.

Потому что нет точных доказательств, как религиозной теории возникновения жизни, так и научных.

*193. Приведите полученные экспериментальным путём доказательства, свидетельствующие в пользу гипотезы биохимической эволюции.

В середине XX века были экспериментально получены сложные органические вещества при пропускании электрических зарядов через смесь газов и паров, которая гипотетически совпадает с составом атмосферы древней Земли. В качестве протоклеток Опарин рассматривал коацерваты – органические структуры, окружённые жировыми мембранами.

*194. Как вы думаете, какая проблема является наиболее сложной в вопросе о возникновении жизни?

Переход из неживой природы в живую.

*195. Как вы думаете, почему учёные считают, что открытия, сделанные при изучении РНК, могут дать ключ к решению проблемы возникновения жизни?

Потому что РНК способно длительное время хранить информацию о белках.

*196. Изучите текст учебника и рисунок, иллюстрирующий основные этапы развития жизни. Заполните таблицу.

 Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

*197. Заполните таблицу.

 Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое

*198. Приведите примеры основных ароморфозов растений и охарактеризуйте их роль в эволюции.

1) Возникновение тканей (проводящих, механических и др.).
2) Возникновение органов (корень, цветок, листья).
3) У покрытосеменных и голосеменных – размножение без участия воды – появление семени с запасом веществ.
4) Возникновение цветка и двойного оплодотворение у покрытосеменных.
Все это дало значительное преимущество земным растениям по сравнению с водорослями. Особенно хорошо приспособились к жизни на Земле покрытосеменные.

*199. Приведите примеры основных ароморфозов животных и охарактеризуйте их роль в эволюции.

1) Появление тканей, органов.
2) Появление легких.
3) Появление четырехкамерного сердца.
4) Появление теплокровности.
5) Появление внутреннего оплодотворения.
Все это помогло животным лучше приспособиться к среде обитания.

*200. Как вы думаете, почему млекопитающие не могли занять господствующее положение сразу после своего возникновения?

Млекопитающие не могли конкурировать с хищными динозаврами и истреблялись ими. После вымирания большинства динозавров млекопитающие заняли господствующее положение.

*201. Докажите на примерах сопряжённость эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле.

Коэволюция бобовых растений (в частности клевера) и шмелей: строение венчика цветка и ротовой аппарат шмелей эволюционировали к взаимосотрудничеству.

*202. Перечислите природные ресурсы, которые считаются неисчерпаемыми.

Неисчерпаемыми – тепло земных недр, солнечная энергия, ветер, приливы, текущая вода;
исчерпаемыми возобновимыми – чистый воздух, пресная вода, плодородная почва, растения и животные;
исчерпаемыми невозобновимыми – ископаемое топливо, металлическое минеральное сырье, неметаллическое минеральное сырье.

*203. К чему может привести бездумное использование природных ресурсов?

Приведет к тому, что их запасы в конце концов исчерпаются.

*204. Дайте определение понятия.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

*205. Почему мы не можем утверждать, что человеческая цивилизация на современном этапе своего развития уже живёт по законам ноосферы?

Потому что в настоящее время ресурсы используются бездумно и нецелесообразно.

*206. Как вы понимаете утверждение: «Мы живём в обществе одноразового потребления»?

Для этого общества характерна нерациональная расточительная эксплуатация природных ресурсов.

*207. Как вы понимаете, что такое «экологическое сознание»? Можете ли вы сказать, что у вас лично экологическое сознание сформировано?

Экологическое сознание – понимание неразрывной связи общества и живой природы. Да, мое экологическое сознание сформировано.

*208. Как вы понимаете лозунг экологов: «Мыслить – глобально, действовать – локально»?

Мыслить нужно в масштабах всей планеты – то есть для сохранения всеобщего блага, а действовать локально – то есть в конкретной среде.

*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

*А1. Учение о биосфере создал

3) В. И. Вернадский

*А2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют

4) биосферой

*А3. Главным механизмом поставки кислорода в атмосферу является

3) фотосинтез

*А4. Различные виды деятельности человека, изменяющие условия обитания живых организмов, являются

1) антропогенным фактором

*А5. Наиболее древние растения на Земле

1) водоросли

*А6. В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют

1) корней

*А7. Пробионты – это

2) предшественники живых организмов

*А8. Важнейшая отличительная черта животных организмов от растительных

4) всё перечисленное

*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

*В1. К сокращению числа видов растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:

1) бесконтрольная вырубка деревьев;
4) сбор редких растений для букетов;
6) вселение человеком в экосистему леса новых видов травоядных животных.

*В2. В чём сходство природной и искусственной экосистем?

2) наличие цепей питания;
4) использование солнечной энергии;
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов.

*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

*В3. Установите последовательность этапов эволюции растений.

 Тренировочные задания

*В4. Исходя из гипотезы А. И. Опарина о происхождении жизни, последовательно появлялись

Ответ: Г) низкомолекулярные органические вещества; Б) биополимеры; А) пробионты; В) первые клетки.



Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

Поделись с друзьями: