ГДЗ по экологии 8 класс Воронина рабочая тетрадь ответы

Описание решебника

Рабочая тетрадь разработана к учебному пособию "Экология человека. Культура здоровья" для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (авт. М.З. Фёдорова, B.C. Кучменко, Г.А. Воронина). ГДЗ для рабочей тетради по экологии за 8 класс Воронина ФГОС ответы от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Глава I. Окружающая среда и здоровье человека

*1. Закончите предложения.

Экология растений изучает раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами.
Экология животных изучает наука, изучающая животных в среде их проживания.

*2. Назовите среды обитания живых организмов.

Водная, почвенная, наземно-воздушная среда.

*3. Перечислите условия существования ели обыкновенной.

Требовательна к минеральному составу почв, теневынослива, почвы – суглинки и супеси.

*5. Запишите в таблицу примеры экологических факторов, используя текст учебника.

 §1. Что изучает экология человека

*6. С помощью стрелок покажите пути проникновения загрязняющих веществ в организм человека.

 §1. Что изучает экология человека

*1. Сформулируйте определения.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Образ жизни – это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях.

*2. Укажите, в чем сходство экологии растений и экологии человека.

Как и растениям, человеку природная среда дает все необходимое для жизни, однако, человек тесно взаимосвязан с экологией растений, потому что без последних не было бы и человека.

*3. К каким группам относятся факторы, воздействующие на человека?

Температура – физический.
Профессия (род деятельности) – социальный.
Болезнетворные бактерии – биологический.

*4. Приведите аргументы, подтверждающие биосоциальную сущность человека.

Биологическая человек имеет все биологические потребности – в отдыхе, еде, безопасности.
Социальная, однако, он обладает речью и как личность раскрывается только в обществе.

*5. Прочитайте текст учебника и дополните схему.

 §2. Здоровье и образ жизни

*6. Заполните таблицу.

 §2. Здоровье и образ жизни

*7. По каким причина не все люди ведут здоровый образ жизни?

У кого-то имеются противопоказания, у них иной режим, кто-то не хочет, других не воспитали, у третьих нет денег – они заняты выживанием.

*8. Изменяется ли ваш режим в выходные дни? Свой ответ поясните.

Да, ведь в выходные нет школы, поэтому свободное время тратиться по-другому.

Тема. Оценка состояния физического здоровья.
Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой. 
Ход работы
*1. Подсчитайте пульс в состоянии покоя (например, сидя). Для этого прижмите лучевую артерию у основания большого пальца руки и подсчитайте количество колебаний стенки артерии в течение 1 мин. Данные запишите в первую графу таблицы.
*2. Выполните 20 приседаний за 30 секунд.
*3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки. Данные запишите во вторую графу таблицы.
*4. Подсчитайте прирост частоты сердцебиений.
*5. Сравните полученные величины со средними значениями таблицы учебника (с. 12).

 Лабораторная работа

*6. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.

Пока я ещё не очень натренирован, мои показатели лишь чуть-чуть отклоняются от показателей здоровых нетренированных людей.

*1. Дайте определение.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

*2. Чем отличается природная и социальная среда обитания человека?

Социальная среда обитания – есть система взаимосвязей человека с человеком, человека с обществом.
Природная среда представляет собой совокупность биологических систем и циклов.

*3. Перечислите несколько полезных привычек, формирующих здоровый образ жизни.

Прогулки перед сном, спать только ночью, умеренность во всем, холодный душ, больше двигаться в целом.

*4. Используя текст учебника, перечислите мыслителей разных времен, затрагивавших в своих трудах тему здорового образа жизни.

Ответ: Ибн Сина, Вебер, Гален, Целье, Аристотель, Феогнид, Гиппократ, Плутарх, Кант.

*5. Укажите основные положения учений о здоровом образе жизни арабского врача Ибн Сины и немецкого врача Э.-Г. Вебер.

 §3-4. История развития представлений о здоровом образе жизни

*1. Дайте определения.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.
Этнография – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира.

*2. Заполните схему.

 §5. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях

*3. Закончите предложение.

Тип телосложения зависит от климатических условий жизни.

*4. Заполните таблицу.

 §5. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях

*5. Объясните, под воздействием каких факторов возникли следующие приспособления:

а) темный цвет кожи, курчавые или широковолнистые волосы, широкий но представителей негроидной расы –защита от обжигающих лучей солнца в жарком климате.
б) узкий нос, уплощенное лицо представителей монголоидной расы – резкое колебание дневных и ночных температур, песчаных бурь.
в) колебания от светлых до темных оттенков кожи, от голубых до темно-карих глаз, от светлых до темных волос у представителей европеоидной расы – умеренная среда обитания.

*6. Ответьте на вопросы.
Почему массивный скелет и плотное телосложение представителей арктического типа является одним из приспособлений к условиям жизни при низких температурах окружающей среды?

Меньше потерь тепла при движении, работа мышц дает тепло организму.

*Почему удлиненные тело и конечности, узкая грудная клетка представителей тропического типа «выгодны» для выживания в условиях тропиков, где преобладают высокие температуры окружающей среды?

Меньше накопление тепла, быстрая отдача энергии. Узкая грудная клетка не дает обжигаться воздухом, его нужно меньше в условиях тропиков, тело меньше «собирает» солнечных лучей.

*1. Какой вид людей, относящийся к роду Человек, в настоящее время существует на Земле?

Хомо Сапиенс (человек разумный).

*2. Опишите признаки одной из рас (на выбор).

Негроиды – темный цвет кожи, курчавые волосы или широковолнистые волосы, широкий нос.

*3. Какие общие признаки свойственны расам и типам телосложения?

Все представители разных рас являются людьми, которым свойственно ходить, думать, ощущать предмет на вкус и на запах. Остальные признаки могут варьироваться.

*4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
В какую погоду люди чаще болеют простудными заболеваниями?

а) холодную влажную

*Поясните свой выбор.

В холодную и влажную погоду, когда человек замерзает, проницаемость его сосудов снижается, кровообращение замедляется, питание тканей ухудшается, а иммунная система ослабевает. В таком состоянии вирусам и бактериям не сложно попасть в организм.

*5. Назовите сезон года, в который чаще возникают простудные заболевания.

Зима (холодное время года).

*Укажите причины их возникновения.

1) Снижение иммунитета из-за недостатков витаминов.
2) Низкие температуры – как следствие переохлаждение.
3) Высокая влажность – способствует переохлаждению.

*6. Укажите время года, для которого наиболее характерны вспышки пищевый инфекций.

Теплое время года.

*С чем это связано?

1) Немытые фрукты и овощи.
2) Купание.
3) В тепле пищевые бактерии лучше и быстрее размножаются.

*7. Перечислите меры профилактики, которые помогут уменьшить сезонную заболеваемость?

а) гриппом – тепло одеваться, не переохлаждаться, употреблять витамины.
б) пищевыми инфекциями – мыть все продукты кипяченной водой, купаться в строго отведенных для этого места, мыть руки часто.

*1. Используя материал учебника, заполните таблицу.

 §7. Экстремальные факторы окружающей среды

*2. Рассмотрите схему. Какие виды излучений оказывают негативное влияние на организм человека? Какие нарушения они могут вызвать?

 §7. Экстремальные факторы окружающей среды

Свет может стать причиной слепоты, ультрафиолетовое излучение может вызвать сильные ожоги и спровоцировать рак кожи, гамма-излучение вызывает рак и опасно для репродуктивной функции, рентгеновские лучи также сильно облучают организм, в больших дозах очень опасны.

*3. В каких медицинских приборах используется радиация?

Рентген.

*4. Какие бытовые приборы и изделия могут быть источниками радиации?

СВЧ-печи, телевизоры, телефоны, все изделия из гранита имеют повышенный уровень радиации, компьютеры.

*На листе бумаги укажите фамилию и номер варианта. Дайте определения терминам и понятиям.
Вариант I Вариант II
1. Социальная экология 1. Биологическая экология.
2. Биотические факторы. 2. Абиотические факторы
3. Природная среда. 3. Социальная среда.
4. Образ жизни. 4. Режим дня.
5. Физическое здоровье. 5. Психическое здоровье.
6. Антропология. 6. Этнография.
7. Тим телосложения. 7. Расы.
8. Биометеорология. 8. Климат.

1) Биотические факторы – факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов. 
Природная среда – совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы. 
Образ жизни – это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. 
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. 
Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой.
Антропология – наука о биологической природе человека; тип телосложения – пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.
Биометеорология – изучает влияние физических и химических процессов, происходящих в атмосфере, воздействие климата и погоды на человека, животных и растения.
2) Биологическая экология – наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Абиотические факторы – совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической среды на живые организмы.
Режим дня – точно размеренный распорядок действий на день.
Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
Раса – система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.
Социальная среда – совокупность материальных, экономических социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Климат – многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды.

Глава II. Влияние факторов среды на системы органов

*1. Перечислите отличия пагубных пристрастий от других привычек, складывающихся у человека в течение жизни.

Пагубные привычки мешают саморазвитию человека, нередко разрушают его физическое, духовное и душевное здоровье. Они не лают человеку реализовать себя как личность. Такие привычки подчиняют себе всю жизнь человека, обладают наркотическим эффектом, плюс ко всему зависимость от пагубных привычек постоянно возрастает.

*2. Почему во многих странах с развитой экономикой активно борются с вредными привычками?
Приведите примеры.

Потому что правительство таких стран не относится безразлично к своим согражданам. Потому что такие привычки увеличивают нагрузку на здравоохранение, чего не хочет ни одно правительство. Такие привычки социально опасны и провоцируют преступления. Таки привычки увеличивают смертность трудоспособного населения, что также не выгодно адекватным правительствам. К тому же, западное общество часто само борется с привычками.

*3. Каким образом можно предупредить возникновение вредных привычек?

1) Здоровым образом жизни. 2) Разнообразным и интересным досугом. 3) Наличием психологической помощи и поддержки (или хотя бы возможность такой поддержки). 4) Общественным порицанием. 5) Увеличением позитивной и негативной информации в СМИ и не только. 6) Экономическая стимуляция. 7) Правильная школьная политика.

*4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
В каких клетках алкоголь накапливается в максимальных количествах?

а) нервные клетки
г) половые клетки
е) клетки печени

*Какие последствия возникают при воздействии никотина на человека?

а) увеличение слюноотделения
б) сужение мелких кровеносных сосудов

*5. Расположите стадии зависимости человека от наркотических веществ в порядке их формирования.

1 – Защитные реакции на отравление. 2 – Психическая зависимость от наркотиков. 3 – Физическая зависимость от наркотиков. 4 – Истощение функций организмы.

*1. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
К какому виду относят костную ткань?

в) соединительная

*2. Заполните пропуски в предложении.

Органические вещества придают костям эластичность, гибкость, упругость, а неорганические вещества –твердость.

*3. Заполните схему.

 §9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

*4. На что нужно обратить внимание при покупке обуви?

На размер. Обувь должна быть удобной и по размеру, не узкой и не широкой.

*5. Объясните смысл выражения «царственная осанка».

Прямая осанка, когда все тело может находиться в одной позе долго. Связано с процессом воспитания наследников престола и членов королевских семей.

*6. Заполните таблицу, используя текст учебника.

 §9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

*7. Из предложенного перечня выпишите свойства костей, которые характерны для ребенка (А) и для взрослого человека (Б).

Ответ: А – 5, 2, 4; Б – 1, 3, 6.

*8. Распределите на две группы факторы, полезные (А) и вредные (Б) для развития опорно-двигательного аппарата.

Ответ: А – 1, 2, 5, 6; Б – 3, 4.

*9. Почему спортсменам запрещается прием алкоголя и табакокурение?

Потому что алкоголь и табакокурение негативно воздействуют на все отделы организма, особенно на мышечную массу, что крайне негативно сказывается на спортивных результатах.

*1. Как малоподвижный образ жизни отражается на состоянии здоровья человека? Свой ответ поясните.

Негативно, ведь двигательная активность комплексно воздействует на все части организма от сердечно-сосудистой системы до пищеварительной.

*2. Составьте рекомендации по режиму двигательной активности для представителей разных профессий (например, шофер, продавец, учитель).

Шофер: время от времени вставать из-за руля и делать разминку.
Продавец: делать зарядку каждый день, держать мышцы ног в тонусе.
Учитель: больше двигаться, делать зарядку для глаз.

*3. Приведите примеры каждой категории физических упражнений.

Аэробные – ходьба и бег.
Силовые – отжимание и поднятие тяжести. 
Растяжка – повороты и вращения.

Тема. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.
Цель: оценить уровень своей подготовленности к занятиям спортом.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, скамья или ступенька высотой 40-50 см.
Ход работы
*1. Поднимайтесь на ступеньку и спускайтесь с нее в течение 4 мин в постоянном темпе 30 раз за 1 мин. При появлении чрезмерного утомления или ухудшения самочувствия обследование прекратите.
*2. Через 1 мин после завершения упражнения в течение 30 с подсчитайте пульс. Запишите ваши данные:

T – время восхождения в секундах 181, 5
F – пульс 60

*3. Вычислите индекс теста (ИТ) по формуле:

ИТ = T*100/F*5,5 = 55

*4. Сравните результаты ИТ с данными, приведенными в учебнике (с. 46). Сделайте вывод об уровне своей подготовленности к занятиям спортом.

Мой уровень подготовки к занятиям спортом недостаточный.

*1. Каково значение крови для организма?

Кровь переносит кислород.

*2. Перечислите форменные элементы крови.

Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.

*3. Приведите примеры климатогеографических факторов.

Условия разряженного воздуха в высокогорьях.

*4. Используя текст учебника, укажите, какие изменения в составе и свойствах крови происходят под влиянием климатогеографических факторов:

высокогорья – увеличивает общий объем крови и количество эритроцитов в ней;
северных регионов – пониженный гемоглобин и эритроциты;
жаркого климата – увеличение количества антител в крови.

*5. Закончите предложения.
В составе и свойствах крови происходит изменения под влиянием:

гиподинамии: уменьшается объем циркулирующей крови и ухудшается иммунные реакции;
чрезмерных физических нагрузок
умеренных физических нагрузок

*6. Заполните таблицу.

 §11. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови

*1. Дайте определение.

Иммунитет – нечувствительность, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов.

*2. Подберите к каждому виду иммунитета понятие с противоположным значением.

Естественный – искусственный.
Врожденный – адаптивный.
Пассивный – активный.

*3. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
Какой ученый открыл клеточный иммунитет?

б) И.И. Мечников

*4. Отметьте знаком «+» определение, наиболее точно и полно характеризующее явление аллергии.
Аллергия – это

б) реакция человека с нарушенными функциями иммунной системы на многие вещества природного и антропогенного происхождения

*5. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
Когда может произойти заражение вирусом, вызывающим иммунодефицит человека?

а) во время инъекций 
в) при половых контактах

Тема. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
Цель: воспитывать культуру здоровья.
Ход работы
*1.Оцените состояние противоинфекционного иммунитета по таблице. Максимальное количество – 100 баллов – начисляется, если в течение года вы не болели.
*2. Заполните третью графу таблицы, вычитая из 100 количество баллов, соответствующее выбранным ответам.

 Лабораторная работа

*3. Оцените состояние своего противоинфекционного иммунитета.

Если исходить из учебника, то состояние среднее, 65 баллов.

*4. Назовите причины, ослабляющие иммунитет.

Стрессы, неправильное питание, климат, вредные привычки, недостаток сна.

*1. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
Сколько отделов в сердце человека?

г) 4

*В каком направлении движется кровь в сердце?

г) из желудочков в предсердия

*2. Укажите последовательность фаз сердечной деятельности.

Ответ: 1 – сокращение предсердий, 2 – сокращение желудочков, 3 – общее расслабление сердца.

*3. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу.

 §13. Условия полноценного развития системы кровообращения

*4. Из перечисленных ниже изменений выпишите те, которые являются следствием гиподинамии (А) и умеренных физических нагрузок (Б).

Ответ: А – 2, 5, 6, 9; Б – 7, 8, 4, 3, 1.

Тема. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Цель: Изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы.
Оборудование: часы или секундомер.
Ход работы

 Лабораторная работа

*1. Установите соответствие между названиями сосудов и типом крови при малом круге кровообращения. Запишите ответы.
1. Вены. А. Венозная кровь
2. Артерии. Б. Смешанная кровь
3. Капилляры. В. Артериальная кровь

1 – А, 2 – В, 3 – Б.

*2. Отметьте знаком «+» правильное определение термина.
Артерии – это

а) сосуды, несущие только артериальную кровь
г) сосуды, по которым кровь течет от сердца

*3. С чем связано возникновение юношеской гипертонии?

Из-за повышенной внутренней секреции рост сердца превышает рост кровеносных сосудов.

*4. Предложенные в списке факторы распределите на две группы: оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие сердечно-сосудистой системы.
Психоэмоциональный стресс, гиподинамия, физическая активность, рациональное питание, курение, употребление алкоголя, положительные эмоции.

Положительные факторы – активность, рациональное питание, положительные эмоции.
Отрицательные факторы – стресс, курение, алкоголь, гиподинамия.

*5. Закончите предложение.
Для профилактики нарушений функций сердечно-сосудистой системы необходимо…

а) увеличивать долю таких продуктов питания, как рыба, мясо, орехи;
б) уменьшить потребление жирной пищи.

*6. Используя текст учебника, заполните таблицу.

§14. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы

Тема. Определение стрессоустойчивости по реакции пульса в условиях психоэмоционального напряжения.
Цель: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы

 Лабораторная работа

*1. Дайте рекомендации по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Больше двигаться, не курить и не пить, умеренно и сбалансировано питаться.

*2. Закончите предложение.

Главное значение дыхательной системы заключается в том, что она насыщает кровь кислородом.

*3. Отметьте знаком «+» название органа, не относящегося к дыхательной системе.

б) аорта

*4. Вставьте слова «увеличивает» или «снижает».
Регулярная физическая активность

Увеличивает мощность дыхательных мышц,
увеличивает эластичность легких,
снижает частоту дыхательных движений,
увеличивает жизненную емкость легких,
снижает риск развития горной болезни,
увеличивает подвижность грудной клетки.

*5. Перечислите последствия табакокурения для деятельности дыхательной системы.

Увеличивает вероятность рака легких, гортани, снижает объем легких, альвиолы покрываются налетом, идет медленный некроз тканей легких, отдышка, хрипы.

*6. Прочитайте текст учебника о признаках горной болезни. Покажите с помощью стрелок ↓ и ↑ характер изменения физиологических показателей у нетренированного человека при подъеме в горы.

 §15. Правильное дыхание

Тема. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
Цель: изучить изменение частоты дыхательных движений под действием внешних условий.
Оборудование: емкость с водой (стакан, таз), водный термометр, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы

 Лабораторная работа

*1. Что такое правильное дыхание?

Носовое дыхание, которое максимально приемлемо для организма.

*2. Объясните, почему табакокурение ускоряет старение организма.

Табачный дым содержит канцерогены, а также ухудшается кровоснабжение организма, из-за этого-то они и стареет быстрее.

*3. Отметьте знаком «+» название вещества, относящегося к основным компонентам пищи.

в) углеводы

*4. Распределите продукты питания на три группы в зависимости от наибольшего содержания в них белков, жиров или углеводов.
Мясо, растительное масло, хлеб, гречневая крупа, рыба, яйца, сало, сахар, сыр.

Белки: мясо, яйца, рыба.
Жиры: растительное масло, сало, сыр.
Углеводы: хлеб, гречневая крупа, сахар.

*5. Используя материал учебника, заполните таблицу.

 §16. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор

*6. Из нижеперечисленных функций основных органических веществ выпишите те, которые выполняют в организме белки (А), жиры (Б), простые углеводы (В), пектиновые вещества (Г).

Ответ: А – 1, 4; Б – 2, 7; В – 3, 6; Г – 8, 5.

*7. Как вы понимаете выражение Гиппократа: «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»?

Умеренно употреблять еду, потому что любая еда является и лекарством и ядом, важна дозировка.

*1. Укажите основные компоненты пищи.

Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.

*2. Перечислите факторы, влияющие на питьевой режим организма.

Температура окружающей среды, обмен веществ.

*3. Какова роль в организме растительных волокон?

Улучшают пищеварение и обменные процессы в организме.

*4. Закончите предложения.

Для профилактики отравления нитратами и нитритами необходимо использовать витамин С.
Растения и грибы, собранные вблизи автомобильных дорог, не рекомендуется использовать в пищу, так как они накапливают соли тяжелых металлов.
Изготовление мясных, рыбных и грибных консервов в домашних условиях опасно, потому что возможно попадание в банки бактерий вызывающих ботулизм.
Продукты животного происхождения (мясо, рыбу, яйца, молоко) необходимо подвергать термической обработке, чтобы избежать заражения паразитами.

Тема. О чем может рассказать упаковка.
Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания.
Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.
Ход работы

 Практическая работа

*1. Перечислите 2-3 источника вредных веществ, поступающих в продукты питания.

Нитраты, нитриты.

*2. Опишите воздействие, оказываемое на организм человека одним из вредных веществ (нитритами, нитратами, пестицидами, тяжелыми металлами).

Соли тяжелых металлов мешают образованию белков, поражают нервную и кровеносные системы.

*3. Как избежать заражения болезнетворными организмами?

Мыть руки, термически обрабатывать продукты.

*4. Какие ограничения предусматривает рациональное питание?

Меньше употреблять сахара и соли.

*5. Перечислите составляющие культуры питания.

Регулярность, распределенность пищи, поведение за столом, пищевые предпочтения.

*6. Используя текст учебника, заполните таблицу.

 §18. Рациональное питание и культура здоровья

*1. Какое значение имеет регулярность приема пищи?

Важнейшее, ведь это одно из составляющих культуры питания.

*2. Объясните, почему необходимо есть не спеша.

Сигнал о насыщении приходит медленнее, чем происходит само насыщение, поэтому если человек торопиться, он поедает.

*3. Приведите примеры условных рефлексов, связанных с питанием.

Выделение желудочного сока и слюны.

*4. Заполните таблицу, используя текст учебника.

 §19. Воздействие солнечных лучей на кожу

*5. Почему к гигиеническим нормам оценки состояния помещения относят уровень его освещенности?

Освещенность влияет на зрение, поэтому она вошла в нормативы.

*6. Сформулируйте правила пребывания на солнце.

Не бывать на солнцепеке, ходить в защитных очках, пользоваться кремом.

*1. Перечислите основные функции кожи.

Выделительная, терморегулирующая.

*2. Какие факторы среды оказывают воздействие на кожу?

Ультрафиолет, водный режим, питание.

*3. Можно ли считать сильный загар показателем здоровья кожи? Свой ответ объясните.

Нет, это значит, что в коже мало меланина, а значит высок риск развития кожной онкологии.

*4. Закончите предложения.

Путем теплопроведения человек теряет тепло при контакте организма с более холодными телами.
Путем теплоизлучения человек теряет тепло в виде инфракрасных лучей.
Охлаждение организма за счет испарения пота происходит, когда температура воздуха выше, чем температура тела.

*5. Опишите процесс закаливания по плану.

Факторы внешней среды, используемые в закаливании: повышение и понижение температуры ОС, влажность.
Учет индивидуальных особенностей организма: возраст, состояние здоровья, тип нервной системы, развитие подкожной жировой клетчатки.
Условия закаливания: постепенное увеличение силы раздражения.
Общие правила закаливания: положительный психологический настрой.

Тема. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды. 
Цель: изучение проявления реакций организма на согревание и охлаждение тела.
Оборудование: часы, медицинский и электрический термометры, теплая одежда.
Ход работы

 Лабораторная работа (выполняется парами)  Лабораторная работа (выполняется парами)

* Заполните таблицу, используя текст учебника.

§21. Средства и способы закаливания

*1. Какие нарушения в развитии нервной системы плода могут вызвать неблагоприятный факторы, действующие на организм беременной женщины?

Инфекционные заболевания нарушают развитие плода.
Малоподвижный образ жизни тормозится развитие цнс, плод позже начнет двигаться.
Курение замедляется развитие мозга.
Алкоголь нарушает развитие цнс.

*2. Назовите признаки

утомления: усталость; 
переутомления: глубокие изменения в организме.

*3. Какие правила необходимо соблюдать для предупреждения быстрого снижения работоспособности?

Соблюдать благоприятный ритм работы, входить в работу постепенно.

Тема. Развитие утомления.
Оборудование: часы, карточки с примерами.
Ход работы
*1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй).
*2. Подсчитайте количество и процент правильно решенных примеров (количество правильных ответов умножьте на 10).
*3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

 Лабораторная работа

*1. Укажите значение закаливания.

Увеличивает иммунитет человека, его стойкость к болезням.

*2. Каким образом можно оценить эффективность закаливающих процедур?

Человек меньше болеет, выглядит более здоровым, ощущает себя лучше.

*3. Почему зимнее купание (моржевание) нежелательно для детей?

У них несовершенна регуляция температуры в теле.

*4. Какие гигиенические рекомендации необходимо соблюдать при работе на компьютере, чтобы избежать опасных для здоровья последствий?

Сидеть за работой не более 45 минут, потом делать перерыв и зарядку для глаз; освещенное рабочее место.

*1. Под действием каких факторов ослабевает зрение?

Долгая работа за компьютером, несоблюдение гигиены глаз, старость, недостаток витаминов, нет освещенности.

*2. Укажите несколько правил просмотра телепередач.

Сидеть дальше 2-3 метров от экрана, делать перерыв, смотреть передачи при свете.

*3. Перечислите системы органов, на которые оказывает влияние работа на компьютере.

Все системы: кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, и даже репродуктивная.

*4. Закончите предложения.

Специфическое воздействие шума на организм проявляется в повреждении органа слуха.
Неспецифическое воздействие шума на организм проявляется в повреждении дыхательной, иммунной и нервной систем, а также сердечно-сосудистой.

*5. Какие факторы усиливают проявление признаков укачивания у человека?

Бледность, обморочность, тошнота и рвота.

*6. Заполните таблицу, используя текст учебника.

 §24. Внешние воздействия на слух и орган равновесия

Тема. Воздействие шума на остроту слуха.
Цель: исследовать факторы, влияющие на остроту слуха.
Оборудование: часы, линейка, магнитофон или плеер.
Ход работы

 Лабораторная работа (выполняется парами)

*1. Дайте определение.

Шум – звуки различной частоты и интенсивности, беспорядочно сочетающиеся и изменяющиеся во времени.

*2. Перечислите формы болезни движения.

Воздушная, морская, железнодорожная, автомобильная.

*3. Укажите другое название вестибулярного аппарата.

Орган равновесия.

*4. Перечислите факторы, вызывающие стресс.

Температура, лекарства, эмоции.

*5. Укажите изменения, происходящие в организме на разных стадиях развития стресс-реакции.

Стадия тревоги – мобилизация всех сил организма для противостояния стрессовому фактору.
Стадия устойчивости – организм противостоит фактору среды.
Стадия истощения – организм уже не в силах противостоять фактору среды.

*6. От чего зависит устойчивость человека к стрессу?

От наследственности.

*7. Назовите приемы снятия эмоционального стресса.

Релаксация, глубокое дыхание, музыка, физические упражнения.

Тема. Оценка температурного режима учебных помещений. 
Цель: 
учиться оценивать условия окружающей среды.
Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.
Ход работы

 Лабораторная работа

*1. Какие системы органов реагируют на стресс первыми?

Нервная система и надпочечники.

*2. Почему стресс называют биосоциальным фактором?

Потому что происходит по биологическим и социальным причинам.

*3. Приведите примеры реакций стресса.

Переутомление, вялость, раздражительность.

*4. Перечислите типы темперамента и их особенности.

Меланхолик – сложно определить уравновешенность, плаксивый, легко расстраивается, легко утомляется, низкая работоспособность.
Сангвиник – легко увлекается, быстро приспосабливается, высокая стрессоустойчивость.
Флегматик – терпимость, выдержанность, слабо выражена эмоциональность.
Холерик – возбуждение преобладает над торможением, общительность, несдержанность, тревожность, неуверенность в себе.

*5. Определите тип высшей нервной деятельности, который преобладает в следующих характеристиках.

Ребенку с флегматичным типом трудны режим детского сада и многие требования родителей. Например, на занятиях по изобразительной деятельности, когда все дети уже закончили рисование, он только еще «входит во вкус», но пришло время идти на прогулку. Другие дети давно оделись, а он только заканчивает рисунок.
Ребенок с меланхоличным типом быстро утомляется, теряется в сложной обстановке, часто плачет. Ему необходим дополнительный отдых на открытом воздухе и более продолжительный сон.

*6. Дополните предложения.

Более высокой стрессоустойчивостью обладают сангвиники.
Нервные срывы чаще возникают у холериков.

Тема. Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности.
Цель: изучить отдельные свойства нервных процессов.
Оборудование: секундомер, альбомный лист, карандаш.
Ход работы
*1. Альбомный лист разделите на шесть равных прямоугольников.

 Лабораторная работа

*2. Перед началом работы установите карандаш перед первым прямоугольником.
*3. Выставляйте максимальное число точек в каждом прямоугольнике так, чтобы они не накладывались друг на друга. Общее время эксперимента – 30 с, по 5 с на каждый прямоугольник.
*4. После выполнения работы подсчитайте число точек в каждом прямоугольнике и постройте график. По оси OY отложите число точек в прямоугольнике, а по оси OX – номера прямоугольников в порядке их заполнения.

 Лабораторная работа

*1. Запишите имена ученых, изучавших типы темперамента.

Павлов.

*2. Охарактеризуйте один из типов темперамента.

Меланхолик – быстро утомляется, низкая работоспособность, часто плачет, низкая психическая неустойчивость.

*3. Какие свойства нервных процессов, согласно учению И.П. Павлова, определяют тип высшей нервной деятельности?

Сила, уравновешенность и подвижность.

*4. Приведите примеры биоритмов:

высокой частоты: вдох и выдох, удары сердца, биохимические реакции;
средней частоты: сон и бодрствование, активность и покой, содержание активных веществ;
низкой частоты: недельные, лунные, месячные, сезонные.

*5. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
Какие отделы нервной системы и железы внутренней секреции являются биологическими часами организма?

д) гипофиз
е) эпифиз

*6. Закончите предложение.

Нарушение суточных биоритмов может возникать при нарушении режима сна и бодрствования.

Тема. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
Цель: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток.
Оборудование: медицинский термометр, секундомер или часы.
Ход работы 
*1. В выходной день или во время каникул, начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну, через каждые два часа в одном положении (лучше сидя) определяйте у себя температуру тела и частоту пульса.
*2. Результаты записывайте в таблицу.

 Лабораторная работа

*3. После проведения исследования постройте графики изменения этих показателей, используя разные цвета. На горизонтальной оси отложите значения времени, на одной вертикальной оси – значения частоты пульса, на другой – температуры тела. В качестве примера используйте график в учебнике на с. 155 (рис. 44).

 Лабораторная работа

*4. Определите, в какое время дня регистрируются наиболее высокие и точные показатели частоты пульса и температуры тела. Совпадают ли суточные изменения этих показателей? Объясните полученные результаты.

Наиболее точные показатели были утром и вечером.
Вывод: я выраженный аритмик.

*1. По какому признаку людей относят к типам «жаворонков», «голубей» и «сов»?

По режиму сна, биоритму человека. Жаворонки в 6-7 утра уже на ногах, они продуктивно работают до обеда, а в 21-22 часа уже спят. «Голуби» встают чуть позже жаворонков, весь день очень активно трудятся, ложатся спать около 23 часов. «Совы» крепко спят утром, до обеда у них минимальная работоспособность, зато вечером они начинают энергично работать, а спать ложатся далеко за полночь.

*2. Почему перемещение человека в другие часовые пояса отражается на его работоспособности?

Потому что сбивает его суточные биоритмы.

*3. Приведите примеры сезонных ритмов у человека.

Прибавка массы тела зимой.

*4. Охарактеризуйте фазы сна.

Быстрый сон: повышенная активность нервной системы, сновидения.
Медленный сон: в этой стадии восстанавливаются функции организма.

*5. Закончите предложение.

Недосыпание приводит к снижению творческого потенциала.

*6. Заполните таблицу, используя текст учебника.

 §28. Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни

*7. Перечислите нарушения в работе организма, вызванные сокращением продолжительности сна.

Раздражительность, быстрая утомляемость, вялость, сонливость, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти.

*1. В какой фазе сна возникают сновидения?

Быстрый сон.

*2. Объясните, как определяется необходимая продолжительность сна подростков.

Индивидуально, но не менее 9 часов.

*3. Почему сон важен для укрепления здоровья?

Во время сна организм восстанавливается.

*4. Укажите признаки повышения активности щитовидной железы в подростковом возрасте.

Учащенность сердцебиения, капризность, несдержанность, высокая утомляемость.

*5. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
Что является причиной возникновения эндемического зоба?

в) недостаток иода, поступающего в организм с пищей

*6. Какие профилактические меры могут уменьшить риск возникновения эндемического зоба на территориях, для которых характерен дефицит иода?

Больше не употреблять морепродуктов, богатых йодом, употреблять йодированную соль

*7. Почему эпифиз называют биологическими часами организма?

Выработка гормонов в нем зависит от освещенности.

*1. Дайте определение терминам.
Вариант I – гиподинамия, аллергия, утомление.
Вариант II – гипоксия, гипертония, укачивание.

1) Гиподинамия – это снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма.
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды.
Утомление – это физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы.
2) Гипоксия – это пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях.
Гипертония – это повышение артериального давления от 140/90 мм.рт.ст., возникающее систематически, иногда – без видимых на то причин.
Укачивание – это болезненное состояние, возникающее при длительных воздействиях прямолинейных ускорений, а также в результате частых вертикальных перемещений тела.

*3. Объясните понятие.
Вариант I – «правильное дыхание».
Вариант II – «рациональное питание».

1) Правильное дыхание – это дыхание животом, при котором воздух поступает в организм через нос.
2) Рациональное питание – сбалансированное питание в энергетическом отношении и  по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности

*4. Опишите негативное воздействие фактора на организм человека.
Вариант I – курения.
Вариант II – стресса.

1) Никотин учащает пульс, сужает артерии, повышает кровяное давление, поэтому курение является одним из трех главных факторов риска ИБС. Вред курения для организма ещё и в том, что у курящих значительно выше риск развития инсультов. Атеросклероз артерий нижних конечностей, приводящий к их закупорке с развитием сильных болей, а иногда и гангрены, развивается у курящих в 5 раз чаще. Курение матери во время беременности приводит к рождению детей с низкой выживаемостью. И др.
2) Расстройство памяти и внимания в целом. Не сосредоточенность на работе. Высокая утомляемость. Сильные головные боли и перепады артериального давления. Негативное влияние на работу сердечно-сосудистой системы (инфаркт и гипертония). Постоянное недосыпание. Под удар ставится и желудочно-кишечный тракт. Открывается язва, гастрит и другие нарушения в работе этих органов. Ослабевание иммунного барьера, а его следствием являются разные вирусные заболевания. И др.

Глава III. Репродуктивное здоровье

*1. Закончите предложения.

Функции половых желез состоят в выработке половых клеток и гормонов, влияющих на развитие всего организма.
Половые гормоны необходимы для нормального полового созревания человека.
К вторичным признакам пола относят: форма гортани, пропорции тела, молочные железы.

*2. Приведите примеры факторов, влияющих на развитие и функционирование репродуктивных органов.

Положительные факторы: соблюдение гигиены, обследования у врача, ЗОЖ.
Отрицательные факторы: вредные привычки, излишние спортивные нагрузки.

*1. К какому типу секреции (внешней, внутренней, смешанной) относят половые железы?
Свой ответ обоснуйте.

Смешанной, т.е. образуют половые клетки и гормоны одновременно.

*2. Перечислите вторичные половые признаки

юношей: низкий голос, «адамово яблоко», растительность на лице, специфическая фигура;
девушек: высокий голос, молочные железы, большой газ.

*3. Опишите влияние одного фактора (по выбору) на репродуктивную систему.

Экология может влиять на репродуктивную сферу всю жизнь, ведь повышенный радиационный фон местности, скорее всего, приведет к негативным последствиям, а вот благоприятные условия к рождению здоровых детей.

*4. Почему в законодательстве многих стран, в том числе и Российской Федерации, имеются возрастные ограничения на ранние сексуальные отношения?

Потому что подростки еще не опытны и безответственны, к тому же , ранние сексуальные отношения могут привести к нежелательным последствиям.

*5. Какие морально-этические и здоровьесберегающие аспекты существуют, на ваш взгляд, в проблеме искусственного прерывания беременности?

Никаких! Я сторонник права женщины на аборт!

*1. В какой период внутритрубного развития зародыш наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды?

В первые недели после оплодотворения.

*2. Заполните таблицу.

 §32. Факторы риска внутриутробного развития

*3. Какие факторы оказывают благоприятное воздействие на развитие плода?

1) правильный возраст 20-22 года, 2) хорошее питание, 3) соблюдение гигиены.

*1. Почему нужно уступать место беременными женщинам в общественном транспорте?

По правилам приличия, ведь живот оказывает давление на позвоночник, многим просто больно стоять, также беременная женщина может упасть в обморок, а это крайне пагубно для ребенка (особенно в транспорте).

*2. Перечислите особенности рациона питания беременной женщины.

Больше пищи, еда должна быть разнообразной, насыщенной всеми необходимыми компонентами и витаминами. Ведь женщина питается сама и кормит ребенка.

*3. Как возраст матери влияет на течение беременности?

Чем моложе женщина, тем лучше – организм ещё не изношен из-за негативных факторов. Нет отягощенной генетики.

*4. Перечислите биологические и социальные различия мужчин и женщин.

Биологические: мужчины сильнее, физически только женщины могут рожать.
Социальные: к сожалению, наш мир сексистский, и мужчина имеет больше прав в глазах других людей, чем женщина, его уровень зарплаты выше.

*1. Перечислите группы микроорганизмов – возбудителей венерических заболеваний.

Granuloma induinale, Ulcus Molle, Treponema pallidum, Chlamydia trachomatis, хламидии, Ureaplasma urealyticum, Neisseria gonorrhoeae.

*2. Почему сложно вылечить венерические заболевания?

Необходимо лечить обоих партнеров, сложно диагностировать, может происходить долгий инкубационный период.
Редко обращаются к врачам.

*3. Укажите способы предупреждения венерических заболеваний.

1. Безопасный секс.
2. Секс с проверенным партнером.
3. Регулярно сдавать анализы.
4. Секс в пригодных условиях (никаких туалетов баров и т.д.).

*4. Перечислите составляющие ответственного поведения.

1. Умение вовремя сказать нет, если ситуация выходит из под контроля.
2. Здоровый образ жизни.
3. Проверенная компания.



Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Поделись с друзьями: