ГДЗ биология Сухорукова 8 класс тетрадь экзаменатор ответы


Описание решебника

Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекта "Биология. Человек. Культура здоровья" для 8 класса линии УМК "Сферы". Пособие предназначено для проверки результатов обучения по курсу биологии 8 класса в соответствии с требованиями образовательного стандарта. ГДЗ для тетради экзаменатора по биологии за 8 класс Сухорукова ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Введение. Наследственность, среда и образ жизни

Проверочная работа №1

*1. Верны ли следующие утверждения?
А) Развитие анатомии в Средние века сдерживалось запретом религии на вскрытие трупов.
Б) Интенсивное развитие анатомии началось в эпоху Возрождения.

3) оба утверждения верны.

*2. Появление микроскопа в XVII в. послужило началом для развития:

4) цитологии

*3. Место синтеза белков в клетке – это:

2) рибосомы

*4. Хромосомы состоят из молекулы:

3) ДНК и белков

*5. Верны ли следующие утверждения?
А) В неделящейся клетке хромосомы хорошо видны в световой микроскоп.
Б) Центриоли, входящие в состав клеточного центра, образуют нити веретена деления.

2) верно только Б

*6. Интерфаза – это:

3) период между делениями в митозе и мейозе

*7. Выберите верное утверждение

4) И митоз, и мейоз начинаются с растворения ядерной оболочки.

*8. Болезнь Дауна – это

2) хромосомная болезнь

*9. Установите соответствие между наукой и объектом её изучения.

Ответ: 1) генетика – г) законы наследственности; 2) цитология – а) клетка; 3) гистология – в) ткани; 4) физиология – б) процессы, протекающие в организме.

*10. Установите соответствие между веществом и функцией, которую оно выполняет в клетке.

Ответ: 1) белок – в) строительный материал клетки; 2) АТФ – б) источник энергии; 3) ДНК – а) носитель наследственной информации.


 

*11. Назовите основные типы здоровья человека.

Физическое, психическое, репродуктивное, социальное и духовное благополучие.

 Вариант 1

*1. Началу развития физиологии человека положили труды:

4) Гарвея

*2. Верны ли следующие утверждения?
А) Медицина – система научных знаний, направленных на распознавание, лечение и предупреждение болезней.
Б) Два кругообращения были открыты Везалием.

1) верно только А

*3. В состав мембраны клетки НЕ входят:

1) соли натрия

*4. РНК в клетке выполняет функцию:

2) синтеза белков

*5. У мужчин 23-я пара хромосом представлена:

1) XY–хромосомами

*6. Верны ли следующие утверждения?
А) В состав клеток организма человека входят органические, неорганические вещества и вода.
Б) Благодаря наличию в клетке неорганических веществ в организме человека происходит сокращение мышечных волокон.

4) оба утверждения неверны.

*7. Выберите верное утверждение.

2) Ген – участок ДНК, отвечающий за синтез одной цепи белка.

*8. Мейоза называют редукционным делением, так как в его результате число хромосом:

2) уменьшается

*9. Верны ли следующие утверждения?
А) Мутации, возникающие в половых клетках, по наследству не передаются и изменяют отдельные признаки.
Б) Изменение генетического материала под влиянием различных факторов называют мутацией.

2) верно только Б

*10. Установите соответствие между клеточной структурой и её функцией.

Ответ: 1) мембрана – в) соединяет клетки в ткани; 2) клеточный центр – б) участвует в делении клетки; 3) комплекс Гольджи – г) накопление различных веществ; 4) лизосомы – а) разрушение веществ.

*11. Назовите условия, влияющие на здоровье человека.

Экологические и социальные. Состояние здоровья зависит от выработки собственного образа жизни, который укреплял бы и поддерживал здоровье.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Достижения каких наук на современном этапе с успехом используются в медицине? Проиллюстрируйте ответ примерами.

Химия – создание новых лекарственных средств, антибиотиков.
Иммунология и хирургия – осуществление операций по пересадке тканей и органов.

*2. Дайте определение понятий «наследственная изменчивость». В чём заключается её отличие от ненаследственной?

Наследственная изменчивость – форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной или комбинативной изменчивостью. Наследственная изменчивость возникает под влиянием факторов внешней среды и является обратимой.

*3. Объясните, каким образом изучение однояйцевых близнецов помогает выявить закономерности влияния внешней среды на формирование фенотипа.

Однояйцевые близнецы формируются из одной яйцеклетки и имеют одинаковый генотип. При поразительном внешнем сходстве, выросшие в разных условиях, они часто приобретают некоторые различия. Наиболее изменчивы такие признаки, как масса тела, успеваемость в школе, черты характера.

*4. Каким образцом вредные привычки влияют на здоровье?

Вредные привычки пагубно влияют на здоровье. Они приводят к сокращению продолжительности жизни. Вредные привычки разрушают здоровье человека.

*5. Назовите биологическое значение митоза.

Митоз лежит в основе обновления тканей, восстановления органов после повреждения, роста и развития организма.

*1. Дайте определение понятия «ненаследственная изменчивость». В чём заключается её отличие от наследственной.

Ненаследственная изменчивость – изменчивость, возникает под влиянием среды.
Отличается от наследственной тем, что обратима.

*2. Дайте определение понятий «ген», «генотип», «фенотип».

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за синтез одной цепи белка. 
Генотип – совокупность генов в организме.
Фенотип – совокупность признаков организма.

*3. Объясните, почему дети похожи на своих родителей и вместе с тем отличаются от них рядом новых признаков.

Так происходит потому, что при оплодотворении клетки сперматозоидов возникает новая комбинация хромосом, отличная от отцовского и материнского организмов, которая будет определять признаки ребенка.

*4. Назовите известные вам методы изучения наследственности человека.

Генеалогический, близнецовый, биохимический, цитогенетический.

*5. Назовите биологическое значение мейоза.

Значение мейоза в том, что в ряду поколений сохраняется постоянное число хромосом, характерное для данного вида организма. Если бы в процессе мейоза не происходило уменьшение количества хромосом в 2 раза, то сосуществование и эволюция видов были бы невозможны.

Целостность организма человека

Проверочная работа №1

*1. Такие свойства, как возбудимость и сократимость, характерны для ткани:

4) мышечной

*2. Гладкая мышечная ткань образует:

3) стенки кровеносных сосудов

*3. На рисунке цифрой 1 обозначен:

 Вариант 1

*4. Чувствительные нейроны участвуют в передаче импульса от:

2) органов чувств к спинному и головному мозгу

*5. Верны ли следующие утверждения?
А) Белое вещество образовано аксонами, покрытыми миелиновой оболочкой.
Б) Двигательные нейроны передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг.

1) верно только А

*6. В состав центральной нервной системы входят:

1) головной и спинной мозг

*7. В вегетативной нервной системе выделяют отделы:

2) симпатический и парасимпатический

*8. Форменными элементами крови НЕ являются:

1) остеобласты

*9. При введении сыворотки в организме вырабатывается иммунитет:

4) искусственный пассивный

*10. Людям со II группой крови можно переливать кровь:

2) I и II группы

*11. Универсальными донорами называют людей?

1) с I группой крови

*12. Установите соответствие между элементом крови и его функцией.

Ответ: 1) тромбоциты – а) участвуют в свёртывании крови; 2) эритроциты – б) участвуют в процессе переноса кислорода и углекислого газа; 3) лимфоциты – в) разрушают чужеродные частицы.

 Вариант 1

*1. Такие свойства, как возбудимость и проводимость, характерны для ткани:

3) нервной

*2. Разновидностью соединительной ткани НЕ является:

2) эмаль зубов

*3. Эпителиальная ткань образует:

1) покровы тела

*4. На рисунке цифрой 2 обозначен:

 Вариант 2

*5. Синапс – это:

3) место контактов нейронов

*6. Верны ли следующие утверждения?
А) Серое вещество центральной и периферической нервной системы образовано аксонами, покрытыми миелиновой оболочкой.
Б) Большинство нервов в организме человека – двигательные.

4) оба утверждения неверны

*7. В состав периферической нервной системы входят:

2) нервные узды и нервы

*8. Больше половины всего объёма крови приходится на:

2) плазму

*9. Образование тромба происходит при участии фермента:

3) фибрина и солей кальция

*10. При введении вакцины в организме вырабатывается иммунитет:

3) искусственный активный

*11. Универсальными реципиентами называют людей:

4) с IV группой крови

*12. Установите соответствие между группой крови донора и группами крови возможных реципиентов.

Ответ: 1) II – б) II, г) IV; 2) III – в) III, г) IV.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Дайте определение понятия «ткань». Назовите ткани организма человека.

Ткань – система клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, сходное строение и функции.
Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная.

*2. Объясните, при помощи чего достигается взаимосвязь и согласование функций всех частей организма.

Нервная система управляет деятельностью органов и систем, координирует процессы, происходящие в организме, объединяя все его части в единое целое.

*3. Назовите основные функции крови.

Транспортная, трофическая, защитная.

*4. Почему в некоторых случаях переливание крови одного человека другому может привести к тяжёлым последствиям?

Потому что антигены, содержащиеся в эритроцитах донора, разрушаются антителами, имеющимися в плазме реципиента.

*5. Почему иммунитет, выработанный против оспы, не действует против дифтерии?

Потому что антитела вырабатываются только к антигену оспы.

*1. Дайте определение понятия «орган». Назовите известные вам органы человека.

Орган – анатомическое образование, имеющее определенную форму и положение в организме, состоящее из некоторых тканей и выполняющее определенную функцию. Сердце, желудок, скелетная мышца.

*2. Назовите виды соединительной ткани.

Опорные ткани (хрящевая, костная, плотная соединительная).
Жировая ткань. 
Жидкая ткань.

*3. Назовите основные звенья простой рефлекторной дуги безусловного рефлекса.

Рецептор чувствительный центростремительный путь, нервный центр рефлекса, двигательный центробежный путь, исполнительный орган.

*4. Дошкольник Иван заболел корью в лёгкой форму и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Объясните это явление.

Сработал естественный иммунитет.

*5. Давно внимание врачей было обращено на тяжёлое, в прошлом часто смертельное заболевание младенцев, которое выражалось в желтухе и малокровии. При этом в одной семье заболеванию подвергалось несколько детей, что наводило на мысль о наследственном характере болезни. Вместе с тем в это предположение не укладывался тот факт, что у первого родившегося в семье ребёнка почти всегда отсутствовали признаки данного заболевания, зато у второго, третьего ребёнка и т.д. тяжесть заболевания нарастала. Позднее это явление получило название «резус-конфликт». Объясните причины этого заболевания и механизм его протекания.

Резус-конфликт – это если резус-фактор матери отрицательный, а резус-фактор ребенка положительный.

Опорно-двигательная система

Проверочная работа №1

*1. К активной части опорно-двигательной системы относят:

2) мышцы

*2. Рост кости в ширину обеспечивается делением клеток:

4) надкостницы

*3. В осевой скелет НЕ входят кости:

4) верхних конечностей

*4. Определите, какой цифрой на рисунке обозначен поясничный отдел позвоночника.

 Вариант 1

*5. Единственная подвижно-сочленённая кость черепа – это:

2) нижнечелюстная

*6. Из перечисленных костей в состав плечевого пояса входит:

1) ключица

*7. Из перечисленных костей в состав нижних конечностей НЕ входит:

2) тазовая

*8. Сила мышцы зависит от:

3) числа мышечных волокон, её составляющих

*9. Установите соответствие между видом соединения костей и его примером.

Ответ: 1) неподвижное – б) соединение костей таза и крестца; 2) полуподвижное – в) соединение позвонков; 3) подвижное – а) голеностопный сустав.

*10. Установите соответствие между группой мышц и функцией, которую она выполняет.

Ответ: 1) мимические – г) сдвигают кожу при сокращении, образуя на ней складки и борозды; 2) мышцы шеи – а) обеспечивают движение нижней челюсти; 3) мышцы языка – в) участвуют в артикуляции; 4) мышцы живота – б) влияют на работу внутренних органов.

 Вариант 1

*1. В химическом составе костей среди органических веществ преобладает:

4) коллаген

*2. Часть кости, участвующая в образовании сустава, – это:

1) эпифиз

*3. Цифрой 1 на рисунке обозначена кость:

 Вариант 2

*4. Сросшимися являются позвонки следующих отделов позвоночника:

3) крестцового и копчикового

*5. Кости верхних конечностей соединены с осевым скелетом посредством:

4) ключицы

*6. Повреждение связок, соединяющих кости в суставе, – это:

4) растяжение

*7. Движения человека в основном регулируются:

3) вегетативной нервной системой и не подчиняются воле человека

*8. Установите соответствие между отделом конечности и костями.

Ответ: 1) голень – в) большая и малая берцовые; 2) предплечье – г) локтевая и лучевая; 3) кисть – б) пясть, запястье, фаланги; 4) стопа – а) плюсна, предплюсна, фаланги.

*9. Установите соответствие между суставом и костями, которые он соединяет.

Ответ: 1) плечевой – в) плечевая кость и ключица с лопаткой; 2) локтевой – б) плечевая, локтевая и лучевая кости; 3) коленный – а) бедренная и большая берцовая кости; 4) голеностопный – г) большая и малая берцовые кости с предплюсной.

*10. Установите соответствие между группой мышц и её функциями.

Ответ: 1) жевательные – б) участвуют в артикуляции; 2) мышцы спины – в) поддерживают тело в вертикальном положении; 3) мышцы живота – а) участвуют в наклонах туловища; 4) мышцы груди – г) участвуют в процессе дыхания.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Физиологически изгибы позвоночника появляются у человека в ходе развития в определённой последовательности. Один из них появляется, когда ребёнку исполняется полгода, усиливается его изгиб к году. Отчётливо заметен к 7 годам и полностью формируется к 15 годам. Этот изгиб называют

поясничный.
В результате каких движений ребёнка он формируется?
Ребенок начинает стоять.

*2. Объясните, почему кость, находящуюся определённое время в концентрированной соляной кислоте, можно завязать узлом.

Потому что соли кальция в соляной кислоте растворяются, и кость становится очень гибкой.

*3. В результате неловких движений или ушибов могу повреждаться структуры, соединяющие кости в суставе. При этом вокруг сустава появляется отчётность, возникает сильная боль. Как называется такое повреждение скелета?

Растяжение.
Назовите, какую первую помощь требуется оказать при данном повреждении костей.
Сустав необходимо туго забинтовать и наложить холодную повязку.

*4. Назовите причины утомления мышц.

Статическая работа.

*5. Назовите мышцы, которые осуществляют глубокий вдох.

Межреберные мышцы и диафрагма.

*1. Особенно опасны переломы костей у людей пожилого возраста. Объясните почему.

Потому что с возрастом увеличивается доля минеральных веществ, и кости становятся хрупкими, плохо срастаются.

*2. Анатомы выделяют три вида соединения костей. Назовите тип соединения, к которому относят соединение тел большинства позвонков шейного отдела друг с другом.

Полуподвижное соединение.

*3. Можно ли по костям скелета определить пол человека? Ответ поясните.

Можно. Пол определяется, в основном, по костям таза. Женский таз более широкий, чем мужской.

*4. В связи с подозрением на перелом руку пострадавшего подвесили на косынку, а в подмышечную впадину вложили небольшой валик из ваты или ткани. Назовите кость, перелом которой был заподозрен.

Плечевая кость.

*5. Тип соединения костей, для которого характерно наличие суставной сумки, называют

подвижным.
Тип соединения костей, которой наблюдается между телами позвонков, грудиной и рёбрами, по степени подвижности называют полуподвижным.

Системы жизнеобеспечения

Проверочная работа №1

*1. Сердечно мышцы называют:

3) миокардом

*2. Венозная кровь в сердце проходит через:

3) правые желудочек и предсердие

*3. Кровь от органов в сердце поступает в:

2) правое предсердие

*4. Тонкую и малоэластичнкую стенку имеют:

4) вены

*5. Сердечный цикл начинается с:

1) систолы предсердий

*6. Верны ли следующие утверждения?
А) Из внешних кровотечений самое опасное – артериальное.
Б) Венозное кровотечение останавливается с помощью жгута.

1) верно только А

*7. Ток лимфы по лимфатическим сосудам НЕ обеспечивается:

2) сокращением сердца

*8. Дыхательный центр, управляющий работой органов дыхания, находится в:

1) продолговатом мозге

*9. Голосовые связки находятся в:

2) ротовой полости

*10. Атмосферный воздух при вдохе сначала попадает в:

2) носоглотку

*11. В процессе пищеварения белки распадаются до:

2) аминокислот

*12. Длина пищеварительного тракта в среднем составляет:

4) 7 м

*13. Верны ли следующие утверждения?
А) Всасывание питательных веществ в организме человека происходит в основном в тонкой кишке.
Б) Внутренняя стенка пищевода выстлана соединительной тканью.

1) верно только А

*14. В ротовой полости начинается процесс переваривания:

3) углеводов

*15. На рисунке дентин обозначен цифрой:

 Вариант 1

*16. Компонентом желудочного сока является:

2) соляная кислота

*17.Усиление слюноотделения в ротовой полости НЕ связано с:

4) раздражением пищей рецепторов желудка

*18. Цинга – заболевание, возникающее вследствие недостатка витамина:

1) С

*19. Выделительную функцию в организме НЕ выполняют:

2) печень

*20. Первичная моча отличается от вторичной:

4) большей концентрацией мочевины

 Вариант 1

*1. Кровь к органам от сердца поступает из:

3) левого желудочка

*2. Нормальным кровяным давлением принято считать:

4) 120/70

*3. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы осуществляется:

2) вегетативной нервной системой

*4. Верны ли следующие утверждения?
А) При артериальном кровотечении прижатие следует делать ниже по ходу повреждённой артерии.
Б) При венозном кровотечении кровь выбрасывается пульсирующей струёй.

4) оба утверждения неверны

*5. Верны ли следующие утверждения?
А) Лимфатическая система, подобно кровеносной, является замкнутой структурой.
Б) Лимфатические капилляры и сосуды отсутствуют в глазном яблоке, внутреннем ухе, эпителиальном покрове органов.

2) верно только Б

*6. Лёгочные пузырьки заполнены:

1) воздухом

*7. Хрящом гортани НЕ является:

2) подъязычный

*8. К верхним дыхательным путям относят:

4) носовую полость

*9. В процессе пищеварении под действием ферментов жиры распадаются до:

3) глицерина

*10. На рисунке пульпа обозначена цифрой:

 Вариант 2

*11. Выберите ответ, где верно указано расположение отделов пищеварительного тракта в порядке продвижения по ним пищи.

1) ротовая полость, желудок, тонкая кишка, толстая кишка

*12. Частью тонкой кишки НЕ является:

4) прямая

*13. Сок поджелудочной железы содержат ферменты, под действием которых до более простых расщепляются:

4) белки, жиры и углеводы

*14. Наружная оболочка пищеварительного канала состоит из:

2) соединительной ткани

*15. Действие желчи направлено на расщепление:

4) жиров

*16. Каротин – предшественник витамина:

4) А

*17. Рахит – заболевание, возникающее вследствие недостатка витамина:

4) D

*18. Верны ли следующие утверждения?
А) Первичная моча по химическому составу близка к плазме крови.
Б) Возникновение голода в одно и то же время – безусловный рефлекс.

1) верно только А

*19. В собственно коже – дерме – отсутствуют:

1) ороговевшие клетки

*20. Мочеточник соединяет:

2) почки с мочевым пузырём

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Определите, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, сколько лет в течение жизни у 80-летнего мужчины отдыхали мышцы предсердий.

40 лет.

*2. Объясните, почему артерии способны выдерживать большое давление.

Потому что стенка артерий упругая, образована гладкими мышцами и эластичными волокнами.

*3. Объясните, почему у человека сердце работает на протяжении всей жизни без утомления.

Потому что все сердце отдыхает около 50% времени сердечного цикла.

*4. При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Опишите, какую помощь надо оказать пострадавшему.

Необходимо пережать артерию пальцами в точках по ходу артерии ближе к сердцу. Затем надо наложить жгут – под него подложить полотенце или одежду, растянуть его и несколько раз обернуть вокруг конечности до прекращения кровотечения и закрепить. Жгут надо снимать на 10-15 минут летом через каждый час, зимой через полчаса.

*5. Объясните, с чем связана кратковременная остановка дыхания у человека при погружении в холодную воду.

Поскольку раздражаются рецепторы кожи, происходит рефлекторное изменение дыхания.

*6. Опишите путь прохождения условной частицы воздуха через систему дыхания.

Полость носа – носоглотка – ротоглотка – гортань – трахея – бронхи – бронхиолы – альвеолы.

*7. Нужно ли жевать жидкую манную кашу? А протёртый творог? Обоснуйте свой ответ.

Нужно, для обработки слюной, в которой содержатся ферменты, расщепляющие углеводы.

*8. Объясните следующее утверждение: «Полнота вредит здоровью».

Полнота возникает от малоподвижного образа жизни, неправильного питания. Вследствие этого увеличивается нагрузка на сердце, происходит нарушение обмена веществ.

*9. Эпидермис кожи человека лишён сосудов. Каким образом осуществляется его питание?

Питание осуществляется за счет лимфы.

*10. Для людей, страдающих некоторыми болезнями почек, лучшей профилактикой считается посещение санаториев, расположенных в зонах с сухим и жарким климатом. Объясните, с чем это связано.

Происходит обильное потоотделение, облегчающее работу почек.

*1. Объясните, почему стенки вен тонкие и мягкие, малоэластичные.

Вена состоит из нескольких слоев – мягкого соединительного слоя, мышечного и плотной соединительной ткани. По венам кровь течет от органов к сердцу, нет сильного давления, есть приспособления для проталкивания крови – клапаны.

*2. Определите, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, сколько лет в течение жизни у 80-летнего мужчины отдыхали мышцы желудочков.

40 лет.

*3. Объясните, почем у человека, имеющего нарыв на большом пальце руки, через некоторое время опухают лимфатические узлы под мышкой.

Это значит, что в лимфатических узлах задержалось много бактерий. Лимфатические узлы – биологические фильтры, возбудители инфекции по лимфососудам передают в узлы и там устраняются.

*4. Какое значение имеют лимфатические узлы в организме человека?

Лимфоузлы – биологические фильтры, органы иммунной системы. Пройдя через лимфатические узлы, очищена от чужеродных веществ лимфа возвращается в кровь.

*5. Поясните, чем опасна длительная задержка дыхания.

Опасна тем, что в организм не будет долго поступать кислород, и клетки не будут его получать.

*6. Объясните, почему витамины, не являясь строительным и энергетическим материалом нашего тела, обязательно должны входить в пищевой рацион человека.

Витамины – незаменимые компоненты пищи. Они участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности, так как входят в состав клеточных ферментов, обеспечивающих обмен веществ.

*7. В Древнем Вавилоне считали, что печень является органом злобы. Дайте этому физиологическое обоснование.

В печени из крови извлекаются и обезвреживаются токсичные вещества, с желчью ядовитые продукты выводятся из организма.

*8. Объясните, почему холод считают сильным фактором закаливания.

Потому что закаливание холодом запускает процессы терморегуляции.

*9. Опишите приёмы оказания первой помощи при солнечном ударе.

Пострадавшего нужно уложить в прохладном месте; приподнять голову, расстегнуть одежду. На лобби и область сердца положить компрессы с холодной водой для увеличения отдачи тепла. Дать выпить холодную воду, если человек не потерял сознание.

*10. Какой человек, трезвый или находящийся в алкогольном опьянении, быстрее замёрзнет на морозе? Обоснуйте свой ответ.

Человек, находящийся в алкогольном опьянении замерзает быстрее, потому что сосуды расширены и тепло отдается быстрее.

Репродуктивная система и здоровье

Проверочная работа №1

*1. К женским половым органам НЕ относят:

4) семявыводящие протоки

*2. Со времени полового созревания образование сперматозоидов происходит:

1) непрерывно

*3. Зигота становится эмбрионом после:

1) слияния ядер яйцеклетки и сперматозоида

*4. Внутриутробное развитие ребёнка в основном происходит:

4) в матке

*5. В среднем беременность продолжается:

2) 40 недель

*6. Плод человека питательные вещества и кислород:

4) получает от матери посредством плаценты и пуповины

 Вариант 1

*1. Окончательное созревание сперматозоидов происходит в:

3) семявыносящих каналах

*2. Секрет предстательной железы:

2) входит в состав семенной жидкости

*3. Оплодотворение происходит:

4) в маточных трубах

*4. Яйцеклетки созревают:

4) в яичниках

*5. Выберите верное утверждение.

3) Плаценту образуют стенка матки и оболочка зародыша.

*6. Верны ли следующие утверждения?
А) Во внутриутробном развитии ребёнка выделяют четыре периода.
Б) Образ жизни матери не влияет на развитие плода.

4) оба утверждения неверны.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Дайте определения понятия «размножение». Какие виды размножения вы знаете?

Размножение – свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. 
Существует бесполое и половое размножение.

*2. Что такое овуляция? Где происходит данный процесс?

Овуляция – выход созревшей яйцеклетки и фолликулы. По маточной трубе яйцеклетка проходит из яичника в матку.

*3. С какого периода беременности зародыш начинает считать плодом? Что предшествует этому?

С плодного или плацентарного периода с 3 месяца. Этому предшествует образование плаценты.

*4. Назовите последовательно периоды эмбрионального развития человека.

Из различных групп клеток формируются несколько слоев, дающих начало тканям и органам, оформляются туловище, голова, конечности. К концу второго месяца у эмбриона бьется сердце, развивается головной мозг, голова опережает в размерах до части тела.

*5. Назовите меры борьбы с венерическими заболеваниями.

Образ жизни, отказ от случайных половых связей.

*1. Дайте определение понятия «оплодотворение». Какие клетки принимают участие в этом процессе?

Оплодотворение – слияние ядер мужской и женской половых клеток.

*2. С какого периода беременности будущего ребёнка начинают считать эмбрионом? Что предшествует этому?

С эмбрионального периода.
Оплодотворение.

*3. Назовите орган, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и материнским организмом.

Матка.

*4. Каким образом у новорождённого стимулируется переход к лёгочному дыханию?

Обрезание пуповины.

*5. Почему венерические заболевания называют болезнями поведения?

Потому что возникает от случайных связей.

Системы регуляции жизнедеятельности

Проверочная работа №1

*1. Спинной мозг в позвоночном канале начинается в:

3) шейном отделе, заканчивается в поясничном

*2. Центры конечностей в спинном мозге образуют утолщения:

2) шейное и поясничное

*3. Определите цифру, которой на рисунке обозначены аксоны нейронов.

 Вариант 1

*4. От участка спинного мозга отходит по три передних и задних корешка спинномозговых нервов. Этот участок состоит из:

1) 1 сегмента спинного мозга

*5. В задних рогах спинного мозга находятся тела:

3) вставочных и чувствительных нейронов

*6. Центральный канал спинного мозга в головном мозге образует:

3) желудочки

*7. Задний отдел головного мозга образуют:

2) мозжечок и мост

*8. Центр защитных рефлексов организма (кашля, чихания) находится в:

1) продолговатом мозге

*9. К железам внутренней секреции НЕ относят:

3) половые железы

*10. На рисунке цифрой 2 обозначена железа:

 Вариант 1

*11. Уровень кальция в крови регулируется гормоном:

1) щитовидной железы

*12. Гуморальная регуляция по сравнению с нервной:

2) быстрая и непродолжительная

 Вариант 1

*1. Определите цифру, которой на рисунке обозначены тела и дендриты нейронов.

 Вариант 2

*2. В передних рогах спинного мозга находятся тела:

1) двигательных нейронов

*3. От спинного мозга отходят:

2) 31 пара спинномозговых нервов

*4. Верны ли следующие утверждения?
А) Вегетативную нервную систему по специфике воздействия на организм делят на симпатический и парасимпатический отделы.
Б) Симпатический отдел нервной системы обеспечивает повышение активности организма, а парасимпатический – снижение активности.

3) оба утверждения верны

*5. Нарушение координации движений, уменьшение силы мышечных сокращений возникают при поражении:

4) мозжечка

*6. Средний мозг регулирует:

3) ориентировочные рефлексы

*7. В регуляции деятельности внутренних органов участвует следующий черепно-мозговой нерв:

3) блуждающий

*8. Средний мозг соединяет:

2) промежуточный мозг с конечным отделом


 

*9. Масса больших полушарий от массы всего головного мозга составляет:

4) 80%

*10. В коре больших полушарий по специфике обрабатываемой информации не выделяют центры:

3) смешанные

*11. Иммунные реакции организма регулируются гормоном:

2) тимуса

*12. На рисунке цифрой 3 обозначена железа:

 Вариант 2
 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Что представляют собой сегменты спинного мозга?

Участок спинного мозга, от которого отходит 1 пара спинномозговых нервов.

*2. Сделайте прогноз, что произойдет, если у человека повреждён шейный отдел спинного мозга.

Человек сможет проворачивать голову, совершать жевательные движения, говорить, но другие части тела будут парализованы.

*3. Какие защитные рефлексы вам известны? В каком отделе головного мозга они расположены?

Кашель, чихание, рвотный рефлекс. В продолговатом мозге.

*4. Какие железы смешанной секреции вам известны? Объясните, почему они имеют такое название.

Поджелудочная железа. Их клетки выделяют гормоны и другие секреты.

*5. Император Рима Максимилиан имел рост 2,5 м, что, по мнению его современников, служило доказательством божественности его происхождения. Предложите, в чём на самом деле возможные причины такого роста.

Возможно, было нарушение функций гипофиза, что привело к избыточному выделению гормона роста.

*1. Что представляют собой желудочки мозга? Где они расположены?

Полости, заполненные спинномозговой жидкостью.
Между продолговатым мозгом и мозжечком.

*2. Сделайте прогноз, что произойдёт, если у человека повреждён поясничный отдел спинного мозга.

Паралич нижних конечностей, нарушение чувствительности, поражение вегетативной нервной системы.

*3. Объясните, почему для маленьких детей важны упражнения, направленные на выполнение точных, мелких движений кончиками пальцев.

Потому что мелкая моторика развивает зону коры больших полушарий.

*4. Назовите свойства гормонов.

Поддерживают постоянство внутренней среды организма, регулируют процессы роста и развития, интенсивность жизненно важных функций.

*5. Опишите процесс регуляции активности эндокринных желёз.

Функциями эндокринных желез управляет нервная система. Главными структурами нейрогуморального механизма служат гипоталамус и гипофиз. Они объединены нервными связями и общим кровотоком в единую гипоталамо-гипофизарную систему. Нейроны гипоталамуса вырабатывают особые нейрогормоны. С током крови они попадают в гипофиз и влияют на его эндокринную активность. Гормоны гипофиза, в свою очередь, влияют на активность других желез.

Сенсорные системы

Проверочная работа №1

*1. К органам чувств НЕ относят:

3) голод

*2. Первоначально поступающая информация складывается:

1) в ощущение

*3. Основная масса информации об окружающем мире поступает через анализатор:

1) зрительный

*4. В состав вспомогательного аппарата зрительного анализатора НЕ входит:

4) улитка

*5. Рецепторы зрительного анализатора расположены в:

4) сетчатке

*6. Наибольшая концентрация палочек и колбочек на сетчатке наблюдается в области:

1) жёлтого пятна

*7. Возможность видеть объекты в трёхмерном пространстве достигается благодаря:

4) перекрытию образов, получаемых правым и левым глазом по отдельности

*8. Рецепторами слухового анализатора являются:

2) волосковые клетки

*9. Полукружные каналы улитки – это органы:

2) слуха

*10. Химическими анализаторами являются:

4) обонятельный и вкусовой

*11. Установите соответствие между заболеванием глаз и его признаком.

Ответ. 1) близорукость – Б) Боль в глазах, они чешутся, слезятся.
2) дальнозоркость – В) Объекты, находящиеся вблизи, видны не чётко.
3) конъюнктивит – А) Боль в глазах, они чешутся, слезятся.

 Вариант 1

*1. Понимание возникающего ощущения – это

4) восприятие

*2. Отделом анализатора НЕ является:

1) сенсорный

*3. Информация, воспринимаемая организмом:

3) преобразуется в нервные импульсы

*4. Проводниковым отделом зрительного анализатора является?

1) зрительный нерв

*5. Информация в орган зрения поступает через:

2) зрачок

*6. Рецептор зрительного анализатора – это:

4) палочки и колбочки

*7. Звуковые волны улавливает:

4) барабанная перепонка

*8. Рецепторы слухового анализатора находятся в:

2) улитке

*9. Одной из слуховых косточек НЕ является:

2) гороховидная

*10. Сигналы от рецепторов полукружных каналов попадают в основном в:

3) мост

*11. Установите соответствие между рецептором и видом раздражения, воспринимаемым им.

Ответ: 1) волосковидные клетки – в) звук; 2) колбочки и палочки – а) свет; 3) тактильные рецепторы – б) прикосновение.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Почему рекомендуют употреблять в пищу свежую морковь?

Потому что в моркови содержится витамин А, который входит в состав пигмента, содержащегося в палочках.

*2. Объясните, почему не рекомендуется читать лёжа и в движущемся транспорте.

Потому что может снизится острота зрения.

*3. Что такое аккомодация?

Изменение кривизны хрусталика, вследствие которого человек может видеть предметы на разном расстоянии.

*4. Изобразите схему передачи звуковых волн на слуховые рецепторы.

Звуковая волна – колебания барабанной перепонки – колебания косточек среднего уха – колебания перепонки овального окна – колебания жидкости в улитку – раздражение слуховых рецепторов.

*5. Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Какое биологическое значение имеет такая его особенность?

Многие несъедобные и ядовитые вещества имеют горький вкус, поэтому много рецепторов, которые распознают именно горький вкус.

*1. Объясните выражение: «Глаз смотрит, а мозг видит».

В мозге окончательно обрабатывается информация и формируется картинка.

*2. Почему глаза человека и животных не чувствуют ни жары, ни холода?

Нет нервных окончаний, которые чувствуют температуру.

*3. Назовите причины и симптомы конъюнктивита.

Конъюнктивит вызывается болезнетворными бактериями, занесенными в глаза грязными руками.
Глаза болят, слезятся и чешутся.

*4. Объясните, почему воспалительный процесс легко распространяется из носоглотки в среднее ухо.

Потому что носоглотка и среднее ухо соединены слуховой трубой.

*5. Объясните, почему не рекомендуется постоянно использовать наушники или часто находиться в шумной среде.

Может появиться тугоухость.

Итоговые проверочные работы

Проверочная работа №1

*1. Рефлекс был открыт:

1) Р. Декартом в XVII в.

*2. Влияние факторов окружающей среды на организм человека изучает наука:

4) экология

*3. Энергетические станции клетки – это:

4) митохондрии

*4. Верны ли следующие утверждения?
А) Изменение признаков под влиянием внешней среды называют ненаследственной изменчивостью.
Б) Пределы изменчивости признака называют нормой реакции, и зависят они от фенотипа.

1) верно только А

*5. На рисунке цифрой 3 обозначен:

 Вариант 1

*6. Если человек переболел краснухой, то у него вырабатывается иммунитет:

1) естественный приобретённый

*7. Цифрой 2 на рисунке обозначена кость:

 Вариант 1

*8. Кровь из лёгких в сердце поступает в:

3) левый желудочек

*9. Малый круг кровообращения начинается от:

3) правого желудочка, заканчивается в левом предсердии

*10. В процессе пищеварения сложные углеводы распадаются до:

1) глюкозы

*11. Верны ли следующие утверждения?
А) При вдохе диафрагма опускается вниз, становится более плотной, объём грудной клетки увеличивается.
Б) При выдохе межрёберные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается, объём грудной клетки уменьшается.

3) оба утверждения верны

*12. Верны ли следующие утверждения?
А) Протоки поджелудочной железы и печени открываются в двенадцатиперстную кишку.
Б) Двенадцатиперстная кишка – первый отдел тонкой кишки.

3) оба утверждения верны

*13. В наибольшей степени роговой слой кожи развит на:

2) ладонях

*14. Верны ли следующие утверждения?
А) Беременностью называют состояние женщины с момента образования плаценты до рождения ребёнка.
Б) Беременность никаким образом не отражается на организме матери.

4) оба утверждения неверны

*15. Ядра и дендриты нейронов в спинном мозге расположены:

2) в центре, вокруг спинномозгового канала

*16. На рисунке цифрой 2 обозначен:

 Вариант 1

*17. К органам чувств НЕ относят:

2) голод

*18. Установите соответствие между типом тканей организма человека и функциями, которые они выполняют.

Ответ: 1) эпителиальная – в) защита от механических повреждений, г) обеспечение газо- и водообмена; 2) соединительная – а) запас питательных веществ; б) передвижение веществ в организме.

*19. Установите соответствие между отделом пищеварительного тракта и функциями, которые он выполняет.

Ответ: 1) ротовая полость – б) расщепление крахмала, г) формирование пищевого комка; 2) желудок – а) расщепление белков, в) обеззараживание пищи.

*20. Установите соответствие между веществом и продуктом его расщепления.

Ответ: 1) белки – б) аминокислоты; 2) жиры – в) глицерин; 3) углеводы – а) глюкоза.

 Вариант 1

*1. Укажите болезнь, которая была побеждена благодаря достижениями медицины.

3) чума

*2. Лизосомы в клетке:

1) разрушают утратившие своё значение части клетки

*3. Соединительная ткань образует:

2) стенки кровеносных сосудов

*4. Рост кости в длину обеспечивается делением клеток:

1) эпифиза

*5. Позвоночник состоит из:

2) 5 отделов

*6. Большой круг кровообращения начинается от:

1) левого желудочка, заканчивается в правом предсердии

*7. Кровь от сердца к лёгким поступает из:

4) правого желудочка

*8. Верны ли следующие утверждения?
А) Дыхательные мышцы находятся под контролем вегетативного отдела нервной системы.
Б) Дыхательные мышцы контролируются соматической нервной системой.

2) верно только Б

*9. Выберите НЕверное утверждение

2) В организме человека белки про запас откладываются в печени

*10. Слюна содержит ферменты, расщепляющие:

1) углеводы

*11. Под действием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется витамин:

3) D

*12. У человека при комнатной температуре через кожу в сутки выделяется в среднем воды:

2) 0,6 л

*13. Верны ли следующие утверждения?
А) Созревание яйцеклеток происходит непрерывно, начиная с момента полового созревания.
Б) Неоплодотворённая яйцеклетка в организме разрушается лейкоцитами.

4) оба утверждения неверны

*14. На рисунке цифрой 1 обозначен:

 Вариант 2

*15. Приведите ветви спинномозговых нервов НЕ образуют сплетения:

3) грудного

*16. Верны ли следующие утверждения?

А) ПО функциональному признаку нервную систему подразделяют на соматическую и вегетативную.
Б) По расположению в организме нервную систему делят на центральную и периферическую.

3) оба утверждения верны

*17. Отделом сенсорной системы НЕ является:

3) промежуточный

*18. Установите соответствие между видом мышечной ткани человека и её характерными особенностями.

Ответ: 1) гладкая – а) образует средний слой кровеносных сосудов, в) обеспечивает изменение размера зрачка, д) сокращается медленно; 
2) поперечно-полосатая – б) состоит из многоядерных клеток – волокон, г) образует скелетные мышцы,

*19. Установите соответствие между участком желудочно-кишечного тракта и функциями, которые он выполняет.

Ответ: 1) тонкий кишечник – а) всасывание продуктов расщепления питательных веществ, б) всасывание воды; 2) толстый кишечник – в) формирование каловых масс, г) полное расщепление питательных веществ.

*20. Установите последовательность элементов рефлекторной дуги, начиная с элемента, воспринимающего раздражение.

Ответ: г) рецептор; д) чувствительный нейрон; а) нервный центр; в) двигательный нейрон; б) исполнительный орган.

 Вариант 2

Проверочная работа №2

*1. Многие достижения физики, химии с успехом используются в медицине. Проиллюстрируйте это примерами.

Создано много лекарств, например, антибиотики.
Современная аппаратура – с помощью рентгена, ультразвука, электроники изучают работу внутренних органов, сердца, мозга.

*2. Напишите основные отличия половых и соматических клеток.

Соматические и половые клетки отличаются числом хромосом: в соматических их 46 (23 пары), а в половых – 23. Соматические образуются в процессе митоза, половые – мейоза.

*3. Какое влияние оказывает социальная среда на здоровье человека?

Только в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми человек формируется как личность. Социальная среда иногда порождает условия для возникновения вредных привычек – например, курения.

*4. Приведите примеры полезных привычек, помогающих в сохранении, поддержании здоровья человека.

Соблюдать режим, много двигаться, заниматься спортом, закаливаться.

*5. Дайте определение понятия «система органов». Назовите известные вам системы органов человека.

Система органов – функционально единая группа органов организма, которые обеспечивают главное свойство живого – обмен веществ и превращение энергии.
Кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная.

*6. Изобразите схему рефлекторной дуги сгибательного рефлекса, который возник при прикосновении руки к горячему предмету.

Рецептор – чувствительный центростремительный путь – нервный центр рефлекса – двигательный центробежный путь – исполнительный орган.

*7. Опишите движение крови по малому кругу кровообращения.

Малый или легочный круг начинается от правого желудочка легочный стволом, распадающимся на правую и левую легочные артерии, которые несут венозную кровь. В легких она переходит в капилляры, капилляры сплетают альвеолы. Кровь отдает углекислый газ, получает кислород и по легочным венам поступают к сердцу. Малый круг заканчивается в левом предсердии 4 легочными венами.

*8. Назовите функцию, которую выполняет печень в пищеварительном процессе организма человека.

Барьерная.

*9. Дайте определение понятия «плацента». Какую роль в развитии плода играет плацента?

Плацента – детское место, разросшаяся наружная оболочка зародыша и видоизмененная оболочка матки с кровеносными сосудами.
Через плаценту зародыш получает из крови матери кислород, питательные вещества, антитела, отдает углекислый газ и продукты обмена.

*10. Объясни разницу между долями и зонами коры больших полушарий.

Каждое полушарие глубокими бороздами делится на доли – лобная, теменная, затылочная, височная.
Зоны выделяются по специфике обрабатываемой информации – двигательная, кожно-мышечная.
Чувствительность, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая.

*11. Назовите раздражители для рецепторов всех анализаторов человека.

Свет, звук, вкус, прикосновение.

*12. Напишите возможные генотипы человека, у которого в фенотипе большие карие глаза (большие глаза (А), карие глаза (В) являются доминантными признаками).

ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.

*1. Назовите достижения человечества, которые послужили толчком к развитию наук о строении и функциях организма человека.

Открытие 2 кругов кровообращения, рефлекса, появление микроскопа.

*2. Почему клетку считают основным структурным и функциональным элементом организма?

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

*3. Какое влияние оказывает природная среда на здоровье человека?

Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Она возникла на Земле задолго до появления человека и постоянно меняется.

*4. Дайте определение понятия «анатомо-физиологические системы». Назовите функции, которые они выполняют.

Систему образуют кости, их соединения и мышцы. 
Двигательная, защитная, поддержание работоспособности внутренних органов.

*5. Изобразите схему рефлекторной дуги сосудорасширяющего рефлекса (покраснение кожи руки при соприкосновении с горячей водой) и надпишите части дуги.

Рецептор – чувствительный нейрон – нервный центр (спинной мозг) – двигательный нейрон – исполнительный орган (мышцы).

*6. Опишите движение крови по большому кругу кровообращения.

Начинается от левого желудочка сердца, от которого исходит аорта. Она разветвляется на артерии. Мелкие артерии переходят в капилляры. Здесь артериальная кровь отдает клетками питательные вещества и кислород, получает от них продукты обмена, углекислый газ и превращается в венозную. Мелкие вены сливаются в более крупные и образуют верхнюю и нижнюю полую вены, которые впадают в правое предсердие.

*7. Объясните, почему заболевания печени, при которых нарушаются все её функции, могут стать смертельными для организма.

Основная функция печени – барьерная, если она нарушится, в организме будут накапливаться яды, которые будут его отправлять.

*8. Закончите предложение.

Связь организма матери с плодом осуществляется через плаценту с помощью пупочного канатика.
Какая система жизнеобеспечения матери и плода играет ведущую роль в этом процессе?
Сердечно-сосудистая.

*9. Благодаря чему достигается большая площадь коры головного мозга? Объясните, почему в процессе эволюции у человека произошло увеличение площади коры.

Благодаря бороздам и извилинам, потому что кора отвечает за восприятие всей поступающей информации.

*10. Почему вегетативную нервную систему ещё называют автономной?

Она не подчиняется воле человека.

*11. Известно, что слепые люди слышат гораздо лучше, чем люди с нормальным зрением. Объясните это явление.

Потому что происходит замещение органов чувств.

*12. Напишите возможные генотипы человека, у которого в фенотипе тонкие губы и «римский» нос («римский» нос является доминантным признаком (А), тонкие губы – рецессивный признак (b)).

AAbb, Aabb.



Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59
Поделись с друзьями: