ГДЗ по ОБЖ 8 класс Латчук Миронов рабочая тетрадь ответы

Описание решебника

Тетрадь содержит разнообразные задания, соответствующие учебной программе для 8 класса, которые направлены на проверку теоретических знаний и практических умений учащихся. Она предназначена для проведения текущего и итогового контроля по всем темам курса. ГДЗ для рабочей тетради по ОБЖ за 8 класс Латчук Миронов Бурдакова к учебнику Вангородского Кузнецова Латчука ФГОС ответы от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Основы безопасности личности, общества и государства

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы

*1. Дайте определения понятий.

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, приводящие к разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, к нарушению производственного или транспортного процесса, а так же нанесению ущерба окружающей среде.
Производственная (транспортная) катастрофа – крупная авария, повлекшая человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей.

*2. Поясните, чем могут сопровождаться чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.

*3. С помощью стрелок установите соответствие между видами чрезвычайных ситуаций и частотой их возникновения.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*4. Заполните схему. Впишите наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштаба их распространения.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*5. Заполните схему классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*6. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие видам транспортных аварий.

Ответ:
аварии товарных поездов;
аварии пассажирских поездов и поездов метрополитена;
аварии речных и морских грузовых судов;
аварии речных и морских пассажирских судов;
авиакатастрофы в аэропортах и населённых пунктах;
авиакатастрофы вне аэропортов и населённых пунктов;
крупные автомобильные катастрофы;
аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
аварии на магистральных трубопроводах.

*7. Закончите предложения.
Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, к которым относятся:

а) предприятия, использующие взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;
б) объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта.

*8. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*9. Заполните схему классификации аварий с выбросом биологически опасных веществ.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*10. Закончите предложение.
Внезапное обрушение зданий и сооружений чаще всего бывает вызвано такими побочными факторами, как:

а) большим скоплением людей на ограниченной территории;
б) вибрацией от железнодорожных составов или грузовых автомобилей;
в) чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий.

*11. Заполните схему классификации аварий на промышленных очистных сооружениях.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*12. Укажите стрелками виды аварий на электроэнергетических системах и аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения.

 §1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

*1. Дайте определение понятия.

Потенциально опасный объект – объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, может возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

*2. Перечислите основные причины, приводящие к авариям и катастрофам техногенного характера.

1. Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов.
2. Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов контроля и обнаружения опасных и вредных факторов.
3. Недостаточная надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте и т. д.
4. Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов.
5. Увеличение масштабов использования опасных веществ и технологий.

*3. Заполните схему основных причин роста числа пострадавших и погибших при техногенных авариях и катастрофах.

 §2. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от нихk

*4. Заполните пустые окошки, указав, что нужно сделать каждому, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера.

 §2. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

*5. Заполните схему.

 §2. Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

*6. Поясните, какие опасные факторы чрезвычайных ситуаций техногенного характера воздействуют на человека и окружающую среду.

Воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, затопление болезнетворные микробы.

*7. Закончите предложения.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи, соседям и знакомым.
Покидая жилище при аварии, необходимо позаботиться о безопасности и сохранности оставленного имущества.

Глава 2. Взрывы и пожары

*1. Пользуясь приведённым в конце учебника словарём, дайте определение понятия.

Пожаровзрывоопасный объект- объект, на котором производят, обрабатывают, хранят, используют или транспортируют легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества, создающие угрозу возникновения ЧС.

*2. Закончите предложение. 
К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия

химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие нефте- и газопродукты, все виды транспорта, перевозящие опасные вещества, заправочные станции и др.

*3. Заполните схему.

 §3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

*1. Заполните схему. Допишите характерные особенности взрыва.

 §4. Общие сведения о взрыве и пожаре

*2. Заполните схему классификации взрывов в зависимости от среды, в которой они происходят.

 §4. Общие сведения о взрыве и пожаре

*3. С помощью стрелок установите соответствие между наименованием зон действия взрыва и их характеристиками.

 §4. Общие сведения о взрыве и пожаре

*4. Заполните схему. Впишите виды разрушений зданий, сооружений, оборудования в зависимости от степени их разрушения при взрывах.

 §4. Общие сведения о взрыве и пожаре

*5. Дайте определения понятий.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересом общества и государства.
Горение – химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом.

*6. Заполните схему.

 §4. Общие сведения о взрыве и пожаре

*7. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие химическим элементам и соединениям, которые могут быть окислителями.

Ответ: 
кислород воздуха;
селитра, окислы азота;
фтор, бром, хлор.

*1. Заполните схемы классификации пожаров.

 §5. Классификация пожаров  §5. Классификация пожаров

*2. Заполните таблицу.

 §5. Классификация пожаров

*3. Восполните пропуски в тексте.

Распространению пожара способствуют следующие условия:
а) скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях;
б) наличие путей, способствующих распространению пламени и продуктов горения на смежные установки, в соседние помещения;
в) внезапное появление в процессе пожара факторов, ускоряющих его развитие;
г) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нём в пожарную часть;
д) отсутствие или неисправность первичных средств тушения пожара;
е) неправильные действия людей при тушении пожара.

*4. Заполните схему. Укажите виды распространения пожаров в зависимости от их характеристик.

 §5. Классификация пожаров

*1. Восполните пропуски в тексте.

Причинами взрывов на взрывоопасных предприятиях чаще всего бывают:
а) нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
б) несоблюдение элементарных противопожарных правил безопасности персоналом;
в) отсутствие постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и оборудования и своевременностью проведения плановых ремонтных работ.

*2. Укажите причины взрывов в жилых домах.

Прежде всего, опасное поведение самих людей. Часто взрывается бытовой газ.

*3. Укажите стрелками причины пожаров в жилых и общественных зданиях, а также на промышленных предприятиях.

 §6. Причины пожаров и взрывов, их последствия

*4. Заполните схему.

 §6. Причины пожаров и взрывов, их последствия

*1. Перечислите вторичные поражающие факторы пожара.

Взрывы нефте- и газопроводов, резервуаров с горючими веществами и АХОВ, обрушение элементов строительных конструкций, замыкание электрических сетей.

*2. С помощью стрелок установите соответствие между опасными факторами пожара и характеристиками их воздействия на людей.

 §7. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

*3. Заполните таблицу. Укажите поражающие факторы взрыва.

 §7. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

*4. Заполните схему. Укажите виды поражений людей при взрывах от их характеристик.

 §7. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

*5. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §7. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

*1. Внимательно изучите схему 9 в учебнике и восстановите последовательность действий при пожаре в здании.

Действия при пожаре в здании
1) Оценить обстановку;
2) Сообщить в пожарную охрану;
3) Идти в сторону, противоположную пожару;
4) Двигайтесь в сторону незадымлённой лестничной клетки или к выходу.

*2. Внимательно изучите схему 9 в учебнике и восстановите последовательность действий при пожаре в здании в следующих ситуациях.

Если принято решение спасаться 
через задымлённый коридор

1) При движении накрыться мокрой плотной тканью;
2) Дышать через носовой платок/одежду;
3) Двигаться в сторону выхода пригнувшись или ползком.

Если надвигается огненный вал
1) Не мешкая, падать;
2) Накрыть голову одеждой;
3) Не дышать.

*3. Внимательно изучите схему 10 в учебнике и восстановите последовательность действий при пожаре в здании в следующей ситуации.

Из-за большой концентрации дыма
невозможно выйти к лестничной
клетке (выходу)

1) Вернуться в помещение;
2) Плотно закрыть дверь;
3) Дверные щели и вентиляционных отверстия закройте мокрыми тряпками;
4) Ждать пожарных или спасателей.

*4. Опишите, как следует действовать в случае пожара, если невозможно выйти к лестничной клетке (выходу), но в квартире есть балкон.

Необходимо выйти на балкон и плотно закрыть за собой дверь. Затем эвакуироваться по стационарной лестнице или через другую квартиру, разрушив перегородку между балконами.

*5. Внимательно изучите схему 11 в учебнике и восстановите последовательность действий при пожаре в здании в следующей ситуации.

Если получено ранение, травма
1) Постараться понять, какое ранение получено;
2) Оказать посильную помощь;
3) Растирать придавленные конечности;
4) По возможности постарайтесь ослабить давление на грудь;
5) Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей.

Если нет возможности выбраться
1) Посмотреть, нет ли просветов, лазов, проемов;
2) Укрепить завал;
3) Постараться найти и надеть теплые вещи;
4) По возможности постарайтесь ослабить давление на грудь;
5) Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей.

*1. Дайте определение понятий.

Паника (безотчётный страх) – психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха, охватывающего людей, которые стремятся избежать опасной ситуации.
Уплотнение потоков – следствие стремления людей сдержать напор идущих сзади, которые стремятся быстрее уйти от опасности.

*2. Заполните пустые окошки.

 §9. Пожары и паника

*3. Закончите предложения.

В процессе вынужденного движения (эвакуации) людей происходит уплотнение толпы до физического предела, при котором возможны тяжелые увечья и даже жертвы.
Существенная особенность движения людей при вынужденной эвакуации состоит ещё и в том, что оно может протекать при неблагоприятных условиях: воздействий высоких температур, продуктов горения, разложения и т. д.

*5. Внимательно изучите схему 12 в учебнике и восстановите последовательность действий.

При панике во время пожара
в общественном месте

1) Оцените обстановку, убедитесь в реальной опасности;
2) Сообщить о пожаре по телефону или с помощью сигнализации;
3) Помогать тем, кто из-за страха не может двигаться;
4) Двигаться к ближайшему выходу пропуская детей и женщин;
5) Постараться задерживать обезумивших людей, паникеров; 
6) Выбравшись из толпы, окажите помощь пострадавшим.

*6. Закончите предложение.
При панике во время пожара, если отсутствие видимости, детей необходимо вести

Впереди себя, держа их за плечи.

Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

*1. Дайте определение понятий.

Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать у него острые или хронические заболевания или привести к гибели.
Химически опасный объект – это объект, где хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также загрязнение окружающей среды.
Химическая авария – авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся выбросом или разливом химически опасных веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, пищевого сырья, животных и растений, окружающей среды.

*2. Восполните пропуски в перечне крупнейших потребителей опасных химических веществ.

а) Чёрная и цветная металлургия;
б) целлюлозно-бумажная промышленность;
в) машиностроительная и оборонная промышленность;
г) коммунальное хозяйство;
д) медицинская промышленность;
е) сельское хозяйство.

*3. Заполните схему видов аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ.

  §10. Виды аварий на химически опасных объектах

*4. С помощью стрелок установите соответствие между степенью химической опасности территориального объекта и численностью населения, проживающего в зоне возможного химического заражения.

  §10. Виды аварий на химически опасных объектах

*5. Заполните таблицу классификации городов, городских и сельских районов, областей, краёв и республик по степени химической опасности.

  §10. Виды аварий на химически опасных объектах

*1. Дайте определение понятия.

Аварийно химически опасное вещество – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе или разливе которого может произойти заражение окружающей среды, поражение людей и животных.

*2. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие последствиям воздействия химически опасных веществ на людей.

Ответ:
поражение верхних дыхательных путей, удушье и смерть;
нарушение нормальной жизнедеятельности организма;
различные болезненные состояния;
при определённых условиях – летальный исход (смерть).

*3. Заполните таблицу классификации опасности веществ по степени воздействия на организм человека.

 §11. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

*4. Из следующих АХОВ: фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид – выберите те, концентрация которых в летних условиях будет наибольшей:

а) на верхних этажах здания – аммиак, фосген, сероводород;
б) на нижних этажах здания – хлор, сернистый ангидрид, формальдегид.

*5. Заполните таблицу с классификацией аварийно химически опасных веществ (АХОВ) по характеру воздействия на человека.

 §11. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

*6. Перечисленные в скобках наименования аварийно химически опасных веществ впишите в таблицу напротив их краткой характеристики. (Акрилонитрил, аммиак, анилин, дихлорэтан, метиловый спирт, окислы азота, ртуть, сернистый ангидрид, синильная кислота, угарный газ, фосген, формальдегид, хлор.)

 §11. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

*7. Заполните пустые окошки. Укажите, от чего ещё зависят степень и характер химического поражения.

 §11. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

*1. Запишите основные причины аварий на химически опасных объектах.

а) высокий уровень износа производственных фондов;
б) несовершенство технологий производства;
в) халатность промышленного персонала;
г) отсутствие современных систем управления;
д) стихийное бедствие.

*2. Заполните схему.

 §12. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

*3. Заполните схему. Укажите возможные последствия аварий на химически опасных объектах.

 §12. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

*4. В результате химической аварии образуется очаг химического поражения. Поясните, что в него входит.

а) участок местности, на котором разлился продукт;
б) зона химического заражения с подветренной стороны.

*5. Заполните пустые окошки. Укажите, от чего ещё зависят размеры очага химического поражения.

 §12. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

*6. Дайте определение понятия.

Зона химического заражения – территория или акватория, в пределах которой распространены АХОВ в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени.

*7. С помощью стрелок установите соответствие между зонами химического заражения и их характеристиками.

 §12. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

*8. Форма зоны заражения аварийно химически опасным веществом в значительной мере зависит от скорости ветра. Поясните , какую форму принимает зона химического заражения при указанных скоростях ветра.

0,5 м/с – окружность;
от 0,6 до 1 м/с – полуокружность;
от 1,1 до 2 м/с – сектор с углом 90 градусов;
более 2 м/с – сектор с углом 45 градусов.

*1. Заполните схему.

  §13. Защита населения от аварийно химически опасных веществ

*2. Дополните список заблаговременных мер, принимаемых для защиты населения от аварийно химически опасных веществ.

а) Создание системы и установление порядка оповещения об авариях на химически опасных объектах;
б) накопление средств индивидуальной защиты и определение порядка их выдачи;
в) подготовка зданий и сооружений;
г) определение районов эвакуации;
д) планирование наиболее целесообразных способов защиты населения в зависимости от обстановки;
е) определение комплекса мер, обеспечивающих ослабление поражения людей и сохранения их трудоспособности;
ж) осуществление подготовки органов управления сил, предназначенных для ликвидации аварий на химически опасных объектах, а также подготовки населения к защите от аварийно химически опасных веществ и к действиям в условиях химического заражения.

*3. Заполните схему. Укажите, каким образом происходит передача сигналов о непосредственной угрозе поражения аварийно химически опасными веществами, информации об обстановке и правилах поведения населения с использованием территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения.

  §13. Защита населения от аварийно химически опасных веществ

*4. Восстановите последовательность герметизации помещений.

1) Закрыть входные двери и окна.
2) Заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой.
3) Уплотнить двери влажными материалами.
4) Неплотности оконных проёмов заклеить изнутри липкой лентой(пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).

*1. Внимательно изучите схему 14 в учебнике и восстановите последовательность действий при оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

1) Включите радиоприёмник, телевизор, выслушайте сообщение и рекомендации.
2) Наденьте средство защиты органов дыхания и кожи.
3) Закройте окна и форточки.
4) Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи.
5) Возьмите необходимые вещи и документы.
6) Возьмите трехдневный запас продуктов.
7) Укройтесь в убежище или покиньте район аварии.

*2. Восстановите последовательность действий при оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, убежища, а также нет возможности выхода из зоны аварии.

1) Включите радиоприёмник, телевизор, выслушайте сообщение и рекомендации.
2) Плотно закройте окна и двери.
3) Зашторьте двери плотной тканью.
4) Проведите герметизацию жилища.

*3. Восполните пропуски в перечне правил движения по заражённой местности.

а) Двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыли;
б) не прислоняйтесь в зданиям и не трогайте окружающей предметы;
в) не наступайте на встречающиеся капли жидкости и россыпи порошкообразных предметов;
г) не снимайте средства индивидуальной защиты;
д) при обнаружении на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты капель аварийно химически опасных веществ: удалите их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком, по возможности промойте зараженное место водой;
е) оказывайте помощь пострадавшим, детям и престарелым, неспособным двигаться самостоятельно;
ж) не принимайте пищу, не пейте воду.

*4. Внимательно изучите схему 15 в учебнике и заполните схему последовательности действий при выходе из зоны химического заражения.

1) Снять верхнюю одежду.
2) Принять душ с мылом.
3) Тщательно промыть глаза.
4) Прополоскать рот.

*5. Закончите предложение.

При возвращении в места постоянного проживания входить в жилые дома и производственные здания, подвалы и другие помещения можно только после контрольной проверки на содержание в их воздухе АХОВ.

*6. Внимательно изучите схему 16 в учебнике и заполните схему последовательности действий при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.

1) Исключить любые физические нагрузки.
2) Принять обильное теплое питье.
3) Обратиться в медицинское учреждение.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

*1. Закончите предложение.

При прохождении через различные вещества ионизирующее излучение приводит к их ионизации, т. е. превращение нейтральных устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, неустойчивые возбужденные частицы.

*2. Ионизирующее излучение включает в себя излучения нескольких видов. Заполните схему, отразив виды этих излучений.

  §15. Радиация вокруг нас

*3. С помощью стрелок установите соответствие между видами ионизирующих излучений и их характеристиками.

  §15. Радиация вокруг нас

*4. Заполните схему. Укажите источники ионизирующего излучения.

  §15. Радиация вокруг нас

*5. Закончите предложения.

Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-10 мбэр.
Известно пять географических районов на нашей планете, в которых естественный радиационный фон существенно выше, чем в других. Это: Бразилия, Франция, Египет, Индия, о. Ниуэ.

*6. Заполните схему. Укажите виду облучения человека в зависимости от их характеристик.

  §15. Радиация вокруг нас

*1. Дайте определение понятия.

Радиационно опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение.

*2. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*3. Перечислите, какие объекты относятся к радиационно опасным.

а) предприятия по изготовления ядерного топлива;
б) по переработки и захоронению ядерных отходов;
в) научно-исследовательские и проектные организации;
г) транспортные ядерные энергетически установки;
д) военные объекты.

*4. Заполните схему классификации видов аварий с выбросом радиоактивных веществ.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*5. Заполните пустые окошки. Укажите, к чему приводят аварии на радиационно опасных объектах.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*6. Заполните схему. Впишите характеристики причин аварий на объектах с ядерными компонентами, объединённых в группы.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*7. Внимательно посмотрите на рисунок и поясните, какие зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС обозначены буквами.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*8. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*9. Заполните таблицу.

 §16. Аварии на радиационно опасных объектах

*1. Закончите предложение.

Для аварий на радиационно опасных объектах характерен выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду, который приводит к радиационному загрязнению воздуха, воды, почвы, облучению персонала объекта и населения.

*2. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие специфическим свойствам радиоактивных веществ.

Ответ:
у них нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;
они способны вызывать поражение не только при непосредственном соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения;
поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химическим и/или каким-либо другим способом.

*3. Заполните схему. Впишите радиационные эффекты облучения людей в зависимости от их характеристик.

 §17. Последствия радиационных аварий

*4. Заполните схему видов радиационного воздействия на людей и животных в результате аварийного выброса радиоактивных веществ.

 §17. Последствия радиационных аварий

*5. Дайте определение понятия.

Период полураспада – период, в течение которого распадается половина всех атомов радиоактивного вещества.

*6. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §17. Последствия радиационных аварий

*7. Дайте определение понятия.

Критические орган – орган, облучение которого в условиях неравномерно облучения организма может причинить наибольший вред организму.

*8. Заполните схему. Укажите, какие органы человека относятся к каждой из трёх групп.

 §17. Последствия радиационных аварий

*9. Закончите предложение. 
Степень лучевых (радиационных) поражений зависит от:

а) полученной дозы излучения;
б) времени, в течение которого человек подвергался излучению.

*10. С помощью стрелок установите соответствие между видами облучения и их характеристиками.

 §17. Последствия радиационных аварий

*11. Восполните пропуски в тексте.

Радиоактивные вещества, попадающие на поверхность продуктов, если они не упакованы или через щели и неплотности тары, проникают внутрь:
а) в хлеб и сухари – на глубину пор;
б) в сыпучие продукты (муку, крупу, сахарный песок, поваренную соль) в поверхностные и нежелающие слои в зависимости от плотности продуктов.
Мясо, рыба, овощи и фрукты обычно загрязняются радиоактивной пылью (аэрозолями) с поверхности.
В жидких продуктах крупные частицы оседают на дно тары, а мелкие создают взвеси.
Наибольшую опасность представляет попадание радиоактивных веществ внутрь организма с зараженной пищей и водой в количествах более установленных величин.

*1. Внимательно изучите схему 18 в учебнике и восстановите последовательность действий при оповещении об аварии на радиационно опасных объектах.

1) Включите радиоприёмник, телевизор, выслушайте сообщение и рекомендации.
2) Освободить от продуктов холодильник.
3) Вынести скоропортящиеся продукты в мусор.
4) Погасить газ, воду, электричество, огонь в печах.
5) Собрать все необходимые вещи, документы, продукты.
6) Следуйте на сборный эвакуационный пункт.
7) Надеть средство индивидуальной защиты.

*3. Восполните пропуски в тексте.
Рекомендации населению при движении по заражённой радиоактивными веществами местности:

· на улице нужно находиться в средствах индивидуальной защиты;
· стараться не ставить чемоданы или рюкзаки на землю, а если придётся это сделать, нужно чистую газету или другую подстилку;
· избегать движения по высокой траве или кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к предметам.

*4. Заполните схему действий населения, вышедшего из зоны радиоактивного заражения, по прибытии в район размещения эвакуированных.

1) Пройти радиационный контроль.
2) Сдать средства индивидуальной защиты и одежду.
3) Вымыться с мылом.
4) После прохождения повторного радиационного контроля надеть чистое бельё, одежду и обувь, полученные на пункте выдачи.

*5. Допишите рекомендации по ведению сельскохозяйственных работ на приусадебных участках местности, загрязнённой радиоактивными веществами.

а) При ведении приусадебного хозяйства для снижения радиоактивного загрязнения выращиваемых продуктов в почву надо вносить известь, торф, другие калийные удобрения;
б) во время уборки урожая плоды, овощи и корнеплоды нельзя складывать на земле;
в) выращенные сельхозпродукты, а также продукцию, получаемую от сельскохозяйственных животных, птиц, пчёл, надо подвергать радиационному контролю;
г) при обнаружении загрязнения молока, яиц, мёда, убойного скота они подлежат продаже заготовительным организациям для последующей утилизации.

*6. Прочитайте внимательно в учебнике о специальном режиме поведения населения при проживании на местности, загрязнённой радиоактивными веществами, концентрация которых превращает опасные пределы.
Укажите стрелками, какие из требований режима относятся к профилактике пылеобразования, а какие – к профилактике поступления радиоактивных веществ внутрь организма с продуктами питания и водой.

 §18. Защита от радиационных аварий

*7. Заполните схему, отражающую функции режима радиационной зашиты.

 §18. Защита от радиационных аварий

*8. Восполните пропуски в перечне мер по защите населения в зависимости от складывающейся радиационной обстановки.

а) Ограничение пребывания людей на открытой местности путём временного укрытия их в убежищах и домах с герметизацией жилых и служебных помещений;
б) проведение йодной профилактики;
в) эвакуация населения при высоких уровнях радиации и невозможности выполнить соответствующий режим радиационной защиты;
г) исключение или ограничение употребления тех или иных пищевых продуктов;
д) защита органов дыхания и кожи индивидуальными средствами защиты;
е) проведение санитарной обработки с последующим дозиметрическим контролем;
ж) перевод сельскохозяйственных животных на незараженные пастбища или фуражные корма;
з) дезактивацию зараженной местности.

*9. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §18. Защита от радиационных аварий

*10. Поясните, какую цель преследует проведение иодной профилактики.

Недопущение заражения щитовидной железы.

*11. Восполните пропуски в предложении.

Йодистый калий принимают в следующей дозировке:
а) взрослое население: 1 таблетка в течение 7 дней;
б) дети до двухлетнего возраста: ½ таблетки в течение 7 дней.

*12. С помощью стрелок установите соответствие между временем приёма препарата стабильного иода и уменьшением дозы облучения щитовидной железы

 §18. Защита от радиационных аварий

Глава 5. Гидродинамические аварии

*1. Дайте определения понятий.

Гидродинамическая авария – авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением воды с большой скоростью и создающая угрозу техногенной аварии.
Затопление – покрытие территории водой.
Зона катастрофического затопления – зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, значительно повреждены или уничтожены материальные ценности.

*2. Заполните схему.

 §19. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

*3. С помощью стрелок установите соответствие между зонами катастрофического затопления и их характеристиками.

 §19. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

*4. Дайте определение понятия.

Гидродинамически опасный объект – сооружения или естественные образования, создающие разницу воды до и после них.

*5. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие сооружениям, не относящимся к гидротехническим сооружениям напорного фронта.

Ответ:
речные пассажирские вокзалы и порты;
речные грузовые порты;
маяки;
напорные бассейны и уравнительные резервуары.

*6. Заполните схему. Впишите виды гидротехнических сооружений в зависимости от их характеристик.

 §19. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

*7. Заполните схему.

 §19. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

*8. Закончите предложение.

Поражающее действие волны прорыва проявляется в виде непосредственного ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, перемещаемых ею обломков зданий и сооружения, других предметов.

*9. Заполните схему. Укажите опасные факторы, создающие угрозу жизни и здоровью людей при катастрофическом затоплении.

 §19. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

*10. Перечислите, к каким последствиям могут привести аварии на гидродинамически опасных объектах.

а) катастрофическое затопление обширных территорий;
б) массовая гибель людей;
в) длительное прекращение судоходства.

*1. Восполните пропуски в перечне заблаговременных мер, направленных на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления при авариях на гидродинамически опасных объектах.

а) правильный выбор места размещения плотины и населенных пунктов;
б) ограничение строительства жилых домов и объектов экономики в местах, подверженных действию возможной волны прорыва;
в) обвалование населенных пунктов и с\х угодий;
г) создание надежных дренажных систем;
д) проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;
е) устройство гидроизоляции и специальных укреплений на зданиях и сооружениях;
ж) насаждение низкоствольных лесов (из тополей, ольхи и берёзы), способных уменьшить скорость волны и прорыва.

*2. Заполните пустые окошки.

 §20. Защите от гидродинамических аварий

*3. Отметьте красны карандашом квадраты, соответствующие инженерно-техническим, организационным и специальным мерам, которые принимаются с целью защиты населения при катастрофических затоплениях.

Ответ: 
своевременное оповещение населения об угрозе катастрофического затопления;
принятие необходимых мер для защиты населения;
самостоятельный выход населения из зоны возможного катастрофического затопления до похода волны прорыва;
организованная эвакуация населения в безопасные районы до похода волны прорыва;
укрытие населения на незатопленных частях зданий и сооружений, а также на возвышенных участках местности;
организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне затопления;
оказание квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим;
проведение неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности населения.

*4. Внимательно изучите схему 20 в учебнике и восстановите последовательность действий при внезапном наводнении.

До прибытия помощи
1) Быстро займите ближайшее возвышенное место.
2) Оставайтесь до схода воды (прибытия спасателей).
3) Подавайте сигналы спасателям.
При вынужденной самоэвакуации
1) Эвакуируйтесь только тогда, когда возникла угроза вашей жизни.
2) Для эвакуации применяйте плот из подручных средств.
3) Эвакуируйтесь в ближайшее безопасное место.
4) Подавайте сигналы спасателям.

*5. Заполните пустые окошки. Укажите способы подачи сигналов спасателям, позволяющих вас обнаружить.

 §20. Защите от гидродинамических аварий

*6. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §20. Защите от гидродинамических аварий

Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте

*1. Укажите стрелками характеристики автомобильной аварии и автомобильной катастрофы.

 §21. Автомобильные аварии и катастрофы

*2. Восполните пропуски в формулировках причин автомобильных аварий и катастроф.

а) Нарушения правил дорожного движения;
б) неисправности транспортных средств;
в) плохое состояние дорог и магистралей;
г) неблагоприятные погодные условия.

*4. Отметьте величину тормозного пути автомобиля при скорости движения 100 км/ч.

Ответ: 60 м.

*1. С помощью стрелок установите соответствие между наименованием транспортного средства и возрастом, с которого разрешено выезжать на дороги на данном транспортном средстве.

 §22. Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов

*2. Отметьте красным карандашом квадраты, соответствующие правилам движения на велосипедах и мопедах.

Ответ:
запрещается выезжать на дороги при неисправных тормозах и рулевом управлении;
велосипедисты и водители мопедов должны двигаться только по крайней правой полосе проезжей части в один ряд и как можно правее;
для выполнения поворота налево следует продолжать движение по правому краю проезжей части;
перед совершением поворота или разворота надо заблаговременно подать сигнал;
поворачивать налево и разворачиваться можно на любых дорогах.

*3. Напишите под каждым рисунком, какой сигнал подаёт велосипедист.

 §22. Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов

*4. Восполните пропуски в перечне действий, запрещённых водителям велосипедов и мопедов.

Водителям велосипедов и мопедов нельзя:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить детей (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками);
перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 м по длине или выступающий за габариты, или груз, мешающий управлению.

Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера

*1. Дайте определения понятий.

Антропогенные изменения в природе – изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей средой.
Токсичность (ядовитость) – способность некоторых химических элементов и соединений оказывать вредное воздействие на организм.

*2. Заполните схему.

 §23. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

*3. Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории. Впишите в схему наименования этих категорий в зависимости от их характеристик.

 §23. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

*4. Перечислите формы воздействия человека на биосферу.

а) изменение структуры земной поверхности;
б) изменение биосферы, круговорота и баланса входящих в нее веществ;
в) изменение энергетического и теплового баланса регионов и планеты в целом;
г) изменения, вносимые в биологическое многообразие мира.

*5. С помощью стрелок установите соответствие между источниками загрязнения окружающей среды и их элементами.

 §23. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

*6. Заполните схему классификации загрязнений окружающей среды.

 §23. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

*7. Расшифруйте основные категории доз и концентраций, принятых в токсикологии.

Максимально допустимые – переносимые организмом без вреда для себя даже при длительном воздействии;
минимально действующие – вызывающие легкие симптомы поражения;
смертельные – вызывающие летальный исход с вероятностью 90%.

*8. Заполните схему.

 §23. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

*1. Заполните схему. Укажите функции, которые выполняет воздух по отношению к человеку.

 §24. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

*2. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §24. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

*3. Закончите предложение.

Смесь пыли и газов действует как полиэтиленовая плёнка над парником: хорошо пропускает солнечный свет, но задерживает рассеиваемое Землей тепло.

*4. Заполните схему.

 §24. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

*5. Заполните таблицу.

 §24. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

*6. Перечислите, где применяются фреоны.

а) холодильники, кондиционеры, тепловые насосы;
б) производство пористых пластмасс;
в) отчистка компьютерных микросхем;
г) стерилизующие растворы в медицине.

*7. Поясните, почему фреоны опасны для окружающей среды.

Разрушают озоновый слой земли и вызывают возникновение озоновых дыр.

*8. Закончите предложение.

Кислотными называют любые осадки, кислотность которых выше нормальной

*9. Заполните схему. Укажите источники поступления в атмосферу химических веществ, образующих кислотные осадки, в зависимости от их процентного соотношения.

 §24. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

*10. Закончите предложения, характеризующие последствия кислотных осадков.

Кислотные осадки увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озер, рек и других водоемов.
Они служат причиной гибели лесов.
Очень опасным становится подкисление океанических мелководий, ведущее к невозможности размножения многих морских беспозвоночных животных.
Это грозит разрушением пищевых цепей и нарушением баланса в Мировом океане.

*1. Заполните схему.

 §25. Изменение состояния гидросферы (водной среды)

*2. Поясните, какие физико-химические качества воды являются важными для человека.

Мутность, цветность, запах и вкус.

*3. Закончите предложения.

Органолептические свойства – это свойства, которые выделяются и оцениваются при помощи органов чувств.

*4. Поясните, каким требованиям органолептики должна отвечать доброкачественная питьевая вода.

Вода должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха, быть приятной на вкус, не содержать инфекционных микроорганизмов.

*5. Заполните схему.

 §25. Изменение состояния гидросферы (водной среды)

*6. Допишите причины ухудшения качества пресных природных вод под влиянием хозяйственной деятельности людей.

а) загрязнение пресных вод серной и азотной кислотами из атмосферы, увеличение содержания сульфатов и нитратов;
б) увеличение содержания кальция, магния, кремния в подземных и речных водах вследствие вымывания и растворения этих веществ подкисленными дождевыми водами;
в) увеличение содержания тяжелых металлов;
г) увеличение содержания в поверхностных и подземных водах солей в результате их поступления со сточными водами;
д) увеличение содержания органических соединений, прежде всего биологически стойких (пестицидов, продуктов их распада и других токсичных канцерогенных и мутагенных веществ);
е) уменьшение содержания кислорода в воде;
ж) уменьшение содержания прозрачности воды;
з) загрязнение радиоактивными изотопами.

*7. Дайте определение понятия.

Сточные воды – воды, использованные на хозяйственные, технические или другие нужды и загрязненные различными примесями, изменившие их первоначальных химический состав и свойства.

*8. Заполните таблицу. Впишите виды сточных вод в зависимости от их характеристик.

 §25. Изменение состояния гидросферы (водной среды)

*1. Дайте определение понятия.

Эрозия – процесс разрушения почвенного покрова и сноса частиц почвы потоками воды и ветром.

*2. Заполните схему.

 §26. Изменение состояния суши (почвы)

*3. Заполните схему.

 §26. Изменение состояния суши (почвы)

*4. Поясните, что относится к нерациональному использованию земельных ресурсов, способствующих деградации почвы.

а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;
б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;
в) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.

*5. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §26. Изменение состояния суши (почвы)

*6. Заполните схему. Впишите отходов в зависимости от их характера.

 §26. Изменение состояния суши (почвы)

*7. Перечислите основные вещества, загрязняющие окружающую среду.

Сернистый газ, взвешенные частицы, оксид углерода, диоксид углерода, оксиды азота, фотоокислители, ртуть, свинец, кадмий, хлорированные органические соединения, хлор, нефть, нитраты, нитриты, нитрозамины, аммиак, радиация.

*8. Сформулируйте и допишите способы сохранения почвы.

Не загрязнять почву, использовать щадящие способы её обработки;
грамотно и правильно проводить осушение и обводнение почвы;
совершенствовать способы очистки сточных вод;
правильно использовать удобрения.

*1. Дайте определение понятия.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при воздействии на человека не причиняет вреда ни ему, ни окружающей среде.

*2. Укажите виды предельно допустимых концентраций, установленных применительно к атмосферным загрязнениям, и их аббревиатуру.

ПДК мр - максимально разовая – основная характеристика опасности вредного общества.
ПДК сс - среднесуточная – количество примеси, не оказывающее на человека прямого или косвенного воздействия в условиях неопределённо долгого круглосуточного вдыхания.

*3. Для каких видов водопользования устанавливают нормы качества воды?

а) хозяйственно-питьевого;
б) коммунально-бытового;
в) рыбохозяйственного.

*4. Закончите предложения.

Применительно к водной среде ПДК – концентрация вещества в воде, при превышении которой воды не пригодна для установленного вида водопользования.
Нормы химического загрязнения почв устанавливают по предельно допустимым концентрациям воды и воздуха.

*5. Поясните, что означает ПДКп.

ПДКп – концентрация химического вещества в пахотном слое почвы, которая не должна содержать прямого или косвенного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и человека.

*6. Перечислите не менее пяти правил, уменьшающих влияние на здоровье человека вредных экологических факторов.

1. Не передвигаться рядом с оживленными автомагистралями. 
2. Купаться в водоемах, соответствующих стандартам экологической безопасности. 
3. Не собирать грибы и ягоды вдоль автомобильных дорог, в парках, вблизи промышленных предприятий. 
4. Хорошо проветривать и прибирать жилые помещения. 
5. Отдавать предпочтение текстильным изделиям, сделанным из натурального волокна.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

*1. Закончите предложения.

Главная задача первой помощи – спасти жизнь пострадавшему, облегчить состояние, предупредить развитие возможных осложнений.
Основная цель первой помощи – спасти жизнь человека.

*2. При помощи стрелок установите соответствие между названиями групп опасных факторов, приводящих к массовым поражениям, и их расшифровкой.

 §28. Первая помощь при массовых поражениях

*3. Ответьте на вопросы.

В чём заключается первая помощь в очагах химического поражения?
Ответ: 1) прекращение поступления яда в организм и удаление невсосавшегося яда; 2) быстрое выведение из организма всосавшихся веществ; 3) восстановление и поддержание жизненноважных функций.

*4. Укажите, в течение какого времени после поражения человеку желательно оказывать первую помощь.

Ответ: 5-10 мин.

*1. Заполните схему.

 §29.  Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

*2. Закончите предложение.

К аварийно химически опасным веществам с преимущественно удушающим действием относят такие, которые воздействуют главным образом на органы дыхания.

*3. Заполните таблицу. Укажите последствия действия АХОВ с преимущественно удушающим действием в зависимости от их концентрации.

 §29.  Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

*4. Перечислите последствия отравления синильной кислотой.

Кислородное голодание, приводящее к нарушению функций ЦНС, удушью, параличу и остановке сердца.

*5. Внимательно изучите текст параграфа и восстановите последовательность действий при оказании первой помощи в случае отравления оксидом углерода.

1) Вынести пострадавшего на свежий воздух, согреть.
2) Провести искусственную вентиляцию легких.
3) Доставить в лечебной учреждение.

*6. Перечислите признаки отравления мышьяковистым водородом.

Общая слабость, озноб, рвота, беспокойство, головная боль, удушье.

*7. Внимательно изучите текст в учебнике и восстановите последовательность действий при оказании первой помощи в случае поражения аварийно химически опасными веществами удушающего и общеядовитого действия.

1) Надеть на пострадавшего противогаз (промышленный, с коробкой марки «В» жёлтого цвета) и вывести (вынести) его из опасной зоны.
2) Провести искусственную вентиляцию легких.
3) Промыть глаза водой и закапать вазелиновое масло.
4) Доставить в лечебное учреждение.

*8. Перечислите симптомы отравления фосфорорганическими ядовитыми веществами (тиофосом, карбофосом, метафосом, хлорофосом и др.)

Сужение зрачков, выделение слюны, затруднение дыхания, рвота, расстройство координации, потеря сознания, сильные судороги, паралич.

*9. Изложите меры по безопасности при экстренной эвакуации пострадавшего при отравлении аммиаком.

Эвакуацию проводить в положении лежа с приподнятой головой, продолжать оказывать помощь в пути, не допускать перегревания и переохлаждения.

*10. Заполните таблицу.

 §29.  Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

*11. Поясните, каким образом осуществляется промывание желудка при отравлении соединениями тяжёлых металлов и мышьяка.

Дать пострадавшему 5-6 стаканов воды, а затем вызвать рвоту механических раздражением зева.

*12. С помощью стрелок установите соответствие между различными поражениями организма при отравлении соединениями тяжёлых металлов и мышьяка и симптомами данных поражений.

 §29.  Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

*13. Опишите, как вы будете действовать в случае попадания на кожу кислоты и щёлочи.

При попадании кислоты на кожу, сначала промыть проточной водой, затем обработать 2% раствором соды, при попадании щелочи нейтрализацию производить 2% раствором борной кислоты или лимонной кислоты.

*1. Дайте определение понятия.

Бытовые инсектициды – вещества, предназначенные для отравления насекомых.

*2. Поясните, какие фосфорорганические соединения относятся к бытовым инсектицидам.

Хлорофос, дихлофос, карбофос.

*3. Заполните таблицу. Укажите признаки поражения бытовыми химикатами.

 §30. Первая помощь при бытовых отравлениях

*4. Внимательно изучите текст в учебнике и восстановите последовательность действий при оказании первой помощи в случае отравления бытовыми инсектицидами.

1) Срочно вызвать скорую помощь.
2) Вывести пострадавшего на свежий воздух.
3) Промыть пострадавшему открытые участки тела водой, а глаза, рот и нос – 2%-м раствором питьевой соды (столовая ложка соды на 1 л воды).
4) Промыть пострадавшему желудок: дать ему выпить 2 – 3 л 2%-го раствора питьевой соды и вызвать рвоту надавливанием ложкой на корень языка.
5) Дать 4-5 таблеток активированного угля и уложить без подушки головой на бок.
6) При резком затруднении дыхания сделать искусственное дыхание, предварительно очистив верхние дыхательные пути от слюны и слизи.

*5. Объясните, почему отравления минеральными удобрениями и другими химикатами обычно происходят во время сельскохозяйственных работ.

При подготовке сельскохозяйственных работ воздух загрязняется пылью от удобрений и химикатов.

*6. С помощью стрелок установите соответствие между наименованиями бытовых химикатов (прижигающих жидкостей) и симптомами отравления.

 §30. Первая помощь при бытовых отравлениях

*7. Заполните схему. Изложите порядок оказания первой помощи при попадании минеральных удобрений в организм человека через рот.

1) Вызвать скорую помощь.
2) Сделать промывание желудка.

*8. Заполните схему. Изложите порядок оказания первой помощи при попадании минеральных удобрений в организм человека через дыхательные пути.

1) Вывести пострадавшего на свежий воздух или перевести в тёплое, проветриваемое помещение.
2) Переодеть в другую одежду.
3) Уложить и согреть.
4) Вызвать скорую помощь.

*9. Заполните таблицу. Опишите порядок оказания первой помощи в указанных случаях.

 §30. Первая помощь при бытовых отравлениях

Основы здорового образа жизни

*1. Что на ваш взгляд, необходимее всего для правильного роста организма школьника?

Занятия физической культурой, закаливание, правильное питание.

*2. Допишите предложения, раскрывающие влияние физических упражнений и занятий спортом на развитие растущего организма.

Под влиянием мышечной деятельности происходит развитие всех отделов ЦНС и головного мозга.
Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а весь организм приспособленным к условиям внешней среды.
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердечных сокращений.
Во время мышечной работы улучшается вентиляционная способность легких.
Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, укреплению костей.

*3. Заполните схему. Укажите физические качества человека в зависимости от их характеристик.

 §31. Физическая культура и закаливание

*4. Заполните схему. Перечислите основные средства развития физических качеств человека.

 §31. Физическая культура и закаливание

*5. Дайте определение понятия.

Закаливание – одно их эффективных средств укрепления механизмов приспособления человека к холоду и жаре, повышение его устойчивости к изменениям природных условий.

*6. С помощью стрелок установите соответствие между разновидностями силовых качеств и их характеристиками.

 §31. Физическая культура и закаливание

*7. Перечислите негативные реакции организма на изменения погоды, которые ослабляет или устраняет закаливание.

Понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце и суставах.

*8. Заполните схему. Перечислите, какие процессы в организме человека обеспечивает регулярное закаливание.

 §31. Физическая культура и закаливание

*9. Заполните схему. Перечислите основные принципы закаливания.

 §31. Физическая культура и закаливание

*11. Перечислите, какие природные факторы наиболее часто используют при закаливании.

Тепло, холод, воздействие лучей, механическое воздействие воды и воздуха.

*12. С помощью стрелок установите соответствие между видами воздушных ванн и тепловыми ощущениями.

 §31. Физическая культура и закаливание

*13. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §31. Физическая культура и закаливание

*14. Перечислите противопоказания для солнечных ванн.00

а) острые воспалительные заболевания;
б) повышенная возбудимость нервной системы;
в) заболевание, требующие контроля врачей.

*15. Назовите наиболее распространённые и доступные методы закаливания водой. Если вы не используете какой-либо метод закаливания, опишите его.

Закаливание носоглотки, обливание стоп, ножные ванны, контрастные ножные ванны, хождение босиком, обтирание, обливание водой, душ, купание в открытых водоемах, использование повышенной температуры бани.

*2. В каком случае брак в России считается законным?

Ответ: если между мужчиной и женщиной зарегистрирован брак в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

*3. Ответьте на вопросы.
Может ли муж потребовать от жены проживать с ним совместно на основании того, что между ними зарегистрирован брак в загсе? Законной ли будет обратная ситуация, когда жена на том же основании требует от мужа проживать с ней совместно. Ответ поясните.

Ответ: Да, могут.



Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

Поделись с друзьями: