ГДЗ ответы по обществознанию 8 класс Митькин рабочая тетрадь

Описание решебника

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). ГДЗ для рабочей тетради по обществознанию за 8 класс Митькин ФГОС ответы от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн. Учебник
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Глава I. Личность и общество

*1. Выберите правильный ответ. 
Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, - это

3) личность.

*2. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
Б. Без взаимодействия с другими людьми процесс формирования личности невозможен.
Ответ: 3) верны оба суждения.

*3. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце подберите элемент из второго столбца.

 §1. Быть личностью

*4. Продолжите предложения.

Я являюсь индивидом, потому что я являюсь отдельным представителем вида людей.
Я – индивидуальность, потому что обладаю уникальным набором качеств и черт.
Я – личность потому что взаимодействую с обществом, с другими людьми и государством, при этом сочетая в себе как социальные составляющие, так и биологические.

*5. Заполните схему.

 §1. Быть личностью

*6. Прочитайте текст и выполните задания.

 §1. Быть личностью
Озаглавьте текст. Личность против социума.
Почему, по мнению автора, сложно быть личностью? 
Быть личностью – слишком ответственно и накладно, а может быть даже и опасно. В первую очередь, нужно признать полную ответственность за свою жизнь и своё благополучие, т.е. уже нельзя будет обвинить во всех бедах кого-то другого. К тому же, государство личностей не любит (особенно наше, особенно сейчас), а значит, быть личностью – опасно, ведь тогда придется не бояться бороться с несправедливостью. К тому же быть личностью одиноко, так как множество людей предпочитают с ними не общаться, а презирать или считать сумасшедшими. Ведь личности выделяются из толпы и меняют общество. Именно поэтому, по мнению автора, быть личностью тяжело и сложно.
Какова роль личности в развитии общества? Личность – лейтмотив развития общества. Именно личности выступают в роли мутаций (если сравнивать с биологический развитием), которые могут до неузнаваемости изменить общество.
Согласны ли вы с позицией автора? Да, абсолютно согласен, ведь история говорит нам, что именно личности меняли сложившиеся тысячелетиями устои (Будда, Иисус, Эхнатон, Петр I и другие).

*7. Заполните таблицу, используя материал параграфа и свой опыт.

 §1. Быть личностью

*8. Проанализируйте высказывание известного японского писателя Харуки Мураками.

 §1. Быть личностью

*9. Прочитайте стихотворение о «маленьком человеке» поэта Роберта Рождественского. Как вы считаете, может ли «маленький человек» быть личностью? От чего зависит формирование личности?

Ответ: 
Да, может, ведь «маленький человек», это не понятие роста. Просто он был не заметен, не претендовал на что-либо в своей жизни, но при этом, обладал целью, мировоззрением системой взглядов и мужеством. Вот и слагаемые личности.
От многих факторов – семьи, друзей, других институтов социализации. А также от внешних факторов: менталитета общества, исторической эпохи и господствующих тенденций в развитии общества.

*10. Кого вы считаете выдающейся личностью? Кто является для вас примером? Составьте развёрнутый план доклада об этом человеке.

Пример для меня это известный археолог-любитель Генрих Шлиман, человек, который нашёл Трою.
План:
1. Детство
1.1. Семья Шлимана
1. 2. Детские годы
2. Юность
3. Молодость
3.1. Занятие торговлей в порту 
3.2. Изучение иностранных языков
3.3. Расширение бизнеса
3.4. Переезда в Россию и работа там
4. Зрелые годы
4.1. Изучение древних языков
4.2. Приезд в Грецию
4.3. Поиски Трои
4.4. Раскопки
4.5 Жизнь после раскопок

*1. Выберите правильный ответ. 
В отличие от природы общество

3) создает культуру

*2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это часть мира, отличающаяся от природы.
Б. Сферы жизни общества не взаимодействуют между собой.
Ответ: 1) верно только А.

*3. Установите соответствие между сферами жизни общества и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §2. Общество как форма жизнедеятельности людей

*4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая материалы учебника и личные знания, составьте несколько предложений о социальных нормах.

Социальные нормы – это правила, которые складываются в обществе в соответствии с его потребностями. Они показывают, какие поступки одобряются в обществе, а какие нет. Например, в Российском обществе нормально относятся к взяткам, в европейском обществе такое поведение недопустимо (при этом нормы не имеют связи с законами напрямую).

*5. Проведите сравнительный анализ двух ступеней развития общества и заполните таблицу.

 §2. Общество как форма жизнедеятельности людей

*6. Определите, по какому принципу образован ряд.

Экономическая сфера; социальная сфера; политическая сфера; духовная сфера.
Ответ: сферы жизни общества.

*7. Заполните таблицу, используя материал параграфа и знания из курса истории.

 §2. Общество как форма жизнедеятельности людей

*8. Прочитайте текст и выполните задания.

 §2. Общество как форма жизнедеятельности людей
Озаглавьте текст
Человеческая деятельность как геологический фактор.
Какое влияние, по мнению В. И. Вернадского, человек оказывает на природу? Человек оказывает непосредственно влияние на природу любой своей деятельностью.
Что, по мысли В. И. Вернадского, представляет собой ноосфера? 
Ноосфера – новая оболочка Земли, включающая в себя биосферу с природой и техносферу – продукт деятельности человека.

*1. Выберите правильный ответ. 
Как называется полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя, переход от одного качественного состояния в другое?

3) революция

*2. Выберите правильный ответ. 
Частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, постепенные преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя, называются

1) реформой

*3. Установите соответствие между формами преобразования общества и историческими примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §3. Развитие общества

*4. Пользуясь знаниями по истории, приведите примеры революций и реформ.

 §3. Развитие общества

*5. Пользуясь знаниями по истории и обществознанию, проанализируйте одну из революций.

 §3. Развитие общества

*6. Прочитайте текст и выполните задания.

§3. Развитие общества

*7. Обдумайте материал параграфа о глобализации и сделайте выводы.

Положительные стороны глобализации: развитие науки и техники, есть возможность посетить почти любую страну мира, есть возможность общаться через Интернет с людьми, которые очень далеко от нас, в целом растет благосостояние людей.
Отрицательные стороны глобализации: разрыв между бедными и богатыми странами ярко выражен, есть глобальные проблемы ( например, пандемии), ломается традиционный уклад жизни многих стран.

*8. Прочитайте текст и выполните задания.

 §3. Развитие общества
Какие последствия глобализации видит Ю. Г. Волков
Только положительные. Отмирание локальных цивилизаций, приход человечества к идеалам гуманизма, т. е. торжество гуманистического отношения во всех сферах общества.
Вспомните, что такое гуманизм? Чем он характеризуется?
Человечность, признание достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать.
Является ли глобализация прогрессивным, закономерным явлением или она таит в себе разрушающее начало? Объясните свою точку зрения.
И то и другое. С одной стороны, глобализация даст возможность человечеству объединиться и консолидировать усилия на решение глобальных программ. С другой, возможно развитие мира в духе лучших кибернанковых произведений, с усилением власти корпораций искусственным изменением человека, с тоталитаризмом и управлением людьми с помощью технических устройств.

*9. Представьте, что вам предстоит выступить на конференции, посвящённой глобальным проблемам человечества. Подготовьте развёрнутый план своего выступления.

1. Что такое глобальные проблемы.
2. История вопроса.
3. Проблемы окружающей среды/загрязнение среды.
4. Проблемы перенаселения.
5. Проблемы исчерпаемости природных ресурсов.
6. Перспективы выхода из кризиса.

*10.Проранжируйте глобальные проблемы человечества. На первое место поставьте самую значимую, на последнее – менее значимую. Поясните свою точку зрения.

 §3. Развитие общества


 

*11. Пользуясь материалами ( старыми газетами, журналами и т.п.), составьте коллах на тему «Общество». Не забудьте написать к своей работе небольшие пояснения.

 §3. Развитие общества
Я выбрал несколько картинок, чтобы показать иерархичность общества (картинка с пирамидой индейцев). Также институт общества – семья, показан на мною выбранной картинке , еще общество может быть профессиональным, как сообщество врачей на первой картинке и т. п.

Глава II. Личность и общество

*1. Выберите правильный ответ.
Учреждение культуры, которое системно занимается реставрацией, хранением и демонстрацией культурных ценностей, называется

2) музеем

*2. Выберите правильный ответ.
Хранилище документов, представляющих личную и общественную ценность, называется

3) архивом

*3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
Б. Материальные и духовные культуры слабо связаны друг с другом.
Ответ: 1) верно только А.

*4. Перечислите не менее трёх достижений российской культуры, которые вызывают у вас чувство гордости.

1. Русский балет.
2. Культура старообрядцев.
3. Поэзия Серебряного века.

*5. Прочитайте текст и выполните задания.

 §4. Сфера духовной жизни
Как авторы «Манифеста» относятся к культурному наследию?
Пренебрежительно, ведь для них это «первая любовь», с мыслями о которой лучше расстаться, чтобы почувствовать что-то новое, сообразное эпохе.
Как вы оцениваете призыв футуристов « Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности»?
Не думаю, что это было сказано зло, ведь они всего лишь призывали посмотреть на мир новым взглядом, оторвавшись от этого наследия. Иногда такие действия весьма полезны для общества в целом, и для конкретного человека.

*6. Прочитайте статью 44 Конституции Российской Федерации.

 §4. Сфера духовной жизни

*7. Как внешняя культура связана с внутренней культурой человека?

Иногда никак, ведь наличие внешней культуры ещё не говорит о наличии внутренней. Но обычно, когда у человека есть внутренний культурный стержень, он внешне проявляет себя творцом позитивной культуры.

*8. В 2008 – 2010 гг. социологи Левада-центра провели исследование. Гражданам был задан вопрос: «Как часто вы читаете книги?» Было опрошено 1600 человек. Ознакомьтесь с полученными данными (в %) и ответьте на вопросы.

 §4. Сфера духовной жизни

*1. Выберите правильный ответ.
Выражение «Спешите делать добро» относится к области

1) морали

*2. Выберите правильный ответ.
К категориям морали относятся понятия

4) добро и зло

*3. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
Б. Выполнение норм морали контролируются государством.
Ответ: 1) верно только А.

*4. Приведите сравнительный анализ двух понятий – мораль и нравственность. Выделите общие и различные черты этих понятий.

 §5. Мораль

*5. Оцените значение «золотого правила» морали в жизни человека.

Хорошее правило, только придерживаться слишком трудно. Но для выживания человечества, и для какого-нибудь позитивного исхода для него просто необходимо. Ведь, если люди совсем его оставят, жить в обществе будет невозможно из-за всеобщего эгоизма и озлобленности.

*6. Приведите примеры литературных произведений, в которых автор описывает борьбу добра и зла. Почему бы вы посоветовали прочитать эти книги?

«Властелин колец», «Хроники Нарнии».
Потому что они интересны для современных детей, написаны прекрасно, книги поучительны, а также в них ярко выражена борьба добра и зла.

*7. Прочитайте притчу.

 §5. Мораль
Озаглавьте притчу.
Добро и зло.
Как вы понимаете смысл этой притчи?
Наши мысли и поступки, в конце концов, определяют наш моральный облик, то, кем мы станем.
Согласны ли вы с главной идеей притчи?
Да, именно наши мысли и поступки определяющий фактор.
Приведите пример из жизни, иллюстрирующий главную мысль притчи.
Почти в любой ситуации есть две стороны. Находишь ты, например, кошелек с деньгами, с одной стороны – хорошо, особенно, когда они тебе нужны, но с другой – отдать его и будет нравственным поступком. Если так делать постоянно, то и мысли не возникнет присвоить себе что-то чужое. Так мы кормим добро в себе.

*8. Опираясь на личный опыт, приведите примеры моральных поступков.

Бескорыстная помощь незнакомому человеку на улице, не проходить мимо, когда кого-то бьют, благотворительность – спасение тяжелобольных людей, выступления музыкантов во время военных действий в зоне военных действий или в поддержку мирного урегулирования. Музыканты, игравшие на Титанике для погибающего корабля.

*9. Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина.

 §5. Мораль

*1. Выберите правильный ответ.
Способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

3) долг

*2. Верны ли следующие суждения о моральном долге?

А. Моральный долг подразумевает ответственность человека перед обществом и собой.
Б. Наличие морального долга свидетельствует о развитии личности.
Ответ: 3) верны оба суждения.

*3. Прочитайте текст и выполните задания.

 §6. Долг и совесть

*4. Прочитайте текст и выполните задания.

 §6. Долг и совесть
Озаглавьте текст.
Совесть – высшая свобода человека.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1. Ограничение свободы 2. Что такое любовь? 3. Совесть как страж подлинной свободы. 4. Бескорыстие совести. 5. Совесть как часть культуры.
Как, по мнению автора, связаны между собой совесть и свобода?
Автор практически отождествляет совесть и свободу, для него совесть и свобода в рамках культуры синонимичны.
Какими качествами характеризуется совесть, по мнению Д. С. Лихачева?
1. Совесть свободна. 2. Внутренне непротиворечива.

*5. Пользуясь текстом из предыдущего задания, заполните двухчастный дневник. В левую колонку выпишите цитату из текста, которая произвела на вас наибольшее впечатление (вызвала протест, согласие или удивила). В правой колонке запишите свои мысли о том, что заставило вас выписать эту цитату, какие мысли она вызвала.

 §6. Долг и совесть

*1. Прочитайте фрагмент из трагедии У. Шекспира «Гамлет» и ответьте на вопросы.

  §7. Моральный выбор – это ответственность
В чем состоит главная идея монолога Гамлета?
В вопросе, что находится за гранью смерти, и стоит ли решиться на самоубийство. 
Можно ли сказать, что Гамлет свободен в своём выборе?
Да, Гамлет полностью свободен, конечный выбор смерти или жизни принимает только он, ведь его не принуждают к этому.
Пользуясь дополнительными источниками информации, узнайте, какой выбор сделал Гамлет и каковы результаты данного выбора?
Гамлет с собой не покончил, а решил мстить за отца, убил Клавдия и пал от его яда. Престол отошел норвежскому правителю.

*2. Заполните таблицу.

  §7. Моральный выбор – это ответственность

*3. Прочитайте притчу.

  §7. Моральный выбор – это ответственность

*4. Составьте синквейн на тему «Свобода».

1) Свобода
2) Беспредельная, страшная
3) Действует, обязывает, пугает, окрыляет
4) Пугает, но завораживает возможностями
5) Беспредельность
Синквейн:

*5. Как вы думаете, от чего зависит свобода человека? Можно ли сказать, что взрослый человек более свободен, чем подросток?

Свобода зависит от внутренней установки человека. Нельзя сказать, что взрослый более свободен, чем подросток. Ведь если духовная свобода внутренне велика в человеке, его возраст и социальный класс уже не имеет значения. Наоборот, порой взрослые настолько забывают о внутренней свободе, что утрачивают её полностью или так и не обретают.

*1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 §8. Образование

*2. Установите соответствие между понятием и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §8. Образование

*3. Какими качествами должен обладать человек, обучающийся в информационном обществе?

Такими качествами как: коммуникабельность, быстрота реакции, широта взглядов, готовность получать новые знания и навыки регулярно, стрессоустойчивость, умение работать с информацией, выбирать, проверять, сравнивать.

*4. Составьте кластер на тему «Образование в Российской Федерации».

 §8. Образованиеk

*5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 §8. Образование
Как вы понимаете выражение «инструментальная роль образования»?
Образование – это услуга по подготовке к чему- либо. Т.е. образование – это инструмент извлечения какой-либо прибыли.
Какими качествами, по мнению автора, должна обладать образовательная среда?
Гуманность, ориентировка на личность и общество, доступность и умение заинтересовать.
Как вы считаете, какую роль в жизни современного человека играет образование?
Важную, так как каждый человек должен учиться, а в современном мире нельзя один раз овладеть какой-то профессией и работать в ней всю жизнь, никак не меняясь при этом. К тому же жизнь с каждым годом все усложняется, и всем приходится осваивать информационные технологии в той или иной мере.

*6. Пользуясь личным опытом, приведите примеры самообразования.

Я обучаюсь игре на гитаре с помощью видео, которые нахожу в интернете и электронных книг.

*7. Проанализируйте высказывание мыслителя, учёного и художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

 §8. Образование

*1. Выберите правильный ответ.

Отличительной чертой науки является

3) стремление к достижению истины

*2. Выберите правильный ответ.

К гуманитарным наукам относится

Ответ: История

*3. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука использует особый научный язык.

Б. Методами науки являются наблюдение, эксперимент, анализ.

Ответ: 3) верны оба суждения.

*4. К каким областям научного знания относятся изучаемые в школе предметы?

 §9. Наука в современном обществе

*5. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §9. Наука в современном обществе

*6. Составьте развёрнутый план доклада об известном российском учёном.

Михаил Ломоносов.
1. Детство и юность.
2. Учеба в Петербурге.
3. Научная деятельность.
3.1. Горное дело.
3. 2. История.
3.3. Химия.
4. Основания Академии.
5. Последующая жизнь.

*7. Каким образом современная наука связана с производством? Приведите конкретные примеры этой взаимосвязи.

Напрямую, как только появилась возможность печати на 3D-принтерах металлом, этим воспользовались для создания двигателя ракеты ( правда в качестве прототипа). В принципе, такая печать широко используется для быстрого прототипирования на производстве.

*8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Аргументируйте свою позицию. Используйте знания и понятия из курса обществознания, а также свой жизненный опыт.

 §9. Наука в современном обществе
Мне очень импонирует точка зрения К. А. Тимирязева. Именно такой я бы и придерживался. К сожалению, не смотря на то, что сейчас 21 век, наука в нашей стране распространяется плохо, все больше и больше поднимает голову церковь, которая всегда боролась с научным взглядом на мир. Именно она загоняет нас снова во тьму невежества настоящего Средневековья. Мне бы очень хотелось, чтобы вспомнили люди о мечтах о космосе, о познании далеких миров, а не ограничивались бы ценностями общества потребления и религии. К сожалению все больше в университетах нашей страны укореняется христианство. Я считаю это неправильным. Вспомним , как исламисты уничтожили культурное наследие всего человечества или как христиане уничтожили Александрийскую библиотеку и убили величайшую женщину-ученого того времени. Поэтому я хочу, чтобы наша наука стала свободна от этих двух зол, иначе нас ждет не Ренессанс, а новое Средневековье.

*1. Выберите правильный ответ.
Перед охотой все мужчины племени исполнили ритуальный танец и помолились богам. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

3) религиозную

*2. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия регулирует поведение людей в обществе.
Б. Религиозные объединения представляют угрозу для жизни общества.
Ответ: 3) верны оба суждения.

*3. Охарактеризуйте отношения между религиозными организациями и государством в нашей стране. На каких принципах строятся эти отношения?

С православием и исламом – на равном, есть гос. поддержка. С православием вообще отдельная тема – им и бесплатная муниципальная земля, здания музеев, государственная поддержка. Исламу – просто поддержка, как традиционной религии. Остальные организации для государства – ничто. Никак не связаны. Некоторые официально запрещены в России, их государство преследует.

*4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода совести»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе совести.

Каждый человек имеет право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Никто не в праве принуждать другого к своей вере. К сожалению, в нашей стране, свобода совести все чаще ставится под вопрос.

*5. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §10. Религия как одна из форм культуры

*6. Какие функции выполняет религия в современном обществе?

В современном обществе она и разделяют людей (заставлял их убивать друг друга), и в то же время сближает (обычно мы более близки с представителями «нашей веры», чем с чужаками).

*7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и выложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Аргументируйте свою позицию. Используйте знания и понятия из курса обществознания, также свой жизненный опыт.

 §10. Религия как одна из форм культуры
«Вся история церкви – смесь заблуждения и насилия» - безумно верные слова Гёте. Всецело поддерживаю, ведь именно церкви мы «обязаны» долгому Средневековью, упадку римской цивилизации, кровопролитным Крепостным походам! А сколько людей было уничтожено во времена Инквизиции? Сколько сожгли старообрядцев? Как католические миссионеры огнем и мечем крестили народы Америк? Как уничтожали культурное наследие мировых цивилизаций? И эти люди ещё хотят нас учить жить? Ведь и в России была Инквизиция, Русь крестили огнем и мечем, а как была уничтожена культура народов Севера? Католики хотя бы извинились за Инквизицию от православных ничего не слышно.
Я считаю, что в современном мире она должна быть искоренена как величайшее заблуждение. Только научное знание и светский гуманизм могут помочь человечество устоять перед вызовами времени.

Глава III. Экономика

*1. Вставьте пропущенные слова.

Возобновляемые ресурсы – природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет.
Блага – всё, что способно удовлетворить повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять довольствие.

*2. Заполните таблицу.

 §11. Экономика и её роль в жизни общества

*3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Одним из основных вопросов экономики является вопрос, как при ограниченности ресурсов удовлетворить потребности человечества.
Б. Количество свободных благ постоянно увеличивается.
Ответ: 1) верно только А.

*4. Что такое средства производства? Приведите несколько примеров средств производства.

Блага, используемые для производства других благ. Сырье, транспорт, информационные ресурсы, энергоресурсы, оборудование и производственные задания.

*5. Прочитайте текст и выполните задания.

 §11. Экономика и её роль в жизни общества
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1. Модель World 3. 2. Подтверждение прогноза. 3. Как мир придет к своему концу. 4. Проблемы современности.
Какие прогнозы экономического развития человечества выдвигают учёные?
Два сценария. Плохой – все идет, как идет, экономика остается прежней, следствие – мировая катастрофа и гибель цивилизации. Второй – экономика меняется в сторону перехода к зеленым технологиям, следствие – человечество выживает и развивается дальше.
Какие факторы могут привести к экономическому кризису?
Глобальное потепление, истощение ресурсов, в первую очередь, нефти.
С какими сферами человеческой жизнедеятельности связана экономическая сфера?
С социальной сферой, в первую очередь, ведь от экономического уровня зависит уровень жизни и её условия, населения.

*6. Является ли водопроводная вода, которой вы пользуетесь каждый день, свободным благом? Поясните свой ответ.

Нет, ведь она уже прошла сильную очистку и была доставлена к нам домой, т. е. она уже прошла обработку.

*1. Выберите правильный ответ.
Необходимым признаком рыночной экономики является

1) свободное ценообразование

*2. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие традиционной экономике. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сельское хозяйство составляет основу экономики;
3) малое разнообразие экономических благ;
5) широкое использование ручного труда.

*3. Какая экономическая система сложилась в России после проведения Великих реформ Александра II в XIX веке? 
Объясните свою точку зрения.

Скорее всего - смешанная, ведь не смотря на Великие реформы, основная масса людей в России осталась крестьянами, слабоориентированными на рынок. Остались традиционные помещики, которые вместо инвестирования денег от выкупных платежей тратили их бездумно. Но в то же время появились капиталисты, которые были ориентированы на рынок, промышленники, умеющие вести бизнес. А значит у нас была смешанная экономическая система (традиционная с элементами рыночной).

*4. Установите соответствие между характеристикой и типом экономической системы: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §12. Главные вопросы экономики

*5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая эффективность»? Привлекая имеющиеся знания, приведите примеры экономически эффективных производителей.

Экономическая эффективность – соотнесение полученного результата с произведенными затратами.
Экономически эффективные производители сегодня: компания IBM, Apple, GM.
Их доходы многократно превышают расходы на производство товаров.

*6. Заполните таблицу.

Типы экономических систем

 §12. Главные вопросы экономики

*1. Приведите примеры владения, пользования и распоряжения какой-либо собственностью.

Распоряжение собственностью – вы подарили квартиру кому-нибудь.
В вашей собственности ваши личные вещи (книги, учебники, тетради и т. д.) – это владение.
Пользование собственностью – вы взяли в аренду машину.

*2. Составьте кластер на тему «Субъекты права собственности».

 §13. Собственность

*3. Прочитайте выдержку из Гражданского кодекса Российской Федерации и ответьте на вопросы.

 §13. Собственность
Что должен сделать человек, нашедший вещь?
Немедленно сообщить владельцу о находке, либо сделать её в полицию (или ответственному лицу).
При каких условиях и через какое время человек, нашедший вещь, может претендовать на неё?
Через полгода, в случаи, если хозяин не объявился.
Как можно поступить с вещью, если она является скоропортящейся?
Реализовать, при этом оставив документальное повреждение выручки, потом эту выручку следует вернуть владельцу.

*4. Верны ли следующие суждения о собственности?

А. Все формы собственности в нашей стране равноправны.
Б. Государственная собственность лучше защищена законом, чем честная.
Ответ: 2) верно только Б

*5. Перечислите основные способы приобретения собственности.

Покупка, получения в дар, находка (если хозяин не нашелся в определенный срок), аренда с последующим выкупом, получение по наследству.

*1. Выберите правильный ответ.
Свободный обмен между продавцом и покупателем, частная собственность на экономические ресурсы, наличие конкуренции, материальная ответственность участников обмена за результаты самостоятельно принятых решений характерных для

4) рыночной экономики

*2. Выберите в приведённом списке условия, необходимые для нормальной деятельности рынка, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

2) свободное ценообразование;
3) конкуренция;
6) свобода предпринимательской деятельности.

*3. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночная экономика развита только в странах Европы и США.
Б. Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю.
Ответ: 2) верно только Б.

*4. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §14. Рыночная экономика

*5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (слова даны в именительном падеже).

Спрос и предложение неразрывно связаны с ценой товара. Потребители обычно покупают больше товара по низкой цене, чем по высокой. Данная связь отражает закон спроса. Производители, при прочих равных условиях, предлагают к продаже больше товаров по высокой цене, чем по низкой. Это – закон предложения. Взаимодействие спроса и предложения изменяет цену товара до того момента, пока не совпадут величина спроса и предложения. Это – равновесная цена.

*6. Отметьте на графике, как изменится величина спроса при изменении цены.

 §14. Рыночная экономика

*7. Обдумайте следующие ситуации и запишите ответы.

1. Как и на какие товары изменится предложение в следующих случаях: Летом в городе наступила сильная жара. 
Ответ: Больше будет предложений прохладительных напитков, вентиляторов и мороженного; а вот предложения шуб, теплой одежды, горячих напитков упадут.
Зимой выпало много снега, руководство города организовало в парках много бесплатных лыжных маршрутов. 
Ответ: Вырастет предложение на лыжи и спортивную зимнюю одежду, термосы.
2. Как и на какие товары изменится спрос в следующих случаях: Правительство повысило транспортный налог и цены на бензин. 
Ответ: увеличиться спрос на велосипеды, самокаты (если дороги и адекватность водителей позволяют), спадет спрос на машины.
В Египте и Тунисе произошли революции, дешёвый отдых в этих странах стал небезопасен. 
Ответ: спрос на дешевые предложения в Тайланде, Вьетнаме и вообще в Азии, ибо туда съездить дешевле, чем отдохнуть в России.

*1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 §15. Производство – основа экономики

*2. Пользуясь текстом параграфа, составьте кластер на тему «Отрасли экономики».

 §15. Производство – основа экономики

*3. Верны ли следующие суждения о товарах и услугах?

А. Услуга не является товаром, так как она не материальна.
Б. Любой товар обладает потребительной и меновой стоимостью.
Ответ: 3) верны оба суждения.

*4. Основной тенденцией развития современной экономики является рост числа людей, занятых в сфере услуг. Чем вызвана эта тенденция?

Это связано с тем, что общество постепенно становится постиндустриальным, смещая производства развивающиеся страны. Для постиндустриального общества характерно минимальное вовлечение людей в производство и максимальное – в сферу услуг.

*5. Из курса Новой истории вы знаете, что на мануфактурах в XVII веке существовало разделение труда. Объясните, в чём принципиальная разница между мануфактурой и современным предприятием?

Специализация – вот главное отличие современного производства, люди стали настолько узкими специалистами, что работая на заводе, могут не знать, как работает их продукция. К тому же явилась специализация и у предприятий – некоторые сосредотачиваются на конкретной узкой продукции (микропроцессоры к примеру).

*6. Проиллюстрируйте экономическую специализацию примером из жизни.

ОАО «Ангестрем» производит серии микропроцессоров. А уже потом, эти процессоры отправляют дальше по иным предприятиям приборостроения.

*7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, логически взаимосвязаны. Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из данного ряда. Объясните свой выбор.

Капитал, земля, труд, доход, предпринимательский способности, информация.
Ответ: Доход следует вычеркнуть, так как остальные слова – факторы производства.

*8. В фермерском хозяйстве работают 6 человек. Продолжительность рабочей недели составляют 40 часов. В неделю хозяйство продает 10 тонн молока. Какова производительность труда на этом предприятии?

0,025 т молока в час.
Производительность труда (П) рассчитывается по формуле П = О/Ч, где О – объем работы в единицу времени, Ч – число работников.

*1. Как вы считаете, необходимо ли для занятия предпринимательской деятельностью специальное образование? Если да, то какое?

Не обязательно, но лучше иметь юридическую основу в нашей стране, особенно, чтобы иметь возможность обойти законы.

*2. Какой смысл учёные-обществоведы вкладывают в понятие «предпринимательство»?

Самостоятельная деятельность людей направленная на получение прибыли.

*3. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, заполните таблицу.

 §16. Предпринимательская деятельность

*4. Составьте и запишите два верных утверждения по теме «Фирма».

Фирма в нашей стране может быть представлена как индивидуальным предпринимательством, так и предприятием. Главная цель фирмы – получение прибыли, путем предоставления товаров и услуг.

*5. Пользуясь материалом параграфа и другими источниками информации, выделите «плюсы» и «минусы» индивидуального частного предприятия, товарищества, акционерного общества. Заполните таблицу.

 §16. Предпринимательская деятельность

*6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 §16. Предпринимательская деятельность
Составьте развёрнутый план текста.
1. Суверенитет производителя. 2. Власть брендов. 2.1. Лояльность как индикатор властных отношений. 2.2. Сокращения качества товаров. 3. Потребность в формировании лояльности. 3.1. Связь потребителей с производителями. 3.2. Качество и длинный срок службы – как помеха производителя.
В чём, по мнению автора, проявляется власть производителя над потребителем?
Во власти брендов, производитель с помощью грамотного маркетинга и рекламы смог добиться лояльности клиента, т.е. клиенту уже не важно качество, а важен сам бренд.
Встречали ли вы в своей жизни факты, подтверждающие мысль автора? Если да, то приведите примеры.
Да, например, ситуация с гаджетами Apple, с одеждой известных брендов. Людям не важно ничего кроме них, хотя рядом лежат товары не хуже, а иногда и гораздо лучше по качеству или характеристиками.
Согласны ли вы с мыслью, что суверенитет производителя заменил суверенитет потребителя?
Полностью согласен. Общество потребления победило, а руководят им производители.

*7. Проведите сравнительный анализ крупного и малого предприятия. Заполните таблицу.

 §16. Предпринимательская деятельность

*8. Пользуясь дополнительными источниками информации (Интернетом, газетами, журналами), подготовьте доклад, посвящённый успешной предпринимательской деятельности в России. Запишите развёрнутый план доклада.

Предпринимательская деятельность Павла Дурова.
1. Биография.
1.1. Детство
1.2. Учеба в СПбГУ
2. Работа над первыми сайтами
2.1. Сайты для студентов
2.2. Идея ВК
3. Создание сети VK

*1. Выберите правильный ответ.
К задачам государства в условиях рыночной экономики относится

4) содержание детских домов

*2. Выберите правильный ответ.
Что из перечисленного составляет наибольшую часть доходов государственного бюджета?

2) налоги

*3. Установите соответствие между видами налогов и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §17. Роль государства в экономике

*4. Приведите примеры из истории, когда непродуманная налоговая политика государства приводила к серьёзным социальным выступлениям.

«Соляной бунт» в 17-м веке в России из-за налога на соль.
Выступления англичан против налогового гнёта во времена реставрации Стюартов.

*5. Существуют несколько видов налоговых систем:
Как вы считаете, какая система налогообложения более справедлива, а какая лучше стимулирует развитие экономики? Своё мнение обоснуйте.

Я считаю, что наиболее справедлива прогрессивная система налогообложения, такая есть в Китае. Там есть миллионеры, но они платят огромные налоги в государственную казну. Мне кажется, что это урезонит наших олигархов и даст возможность меньше платить не очень обеспеченным гражданам.

*6. Приведите примеры, когда вмешательство государства в экономику приносило положительный эффект. Приведите примеры, когда вмешательство государства в экономику приносило отрицательный эффект.

1. Вмешательство Петра I в экономику дало возможность нашей стране получить неплохие фабричные мощности для нужд армии.
2. Вмешательство Сталина в экономику уничтожило сельское хозяйство СССР и посадило страну на нефтяную иглу, отчего она и рухнула.

*7. В XVIII веке Пётр I провёл в России налоговую реформу. Была введена подушная подать. Пользуясь знаниями и курса истории, ответьте на вопросы.

К какому виду налогов относится «подушная подать»?
Прямой.
Кто платил подушную подать?
Помещики за каждую крестьянскую мужскую душу.
Когда была отменена подушная подать?
1 января 1887 года.
Как вы считаете, стимулировала ли подушная подать развитие российской экономики?
Нет, не стимулировала, ведь налог был несправедлив и непродуман.

*8. Как вы считаете, почему государственный бюджет Российской Федерации вступает в силу только после утверждения парламентом?

Потому что у нас ещё сохраняется видимость демократии, бюджет это слишком ответственно, он должен быть прозрачным и понятным, в конце концов, нужен же нам для чего-то парламент.

*9. Пользуясь дополнительными источниками информации напишите, в каких странах бюджет дефицитный, а в каких – профицитный.

После аннексии Крыма в РФ дефицитный бюджет, у многих стран Африки он дефицитный. У Германии и Франции, а также Великобритании он профицитный.

*10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 §17. Роль государства в экономике
Озаглавьте текст. 
Понижение налогов и безработица – замкнутый круг?
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1. Рост безработицы в мире. 2. Снижение налогов как помощь бедным. 3. Трудности от снижения налогов.
Каким образом сокращение налогов связано с помощью бедным?
Сокращение налогов даст возможность для развития частного сектора или просто его поддержания, а это даст рабочие места и повышает благосостояние население, даст возможность бедным и малоимущим работать.
Как вы оцениваете рост количества миллионеров в мире в условиях экономического кризиса?
Положительно, если люди обладают достаточными мозгами и навыками, чтобы зарабатывать миллионы, то это прекрасно. К тому же в адекватных странах прогрессивные налоги и миллионеры платят миллионные налоги.

*11. Приведите примеры статей доходов и статей расходов бюджета Российской Федерации.

Статьи дохода: налоги, штрафы, пошлины.
Статьи расхода: дотационные регионы, пенсии, зарплаты депутатам, здравоохранение, дороги, ЖКХ.

*1. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §18. Распределение доходов

*2. Используя дополнительные источники информации, узнайте, какие социальные выплаты существуют в нашей стране. Запишите их.

Пособие по безработице. Пособие по уходу за ребенком. Материнский капитал.

*3. В ноябре 2010 года социологи Левада-центра провели исследование. Гражданам был задан вопрос: «Какая из следующих мер могла бы, на ваш взгляд, лучше других справиться с ростом цен?». Было опрошено 1600 человек. Ознакомьтесь с полученными данными и ответьте на вопросы.

 §18. Распределение доходов

*4. В 2011 году в США возникло движение «Оккупируй Уолл-стрит!» (улица в Нью-Йорке, на которой располагаются офисы крупнейших банков). Демонстранты выступили против несправедливого распределения доходов, большого разрыва между богатыми и бедными. 
Выскажите своё отношение к этому движению. Какие последствия для общества имеет поляризация доходов?

Двоякое – с одной стороны, столь большой разрыв между богатыми и бедными недопустим, но с другой, социальные государства, типа Швейцарии, неуклонно стареют, из-за оттока молодых и амбициозных, несогласных с высокими налогами на социальную сферу. Так что тут должен соблюдаться баланс. В любом случаи, мирный протест для привлечения внимания к проблеме – всегда прекрасно.

*5. Проанализируйте высказывание.
«Не давай голодному рыбу, а дай ему удочку и научи его ловить» (народная мудрость).

Как вы понимаете смысл этого высказывания? 
Лучше научить человека зарабатывать, чем кормить его постоянно.
Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте свой ответ.
Да, полностью. Задача государства, во многом, давать гражданам возможность учиться, чтобы повысить свой уровень жизни, а не сидеть на шее.

*6. Существует точка зрения, что различные социальные пособия приводят к возникновению иждивенческих настроений в обществе. Люди привыкают жить на государственное пособие и перестают работать, что приносит обществу вред. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Выскажите своё мнение по этому поводу. Ответ аргументируйте.

Согласен, достаточно посмотреть на Францию и Германию, где негры и арабы, вместо того, чтобы интегрироваться в общество, живут на пособие и ничего полезного не делают. Вот тут я выступаю за депортацию из страны таких элементов. Такой подход приносит обществу явный вред, эти страны и так «кормят» весь Евросоюз, так что им стоит задуматься о своей миграционной политике.

*1. Выберите правильный ответ.

Суверенитет потребителя выражается в

3) свободе экономического поведения

*2. Верны ли следующие суждения о потреблении?

А. С увеличением доходов уровень потребления не меняется.
Б. Произвольные расходы всегда меньше обязательных. 
Ответ: 4) оба суждения неверны.

*3. Проанализируйте расходы своей семьи за последние 2 недели и заполните таблицу.

 §19. Потребление

*4. Укажите последовательность действий потребителя.

 §19. Потребление

*5. Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопрос.  §19. Потребление

*6. Прочитайте фрагмент произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

 §19. Потребление

*7. В экономике существует понятие «престижное потребление», означающее, что покупатель приобретает товар не столько для удовлетворения своих потребностей, сколько для подтверждения высокого положения. Сейчас в России активно обсуждается вопрос о введении дополнительных налогов на товары престижного потребления.

Какие товары относятся к данной категории? Как вы оцениваете инициативу введения подобного налога?

Машины класса люкс, дорогие квартиры премиум-класса, предметы роскоши, дорогая мебель (антиквариат), дорогие телефоны (инкрустированные золотом и т. д.). Положительно, если в первую очередь это коснется депутатов и чиновников в целом.

*1. Выберите правильный ответ.
Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

3) кредитом

*2. Назовите положительные и отрицательные стороны покупки товаров в кредит.

+ ты сразу получаешь товар и можешь им пользоваться, иногда это единственный способ получить желаемый товар, который стоит дорого (например, холодильник, если старый сломался)
– больше переплаты по процентам, есть шанс, что попадешь в «кредитное рабство». Высокий соблазн брать в кредит всё больше и больше.

*3. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: какой вид вклада более выгоден: до востребования или срочный? Объясните почему.

Срочный выгоднее, так как там больше процентная ставка, однако, это выгодно только, если сумма вклада большая, ведь там не предусмотрено пополнение в большинстве случаев. Обычно процентная ставка срочного вклада может превышать уровень инфляции, что хоть как-то позволяет сохранить деньги.

*4. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §20. Инфляция и семейная экономика

*5. По статистике в современной России около 25% потребительских кредитов не возвращаются в срок. Как вы думаете, почему банки в таких условиях продолжают кредитовать население? Что должен предпринимать банк, чтобы обезопасить себя от невозврата кредита?

Высокие процентные ставки по кредитам – вот главный гарант для банков, ведь остальные 75% платят, а за счет высокого процента для них, банк многократно покрывает свои издержки и потери. Иногда банк пользуется услугами коллекторов или сразу же обращается в суд, часто приставы могут вернуть банку часть денег с должников.

*6. В каком случае выгодно брать кредит на покупку автомобиля – в условиях высокой или низкой инфляции?

Если вы не обладатель фиксированного дохода, а он растет пропорционально с инфляцией , то лучше брать во время высокой инфляции, ведь сумма выплат фиксирована, а деньги обесцениваются, следовательно, вы платите меньше с течением времени.

*7. В 2010 году социологи Левада-центра провели исследование. Гражданам был задан вопрос: «С каким из следующих предложений по контролю цен со стороны государства вы в большей степени согласны?» Было опрошено 1600 человек. Ознакомьтесь с полученными данными (в %) и ответьте на вопросы.

 §20. Инфляция и семейная экономика

*1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Пользуясь материалами параграфа и личными знантиями, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

*2. Составьте кластер на тему «Причины безработицы».

 §21. Безработица, её причины и последствия

*3. В СССР выпускник высшего учебного заведения распределялся на рабочее место, то есть он должен был отработать положенное время там, куда его направит государство. Почему в современной России нет распределения? Как вы относитесь к идее вернуть принудительное распределение молодых специалистов? Обоснуйте свою точку зрения.

Потому что система плановой экономики сменилась на рыночную экономику, которая такого не предусматривает. Отношение у меня неоднозначное. Вот если бы это было не принудительно, а по желанию и с предоставлением достойной заработной платы и жилья (если нужно переезжать), то я бы поддерживал такую политику.

*4. Выберите правильный ответ.
Безработным считается человек, если он

4) не имеет места работы, ищет работу и готов приступить к работе немедленно

*5. Заполните таблицу.

 §21. Безработица, её причины и последствия

*6. В современном обществе каждый человек может оказаться безработным. Какие советы можно дать человеку, оставшемуся без работы? Составьте небольшую памятку.

1. Не паниковать. 2. Провести время с пользой, возможно вы давно хотели заняться чем-то другим? Сменить место работы? Это прекрасный шанс. 3. Изучить рынок труда. 4. Составить грамотные резюме. 5. Отослать, чем больше, тем лучше. 6. Ждать откликов и параллельно развиваться (может быть заглянуть в центр переподготовки или на биржу или ярмарку труда).

*7. В 2008-2010 гг. социологи Левада-центра провели исследование. Гражданам был задан вопрос: «Какое из следующих суждений по поводу безработицы ближе всего к вашему мнению?» Было опрошено 1600 человек. Ознакомьтесь с полученными данными (в %) и ответьте на вопросы.

 §21. Безработица, её причины и последствия

*1. Выберите правильный ответ.
Товары, ввозимые из-за рубежа, называется

1) импортными

*2. Верны ли следующие суждения о внешнеторговой политике?

А. Протекционизм ограничивает доступ иностранных товаров на национальный рынок.
Б. Фритредерство способствует развитию международной торговли.
Ответ: 3) верны оба суждения.

*3. Заполните таблицу.

 §22. Мировое хозяйство и международная торговля

*4. Какие товары экспортирует и импортирует Российская Федерация?

Экспорт: природные ископаемые, лес, газ, нефть.
Импорт: машины, контактные линзы (так как в РФ нет производства), бытовая техника, телефоны, и т. п.

*5. Многие крупные компании открывают свои филиалы и производства на территории иностранных государств. Какие транснациональные компании работают в современной России? Приведите примеры. Какие выгоды получает от этого наша страна?

Завод «Орбит» в Петербурге, «Ниссан» и другие. Они платят налог в РФ, дают рабочие места, продукция, произведенная на таких заводах гораздо дешевле привозной.

*6. Многих россиян волнует вопрос, в какой валюте хранить сбережения: долларах, евро или в рублях. Что бы посоветовали вы? Объясните, почему.

В евро и долларах, ведь рубль нестабилен и, как мне кажется, скоро рухнет из-за политики нашего государства, так что лучше переводить часть денег (сбережения) в валюту и золото. А если позволяют возможности, то в недвижимость.

Глава IV. Социальная сфера

*1. Выберите правильный ответ.
Социальное неравенство проявляется в

4) наличии привилегий для отдельных групп

*2. Выберите правильный ответ.
Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие

2) социальная мобильность

*3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Одна и та же группа может быть формальной и неформальной.
Б. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества.
Ответ: 1) верно только А.

*4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 §23. Социальная структура общества
Озаглавьте текст.
Компоненты неравенства.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Компоненты неравенства. 1. Имущественное. 2. Статусные группы. 3. Фактор власти.
Какие компоненты, по мнению Вебера, составляют неравенство?
Власть, имущество, социальный статус.
Как вы считаете, является ли социальное неравенство естественным состоянием общества? Обоснуйте свой ответ.
Да, это естественное состояние общества, так как именно социальное неравенство дало нам современную цивилизацию такой, какой мы её знаем, без этого жизнь общества невозможна.

*5. Приведите примеры социально мобильности.

Вертикальной: бедная девушка вышла замуж за богатого мужчину.
Горизонтальной: учитель биологии стал учителем географии или специалист переехал из одного города в другой.

*6. Напишите, к каким социальным группам вы относитесь.

Семья, класс.

*7. Составьте кластер на тему «Классификация социальных групп».

 §23. Социальная структура общества

*8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный лифт»? Привлекая знания обществоведческого курса, приведите примеры действия социальных лифтов.

Социальный лифт схож с вертикальною мобильностью, но обычно означает мобильность с изменением в лучшую сторону, например, после вступления в партию вы получили бизнес или вышли замуж за богатого человека, а может получили повышение на работе.

*1. Выберите правильный ответ.
К социальной роли родителя относится

2) забота о здоровье детей

*2. Выберите правильный ответ.
Какая из названных позиций отражает профессиональный статус личности?

2) инженер

*3. Установите соответствие между признаками и социальными позициями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §24. Социальные статусы и роли

*4. Составьте два утверждения о социальном статусе личности.

1. Социальный статус может быть прирожденным и достижимым.
2. Социальный статус сравним с ячейкой организации, люди меняются, статусы остаются.

*5. Установите соответствие между термином и определением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 §24. Социальные статусы и роли

*6. Прочитайте текст и выполните задания.

 §24. Социальные статусы и роли
Чем отличается позиция девочек по отношению к полу от позиции мальчиков?
Позиция девочек более социальна, в отличии от более биологического подхода юношей.
На чём базируются представления о мужественности-женственности у подростков?
Она базируются на взаимоотношениях с противоположным полом (ровесниками).
Составьте свой список качеств, присущих современным мужчине и женщине.
Мужские качества: физическая сила, выносливость, смелость, ответственность, внимательность, благородство.
Женские качества: женственность, активность, уверенность, красота, элегантность, забота, ласка.

*7. Опишите свой социальный статус.
Какие социальные роли вы исполняете?

Я ученик в общеобразовательной школе. 
Прилежного ученика, любящего сына и внука, хорошего друга.

*1. Выберите правильный ответ.
Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивость экономических связей являются отличительными признаками

1) нации

*2. Выберите правильный ответ.
Племена, народности, нации – это

2) этнические общности

*3. Прочитайте высказывание и ответьте на вопрос.

 §25. Нации и межнациональные отношения

*4. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Междунациональное сотрудничество способствует преодолению национальных конфликтов.
Б. Развитая национальная культура приводит к возникновению шовинизма.
Ответ: 1) верно только А.

*5. В 2005-2010 гг. социологи Левада-центра провели исследование. Гражданам был задан вопрос: «Ощущается ли сейчас в том городе, районе, где вы живёте, межнациональная напряжённость?» Было опрошено 1600 человек. Ознакомьтесь с полученными в данными (в %) и ответьте на вопросы.

 §25. Нации и межнациональные отношения
Сформулируйте результаты опросы.
Результаты опроса говорят о том, что национальная напряжённость нарастает в обществе в целом, ведь уже 7 процентов опрощенных ощущают это на себе. Да и отрицательных результатов стало в целом меньше.
Как вы считаете, что необходимо делать для предотвращения межнациональных конфликтов?
Нужно справедливое правосудие, чтобы за убийство студента гостю с юга давали такой срок, так и любому другому убийце. Когда у нас будет неподкупный и честный суд, конфликтов в обществе поубавится.

*6. Объясните разницу между понятиями «патриотизм», «национализм» и «шовинизм».

Национализм – идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства.
Патриотизм – любовь к своему народу, без унижения остальных.
Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интереса.
Таким образом, национализм и шовинизм почти одно и тоже, а патриотизм просто любовь без негативного контекста.

*7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Аргументируйте свою позицию. Используйте знания и понятия из курса обществознания, а также свой жизненный опыт.

 §25. Нации и межнациональные отношения

*1. Выберите правильный ответ.

Примером отклоняющегося поведения является

3) наркомания

*2. Выберите правильный ответ.
Отклоняющееся поведение – это

2) нарушение принятых в обществе норм

*3. Что объединяет приведённые ниже слова?

Алкоголизм, наркомания, преступность.
Это отклоняющееся поведение, нарушение принятых в обществе норм.

*4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 §26. Отклоняющееся поведение
Как учёные объясняют причины отклоняющегося поведения?
1. Биологическая обусловленность. 2. Строение тела. 3. Аномальность половых хромосом. 4.Дефекты интеллектуальной сферы. 5. Просчеты в школе.
Чем позиция отечественных учёных по поводу возникновения девиантного поведения отличается от позиции иностранных исследователей?
Наши ученые главным виновником считают школу с её просчетами, таки образом они более ориентированы на детей.
Вспомните, что такое «социализация».
Социализация – процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе.
Каким образом девиантное поведение влияет на социализацию человека?
Оно возвращает социализацию человека, и тот вырастает ненормальным. Тем, кто не в состоянии или просто не желает поддерживать социальные нормы, принятые в обществе.

*5. Приведите примеры позитивного отклоняющегося поведения.

1. Ребенок увлечен чем-то, например, живописью и даже не посещает школу, а только рисует, если родители помогают ему, то из него вырастет гений (так появились многие великие художники и скульпторы, например, О. Роден).
2. У родителей наркоманов вырастает прекрасный ребенок, которые не принимает нормы семьи.
3. В тоталитарном обществе вырастает свободный человек.

*6. Учёные установили, что одна из причин начала употребления алкоголя и наркотиков – это неумение человека сказать «Нет!». Придумайте три фразы, как бы вы могли отказаться от наркотиков или алкоголя в ситуациях, когда вам их предлагают.

1. Мне это не интересно.
2. Извините, меня ждут дела.
3. Всего хорошего.

*7. Пользуясь любыми подручными средствами, составьте коллах, посвященный теме «Нет наркотикам и алкоголю!». Не забудьте написать пояснения.

 §26. Отклоняющееся поведение


Вариант решебника в картинках
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

Поделись с друзьями: