ГДЗ по ОБЖ 7 класс учебник Смирнов ответы на вопросы

Описание решебника

Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В учебнике изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а также правила оказания первой помощи при различных несчастных случаях. ГДЗ ответы на вопросы учебник ОБЖ 7 класс Смирнов Хренников ФГОС ответы на вопросы ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

1.1Различные природные явлении.

Задание № 1.

Изобразите в тетради структурную схему строения земли, обозначьте на ней оболочки Земли.

 1.1Различные природные явлении.

Задание № 2.

Запишите названия оболочек земли в таблицу и дайте краткую характеристику каждой из них.

 1.1Различные природные явлении.

Задание № 3.

Запишите основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека, в таблицу, рассмотрев их по месту возникновения (в литосфере, в атмосфере, в гидросфере, в биосфере) с указанием опасных ситуаций, к которым они приводят. Таблицу можно нарисовать в дневнике безопасности.

 1.1Различные природные явлении.

Задание № 4.

Перечислите опасные природные явления, наиболее характерные для региона вашего проживания. Нарисуйте таблицу в дневнике безопасности, запишите названия природных явлениях и укажите время года, в которые они чаще всего случаются. При заполнение таблицы можно использовать Интернет и справочную литературу.

 1.1Различные природные явлении.

Задание № 5.

Зачеркните лишние слова в перечисление чрезвычайных ситуаций природного характера:

извержение вулкана.

гидродинамическая авария,

циклон,

сель,

землетрясение,

буря,

ураган,

смерч,

оползень,

наводнение,

цунами,

телефонный терроризм.

Объясните, какое отношение к чрезвычайным ситуациям природного характера имеют оставшиеся слова. Составьте с ними предложения и запишите их в рабочей тетради.

Ответ: Оставшиеся слова представляют собой виды различных чрезвычайных ситуаций природного характера, происходящие в различных земных оболочках.

Задание № 1.

Прочитайте и проанализируйте учебный материал параграфа 1.2 учебника. Выделите основные причины возникновения таких геологических природных явлений, как землетрясения и извержения вулкана. Подберите в различных источниках информации примеры этих природных явлений в Российской Федерации. Сформулируйте свои выводы в табличном виде в дневнике безопасности.

Задание № 2.

Проанализируйте основные атмосферное процессы, связанные с движением воздушных масс, определите причины возникновения опасных метеорологических явлений. Подберите примеры имевших место опасных метеорологических явлений в вашем регионе. Сформулируйте свой выводы и о причинах возникновения опасных метеорологических явлений. Таблицу нарисуйте в дневнике безопасности и заполните её.

 1.2. Общая характеристика природных явлений

Задание № 3.

Изучите и проанализируйте основные гидрологические явлении, связанные с круговоротом воды в природе, определите причины возникновения опасных гидрологических природных явлений. Подберите примеры опасных гидрологических явлений, имевших место в вашем регионе. Сформулируйте свои выводы о причинах их возникновения. Нарисуйте в дневнике безопасности таблицу и запомните её.

 1.2. Общая характеристика природных явлений

Задание № 4.

Изучите, проанализируйте и систематизируете основные биологические опасные природные явления по особенностям их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Запишите в рабочую тетрадь, заполни таблицу.

 1.2. Общая характеристика природных явлений

Задание № 5.

Подберите и проанализируйте ряд конкретных Примеров имевших место в вашем регионе биологических опасных природных явлений, связанных с природными пожарами, инфекционными заболеваниями людей, животных, с поражением сельскохозяйственных растений. Сформулируйте свои выводы об основных причинах возникновения данных опасных явлений и об опасности, которую они представляют для населения региона. Свои выводы и оценку этих явлений запишите в рабочую тетрадь.

Ответ: 1.Лесные пожары – сильная засуха, халатность человека.

2. Эпидемия гриппа – слабый иммунитет большинства людей, отсутствие прививок.

Задание № 1.

Подберите из учебника и других источников информации (Интернет, справочное издание, научно – публичная литература) примеры опасных природных явлений, которые имеют место на территории Российской Федерации в различных её регионах. Систематизируете их появление По временам года и запишите в дневник безопасности в табличном виде.

 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Задание № 2.

В предложенном тексте допишите пропущенные слова.

"Опасность природных явлений для жизнедеятельности человека зависит от интенсивности их проявления и мощности в каждом конкретном случае, а также от готовности человека обеспечить свою безопасность в опасных природных ситуациях ".

Задание № 3.

Сформулируйте самостоятельно собственные определения понятий "опасная ситуация "и "чрезвычайная ситуация "и запишите их в рабочую тетрадь.

Опасная ситуация – это ситуация, при которой велика вероятность трагических последствий для человека и материальных ценностей.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка, происшествия, которая приводит к большим жертвам среди людей и большому материальному ущербу.

Задание № 4.

Проанализируйте следующие предложения: "Статистика свидетельствует, что при возникновении опасных ситуаций в трагичном исходе зачастую виноват сам человек, если он неправильно оценил обстановку и допустил грубые ошибки в своем поведении ".

Подберите конкретные примеры из различных информационных источников, характеризующие поведение человека в опасных ситуациях и подтверждающие данное утверждение. Оформите свой выводы в табличной форме в дневнике безопасности.

Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

Я знаю.

1.Ответьте на поставленные вопросы и запишите задание. Из каких оболочек состоит планета Земля?

Ответ: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Какие причины порождают различные природные явления на Земле?

Ответ: точа движение воздушных масс, движения литосферных плит, нарушение круговорота воды в природе.

При каких условиях природные явлении становится опасными для жизнедеятельности человека?

Ответ: при высокой интенсивности и мощности, а также при неправильных действиях человека.

Перечислите основные группы опасных природных явлений, имеющих место в регионах Российской Федерации

Ответ: геологические, гидрологические, метеорологические, биологические.

Перечислите регионы Российской Федерации, в которых наиболее часто Возникают опасные природные явления геологического происхождения.

Ответ: Кавказ, Алтай, Камчатка.

Какие опасные природные явления метеорологического и гидрологического происхождения наиболее характерные для региона вашего проживания?

Ответ: наводнения, ураганы, повадки, сильные морозы, обильные дожди и так далее.

Перечислите основные опасные природные явления биологического происхождения, укажите причины их возникновения.

Ответ: пожары, эпидемии, пандемии, заболевания животных, заболевания растений.

Объясните, что следует понимать под опасной ситуации.

Ответ: опасная ситуация – стечение обстоятельств, которые при определённом развитии событий может привести к несчастью.

Дайте характеристику стихийному бедствию.

Ответ: стихийное бедствие– катастрофические природные явления и процессы, оказывающие отрицательное влияние на окружающую среду и приводящие к человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

Дайте собственную формулировку следующему понятию.

Чрезвычайная ситуация природного характера – это какое-либо природное явление или процесс, влекущие за собой человеческие и материальные жертвы.

В чем заключается принципиальное различие между опасной и чрезвычайной ситуации природного характера?

Ответ: во время опасной ситуации при правильных действиях можно избежать негативных последствий, а при ЧС – нет.

2. Разгадайте кроссворд.

 Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

По горизонтали: 1. Средство передвижения. 4. Погодные условия. 5.Природное воздействие. 6. Окружающая среда. 7. Стечение обстоятельств. 8. Экстремальная ситуация при использовании технических средств. 11. Тектоническое стихийное бедствие. 12. Твёрдые осадки, выпадающие летом. 14. Наступление воды на сушу.

По вертикали: 2. Вредный фактор солнечного излучения. 3. Приспособление организма человека к существующим условиям. 7. Нервное потрясение. 9. Перемещение потока воды воздуха. 10. Ветер, с метающих все на своем пути. 13. Кристаллические осадки.

2. Я умею.

Отметьте знаком "+ "то, что вы уже умеете:

Подбирать характерные примеры опасных природных явлений, имевших место в стране в регионе проживания, из различных информационных источников;

- из учебника

– из Интернета

– из средств массовой информации,

Анализировать информацию об опасных природных явлениях, полученную из различных источников, +

Определять причины возникновения опасных природных явлений, +

Формулировать мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях опасных природных явлений, +

Проектировать личный план безопасного поведения для минимизации последствий опасного природного явления. +

3. Я могу обосновать следующие утверждения.

Отметьте знаком "+ "те утверждения, которые вы уже можете обосновать.

Природные явлении неизбежны. +

Значение причины возникновения различных природных явлений их важных последствий способствует принятию профилактических мер для снижения опасных последствий. +

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Задание № 1.

Перечислите и проанализируйте основные причины возникновения землетрясения. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: 1. движение литосферных плит,

2. разрывы и смешение в земной мантии,

3. нарастание внутри земного давления.

Задание № 2.

Правильно соотнесите интенсивность и землетрясения в балах и силу землетрясения. Используя линейку, карандаш (ручку), соединить записи с правильными ответами.

 2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Задание № 3.

Какие регионы Российской Федерации из перечисленных ниже относится к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильные ответы.

Нечерноземье.

Северный Кавказ.

Байкальский регион.

Верховья Дона.

Камчатка.

Сахалин.

Курильские острова.

Якутия.

Алтай

Задание № 1.

Перечислите основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от землетрясений.

Ответ: 1. определения сейсмоопасных районов,

2. разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений,

3. оповещения населения,

4. обучение населения действиям по во время землетрясений,

5. организация аварийно – спасательной работы.

Задание № 2.

Рассмотрите схему сейсмического районирования нашей планеты. Запишите названия вулканов согласно цифрам, указанному на этой схеме.

 2.2. Защита населения от последствий землетрясений.

Ответ:

1.Катмай.

2. Лассен – пик.

3. Парикутин.

4. Ирасу.

5. Котопахи.

6. Сангай.

7. Вильярртика

8.Осорно

9. Кальбуко

10. Везувий

11. Санторин

12. Этна

13. Ньямлагира

14. Шивелуч.

15. Ключевская сопка.

16. Авачинская сопка.

17. Алаид.

18. Фудзияма.

19. Мерапи.

20. Каракату.

21. Таравера.

22. Руапеху.

Задание № 3.

Начертите в дневнике безопасности таблицу "Поведение домашних животных перед землетрясением ". Заполните таблицу с помощью примеров из различных источников (Интернета и специальной литературы).

 2.2. Защита населения от последствий землетрясений.

Задание № 4.

Если вы живёте в сейсмически опасная области, защитите запишите в дневник безопасности Порядок оповещения населения об угрозе возникновения землетрясения и проанализируйте его.

Задание № 5.

Подберите в средствах массовой информации пример поведения аварийно – спасательных работ в зоне землетрясение и кратко запишите его в дневник безопасности.

По данным МЧС России, пятое часть территории Российской Федерации подвергается землетрясением интенсивностью семь баллов и более. Здание для данного задания для данного урока разработана в основном для тех учащихся, которые проживают в сейсмически опасных областях. Однако автор советуют и тем учащимся, которые живут в сейсмически Безопасных регионов страны, выполнить их, так как в жизни все может пригодится.

Задание № 1.

Заполните таблицу "Ваши действия, если вы услышали сигнал об опасности возникновения землетрясения ".

Если сигнал об опасности возникновения землетрясения застал дома.

Если сигнал об опасности возникновения землетрясения застал в школе.

Если сигнал об опасности возникновения землетрясения застал на улице.

Собрать ценные вещи и продукты, отключить электричество и газ, отодвинуть мебель от окон, снять тяжелые вещи с антресолей, быть готовым к эвакуации.

Связаться с родителями, слушать указания учителя.

Держаться на открытых площадках, астре делегация толпы людей, связаться с родителями.


 

Задание № 2.

Изучите материал из учебника "Как действовать после землетрясения ", проанализируйте рекомендации специалистов и спроектируйте индивидуальный план поведения после землетрясения с учётом того, где вы находились во время землетрясения (дома, в школе, на улице).

План своего поведения запишите в тетрадь.

Ответ:

1.Помочь пострадавшим.

2. Помочь родителям проверить неисправности бытовых систем.

3. Включить радиотрансляцию.

4. Слушать и выполнять поступающие указания.

5. Не паниковать.

Задание № 1.

Вставьте пропущенные в тексте слова:

"Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскалённое вещество – магма. Магма образуются при высоких давлениях и температурах в земной коре и в верхней мантии (в литосфере) ".

Задание № 2.

Начертите в дневнике безопасности таблицу "Опасные типы существующих вулканов на земле "и заполнить её.

 2.4 Расположение вулканов на земле, извержение вулкана.

Задание № 3.

Разгадайте чайнворд.

1.Вулкан в Сальвадоре. 2. Место зарождения магмы. 3. Вид вулкана. 4. Сильное возбуждение. 5. Выводной канал вулкана. 6. Куски горных пород, выбрасываемые вулканом. 7. Действие вулкана. 8. Местонахождения Везувия. 9, 10. Вулканическая горная порода. 11. Одна из характеристик вулканов. 12. Способ решения задач. 13. Расплавленная масса извергающегося вулкана.

Ответы: 1. Исалько.2. Очаг. 3. Гора. 4. Ажиотаж. 5. Жерло. 6. Обломки. 7. Извержения.8. Европа. 9. Андезит. 10. Туф. 11. Форма. 12. Алгоритм. 13. Магма.

Задание № 1.

Вставьте пропущенные в тексте слова:

"При извержение вулкана твёрдые вулканические породы выбрасываются в окружающую среду из жерла вулкана при мощных взрывных извержениях. Наиболее распространёнными твёрдыми вулканическими породными являются вулканические бомбы ".

Задание № 2.

Охарактеризуйте лавовые и вулканические грязи вые потоки, определите и сформулируйте опасность, которую они представляют для человека и окружающей среды.

Ответ: 1. Лавовые вулканические потоки – потоки магмы, потерявшие газы и выходящие на поверхность. Обладают высокой температурой и скоростью, растекаются на обширной территории. Сжигают все, что встретиться на пути.

Грязевые вулканические потоки – потоки воды, камней, грязи, льда, вы сбрасывающиеся при извержение. Уничтожают и разрушают всё.

Задание № 3.

Охарактеризуйте твёрдые вулканические продукты, образующиеся при извержение вулкана в, отметьте их разновидности, сформулируйте угрозы, которые они представляют для человека и окружающей среды.

Ответ: Вулканические бомбы – обломки пород породы длиной более 7 мм

Вулканические глыбы – обломки более 1 м,

Лапили – обломки менее 7 см.

Пепел – вулканические частицы менее 2 мм.

Задание № 4.

Зачеркните лишнее слова и перечислить в перечисление того, что могут извергать вулканы:

Прошлогоднюю листву,

Руины древних зданий,

Лавовые потоки,

Вулканические грязевые потоки,

Твёрдые вулканические продукты,

Палящую вулканическую тучу,

Тополиный пух,

Вулканические газы.

Задание № 5.

Подберите из Интернета или других средств массовой информации пример извержения вулкана, имевшие место в последние 10 лет. Охарактеризуйте особенности его извержение, возникшие последствия и организацию защиты населения от последствий извержение.

Задание № 1.

Вставьте пропущенные в тексте слова:

"Оползень – это отрыв и падение масс горных пород по склону без потери контакта с ним под действием силы тяжести. Оползень является одним из наиболее опасных типов и форм проявления геологическихпроцессов ".

Задание № 2.

Используя материалы учебника и дополнительные материалы, заполните таблицу "Причины возникновения оползней ".

Естественные причины возникновения оползней.

Увеличение крутизны склонов, залегания глинистых пород, подмывания склонов водами, сейсмические толчке.

Искусственные причины возникновения оползней.

Разрушение склонов при строительстве.

Задание № 3.

Правильно соотнесите скорость движения оползня и её цифровое обозначение. Используя линейку, карандаш (ручку), соединить записи с правильными ответами.

 2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Задание № 4.

По материалам учебника в дневнике безопасности обобщить и охарактеризуйте основные мероприятия, которые проводится в Российской Федерации для защиты населения от оползней. В различных информационных источниках найдите характерный пример этих мероприятий и запишите его в дневник безопасности.

Задание № 5.

Проанализируйте причины возникновения обвалов и их возможные последствия. Свои выводы в табличном виде запишите в дневник безопасности.

1.Я знаю.

Ответьте на поставленные вопросы.

Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?

Ответ: Землетрясения – подземные толчки и колебания земной поверхности. Причина – смещение литосферных плит.

Что такое магнитуда землетрясения и каковы единицы её измерения?

Ответ: Магнитуда – величина, характеризующие энергию сейсмических колебаний, измеряется в балах.

Что такое интенсивность землетрясение и в каких единицах она измеряется?

Ответ: Интенсивность – сила землетрясения, измеряется в балах.

Какая существует займа связь между магнитудой землетрясение, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясения?

Ответ: Чем больше глубина, тем меньше магнитуда и интенсивность.

Какие мероприятия рекомендуется провести при угрозе землетрясения?

Ответ: Сбор вещей и документов, продуктов, отключение электроэнергии, подготовка к эвакуации.

Какие меры безопасности необходимо соблюдать, если землетрясение застала вас в здании?

Ответ: Не спускаться на лифте, встать в безопасное место или укрыться под столом, выходить не выходить на балкон.

Что такое вулканы и где они расположены на Земле?

Ответ: Вулканы – место разломов земной коры, расположенные в сейсмических поясах.

Какие наиболее опасные явления для человека и окружающей среды возникают при извержение вулканов?

Ответ: Лавовые потоки, грязевые потоки, палящее тучи, газовые выбросы.

Какие природные явления называются оползнями и каковы причины их возникновения?

Ответ: Оползень – смещение масс горных пород под действием силы тяжести. Причины могут быть искусственными или естественными.

Какие мероприятия проводится в Российской Федерации по защите от оползней?

Ответ: Контроль над оползнями, их прогнозирования.

Что такое обвал и каковы причины его воздействия?

Ответ: Обвалы – отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывания, дробление и скатывание.

Какие меры предпринимаются в Российской Федерации по защите населения от обвалов?

Ответ: Укрепление городов, укрепление горных пород, которые могут обвалится.

2. Разгадайте кроссворд.

1.Смещение горных пород под действием силы тяжести. 2. Неровностей земной коры. 3. Прибор, фиксирующие колебания земной коры. 4. Единица измерения колебаний земной коры. 5. Район землетрясение наибольшей силой. 6. Разрывы, образующиеся в результате движения земной коры. 7. Неконтролируемый процесс горения. 8. Обитаемые планеты вселенной. 9. Место, в котором возникает энергетическое напряжение во время землетрясения. 10. Луна, Юпитер, Марс… как они называются все в месте одним словом? 11. Движение земной коры при землетрясении. 12. Часть строение земного шара. 13. Человек, изучающий строение, форму, состав коры земли.

 Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

3. Напишите правильные названия составных части вулкана, изображенного на рисунке.

 Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

Ответ: 1. очаг магмы,

2. поток лавы,

3. конус,

4. кратер,

5. канал,

6. слои лавовых потоков, лапищей ранних извержений,

7. остатки старого кратера.

2. Я умею.

Отметьте знаком "+ "то, что вы уже умеете:

Действовать в случае возникновения землетрясения, чтобы минимизировать для себя его последствия, +

Подбирать и анализировать материал из различных информационных источников, характеризующие вулканы, процесс их извержение и возможные последствия, +

Подготовиться и действовать в случае возникновения оползня, действовать при проведении заблаговременной эвакуации в случае возникновения угрозы обвала. +

3. Я обобщаю.

На основе анализа материалов и рекомендаций по безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций биологического происхождения, проведённых в учебнике, могу обоснованно сформулировать вывод о том, что эти знания и умения не будут лишними, даже если я живу в местах, не подверженных этим явлением. +

(Отметьте знаком "+ ", Если вы это уже умеете.)

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Задание № 1.

Охарактеризуйте опасные природные явления метеорологического происхождения: ураганы и бури. Отметьте, в чем заключается разница между ураганом и бурей, укажите причины их возникновения. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ:

Ураган – разрушительный ветер со скоростью более 30 м/с.

Буря – ветер, имеющие скорость более 15 – 20 метров в секунду.

Главная разница между ураганом и бурей – скорость ветра. Причины – циклоны.

Задание № 2.

Укажите, как подразделяется циклоны в зависимости от места их зарождения.

Ответ: Циклоны бывают тропические и внетропические.

Задание № 3.

Проанализируйте основные факторы, которые определяют разрушительную силу ураганов. Подберите в различных средствах информации характерные один – два примера последствий урагана. Свои выводы запишите в дневник безопасности в табличном виде.

Примеры ураганов

Выводы о причинах их возникновения и факторах

1.Картина

Тропический циклон

2. Алиша

Тропический циклон

3. Сан Каликето

Тропический циклон


 

Задание № 4.

Заполните таблицу, используя шкалу Бофорта.

Баллы

Сила ветра

Скорость ветра, м/ с

Действие ветра на суше

0

Штиль

0-0,2

Штиль. Дым поднимается вертикально

5

Свежий

8,0-10,7

Качаются тонкие стволы деревьев

7

Крепкий

13,9-17,1

Качаются стволы деревьев, трудно идти против ветра

9

Шторм

20,8-24,4

Небольшие повреждения, срыв колпаков и черепицы

11

Жесткий штиль

28,5-32,6

Большие разрушения на большом пространстве

Задание № 1.

В приведённом тексте допишите пропущенные слова:

"Защита населения от последствий ураганов и бурь осуществляется в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (открывается РСЧС) ".

Задание № 2.

Охарактеризуйте основные мероприятия по защите населения от ураганов и бури, которые планируются и проводится заблаговременно в регионе вашего проживания. Запишите их в табличном виде в дневник безопасности.

 3.2. Защита населения от последствий ураганов и будет.

Задание № 3.

Зачеркните лишнее слово в перечислении признаков ураганов и бури:

Бурная выпадение снега,

Бурное выпадение росы,

Усиление скорости ветра,

Резкое падение атмосферного давления,

Резкое падение уровня жизни,

Ливневые дожди,

Грибные дожди,

Штурмовой нагон воды с моря,

Бурное выпадение грунтовой пыли.

Объясните какое отношение к чрезвычайным ситуациям природного характера имеет оставшиеся слова. Составьте сними предложения и запишите их в рабочей тетради.

Ответ: Во время урагана зимой может наблюдаться бурная выпадение снега. Перед ураганами или бури усиливается скорость ветра. Одна из причин ураганов – резкое падение атмосферного давления. Бури часто приносит ливневые дожди. В море наблюдается штурмовой нагон воды.

Задание № 1.

В приведённом тексте допишите пропущенные слова:

"Смерч – это атмосферный вихрь, возникающие в грозовом облаке и распространяющееся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде тёмного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров ".

Задание № 2.

Проанализируйте и определите основные факторы риска смерча для жизнедеятельности человека. Подберите в различных информационных источниках убедительные примеры последствий смерти, подтверждающие ваши выводы. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 3.

Изучить в учебнике шкалу разрушений, вызываемых смерчем, и подберите примеры с помощью Интернета в других из других источников. Ответ оформите в табличном виде.

 3.3. Смерчи.

Задание № 4.

Проанализируйте последствия смерти, имевшего место в регионе вашего проживания (или в соседнем регионе) за последние 5 лет, определить, какому классу разрушение его следует отнести. Выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Смерч, произошедший в 2014 году можно отнести ко второму классу разрушений. Были поваленные деревья, сорвана крыши домов и снесены частные автомобили.

1.Я знаю.

1.Ответьте на поставленные вопросы.

Что такое ураган и буря, в чем их разница?

Ответ: Ураган и буря – ветра с большой скоростью. Разница в силе и скорости ветра.

Какие причины способствует возникновению ураганов и бури?

Ответ: Формирование циклонов.

Каким факторам обусловлено разрушительная сила ветра?

Ответ: Его скоростью.

Как измеряется сила ветра?

Ответ: По шкале Бофорта, в балах.

Какую опасность представляет смерть для жизнедеятельности человека?

Ответ: Разрушение материальных ценностей, что может повлечь за собой гибель многих людей.

Как оценивается разрушительная сила смерчей?

Ответ: По шкале разрушения, по классам разрушения.

2. Правильно соотнесите интенсивность урагана в балах и изображения на картинках. Используя линейку, карандаш (ручку) соедините картинки с правильными ответами.

 Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

Я умею.

Отметьте знаком "+ "то, что вы уже умеете:

Определять приближение опасного природного явления метеорологического происхождения по местным признакам погоды. +

Провести заблаговременные мероприятия в доме при получении штурмового предупреждение о приближении опасного природного явления метеорологического происхождения, +

Проектировать индивидуальный план безопасного поведения при угрозе возникновения опасного природного явления метеорологического происхождения. +

3. Я обобщаю.

Обоснуйте и подтвердите ссылками на учебник и другие информационные источники следующие утверждения: "Стихийные бедствия метеорологического происхождение неизбежно и могут возникнуть в любое время года, но они прогнозируемы. Для того чтобы минимизировать их последствия, необходимо знать признаки и причины их возникновения, быть готовым действовать в условиях их появление с учётом рекомендаций специалистов МЧС России ".

Глава 4. Чрезвычайные ситуация гидрологического происхождения.

Задание № 1.

В приведённом тексте допишите пропущенные слова:

"По данным МЧС России, наводнение по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений ".

Задание № 2.

Проанализируйте различные виды наводнений и укажите причины, которые способствовали их про возникновению. Свои выводы представьте в виде таблицы

 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Задание № 2.

Проанализируйте, какую угрозу наводнения представляют для жизнедеятельности человека. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 4.

Подберите в различных информационных источниках примеры наводнение, имевших место в регионе вашего проживания, определить, какому виду по масштабу и нанесённом ущерба их можно отнести. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Наводнение в 2014 году можно отнести к высоким (большим) наводнениям.

Задание № 1.

Проанализируйте и охарактеризуйте основные мероприятия, которые планируется и проводится в Российской Федерации заблаговременно, для обеспечения защиты населения и территорий от наводнений. Запишите их в тетрадь.

Ответ: Постройка да и защитных сооружений, и укрепление, организация предупреждающего прорыва льда, профилактический сброс воды из водохранилища, проверка гидротехнических сооружений и шлюзов.

Задание № 2.

Проанализируйте основные мероприятия, которые проводится во время наводнения. Сформулируйте свои выводы и оформите виде таблицы в дневнике безопасности

Задание № 3.

Используя различные средства информации, сформулируйте основные мероприятия по защите от наводнений, которые проводится в регионе вашего проживания. Проанализируйте и оцените их значение для обеспечения вашей безопасности в условиях наводнения. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: В моем регионе ежегодно проводится проверки гидротехнических сооружений и профилактические сброса воды. Это помогает контролировать ситуацию с наводнением ми, а значит обеспечивать безопасность всего города.

Задание № 4.

Изучите по учебнику и другим источником материала о наводнении, имевшем место в течение реки Лены в мае 2001 года, когда серьезно пострадал город Ленск.

Проанализируйте мероприятия, которые были проведены по защите населения и минимизации последствий наводнения. Определите роль и значение деятельности специалистов МЧС России в этой чрезвычайной ситуации. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 1.

Если ваш район страдает от наводнений, проанализируйте рекомендации специалистов о том, как подготовиться к наводнения. Составьте личный перечень документов, имущества и медикаментов, коты которые нужно взять с собой при предупреждении он наводнение. Согласуйте этот перечень с родителями и запишите в дневник безопасности в табличном виде с указанием назначение каждого предмета.

 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Задание № 2.

Составьте фразу из приведённых ниже фрагментов (ответ представьте последовательностью букв, например: в, а…).

А) … В самом крайнем случае…

Б) … При наводнении прыгать…

В) … В воду с подручными…

Г) … Средствами можно лишь…

Д) … На спасение и …

Е) … Возвышенность полностью затопляется…

Ж) … Когда нет надежды…

Ответ: б, в, г, а, ж, д, е

Задание № 3.

Как каждому рисунку, изображающим у средства оповещения населения, подберите правильное название из нижеследующего списка и проставьте рядом с названием соответствующий номер.

 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

8. Пункт личного оповещения.

2. Подвижные средства.

3. Телефон.

5. Радиоприемник.

1. Репродуктор.

7. Громкоговоритель.

4. Телевизор.

6. Сирена.

Задание № 4.

Проанализируйте и охарактеризуйте следующую рекомендацию:

"При наводнении искать спасения в воде с использованием подручных средств можно лишь в самом крайнем случае, когда нет других путей к спасению и возвышенность, на которой вы находитесь, полностью затопляется ". Обоснуйте самостоятельно это положение, свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Пока есть надежда на спасение, необходимо оставаться на возвышенности и всеми способами привлекать внимание. Если спасения не ожидается, а ваше место под угрозой затопления, только тогда можно прыгать в воду и плыть с использованием подручных средств. Если вероятность, что у вас спасут или вы выберетесь новая безопасное место.

Задание № 1.

Допишите пропущенные в тексте слова:

"Сель, или селевой поток – это бурный временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород – от глинистых частиц до крупных камней и глыб ".

Задание № 2.

Перечислите основные компоненты селевого потока, характеризуйте их. Определите факторы риска селевого потока для жизнедеятельности человека. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 3.

Классифицируйте селевые потоки по результатам из воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объема селевого выноса. Укажите основные категории, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь виде таблицы.

 4.4. Сели и их характеристика.

Задание № 4.

Обоснуйте это положение: "Если вы собираетесь путешествовать в горах, никогда не планируйте обстановку остановку на ночёвку в оврагах или проемах рек ". Выводы запишите в тетрадь.

Ответ: В оврагах или поймах рек всегда есть возможность затопления, обвала, оползня или сели, поэтому стоит планировать ночёвки на возвышенных местах.

В различных источниках информации подберите 1-2 примера, когда это положение было нарушено туристами, проанализируйте, к чему это привело.

Ответ: Остановка в пойме реки Юрюзани привело к затоплению палаток и потери некоторого снаряжения.

Задание № 1.

Проанализируйте комплекс мероприятий, который осуществляется в Российской Федерации в целях защиты населения от селевых потоков. Охарактеризуйте основные из них и выпишите их в дневник безопасности.

Задание № 2.

Зачеркни эти лишние слова и словосочетания.

Противоселевые сооружения по характеру воздействия на селевые потоки подразделяются на:

Стоящие на селевых направлениях,

Селерегулирующие,

Селеделительные

Селесдерживающие

Селетрансформирующий

Селеизменяющиеся

Селеразделительные

Задание № 3.

Найдите в Интернете других средствах массовой информации сведения о гибели съемочной группы кинорежиссёра Сергея Бодрова – младшего в ущелье Кармадон в 2002 году в результате схода селевого потока. Проанализируйте факты и подумайте над тем, можно ли было избежать этой катастрофы. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 1.

Допишите с каждым определением природного явления определённое слово.

Скорость перемещения волны – это линейное скорость горизонтального перемещения какого-либо элемента волны, пример гребня.

Высота волны – это расстояние по вертикали между гребням волна и её подошвой.

Длина волны – это расстояние по горизонтали между двумя вершинами (гребнями) смежных волн.

Задание № 2.

Выберите районы Российской Федерации, наиболее подвержены цунами, и подберите примеры недавних цунами, произошедших в этот тех районах (с помощью Интернета и средств массовой информации). Запишите всё это в тетрадь в табличном виде.

 4.6. Цунами и характеристика.

Задание № 3.

Проставьте в таблице в левой колонке количество баллов, соответствующие опасной интенсивности цунами.

 4.6. Цунами и характеристика.

Задание № 1.

Зачеркните мероприятия, которые НЕ проводится в Российской Федерации по защите населения от цунами:

Непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами,

Расчистка грунтовых полос между строениями населённого пункта и примыкающими к ним лесными массивами,

Оповещения населения об угрозе цунами,

Строительство у входа в бухты волнолома, а на вершине бухты гребня выходом и других защитных гидротехнических сооружений.

Организация эвакуации населения.

Повышение невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям.

Прогноз цунами,

Дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в ближайших лесах,

Планомерный перенос в безопасное место существующие в жилых, производственных и культурно – бытовых строений,

Защита с помощью специальных гидротехнических сооружений влажных И неподдающихся переносу строение и других объектов,

Заблаговременная подготовка маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами.

Задание № 2.

Подберите в источниках информации примеры различных явлений, который свидетельствует о приближении цунами, проанализируйте их. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 3.

Проанализируйте рекомендации специалистов МЧС России по безопасному проведению при угрозе цунами, во время цунами и после него. Спроектируйте индивидуальный план поведения, в котором должны быть следующие разделы:

– подготовка к возникновению цунами;

– правила безопасного поведения во время цунами;

– правила безопасного поведения после цунами.

Свой индивидуальный план согласуйте с Родителями и запишите его в дневник безопасности.

Задание № 1.

Зачеркните название регионов, которые не являются лавина опасными регионами в России:

Карелия.

Кольский полуостров.

Урал.

Нечерноморье.

Северный Кавказ.

Восточная Сибирь.

Западная Сибирь.

Дальний Восток.

Калининградская область.

Задание № 2.

Проанализируйте основные мероприятия, которые проводится в Российской Федерации по защите населения от снежных лавин, и запишите в дневник безопасности.

Задание № 3.

Проанализируйте рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения в лавиноопасных зонах. Спроектируйте личный план безопасного поведения в лавиноопасных зонах, особенно если вам предстоит пеший поход в горы в лавиноопасно сезон. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Не выходить в горы в снегопад или непогоду, следить за изменениями погода в горах, знать места возможно всходов лавин на своем маршруте, проходить лавиноопасно участке лучше утром, обязательно заявляться в МЧС.

Задание № 4.

Решите разгадайте кроссворд.

1.Сильный ветер со снегом. 2. Снежная буря. 3. Ветер большой разрушительной силы. 4. Скопление с нега. 5. Природная явлении. 6. Белый покров на траве или ветвях деревьев после мороза.

 4.8. Снежные лавины.

Я знаю.

1.Ответьте на поставленные вопросы и выполните задания.

Что такое наводнение?

Ответ: Увеличения уровня воды в водоемах и затопления территории.

Как наводнения подразделяется по причинам, их вызвавшим?

Ответ: По причине половодье, по причине поводка, по причине затора, по причине нагона ветра.

Как подразделяется наводнения по масштабу и нанесённом ими материальному ущербу?

Ответ: Низкие, высокие, выдающиеся, катастрофически.

Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводится заблаговременно?

Ответ: Постройка ввода защитных сооружений, сброса воды.

Какие мероприятия по защите населения проводится во время наводнения?

Ответ: Эвакуация, аварийно – спасательные работы.

Какие мероприятия необходимо выполнить при угрозе наводнения?

Ответ: Собрать вещи, продукты, аптечку, документы, поместить вещи на чердаке, забить окна и двери досками, произвести эвакуацию в безопасное место.

В каких случаях рекомендуется выбираться из затопленного района самостоятельно?

Ответ: Только в безвыходных ситуациях.

Сочетание каких явлений необходимо для образования селевого потока?

Ответ: Начать лечение селевых грунтов, крутизна склонов, наличие источника обводнения.

Как подразделяется селевые потоки по месту мощности их воздействие на окружающую среду?

Ответ: Маломощные, средне мощные, мощные, катастрофические.

Какие профилактические мероприятия проводится в силе опасных районах Российской Федерации по защите населения?

Ответ: Постройка силе защитных сооружений, регулирования скорости снега таяния, постройка специальных каналов.

Какие мероприятия безопасности необходимо соблюдать в горах, где могут сходить селевые потоки?

Ответ: необходимо выучить место возможного схода сели, при угрозе – подняться из лощины в укрытия.

Что такое цунами каковы причины их воздействия возникновения?

Ответ: Цунами – волны большой длины и высоты, возникающие из-за движение участков морского дна.

В каких районах Российской Федерации наиболее часто происходит цунами?

Ответ: Сахалин, Камчатка, Курильские острова, Дальний Восток.

К каким действиям надо быть готовым для обеспечения личной безопасности во время цунами?

Ответ: К срочной эвакуации.

2. Я умею.

Отметьте знаком "+ "то, что вы уже умеете:

Анализировать причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения, +

Обобщать полученную информацию из различных источников очередь вы чайных ситуаций гидрологического происхождения и анализировать их последствия, +

Проектировать профилактические мероприятия для минимизации последствий чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения, характерных для района проживания, +

Проектировать индивидуальный план безопасного проведи поведения в условиях чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения, характерных для района проживания.+

3. Я обобщаю и проектирую.

Отметьте знаком "+ "то, что вы уже умеете.

Изучая материалы учебника и знакомясь с информации из других источников (Интернет, СМИ), формируют цельная представления об опасных и чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, о причинах их возникновения и возможных последствиях. +

Обобщаю систему организации защиты населения Российской Федерации от последствий чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. +

Проектирую индивидуальное поведение на случае попадания в условиях чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения. +

Глава 5. Природные пожары и чрезвычайной ситуации биолога – социального происхождения.

Задание № 1.

Запишите определения.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по всей лесной территории.

Пожароопасный сезон – это период времени года с момента таяния снегового покрова в лесу до наступления устойчивое дождливой погоды или образование с никого покрова.

Задание № 2.

Проанализируйте деление лесных пожаров в зависимости от характера возгорание из состава леса. Охарактеризуйте особенности каждого вида лесного пожара. Определите, какой из них является самым распространённым. Свои выводы запишите в табличном виде в дневнике безопасности.

 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Задание № 3.

Из различных информационных источников подберите характерный пример лесного пожара, имевшего место в регионе вашего проживания. Проанализируйте причины его возникновения и последствия для жизнедеятельности населения данного региона. Оцените действия населения по обеспечению пожарной безопасности. Свои выводы запишите в тетрадь.

Задание № 4.

Разгадайте кроссворд.

1.Что происходит с организмом при недостатке влаги? 2. Его становится меньше после засухи. 3. Их ждёт природа во время засухи. 4. Что происходит с ростом растений во время засухи? 5. Разновидность ветра. 6. Что мучить человека во время зноя?

 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Задание № 1.

Зачеркните места, которые НЕ являются местами возникновения лесных пожаров:

Стоянки рыбаков,

Лавочки для отдыхающих в лесопарках,

Места, посещаемые охотниками и туристами,

Места традиционного отдыха населения,

Обочины дорог общего пользования,

Места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведётся вывоз древесины,

Спортивные площадки на пушках леса.

Задание № 2.

С помощью учебника, Интернета, средств массовой информации проанализируйте и охарактеризуйте систему охраны леса, действующих в Российской Федерации. В дневнике безопасности укажите её основные направления.

Задание № 3.

Составьте фразу из приведённых ниже фрагментов (ответ представьте последовательностью бог, например: в, а…).

А) … Грунтовых полос между…

Б) … Лесах и на торфяниках…

В) … И примыкающими к ним…

Г) … Населённых пунктах организует со…

Д) … Дежурство противопожарных звеньев…

Е) … Для наблюдения за пожарной обстановкой…

Ж) … Близлежащих лесах…

З) … При возникновении Пожаров в…

И) … Проводится раз чистка…

К) … Строениями населённого пункта…

Л) …Лесными массивами…

Ответ: з, б, г, д, е, ж, и, а, к, в, л

Задание № 4.

В различных информационных источниках подберите ряд Примеров, характеризующих поведение людей в лесных пожара хлеб там 2010 г. на территории Российской Федерации. Проанализируйте оцените их поведение с учётом имевшихся имевших место последствий. Свои выводы запишите в тетрадь.

Подберите положительные примеры поведения, способствующие обеспечения безопасности, которые необходимо учесть при планировании своего нахождения в лесу.

Задание № 1.

Запишите обобщающие слова для групп инфекционных болезней.

Кишечные инфекции – брюшной тиф, дизентерия, холера.

Инфекции наружных покровов – ВИЧ – инфекции, гонорея, сифилис, сибирская язва.

Инфекции дыхательных путей – грипп, дифтерии, корь, краснуха, скарлатина.

Кровяные инфекции – зубной тиф, Клещевой энцефалит, туляремия, чума.

Задание № 2.

Запишите в табличном виде в дневник безопасности четыре периоды развития в течение инфекционных болезней и их характеристики.

 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

Задание № 3.

Найдите в средствах массовой информации проанализируйте примеры, когда заболевания какой-то инфекции болезнью охватила большое количество населения (то есть началась эпидемия). Проанализируйте факторы, связанные с поведением людей, которые способствуют возникновению и эпидемии (на примере возникновения эпидемии гриппа). Свои выводы запишите в тетради.

Ответ: например, чума распространившейся в средние века. Людей охватывала паника, при первых же признаках заболевания вы сжигались полностью дома и даже деревни. Жертвы исчислялись миллионами, но несмотря на это болезнь была побеждена.

Задание № 4.

Объясните обоснуйте значение мер личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Сделайте соответствующие выводы, подкрепите их примерами из опыта вашей жизни. Выводы запишите в тетрадь.

Ответ: личная гигиена первую очередь снижает риск заражения болезнью, так как большинство опасных болезней передается при несоблюдении правил гигиены или неправильном образе жизни.

Задание № 1.

Составьте фразу из приведённых ниже фрагментов (ответ представьте последовательности букв, например: в, а…).

А)… Инфекционные болезни животных…

Б)… Способность передаваться от зараженного…

В)… Как и у человека…

Г)… Наличие специфического…

Д)… Инкубационный период…

Е)… Цикличность развития…

Ж)… И принимать массовое распространение…

З)… Начальный период, период основных проявлений болезни и…

И)… Период угасания болезни…

К)… Имеют такие же общие признаки…

Л)… Животного и здоровому (заразность)…

М)… Возбудителя (бактерии, Вирусы)…

Ответ: А, К, В, Г, М, Е, Д, З, и, Б, Л, Ж.

Задание № 2.

С помощью Интернета и других источников охарактеризуйте наиболее распространённые болезни растений и проанализируйте причины их возникновения и способы передачи инфекций. Запишите свои из изыскания в табличном виде.

Задание № 3.

Проанализируйте и охарактеризуйте основные противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. Сделайте пометки в тетради.

Ответ: Основные мероприятия – это, дезинсекция, дератизация, уничтожения трупов животных, очагов распространения болезни, химическая обработка посевов.

1.Я знаю.

Ответить на поставленные вопросы и выполните задания.

Что такое лесные пожары?

Ответ: Лесные пожары – это неконтролируемое горение лесов, охватывающая большие территории.

Какие причины способствует возникновению лесных пожаров?

Ответ: Неправильное поведение человека, засуха.

По каким признакам осуществляется классификация лесных пожаров?

Ответ: По степени распространённости, по уровню горения.

Какую угрозу для жизнедеятельности человека представляют лесные пожары?

Ответ: гибель во время нахождения в лесу, распространение на посевы и населённые пункты.

Какие меры пожарной безопасности должен знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу?

Ответ: не бросать спички, окурки, зажигалки, не оставлять костер без присмотра, тушить костер до конца.

Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костров в лесу?

Ответ: выбирать плача подходящую территорию, убрать сухие листья и ветки рядом, не оставлять костер без присмотра.

Как осуществляется защита населения от последствий пожаров в Российской Федерации?

Ответ: контроль за появлением и раз про стране не пожаров, оповещения в случае распространения на населённый пункт, своевременное тушения.

Какие болезни человека называются инфекционными?

Ответ: Болезни, вызывающееся специфическими патогенными возбудителями инфекции.

Какими путями передается инфекция?

Ответ: воздушно-капельным, кровяной, через воду, через продукты, через наружные покровы, половой.

Каковы особенности гриппа и в чем он опасен для человека?

Ответ: Грипп наиболее опасен своими осложнениями, характеризующимися более тяжелым течением, нежели сам грипп.

Что такое эпизоде и каковы её особенности?

Ответ: эпизоотия – широкое распространение инфекционные болезни среди животных на большой территории. Особенности: массовость распространения, общность источника возбудителя, одновременность поражения животных, периодичность и сезонность.

Что такое эпифитотия и как она проявляется?

Ответ: Эпифитотия – массовое распространение инфекционных болезней среди растений. Проявляется в появление гнили, мумификации, образование на лето и наростов.

Какие меры борьбы применяют против эпизоотии и эпифитотии?

Ответ: дезинсекция, дератизация, уничтожение трупов животных и очагов инфекции, химическая обработка растений.

2. Разгадайте кроссворд.

1.Инструмент для разделки деревьев. 2. Естественный спутник Земли. 3. Горючие полезные ископаемые, используемая как топливо и удобрения. 4. Запас, источник средств. 5. Тип костра. 6. Один из тончайших отростков – волокон, образующих систему, которая управляет деятельностью организма. 7. События с трагическими последствиями. 8. Учёные, изучающий один из главных разделов биологии. 9. Возмущение, распространяющееся с конечной скоростью в пространстве и несущие с собой энергию без переноса вещества. 10. Статистический многолетний режим погоды. 11. Дерево хвойные породы.

 Проверьте, что вы усвоили по пройдённый теме.

Я умею

Отметьте знаком «+» то, что вы уже умеете:

Анализировать причины возникновения лесных пожаров, их последствия и угрозу для жизнедеятельности человека.

Обобщать полученную информацию из различных источников и анализировать причины возникновения инфекционных заболеваний, характеризовать меры их профилактики.

Обобщать информацию, анализировать причины возникновения инфекционных заболеваний домашних животных и растений, характеризовать меры их профилактики.

Проектировать правила безопасного поведения в лесу в пожароопасный сезон.

3. Я обобщаю.

Отметьте знаком "плюс "то, что вы уже можете обосновать:

Основной причиной лесных пожаров является безо ответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём и нарушают правила пожарной безопасности.

Соблюдения правил личной гигиены в повседневной жизни является важным условием для профилактики инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Глава 6. Духовно нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Задание № 1.

Охарактеризуйте терроризм как идеология насилия и крайнюю форму проявления экстремизма, а теоретическую деятельность как Преступную, без человечного деятельность, не имеющую оправдания. Свои выводы подкрепите рядом примеров и запишите в табличной форме в дневник безопасности.

 6.1. Терроризм и опасности вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность.

Задание № 2.

Вставьте слова, пропущенные в тексте:

"Политический терроризм выступает против социально – политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей. Политический терроризм имеет, как правило цель завоевания политической власти в стране и направлен против существующие в данный момент в стране политической власти ".

Задание № 3.

Проанализируйте основные типы темперамента человека, определите характерные черты своего поведения с учётом темперамента, сформулируйте основные направления по совершенствованию своего поведения, которые вам необходимо развивать, чтобы обеспечить устойчивое негативное отношение к идеологии терроризма. Запишите их в тетрадь в табличном виде и старайтесь следовать им в повседневной жизни.

 6.1. Терроризм и опасности вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность.

Задание № 4.

Заполните таблицу "Ложные сообщения от терактах и их последствия "с помощью материалов учебника, Интернета и средств массовой информации.

 6.1. Терроризм и опасности вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность.

6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков формирование антитеррористического поведения.

Задание № 1.

Проанализируйте с помощью учебника мифы, которые распространяются террористы, а привлекательности террористической деятельности. Оцените их ложность и пагубность последствий террористической деятельности для себя сформулируйте убеждение в том, Что легкой жизни не бывает, а успех приходит к человеку в результате упорный и цели у стремлённый работы над собой для самореализации. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Дружба в коллективе террористов, их известность, ложная взрослость – всё это обман, для того, чтобы привлечь к себе подростков. Как только человек позволяет им увлечь себя, обратного пути нет. Вряд ли у него получится вернуться когда-нибудь к обычной жизни и достигаю реальных успехов.

Задание № 2.

Проанализируйте варианты антиобщественного поведения подростков, которые могут быть использованы террористами для вовлечения его в террористическую деятельность. Сформулируйте свои жизненные ориентиры и правила поведения, которые будут способствовать противостоянию идеологии насилия. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 3.

Проанализируйте ряд нравственных позиций, качеств и убеждений, которые помогают человеку противостоять идеология насилия. Охарактеризуйте их значимость для благополучной жизнедеятельности человека. Спроектируйте основные направления личного поведения в повседневной жизни для формирования этих качеств и убеждений. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 1.

Охарактеризуйте так называемые вредные привычки как психологическую зависимость от курения табака, упырей употребление алкоголя и наркотиков. Проанализируйте основные причины, способствующие формированию вредных привычек. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 2.

Вычеркните из списка жизненных ориентиров те, которые выпадают из общего логического ряда:

Стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости,

Чётко сформулированная цель жизни,

Желание жить одним днём, так как это легче и приятнее,

Стремление быть хозяином своей жизни,

Развитие чувство самоуважение,

Регулирование регулярные занятия спортом в секции или во дворе,

Чувство оптимизма,

Употребление в больших количествах алкоголя и табака,

Отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению.

Обладание психологической устойчивости в различных жизненных ситуациях.

Потеря уважения к старшим, так как самому пора становиться взрослым и не перед кем не отчитываться.

Формирование антитеррористического поведения.

Задание № 3.

Проанализируйте образ жизни человека способствующие формированию уже подрос уже в подростковый возрасте негативного отношения к а курение табака, употреблению алкоголя и наркотиков. Охарактеризуйте основные направления такого образа жизни. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Составьте фразу из фрагментов (ответ представьте последовательностью бог, например: Д, Б…):

А)… Кто нарушает закон…

Б)… Подростки часто совершают противоправные поступки…

В)… От ответственности того…

Г)… Не зная, что они уголовно наказуемо…

Д)… Но не знание законов не освобождает…

Ответ: Б, Г, Д, В, А.

Задание № 2.

Проанализируйте организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Сформулируйте цельное представление о государственных мерах противодействия терроризму, определите свою роль и возможности в оказании помощи правовых правоохранительным органам в противодействии терроризму. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: В Российской Федерации издаются специальные антитеррористические законы, проводится подготовка спецслужб, постоянный контроль за угрозами терроризма. Каждый из нас может помочь в остановке терроризма тем, что сформируют правильный образ жизни и антитеррористическую я поведение у себя и своих друзей.

Задание № 3.

Дополните фразу: "Принудительная мера воспитания несовершеннолетнего правонарушителя, состоящая в разъяснение ему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступления, называется "(выберите правильный ответ и отметь его знаком "+ ")

Верный ответ: разъяснением.

Задание № 4.

Подберите примеры (имевшие место в вашем городе, районе) противоправного поведения Школьников, проанализируйте последствия этого поведения для самых для самих учащихся и окружающих их людей. Сделайте для себя выводы о том, каким должно быть ваше поведение в повседневной жизни, чтобы не совершить противоправного поступка. Свои выводы запишите в тетрадь.

Примеры.

1.Воровства товаров из магазина.

2. Употребление "лёгких наркотиков ".

3. Распития алкоголя и курения сигарет.

4. Разбой на улице.

Выводы.

Формирование неправильного мышления приводит к неправильному образу жизни, который может нести опасность не только самому человеку, но и окружающим людям и всему государству. Поэтому необходимо формировать правильную систему ценностей и образ мышления.

Я знаю.

Ответьте на поставленные вопросы и выполните задания.

Что такое терроризм и какую опасность он представляет для личности, общества и государства?

Ответ: Терроризм – идеология насилия и практика влияние на государственную власть мерами, связанными с устрашением населения и другими противоправными действиями. Терроризм представляет угрозу России начиная с гибели отдельной личности и заканчивая разрухой в государстве в целом.

Почему террористическая деятельность является преступлением, не имеющим оправдание?

Ответ: террористическая деятельность несёт опасность для каждого человека, общества и государства в целом.

Какие преступные цели преследуют террористы, совершая террористические акты?

Ответ: влияние на государственную власть или отдельных людей, выполнение своих требований, насильственное распространение своей идеологии.

Какие личные качества вам необходимо формировать, чтобы устройство продать устои устойчиво противостоять идеологии терроризма?

Ответ: исполнительность, устойчивость, ответственность, самостоятельность, уверенность.

Какие мифы распространяют террористы для пропаганды привлекательности террористической деятельности?

Ответ: они знаменитые, их деятельность известна, у террористов дружный коллектив, с помощью терроризма можно стать взрослым и самостоятельным.

Какие виды антиобщественного поведения подростков могут быть использованы террористами для привлечения его к террористической деятельности?

Ответ: вандализм, разбой, употребление наркотиков, побеги из дома и так далее.

Какие нравственные позиции и качества человека помогают ему противостоять идеологии насилия?

Ответ: Стремление быть хозяином жизни, формирование чёткой цели, стремление получать удовольствие от каждого дня.

Почему курение табака, употребление алкоголя и наркотиков не привычка, а психическая зависимость?

Ответ: это все вызывает состояние удовлетворению человека, который впоследствии вызывается только увеличением дозы потребления, а без этого человек чувствует себя "ничтожным ".

Почему подростки, подвержены вредным привычкам, легче поддаются влиянию диалоги насилия?

Ответ: они уже проявили свою психологическую слабость и выработали вредные привычки, значит их легче подвергнуть влияние этой идеологии.

Какие убеждения, качества и привычки способствует противостоянию идеологии терроризма?

Ответ: привычка здорового образа жизни, стремление помогать другим, ответственность за свои действия, Уверенность в себе и так далее.

2. Дополните информацию: "Если самолёт, захвачены террористами, освобождает группа захвата, заложником необходимо: "(выберите правильный ответ и отметь его знаком "+"):

А) лечь на пол и оставаться там до конца операции, не мешай её проведению.

Б) воспользовавшись суматоха, попробует самостоятельно выбраться из салона самолёта.

В) попытаться вырвать оружие у террористы и помочь атакующий группе.

Г) если нет другой возможности, спрятать голову за спинку впереди стоящего кресла и закрыть голову руками.

Д) попытаться забрать свои вещи с багажной полки, так как после возможного взрыва или пожар это будет сделать уже невозможно.

Верный ответ: А.

Я умею.

Отметьте знаком "+"то, что вы уже умеете:

Анализировать факторы, способствующие формированию анти экстремистского мышление и антитеррористического поведения.

Обобщать информацию, характеризующую тебя террористическую деятельность как преступную, а террористов как безжалостных убийц и преступников.

Формулировать и характеризовать нравственные позиции, качество и убеждения, которые способствуют формированию антитеррористического поведения.

Спроектировать индивидуальный план самовоспитание и самообучения по противодействию идеологии терроризма.

3. Я обобщаю.

Стиль антитеррористического поведения наиболее эффектно может формироваться в процессе становления характера человека.

Для того чтобы в характере человека устойчиво сформировалось система экстремистского мышления И антитеррористического поведения, необходимо сформировать ряд убеждений, качеств и привычек.

Отметьте знаком "+"то, что вы уже усвоили и сформировали: убеждения:

– терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России +

– любые акты терроризма являются ней имеющими оправдание преступлениями, независимо от их мотивации +

– любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание. +

Качество:

– ответственное отношение к соблюдению существующих форм и правил в области противодействия терроризму +

– высокая исполнительность при реализации рекомендаций и требований, принятых в Российской Федерации, противодействию терроризму +

– осознанная отрицательное отношение к любым видом нарушение общественного порядка, употребление психоактивных веществ, в том числе наркотиков, а также к любым видом экстремистской террористической деятельности. +

Привычки:

– всегда имеют чётко сформулированная цель жизни +

– стараться жить с тобой в согласии, управлять своими эмоциями, не принимать необдуманных решений +

– стремится осознать особенности своего темперамента, усиливать сильные его стороны и компенсировать слабые.+

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Задание № 1.

Охарактеризуйте психологическое уравновешенность как способность человека управлять своими поступками и поведением различных жизненных ситуациях. Проанализируйте значение психологической уравновешенности в процессе жизнедеятельности человека для повышения уровня его защищенности От внешних и внутренних угроз, определите возможности по обеспечению личной психологическое уравновешенность. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ: Если человек обладает психологической уравновешенностью, то в любой тяжелой ситуации он будет поддаваться панике сможет принять необходимые решения и выполнить нужные действия, тем самым увеличив свою безопасность. Поэтому каждый человек должен вырабатывать в себе экологическая уравновешенность.

Задание № 2.

Используя материалы учебника, Спроектируйте индивидуальный план твой поведение на текущий год для формирования и укрепления чувство уверенности в себе с учётом стоящих пред вами задач, запишите его в дневник безопасности.

Задние № 3.

Составьте фразу из отдельных частей (фрагментов) (ответ представьте последовательности букв, например: Г, А…):

А)… Человека, обеспечивающая ему…

Б)… Здоровый образ жизни – это индивидуальная…

В)… Оптимальный уровень жизни деятельности и здоровая, активное долголетие…

Г)… Система поведения, привычек и отправления функции каждого отдельного…

Ответ: Б, Г, А, В.

Задание № 4.

Проанализируйте текст, переведённый на странице 175 учебника. Если вы выбрали ответ "да ", поставьте 1 балл, если "нет "– поставьте ноль баллов. Посчитайте баллы и определите уравновешенность вашего характера. Запишите выводы в дневник безопасности.

Задание № 1.

Проанализируйте степень влияния на вас различных стресса вых факторов повседневной жизни, выделите наиболее сильные из них, сформулируйте причины их проявления и меры профилактики. Выводы запишите в табличной форме дневник безопасности. По материалам учебника заполните таблицу "стадии развития стресса ".

 7.2. Стресса его влияние на человека.

Задание № 2.

По материалам учебника заполните таблицу «Стадии развития стресса».

 7.2. Стресса его влияние на человека.

Задание № 3.

Проанализируйте степени влияния различных стресса в повседневной жизни на ваше состояние. Охарактеризуйте свое состояние, когда вы считаете, что стресс становится опасным для вашего здоровья. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Задание № 1.

На основе материалов учебника про проанализируйте охарактеризуйте основные особенности развития человека в подростковом возрасте. Свои выводы запишите в дневник безопасности в табличном виде.

 7.3. Анатомо – физиологические особенности человека в подростковый возрасте.

Задание № 2.

Проанализируйте охарактеризуйте основные нормы и правила здорового образа жизни, который способствует гармоничному развитию человека. Спроектируйте индивидуальный план Соблюдение норм здорового образа жизни на ближайший год с учётом своих возможностей и планов на ближайшее будущее. Запишите его в дневник безопасности и постарайтесь соблюдать в повседневной жизни.

1.Я знаю.

1.Ответьте на поставленные вопросы.

Какие качества человека характеризуют уровень его психологическое уравновешенность?

Ответ: Уверенность себе, ответственность, способность контролировать свои эмоций.

Какое значение имеет психологическое уравновешенность человека для повышения уровня его защищенности в различных ситуациях?

Ответ: если человек уравновешенный психологически, он может чётко принимать решения и выполнять действия в экстремальных ситуациях.

Какое значение играет чувство уверенности в себе для формирования психологической уравновешенности?

Ответ: а чем увереннее чувствует себя человек, тем больше становится уровень его уравновешенности.

Что следует понимать под стрессом?

Ответ: стресс – состояние напряжения, возникшие под воздействием различных факторов.

Какие существуют стадии развития стресса?

Ответ: мобилизация забрать, сопротивление, истощение.

Как влияет длительное пребывание в сильном стройся на здоровье человека?

Ответ: здоровье ухудшается, человек испытывает упадок физический и духовных сил.

Какие существуют общие принципы противодействия стресса?

Ответ: вырабатывать уверенность в контроле над собой, учиться жить с собой в согласии, находить правильные решения, переключаться от негативного к положительному.

Какой возраст принято считать подросткового?

Ответ: с 12 – 13 до 18 лет.

Какие функциональные отклонения могут происходить в организме подростка?

Ответ: появление угловатости, неуклюжести, нарушение зрения, одышка, повышения давления, головные боли и так далее.

Какие нормы и правила здорового образа жизни необходимо соблюдать подростковый возрасте для обеспечение гармоничного развития?

Ответ: не принимать вредных привычек, заниматься спортом, соблюдать режим дня.

Выберите среди приведённых ниже вариантов эту деятельность школьника, которую, на ваш взгляд, можно отнести к занятия физической культурой (правильный ответ и отметь знаком "+"):

А) систематические занятия боксом (не менее четырёх раз в неделю) с целью последующего выступления на соревнованиях +

Б) ежедневные занятия утренней гимнастикой +

В) воскресные пешие походы в окрестностях населённого пункта +

Г) систематические занятия на уроках физической культуры в учебном заведении +

Д) систематические тренировки по бодибилдингу с целью развития скелет нах мышц и последующего участия в соревнованиях. +

2. Я умею.

Отметьте знаком "+"то, что вы уже умеете:

Анализировать знание значение психологической уравновешенности и характеризовать факторы, способствующие её формированию. +

Обобщать и формулировать основные направления индивидуальной деятельности, способствующие противодействия различным стрессовом фактором для обеспечения психологической уверенный уравновешенности. +

Проектировать план соблюдения норм и правил здорового образа жизни на ближайшее время для обеспечения гармонии духовного и физического и социального развития. +

3. Я обобщаю и формулирую (тема для обсуждения)

Тема "Социальная значимость человека, его уровня уверенность в себе и способность противостоять различным трудностям в любом возрасте формируется на почве полезной деятельности для себя и окружающих ".

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях.

Задание № 1.

Сформулируйте свое определение первой помощи.

Первая помощь – это оперативная помощь пострадавшему при травме или внезапно приступе заболевания, оказываемая до приезда квалифицированной помощи.

Задание № 2.

Посоветуйтесь с родителями заполните таблицу "Домашние аптечка первой помощи ".

 8.1. Общие правила оказания первой помощи.
 8.1. Общие правила оказания первой помощи.

Задание № 3.

Вычеркните лишнее в данном логическом ряду.

"Скорую помощь "рекомендуют вызывать в следующих ситуациях:

У пострадавшего отравление и другие неотложные состояния.

У пострадавшего затрудненное дыхание или дыхание отсутствует.

У пострадавшего непрекращающийся боли в груди или ощущение давления в груди.

Пострадавший порезал палец.

У пострадавшего появились мозоли на нижних конечностей их, когда он разнашивать обувь.

Пострадавший находится в бессознательном состоянии.

У пострадавшего сильные боли в животе.

У пострадавшего сильное кровотечение.

У пострадавшего температура 37, 3.

Задание № 4.

Из различных информационных источников подберите два примера по оказанию первой помощи пострадавшим и Проанализируйте. Свои выводы запишите в тетрадь.

Пример № 1. Человек в лесу упал и сломал ногу. Его товарищ смог наложить ему шину и вызывать скорую помощь.

Пример № 2. Человек попал под машину, у него появилось сильное кровотечение. Прохожие остановили кровь и вызвали скорую помощь.

Задание № 1.

По материалам учебника заполните таблицу "Виды кровотечений ".

 8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечение.

Задание № 2.

Проанализируйте порядок и запишите в тетрадь последовательность оказания первой помощи при не значительных ранах.

Ответ:

1.Обработать кожу вокруг раны антисептика.

2. Очистить рано стерильный салфеткой.

3. Очищать рану нужно от центра к краям.

4. Наложить повязку.

5. Помощь врача необходима при угрозе заражения.

Задание № 3.

Проанализируйте общие правила оказания первой помощи при артериальном кровотечение. Охарактеризуйте основные методы и способы остановки артериального кровотечения:

– метод пальцевого прижатия артерий;

– способ наложения жгута

Последовательность действий запишите в тетрадь.

Последовательность пальцевого прижатия артерии:

1.Обработать руки антисептика,

2. Прижать артерию пальцем в определённых точках,

3. Вызвать скорую помощь.

Последовательность наложения жгута.

1.Свободно завязать жгут на один узел,

2.Вставить в петлю палку, дощечку, ножницы,

3. Закручивать пока кровотечение не остановится,

4. Зафиксировать палку двойным узлом,

5. Запомнить время наложения жгута.

Задание № 4.

Запишите рядом с рисунком названия точек пальцевого прижатия артерий согласно цифрам.

ВИДЫ ПЕРЕЛОМОВ КАРТИНКИ НЕТ

1.Височное. 2. Челюстная. 3. Сонная. 4. Лучевая. 5. Под мышечная. 6. Плечевая. 7. Бедренная. 8. Задние большие рубцовая.

Задание № 1.

Охарактеризуйте ушиб как механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушение целостности кожи. Проанализируйте причина возникновения ушибов и признаки. Спроектируйте последовательность оказания первой помощи при ушибе одной из конечностей. Запишите свои выводы в дневник безопасности

Задание № 2.

Проанализируйте причина возникновения переломов, их возможные виды и признаки. Определите последовательность оказания первой помощи при переломах конечностей. Запишите информацию в дневник безопасности в табличном виде

Виды переломов

Причины возникновения переломов

Первая помощь при переломах конечностей

Открытый перелом

1.падение с высоты

2. удар

3. авария и т. д.

1.обработка антисептиком

2. наложение шины

3. прикладывание холода и т.д.

Закрытый перелом

1.падение

2. удар

3. авария и т.д.

1.наложение шины

2. прикладывание льда

3. доставить в больницу и т.д.

Задание № 3.

Проанализируйте признаки, основные причины и возможные последствия травмы плечевого сустава. Сформируйте правила и последовательность оказания первой помощи при травме плечевого сустава. Запишите в тетрадь.

1.Наложение плечевой повязки.

2.Обеспечение покоя.

3.Дать обезболивающее.

4.Прикладывать холод.

5.Доставить в больницу.

Задание № 4.

Проанализируйте возможные причины возникновения и признаки травм голеностопного сустава. Запишите последовательность оказания первой помощи при травме голеностопного сустава с помощью косынки и бинта. Выводы запишите в дневник безопасности в табличном виде

 8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Задание № 1.

Проанализируйте основные факторы, которые необходимо учитывать для принятия решения о транспортировке пострадавшего. Свои выводы запишите в тетрадь.

Ответ:

1.Телосложение пострадавшего.

2.Свои физические возможности.

3.Возможность получения сторонние помощи.

4.Состояние пострадавшего.

5.Передвигать пострадавшего только если уверен, что справлюсь с ним.

6.При транспортировке иди осторожно, небольшими шагами.

7.Передвигается вперёд лицом, они спиной.

8.Смотреть в направлении от того места, куда я двигаюсь.

Задание № 2.

Изучите охарактеризуйте представлены на рисунке на странице 198 учебника способы транспортировки пострадавшего. В различных информационных источниках подберите примеры их применения, запишите в дневник безопасности. Обратите ряд отработайте ряд способов по транспортировки пострадавшего.

Я знаю.

1.Ответьте на поставленные вопросы и выполните задания.

Какое главное предназначение первой помощи и она как она оказывается?

Ответ: предназначение – дождаться оказание квалифицированной помощи, снизив негативные последствия. Оказывается только тогда, когда человек уверен в своих действиях.

Каковы общие правила оказания первой помощи?

Ответ: определить степень серьезности ситуации, принять решение об оказании помощи, вызвать скорую помощь, Оказывать скорую помощь правильно.

В каких случаях пострадавшему необходимо вызывать "скорую помощь "?

Ответ: отсутствие дыхания или сердцебиение, сильные боли, кровотечение, от отравления и так далее.

Какие существуют методы оказания первой помощи при наружного кровотечение?

Ответ: обработка раны, остановка кровотечение, наложения холода.

Перечислите общие признаки ушиба и основные правила оказания первой помощи при ушибе.

Ответ: признаки: боль, кровоподтёк, припухлость, нарушение функции, развития травматического отёка.

Первая помощь: наложить давящую повязку, приложить холод, обеспечить неподвижность, покой, напоить пострадавшего горячим питьем.

Перечислите общие признаки перелома и последовательность оказания первой помощи при переломе.

Ответ: боль, опухлость, необычный вид конечности, выпирающие части, иногда кровотечение.

Первая помощь: обработка раны, наложения шины, обеспечение неподвижности, прикладывание холода, доставка в больницу.

Почему необходимо владеть рядом приемов по транспортировки пострадавшего?

Ответ: иногда бывают, бывают ситуации, когда скорая помощь не может прибыть самостоятельно, срок оказания квалифицированной помощи может зависит здоровье или жизнь человека.

2. Я умею.

Отметьте знаком "+"то, что вы уже умеете: оказывать первую помощь пострадавшему в следующих ситуациях:

– при наружного кровотечение при не значительных ролях

– при наружном артериальном кровотечение (методом пальцевого прижатия артерий и способом наложения жгута)

– при ушибах – при переломах конечностей

– при травме плечевого сустава

– при травме голеностопного сустава.

Транспортировать пострадавшего. +

Вызвать "скорую помощь "к пострадавшему. +

3. Я обобщаю и формулирую.

1.Я могу обобщить и сформулировать общие выводы по теме "первая помощь при неотложных состояниях ". +

2. Я могу аргументированно доказать: "умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях является основной части составной частью системы здорового образа жизни ".+



Вариант решебника в картинках
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77

Поделись с друзьями: