ГДЗ ответы по ОБЖ 7 класс рабочая тетрадь Латчук Миронов

Описание решебника

Тетрадь разработана на основе учебника, соответствующего ФГОС основного общего образования. Она содержит разнообразные задания, которые направлены на проверку теоретических знаний и практических умений учащихся, и предназначена для про ведения текущего и итогового контроля. 2-е издание, стереотипное. ГДЗ ответы на вопросы по ОБЖ 7 класс рабочая тетрадь Латчук Миронов к учебнику Миронова Вангородского Латчука Кузнецова ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Основы безопасности личности, общества и государства

*1. Дайте определения понятий.

Опасное природное явление – это событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могу оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Стихийное бедствие – это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

*2. Заполните таблицу. Впишите наименования видов чрезвычайных ситуаций природного характера в зависимости от приведённых примеров.

 §1. Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация

*3. Заполните таблицу. Приведите примеры различных видов чрезвычайных ситуаций природного характера.

 §1. Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация

*4. Ответьте на вопрос.
Какие опасные природные явления наиболее распространены на территории России?

Наводнения, заморозки, сильные снегопады, метели, труднопроходимые льды и др. явления связанные с холодными снежными зимами. Ураганы, землетрясения и др. явления встречаются реже в определенных частях России.

Глава 1. Землетрясения

*1. Дайте определение понятия.

Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

*2. Заполните схему. Впишите наименования основных литосферных плит, на которые разделена земная кора вместе с расположенными на ней континентами и океанами.

 §2. Происхождение и классификация землетрясений

*3. Землетрясение бывают только в определённых районах Земли, которые называют сейсмическими поясами. Назовите эти сейсмические пояса.

Тихоокеанский, Средиземноморский, Арктический, пояс западной части Индийского океана, Восточно-Африканский.

*4. Заполните таблицу. Впишите сейсмически опасные (активные) территории указанных районов России.

 §2. Происхождение и классификация землетрясений

*5. Допишите предложения.

Причиной землетрясения обычно бывает сдвиг в скальных породах земной коры, разлом вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой.
При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их силы убывает.

*6. Заполните схему. Укажите виды землетрясений в зависимости от их причин.

 §2. Происхождение и классификация землетрясений

*7. Ответьте на вопросы.
Что такое сейсмограф? Как часто используют этот прибор?

Сейсмограф – это чувствительный прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает их силу, направление и продолжительность. Их используют ежедневно.

*1. Допишите предложения.

Величину и мощность землетрясения оценивают по магнитуде землетрясения.
Под ней понимается условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясениями. 
Магнитуда изменяется по шкале Ритхера.
Интенсивность землетрясения, т.е. его воздействие на окружающую среду, измеряют по шкале Меркалли и определяют по разрушениям и ощущениям людей, подвергшихся землетрясению.

*2. Восполните пропуски в перечне последствий землетрясений.
Последствия землетрясений:

опасные геологические явления;
ценами, сейши, наводнения;
взрывы;
паника;
травмирование и гибель людей;
повреждение и разрушение зданий;
пожары;
транспортные аварии и катастрофы;
выбросы радиоактивных, аварийно химически опасных и других вредных веществ;
нарушение функционирования систем жизнеобеспечения.

*3. Объясните, почему в сейсмоактивных районах необходимо делать для печей труб металлические кожухи или укреплять их полосами железа.

Потому что это наиболее уязвимая часть деревянных зданий при землетрясениях, а их повреждение приводит к возникновению пожаров.

*4. Отметьте квадраты, соответствующие мерам, которые принимают органы государственного управления с целью снижения ущерба от землетрясения.

организация строительства защитных сооружений гражданской обороны;
ограничение нового строительства на территориях, подверженных землетрясениям;
ввод ограничения на размещение опасных объектов внутри зданий;
организация специальных тренировок населения и спасательных служб;
активизация исследования по прогнозу времени и силы землетрясения;
ввод в действие специальных правил;
усиление надзора за выполнением постоянных правил безопасности;
развёртывание наблюдений, необходимых для уточнения прогноза;
заблаговременная подготовка к восстановительным работам.

*5. Восполните пропуски в тексте.
Для снижения ущерба от землетрясений
жители сейсмоопасных районов должны
заблаговременно принять следующие меры:

составить план действий, договорить о месте сбора членов семьи после землетрясения, составить список телефонов;
следить за исправным состоянием электропроводки, водопроводных и газовых труб;
знать, где и как отключать электричество, газ и воду в квартире, подъезде и доме;
подготовить самые необходимые вещи и хранить их в месте известном всем членам семьи (документы, радиоприемник на батарейках, запас консервов и питьевой воды на 3-5 суток, аптечка первой мед. помощи, электрический фонарь, ведро с песком, огнетушитель);
мебель разместить так, чтобы она не могла упасть на спальные места, загородить двери, шкафы, этажерки, стеллажи, полки прочно прикрепить к стенам, к полу, надежно закрепить люстры и люминесцентные светильники;
не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки;
хранить ёмкости с легковоспламеняющимися веществами и препаратами бытовой химии так, чтобы они не могли упасть и забиться при колебании здания;
заранее определить наиболее безопасные песта, в которых можно переждать толчки.

*6. Для уменьшения числа травм и человеческих жертв жители сейсмоопасных районов должны заранее определить наиболее безопасные места (в квартире, в школе), в которых можно переждать толчки. Перечислите эти места.

а) проемы капитальных внутренних стен;
б) места у колонн и под балками каркаса;
в) углы, образованные внутренними капитальными стенами;
г) ванные комнаты.

*1. Восполните пропуски в перечне основных причин несчастных случаев при землетрясении.
Основные причины несчастных случаев
при землетрясении:

падение кирпичей, дымовых труб, карнизов, балконов, оконных рам и битых стёкол, других частей здания;
зависание и падение на проезжую часть и тротуары разорванных электропроводов;
пожары, вызванные утечкой газа из поврежденных труб и замыкание электролиний;
падение тяжелых предметов в квартире; 
неконтролируемые действия людей в результате паники.

*2. Заполните схему. Укажите явления, которые могут быть признаками приближающегося землетрясения.

 §4. Правила безопасного поведения при землетрясениях

*3. Внимательно изучите схему 2 в учебнике и восстановите цепочку действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.

1) Включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации.
2) Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол.
3) Выключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи.
4) Взять необходимые вещи и документы.
5) Выйти из здания.
6) Следовать на СЭП.

*4. При внезапном землетрясении от первых толчков, когда звенит посуда предметы, до последующих, от которых начнёт разрушаться здание, есть 15-20 секунд. Какие два разумных способа поведения возможны в такой ситуации?

а) попытаться покинуть здание;
б) занять относительно безопасное место внутри него.

*5. Внимательно изучите схему 3 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном землетрясении, которое застало человека на улице.

1) Отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите.
2) Следите за опасными предметами, которые могут оказаться на земле.
3) Передвигайтесь, используя свободное пространство, удалённое от зданий, линий электропередачи, водохранилищ, башен, обходите памятники.
4) Найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

*6. Внимательно изучите схему 4 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном землетрясении.

А. ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ШКОЛЕ
1) Спрячьтесь под партой или в безопасном месте.
2) Держитесь подальше от окон и отвернитесь от них.
3) Закройте лицо и голову руками.
Б. ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ДОМЕ (КВАРТИРЕ)
1) Не разжигайте огонь.
2) Не выбегайте на балкон.
3) Откройте дверь и вставьте в дверном проёме.
4) Укройтесь в относительно безопасном месте.
5) Держитесь подальше от окон и отвернитесь от них
6) Закройте лицо и голову руками.

*7. Внимательно изучите схему 5 в учебнике и восстановите цепочку правильных действий в случае, если после землетрясения человек оказался в завале и есть возможность выбраться.

1) Осмотритесь, нет ли где просветов, лазов, проемов.
2) Осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала.
3) Выйдите на открытое место, найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

*8. Внимательно изучите схему 5 в учебнике и восстановите цепочку правильных действий в случае, если после землетрясения человек оказался в завале.

А. ЕСЛИ ПОЛУЧЕНА ТРАВМА
1) Постарайтесь понять какое у вас ранение, травма.
2) Окажите себе посильную помощь.
3) Растирайте придавленные конечности.
4) Постарайтесь перевернуться на живот.
5) Голосом и стуком ( металлическим предметом по трубам, плитам) привлекайте внимание спасателей.
Б. ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБРАТЬСЯ
1) Укрепите завал.
2) Попытайтесь найти и надеть тёплые вещи.
3) Постарайтесь перевернуться на живот.
4) Голосом и стуком (металлическим предметом по трубам, плитам) привлекайте внимание спасателей.

*9. Прочитайте в учебнике о правилах поведения после землетрясения. Определите и напишите, что запрещено делать после землетрясения.

Нельзя разжигать огонь, пользоваться зажигалками, спичками рядом с разрушенными зданиями. При утечке газа нельзя оставаться в помещении. Нельзя оставаться в поврежденном доме. Нельзя бродить по улицам. Следует избегать мест, где видны оборванные электрические провода. Нельзя трогать сырые и металлические предметы, соприкасающиеся с проводами. Нельзя трогать серьезно пострадавших людей. Нельзя паниковать, нельзя распространять слухи о возможных следующих толчках.

Глава 2. Вулканы

*1. Продумайте и запишите своё определение понятия.

Извержение вулкана – процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.

*2. Охарактеризуйте части вулкана.

Кратер – глубокая впадина с обрывистыми краями.
Жерло – канал, по которому из недр Земли поднимается жидкая магма.

*1. С помощью стрелок установите соответствие между явлениями, связанными с извержениями вулканов, и их характеристиками.

 §6. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов

*2. Допишите предложение.

Единственным способом спасения людей при извержении вулканов является эвакуация населения.

*3. Перечислите меры по уменьшению опасного воздействия относительно медленных лавовых потоков.

 §6. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов

*4.Внимательно изучите схему 6 в учебнике и восстановите цепочку действий в случае извержения вулкана.

А. ПРИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОМ ОПОВЕЩЕНИИ
1) Закройте все окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
2) Закройте резервуар с питьевой водой.
3) Следуйте в укрытие.
4) Периодически выходите сбрасывать пепел с крыш, стряхивать его с деревьев.
Б. В НЕПОСРЕДСТВЕНОЙ БЛИЗОСТИ ОТ ВУЛКАНА
1) Защитите органы дыхания, наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги.
2) Следуйте в укрытие.
3) Периодический выходите сбрасывать пепел с крыш, стряхивать его с деревьев.

*5. Ответьте на вопрос.
Какой самый надёжный и безопасный способ уберечься от извержения вулкана?

Выбор места жительства в отдалении от действующих вулканов.

Глава 3. Оползи, сели, обвалы и снежные лавины

*1. Дайте определение понятия.

Оползень – смешение масс горных пород по склону под воздействие собственного веса и дополнительной нагрузки, вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

*2. Ответьте на вопрос.
Какие территории России подвержены оползневым процессам?

Поволжье, Саратовская область, район Волгограда, берега реки Дон, долина реки Кубань, многие районы Сибири.

*3. Заполните схему. Перечислите естественные и искусственные факторы, влияющие на образование оползней.

 §7. Оползни

*4. Заполните таблицу классификации оползней.

 §7. Оползни

*5. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §7. Оползни

*1. Дайте определение понятия.

Сель – внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы.

*2. Назовите непосредственные причины зарождения селей.

Сильные ливни, прорыв перемычек водоемов, интенсивное таяние снега и льда, землетрясения и извержения вулканов.

*3. Заполните схему. Укажите, в результате чего в горах образуются сели.

 §8. Сели (селевые потоки)

*4. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека, приводящей к образованию селей.

Вырубка лесов и распашка земель на горных склонах, взрывы горных пород при прокладке дорог, неправильная организация отвалов.

*5. Заполните таблицу.

 §8. Сели (селевые потоки)

*6. Все селеопасные горные районы в нашей стране разделяют на две зоны. Впишите в схему названия селеопасных зон в зависимости от их характеристик.

 §8. Сели (селевые потоки)

*7. Заполните таблицу. Перечислите регионы и области селеопасных зон.

 §8. Сели (селевые потоки)

*1. Дайте определение понятия.

Обвал – отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящих главным образом за счет ослабления связности горных пород под влиянием процессов выветривания, деятельности поверхностных и подземных вод.

*2. Допишите предложение.

Образованию обвалов способствуют геологическое строение местности, наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород.

*3. Отметьте квадраты, соответствующие антропогенным факторам образования обвалов.

Ответ: 
неправильное проведение работ при строительстве;
неправильное проведение работ при горных разработках;
взрывные работы.

*4. Заполните таблицу.

  §9. Обвалы

*5. Заполните схему.

  §9. Обвалы

*6. Допишите предложения.

Наиболее крупные камнепады возникают в результате сильных ливней.
Причиной крупных обвалов и обвалов ледников служат землетрясения.

*1. Дайте определение понятия.

Снежная лавина – быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящие ущерб объектам экономики и окружающей природной среде.

*2. Перечислите наиболее лавиноопасные районы России.

Все южные и северо-восточные горные районы, Камчатка, Курильские острова, остров Сахалин, горы зона БАМа, на севере – полярные горы от Кольского полуострова до Чукотки.

*3. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §10. Снежные лавины

*4. Допишите предложение.

Огромная масса снега, сорвавшись со склона горы, уничтожает всё, что встревает на своём пути: лес, железные и шоссейные дороги, дома, промышленные сооружения.

*1. Допишите предложение.

На территории Российской Федерации оползни, сели, обвалы и лавины занимают шестое место по повторяемости (после наводнений; ураганов, бурь, смерчей; сильных дождей; землетрясений; сильных снегопадов и метелей).

*2. Заполните схему.

 §11. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин

*3. Восполните пропуски в перечне последствий оползней, селей, обвалов, лавин.
Последствия оползней, селей, обвалов, лавин:

гибель людей и животных;
разрушение зданий и других сооружений;
срытие толщами пород населённых пунктов, объектов экономики, сельскохозяйственных и лесных угодий;
перекрытие русел рек и путепроводов;
изменение ландшафта.

*4. Поясните, какими явлениями сопровождаются подвижки скальных пород и почвенных масс.

а) появляются трещины и расщелины на местности, на стенах зданий, на асфальте;
б) время от времени происходят камнепады.

*5. Допишите предложение.

Население, проживающее в оползне-, селе-, обвало- и лавиноопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления распространения и основные характеристики этих опасных явлений.

*1. Внимательно изучите схему 10 в учебнике и восстановите цепочку действий.

А. ПРИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОМ ОПОВЕЩЕНИИ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
1) Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.
2) Внесите имущество со двора и балкона в дом.
3) Укройте ценное имущество от воздействия влаги.
4) Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
5) Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.
Б. ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД 
НАСТУПЛЕНИЕМ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ
1) Срочно выйдите из здания (дома), из опасной зоны.
2) Предупредите соседей, знакомых, родных.
3) Самостоятельно входите в безопасное место.

*2. Внимательно изучите схему 11 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном сходе оползня, когда люди, здания и сооружения оказывались на поверхности оползневого участка.

1) Быстро покиньте здание (помещение).
2) Передвигайтесь по возможности вверх.
3) Действуйте по обстановке, уходите в безопасное место.


 


 

*3. Допишите предложения.

Естественными безопасными местами при сходе оползней, селей, обвалов, лавин являются: склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях.
При подъёме на безопасные склоны нельзя использовать долины, ущелья, выемки, поскольку в них могут образоваться побочные русла основного селевого потока.
При торможении оползня остерегайтесь скатывающихся с его тыльной части глыб, камней, обломков.
В случае захвата кого-либо движущимся потоком попытайтесь оказать ему помощь всеми подручными средствами. Такими средствами могут быть: шест, канат, веревка.
Помогать попавшему в беду человеку нужно, постепенно приближая его к краю потока.

*4. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

§12. Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин

*5. Опираясь на схему 11 в учебнике, восстановите цепочку действий.

А. ПРИ ВНЕЗАПНОМ ПРИБЛЕЖЕНИИ ЛАВИН
1) Бежать в сторону лавины.
2) Укрыться за скальным выступом или за большим деревом.
3) Лечь на землю.
4) Закрыть голову, лицо руками и дышать через одежду.
Б. ПРИ ВНЕЗАПНОМ ПОПАДАНИИ В ЛАВИНУ
1) Защитить рот и нос, чтобы снег не забил дыхательные пути.
2) Постарайтесь удержаться на поверхности, двигать руками и ногами, делать плавательные движения.
3) При погружении в поток подтянуть колени и голову к животу.
4) При остановке лавины расчистить место перед лицом и грудью, создать воздушную полость.
5) При невозможности выбраться экономьте силы, переборите желание уснуть. Кричите, если услышали, что вас откапывают.
6) Определить верх и низ и быстро выбираться, перемещая снег под ноги и утаптывая его.

Глава 4. Ураганы, бури, смерчи

*1. Допишите предложения.

Показателем, определяющим разрушающее действие ураганов, бурь и смерчей, служит скоростной напор воздушных масс, существует шкала Бофорта.
Причиной возникновения ураганов, бурь и смерчей служит образование в атмосфере тропических циклонов.

*2. Дайте определение понятия. Как называют циклон в разных районах Земли?

Циклон – атмосферные возмущение с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и приводящее к огромным разрушениям и гибели людей. Чаще всего циклонам дают женские имена, например, «Анджела» - Хабаровский край, Сахалинская и Камчатская области.
В разных районах Земли называют по-разному: Америка – ураган, острова Тихого океана – тайфун, индийцы – циклон, австралийцы – вили-вилли.

*3. Заполните схему.

 §13. Происхождение ураганов, бурь и смерчей

*4. Опираясь на шкалу Бофорта, установите при помощи стрелок соответствие между ветровыми режимами и их признаками.

 §13. Происхождение ураганов, бурь и смерчей

*1. Заполните таблицу. Укажите в ней виды ураганов в зависимости от скорости ветра.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*2. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*3. Заполните схему. Укажите виды бурь в зависимости от их краткой характеристики.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*4. Заполните таблицу классификации бурь.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*5. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*6. Ответьте на вопросы.
Какой способ борьбы с бурями считается наиболее успешным?

Разведение лесов в степных и полупустынных районах.

*7. Приведите примеры возникновения смерчей на территории России. В каких районах нашей страны они возникают чаще всего?

Севастополь 8 сентября 1820 года, Москва 29 июня 1904 года, Ивановская и Ярославская и Костромская области 9 июня 1984 года. Наиболее часто смерчи возникают в России в Поволжье, Сибири, на Урале и Черноморском побережье.

*8. Заполните таблицу классификаций смерчей.

 §14. Классификация ураганов, бурь и смерчей

*1. Допишите предложение.

Разрушающее действие ураганов, бурь и смерчей зависит от скоростного напора воздушных масс, обусловливающего силу динамического удара и обладающего метательным действием.

*2. Восполните пропуски в перечне последствий ураганов.
Последствия ураганов: 

повреждаются прочные и сносятся лёгкие строения;
обрываются провода линий электропередач и связи;
опустошаются поля;
ломаются и с корнями вырываются деревья;
уничтожаются дороги, тонут корабли, гибнут люди и животные.

*3. Заполните схему. Укажите, чем ещё опасны ураганы.

 §15. Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них

*4. Поясните, в чём заключается вторичное последствие урагана.

Пожары, возникающие в результате попаданий молний, аварий на линиях электропередачи, газовых коммуникациях и утечки легковоспламеняющихся веществ.

*5. Допишите предложения.

Бури сопровождаются переносом песка, пыли или снега.
Смерч, соприкасаясь с поверхностью земли, часто приводит к таким же разрушениям, что и при сильных ураганных ветрах, но на значительно меньших площадях.

*6. Заполните таблицу последствий бурь и смерчей.

 §15. Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них

*7. Допишите предложения, описывающие меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей.

Важным направлением работы по снижению ущерба является борьба за устойчивость линий связи, сетей электроснабжения, проводного транспорта. Для эффективной защиты населения от ураганов, бурь и смерчей проводят подготовку к использованию убежищ, подвалов и других заглубленных сооружений.

*8. Заполните таблицу.

 §15. Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них

*1. Внимательно изучите схему 15 в учебнике и восстановите цепочку действий при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей.

1) Включите радио, телевизор, выслушайте рекомендации.
2) Закройте и укрепите двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия с наветренной стороны.
3) С наветренной стороны оклейте стекла окон бумагой, окна защитите ставнями или щитами.
4) Откройте окна и двери с подветренной стороны для выравнивания внутреннего давления.
5) Возьмите необходимые вещи и документы.
6) Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи.
7) Уберите с подоконников, балконов, лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком.
8) Подготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды.
9) Выйдите из дома, укройтесь в подвале или защитном сооружении.

*2. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §16. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей

*3. Внимательно изучите схему 16 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном возникновении урагана, бури, смерча.

А. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОКАЗАЛСЯ В ДОМЕ
1) Отойти от окон.
2) Занять относительно безопасное место или встать к стенке.
3) Ждать снижения порыва ветра.
4) Быстро перейти в более надёжное укрытие.
Б. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОКАЗАЛСЯ НА УЛИЦЕ
1) Не приближаться к зданиям, мостам, линиям электропередачи, высоким деревьям.
2) Найти естественное укрытие.
3) Лечь на дно естественного укрытия, прижаться к земле, закрыть голову руками.
4) Ждать снижения порыва ветра.
5) Быстро перейти в более надёжное укрытие.

*4. Заполните таблицу. Укажите безопасные места при ураганах, бурях и смерчах.

 §16. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей

*5. Перечислите, что нельзя делать при возникновении урагана, бури, смерча.
При возникновении урагана,
бури, смерча не допускается:

находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, в местах, расположенных по близости от объектов, где имеются аварийно химически опасные и легковоспламеняющиеся вещества;
укрываться под отдельно стоящим деревом, находиться вблизи столбов, мачт, близко к опорам линий электропередачи;
заходить в поврежденные здания;
по возвращении домой пользоваться электроприборами, газовыми плитами;
в разрушенном здании прикасаться к оборванным электропроводам, к трубам.

*6. Изложите правила безопасного поведения после окончания урагана, бури, смерча.

Соблюдать меры предосторожности при возвращении домой. Не подходить и не дотрагиваться до оборванных проводов. Опасаться поваленных деревьев, раскачивающихся ставень, вывесок, транспарантов. В доме пользоваться электрическими фонарями. Также необходимо проветрить помещение и прекратить утечку газа, если таковая имеется. Использовать электроприборы только после просушки и проверки.

Глава 5. Наводнения

*1. Дайте определение понятия.

Наводнение – значительное затопление водой местности прилегающей к реке, озеру, морю или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

*2. Заполните таблицу классификации наводнений в зависимости от их масштаба, повторяемости и наносимого ущерба.

 §17. Виды наводнений

*3. Заполните схему. Укажите виды наводнений в зависимости от причин их возникновения.

 §17. Виды наводнений

*4. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §17. Виды наводнений

*1. Ответьте на вопрос.
Что происходит при наводнении?

Быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности.

*2. Восполните пропуски в перечне последствий наводнений.
Последствия наводнений:

гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные;
разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации;
утрачиваются материальные и культурные ценности;
прерывается сельскохозяйственная деятельность;
гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы;
изменяется ландшафт.

*3. Заполните схему.

 §18. Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них

*4. Допишите предложения, раскрывающие последствия наводнений.

Серьёзным последствиями наводнений редкой повторяемости бывают изменения русел рек: появляются новые русла или углубляются старые.
Частично, а иногда и полностью смывается или заносится илом плодородный верхний слой почвы на распаханных участках поймы, что существенно ухудшает землепользование и снижает урожайность.

*5. Отметьте квадраты, соответствующие мерам, которые принимают органы государственного управления с целью снижения ущерба от наводнений.

высаживание лесозащитных полос в бассейнах рек;
сохранение прибрежной кустарниковой растительности;
выставление наблюдательных постов в районах, подверженных наводнениям;
введение специальной обработки склонов;
постройка прудов и водохранилищ для перехвата талых и дождевых вод;
регулирование паводочного стока при помощи водохранилищ;
сооружение вдоль берегов многих рек ограждающих дамб.

*6. Поясните, какие оперативные предупредительные меры принимаются для защиты от наводнений.

а) оповещение населения об угрозе затопления;
б) заблаговременная эвакуация населения, материальных ценностей, животных из потенциально затапливаемых мост;
в) возведение простейших защитных сооружений для предохранения от затопления населенных пунктов и дорог.

*1. Внимательно изучите схему 18 в учебнике и восстановите цепочку действий при заблаговременном оповещении о наводнении.

1) Включите радио, телевизор, выслушайте рекомендации.
2) Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи.
3) Запасите пищу, воду и медикаменты в герметичной таре.
4) Укрепите (забейте) окна, двери нижних этажей.
5) Перенесите на верхнее этажи ценные вещи.
6) Возьмите необходимые вещи и документы.
7) Выйдите из здания и направляйтесь на эвакуационный пункт.

*2. Внимательно изучите схему 19 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном наводнении.

А. ДО ПРИБЫТИЯ ПОМОЩИ
1) Быстро займите ближайшее возвышенное место.
2) Оставайтесь на месте до схода воды.
3) Подавайте сигналы спасателям: днём – белым или цветным полотенцем, ночью – фонарём.
Б. ПРИ ВЫНЕЖДЕННОЙ САМОЭВАКУАЦИИ
1) Эвакуируйтесь только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания.
2) Для эвакуации применяйте плот из подручных средств.
3) Эвакуируйтесь в ближайшее безопасное место.
4) Подавайте сигналы спасателям: днём – белым или цветным полотенцем, ночью – фонарём.

*3. Ответьте на вопрос.
В каких случаях можно самостоятельно выбираться из затопленного района?

Только в случае реальной угрозы жизни (затопления местонахождения)

*4. Изложите правила безопасного поведения после окончания наводнения.

После спада воды нужно остерегаться порванных и провисших проводов. Продукты, попавшие в воду необходимо дать проверить представителям санинспекции. Так же проверить запасы питьевой воды. Колодцы должны быть осушены. Воду перед употреблением обязательно кипятить. Прежде чем войти в здание, необходимо убедиться, что вход не представляет опасности. Войдя в помещение сразу необходимо его проветрить. При осмотре нельзя применить спички или зажигалку, только электрических фонарь на батарейках.

Глава 6. Цунами

*1. Дайте определение понятия.

Цунами – гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных и островных землетрясений, извержений подводных вулканов.

*2. Заполните таблицу классификации цунами в зависимости от причин их возникновения.

 §20. Причины и классификация цунами

*3. Заполните таблицу классификации цунами в зависимости от их интенсивности.

 §20. Причины и классификация цунами

*4. Допишите предложения, характеризующие действие волн цунами.

Волны цунами могут пройти несколько тысяч км.
В открытом море, когда глубина его достаточно велика, высота их обычно не превышает несколько метров, и они не представляют большой опасности.
По мере приближения к берегу, достигнув мелководья, волны замедляют своё движение и значительно возрастают по высоте, достигая иногда 50-70 м.
Чем круче берег, тем больше высота волн. 
Волна цунами может быть не единственной. Самую высокую волну из серии называют главной.

*1. Перечислите, от чего зависит разрушительная сила цунами.

От скорости волны, направления ее движения по отношению к берегу, контура береговой линии, рельефа берега, берегового склона и шельфа.

*2. Заполните схему.

 §21. Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них

*3. Восполните пропуски в перечне последствий цунами.
Последствия цунами:

массовое поражение людей;
разрушение зданий и других сооружений;
забрасывание на значительные расстоянии от берега тяжёлых объектов;
переворачивают железнодорожные составы, сносят жилища, сдвигают дома;
разрушение скал, бетонных оснований маяков.

*4. Сформулируйте вторичные последствий разрушительных воздействий цунами.

Пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, пожароопасных предприятий, морских судов, химическое радиационное или другое загрязнения из-за разрушения химически и радиационно опасных объектов и коммунальных систем.

*5. Заполните схему мер, способствующих уменьшению ущерба от цунами, принимаемых заблаговременно.

 §21. Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них

*1. Укажите признаки близкого цунами.

а) землетрясение в доме; 
б) более интенсивный отлив;
в) появление трещин в береговом льду зимой;
г) необычный дрейф льдин в безветренную погоду;
д) выбросы воды у кромки льда.

*2. Внимательно изучите схему 21 в учебнике и восстановите последовательность действий при заблаговременном оповещении о приближении цунами.

1) Включить телевизор, радио, выслушать сообщение и рекомендации.
2) Укрепить окна, двери нижних этажей.
3) Взять необходимые вещи и документы.
4) Запастись пищей, водой и медикаментами в герметичной таре.
5) Перенести на верхние этажи ценные вещи.
6) Отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи.
7) Выйти из здания и направиться в пункт сбора или безопасное место.

*3. Заполните правое окошко. Укажите безопасные места вне зданий для укрытия при приближении цунами.

 §22. Правила безопасного поведения при цунами

*4. Допишите предложения.

При эвакуации из здания старайтесь двигаться на возвышенное безопасное место по склонам возвышенностей, а не по долинам ручьев и рек, впадающих в море.
Если вы остались в здании, покиньте комнаты, имеющие окна или другие проёмы со стороны, откуда движется волна.

*5. Внимательно изучите схему 22 в учебнике и восстановите цепочку действий при внезапном приходе цунами.

А. ПРИ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ЗДАНИЯ
1) Поднимитесь на возвышенное безопасное место.
2) При отсутствии возвышенности удалитесь от берега на 2 – 3 км.
3) Оставайтесь в безопасном месте в течение 2 – 3 часов, пока не пройдут все волны.
Б. ОСТАВШИСЬ В ЗДАНИИ
1) Закройте двери и запоры.
2) Поднимитесь на верхние этажи.
3) Перейдите в безопасное место.
4) Оставайтесь в безопасном месте в течение 2 – 3 часов, пока не пройдут все волны.

*6. Внимательно изучите схему 23 в учебнике и восстановите цепочку действий в ситуации, когда человек оказался в волне цунами.

1) Наберите в грудь как можно больше воздуха.
2) Сгруппируйтесь и закройте голову руками.
3) Сбросьте одежду и обувь.
4) Приготовьтесь к возвратному движению волны.
5) Воспользуйтесь плавающими или возвышающимися объектами.
Переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место – на возвышенность высотой 30 – 40 м или подальше от берега.

*7. Напишите, что нельзя делать при угрозе и возникновении цунами.

а) спускаться к морю, смотреть на его дно и наблюдать за волнами;
б) встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

*8. Ответьте на вопрос.
Каковы правила безопасного поведения после прохождения цунами?

Перед входом в здание необходимо удостовериться в отсутствии угрозы его обрушения, а также утечке газа и замыканий в электрических цепях.

Глава 7. Природные пожары

*1. Дайте определение понятия.

Лесной пожар – неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

*2. Восполните пропуски в тексте.
Основные причины загорания лесов

В большинстве случаев виновником возникновения лесных пожаров оказывается человек, точнее его небрежность при пользовании огнем в лесу.
Значительное число пожаров возникает в местах охоты, сбора грибов и ягод от брошенной горящей спички, не полностью потушенной сигареты, тлеющего пыжа.
В солнечную погоду осколки стекла фокусируют солнечные лучи, как зажигательные линзы.
Во время похода не полностью погашенный костёр часто служит причиной последующих больших бедствий.
Одной из частых причин загорания лесов являются грозовые разряды.

*3. Перечислите территории России, где отмечаются наибольшие площади лесных пожаров.

Республика Саха, Амурская, Иркутская, Читинская, Новосибирская области и Красноярский край.

*4. При помощи стрелок установите соответствие между классом лесного пожара и площадью охваченной пожаром территории.

 §23. Причины природных пожаров и их классификация

*5. Заполните схему классификации лесных пожаров по характеру их распространения.

 §23. Причины природных пожаров и их классификация

*6. Заполните схемы с характеристиками низовых и верховых пожаров.

 §23. Причины природных пожаров и их классификация

*7. Заполните таблицу классификации лесных пожаров по силе.

 §23. Причины природных пожаров и их классификация

*1. Заполните правые окошки. Укажите поражающие факторы лесных и торфяных пожаров.

 §24. Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение

*2. Восполните пропуски в перечне последствий лесных пожаров.

а) Повреждаются деревья, уничтожаются растительность, лесные животные, выжигается перегной;
б) снижаются полезные свойства леса;
в) нарушается плановое ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов;
г) крупные лесные пожары приводят к прекращению полётов самолетов, движения по автомобильным и железным дорогам;
д) бывают случаи поражения людей (ожоги, травмы) и даже их гибели, а также уничтожение животных.

*3. Поясните, к чему могут приводить лесные пожары в густонаселённой местности.

К массовым пожарам и уничтожению дачных поселков, школ, больниц, детский лагерей, жилых домой, складов, мостов, опор и линий электропередачи, сельскохозяйственных угодий, элементов трубопроводного транспорта.

*4. Заполните таблицу.

 §24. Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение

*5. Как вы думаете, какова основная цель разъяснительной и воспитательной работы с населением по предупреждению лесных пожаров?

Добиться бережного отношения людей к лесу, показать, какой вред наносят лесные и торфяные пожары, предупредить об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

*6. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §24. Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение

*7. Заполните схему.

 §24. Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждени

*8. Допишите, что запрещено делать в лесу в пожароопасный сезон.
В пожароопасный сезон в лесу запрещено:

пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);
употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иным горючим веществом обтирочный материал;
заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользовать открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;
оставлять бутылки или осколки стекла;
выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях в лесу;
разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

*1. Допишите предложения.

При возникновении лесных пожаров к их тушению активно привлекают местное население.
Перед началом работ людей знакомят с техникой безопасности и правилами тушения лесных пожаров, снабжают спецодеждой, касками, масками и т. д.
К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе 18 лет.

*2. Сформулируйте в таблице правила безопасного поведения при возгорании торфяного поля.

 §25. Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении

*3. Восполните пропуски в перечне правил безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
Правила безопасного тушения
небольшого пожара в лесу:

почувствовав запах дыма, определите что и где горит;
если не уверены в своих силах, отходите в безопасное место;
приняв решение тушить небольшой пожар, пошлите кого-то из группы сообщить о пожаре и за помощью в ближайший посёлок;
при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема или засыпайте его землей;
используйте для тушения пучок веток (длиной 1,5-2 м) от деревьев лиственных пород, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите ими скользящие удары, как бы сметая пламя, прижимайте ветви при следующем ударе по этому месту;
небольшой огонь на земле затаптывайте ногами, не давайте ему перекинутся на деревья;
потушив, убедитесь, что огонь не разгорится снова.

*4. Внимательно изучите схему 25 в учебнике и восстановите цепочку действий, которые необходимо предпринять, оказавшись в лесу, где возник пожар.

1) Определите направление ветра.
2) Определите направление распространения огня.
3) Выберите маршрут выхода из леса в безопасное место.
4) Выходите из леса только в наветренную сторону и насколько возможно быстро.

*5. Внимательно изучите схему 25 в учебнике и восстановите цепочку действий, которые необходимо предпринять, оказавшись в зоне лесного пожара.

1) Накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой.
2) Дышите через мокрый платок или смоченную одежду.
3) Для преодоления нехватки кислорода пригнитесь к земле.
4) Окунитесь в ближайший водоём.
5) Не обгоняйте лесной пожар.
6) Двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня.
7) Выходите из леса только в наветренную сторону и быстро.

Глава 8. Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

*1. Эпидемии каких болезней считаются самыми опустошительными в истории?

Три пандемии чумы, малярия, тиф, холера, оспа, испанский грипп, СПИД.

*2. Что такое эпизоотия?

Широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории.

*3. Какие из перечисленных животных чаще всего болеют бешенством и являются переносчиками этого заболевания? Подчеркните.

Ответ: лиса, волк, летучая мышь, собака, корова, свинья.

*4. К чему приводят эпифитотии?

Эпифитотии – массовое поражение растений инфекционными болезнями на определенной территории в течение определенного периода (месяц, сезон, год, несколько лет), приводящее к массовой гибели растений.

*1. Ответьте на вопросы.

1) Какое средство, найденное в конце XVIII в., позволило справиться с наиболее опасными инфекционными заболевания? 
Вакцинация.
2) Какие учёные внесли большой вклад в применение вакцинации?
Луи Пастер, Эмиль Ру, Александр Эмиль Жан Йерсен, Э. Дюкло, Ш. Шамберлан, Г. Рамон, Ж. Борде, А. Кальмет , И. И. Мечников и др.

*2. Восполните пропуски в тексте.
Меры предупреждения инфекционных болезней:

а) обеспечение безопасности производства, продовольственного процесса, продуктов питания и воды;
б) выполнение установленных санитарных требований в местах хранения и приготовления продуктов и воды;
в) строгое соблюдение правил личной гигиены.

*3. Перечислите общие правила личной гигиены.

1) Мыть руки перед едой;
2) правильно ухаживать за зубами;
3) не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
4) ухаживать за ногтями и волосами;
5) содержать в чистоте одежду и обувь;
6) гигиена умственного труда.
Основная цель данной гигиены – длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости.

*4. Подумайте, какое из общих правил личной гигиены относится к психогигиене. Что, на ваш взгляд, можно ещё к ней отнести?

Гигиена умственного труда. Еще можно отнести все связанное с сохранением и достижением психического здоровья человека. Психогигиена нацелена на удовлетворение основных потребностей: любовь, безопасность, признание и утверждение, чувство успеха, пространство для свободной, творческой деятельности, опыт позитивных воспоминаний, самоуважение.

*5. Отметьте квадраты, соответствующие мерам, которые принимают в случае возникновения инфекционного заболевания.

Ответ: выявление и изолирование заболевших;
проведение вакцинации населения;
проведение дезинфекции с целью уничтожения возбудителей болезни.

*6. Назовите мероприятия, которые проводят для защиты сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.

Изучение возбудителей болезней, причин и условий их возникновения, исследование закономерности развития, распространения массовых вспышек (эпифитотий), рассмотрение общих анатомо-физиологических изменений в больных организмах, иммунитет и карантин растений, организация службы защиты растений от болезней, подготовка прогнозов и появления болезней, средства и методы защиты растений.

Глава 9. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера

*1. Допишите предложение.

Всё, что нас окружает, – это объективная действительность, т. е. существующая независимо от нас. Все стихийные бедствия, которые могут нас поджидать, – это также объективная действительность. Поэтому важно не только выучить явления в природе, но и суметь связать уже известные приметы с надвигающимся бедствием.

*2. Поясните, какие люди по своим психологически характеристикам лучше могут подготовиться к стихийному бедствию.

а) подготовленные;
б) психологически тренированные.

*3. Заполните таблицу. Укажите, что нужно знать, чтобы стихия не застала врасплох.

 §28. Человек и стихия

*1. Дайте определение понятия.

Темперамент – характеристика человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

*2. Заполните схему. Укажите типы темперамента человека в зависимости от их характеристик.

 §29. Характер и темперамент

*3. Ответьте на вопрос.
В каких условиях обязательно проявляется преобладающий тип темперамента?

В экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом.

*4. Темперамент дан нам от природы, характер мы формируем сами. Опишите кратко, как вы создаёте свой характер, воспитываете самостоятельность.

Тренирую силу воли, самостоятельно принимаю решения и несу за них ответственность, выполняю задания на внимательность.

*1. Восполните пропуски в предложениях.

При стихийных бедствиях страх овладевает прежде всего людьми, предрасположенными к беспокойству тревожно реагирующими на окружающий мир. Это во многом зависит от характера типа темперамента.

*2. При достаточно сильной угрозе жизни и здоровью человек любого темперамента может в той или иной степени переживать приступы паники. Отметьте квадраты, соответствующие характерным признакам паники.

Ответ: невозможность вдохнуть полной грудью или помутнение сознания;
бешеное сердцебиение;
дрожь всего тела и сильное потоотделение;
рвота или расстройство желудка; 
онемение или покалывание в теле;
нереальное восприятие происходящего, тело словно не своё;
боль или давящее чувство в груди;
ощущение, что человек вот-вот умрёт или умирает.

*3. Допишите признаки тревожного состояния, которые проходят быстрее тех, что характеризуют панику.

а) Взвинченность (человек на грани срыва);
б) человек легко пугается, не может сосредоточиться или вообще отключается;
в) плохой сон, бессонница;
г) напряжение и боль в мышцах;
д) быстрая утомляемость.

*4. Заполните правое окошко. Укажите, чему нужно научиться, чтобы справиться с состоянием паники и тревоги.

  §30. Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии

*5. Перечислите рекомендации, которые помогают справиться с чувствами и эмоциями после стихийного бедствия.

а) Стараться не оставаться в одиночестве или в окружении людей в таком же состоянии;
б) как можно больше заниматься совместной работой, играми, рисовать, заниматься спортом и т. д.
в) окружать себя любимыми предметами, читать любимые книги, обсуждать их с другими людьми;
г) заниматься психологическими упражнениями по тренировке своей воли и эмоциональной устойчивости.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Глава 10. Наложение повязок и помощь при переломах

*1. Дайте определения понятий.

Повязка – специальные средства, предназначенные для закрепления перевязочного материала или компресса, создания давления на определенную часть тела, обездвиживание поврежденной части тела.
Перевязка – процесс наложения повязки.

*2. Поясните, в каких случаях накладывают повязку.

Практически во всех случаях оказания первой медицинской помощи пострадавшему при ранениях, ушибах, растяжениях, разрывах, переломах костей, вывихах.

*3. При помощи стрелок установите соответствие между видами повязок и их назначением.

 §31. Правила наложения повязок

*4. Заполните схему. Укажите виды бинтов в зависимости от их назначения.

 §31. Правила наложения повязок

*5. Восполните пропуски в перечне правил наложения повязок.

а) При наложении повязок необходимо стоять лицом к пострадавшему, чтобы видеть его состояние; если повязка очень тугая, её надо ослабить;
б) фиксируемая часть тела должна занимать удобное положение;
в) скатанную часть бинта надо держать в правой руке, а конец в левой. Бинтуют слева направо, снизу вверх;
г) бинт должен катиться по бинтуемой поверхности, не удаляясь от нее далеко;
д) любую повязку начинают с фиксирующих ходов;
е) последующий оборот бинта накладывает на половину предыдущего;
ж) повязку необходимо делать двумя руками одновременно: правая рука раскатывает скатанную часть бинта, левая поправляет бинт, разрывает затяжки;
з) начинают и заканчивают повязку на здоровой части тела, завязывают – на расстоянии от повреждения;
и) после наложения плоского бинта накладывают трубчатый соответствующего номера;
к) при значительном повреждении верхней конечности её необходимо подвязать на косынке.

*6. Заполните таблицу. Впишите ответы на вопросы.

 §31. Правила наложения повязок

*1. Дайте определение понятия.

Перелом – полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, сдавления, перегиба или другого воздействия.

*2. Заполните схему. Дайте краткую характеристику каждого вида перелома.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

*3. Поясните, какие переломы изображены на рисунках.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

*4. Восполните пропуски в формулировках общих правил оказания первой помощи при травме кости.

а) Пострадавший должен лежать неподвижно и двигать поврежденной рукой или ногой;
б) шину нужно наложить на повреждённую конечность так, чтобы обеспечить ей неподвижность.

*5. Восстановите цепочку действий при оказании помощи пострадавшему с открытым переломом и кровотечением.

1) На 3 – 4 см выше раны наложить чистую повязку.
2) На чистую повязку наложить жгут.
3) На рану наложить стерильную повязку.
4) Наложить шину.

*6. Посмотрите на рисунки и определите способы наложения шин.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших а) валик для пальцев; 
б) палки, переложенные полотенцем - шина для предплечья;
в) шина с поддерживающей повязкой;
г) шина для ноги;
д) здоровая нога в качестве шины;
е) прибинтованные руки к туловищу при переломе.

*7. Заполните правое окошко.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

*8. Заполните схему.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

*9. Укажите положение пострадавшего при транспортировке в зависимости от их места перелома.

Стопа – свободное.
Бедро – на спине. 
Кисть – свободное.
Голень – сидя или лежа.
Плечо, предплечье – свободное.

*10. Посмотрите на рисунки и определите, что на них изображено.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

*11. Посмотрите на рисунки и определите, что на них изображено.

 §32. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших

Основы здорового образа жизни

Глава 10. Режим учёбы и отдыха подростка

*1. Дайте определение понятия.

Режим – правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца или года

*2. Заполните схему.

 §33. Режим – необходимое условиемздорового образа жизни

*3. Заполните таблицу. Сформулируйте последствия, к которым приводит несоблюдение режима питания, учёбы и отдыха.

 §33. Режим – необходимое условиемздорового образа жизни

*4. Допишите предложения.

Учёба – это умственная деятельность.
Длительная и интенсивная умственная деятельность может вызвать утомление.

*5. Допишите, чего требует умственная деятельность.
Умственная деятельность требует:

напряжения клеток коры головного мозга;
ограничения в движениях и позах.

*6. Отметьте квадраты, соответствующие признакам переутомления.

Ответ: снижение успеваемости;
потеря аппетита;
плаксивость и раздражительность;
нарушение сна.

*7. Заполните таблицу. Сформулируйте проявления умственного утомления.

 §33. Режим – необходимое условиемздорового образа жизни

*8. Заполните схему.

 §33. Режим – необходимое условиемздорового образа жизни

*9. Заполните таблицу изменения работоспособности подростков в течение суток.

 §33. Режим – необходимое условиемздорового образа жизни

*1. Поясните, почему одним из основополагающих принципов режима является строгое его выполнение, недопустимость частых изменений.

Это связано с тем, что организм человека привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, а всякое нарушение режима приводит к расстройству этой налаженной системы, что влечет за собой негативные изменения в организме.

*2. Восполните пропуски в предложениях. 
Второй принцип режима заключается в том, что:

а) все виды намеченной в нём деятельности должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга;
б) отдых должен обеспечивать их полное восстановление.

*3. Заполните таблицу.

 §34. Профилактика переутомления и содержания режима дня

*4. Отметьте квадраты, соответствующие требованиям к рабочей позе учащегося.

Ответ: плечи развёрнуты, локти на столе;
расстояние между туловищем и краем стола 3 – 5 см;
прямое положение тела;
грудь не упирается в край стола.

*5. Составьте свой распорядок дня.

 §34. Профилактика переутомления и содержания режима дня

*6. Восполните пропуски в перечне рекомендаций по повышению эффективности самоподготовки.

а) начинать уроки надо с письменных заданий средней трудности, затем переходить к трудным урокам;
б) не нужно оставлять трудные задания на конец;
в) при выполнении устных заданий целесообразно несколько раз прочитать текст, выделить в нём главное, которое можно в виде плана записать в тетрадь;
г) заучивание текста хорошо производить во время ходьбы по комнате;
д) заучивать лучше с вечера, а утром повторить;
е) во время занятий каждые 20-30 минут нужно устраивать короткий перерыв для отдыха: проделать несколько физических упражнений, а также упражнения для глаз.



Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106

Поделись с друзьями: