ГДЗ ответы по экологии 7 класс рабочая тетрадь Кучменко Громова


Описание решебника

Рабочая тетрадь разработана к учебному пособию "Экология животных" для 7 класса (Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О.), выпускаемому издательским центром "Вентана-Граф". Предлагаемые в ней задания охватывают содержание программы "Экология животных" (автор И.М. Швец) и сгруппированы по учебным темам, которые согласуются с главами учебного пособия. Задания повышенной сложности отмечены знаком (*). Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий. ГДЗ ответы на вопросы по экологии 7 класс рабочая тетрадь Кучменко Громова ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

*1. Знания каких наук объединяются в экологию животных? Дополните схему.

 Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет

*2. Какие знания, полученные различными научными дисциплинами, необходимо использовать для сохранения разнообразия живых существ?

Математика: точный подсчет сохранившихся особей того или иного исчезающего вида животных, предсказывание исчезновения вида и прогнозирование мер недопущения исчезновения животных (на уровне статистики).
Физика: воздействие выбросов промышленных предприятий с воздушными массами, водой, влияние химических и радиоактивных веществ на окружающую среду.
Биология: условия размножения исчезающих видов животных, последствия интенсивной вырубки лесов и способы поддержания необходимых условий существования для исчезающих видов.
География: основные воздушные и водные потоки в данной местности и поступающие вместе с ними вредные вещества, ареолы обитания животных, воздействие климата и различных осадков на окружающую среду.

*3. Отметьте один неверный ответ.
Биосферная роль животных на планете Земля включает в себя:

Неверный ответ – в) распространение живого вещества по планете Земля

*4. Вспомните, что такое биотические взаимодействия. Дайте определение.

Биотические взаимодействия – факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.

*Как влияют животные на представителей других царств живого? В чём проявляется их положительное и отрицательное воздействие на живые организмы? Составьте план ответа на эти вопросы.

Хищники поедают травоядных, в этом суть пищевой цепочки, всё в природе взаимосвязано. 
Они охотятся на ослабленных болезнью или бескормице животных, что приводит к оздоровлению вида. 
Чистка тела и зубов.
Симбиоз.

*5. Все животные испытывают воздействие окружающей среды и сами на неё влияют. Составьте краткий рассказ о таком взаимодействии, которое вы могли наблюдать на школьном дворе, пришкольном участке или около своего дома.

Когда зимой мало выпадает осадков, в засушливую весну червей появляется немного. Когда же выпадет много осадков, то червей очень много появляется. Черви роют землю, делая в ней годы с одной стороны, а с другой происходит обогащение кислородом земли, что благоприятно для растущих в ней растений. Это наблюдают ежегодно примерно с марта. Если дождливая весна, то червей много и все газоны изрыты.

*6. Дополните рассказ о взаимоотношения животных и человека.

Невозможно переоценить роль животных в жизни человека. Конечно, они имеют большое практическое значении: из их шерсти и шкур человек изготавливает одежду. Перевозить грузы помогают рабочая сила лошадей, ослов, верблюдов, собак
Человек использует в пищу произведённые животными продукты питания: молоко, сыр, кефир, сметана и другие молочные продукты.
Собаки – лучшие друзья человека, так как
 охраняют нас и наше имущество. Животные также являются для нас источником хорошего настроения, воспитывают в людях чувство прекрасного. Многим нравятся скаковые лошади,собаки, которые преданы и верны, кошки, которые ласковы и игривы.
В трудную минуту нас поддерживают домашние любимцы – собаки, кошки и др., так как они сразу чувствуют, что нам плохо.
Песня птиц ранней весной извещает о конце зимы. Но некоторые животные являются причиной заболеваний человека. Например, лисицы или уличные собаки, которые могут переносить бешенство.
Для того чтобы избежать этих заболеваний необходимо знать особенности жизнедеятельности животных и соблюдать правила гигиены.

*7. Вспомните, какие условия существования воздействуют на растения.

Свет, влага в воздухе и в почве, температура, наличие и концентрация солей в почве, ветер и некоторые другие.

*Подумайте и ответьте, все ли эти условия важны для животных.

Нет, не все. Концентрация солей в почве не очень важна для животных.

*8. Отметьте правильный ответ.
Предельными условиями существования называют

г) условия, ограничивающие жизнь и размножение животных в данной среде.

*9. Перечислите предельные условия существования, которыми ограничено распространение животных на поверхности суши.

Воздух, влага (в виде воды), солнце (без тепла маловероятно чье-либо выживание), кислород (без него все погибнут), пища, земное покрытие, солнцезащитный покров тела животного, видоизмененная поверхность тела, радиационные лучи.

*10. Перечислите среды обитания.

Водная среда обитания, наземно-воздушная среда обитания, почвенная среда обитания, организменная среда обитания.

*Объясните, чем жизнь животных в этих средах отличается от жизни растений.

В организме растения жить не могут, а животные могут. Растениям нужен свет для роста, животным нет. Растения приспособлены к определенным условиям.

*11. В каких пределах могу изменяться температурные условия обитания животных?

Во временных пределах суток: дневная и ночная температура, влажность, состояние воздуха, освещенность, состояние жилища. Для каждого животного температурный предел свой, однако все животные способны приспосабливаться. От -50℃ до +60℃.

*Как различные представители царства Животные приспосабливаются к изменениям температуры?

Существует два вида животных: хладнокровные и теплокровные. К первым относятся рыбы, ящерицы, насекомые. Они холода переносят в не активном состоянии. Ко вторым относятся птицы, млекопитающие. У них в холодное время года закономерно увеличиваются размеры тела и вес внутренних органов, имеющих отношение к регулированию процессов обмена (сердце, почки, печень) и уменьшаются выступающие части тела (уши, хвост).

*12. Продолжите предложения.

Большинство растений являются автотрофами, так как могут вырабатывать органические вещества из неорганических.
Животный потребляют готовое органическое вещество, потому что не могут вырабатывать органические вещества из неорганических, а только синтезируют белок (преобразуют органические вещества).

*13. Как вы думаете, какие органы нужны животным для пассивного питания? Для примера рассмотрите питание пресноводной гидры (1), беззубки (2), губки бодяги (3).

 Тема 2. Условия существования животных

*14. Расскажите, как приспособлены животные к активному питанию. Для примера рассмотрите питание мухи или комара.

Многие животные, например, комары, мухи, значительную часть жизни проводят в воздухе. У них имеются крылья, с их помощью они способны летать в воздухе в поисках пищи. Комары питаются нектаром и соками растений, но у многих видов ротовой аппарат самок приспособлен для прокалывания кожи животных-хозяев, чтобы сосать их кровь (эктопаразитизм). У некоторых видов самка должна получить питательные вещества из крови жертвы, прежде чем она сможет производить яйца, тогда как у многих других видов после питания кровью самки приобретают способность производить больше яиц. Оба источника питания в виде сахаров (углеводов) являются источником энергии для комара. Мухи могут поглощать лишь жидкую пищу, для потребления твёрдой они предварительно растворяют её в слюне.

*Составьте план посещения искусственных мест обитания животных, расположенных рядом со школой (заказник, ферма, зоопарк, питомник). Заранее подумайте, какие условия обитания необходимо сохранить при размещении животных в неволе.

Зоопарк.
Белый медведь, рысь, леопарды, гепард, тигры, львы, обезьяны, черепахи, змеи и другие рептилии, козы, зебры, японские макаки, зубры, жирафы, павлины, утки, тюлени, водные и околоводные птицы, попугаи, различные грызуны (зайцы, белки, муравьеды).

*Что может случиться при их размещении в неволе?

Они могут погибнуть, заболеть, скучать, перестать воспроизводить свое потомство.

*По окончании экскурсии составьте отчёт об условиях обитания увиденных животных. Используйте план.

1. Представители царства Животные: летом обитают в открытых вольерах, зимой в крытых. У каждой особи есть место, где она могла бы пройтись.
2. Естественные места обитания животных (среды жизни, условия обитания): в биосфере животные населяют все среды обитания (от высот атмосферы до океанических глубин).
3. Приспособления к естественным условиям обитания: все организмы обладают разнообразными приспособлениями к условиям обитания. Эти приспособления развиваются в процессе эволюции в два этапа. Вначале у организмов из-за мутационной и комбинативной изменчивостей появляются новые признаки. Затем эти признаки испытываются естественным отбором на их соответствие условиям среды.

*15. Вспомните, какие существа являются авто- и гетеротрофами одновременно. Объясните, в чём преимущества смешанного способа питания.

Эвглену зелёную из типа жгутиконосцы. Преимущества смешанного питания: при недостатке света могут питаться другими, а при достатке света могут особо не охотиться, так как хлоропласты вырабатывают питательные вещества.

*16. Опишите условия обитания паразитических червей.

Паразиты – организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма хозяина или его пищей и либо заглатывают и переваривают твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывают жидкие органические вещества всех поверхностью тела или с помощью специальных органов (клещи, клопы).

*Подумайте и назовите условия, которые являются для них предельными.

Длительное пребывание без хозяина.

*17. Животные, обитающие в подземных пещерах, приспособлены к особенным условиям существования. Рассмотрите схематический рисунок и назовите приспособления протея к жизни в отсутствии света.

 Экскурсия «Условия обитания животных»

*18. Дополните текст об условиях существования диких животных.

В нашей местности неблагоприятные условия существования для животных наступают в холодное время года (зимой). Животные по-разному приспособлены к выживанию в это время: некоторые ведут кочевой образ жизни,другие впадают в спячку, остальные же делают запасы корма. Человек помогает животным выжить в неблагоприятных условиях, например: делает кормушки для животных, приходит в места обитания животных и подкармливает их (к примеру, таких птиц, как синички, голубы, вороны, воробьи, снегири).

*19. В пустынях наблюдается резкое колебание температур от лета к зиме: разность может достигать 100 градусов (от +50℃ до -50℃). Почему пустынные животные, приспособленные к таким перепадам, не могут жить в более влажных районах?

Некоторые могут. Так зеленая жаба встречается и в пустынях и в других зонах. Но, как правило, пустынные животные приспособились к очень сухим условиям (в первую очередь – сухому воздуху) и в зонах с более влажным климатом погибают от избытка влаги. Кроме того в пустынных зонах в воздухе очень мало активных спор микроорганизмов, и пустынные животные с трудом выдерживают выский "прессс" микробов в других условиях. Не случайно пустынные млекопитающие часто страдают в других зонах (например в зоопарках) от легочных инфекций. 
Еще одна причина- малое количество корма в пустыне (а если корм и есть- то низкопитательный) . Так при содержании в неволе, фаланги часто гибнут от ожирения, у псаммомусов (пустынных грызунов) , от избытка корма с высоким содержанием крахмала начинается диабет. Еще одна причина- животные пустынь приспособились к высокому содержанию ультрафиолета в дневном свете. Вне зоны пустынь им просто не хватает ультрафиолета, и, как следствие, витамина Д3.

*20. Составьте рассказ о жизни зайчонка, после того как дети принесли его домой с прогулки в весеннем лесу. Используйте знания об условиях существования зайцев в природе.

Он очень напуган. Дети поместили его в коробку без крышки, но накрыли покрывалом, оставив отверстие для того, чтобы поступал воздух. В коробку положили немного клевера, одуванчиков, иван-чай, принесенные из леса, и периодически из детской соски кормят его молоком, а на то место в коробке, куда положили зайчонка, поместили траву, чтобы ему было тепло и комфортно.

*Как вы считаете, правильно ли поступили дети?

На мой взгляд, дети поступил неверно.

*21. Как вы думаете, в каких географических зонах в природе обитают большинство аквариумных рыб?

В Юго-Восточной Азии.

*Почему пресноводных рыб из открытых водоёмов Средней полосы трудно содержать в аквариуме?

Потому что невозможно создать столь сложную и разнообразную кормовую базу, как в открытых водоемах Средней полосы России.

*22. У пингвинов хорошо развита грудная мускулатура, хотя они не летают. Какова причина этого приспособления?

В ходе эволюции пингвины перестали летать, но они много плавают.

*23. Детёныши рыси рождаются беспомощными и слепыми, а детёныши сайгака уже через несколько часов могут следовать за матерью. Подумайте, как это связано с условиями обитания названных животных.

Рысь – это хищное животное, сайгаки – нет. 
Если бы сайгаки рождались беспомощными, то в ходе эволюции вымерли.

*25. Назовите характерные условия обитания животных в различных природных зонах Земли. Заполните таблицу.

 Экскурсия «Условия обитания животных»

*26. В настоящее время экологи отмечают сокращение видового разнообразия животных на Земле. Объясните, как снижение количества видов влияет на устойчивость природных сообществ.

Чем количество видов меньше, тем легче распространить и увеличить количество особей в данном виде. Потеряв же некоторые виды, можно потерять и другие, так как нарушится цепочка питания.

*27. Вспомните, какие приспособления для жизни на суше имеют наземные животные. Приведите примеры таких приспособлений в разных условиях.

Засуха: миграция (слоны), образование защитный покровов (раковины улиток, роговые покровы рептилий), впадение в анабиоз (рыбы, земноводные в африканских и австралийских пересыхающих водоёмах), физиологические способы – образование метаболической воды (воды, образующиеся в результате обмена веществ за счёт переработки жиров) – верблюды, черепахи, овцы.
Заморозки: животные меняют шкуру (заяц, белка), накапливают подкожный жир (белый, бурый медведи и другие)
Высокие дневные температура: сидят в воде (крокодилы)
Обильные дожди: растут и размножаются (дождевые черви)

*28. Объясните, как водная среда обитания влияет на образ жизни рыб.

В водных местообитаниях количество кислорода, углекислого газа и других атмосферных газов, растворенных в воде и потому доступных организмам, сильно варьирует во времени. В водоемах с высоким содержанием органических веществ кислород является первостепенным лимитирующим фактором. Содержание кислорода в поверхностном слое воды зависит, главным образом, от обмена газом между воздухом и водой и варьирует в пределах 6 -12 млн-1. Растворимость газа уменьшается при повышении температуры и увеличении солености воды. На большой глубине, где отсутствует контакт с атмосферой, этот обмен зависит от расхода кислорода на биологические процессы и пополнения его запасов при смешивании с водой, более богатой кислородом. Скорость диффузии растворенного кислорода в массу воды, истощенную по кислороду, является локальной характеристикой.

*29. Костистые рыбы приспособлены к жизни в самых различных водоёмах, на разных глубинах. Их способ питания тесно связан со строением их тела. Сделайте предположение, в каких условиях и как питаются рыбы, изображённые на рисунке.

 Тема 3. Среды жизни

*30. Бентос – это живые организмы, обитающие на дне водоёмов. Подумайте, какие формы питания и защиты характерны для таких животных.

Питаются: хищничество, пожирание взвеси, грунтоедство, фильтрование, соскребание. 
Защита: желетелость, отпугивающий внешний вид.

*31. Отметьте неверные ответы.
В состав планктона входят:

б) киты, дельфины

*32. Укажите, какие приспособления для жизни в воде и на суше имеются у лягушки.

Для воды: - голая кожа, богатая железами, для которой опасно иссушение; - перепончатые лапы; - расположенные на возвышениях глаза и ноздри. 
Для суши: - выпуклые глаза с подвижными веками и слёзными железами; - наличие барабанных перепонок; - легочное дыхание.

*33. Для передвижения в воздушной среде животные имеют крылья (таковы, например, птицы, насекомые, летучие мыши). Вспомните, какие ещё приспособления помогают животным передвигаться в воздушной среде. Нарисуйте несколько животных, отразив их приспособления к полёту.

Обтекаемость тела. 
Облеченная конструкция (полые кости). 
Облечение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц).

 Тема 3. Среды жизни

*34. В ясные тёплые дни в конце лета можно наблюдать, как ветерок разносит лёгкие нити-паутишки. Объясните, с какой целью пауки покидают наземную среду обитания, к которой прекрасно приспособлены.

Это маленькие паучки, которые только еще вылупились из кокона, они не покидают наземную среду обитания, а просто перемещаются в другое место в более приемлемую для каждого из них среду обитания ( то есть место, где они будут жить, вить паутину, разводить потомство).

*35. Икринки лягушек одного вида развиваются в течение одинакового числа дней, а яйца ящериц одного вида – в течение разного числа дней. Сравните характеристики сред жизни, в которых обитают эти животные. Объясните, почему сроки развития яиц у ящериц одного вида различны.

У видов, обитающий в умеренном климате, например у большинства ящериц нашей фауны, эмбрионы развиваются 30-60 дней и молодые появляются на свет в конце лета или в начале осени. У видов, живущих в тропиках, продолжительность развития часто резко возрастает, достигая 8-9 месяцев. Биологически это связано с тем, что время появления молодых приурочено здесь к наиболее благоприятному периоду года, например к окончанию сезона дождей.

*36. Гуси, журавли, утки и другие крупные птицы при дальних перелетах летят клином. Подумайте и кратко ответьте, чем объяснить такую форму стаи.

Первой летит самая сильная и опытная птица. Сзади неё создаётся пространство с разряженным воздухом, за счет этого другим птицам легче лететь. Когда первая птица устает, то она уступает свое место другой, а сама переходит в конец, чтобы отдохнуть.

*37. Продолжите предложения.

У китов, моржей и тюленей высокая температура тела сохраняется благодаря тому, что у них есть толстый слой подкожного жира!
Некоторые млекопитающие хорошо ныряют и способны долго пребывать под водой благодаря тому, что их мышцы способны удерживать (и отдавать) кислород.

*38. Заполните пропуски в тексте.

Взрослые стрекозы прекрасно приспособлены к воздушной среде обитания: у них хорошо развиты крылья, тело лёгкое, обтекаемое. Самки стрекоз-люток откладывают яйца в коре прибрежных деревьев. В период откладки яиц они обитают в воздушно-водной среде. Личинки стрекоз являются активными хищниками. Они имеют жабры и длинные ноги, густо покрытые щетинками и приспособленные для плавания в водной среде.

*39. Продолжите предложение.

Водоёмы являются жилищем для водных животных, так как защищают своих обитателей от хищников, которые живут на суше, являются местом для выращивания потомства, содержат запасы пищи и минеральных веществ.

*40. Членистоногие обитают во всех средах жизни. Какие особенности строения тела помогают им в этом? Приведите примеры.

Тело членистоногих сегментировано и разделено на тагмы. Полностью покрыто хитинсодержащей кутикулой, в которой выделяются более плотные участки: склериты и гибкие мембраны. Растут только во время линек. У ракообразных скелет пропитан карбонатом кальция, которые защищают их от неблагоприятных окружающих условий.

*41. Амёб поместили в сосуд с кипячёной водой, охлаждённой до комнатной температуры. Подумайте и объясните, что может с ними произойти в ближайшее время и почему.

Они погибнут, так как в кипяченой воде амёбы не найдут себе питательные вещества в сосуде с кипяченой водой.

*42. В паузах листьев высоких тропических пальм обитают множество мелких животных, не обладающих крыльями. Как вы думаете, какими способами они расселяются по новым, выросшим деревьям?

Они сдуваются ветром и расселяются на новые деревья, а также переносятся птицами.

*43. В фантастических рассказах можно встретить описание Земли будущего – планеты-города, полностью лишённого почвы и покрытого асфальтом. Почему это невозможно?

Если не будет почвы, то не будет и растений, деревьев. Без них не будет вырабатываться кислород, а значит, жизнь на такой Земле будущего невозможна.

*Составьте краткий рассказ о роли почвы как среды обитания животных.

Как среда обитания, почва представляет сложную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Это, по мнению М.С. Гилярова, дает основание предполагать, что она явилась той средой, через которую первоначально водные обитатели смогли перейти к наземному образу жизни. Твердую часть образуют в основном минеральные компоненты (размеры частиц до 3мм), соотношение которых определяет механический состав, структуру, пористость, воздухо- и водопроницаемость, а также воздушный, водный и температурный режим. Помимо этих неживых компонентов в почве располагаются корни растений, обитает много крупных и «мириады» мелких и мельчайших животных. В круговороте веществ в почве, растения выполняют роль продуцентов, образующих органическое вещество. Животные производят механическое и биохимическое разрушение его (фитофаги, хищники, сапрофаги, капрофаги). Микроорганизмы синтезируют и разлагают почвенный гумус. Всю совокупность живущих в почве организмов называют эдафоном. По этой причине В.И.Вернадский отнес почву к особым биокосным телам природы, тем самым подчеркивая насыщенность ее жизнью и неразрывную связь ее неорганических компонентов с живыми

*44. Какие приспособления к жизни в почве есть у живущих в ней животных? Опишите условия существования и приспособления к ним у дождевого червя.

Кожа покрыта слизью, что уменьшает трение, облегчает дыхание, наличие щетинок на брюшной стороне, помогает передвигаться, наличие кольцевых и продольных мышц, что позволяет передний конец с помощью кольцевых мышц сделать тонким и протиснуть в щели в почве, закрепляясь щетинками, подтягивая задний конец, утолщаясь, двигается вперед. При необходимости в плотной почве он проедает себе дорогу, пропуская почву через пищеварительный тракт.

*45. Подумайте, как влияют пожары на почвенных животных. Почему нельзя ранней весной выжигать сухую траву на газонах и лугах?

В сухой траве на газонах и лугах ранней весной находятся животные, микроорганизмы. Если сжечь эту сухую траву, то погибнут микроорганизмы и животные, а так же погибнут те, кто в начале весны просыпается и пробирается поближе к поверхности почвы.

*Нарисуйте эскиз плаката и придумайте надписи на нём, призывающие к защите обитателей почвы.

 Тема 3. Среды жизни

*46. Вытаптывание почвы людьми на лугах и лесах, соседствующих с крупными городами, приводит к резкому снижению разнообразия и изменению состава растительности. Объясните это явление, используя знания о влиянии почвенных животных на плодородие почвы.

Вытаптывание происходит там, где людно. Животные уходят на более безлюдные территории, а без животных не происходит проникновение воздуха в более глубокие слои почвы.

*47. Какие приспособления имеются у животных-паразитов к обитанию в других организмах? Влияют ли эти приспособления на жизнеспособность организмов-хозяев?

Они приспособлены к недостатку освещения, кислорода и питания, так как хозяин не всегда абсолютно здоров и сыт.

*48. Объясните, почему нельзя приобретать пищевые продукты с рук без проверки органами санитарного контроля.

Потому что только санитарный контроль может гарантировать безопасность приобретаемых товаров и то, что они не заражены какими-либо паразитами, вирусами, бактериями и прочими живыми организмами, которые могут стать паразитом в организме человека и нанести вред его здоровью.

*49. Оса-наездник является паразитом многих насекомых. Самка откладывает яйца в тело гусеницы, и затем им питаются вылупившиеся личинки. Каким образом человек использует приспособленность наездника к паразитическому образу жизни?

Человек разводит ос-наездниц в садах для того, чтобы эти насекомые-паразиты уничтожали гусениц и других животных, уничтожающих урожай в садах и на огородах.

*50. Составьте краткий рассказ о средах жизни животных, обитающих в вашей местности. В рассказе постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Какие среды жизни населены животными?
2. Как приспособлены животные к жизни в этих средах?
3. В какой среде наблюдается наибольшее видовое разнообразие животных?

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области животными населены все среды жизни. 
Так как на данной территории умеренный климат, переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому, то животные, живущие здесь, приспособлены именно к нему.
В умеренном климате, животные приспособились к сравнительно долгой и холодной зиме путем накоплением подкожного жира и собиранием запасов (белки, бурундуки). Некоторые животные на зиму впадают в спячку.
Нельзя выделить какую-либо среду обитания по количеству живущих в ней животных, так как представителей живущей в каждой из сред обитания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области очень много: это и различные моллюски, паукообразные, ракообразные, насекомые, круглоротые и рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, а также птицы и млекопитающие.
Вот примеры птиц, живущих в Ленинградской области: Гагара белоклювая, Гагара чернозобая, Гагара краснозобая, Поганка красношейная, Чомга, Поганка серощекая, Поганка черношейная, Поганка малая, Качурка северная, Пеликан розовый, Баклан хохлатый, Баклан большой, Цапля серая, Цапля рыжая, Цапля большая белая, Цапля малая белая, Каравайка, Шилохвость обыкновенная, Широконоска, Свиязь обыкновенная, Кряква обыкновенная, Нырок красноголовый, Чернеть хохлатая, Казарка черная, Казарка канадская, Казарка белощекая.

*51. Школьники на уроках труда изготовляют к весне домики для птиц – скворечники, синичники, дуплянки. Почему в некоторых домиках никогда не поселятся птицы?

Потому что для постройки скворечников нужно знать все тонкости, например: Оптимальный размер донышка должен быть не больше площади дупла, которое обычно долбит в деревьях большой пестрый дятел: 10х10, 12х12 или 10х12 см. Если апартаменты будут больше, то в них выживут 4-5 птенцов, которых родители не смогут кормить должным образом. Потомство вырастит хилым, болезненным и не выдержит трудного перелета в теплые края. Кроме того, слабые особи - это разносчики различных болезней.

*Нарисуйте птицу, а рядом – домик, пригодный для обитания выбранной вами птицы.

 Тема 4. Жилища в жизни животных

*52. Лежбище морских котиков постоянно охраняется. Какие причины могут помешать им вернуться на лежбище? Составьте краткий рассказ на эту тему.

Морские котики приходят на береговые лежбища только в сезон размножения. Если постоянно держатся вблизи побережий, то котики около полугода вообще не выходят на берег, живя в открытом море. При этом их устой подшерсток остается сухим. Все размножение северных морских котиков проходит на немногих лежбищах. Звери, особенно самки, из года в год придерживаются одних и тех же мест размножения. Наблюдения за мечеными животными показали, что самки выходят не только на том же лежбище, но и у тех же камней, где лежали ранее. К берегам Командорских островов котики начинают приходить в мае. Первыми появляются самцы-секачи. Вначале они лежат в беспорядке, но затем приступают к охране своих участков. В первые дни они изгоняют со своих участков только взрослых самцов, терпимо относясь к более молодым, но ближе к июню прогоняют всех. В июне начинают подходить самки, образуя скопления на участках самцов. Лежбище заполняется, прежде всего, в центральной его части. Каждый самец стремится удержать самок, находящихся на его охраняемом участке. Прибытие новых самок может длиться до конца июля. Придя на лежбище, самка через день-два рождает детеныша, а еще через несколько дней спаривается с самцом. В дальнейшем около трех дней самка находится на лежбище, кормит детеныша, а затем уходит в море кормиться на пять–семь дней. Детеныш в это время остается на лежбище. Далеко от места своего рождения он не уходит. Детеныши, матери которых ушли кормиться, образуют скопления, так называемые «детские сады», или «детские площадки». Там им безопаснее, так как жизнь лежбища напряженная и бурная. Вернувшись на лежбище, самка отыскивает именно своего детеныша и кормит только его, чтобы дня через два снова уйти в море. Каждый зверь охраняет участок, на котором старается удерживать самок и не пускать туда других самцов.
Опасность представляют как разъяренные самцы, так и крупные хищника, а так же браконьеры, охотящиеся за шкурами этих животных, ведь их мех является самым дорогим.

*53. Дальневосточная горбуша обитает в морях, но нерестится в верховьях рек. Какие преимущества получает данный вид благодаря разделению мест обитания рыб разного возраста?

Мальки изолированы от большинства хищников и это позволяет добиться большого прироста водного «населения». Исключается каннибализм, так как детеныши и выросшие рыбы находятся в разных местах и не пересекаются. Так же это помогает не умереть от голода, так как горбуша очень многочисленна и если бы она обитала в одном месте, то голодала бы, потому как спроса на корм гораздо больше, чем самого корма

*54. Рассмотрите рисунок, на котором изображены норы сурков.

 k

*55. Степные птицы при устройстве гнезда вплетают в него травы, обладающие сильным запахом. Объясните, зачем они это делают.

Чтобы отпугивать насекомых и нежелательных гостей от своих гнезд.

*56. Кратко опишите, как дикие травоядные животные, обитающие в степях, способствуют:

размножению растений: Белка и барсук. С помощью помета, семена через помет прорастают. Белки часто закапывают орехи и шишки, делая заначки, а затем забывают о них;
повышению плодородия почвы: Белка и барсук, с помощью помета.

*57. Чем растения привлекают насекомых? Какое это имеет значение для растений?

Растения привлекают насекомых запахом и цветом. Насекомые переносят пыльцу и тем самым опыляют растения, что непосредственно дает возможность размножаться растениям, находящимся на расстоянии друг от друга.

*58. Опишите значение растения-хозяина для паразитического животного.

Растение – хозяин создает среду, в которой живет паразитическое животное и кормит его. Для животного растение дает ему самое главное – жизнь.

*59. Как вы думаете, питается ли белый медведь пингвинами? Ответ обоснуйте.

Не питается белый медведь пингвинами, так как они находятся на различных полюсах.

*60. Вспомните, в каких природных условиях живут растения-хищники. Расскажите, почему у этих растений возникла потребность в питании насекомыми.

Они растут там, где сыро и недостаток питательных веществ и где достаточно много различных насекомых. У этих растений не было другого шанса выжить.

*61. Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Как вы думаете, повторится ли эта история в жизни, если яйцо лебедя окажется в гнезде домашней утки? Свой ответ обоснуйте.

Скорее всего, будет то же самое, что и в сказке. Утка не заметит, что у нее чужое яйцо и будет высиживать и его, ведь утки хорошие матери и должным образом относятся к потомству.

*62. Зайцы не строят убежища для зайчат. Зайчиха кормит любого зайчонка, встретившегося ей во время передвижения по лесу. Объясните значение такого поведения для выживания животных.

У зайцев очень много различных врагов и от всех не защитить детенышей. Самое безопасное для них – это движение. Поэтому они и убегают. Кормят детенышей своих и чужих, чтобы популяция не исчезла.

*63. Рассмотрите рисунок, который отражает взаимовыгодные отношения между раком-отшельником и актинией.

 Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных *Как вы думаете, какие функции выполняет каждое животное в таком взаимодействии и какую пользу получает каждое из них?

Рак-отшельник живет только в чистой воде и актиния тоже, поэтому актиния с удовольствием путешествует на раке. Она чистит его панцирь, поэтому раку тоже хорошо.

*64. Выберите из предложенных вариантов тот, который правильно характеризует тип биотического взаимодействия зайца-беляка и зайца-русака, встречающихся в одном лесу.

б) нахлебничество

*65. Отметьте правильный ответ.
Взаимовыгодные отношения возникают между:

б) хозяином и паразитом
в) шмелём и клевером

*66. Ёж – насекомоядное животное. Зубы у него мелкие, острые, приспособленные только к захвату пищи, но не к откусыванию и пережёвыванию. Вспомните, чем питается ёж. Может ли он употреблять в пищу растения? Найдите ошибку в иллюстрации к детской сказке.

 Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных

*67. Для миноги характерно наружное пищеварение. Она прикрепляется к рыбе, прокусывает покровы и впрыскивает внутрь пищеварительные соки, а затем высасывает питательную жидкость. Маленькие миноги подолгу «путешествуют» на крупных рыбах, образуя на их коже язвы, а взрослые – быстро поедают мелких рыб. Смена каких форм взаимоотношений с рыбами происходит на протяжении жизни одной миноги?

Паразитизм и хищничество.

*68. Какую пользу человеку приносят хищники – уж, полоз, безногая ящерица веретеница, ёж? Какие изменения произойдут в лесном сообществе, если численность этих животных снизится, например, в результате истребления человеком?

Они поедают мышей и других паразитов, грозящих целостности имущества людей и переносящих различные болезни, заражая домашних животных и самих людей.

*69. При сильном увеличении численности северных оленей, населяющих тундру, среди них резко возрастает число особей, больных паразитарными заболеваниями. Какое значение имеет это явление для природы тундры? Свой ответ кратко обоснуйте.

Если будет слишком много оленей, то они уничтожат весь лишайник, вытопчут и другие растения. Поэтому природа не допускает перенаселения животных.

*70. Какова роль микроорганизмов в питании травоядных животных? Что происходит с этими животными в случае гибели полезных микроорганизмов, населяющих их желудок и кишечник?

Они не в состоянии переваривать пищу и погибают, поэтому микроорганизмы жизненно необходимы животным.

*71. Отметьте правильный ответ. 
Наиболее высока вероятность гибели диких животных в лесу:

а) при сильном лесном пожаре

*72. Рассмотрите рисунки. Отметьте знаком «+» изображения животных, ведущих ночной образ жизни.

 Тема 6. Свет в жизни животных

*73.В Арктике летом солнце не уходит за горизонт. Такой световой режим позволяет быстро расти молодым животным. Почему?

Солнце пригревает и прикармливает животных.

*74. Почему белые медведи рождаются в полярную ночь, в снежной берлоге?

Все медведи рожают зимой в берлоге. Потому что под снегом в берлоге тепло и для того, чтобы к моменту наличия пищи весной они уже были большими и могли совершать за матерью длинные переходы.

*75. Ответьте, почему в настоящее время кораллы живут только в морях тропического пояса.

Кораллы живут там, где теплые морские течения, вне зависимости от того тропики это или нет.

*Перечислите условия, необходимые для их жизнедеятельности.

Должно быть тепло, вода должна быть не пресная.

*76. Каковы приспособления животных к жизни на больших глубинах, где отсутствует солнечный свет?

Их тела плоские, чтобы не раздавило давление. У некоторых есть светящиеся фосфорные органы, которые позволяют увидеть добычу.

*Чем питаются эти животные?

Остатками тел животных, падающих на дно водоема, придонными животными, мелкими животными, живущими на этой глубине.

*77. Отметьте правильный ответ.
Фактором, которые не позволяет земноводным заселять тропические острова, удалённые от материка, является

б) большое расстояние между островом и материком

*78. Отметьте правильный ответ.
Предельным условием существования животных в пустыне является

г) количество влаги

*79. Назовите приспособления, имеющиеся у животных для защиты от потери влаги.

Чешуя (как у крокодила и игуаны), мальпигиевы сосуды у насекомых – для экономного выведения жидкости (впадают в кишечник); хитиновый покров.

*80. Отметьте правильный ответ.
Выделение слёз у крокодила помогает ему

б) удалить из организма избыток минеральных солей

*81. Как вы думаете, почему после обильного дождя дождевые черви, выползают на поверхность почвы?

Из-за вибрации, которая ассоциируется с приближением крота.

*82. Заполните таблицу.

 Тема 7. Вода в жизни животных

*83. Заполните пропуски в тексте.

Наземные животные, как правило, пьют воду. Вода поступает в организм водных животных через ротовую полостьи кожу. Выделение воды из организма необходимо для выведения шлаков и токсических веществ. Через покровы тела испаряется вода у позвоночных и пресмыкающихся.

Оборудование
1.
 Садок с дождевыми червями.
2. Стакан с сухим песком.
3. Стакан с влажной плодородной землёй.
4. Стакан с чистой водой комнатной температуры.
5. Столовая ложка.
6. Пинцет.
7. Часы с секундой стрелкой.

Ход работы
1. Перенести пинцетом одного червя в стакан с песком, а второго – в стакан с землёй. 
2. Отметьте в таблице время начала опыта.
3. Налейте в стакан с песком 2-3 ложки воды.
4. Отметьте, как изменилось поведение червя.
5. Не забудьте вернуть червей в их среду обитания.

 Тема 7. Вода в жизни животных

*84. Отметьте один неверный ответ.
У холоднокровных животных приспособлением против перегревания служит

б) повышение температуры тела

*85. Почему в тропических лесах намного больше разнообразных лягушек, змей, ящериц, чем в лесах умеренной зоны?

Потому что лягушкам, змеям, ящерицам привольнее жить в тропических лесах, так как там влажность больше и еды тоже больше.

*86. Отметьте один неверный ответ
У теплокровных животных приспособлением к выживанию в зимний период является

Неверный ответ: г) усиление аппетита зимой

*87. При резком потеплении в зимние месяцы животные, впадающие в спячку или оцепенение, могут проснуться. Как это влияет на их здоровье (благоприятно или отрицательно)? Ответ обоснуйте.

Отрицательно. Повышается расход энергии, а возможность найти источник пищи не велика, а после спячки животное некоторое время остается вялым, следовательно, при нападении хищника шансы на выживание не велики.

*88. У птиц миграция является одним из приспособлений к сезонному понижению температуры. Однако в наше время всё больше и больше кочующих птиц не покидают пределы больших городов зимой. Подумайте и назовите несколько причин этого явления.

Зимы не такие холодные, как были раньше. Люди активно подкармливают птиц, сооружают скворечники и прочее.

*89. В последние несколько лет за полярным кругом летняя температура повышается и длительность тёплого периода года увеличивается. Возрастает количество растительных и животных кормов для обитателей тундры. Однако численность северных оленей и белых медведей не увеличивается. Как вы думаете, с чем это связано?

Это связано с глобальным потеплением и с браконьерами.

*90. По народной примете, если кошка или собака, живущая в доме, мало двигается и спит, сворачиваясь в клубок, – жди длительного похолодания. Как вы думаете, правильно ли это? Свой ответ обоснуйте.

Думаю, что верно, так как эти животные чувствуют гораздо больше, чем люди, они знают, когда необходимо тратить как можно меньше энергии, чтобы выжить.

Оборудование
1. 
Школьный микроскоп.
2. Предметное стекло.
3. Глазная пипетка с тонким носиком.
4. Стакан с кипячёной водой, охлаждённой до комнатной температуры.
5. Культура амёбы обыкновенной.
6. Стаканчик с мелко наколотым льдом из кипячёной воды.

Ход работы
1. 
Подготовьте микроскоп к работе. На предметное стекло нанести пипеткой одну каплю из сосуда с культурой амёбы обыкновенной. Опишите поведение амёб, попавших в поле зрения.
2. Добавьте одну каплю воды комнатной температуры. Понаблюдайте и опишите поведение амёб (записи ведите в таблице).
3. Осторожно добавьте 1-2 капли талой воды из стаканчика со льдом. Отметьте, как изменилось поведение амёб.
4. Сделайте выводы по результатам наблюдений.

 Лабораторная работа «Движение амёбы при разных температурах»

*91. Вспомните, для каких живых организмов кислорода не требуется.

Это некоторые бактерии, а также черви-паразиты, обитающие в кишечнике человека или животных.

*Как человек использует это свойство живых организмов?

Использует эти свойства, например, при заквашивании таких продуктов, как капуста, а еще при получении кваса, вина и прочего.

*92. Подумайте и ответьте, почему лесные пожары приводят к гибели животных даже в мелких лесных водоёмах и на участках, соседствующих с зоной пожара.

Потому что повышается температура, а также снижается уровень содержания кислорода в воде. Также пожарные расчеты набирают воду и представители небольших размеров попадают в итоге в огонь, что не оставляет шансов на выживание.

*93. Вспомните о роли кислорода в обмене веществ и сделайте вывод о причинах замедления роста и развития водных животных при снижении количества кислорода в воде.

Кислород помогает окислительному процессу, в ходе которого происходит расщепление питательных веществ, которые способствуют росту и развитию организмов. Также с помощью кислорода происходят различные процессы в самом организме животного, которые направлены на его рост и развитие.

*94. В зимние месяцы в прудах и озёрах часто происходят заморы – гибель водных животных из-за недостатка кислорода. Предложите меры борьбы с этим явлением.

Прорубание во льду отверстий и полыней, через которые и будет поступать кислород в водоем.

*Узнайте, как борются с заморами рыбаки в вашей местности, и кратко опишите эти методы.

Для спасения рыбы и проводят различные акции, в ходе которых следует сделать как можно больше лунок, а для того, чтобы они не замерзли и доступ кислорода не прекратился, в них вставляются пучки камыша.

*Заполните таблицу, используя материалы из пособия «Экология животных» и учебник для 7 класса по биологии.

 Домашняя практическая работа «Экологические группы млекопитающих»

*95. Почему весной птицы начинают петь до появления условий для гнездования?

Пением они привлекают полового партнёра и обозначают свою гнездовую территорию.

*96. Есть народная примета: появились снегири – жди похолодания. Можно ли это объяснить сезонными изменениями погодных условий? Ответ поясните.

Можно. Снегири чувствуют заморозки и приближаются к домам людей, так как там теплее, а еще рядом с людьми можно обнаружить корм, в лесу это сделать меньше шансов именно из-за заморозков.

*97. Клесты – обитатели еловых лесов – выводят птенцов зимой. Вспомните, как размножаются ели и сосны в наших лесах. Сделайте вывод о том, почему поведение клестов отличается от поведения других птиц.

Ель и сосна размножаются семенами из шишек, которые раскрываются зимой. Клесты кормят птенцов семенами, т.е. деревья снабжают их пищей, а птенцы вместе с продуктами жизнедеятельности от этих семян избавляются, разнося их на большие расстояния и помогая размножаться деревьям.

*98. Рачки дафнии, питающиеся планктоном, летом имеют длинный шип на голове и хвостовую иглу, а к зиме эти органы почти исчезают. Подумайте и назовите причину такого изменения.

Зимой дафнии в состоянии анабиоза, спят на дне. Летом плавают. Подобные выступы позволяют им «зависать» между взмахами антеннул в толще воды (возрастает гидравлическое сопротивление, рачки медленнее опускаются в воде).

*99. Как животные узнают о необходимости готовиться к спячке или оцепенению?

Главным сигналом о подготовке к спячке служит сокращение продолжительности дня и животное, реагируя на это сокращение, начинает подготовку к зиме. Данное явление называется фотопериодизмом.

*100. Почему в домашних условиях ежи не всегда впадают в спячку? Как это может сказаться на их состоянии?

Если зимой ежика держать в тепле, он в спячку не впадет. Активность в данный период отрицательно влияет на здоровье ежей, и животное в этом случае к весне погибает. С приходом весны и наступлением теплой погоды ежи просыпаются, их можно выпустить на природу.

*101. Кроты, землеройки и ежи относятся к отряду Насекомоядные. Все они питаются червями, личинками насекомых и другими членистоногими. Однако кроты и землеройки активны круглый год, а ежи на зиму погружаются в спячку. Какими особенностями обмена веществ и образа жизни можно объяснить это различие?

Землеройки – прожорливые хищники, деятельные в течение всего года, так как в зимнюю спячку они не впадают и для поддержания жизни поедают огромное количество всякой мелкой живности. Причина прожорливости заключается в миниатюрных размерах этих теплокровных животных, имеющих очень невыгодное для них соотношение между массой тела и его охлаждающейся поверхностью. Это и заставляет их затрачивать много энергии на поддержание постоянной t тела. На поверхности зимой корма нет, поэтому ежи и впадают в спячку. Кроты делают свои хатки на глубине до 2-х метров, там почва не промерзает, а пищи достаточно.

*102. Многие животные Крайнего Севера имеют белую окраску покровов, а те, у кого летом окраска иная, становятся белыми зимой. Объясните, в чём причина таких сезонных изменений.

Белая шкурка не приметна на снегу, что значительно помогает спрятаться от хищников, и солнечные лучи отражаются, а инфракрасное излучение, нет.

*103. Дополните схему.

 Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных

*104. Отметьте один неверный ответ.
Гнездование – это

в) совокупность действий самца и самки для выведения птенцов из яиц

*105. Большая синица зимой держится ближе к человеческому жилью, а летом обитает в лесах и парках. Ответьте, с чем связаны такие сезонные изменения в поведении птиц.

Зимой из-за нехватки еды в лесу они держатся поближе к человеческому жилью, где подкармливаются наряду с воробьями, семенами трав, крошками хлеба, кусочками мяса, одним словом, отходами с человеческого стола.

*Понаблюдайте и запишите названия животных вашей местности, которые ведут себя так же.

Синицы, снегири.

*106. Гадюки летом живут поодиночке, а с наступлением холодов десятки особей собираются и зимуют вместе. Чем можно объяснить такое поведение?

Вместе теплее.

*Подумайте и ответьте, какой тип приспособления характерен для гадюк.

Симбиоз.

*107. Объясните, почему земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку зимой, а многие птицы и млекопитающие остаются активными в самые суровые холода.

Хладнокровные животные впадают в спячку, чтобы сберечь тепло и энергию, еще им становится нечем питаться в зимнее время. Птицы теплокровные животные, к тому же они в состоянии в зимнее время обеспечивать себя питанием.

*108. На какие сезоны делится год в вашей местности?

Весна, лето, осень и зима.

*Какой сезон наименее благоприятен для животных?

Лето.

*Понаблюдайте и назовите три способа приспособления диких животных вашей местности к этому сезону.

Изменения рациона питания, восстановление своих жилищ, повышение работоспособности с целью запаса питательных веществ на осень, зиму, весну.

Оборудование
1. 
Долото.
2. Металлическая лопатка.
3. Несколько банок с крышками.
4. Пинцет.

Ход работы
1. 
Найдите старый пень или крупный кусок дерева на пришкольном участке или в парке.
2. С помощью долота и лопатки расщепите его.
3. Пинцетом соберите найденных животных. Похожих животных лучше помещать в одну банку.
4. Рассмотрите полученных животных. Определите стадию их развития.
5. Сразу после окончания наблюдения и занесения результатов в тетрадь верните животных в место их обитания.
6. Сделайте вывод о влиянии сезонных изменений на развитие насекомых.

*Отчёт о работе

Животные были найдены в старом пне в районе Соснового парка.

 Лабораторная работа «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

*1. Понаблюдайте за изменениями во внешнем виде и поведении какого-нибудь домашнего животного зимой и весной. Результаты занесите в таблицу.

Домашняя практическая работа «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»

*3. Сделайте вывод о том, чем различаются поведение и внешний вид животного в разные сезоны.

А – активность.
П – прожорливость.
Г – гигиена. 
ПВ – потребность внимания.

*109. Подумайте, от чего зависит численность животных. Дополните схему.

 Тема 11. Численность животных

*110. Отметьте правильный ответ.
Если в реке поселится ротан, который может питаться икрой всех речных рыб, то численность более крупной рыбы – щуки

в) не изменится

*111. Большие синицы питаются самыми разнообразными насекомыми. Численность синиц в широколиственных лесах в четыре раза больше, чем в хвойных. Подумайте и кратко опишите благоприятные условия широколиственных лесов, поддерживающие обилие птичьего населения.

Листья больше и они дают больше перегноя. В опавших листьях больше различных насекомых, поэтому большим синицам привольнее живется именно в этих лесах. Еще в широколиственных лесах светлее, а, как известно, животным необходим солнечный свет.

*112. Обработка крон лесных деревьев химическими препаратами для уничтожения насекомых-вредителей может привести к тому, что численность насекомоядных птиц резко снизится. Поясните, каковы причины этого явления.

Птицы питаются насекомыми. Если насекомые отравлены и попали в желудок птицам, то птицы травятся и могут даже погибнуть, ведь отравленных насекомых съест птица, тем больше концентрация отавы у нее в организме и тем меньше шансов у нее выжить.

*113. Клоном называют потомство одного организма, обладающее всеми наследственными признаками данного организма. Клонирование – это размножение животных бесполым путём. Как вы думаете, можно ли решить задачу увеличения численности редких животных только путём клонирования?

 Тема 11. Численность животных

*114. Таёжным охотникам известно, что если в этом году количество зайцев уменьшилось по естественным причинам (из-за болезней, неблагоприятных погодных условий), то в следующем году надо ждать снижения численности лисиц. Как вы считаете, почему так происходит?

Это происходит потому, что лисицы питаются зайцами, если питания становится меньше, то и хищников тоже становится меньше.

*Как изменилась бы численность зайцев, если бы количество лисиц осталось прежним?

Зайцев осталось столько же, либо же увеличилась

*115. В настоящее время в больших городах существует проблема увеличения численности бродячих собак. Однако некоторые зоологи предупреждают, что при искусственном уменьшении их количества резко вырастет численность диких крыс – носителей опасных инфекций. Почему это может произойти?

Дикие собаки питаются дикими крысами, поэтому если собак станет меньше, то станет меньше уничтожителей крыс, что приведет к увеличению последних.

*116. В местах с благоприятными условиями обитания плотность населения всегда выше, чем в местах с неблагоприятными условиями. Как вы думаете, чем различаются условия существования серой вороны в лесу и в городе?

В лесу необходимо самой себе пищу искать и никто ее не подкинет и не подкормит птицу. А в городе с питанием проще, так как есть множество мест скоплений мусора и прочего, где можно чем-либо поживиться. Меньше хищников.

*Какое из этих условий является самым благоприятным для жизни ворон в городе?

Наличие пищи.

*117. В настоящее время в Австралии существует закон, по которому домашних кошек необходимо содержать в запираемых клетках. Если кошка появится на улице без хозяина, ему грозит большой штраф. Как вы думаете, чем вызвано появление этого закона?

Тем, что кошки могут привлечь диких животных.

*118. Заполните пропуски в тексте.

В озёрах и реках роль биологических фильтров играют пресноводные двустворчатые моллюски. Эта роль обусловлена их способом питания, они отфильтровывают загрязнения из окружающей их воды. Прокладка пешеходных и автомобильных дорог рядом с водоёмами снижает численность этих моллюсков, так как они очень чувствительны к изменениям в окружающей среде, особенно, к ее загрязнению.

*119. Подумайте, что может вызвать резкое возрастание численности паразитических червей?

Отсутствие санитарии, благоприятная для них среда.

*К каким изменениям в численности организмов-хозяев это приведёт?

Это зависит от наличия потенциальных хозяев. Если их достаточно большое число, то количество хозяев возрастет, а если нет, то из-за большого количества паразитов организмы-хозяева начнут гибнуть и их численность сократиться.

*120. Приведите пример малочисленного вида животного, обитающего в вашей местности.

Тахина большая или ежемуха толстая.

*Как вы думаете, какими мерами можно было бы увеличить численность этого вида?

Вырубка лесов, перевыпас скота по опушкам лесов и на лугах, использование пестицидов в борьбе с вредителями леса.

Оборудование
1. 
Пробирки с питательной средой и яйцами дрозофилы (плодовой мушки), лучше всего – по четыре – шесть в каждой пробирке.
2. Штатив для пробирок.
3. Лупа.
4. Пинцет.

Ход работы
1. 
Посчитайте, сколько яиц дрозофилы находится в пробирке. Занесите данные в дневник наблюдений.
2. Поместите штатив в тёплое место (без сквозняков).
3. Каждый день отмечайте изменения, происходящие в пробирке.
4. Наблюдайте с помощью лупы за численностью появившихся особей. Заносите данные в дневник наблюдений.
5. После периода откладки яиц посчитайте их количество.
6. Сделайте вывод.

Выводы:

Чем теплее, тем особей дрозофилы становится больше, так как для них создаются благоприятные условия: тепло и наличие пищи.

*121. Представьте, что все животные Земли выбрали вас своим защитником и представителем в Организации Объединённых Наций. Какие законы вы предложили бы принять всем государствам планеты?

О защите бездомных животных, чтобы их не имели права усыплять, только ухаживать, кормить, устроить приемники, куда можно было приводить бездомных животных, за которыми бы ухаживали, делали прививки и лечили.

*122. Как может человек помочь сохранению биологического разнообразия животных? Что для этого можете сделать вы?

Не загрязнять окружающую среду, перестать чрезмерно вырубать деревья, уничтожать животных ради их шкурок.

*123. Вы хотели бы содержать дома дикое животное? Нарисуйте жилище, которое нужно построить для вашего любимца, чтобы ему было комфортно.

Не хотелось бы. Потому что это изменение окружающей среды и на пользу белочке это не пойдет.

 Тема 12. Изменения в животном мире Земли

*124. Заполните таблицу.

 Тема 12. Изменения в животном мире Земли

*125. Почему сброс в реку воды, используемой электростанциями для охлаждения аппаратуры, приводит к гибели крупных рыб, хотя эта вода не содержит химических загрязнителей? (Вспомните, как влияет повышение температуры воды на содержание в ней кислорода.)

Потому что сбрасывается горячая вода – кипяток, в такой воде только супы рыбные варят.

*126. Объясните, почему при увеличении количества пищевого мусора на улицах города возрастает численность грызунов.

Для них это благоприятная среда.

*Предложите план мероприятий по предотвращению размножения крыс и мышей в городе.

Завести как можно больше кошек, либо потравить этих грызунов.

*127. За последние годы увеличилось количество источников шума – автострад, крупных строек, аэродромов. Как вы считаете, какие животные больше всего страдают от шума и почему?

Все животные страдают, особенно те, у которых частота их «речи» совпадает с окружающим их шумом.

*128. Крупная ферма для выращивания сельскохозяйственных животных может сильно загрязнять окружающую среду. Назовите основные вещества загрязнители, поступающие с ферм в окружающую среду.

Экскременты, выпавшая шерсть.

*129. Берёзовый сок, собранный весной, содержит много полезных веществ – витаминов, микроэлементов. Однако сок берёз, растущих в определённых условиях, может нанести большой вред здоровью человека и животных. Укажите, что это за условия.

У берез, которые растут у автодороги, содержатся различные вредные и опасные вещества, а также в местах атомных катастроф (Чернобыль).

*Почему на таких берёзах не селятся птицы?

Они вредны и очень опасны.

*130. Иногда загрязнение окружающей среды оправдывают большой стоимостью строительства очистных сооружений. Можно ли считать этот довод обоснованным? Действительно ли охрана природы экономически невыгодна? Ответ обоснуйте.

С одной стороны – невыгодно, а с другой, если не очищать, то погибнет большое количество животных, прервутся пищевые цепочки и рано или поздно это затронет и человека, а восстанавливать будет гораздо дороже, чем поддерживать изначально.

*131. Отметьте правильный ответ.
Совокупность всех форм использования природных условий, ресурсов и мер по их сохранению называют

а) охраной природы

*132. Вблизи мощных радиолокаторов, электромагнитных излучателей и высоковольтных линий электрических передач наблюдается повышенная гибель животных, особенно птиц во время перелётов. С каким типом загрязнения она связана?

Звукового. Птицы теряются и погибают.

*Как уменьшить влияние этого загрязнения на животных?

Уменьшить шум, увеличить изоляцию.

*133. Подумайте, какие условия обитания благоприятны для членистоногих в жилище человека.

Тепло и наличие пищи.

*Чем опасны эти «соседи» для человека?

Могут заразить различными болезнями.

*Как человек может предотвратить развитие членистоногих в своём жилище?

Эффективней и чаще производить уборку, не оставлять воду и другие питательные вещества в открытом доступе для членистоногих, проводить профилактическое уничтожение (травлю).

*134. Почему содержание и разведение в домашних условиях львов, крокодилов и ядовитых змей не является примером одомашнивания? Ответ поясните.

Потому что никто не может предугадать поведение этих опасных животных, к тому же они не всегда размножаются в неволе.

*135. Культура калифорнийского дождевого червя признана самым эффективным средством естественного повышения плодородия почвы. Является ли разводимый человеком калифорнийский червь одомашненным животным? Ответ обоснуйте.

Они одновременно и одомашнены и нет, так как с одной стороны, разводит их человек в неволе, а с другой стороны, червь находится в своей природной стихии и делает то, что природой ему назначено.

*136. Подумайте, чем одомашнивание животных отличается от их разведения в зоопарках и заповедниках.

В заповедниках и зоопарках не одомашнивают животных, для них организовывают их обычные условия жизни только на ограниченном пространстве.

*Найдите признаки сходства и различия в условиях жизни животных в цирке и в правильно организованном зоопарке.

Сходства: они находятся в неволе, за животными присматривают, лечат, кормят (а не они сами добывают себе пищу).
Различия: в цирке животных дрессируют, обучают и затем они работают (выступают). Животные в зоопарке ведут себя как хотят и на глазах у посетителей.

*137. Каких редких животных охраняют в самом близком к вашей местности заповеднике?

Барсук. Белка-летяга. Ёж обыкновенный. Заяц русак. Косуля. Ласка. Нерпа ладожская. Олень благородный. Росомаха. Соня садовая. Тюлень серый. Вечерница рыжая. Кожанок северный. Ночница Брандта. Нетопырь. Натузиуса. Ночница водяная, ночница прудовая; усатая.

*Предложите меры по предотвращению браконьерства в данном заповеднике.

Установление решеток, оград, камер. Создание природных условий для затруднения приближения к охраняемым объектам: рвы, канавы, наполненные водой, ветви деревьев, уложенные таким образом, что через них не перебраться.

*138. Каковы цели создания охраняемых территорий – заказников?

Недопущение уничтожения растений, животных и экологического места в целом.

*139. Национальные парки – это охраняемые территории, открытые для посещения отдыхающих. Составьте перечень правил поведения туристов, которые установили бы при организации национального парка в вашей местности.

Засорять маршруты. Оставлять мусор (свой и чужой) на тропе. Рубить деревья и кустарники. Вмешиваться в жизнь природа нацпарка. Сходить с тропы: Вы можете спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Делать надписи на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Ломать и сжигать «лесную мебель». Находясь в лесу, создавать лишнего шума, кричать, включать громко радиоприемники и магнитофоны. Необходимо производить как можно меньше шума и не оставлять следов своего пребывания. Брать с собой на экотропу домашних животных. Подходить близко к диким животным – это опасно для Вас. Кормить диких животных – это опасно для них. Заготавливать лекарственные растения, рвать цветы. Даже самые невзрачные.

*140. Зачем издают Красную книгу? Какие животные вашей местности включены в Красную книгу Российской Федерации?

В Красной книге перечислены все животные, которые являются исчезающими и требуют особой охраны. В Красной книге РФ 65 видов и подвидов млекопитающих, 108 видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 10 видов рыб, 15 видов моллюсков. 34 вида насекомых. В нее попали: жемчужница европейская, реликтовый таракан, кузнечик Кузнецова и жужелица Шренка, бражник «мертвая голова», волховский сиг, атлантический осетр, уссурийский когтистый тритон, кавказская крестовка, эскулапова змея, хохлатый баклан, красный волк и другие.

*141. В XX веке в нашей стране проводили акклиматизацию животных. Не все случаи переселения животных были удачными. Назовите возможные причины, по которым при этом возникали экологические проблемы.

Возросшая численность акклиматизированных животных. Они охотились на «местных» животных. Затаптывали и выедали растения.

*142. Заполните таблицу.

 Тема 12. Изменения в животном мире Земли

*Подготовка к экскурсии
1. Узнайте, какие охраняемые природные территории есть в вашей местности. Выберите одни из них для посещения.
2. Узнайте, в какое время она открыта для посетителей, ознакомьтесь с правилами поведения на таких территориях. Обсудите их целесообразность.
3. Составьте краткий перечень правил поведения на выбранной территории.

Ботанический сад Петра Великого.
Экскурсии по оранжереям проводятся круглый год каждый день, кроме понедельника, с 11 до 16 часов. Осмотреть коллекции открытого грунта можно с мая по октябрь во все дни недели с 10 до 18 часов самостоятельно. 
На территории сада запрещается: 1) ломать и вырубать деревья и кустарники, сдирать с них кору, 2) рвать и выкапывать растения, 3) ходить по газонам и берегам водоемов, 4) выгуливать собак, 5) разжигать костры, 6) выбрасывать мусор, 7) курить вне специально отведенных мест, 8) ломать скамейки и этикетки, 9) загрязнять водоемы, 10) нарушать тишину, 11) играть в активные игры с применением спортивного инвентаря и любого вида оружия, 12) устраивать пикники и распивать спиртные напитки, в том числе пиво, 13) приходить в сад с большими сумками, 14) въезжать без разрешения на территорию сада на машинах, 15) заходить за огражденные и хозяйственные территории внутри сада, 16) любая иная деятельность, нарушающая сохранность флористических ресурсов сада, угрожающая состоянию его природных и архитектурных объектов.

*Начало экскурсии (время): 13:00

*Конец экскурсии (время): 14:00

*Погодные условия:

температура воздуха: +15
облачность: 78 мм рт. Ст.
осадки: 35
направление ветра: с-с-в

*Тип охраняемой территории:

Ботанический сад

*Краткое описание природного сообщества:

Коллекция ботанического сада содержит более 80 тысяч экспонатов. Парк создавался на протяжении двух веков и, по сути, является парком-дендрарием. В нем представлены деревья и кустарники Европы, Азии, Северной Америки, Японии.

*Виды, находящиеся под охраной:

Оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники.

*Наблюдения во время экскурсии:

Цветение сакуры, прекрасное цветение гигантских кувшинок, лепестки которых могут вырасти до пары метров в диаметре и выдержать вес до 60 кг. В мае здесь цветет редчайший экзотический цветок, название которого говорит само за себя, – «Царица ночи». Нам рассказали, что он распускается на совсем короткое время, поэтому для любителей такой красоты посещение ботанического сада продляют до полуночи.

*Выводы по результатам наблюдений:

Ботанический сад является удивительным по красоте местом мегаполиса, где можно отдохнуть и насладиться общением с природой.



Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Поделись с друзьями: