ГДЗ по географии 6 класс рабочая тетрадь Летягин ответы


Описание решебника

Рабочая тетрадь входит в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха". Она является частью учебного комплекта по географии и содержит задания разного уровня сложности, реализует деятельностный подход к изучению предмета. Рабочая тетрадь позволяет учителю организовать дифференцированную работу шестиклассников, формировать основные физико-географические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний. ГДЗ ответы на вопросы по географии 6 класс рабочая тетрадь Летягин Дневник географа следопыта ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

1. Античный период развития географии

*Напишите названия известных вам частей света. Подчеркните те из них, которые были заимствованы древними греками у вавилонян.

 Урок 1. Начало географического познания Земли (§1)

*Нарисуйте, какую тень отбрасывал гномон, когда Солнце занимало три указанных положения.

 Урок 1. Начало географического познания Земли (§1)

Вывод: Наименьшая длина тени гномона наблюдается при самом высоком положении Солнца над горизонтом.

*Впишите названия трех направлений античной географии и имена ученых, внесших наибольший вклад в развитие этих направлений (с учетом хронологии).

 Урок 1. Начало географического познания Земли (§1)

Школа географа-следопыта

Сделаем модель инструмента

Результаты измерения высоты Солнца сделанной нами моделью инструмента.

Место измерений (название населенного пункта) Брянск

Дата измерений: 14.02.2015

 Урок 1. Начало географического познания Земли (§1)

Вывод: мы научились определять высоту Солнца над горизонтом, а последовательные наблюдения в течение 4 часов показали, что в градусной мере высота Солнца над горизонтом изменялась от -20° до 25°.

1. Географический кругозор викингов

*Заполните колонку «Европа» в таблице

 Урок 2. География в средние века (Европа) (§2)

Школа географа-следопыта

*Внимательно прочитайте фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло и ответьте на следующие вопросы:

1. К какому периоду истории России относится рассказ Марка Поло о нашей стране?

Царская Россия.

2. На какие природные богатства России обращает внимание Марко Поло?

Дорогие меха: соболь, горностай, белки, эркомины, лисы, а также серебряные руды.

3. Какие черты внешности русских людей упоминает Марко Поло?

Простодушные и очень красивые. Мужчины и женщины белокуры.

4. Какую главную особенность климата России выделяет Марко Поло?

Сильный холод, трудно от него укрыться.

1. География в Китае

*Отметьте те изобретения, которые значительно повлияли на развитие географического кругозора жителей Китая и способствовали открытию новых земель

 Урок 3. География в Средние века (Азия) (§3)

2. География на арабском Востоке

*Сравните данные о длине экватора Земли, полученные современными учеными, Эрастофеном и астрономами Багдадской обсерватории.

 Урок 3. География в Средние века (Азия) (§3)

*Подумайте и напишите краткие ответы на следующие вопросы

1) Можно ли модель инструмента, сделанную вами на первом уроке, назвать моделью главного инструмента обсерватории Улугбека? Почему?

Можно, поскольку и в том, и в другом случае при попадании света мы можем узнать высоту тела над горизонтом.

2) Почему Улугбеку потребовался навигационный инструмент столь большого размера?

Улугбек составил каталог звездного неба, в котором описаны 1018 звезд. Любил науку.

Школа географа-следопыта

*Проведите опыт с двумя намагниченными иглами. Почему обе иглы заняли одинаковое положение? В направлении каких сторон горизонта показывали намагниченные концы двух игл в первом опыте?

Положение намагниченной иглы зависит от магнитного поля нашей планеты. Север, Юг.

*На какой компас похож школьный компас?

Школьный компас похож на артиллерийский компас.

*Можно ли производить отсчёт по шкале компаса с точностью до 1°? Объясните свой ответ.

Нет нельзя, так как одно деление равно 5°.

2. Первое кругосветное плавание

*Подумайте, можно ли считать кругосветное плавание строгим доказательством шарообразности Земли?

Вывод: Кругосветное плавание Магелана можно считать строгим доказательством шарообразности Земли, так как после его плавания не осталось сомнений, что Земля шарообразная, а все океаны соединены между собой.

Первые научные географические экспедиции

*Впишите пропущенные слова:

Современная география зародилась в XIX в. , когда новые приборы и методы для исследований.

*Заполните таблицу, сравнив три метода географической науки:

 Урок 5. Географические открытия и исследования в XVI-XIX вв. (§5)

Школа географа-следопыта

*Подготовьте свою первую научную экспедицию. Заполните таблицу:

 Урок 5. Географические открытия и исследования в XVI-XIX вв. (§5)

1. Исследования Арктики

*Впишите пропущенные слова:

В 1937-1957 гг. научная экспедиция на дрейфующей станции «Северный полюс» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина за 9 месяцев своей работы изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана, открыла подводный хребет Михаила Васильевича Ломоносова, определила основные направления дрейфа льдов и провела систематические наблюдения за погодой в северной полярной области Земли – Антарктиде.

3. Космическое землеведение

*Заполните пропуски в летописи освоения людьми космоса:

1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.

1961 г. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос.

1969 г. американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин впервые побывали на поверхности Луны.

Школа географа-следопыта

*Внимательно прочитайте фрагмент «Изучение Земли из космоса» и ответьте на следующие вопросы:

1. Почему в настоящее время говорят об опасности «космического мусора»? Кому он угрожает? Предложите способы устранения опасностей, которые исходят от «космического мусора».

Он представляет собой опасность для действующих космических кораблей. Способы «уборки» космического мусора только еще разрабатываются, так же разрабатываются способы защиты космического пространства от загрязнения.

2. Найдите на карте мира районы, где побывали ураганы «Вилма» и «Яси». Перечислите их.

Яси – северо-восток Австралии, Океания.

Вилма – Южная Флорида, Северная Америка.

3. По фотография определите к каким последствиям приводит воздействие ураганов («Вилма» в Америке, «Яси» в Австралии)?

Яси- цунами.

Вилма – наводнение.

Различные способы изображения местности

*Рядом с фотографией, сделанной в национальном парке «Тассилин-Аджер», нарисуйте, как выглядела местность, занятая в настоящее время пустыней Сахарой, 4-8 тыс. лет назад. Фотографию и свой рисунок подпишите.

Какие источники информации могут помочь в выполнении задания?

Интернет, исторические очерки о жизни людей до нашей эры.

 Урок 7. Изображения земной поверхности (§7)
 Урок 7. Изображения земной поверхности (§7)

*Ниже приводится аэрофотоснимок Большой Дорогомиловской улицы в Москве. По фрагменту карты Москвы определите район съемки и место, откуда была сделана фотография.

 Урок 7. Изображения земной поверхности (§7)

*Рассмотрите фотографию и аэрофотоснимок горы Шаста и ответьте на вопросы:

1. По какому из изображений можно высказать предположение о происхождении горы Шаста? Каково происхождение горы?

По второму. Вулканического происхождения.

2. На каком материке расположена гора Шаста?

Гора Шаста расположена на материке Северная Америка.

3. Какая гипотеза существует относительно названия горы?

Название от слова «счастье», заимствованное индейцами у первых русских поселенцев в Калифорнии.

*По рисунку из африканского экспедиционного дневника академии РАН Евгения Евгеньевича Милановского определите, в каком районе Африки работала группа геологов и геофизиков. На контурной карте Африки поставьте знак «Х» в квадратике на месте предполагаемого района работ.

 Урок 7. Изображения земной поверхности (§7)

Школа географа-следопыта

2) Заполните таблицу, записав в ее ячейки ответы на следующие вопросы:

1. Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника? Можно ли определить названия, ширину, направление и скорость течения рек?

2. Как называются населенные пункты, расположенные на берегах рек? В каких из ник есть церковь? Можно ли определить количество домов, кварталов?

3. Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея?

4. Между какими населенными пунктами проложены дороги? Что можно сказать об этих дорогах?

 Урок 7. Изображения земной поверхности (§7)

Вывод: Наиболее полную и точную информацию об окрестностях музея-заповедника «Поленово» передает топографическая карта, так как показывает населенные пункты, реки, направления их течения, скорость, показаны типы растительности, автотрассы, рельеф местности, наличие православных храмов в населенных пунктах.

1. Ориентиры местности

*Прочитайте значение термина «ориентир» и подчеркните в определении слова, характеризующие главные признаки ориентира.

Ориентир – заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.

*Приведите 3-4 примера ориентиров, расположенных около здания вашей школы.

Массив гаражей, детский сад, колледж, газовая труба.

*Представьте, что вам потребовалось объяснить приятелю по телефону, как пройти к вашему дому от остановки общественного транспорта. Составьте короткий рассказ- описание и подчеркните в тексте слова, обозначающие географические объекты-ориентиры.

От остановки повернуть налево, пройти 1 квартал прямо, повернуть налево, войти в дом напротив трансформаторной подстанции.

2. Как определяют азимуты на местности

*Впишите пропущенные слова.

При ориентировании на местности определяют свое местоположение в пространстве, т.е. относительно сторон горизонта и ориентирам, которые видны наблюдателю.

Угол между направление на север и направление на объект называется азимут, он выражается в градусной мере.

*По рисунку 1 определите азимуты направлений от объектов, обозначенных значками, на положение наблюдателя. Результаты измерений запишите в таблицу.

 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)

*Представьте, что наблюдатель стоит на вершине холма «г. Лысая». Начертите лучи от наблюдателя на точки 1-5. Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот – от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая». Результаты измерений запишите в таблицу.

 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)
 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)

3. Как определяют расстояния на местности

*Впишите пропущенные слова.

Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: рулетки и лазерного дальномера. С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только приблизительные значения расстояний между географическими объектами.

*Узнайте, как называются следующие приспособления для измерения расстояния:

 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)

Школа географа-следопыта

*Определите азимуты с помощью компаса.

Место измерений (название населенного пункта) Бугуруслан

Дата измерений «15» ноября 2015 г.

 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)

Результаты сравнения величин азимутов, измеренных транспортиром и компасом: Если правильно измерить транспортиром и компасом, значения азимутов совпадают.

Определите среднюю длину своего шага ( при спокойной ходьбе), результаты измерений запишите в таблицу.

Длина пути для определения средней длины шага равна 10 м.

 Урок 8. Ориентирование на местности (§8)

Средняя длина шага равна 79 см.

Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас? Ответ: да.

1. Масштаб топографического плана и карты

*Впишите пропущенные слова в определение.

Масштабом аэрофотоснимка, плана или карты называют степень уменьшения изображения местности по сравнению с действительными размерами

*Заполните схему:

 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)

*Сравните два изображения местности : фрагмент топографической карты , на которой обозначен музей-заповедник «Поленово», и план Новогодского кремля, сделайте вывод о том, масштаб какого изображения крупнее.

Вывод: Масштаб фрагмента карты с изображением музея-заповедника «Поленово» более крупный, чем план Новгородского кремля, так как сравнение их масштабов показывает, что значение 1:30000<1:10000.

Заполните таблицу, записав масштабы плана и карты тремя способами.

 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)

*Впишите пропущенные слова.

Если бы план Новгородского кремля был составлен в масштабе 1:5000, то именованный масштаб был бы записан «в 1 см 50 м», а длина моста через реку Волхов на плане равнялась бы 27 см.

2. Условные знаки топографических планов и карт

*В таблице нарисуйте условные знаки топографической карты в соответствии с названиями столбцов.

 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)

*На внемасштабных условных знаках обозначьте или укажите стрелкой главные точки, которые указывают положение объектов на топографических картах и планах.

 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)
 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)
 Урок 9. Топографический план и топографическая карта (§9)

1. Съемка местности

*На схеме подпишите названия видов съемок местности в соответствии с их отличительными чертами.

 Урок 10. Как составляют топографические планы и карты (§10)

2. Полярная съемка местности

*Заполните таблицу

 Урок 10. Как составляют топографические планы и карты (§10)

3. Составление плана местности на маршруте

*Заполните таблицу.

 Урок 10. Как составляют топографические планы и карты (§10)
 Урок 10. Как составляют топографические планы и карты (§10)

1. Абсолютная высота

*Впишите пропущенные слова в определение.

Абсолютной высотой называют превышение по вертикали какой-либо точки земной поверхности относительно среднего уровня поверхности океана.

*Дополните схему названиями значений абсолютных высот точек земной поверхности, лежащих выше и ниже среднего уровня Мирового океана. Стрелками соедените приведенные примеры с видами абсолютных высот.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

*На рис.1 синим цветом заштрихуйте область, находящуюся ниже уровня Мирового океана. Определите относительную и абсолютную высоту вулкана Мауна-Кеа.

Абсолютная высота вершины вулкана Мауна-Кеа 4205 м.

Относительная высота от основания до вершины вулкана 10203 м.

2. Способы показа рельефа на топографических картах

*По рис 34 и 35 сравните три способа изображения рельефа на картах, результаты занесите в таблице. Сделайте вывод о преимуществах и недостатках каждого из способов изображения рельефа на картах.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

Вывод: способы штриховой и светотеневой дают только общее представление о рельефе местности. Чтобы передать математически точно плановое очертание и высоты рельефа, используют способ изображения рельефа горизонталей. Для повышения наглядности карты применяют сочетание способа горизонталей и светотени.

3. Изображение рельефа изолиниями – горизонталями

*На рис 2 укажите вершину холма, подпишите горизонтали, нанесите бергштрихи.

Сделайте предположение о масштабе карты, на которой изображен холм: «Масштаб карты: в 1 см 500 м».

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

*Задания по рис 3, на котором изображены холмы разной формы и их планы:

а) Сравните крутизну склонов и густоту горизонталей на плане. Сделайте предположение: на круитизну склонов указывает количество горизонталей – чем круче склон, тем меньше расстояние между горизонталями.

б) Поставьте в соответствие поперечный разрез холмов с различными склонами и их изображения горизонталями на карте. Обозначьте положение вершин холмов на планах.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

*Подпишите названия основных форм рельефа, показанных на рис 4.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

*На плане найдите и обозначьте путь движения капли дождевой воды, попавшей в точку, обозначенную знаком ●.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

Школа географа-следопыта

*Нарисуйте, как выглядят сверху модели холмов с горизонталями.

 Урок 11. Изображение рельефа на топографических планах и картах (§11)

План города

*Перечислите известные вам виды планов и карт, которыми пользуются люди на работе и во время отдыха.

 Урок 12. Виды планов и их использование (§12)

*Перечислите виды планов, которые используете вы и ваши родители, укажите цель использования.

При передвижении в другие города, мы используем автомобильные карты и атласы, так же план города, при передвижении в незнакомом городе, туристические планы, когда собираемся съездить куда-нибудь отдохнуть.

Школа географа-следопыта

*По описаниям этапов Куликовской битвы составьте серию планов.

 Урок 12. Виды планов и их использование (§12)
 Урок 12. Виды планов и их использование (§12)

1. Глобус Земли

*Впишите пропущенные слова.

Глобус Земли – наиболее точная модель нашей планеты, так как:

1) форма глобусв шар;

2) форма географических объектов, обозначенных на глобусе, отражена без искажения;

3) размеры всех объектов уменьшены на одинаковую величину в соответствии с масштабом глобуса.

2. Масштаб глобуса

*Вспомните, что называют масштабом, и дополните следующее определение:

Масштаб глобуса показывает, во сколько раз изображения географических объектов на глобусе уменьшены по сравнению с соответствующими объектами на Земле. По масштабу глобус относится к группе мелкомасштабных изображений Земли.

*Запишите тремя способами масштаб глобуса, с которым вы работаете в школе или дома. Подпишите название каждого способа выражения масштаба.

 Урок 13. Глобус – модель Земли (§13)

*Определите масштаб глобуса, если его диаметр равен 42,5 см.

Масштаб глобуса 1:300000000

В 1 см 300 км.

3. Градусная сетка глобуса

*Впишите пропущенные слова.

Географические полюсы – две точки на поверхности Земли, через которые проходит воображаемая ось нашей планеты и где сходятся земные меридианы. Кратчайшее расстояние от Северного географического полюса до Южного географического полюса равно 19980 км. Длины всех меридиан равны 20004 км, их форма на глобусе – вертикальные линии.

Школа географа-следопыта

*Проведите измерения расстояний по глобусу. Результаты выполнения заданий запишите в таблицу.

 Урок 13. Глобус – модель Земли (§13)
 Урок 13. Глобус – модель Земли (§13)

1. «Географический адрес» объекта

*На рис 1 обозначены две точки. Нарисуйте меридианы, проходящие через эти точки. Что необходимо сделать, чтобы можно было не только показать, но и описать положение данных точек?

Просмотреть меридиану и параллель в градусной мере и высчитать координаты точек.

 Уроки 14-15. Географические координаты (§14-15)

2. Географическая широта

Правила обозначения географических широт

1. Все широты отсчитывают по направлению от экватора к полюсу.

2. Точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту, которая обозначается следующим:XX° с. ш.

3. Если точки находятся в Южном полушарии, то их географическая широта считается южной и ее обозначают так: XX° ю. ш.

4. Линия экватора состоит из точек, имеющих нулевую географическую широту, а именно 0 ш.

5. Окружность любой параллели состоит из точек. Их географические широты различны. По значению географические широты не могут быть менее 0° и более 90°.

*Впишите пропущенные слова в определение.

Географической широтой точки поверхности Земли называют часть меридиана между данной точкой и экватором, выраженную в градусной мере.

*Задания по рис 2

а) Дополните рисунок изображениями, чтобы получилась иллюстрация правил обозначения географических широт.

б) Подпишите на рисунке географические широты точек СП, ЮП, Э и М.

 Уроки 14-15. Географические координаты (§14-15)

*Задания по рис 3, 4.

а) Впишите пропущенные слова.

Если смотреть на глобус со стороны Северного географического полюса, то параллели выглядят как окружности разного диаметра, но имеющие один центр, который расположен в точке Северный полюс. Такие окружности называют концентрическими.

б) Нарисуйте параллели 0°, 30° и 60° так, как они выглядят на глобусе, если смотреть на него со стороны Северного географического полюса (рис 3), подпишите значения их широт. Нарисуйте параллели 10°, 30°, 50°, и 70° так, как они выглядят на глобусе, если смотреть на него со стороны Южного географического полюса (рис 4), подпишите значения их широт.

 Уроки 14-15. Географические координаты (§14-15)

*Воспользуйтесь информацией сайта «Географический центр России» и ответьте на следующие вопросы:

1) Кто впервые провел расчеты положения географического центра территории Российской империи в начале XX в.?

Д. И. Менделеев.

2) Сколько групп ученых принимало участие в определении географического центра территории современной России?

3

3) Где установлен памятный знак «Географический центр России»? Кто автор этого обелиска? Когда состоялось открытие памятного знака?

На правом берегу р. Таз, ниже устья р. Б. Ширта. Автор – научно-спортивная экспедиция имени И. Д. Папанина. В 1983 г.

3. Географическая долгота

Правила обозначения географических долгот

1. Все долготы отсчитывают по направлению от начального меридиана к меридиану 180°.

2. Точки, расположенные к западу от начального меридиана, имеют западную долготу, которая обозначается следующим образом: XX° з. д.

3. Если точки находятся на востоке от начального меридиана, то их географическая долгота считается восточной и ее обозначают так: XX° в. д.

4. Начальный меридиан имеет долготу 0° д., а противоположный ему и лежащий с ним в одной плоскости имеет долготу 180° д.

5. Полуокружность любого меридиана состоит из точек. Их географические долготы по значению не могут быть менее 0° и более 180°.

*Впишите пропущенные слова в определение

Географической долготой точки поверхности Земли называют часть параллели между данной точкой и начальным меридианом, выраженную в градусной мере.

*Дополните рис 5 изображениями, чтобы получилась иллюстрация правил обозначения географических долгот.

 Уроки 14-15. Географические координаты (§14-15)

*Определите или узнайте географическую долготу своего населенного пункта

53° с. ш.

Школа географа-следопыта

*Проведите измерения по школьному глобусу с помощью широтной линейки, заполните пропуски в предложениях.

1. Широта Северного тропика равна 23.5° с. ш., широта Южного тропика равна 23.5° ю. ш.

Северный и Южный тропики ограничивают умеренный пояс освещенности.

Линии тропиков замечательны тем, что в области, заключенной между тропиками, во всех точках Солнце пребывает в зените дважды в году.

2. Широта Северного полярного круга равна 66,5° с. ш., широта Южного полярного круга равна 66.5° ю. ш.

Северный полярный круг расположен на 66 от Северного полюса.

Южный полярный круг расположен на 66 от Южного полюса.

Северный полярный круг ограничивает умеренный пояс освещенности.

Южный полярный круг ограничивает умеренный пояс освещенности.

Линии полярных кругов замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

3. Географический центр России расположен в части света Азия.

Полярный день и полярная ночь в географическом центре России: не может быть полярных дней и ночей, так как находится южнее полярного круга.

1. Определение расстояний по глобусу

*Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий определения расстояния по меридиану:

1) определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;

2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;

3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111.13 км (средняя длина дуги меридиана в 1°).

*Используя способ определения расстояний по меридиану, определите протяженность крупнейшего по площади российского острова Сахалин с севера на юг по меридиану 142° в. д.

8*111.13=889.04 км

*Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий определения расстояний по параллели:

1) определить значения координат двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;

2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;

3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111.13 км (средняя длина дуги данной параллели в 1°).

*Используя способ определения расстояний по параллели, определите расстояние между Смоленском и Челябинском с запада на восток по параллели 55° с. ш.

1) 61-32=29

2)29*111.3=3222.77 км

2. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин

*Впишите пропущенные слова в определение.

Изогипсы – это горизонтали, проведенные не через равные ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на горизонтальном и вертикальном масштабах.

На глобусе изогипсы проводят линией послойной окраской цвета.

Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следующие цвета:

Низменности окрашивают зеленым цветом;

Возвышенности окрашивают светло-коричневым цветом;

Низкие горы окрашивают светло-коричневым цветом; (!!!)

Средневысотные горы окрашивают коричневым цветом;

Высокие горы окрашивают более насыщенными оттенками коричневого цвета.

*Укажите достоинства и недостатки различных способов изображения рельефа земной поверхности на глобусе. Заполните пропуски в схеме.

 Урок 16. Определение расстояний и высот по глобусу (§16)

Школа географа-следопыта

*Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчетов и измерений значения расстояний.

 Урок 16. Определение расстояний и высот по глобусу (§16)
 Урок 16. Определение расстояний и высот по глобусу (§16)

Сравните результаты, полученные разными способами.

Если известны значения широт двух пунктов, то можно узнать расстояние между ними либо в градусной мере, либо в километрах при помощи глобуса или линейки.

*Используя рисунок, сделайте рельефную карту Африки.

Вывод: по сравнению с другими материками Африка – равнинный материк. Наиболее высокая часть Африки – северная, наиболее низкие – центральная и южная.

1. От глобуса к географическим картам

*Впишите пропущенные слова в определение.

Географические карты – это уменьшенные масштабные изображения земной поверхности, которые показывают положение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений.

2. Масштаб географической карты

*Сравните масштабы школьного глобуса и карт полушарий и России в школьном атласе. Запишите масштабы в порядке их возрастания.

1:9500000

1:30000000

1:50000000

Вывод: масштаб изображения Земли на глобусе меньше, чем масштаб изображения Земли на карте полушарий.

3. Работа с географической картой

*Укажите стрелками на контурной карте Восточного полушария направления на основные сторона горизонта в точках, обозначенных знаком ●.

 Урок 17. Географическая карта (§17)

Стрелки направлены вдоль линии параллелей вдоль экватора и широты.

*Определите географические координаты точек, обозначенных на карте Восточного полушария знаком ●, подпишите их на карте.

Измерьте протяженность Индийского океана вдоль экватора двумя способами,

1) По градусной сетке:

И=(98° в. д. - 42° в. д.) х 111,3 км = 56° х 111.3 км = 6232.8 км;

2) С помощью линейки и масштаба:

И=5 см : 1/200 = 5000 км.

Значения длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

Измерьте протяженность территории России вдоль праллели 60° с. ш. двумя способами.

1) По градусной сетке:

Р=(170° в. д. - 30° в. д.) х 55.8 км = 140° х 55.8 км = 7840 км

2) С помощью линейки и масштаба:

И = 14 см : 1/200 = 14000 км.

Значения длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

*Определите по координатам географические объекты. Заполните таблицу.

 Урок 17. Географическая карта (§17)

*По карте России с помощью линейки и масштаба определите расстояния от Москвы до Азовского и Белого морей.

От Москвы до Азовского моря 1002 км.

От Москвы до Белого моря 835 км.

Сравните полученные значения с данными учебника о тех же расстояниях, полученных при измерении с помощью линий градусной сетки.

Вывод: Наиболее точные результаты измерений получены с помощью градусной сетки и вычислений.

1. Условные знаки мелкомасштабных карт

*В таблице нарисуйте условные знаки, которыми на физической карте России обозначены указанные в ячейках географические объекты. Подпишите соответствующие общие названия условных знаков, сгруппированных в колонках.

 Урок 18. Географические карты и навигация в жизни человека (§18)
 Урок 18. Географические карты и навигация в жизни человека (§18)

2. Примеры использования географических карт

*I группа. Навигационная карта Гибралтара

1. Заполните пропуски в тексте описания Гибралтара.

Гибралтар – владение Великобритании в юго-западной Европе, на южном побережье Пиренейского полуострова. Омывается водами Средиземного моря (на востоке), Альхесирасского залива (на западе) и Гибралтарского пролива (на юге). Длина береговой линии – 12 км. На севере граничит с Испанией; протяженность границы – 1,2 км. Наибольшая протяженность Гибралтара с юга на север – 4,8 км., с запада на восток – до 1,2 км. Площадь – 6,5 кв. км. Природа. Гибралтар представляет собой узкий скалистый мыс, омываемый морскими водами; на севере скала соединена с сушей низким песчаным перешейком. Максимальная высота Гибралтарской скалы – 426 м. Протяженность асфальтированных автомобильных дорог составляет 29 км. Они ведут в соседний испанский город Ла-Линеа и вокруг Гибралтарской скалы. Гибралтар – важный морской порт. Торговый флот состоит из 133 судов. Есть аэропорт, сооруженный на насыпи в море. Гибралтар – единственное место в Европе, где живут дикие обезьяны – маготы. По местному поверью, Гибралтар будет британским до тех пор, пока жива хоть одна обезьяна.

3. Система космической навигации

1. По материалам Интернета узнайте названия трех сегментов системы космической навигации, подпишите их на рисунке.

 Урок 18. Географические карты и навигация в жизни человека (§18)

4. Географический атлас

Географическим атласом называют собрание карт с пояснительным текстом.

Школа географа-следопыта

*Определите географическую широту места наблюдения.

Измерение высоты Полярной звезды над горизонтом позволило определить географическую широту места наблюдения - 60° с. ш.

1. Минералы в горных породах

* Вырежите из цветной вкладки изображение тонкого среза гранита, сделанного под микроскопом, и наклейте на соответствующее место. Стрелками укажите три минерала, из которых состоит эта горная порода.

По происхождению эта горная порода шпат, кварц, слюда.

 Урок 19. Минералы (§19)

*Приведите примеры самородных минералов.

Металлы: золото, медь, серебро.

Неметаллы: алмаз, графит.

2. Свойства минералов

*Уже древние люди использовали в качестве красителей измельченные минералы и горные породы. Узнайте, какие минералы и осадочные горные породы использует человек для придания цвета натуральным краскам.

 Урок 19. Минералы (§19)

3. Ильменский минералогический заповедник

*По материалам приведенных интернет-сайтов ответьте на вопросы и заполните таблицу.

 Урок 19. Минералы (§19)

Школа географа-следопыта

*Возьмите образец минерала и опишите его свойства.

 Урок 19. Минералы (§19)

1. Разрушение и изменение горных пород и минералов

*Впишите пропущенные слова в определение.

Процесс разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного воздуха, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жизнедеятельности организмов называют выветриванием.

1.1 Химическое выветривание

*Заполните пропуски в схеме

 Урок 20. Выветривание и перемещение горных пород (§20)

1.2 Биологическое выветривание

*Впишите пропущенные слова.

Корневая система деревьев способна механически и химически изменять твердые горные породы.

1.3 Физическое выветривание

*Впишите пропущенные слова.

Днем под воздействием солнечных лучей горные породы и слагающие их минералы нагреваются и уменьшаются в объеме.

Ночью температура воздуха снижается, горные породы и слагающие их минералы остывают и неравномерно увеличиваются в объеме.

В результате многократного нагревания и остывания между разнородными частицами горных пород образуются трещины, в которые просачивается вода.

При замерзании воды в трещинах образуется лед, который увеличивается в объеме и давит на стенки трещин.

В результате многократного замерзания и оттаивания горные породы такого давления не выдерживают и разрушаются.

2. Деятельность ветра, воды и льда

*Впишите пропущенные слова.

Воздух, вода и лед при движении переносят из одних районо и откладывают в других районах горные породы, разрушенные в результате выветривания.

*Закончите предложения в схеме.

 Урок 20. Выветривание и перемещение горных пород (§20)

*Впишите пропущенные слова.

На склонах обломочный материал движется сверху вниз. Скорость перемещения горных пород определяется , во-первых, крутизной склона, во-вторых, наличием и количеством препятствий на склоне, в-третьих, степенью насыщения массы обломочных пород горных.

*На рис 3 обведите те стрелки, которые по длине соответствуют скорости перемещения обломочного материала на соответствующем участке склона.

 Урок 20. Выветривание и перемещение горных пород (§20)

*Впишите пропущенные слова.

Гора-Кольцо на северной окраине Кисловодска сложена песчаниками, содержащими округлые известково-песчаные включения диаметром до 1.5 м. При конкреции включения выпадают их обрывистых стенок западного склона, оставляя овальные выемки. Со временем процессы водного и воздушного обтачивания привели к образованию гротов.

Школа географа-следопыта

*Нарисуйте «хронологию» опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.

 Урок 20. Выветривание и перемещение горных пород (§20)

. Формирование рельефа земной поверхности

*Заполните таблицу, характеризующую воздействие внутренних и внешних сил на образование форм рельефа земной поверхности.

 Урок 21. Рельеф земной поверхности. Горы суши (§21)

2. Горный рельеф. Различия гор по высоте

*На фотографии и карте стрелками укажите соответствующие части горного хребта.  Урок 21. Рельеф земной поверхности. Горы суши (§21)

*Впишите пропущенные слова в определение.

Горы - сильно расчлененные части земной поверхности,которые высоко подняты надприлегающими районами равнин.

*Укажите относительные и абсолютные высоты в классификации гор по высоте.

 Урок 21. Рельеф земной поверхности. Горы суши (§21)

По физической карте России атласа определите три части Уральских гор с преобладанием низкогорного, среднегорного и высокогорного рельефа. Укажите для южной, средней и северной части Уральских гор их преобладающие высоты. Выясните и запишите название и абсолютную высоту самой высокой вершины Урала.

Северный Урал - центральный водораздельный хребет, известный под названием Поясовый Камень, ниже примыкающих к нему с запада хребтов: средняя высота его 700—750 м, и лишь отдельные вершины превышают 1000 м (Ойка-Чокур—1279 м, Отортен - 1182 м).

Средний Урал - средние высоты 250—500 м, на севере ло 994 м (гора Средний Басег)

Южный Урал - Большой Ямантау (1640 м) Большой Иремсль (1582 Большой Шелом (1427 м) Нургуш (1406 м) Поперечная (1389 м) Кашкатура (1342 м) Широкая (1332 м) Ялангас (1298 м) Вторая сопка (Голая гора) (1198 м) Караташ(1171 )(1171 м) Круглица(1178 м) Откликной гребень (1155 м) Весела(1153 м) Малиновая (1152 м) Караташ(1118 )(1118 м) Арвякрязь(1068 м) Два Брата(1067 м) Катушка(1043 м) Масим(1040 м) Репная( 1032 м) Курташтау(1019 м) Куркак (1008 м) Юрма(1003 М).

Самая высокая вершина Урала - гора Народная - 1895 м

3. Высочайшие горы мира – Гималаи

*Цифрами укажите последовательность пунктов плана, по которому описаны Гималаи в учебнике.

 Урок 21. Рельеф земной поверхности. Горы суши (§21)

Школа географа-следопыта

*Опишите географическое положение гор (по выбору): Кавказских, Альп, Атласа, Аппалачей, Кордильер. При выполнении задания используйте глобус или физическую карту полушарий и гибкую линейку. В случае затруднения обращайтесь к учебнику.

Кавказские горы

1. Расположены между чёрным, азовским и каспийским морями.

2. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ.

3. Наиболее известные вершины - г. Эльбрус ( 5642 м) и г. Казбек (5033 м) .покрыты вечными снегами и ледниками.

4. Горы близ Сочи - Ачишхо (2391 м) Аибга(2509 м) Чигуш(3238 м) Псеашхо и др.(курортная местность Красная Поляна).

5. Кавказские горы находятся в центре Евразийской плиты между Европой и Азией.

1. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте

*Впишите пропущенные слова в определение

Равнинами называют относительно ровные участки земной поверхности с незначительными колебаниями высот и небольшими уклонами.

*Сравните процессы формирования равнинных и горных территорий суши и их строение. Заполните таблицу.

 Урок 22. Равнины и плоскогорья суши (§22)

*Впишите в таблицу: а) значения абсолютных высот равнин и плоскогорий; б) примеры соответствующих равнин и плоскогорий.

 Урок 22. Равнины и плоскогорья суши (§22)

2. Одна из крупнейших равнин мира

*Цифрами укажите последовательность пунктов плана, по которому описана Великая Китайская равнина в учебнике.

 Урок 22. Равнины и плоскогорья суши (§22)

Школа географа-следопыта

*Опишите географическое положение равнины (по выбору) Западно-сибирской,плоскогорья декан, великой китайской равнины, восточно-европейской равнины,аравийского плоскогорья. При выполнении задания используйте глобус или физическую карту полушарий и гибкую линейку.

1. В восточной части Китая вдоль берегов Жёлтого и Восточно-Китайского морей. В её восточной части расположены Шаньдунские горы.

2. Часто происходят наводнения, которые в прошлом сопровождались значительными изменениями руслах Хуанхэ и Хуайхэ. Через Великую Китайскую равнину в направлении юг - север положен Великий канал

3. Главный земледельческий район Китая. Основные культуры — пшеница, хлопок, рис, арахис.

4. Великая Китайская равнина густо заселена. Крупнейшие города на её территории — Пекин и Тяньцзинь.

5. В Китае географического понятия Великая Китайская равнина не существует. На этой территории китайские географы выделяют Северо-китайскую равнину, занимающую северную, центральную и частично южную часгь Великой Китайской равнины, и Равнину среднего и нижнего течения Янцзы, северная часть которой приходится на южную часть Великой Китайской равнины.

1. Изучение форм рельефа океанического дна

*По рис 71 опишите как измеряют океанические глубины с помощью эхолота

Основано на измерении времени пробега звуковых лучей до отражающего объекта и обратно, звук отражается от дна судна и идет вертикально вниз ко дну, затем возвращается и записывается специальным прибором время прохождения этой звуковой волны. Таким образом записывается рельеф подводного дна.

2. Дно Мирового океана

*На фрагменте карты укажите границы и названия частей подводной окраины Африки.

 Урок 23. Рельеф дна Мирового океана (§23)

Школа географа-следопыта

* Постройте упрощённый профиль дна Чёрного моря по двум линиям возможного маршрута газопровода «Южный поток» (с. 60). Определите их протяжённость и обоснуйте выбор северного маршрута для строительства.

 Урок 23. Рельеф дна Мирового океана (§23)

Газопровод включает морской участок, проходящий по дну черного моря от станции "Русская" на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, максимальная глубина - 2 км. Реализацию морской части проекта "Южный поток" осуществляют специалисты из России, Италии, Франции.

1. Солнечные лучи в атмосфере

*На рисунке подпишите значения долей солнечной энергии, поглощенной Землей и отраженной ею в космическое пространство.

 Урок 24. Как нагревается атмосферный воздух (§24)

2. Подстилающая поверхность

*Впишите пропущенные слова.

Земную поверхность, которая взаимодействует с атмосферой, участвуя в обмене теплом и влагой, называют подстилающей поверхностью.

*Впишите пропущенные слова.

Количество солнечного тепла и света, поступающего на земную поверхность, зависит от угла падениясолнечных лучей. Чем выше солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, тем большесолнечной энергии получает подстилающая поверхность.

*Укажите, какую часть солнечной энергии поглощают различные виды подстилающей поверхности.

 Урок 24. Как нагревается атмосферный воздух (§24)

3. Изменение температуры воздуха в течение суток

* По данным наблюдений за погодой в Москве 16 апреля 2013 г. (см. табл.) проанализируйте изменение температуры воздуха в течение суток.

 Урок 24. Как нагревается атмосферный воздух (§24)

Ночью температура воздуха понижалась от +14 °С (в 20 ч), достигнув своего минимального значения +5 °С (в 5 ч). В течение этого времени подстилающая поверхность не освещалась Солнцем, поэтому охлаждалась, приземный слой воздуха также охлаждался.

Восход Солнца произошёл в 5 ч 39 мин.

В течение 4 часов после восхода Солнце незначительно нагревало подстилающую поверхность, так как угол падения солнечных лучей был в это время небольшой.

С подъёмом солнца над горизонтом угол падения солнечных лучей увеличивался, подстилающая поверхность всё больше нагревается, отдавая своё тепло нижнему слою воздуха. Подъём температуры воздуха был отмечен между 9 и 14 часами, т.е. через 3 часов после восхода Солнца.

Наибольшая высота Солнца наблюдалась в истинный полдень (12 ч 40 мин).

После полудня подстилающая поверхность продолжала , поэтому температура воздуха продолжалапрогреваться, поэтому температура воздуха продолжала расти от +13 °С (в 12 ч) до +16 °С (в 14 ч).

Солнце клонилось к закату, подстилающая поверхность всё меньше получала тепла, и её температура сталапонижаться. Теперь уже воздух отдавал своё тепло подстилающей поверхности. С 20 ч температура стала понижаться от максимального значения +16 °С (в 19 ч) до полуночи. В ночные часы следующего дня температура воздуха продолжала понижаться.

Таким образом, суточный ход температуры воздуха в Москве 16 апреля 2013 г. характеризовался ночным понижением до минимального значения +3 °С (в 7 ч) и дневным повышением до максимального значения +16°С (в 14 ч). Суточная амплитуда температуры составила +16 °С - +3 °С = 13 °С.

Школа географа-следопытв

*Выполните работу на с 126 учебника

Запишите ответы на следующие вопросы.

Изменялся ли поток света от дампы при изменении положения картонного квадрата без выреза?

Нужно наглядно провести опыт и записывать последовательно по учебнику.

Как изменялась площадь освещённой части при последовательном увеличении угла падения лучей на поверхность картонного квадрата без выреза?

Нужно наглядно провести опыт и записывать последовательно по учебнику.

Изменялось ли количество света на единицу площади освещённой части (например, в 1 см)?

Нужно наглядно провести опыт и записывать последовательно по учебнику.

1. Что такое атмосферное давление. Как измеряли давление атмосферы в далеком прошлом

*Впишите пропущенные слова в определение.

Атмосферное давление – сила, сокоторой столб атмосферного воздуха давит на земную поверхность.

*На рис 1 стрелками покажите направление и среднюю величину давления столбика ртути в трубке и столба атмосферного воздуха на поверхность ртути в чашке.

 Урок 25. Атмосферное давление (§25)

*На рис 2 подпишите значение высоты столбика ртути в трубке, если известно, что величина атмосферного давления равна 760 мм рт. ст.

 Урок 25. Атмосферное давление (§25)

*Впишите пропущенные слова в описание изменения атмосферного давления над морем и над сушей в течение суток.

В утренние часы поверхность суши и моря практически не нагревается солнечными лучами. За ночь температура приводного и приземного слоёв воздуха почти остыли, поэтому заметных различий между атмосферным давлением над сушей (Рс) и над морем (Рм) нет.

Днём поверхность суши интенсивно нагревается солнечными лучами и земная поверхность отдаёт тепло приземному слою воздуха, который становится менее плотным.

Таким образом, над сушей атмосферное давление выше. Поверхность воды днём тоже нагревается солнечными лучами, но тепло передаётся в более глубокие слои и «накапливается» в водной толще. Следовательно, приводный слой воздуха менее плотный, чем приземный, нагревается он более позже. Над морем формируется относительно низкое атмосферное давление.

Вечером, как и утром, температура воздуха и атмосферное давление над сушей и над морем практическиодинаковые.

В ночное время земная поверхность (суша и море) не нагревается солнечными лучами. Поверхность сушиостывает, чем поверхность моря, отдаёт своё тепло приземному слою воздуха, её температура быстрееснижается, чем температура приводного слоя воздуха. Следовательно, воздух над сушей менее плотный, чем над морем, а давление над сушей сильней, чем над морем.

2. Давление атмосферы меняется с высотой

*При одинаковых условиях нагрева воздуха атмосферное давление уменьшается с высотой.

*Используя текст учебника, определите значения атмосферного давления в двух населенных пунктах Земли.

Тибетский буддистский монастырь Ронгбук (основан в 1902 году) —самое высокое место на Земле, где постоянно живут люди. Легендарный монастырь расположен на северной стороне Гималаев, у подножия Эвереста на высоте 5029 м. Через Ронгбук проходят альпинисты в базовый лагерь, откуда начинается покорение самой высокой вершины мира, горы Эверест. В лагерь приходят монахи, чтобы помолиться за смельчаков и совершить обряды.

Если на уровне Мирового океана атмосферное давление —760 мм рт.ст., то на уровне монастыря Ронгбук –292 мм рт. ст.

В Боливии (Южная Америка) на высоте 3660 м в Андах расположен город Ла-Пас (La Paz)с миллионным населением, который называют самой высокогорной «столицей» в мире. Официальной столицей Боливии считается небольшой городок Сукре, где находится только верховный суд страны. Фактическая столица, политический, экономический и культурный центр страны - город Ла-Пас. Здесь находятся исполнительная и законодательная власть Боливии, здание парламента, резиденция президента и министерства. Город основан в 1548 году испанским конкистадором Алонсо Мендосой и назван в честь примирения (La Rag - мир) долго враждовавших между собой испанских завоевателей.

Если на уровне Мирового океана атмосферное давление —760 мм рт. ст., то на уровне города Ла-Пас - 418 мм рт. ст.

3. Как показывают температуру воздуха и атмосферное давление на карте

*Впишите пропущенные слова в определение.

Линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями температуры воздуха, называют изотермами.

Линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями атмосферного давления, называют изобарами.

*Подпишите на фрагменте карты погоды области повышенного (В) и пониженного (Н) атмосферного давления.

 Урок 25. Атмосферное давление (§25)

Школа географа-следопыта

*На схематичном рисунке стрелками покажите основные части барометра-анероида.

 Урок 25. Атмосферное давление (§25)

Анероидная коробка, пружина, шкала-циферблат, стрелка.

Определите величину атмосферного давления в кабинете географии, на первом и последнем этажах школьного здания.

Атмосферное давление в кабинете географии – 756 мм РТ. ст.

Атмосферное давление на первом этаже школьного здания – 756 мм РТ. ст.

Атмосферное давление на последнем этаже школьного здания – 756 мм РТ. ст.

Разность между величинами атмосферного давления на первом и последнем этаже школьного здания 0.

Превышение верхнего этажа школьного здания над первым этажом равно 5 м, а уменьшение давления происходит через каждые 10.7 м на 1 мм РТ. ст.

1. Почему и как движется воздух?

*Заполните схему основных видов движения воздуха и подпишите примеры их использования человеком.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

*Впишите пропущенные слова.

Причина образования ветра - различное атмосферное давление на земную поверхность. В приземном слое атмосферы ветер направлен из области высокого давления в область низкого давления.

2. Направление и скорость ветра. Роза ветров

*Впишите пропущенные слова.

Направление ветра называют по стороне горизонта, откуда дует ветер.

*Для пункта А укажите стрелкой направление северо-западного ветра, а для пункта Б – юго-восточного ветра.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

*На рисунке стрелками укажите основные части флбгера.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

*По фрагменту карты погоды определите направление и скорость ветра, наблюдавшиеся в различных городах России 25 февраля 2012 г.

Результаты запишите в таблицу.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)
 Урок 26. Движение воздуха (§26)

*По данным наблюдений за погодой своей местности постройте розу ветров для одного месяца. Ниже на примере Москвы показана последовательность построения розы ветров. Для каждого направления ветра указано количество дней, когда наблюдался ветер данного направления.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

По диаграмме видно, что в Москве в феврале 2008 г. преобладал ветер южного и юго-восточного направлений.

Населенный пункт: Бугурслан 2015 г.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

3. Бризы и муссоны

*Впишите пропущенные слова в описание образования бризов.

В утренние часы значение температуры воздуха и атмосферного давления над сушей и над моремодинаковое, поэтому ветер на берегу очень слабый,

разных направлений. Днём на берегу моря образуется морской бриз. Дневной бриз направлен от моря, над которым атмосферное давление повышается, к суше, т.е. в область пониженного давления.

Вечером температура воздуха и атмосферное давление понижается. Морской бриз прекращается, наступает вечернее безветрие. Ночью на побережье устанавливается береговой бриз. Ночной бриз направлен от суши, где атмосферное давление ниже, к морю, т.е. в область высокого давления.

Ветры побережий, направления которых изменяются дважды в сутки, называют бриз.

*Впишите пропущенные слова в определение.

Муссонами называют воздушные течения над поверхностью Земли, изменяющие свое направление каждыеполгода.

*По аналогии с бризами определите причины образования летнего и зимнего муссонов. Отразите результаты своих рассуждений на картосхеме.

 Урок 26. Движение воздуха (§26)

Школа географа-следопыта

*Используя карту господствующих ветров, предложите свой маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре. Докажите, что ваш проект удовлетворяет все трем правилам Международной авиационной федерации.

1. Водяной пар и влажность воздуха

*Впишите пропущенные слова

Водяной пар - невидимая часть атмосферного воздуха, вода в газообразном состоянии.

Водяной пар образуется в результате испарения воды, снега или льда.

Наибольшая часть водяного пара расположена в нижней части атмосферы, называемой тропосферой.

Для характеристики количества водяного пара в смеси атмосферных газов используют термин «влажность воздуха».

*Подпишите стрелки, показывающие в каком направлении объем водяного пара тропосфере уменьшается, а в каком – увеличивается.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

2. Абсолютная и относительная влажность воздуха

*Сравните показатели «абсолютная влажность воздуха» и «относительная влажность воздуха».

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

3. Облака и их виды

*Впишите пропущенные слова.

Выше уровня конденсации температура воздуха продолжает понижаться, поэтому часть водяного пара, которая не может содержаться в воздухе при такой температуре, конденсируется, т.е. переходит в жидкоеили твердое состояние (мельчайшие капли воды или кристаллы льда).

Облака - это скопление взвешенных капель воды и/или кристаллов льда, которые поддерживаются над земной поверхностью воздушными потоками.

4. Как показывают облака на карте погоды

*Оцените облачность по рисункам, на которых условно показано положение облаков на небосводе в пунктах А, Б и В.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

*Покажите как информация об облачности в пунктах А, Б и В будет отображена на карте погоды.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

*По фрагменту карты погоды опишите облачность, наблюдавшуюся 16 мая 2004 г. в города Москва, Мурманск, Печора, Омск.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)
 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

*Впишите пропущенные слова.

Облачность, т.е. совокупность всех облаков, видимых на небе во время наблюдения, оценивают в баллах. Если всё небо затянуто облаками, облачность оценивается в 10 баллов (пасмурно). Если на небе нет облаков, то облачность оценивается в 0 баллов (ясно).

5. Туман. Образование и выпадение осадков

*Впишите пропузенные слова.

Образование мельчайших капель воды или воздуха вызывает помутнение воздуха в приземном слое атмосферы, которое называют туманом. При помутнении воздуха видимость в нём понижается, поэтому оно особенно опасно для людей таких профессий, как водитель, пилот, машинист и др.

*По фрагменту записи в журнале наблюдений за погодой на метеостанции напишите, какие сведения об осадках указывают наблюдатели.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

*Укажите, каким слоем покрыла бы земную поверхность в Петропавловске-Камчатском вода от выпавших осадков в июле 2007 г., если бы вода не испарялась и не просачивалась в почву.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

6. Виды осадков

*Составьте схему «Виды осадков».

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

7. Изменение количества осадков в течение года

*Рассмотрите образец и постройте столбчатую диаграмму для своего населенного пункта и одного из других российских населенных пунктов.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)
 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

По построенным диаграммам определите месяцы с максимальным и минимальным количеством осадков. Сравните полученные данные о годовых суммах осадков и изменении количества осадков в течение года.

*По физической карте России определите координат городов, для которых были построены диаграммы осадков. Заполните таблицу. Обозначьте эти города на контурной карте и укажите для них годовую сумму осадков.

 Уроки 27-28. Вода в атмосфере (§27-28)

Школа географа-следопыта

*Выполните задание на с 148 учебника и заполните пропуски в предложениях.

1. Когда насосом накачали воздух в бутылку, воздух в бутылке сжался.

2. Когда открыли крышку бутылки, воздух стал быстро расширяться. Температура воздуха стала резкопонижаться.

3. В результате понижения температуры воздуха в бутылке относительная влажность повысилась до 70 %, в воздухе стали выделяться мельчайшие капли воды - изморось.

1. Климат. Как рассчитывают климатические показатели?

*Впишите пропущенное слово в определение.

Многолетний режим погоды называют климатом.

*Используя различные источники информации: справочники, интернет-ресурсы, данные своих наблюдений, - составьте краткую характеристику климата своей местности.

Климат Оренбургской области (края, республики).

Сезонность выражена ярко. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °С длится 120 дней (с ноября домарта).

Среднегодовая температура территории 10-15 (края, республики) изменяется от -25 до +25 °С.

Самый холодный месяц январь (средняя температура -20 °С). Зимой морозные периоды, когда температура воздуха опускается ниже -20 °С, длятся до 50 дней. Зимние оттепели сильные и бывают обычно в марте. Минимальная зимняя температура (-41 °С) была отмечена в 2014 году. Снежный покров, как правило, появляется в ноябре, а исчезает в марте.

Самый тёплый месяц в Оренбургской области (крае, республике) - июль со средней температурой +28 °С. Максимальная летняя температура (+37 °С) отмечалась в 2012 году.

Среднегодовое количество осадков 1500 мм, наибольшее количество осадков выпадает в феврале, а наименьшее - в июле.

Преобладающие направления ветров - северо-западные, западные.

Для Оренбургской области (края, республики) характерны особые атмосферные явления: дожди, сильные ветра, снег, метели, иногда град.

2. Почему климат районов Земли различен?

*Перечислите главные факторы, от которых зависит климат той или иной местности.

1. Широта местности определяет количество солнечного тепла, приходящего на поверхность суши или океана.

2. Воздушные потоки переносят тепло между различными широтными поясами.

3. Подстилающая поверхность влияет на получение или отдачу тепла и влаги поверхностью суши и океана.

4. Рельеф местности делает климат разнообразным в разных районах суши.

Школа географа-следопыта

*На контурной карте полушарий обозначьте районы, где отмечались климатические рекорды Земли.

1. Соленость морской воды

*Впишите пропущенные слова.

Соленость морской воды – это количество солей в воде, растворенных в 1 литре (1000 г) воды.

Средняя соленость Мирового океана 35%.

Главные соли морской воды поваренная и соль магния.

*Сколько граммов морской соли нужно растворить в 1 литре пресной воды, чтобы получить морскую воду с соленостью, равной средней солености Мирового океана?

*Рассмотрите табл 1. Определите, к какой группе по солености воды относятся моря, перечисленные в табл 2.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)
 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

2. Температура морской воды

*Впишите пропущенные слова.

Температура морской воды от экватора к полюсам понижается от +27 до -1,7 °С.

Температура морской воды при погружении понижается до +2 °С.

При солёности морской воды 35 ‰ температура замерзания морской воды равна -1,9 °С.

*Используя рис 90 на с 54 учебника и данные табл 3, определите, при какой температуре замерзает вода в разных морях, омывающих территорию России, и заполните табл 4.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)
 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

3. Движения морских вод

*Заполните схему.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

*Используя карту полушарий в атласе, заполните табл 5.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

*На схеме обозначены течения поверхностных вод одного из районов Мирового океана. По очертаниям крупных островов определите район океана, подпишите названия течений и островов. По карте полушарий атласа проверьте правильность выполнения задания.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

*По космическому снимку определите основное направление движения морских вод в юго-восточной части Балтийского моря.

Северо-вочточное.

4. Приливы и отливы

*На рис 2 обведите стрелки, указывающие на уровень полной воды и уровень малой воды. Подпишите положение Солнца, при котором высота прилива будет самой высокой.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

5. Пример описания океана

*На основе текста учебника составьте план описания Северного Ледовитого океана. Используя составленный вами план, опишите другой океан.

1. Площадь и объем в Мировом океане.

2.Местоположение океана относительно материков.

3.Связь океана с другими океанами.

4.Количество островов в океане.

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого океана, расположенный между Гренландией и Исландией на севере, Европой и Африкой на востоке, Северной и Южной Америкой и Антарктидой на юге. Площадь 91,6 млн. километров в квадрате, из которых около 16% приходится на моря, заливы и проливы. Площадь прибрежных морей невелика и не превышает 1% от общей площади акватории. Объем вод составляет 329,7 млн. километров кубических, что равно 25% Мирового океана. Средняя глубина 3736м, наибольшая - 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико). Среднегодовая соленость вод океана составляет около 35 ‰. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным делением на региональные акватории: моря и заливы.

Школа географа-следопыта

*Создайте схему глобального океанического конвейера в Мировом океане. План работы приведен в учебнике.

 Урок 30. Воды Мирового океана (§30)

Вывод: глобальный океанический конвейер имеет замкнутый контур и состоит из теплых и холодных ветвей.

1. Долина реки

*Впишите пропущенные слова

Углубление в земной поверхности, вытянутое в длину и имеющее уклон от верховья к низовью, называютречной долиной. Промоины, овраги и речные долины - это отрицательные формы рельефа.

Дно речной долины состоит из дна и склонов.

*На рис показан схематичный вид участка реки сверху. Стрелками укажите части речной долины, названия которых нередко встречаются в литературных произведениях.

 Урок 31. Воды суши (§31)

2. Питание реки

*Впишите в таблицу примеры рек с различными источниками питания.

 Урок 31. Воды суши (§31)

*Впишите пропущенные слова.

Реки с почти исключительным снеговым питанием встречаются в равнинных районах Земли. Летом эти реки часто мелеют и даже пересыхают, а на географической карте такие участки обозначают прерывистой линией.

Ледниковое питание преобладает у горных рек и рек, расположенных на островах вулканического происхождения.

Преимущественно дождевое питание имеют реки, расположенные в районах с регулярным выпадением обильных осадков.

Подземное питание наблюдается у малого количества рек мира, а в засушливых районах подземное питание составляет около 50 % подземных вод.

3. Режим реки

*Впишите пропущенные слова в определение.

Режим реки - поведение реки во времени.

*На графике показано изменение расхода воды в течение года. Напишите названия времен года и соответствующие названия периодов в жизни реки.

Проведите линию, показывающую долю подземной составляющей речного стока.

 Урок 31. Воды суши (§31)

4. Озерные котловины

*Используя текст учебника, определите, контуры каких озер изображены на рисунках. Подпишите название озер и укажите типы их котловин.

 Урок 31. Воды суши (§31)
 Урок 31. Воды суши (§31)
 Урок 31. Воды суши (§31)

5. Питание озер

*На рис 3 подпишите стрелки, указывающие источники поступления и потери озерной воды.

 Урок 31. Воды суши (§31)

6. Многолетняя мерзлота

*Впишите пропущенные слова

Многолетней мерзлотой называют горные породы, находящиеся в мёрзлом состоянии годы, сотни и тысячи лет.

В России многолетнемёрзлые породы занимают площадь 10 млн. км^2, т.е. 60 % территории нашей страны.

7. Подземные воды

*Впишите пропущенные слова

В горных породах верхней части земной коры находится вода в жидком и твёрдом или газообразном состоянии. Такие воды называют подземными.

Известно, что во время дождя часть воды стекает по поверхности, а часть - просачивается в почву.

*Движение воды под землей зависит от размеров частиц горных пород и величины пор между ними. На рис 4 стрелками соответствующей длины покажите относительную скорость просачивания воды.

 Урок 31. Воды суши (§31)

Вывод: скорость просачивания воды возрастает при увеличении размеров частиц и пор между ними.

*На рис 5 показаны условия образования одного или нескольких водоносных пластов и водоупорных слоев. Подпишите эти слои и покажите стрелками пути просачивания воды.

 Урок 31. Воды суши (§31)

Вывод: если в почве есть водоупорный слой, то он служит защитой, над которым образуется насыщенныйводоносный слой – жила.

*Впишите пропущенные слова в объяснения к рис 6.

А - подземный горизонт (почва), образовавшийся над водоупорным слоем (I), который имеет разрывы. Воды этого горизонта называют подземными.

Б - водоносный горизонт, образовавшийся над нижним слоем (II) в результате образования трещин в разрывахводоупорного слоя (I). На обрывистом склоне долины реки водоносный горизонт питает родник.

Воды этого горизонта называют минеральными.

В - подземный горизонт над нижним слоем (III), образовавшийся в результате просачивания вод в почву.

Воды этого горизонта называют насыщенными.

 Урок 31. Воды суши (§31)

*Впишите пропущенные слова в объяснения к рис 7.

На рис 7 показано образование минеральных подземных вод.

Буквами А и Б обозначены пути поступления воды в верхние почвенные горизонты.

 Урок 31. Воды суши (§31)

8. Болота

*Впишите пропущенные слова в определение.

Избыточно увлажненный участок суши с высоким уровнем грунтовых вод, где происходит накопление неразложившегося органического вещества, называют болотом.

*Впишите пропущенные слова.

При строительстве плотины уровень грунтовых вод поднимается, что может привести к затоплению берегов водохранилища.

Школа географа-следопыта

*Изучите план описания географического положения реки Нил. По плану опишите географическое положение одной из крупнейших рек России.

Волга — река в Европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Один из рукавов нижнего течения Волги - река Кигач - пересекает территорию Казахстана.

Длина 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км) Площадь бассейна 1360 тыс. квадратных километров.

На Волге расположены четыре города-миллионнера (от истока к устью): Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.

1. Биологический круговорот веществ

*По рисунку расскажите о биологическом круговороте веществ в светлое время суток.

 Урок 32. Биологический круговорот. Почва (§32)

2. Почва и ее образование

*Впишите пропущенные слова.

Почвой называют 1 - 2 - метровый поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием и возникший в результате преобразования его воздействием водывоздуха и организмов.

*Опишите и нарисуйте последовательность процесса образования почвы.

Этап 1. Выветривание горных пород, под воздействием водывоздуха и природных факторов.

Этап 2. Расселяются лишайники и мхи. В результате их жизнедеятельности появляется слой тёмного порошкообразного материала - мелкозем. Он заполняет трещины в глыбах и создаёт условия для распространения в трещинах корней «скальных» растений.

Этап 3. Постепенное превращение однородной горной породы в почву, разделённую на горизонтальные слои, которые в совокупности образуют почвенный профиль.

 Урок 32. Биологический круговорот. Почва (§32)

3. Плодородие почв

*Впишите пропущенные слова.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растения влагой и питательными веществами.

Плодородие почвы зависит от различных факторов, из которых важнейший - наличие в ней перегноя, или гумуса.

4. Почва – место обитания живых организмов

*Сделайте подписи к рисунка, укажите название живых организмов, виды их деятельности, влияние на плодородие почв.

 Урок 32. Биологический круговорот. Почва (§32)

Школа географа-следопыта

*1. Полевое исследование механического состава почвы.

*Напишите в таблице названия почв по механическому составу.

 Урок 32. Биологический круговорот. Почва (§32)

Запишите дату, время и место проведения полевого исследования механического состава почвы:

05.05.2014 г. Бугуруслан.

Вывод: изучение почвы показало, что механический состав почвы - содержание в почве элементарных частиц различного размера.

*2. Полевое исследование кислотности почвы.

Запишите дату, время и место проведения полевого исследования кислотности почвы: 05.05.2014 г. Бугуруслан.

Изучение почвы показало, что кислотность почвы – способность почвы проявлять свойства кислот.

Вывод: для повышения плодородия изученной почвы необходимо предпринять следующие меры: организовать севооборот, посев лечебных растений, использование калифорнийских червей, проведение термической обработки почвы, внесение органических удобрений, смешанная посадка растений, отдых для почвы, посев сидератов.

1. Круговорот веществ

*На схеме круговорота веществ покажите стрелками разного цвета направления преобразования воды, углекислого газа и кислорода.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

*Заполните таблицу: приведите примеры влияния человека на круговорот веществ в природе.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

2. Природно-территориальный комплекс

*По описаниям определите взаимосвязи компонентов природно-территориальных комплексов, расположенных на севере и юге Русской равнины, - Поморье и Кумо-Манычская впадина. Используйте схему природно-территориального комплекса.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)
 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)
 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

3. Что такое географическая оболочка Земли

*Впишите пропущенные слова.

Географическая оболочка – целостная и непрерывная оболочка Земли, в которой соприкасаются ивзаимодействуют нижние слои атмосфера, гидросфера, биосфера и литосфера. Термин «географическая оболочка ввел и обосновал Андрей Александрович Григорьев в 1932 г.

Основные особенности географической оболочки.

1. В ней есть жизнь.

2. Вещества находятся в жидкомтвердом и газообразном состояниях.

3. Она испытывает значительное воздействие человека.

4. Процессы, происходящие в ней, вызваны следующими источниками энергии: сила тяжести, энергия теплаЗемли, энергия Солнца и космических лучей.

5. В ней накапливается солнечная энергия.

4. Состав и строение географической оболочки

*На рисунке покажите: а) положение верхней и нижней грани, среднюю мощность географической оболочки; б) вертикальную неоднородность географической оболочки.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

*Каковы причины горизонтальной неоднородности географической оболочки?

Зависит от состава ее частей – атмосферы, биосферы, гидросферы, литосферы.

5. Географическая оболочка и человек.

*Дополните историю эволюции человека необходимыми иллюстрациями. Используйте текст учебника, вырежьте необходимые рисунки и наклейте в соответствующем месте иллюстрированной истории.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)
 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

6. Расселение человека

*Впишите пропущенные слова.

Раса – большая группа людей, имеющих сходство физических признаков и общую территорию расселения.

На карте рас обозначьте пути расселения их представителей. Окрасьте стрелки в соответствии с принадлежностью людей разным расовым группам.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

Школа географа следопыта

Описание представителя негроидной расы:

Характерны: различный рост, удлинённые конечности (особенно руки и голень), тёмная кожа (особенно богатая меланином), курчавые волосы, хорошо растёт борода и усы (на теле же волосяной покров слабый), широкий плоский нос, толстые губы, большие тёмные глаза, прогнатизм (предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол).

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

Описание представителя монголоидной расы:

Чёрные жёсткие прямые волосы; тёмные глаза; маленькие ресницы; светлый или смуглый цвет кожи; слабое развитие третичного волосяного покрова; сильное выступание скул; уплощённое лицо; часто низкое переносье; лопатовидные резцы зубов; эпикантус и сильно развитая складка верхнего века.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)

Описание представителя европеоидной расы:

ортогнатное лицо, которое существенно выступает вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы прямые или волнистые, как правило, мягкие (в частности у северных групп), глаза имеют широкий разрез, хотя глазная щель бывает небольшой, нос средне или сильновыступающий с высоким переносьем, губы тонкие или умеренно толстые, сильный или средний рост волос на лице и теле. Широкие кисти рук и стопы. Цвет кожи, волос и глаз разнообразный: от очень светлых оттенков у северных групп, до очень тёмных у южных и восточных популяций.

 Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33)


Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102
Поделись с друзьями: