ГДЗ ответы по географии 6 класс рабочая тетрадь Румянцев Ким Климанова

Описание решебника

Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и предназначена для использования при работе с учебником под редакцией О. А. Климановой "География. Землеведение. 5-6 классы". Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания, направленные на закрепление основных знаний и умений по курсу, а также задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ГДЗ ответы на вопросы по географии 6 класс рабочая тетрадь Румянцев Ким Климанова Землеведение ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Земля во вселенной

1. Используя текст §32 учебника, заполните таблицу.

Дни солнцестояния и равноденствия

 Вращение Земли и его следствия

2. Укажите не менее двух отличий полярных кругов от тропиков, тропиков – от экватора.

Полярный круг – воображаемая линия, на которой наблюдаются полярные дни/ночи; за полярным кругом солнце никогда не бывает в зените.

Экватор – воображаемая линия, разделяющая северное и южное полушарие. Солнце на экваторе бывает в зените два раза, на каждом из тропиков Солнце бывает лишь раз в году.

Тропик разделяет Землю на область, где Солнце бывает в зените и где никогда не бывает.

3. На какие природные процессы влияет наклон оси вращения Земли?

Из-за наклона земной оси к плоскости орбиты при орбитальном движении Солнце освещает больше то Северное, то Южное полушарие планеты. Неравномерность освещения и нагрева земной поверхности вызывает смену сезонов года. Орбитальное движение определяет и изменение продолжительности светового дня.

4. Где интереснее жить – там, где есть все четыре времени года, или там, где вечное лето или зима?

В условиях вечного лета/зимы условия жизни жестче. Пример вечного лета – засухи в Африке, пример зимы – заполярье. Интересней и комфортней жить в условиях смены сезонов года.

5. Установите соответствие.

Определения:

ближайшая к нам звезда, свет и тепло которой в большом количестве попадают на Землю;

время полного обращения Земли вокруг Солнца;

день, когда Солнце находится в зените на Северном тропике;

два дня в году, когда Северный и Южный полюсы Земли освещаются Солнцем одинаково. В эти дни на всей Земле день равен ночи;

крупные космические тела Солнечной системы, движущиеся вокруг Солнца по круговым орбитам;

воображаемые линии на земной поверхности, ограничивающие области, где наблюдаются полярные дни и ночи;

день, когда Солнце в зените на Южном тропике;

параллель, на которой Солнце бывает в зените 22 июня или 22 декабря.

Понятия:

А) день летнего солнцестояния;

Б) год;

В) дни равноденствия;

Г) день зимнего солнцестояния;

Д) полярные круги;

Е) планеты;

Ж) тропик;

З) Солнце.

1-з, 2-б, 3-а, 4-в, 5-е, 6-д, 7-г, 8-ж.

1. Что показывает:

а) географическая широта - удаленность точки от экватора;

б) географическая долгота – удаленность точки от нулевого меридиана.

2. Какое максимальное значение может быть:

А) у географической широты – 180;

Б) у географической долготы – 90.

3. Найдите ошибки в значениях географических координат.

А) 50° с.ш., 40° ю.д.;

Б) 44° ю.ш., 185° з.д.;

В) 100° с.ш., 70° в.д.;

Г) 60° с.ш., 130° в.д.

А – долгота бывает только западной и восточной

Б – максимальное значение долготы – 180

В – максимальное значение широты – 90

Г – ошибок нет.

4. Определите географические объекты по их координатам:

А) 90° ю.ш., 30° в.д. – южный полюс;

Б) 38° ю.ш., 145° в.д. – Австралия, Мельбурн;

В) 9° с.ш., 39° в.д. – Эфиопия, Аддис-Абеба;

Г) 38° с.ш., 121° з.д. – США, Франклин.

5. Могут ли разные объекты на земном шаре иметь одинаковые географические координаты? Почему?

Сетка географических координат обеспечивает уникальное значение координаты различным точкам земного шара. Если географические объекты находятся в разных точках земного шара, их координаты будут различны. Если несколько географических объектов находятся в одной точке, их координаты будут совпадать.

Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети?

Определите географические координаты Панамского канала и скажите, сколько «лишних градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на 37° ю.ш.

1. Определите географическую широту Панамского канала.

*Найдите на глобусе Панамский канал. В каком полушарии относительно экватора он расположен?

Северном

Какую широту будет иметь Панамский канал – северную или южную?

Северную

*Какая параллель проходит через канал? Запишите ее название.

9

Географическая широта Панамского канала

9° с.ш.

2. Определите географическую долготу Панамского канала.

*По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.

Западное

Какую долготу будет иметь канал – западную или восточную?

Западную

*Какой меридиан проходит через канал? Запишите его значение.

80

Географическая долгота Панамского канала

80° з.д.

3. Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели

9° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит, его географические координаты - 9° с.ш. 80° з.д.

4. По глобусу вычислите, сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

*Яхта шла с севера на юг вдоль меридиана от 10° с.ш. до 37°ю.ш. Следовательно, она прошла

47 градусов

*Теперь важно узнать, чему равен 1° в километрах. Длина меридиана равна 180°, или 20 000 км. Следовательно, 1° по меридиану равен 20 000 : 180 =

=111 км

*Какое расстояние прошла яхта? 111 км х 47 =

=5217 км

Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети?

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. на своем судне из порта Кальяо, который расположен рядом со столицей Перу – городом Лима. Определите географические координаты Лимы.

1. Определите географическую широту Лимы.

*Найдите на глобусе Лиму. Определите, в Северном или Южном полушарии находится Лима. Какую она будет иметь широту – северную или южную?

Южное полушарие, южная широта

*Определить, между какими параллелями лежит Лима.

10 и 20 ю.ш.

*Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.

Какую широту имеет Лима? (Счет идет от ближайшей к экватору параллели). Запишите ее значение в тетрадь и не забудьте указать, северная она или южная.

12 ю.ш.

2. Определите географическую долготу Лимы.

*Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?

запад

*Определите, между какими меридианами лежит Лима.

70 и 80

*Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.

*Какую долготу имеет Лима? (Счет идет от меридиана, ближайшего к нулевому). Запишите ее значение в тетрадь и не забудьте указать, западная она или восточная.

77 з.д.

3. Составьте краткую памятку о том, как определять географические координаты объекта.

1 определить северное или южное полушарие

2 согласно шагу сетки карты определить примерную широту

3 определить западное или восточное полушарие

4 определить примерную долготу

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

1. Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Южном

*Между какими параллелями произошло крушение?

30 и 40

*Проведите линию, соответствующую 37° ю.ш.

2. Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана Гранта. В каком полушарии – Западном или Восточном – корабль потерпел крушение?

запад

*Между какими меридианами произошло крушение?

150 и 160

*Проведите линию, соответствующую 153° з.д.

3. Найдите точку на глобусе, где пересекаются параллель 37° ю.ш. и меридиан 153° з.д. Именно здесь яхта «Дункан» нашла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

4. Какие материки пересекает параллель 37° ю.ш.?

Южная Америка и Австралия

5. Какие океаны и моря пересекает параллель 37° ю.ш.?

Тихий, Атлантический, Индийский

6. Сопоставьте рисунок 92 учебника с глобусом и определите, в какой части Тихого океана потерпел крушение корабль капитана Гранта.

Южная котловина

7. В каком направлении от этого места находятся ближайшие отмеченные на глобусе острова? Как они называются?

Остров Кука и острова Туамоту

8. Какой материк расположен ближе всего к месту крушения корабля? Как он называется?

Австралия

1. Найдите на глобусе города, которые расположены вблизи:

А) экватора – Кито, Сингапур

Б) полярных кругов – Салехард, Верхоянск

В) тропиков – Калькутта, Рио-де-Жанейро

В каких из этих городов Солнце бывает в зените; наблюдается полярный день?

На экваторе и тропиках в зените, возле полярного круга полярный день

2. Есть ли на Земле такие точки, для определения местоположения которых надо знать только географическую широту или географическую долготу?

Для южного и северного полюса достаточно знать широту

3. Приведите примеры природных процессов, связанных:

А) с вращением Земли вокруг Солнца

Смена времен года, смена длины дня и ночи

Б) с вращением Земли вокруг своей оси

Смена дня и ночи

1. Укажите, как называются условные линии на картах и глобусах, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли.

Меридианы

2. Отсчет географической долготы начинают

От начального меридиана

3. Точка, имеющая координаты 20° ю.ш. и 65° з.д., расположена

В Южной Америке

4. Указаны географические координаты четырех объектов. Определите, какой из этих объектов ближе расположен к экватору.

15° ю.ш., 160°з.д.

5. Какой город расположен севернее других?

Санкт-Петербург

6. Солнце может находиться в зените на параллелью

10° с.ш.

Путешествия и их географическое отражение

1. Напишите небольшой рассказ о памятном для вас путешествии по плану.

Сведения о районе путешествия:

А) географическое положение

Б) особенности природы

В) историческая справка (история или исторические события, которыми интересно место путешествия)

Г) памятники природы и культуры, местные достопримечательности, природные аномалии

Д) особенности населения (кто проживает, на каком языке говорят, обычаи или традиции)

Интересные события, случившиеся в путешествии.

2. Используя текст §35 учебника, сформулируйте и кратко запишите четыре основных правила построения плана местности.

1 План местности всегда представляет собой вид сверху

2 План местности изображают в масштабе, указанном в углу плана

3 План содержит условные обозначения

4 План местности не содержит указания о направлениях, т.к. верх плана всегда обозначает север, низ – юг

3. Дополните таблицу

Виды масштабов

 План местности

В каком из этих масштабов местность показана менее подробно?

1:20000

4. Нарисуйте условные знаки объектов:

А) пристань

Б) карьер

В) Фруктовый сад

Г) Кустарник

Д) Колодец

Е) Родник

Ж) Полевая дорога

З) Редколесье

И) Деревянный мост

 План местности

1.Как определить направление на север, если нет компаса?

Солнце, звезды, местные признаки (мох, муравейники)

2. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в магазин вы шли по азимуту 270°?

90°

3. Определите, какой масштаб крупнее – 1:20000 или 1:500000?

1:500000?

4. В каком масштабе расстояние 15 км отвечает отрезку 3 см?

В 1 см – 5 км

5. Ребята шли по лесу сначала на северо-восток, затем на юг, далее на юго-запад. В каких направлениях они будут возвращаться, если пройдут тем же путем?

Северо-восток, север, юго-запад

6. Туристы шли до озера 200 м по азимуту 225°, затем 500 м по азимуту 270° и, наконец, пройдя еще 175 м по азимуту 180°, достигли цели. Перечислите направления их движения и схематически изобразите путь.

Юго-запад – запад – юг

 Ориентирование по плану и на местности

7. Изучите условные знаки в атласе. Перечислите объекты, которые находятся справа и слева, если двигаться по дороге от деревни Лужки до села Околица. Определите пройденное расстояние.

8. Изучите план местности в атласе. Определите азимуты от пристани на реке Норке:

А) на родник

Б) на отдельно стоящее дерево в деревне Лужки

В) на школу в поселке Лесков

Г) на дом лесника

Д) на мельницу

Е) на плотину

9. Определите и подпишите азимуты направлений.

 Ориентирование по плану и на местности

Полярная съемка местности

1. Подготовка к съемке.

Как Сайрес Смит выбрал масштаб плана?

На плане необходимо изобразить участок местности протяжённостью с запада на восток примерно 500 м. Ширина листа на план 10 см. Какой масштаб необходимо выбрать для изображения этого участка (Масштаб: в 1 см - 50 м)

Как Сайрес Смит определил стороны горизонта без компаса?

Инженер нашел на берегу совершенно ровное место и воткнул в землю длинную жердочку. «Сайрес Смит опустился на колени и начал отмечать постепенное уменьшение тени, втыкая в землю маленькие прутики. В ту минуту, когда тень от палочки станет короче всего, будет ровно двенадцать часов дня».

Вы можете наблюдать и за собственной тенью в своей местности. В полдень встаньте так, чтобы солнце светило вам прямо в лицо. Тогда ваша тень укажет направление на север, правая рука — на запад, левая — на восток, а вы будете смотреть на юг.

До начала составления плана поверните планшет так, чтобы его верхний край стал северным. Нарисуйте в верхнем углу планшета стрелку, острый конец которой указывал бы на север.

2. Измерение расстояний.

На план, кроме мельницы, нужно нанести четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол хлебного поля. (рис. 103 учебника).

Как измерять расстояния на местности?

Один из друзей Сайреса Смита, юный Харберт, на острове предпочитал измерять расстояния шагами. От мельницы до южной оконечности озера Гранта было 250 шагов. Средняя длина шага Харберта – 60 см. (Определите, какое расстояние в метрах прошел Харберт.) Пройденный путь можно приблизительно определить по средней скорости перемещения (для пешехода она составляет около 5 км/ч).

250*60=15000 см = 150 м

Как перенести на план расстояния, измеренные на местности?

Используйте правило: измеренное на местности расстояние (150 м), поделенное на именованный масштаб плана (в 1 см – 50 м), дает длину отрезка на плане (в см): 150 м : 50 м = 3.

3. Перенесение точек местности на план.

Вначале обозначьте на плане точку, с которой производится съемка местности. Она должна быть в центре плана (на рисунке 103 учебника изображен фрагмент плана). Чтобы перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от точки, с которой производится съемка (рис. 103, 2).

Данные для составления плана плато Дальнего Вида

 Урок-практикум. Составление плана местности

4. Оформление плана.

Соедините плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлите эту линию в северном и северо-западном направлениях. У вас получится схематичное очертание части береговой линии озера Гранта. Закрасьте полосу вдоль нее голубым карандашом. Нарисуйте Глицериновый ручей, вытекающий из озера, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и далее на юго-восток. Дорогу к загону обозначьте знаком проселочной дороги. Чтобы обозначить поле, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать квадрат, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу.

При помощи условных знаков обозначьте, чем занята поверхность острова.

Уберите все вспомогательные линии, подпишите географические названия и заголовок плана, любым из известных способов обозначьте его масштаб.

1. Дайте характеристику двух любых карт атласа по плану. Заполните таблицу.

Характеристика карт

 Многообразие карт

2. По карте России в атласе определите с помощью масштаба расстояние от Москвы:

А) до Санкт-Петербурга 634 км

Б) до Волгограда 913 км

В) до Екатеринбурга 1417 км

Г) до Киева 756 км

3. Установите соответствие.

Вопросы

карта, где расстояние от Москвы до Киева, равное 750 км, составляет 1,5 см, имеет масштаб

карта, где расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равное 650 км составляет 6.5 см имеет масштаб

для изображения на тетрадном листе расстояния 10 км удобнее взять масштаб

чтобы показать на плане расстояние 500 м отрезком длиной 2 см надо взять масштаб

чтобы показать на карте расстояние 750 км отрезком длиной 5 см надо взять масштаб

Ответы:

А) 1:1000000

Б) 1: 10000000

В) 1:25000

Г) 1:50000000

Д) 1:500000

Е) 1:15000000

Ж) 1:100000

1-г 2-б 3-а 4-в 5-е

4. Какая вам понадобится карта если вы захотите совершить полет на воздушном шаре

Синоптическая карта

Как зная географические координаты найти точку на карте?

«1915 года, марта месяца 16 дня, в широте 79° и в долготе от Гринвича 90° с борта дрейфующего судна "Святая Мария" при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная обширная земля с высокими горами и ледниками",- сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Определите, какая земля (острова) была открыта экспедицией.

*Экспедиция проходила в Карском море. Определите, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте координаты.

79 с.ш. 99 в.д.

*Откройте в своем атласе карту России. Определите где на этой карте подписаны долготы и широты.

По краю карты

*Найдите на карте точку пересечения параллели 79° с.ш. и меридиана 90° в.д.

*Карандашом обозначьте найденную точку. Скажите какую ранее низвестную землю открыла экспедиция.

Северная Земля

Как описать местоположение объекта на карте?

1. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова островов находится ближайший обозначенный на карте населенный пункт? Как он называется?

Диксон, юго-запад

2. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Мария», чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называется этот мыс? Определите расстояние до него (в километах).

Челюскин, восток

3. Какое положение открытые острова занимают относительно островов Новая Земля; Новосибирских островов?

Между островами Новая Земля и Новосибирскими островами

4. В какой части Карского моря находятся открытые острова?

Северо-восток

1. Установите соответствие.

Вопросы:

расстояние от нулевого меридиана до какой-либо точки земной поверхности, выраженное в градусах

воображаемая линия на поверхности Земли в виде окружности которая условно делит земной шар пополам на Северное и Южное полушария

дуга проведенная от Северного до Южного географического полюса Земли

координаты города Москва

окружность проведенная на поверхности земного шара параллельно экватору

точка на земной поверхности через которую проходит земная ось

расстояние от экватора до какой-либо точки на земной поверхности выраженное в градусах

координаты Магелланова пролива

координаты устья реки Амазонка

Ответы:

А) меридиан

Б) 52° с.ш., 48° в.д.

В) экватор

Г) 56° с.ш., 37° в.д.

Д) параллель

Е) географическая широта

Ж) географическая долгота

З) 53° ю.ш., 70° з.д.

И) географический полюс

К) 0° ш., 50° з.д.

1-ж, 2-в, 3-а, 4-г, 5-д, 6-и, 7-е, 8-з, 9-к

2. В каком направлении движется судно, если изменяется только широта его местоположения а долгота остается неизменной?

Север или юг

3. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Каковы координаты этой точки?

Южный полюс

4. Дополните предложения.

А) Чтобы из Москвы попасть на Аральское море, надо двигаться на юго-восток от Москвы.

Б) Сторона горизонта, имеющая азимут 315°, северо-запад.

В) Туристы при движении наблюдали Полярную звезду слева, значит они двигались на юг.

Г) Самолет направляющийся из новосибирская в Москву летит на запад.

Д) В школу вы шли по азимуту 45°. При возвращении домой вы будете двигаться на 225°.

5. На карте полушарий в атласе найдите город расположенный на меридиане 43° з.д. если известно что в полдень 22 декабря Солнце там бывает в зените.

Рио-де-Жанейро

6. 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров с координатами 69° ю.ш., 90° з.д. Как он называется и в каком океане находится?

Остров Петра в южном океане

7. Определите протяженность остова Сахалин с севера на юг в километрах.

948 км

8. Определите протяженность Каспийского моря по меридиану 50° в.д. в километрах.

1030 км

9. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания остались следующие отрывки:"42 градуса .....широты,170 градусов .... у остр....Нов...". Как называется острова, около которых корабль потерпел крушение? В каком океане располагаются эти острова?

Новая Зеландия в Тихом океане

10. Определите расстояние от Иркутска до мыса Челюскин в градусах и километрах.

25.5 градусов

111*25=2775 км

Задания 1-3 выполняются с использованием приведенного ниже плана.

 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от пристани на реке Норке.

до школы в поселке Лесков 1250 м

до церкви в деревне Лужки 1000 м

до домика лесника 1800 м

до железнодорожного моста через реку 350 м

2. Определите по карте азимут от железнодорожного моста через реку Норку.

на домик лесника 45°

на пристань 90°

на церковь в деревне Лужки 250°

на вершину холма 180.5 м 60°

3. Определите по карте какой из объектов расположен выше.

мост через речку Быструю

школа

деревня Люблино

домик лесника

Школа

Природа Земли

Планета Воды

1. Почему морская вода горько-соленая на вкус?

В ней растворено много солей. В среднем на 1 литр воды приходится 35 грамм солей

2. В каких единица измеряют соленость вод Мирового океана?

Промилле

3. Какое из морей более соленое – Средиземное или Охотское? Почему?

Средиземное

Больше испарения, меньше стоков

4. В каком проливе вода теплее – в Гибралтарском или Дрейка? Почему?

В Гибралтарском.

Пролив Дрейка расположен рядом с Антарктидой и является более широким и глубоким.

5. Сформулируйте и запишите основные закономерности изменения температуры и солености вод в Мировом океане.

Чем выше испарение, меньше вод поступает в море, тем выше соленость.

Чем глубже, дальше от экватора, тем холоднее вода.

1. Используя текст §41 учебника, заполните таблицу.

Виды движения воды в Мировом океане

 Движение вод в Мировом океане

2. Используя рисунок 111 учебника, объясните, что такое:

А) гребень волны наивысшая точка

Б) подошва волны низшая точка

В) высота волны расстояние между гребнем и подошвой

Г) длина волны расстояние между двумя гребнями

3. Дайте характеристику одного из океанических течений по плану.

Название - Гольфстрим

океан, в котором оно протекает - Атлантический

направление - Северо-Восток

теплое или холодное – теплое

материк, вблизи которого проходит – Северная Америка

как влияет на природу побережья материка – теплый климат на восточном берегу Северной Америки, перенос тепла от экватора к Европе.

4. Канарское течение и течение Гольфстрим несут свои воды в одних и тех же широтах, но одно из них считают холодным, а другое – теплым. Почему?

Гольфстрим переносит воды от экватора к берегам Европы, т.е. переносит теплую воду, а Канарское течение переносит холодную воду от Арктики к экватору.

5. Почему Мурманск – незамерзающий город-порт, в отличие от расположенного южнее Санкт-Петербурга?

Мурманск омывается теплыми водами Северо-Атлантического течения.

6. Используя карту «Мировой океан» в атласе, обозначьте на контурной карте течения Северного и Южного полушарий: теплые – красным цветом, холодные – синим. Выявите закономерность их движения.

В основном течения переносят теплую воду от экватора к полюсам и холодную к экватору. Исключение – течение Западных Ветров, опоясывающий южный полюс.

1. Используя приложения в учебнике, дайте характеристику морей по плану. Заполните таблицу.

Характеристика морей

 Обобщение по теме «Планета воды»
 Обобщение по теме «Планета воды»

2. Установите соответствие.

Определения:

водная оболочка земли

полоска водного пространства, соединяющая участки суши

участок суши, с трех сторон окруженный водой

периодическое пребывание воды в океанах и морях

волны гигантских размеров порожденные землетрясениями и извержениями вулканов которые происходят под водой

часть океана отделенная от него сушей подводными поднятиями дна

участок моря или океана вдающийся в сушу

река «без берегов» в океане

группа островов, лежащих на небольших расстояниях друг от друга и часто имеющих общее происхождение

Понятия:

А) пролив

Б) цунами

В) прилив

Г) гидросфера

Д) полуостров

Е) океаническое течение

Ж) море

З) архипелаг

И) залив

1-г, 2-а, 3-д, 4-в, 5-б, 6-ж, 7-и, 8-е, 9-з

3. Дайте характеристики океанов по плану. Заполните таблицу.

Характеристика Тихого и Атлантического океана

 Обобщение по теме «Планета воды»
 Обобщение по теме «Планета воды»

В заданиях 1-7 выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. К внутренним относится море

Черное

2. К группе холодных относится течение

Перуанское

3. К бассейну Тихого океана относится море

Японское

4. Водами двух океанов омывается полуостров

Скандинавский

5. Наибольшей соленостью отличается море

Красное

6. Кольцом опоясывает Землю течение

Западных Ветров

7. Какое море из перечисленных расположено восточнее других?

Аравийское

8. Определите течение по его краткому описанию. Это течение относится к группе холодных, протекает у берегов Африки в Атлантическом океане, в тропических широтах Северного полушария.

Бенгельское

Внутреннее строение Земли

1. Какие доказательства можно привести в пользу теории дрейфа литосферных плит?

Судя по очертаниям современных материков, некогда они представляли собой единый материк – Пангею. В настоящее время свидетельством движения литосферных плит могут служить землетрясения и извержения вулканов на границах этих плит.

2. Площадь каких современных океанов увеличивается?

Атлантический, Индийский

3. Каким современным материкам положила начало древняя Гондвана?

Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида

4. Изучите карту «Движение литосферных плит» в атласе. Охарактеризуйте ее по охвату территории, масштабу, содержанию. Заполните таблицу.

Мировая карта, крупномасштабная

Движение литосферных плит

 Движение литосферных плит

1. Перечислите сейсмоопасные районы мира.

Сейсмические пояса расположены вдоль границ литосферных плит. К территориям с повышенной сейсмической активностью относят Японию, Курильские острова, Новую Зеландию, Западное побережье Северной и Южной Америки.

2. Определите географические координаты мест катастрофических землетрясений.

3. Установите соответствие.

Определения :

территория на земной поверхности, где наблюдаются наибольшие разрушения

место в земной коре или мантии, где происходит разрыв и смещение горных пород и откуда во все стороны распространяются возникшие в результате этого колебания

Понятия:

А) очаг землетрясения

Б) эпицентр землетрясения

1-а, 2-б

4. Какие существуют меры безопасности в сейсмоопасных рыйонах?

В районах с повышенной сейсмической активностью расположены центры по изучению и предсказыванию землетрясений.

1. Дайте определения понятий:

А) лава – вырвавшаяся на поверхность освобожденная от газов магма

Б) потухший вулкан – сохранивший свою форму но не проявляющий признаков в активности в продолжение исторического периода

В) гейзер – горячий источник периодически выбрасывающий воду и пар

2. Используя физическую карту полушарий в атласе определите географические координаты вулканов. Заполните таблицу.

Вулканы

 Вулканы

Обозначьте эти вулканы на контурной карте.

3. Определите географические объекты по их краткому описанию.

А) Этот вулкан является высшей точкой материка. Он возвышается над плоскогорьем, изрезанным мощными разломами земной коры. Из всех высших точек материков он ближе всех расположен к экватору.

Килиманджаро

Б) Этот остров называют «островом гейзеров». А название столицы государства расположенного на острове переводится на русский язык как «бухта пара» или «дымящаяся бухта». Славится остров и вулканами многие из которых активны и сегодня.

Исландия

4. Выполните рисунок «Вулкан». На рисунке подпишите очаг, жерло, кратер вулкана.

 Вулканы

5. Выберите верные утверждения.

А) вулканы делят на две группы: действующие и по тухшие.

Б) гейзеры встречаются в Исландии, в США на камчатке и в Новой Зеландии.

Г) Исследованием вулканов занимаются не только вулканологи и геологи, но и биологи.

Д) Главный район вулканической деятельности на Земле – Альпийско-Гималайский сейсмический пояс.

А, б, г

Рельеф суши

1. Закончите предложения.

а) превышение одной точки земной поверхности над другой называют относительной высотой

б) превышение точки земной поверхности над уровнем мирового океана называют абсолютной высотой

в) условные линии на карте или плане, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, называютгоризонтали

2. Изучите план местности в атласе.

Определите, какой склон холма с отметкой высоты 180,5 м:

Самый пологий – западный

Самый крутой – северный

В каком направлении велосипедисту будет легче ехать – из Андреево в Люблино или наоборот? Почему?

Удобней ехать под гору

Найдите на плане холм с отметкой высоты 196,0 м. Определите высоту холма относительно деревни Околица.

26 м

Постройте профиль местности по линии А-Б (точка А- домик лесника, точка Б- школа). Используйте горизонтальный масштаб: в 1 см – 250 м и вертикальный масштаб: в 1 см – 5 м. Укажите на профиле положение реки Норки.

3. Используя физическую карту полушарий в атласе, ответьте на вопросы.

А) В какую сторону наклонена Амазонская низменность? Как это можно установить по карте?

На восток. По цвету.

Б) Какой город расположен выше – Рио-де-Жанейро или Мехико?

Мехико

В) Какое из морей нашей страны самое глубокое?

Берингово

Г) Какова абсолютная высота наивысшей точки Анд?

Аконкагуа, 6960 м

Д) Какова высота Анд относительно Амазонской низменности?

30000

Е) Какие склоны Анд более крутые – западные или восточные?

Западные

Ж) Какова наибольшая глубина Индийского океана?

7729 м

З) Каковы преобладающие глубины Индийского океана? Объясните, как вы это определили.

4000-6000 м. По цвету

1. Дайте определения понятий:

А) горный хребет – горные вершины, образующие линию

б) гребень – наиболее выступающая часть горного хребта

в) горная долина – межгорные понижения

г) перевал – понижение в гребне

2. Установите соответствие.

Горы:

высокие

низкие

средние

Высота:

А) до 1000 м

Б) до 2000-3000 м

В) более 3000 м

3. Почему пещеры чаще всего образуются в горах, сложенных известняками?

Известняк испещрен трещинками, вода, попавшая в эти трещины, размывает известняк.

4. Используя текст §46 учебника, заполните таблицу.

Стихийные процессы, происходящие в горах

 Горы

5. Сформулируйте основные правила поведения людей в горах.

Нельзя ходить в горы в одиночку, это очень опасно. Прежде чем отправиться по горным маршрутам с друзьями, необходимо убедиться, что ни у кого из спутников нет проблем с артериальным давлением и сердечными болезнями. Желательно, всегда иметь при себе медицинскую аптечку; если у Вас есть огромное желание впервые пройтись по горному маршруту, но нет возможности присоединиться к опытным туристам, найдите профессионального гида, который сможет безопасно провести вас самыми интересными тропами и рассказать обо всем, что встретится на пути; выясните прогноз погоды перед выходом на маршрут; при ухудшении погоды быстрее спускайтесь вниз, а не карабкайтесь вверх. Если Вы чувствуете приближение грозы, то быстрее уходите подальше в долину, и помните, что и одинокое мокрое дерево может "притянуть" к себе молнию на горных маршрутах внимательно следите за дорогой и смотрите под ноги, особенно после дождя; в горах необходимо ходить по известным тропам, не искать приключений - встречи с дикими животными. Не пытайтесь идти в те места, куда редко ступала нога туриста, можно попасть в забытый браконьером капкан собираясь в горы планируйте первоначальный маршрут менее насыщенный высокогорьем, подбирайте его в соответствии с вашим опытом и вашим снаряжением, и не старайтесь обойти и увидеть все сразу. В ближайшие дни можно будет увеличить нагрузку и познакомиться с тем, что остается у Вас "сегодня за кадром" нельзя поддаваться искушению покататься на "снежниках", которые часто сохраняются на в горах до конца лета, а также фотографироваться на снежных карнизах и ходить по снежным мостам, образующиеся ниже водопадов не влезайте без страховки на каменные глыбы и скалы - это небезопасно, можно поскользнуться; нельзя устраиваться на ночлег высоко в горах, в экстренном случае оттуда тяжело быстро спуститься вниз.

6. Обозначьте на контурной карте горы, упоминающиеся в тексте §46 учебника.

1. Найдите на карте полушарий и физической карте России в атласе равнины и распределите их по группам:

А) низменности Амазонская, Лаплатская, Западно-Сибирская

Б) возвышенности Восточно-Европейская равнина

В) Плоскогорья Великие равнины, Бразильское плоскогорье, Среднесибирское плоскогорье

Обозначьте эти объекты на контурной карте.

2. Как образуются овраги?

при помощи временных потоков талых вод, размывающих землю

3. Используя текст §47 учебника заполните таблицу

Образование равнин

 Равнины

4. Используя приложения в учебнике и карты атласа, дайте характеристику форм рельефа по плану. Заполните таблицу.

Характеристика форм рельефа

 Равнины

1. Используя физическую карту полушарий и карту «Страны мира» в атласе, перечислите:

А) горные страны (укажите горные системы) Бразилия, Боливия, Чили (Анды), Аргентина, Китай, Монголия (Гималаи)

Б) равнинные страны (укажите равнины) Бразилия (Бразильское плоскогорье) Швеция, Литва, Латвия, Польша (Восточно-Европейская равнина)

2. Почему рельеф Земли непрерывно изменяется?

На рельеф равнины влияют внешние силы – течение вод, ледники, живые организмы, перепады температур, ветер, а так же внутренние, вызванные движением литосферных плит.

3.Установите соответствие.

Определения:

каменная оболочка Земли

конусообразная куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине через которое происходит извержение

вырвавшаяся на поверхность освобожденная от газов магма

территория на земной поверхности где наблюдаются наибольшие разрушения

Понятия:

А) эпицентр землетрясения

Б) лава

В) гейзер

Г) вулкан

Д) литосфера

1-д, 2-г, 3-б, 4-а, 5-в

4. Установите соответствие.

Определения:

ровное или слегка всхолмленное обширное пространство суши

равнина, более всего похожая на низкие горы имеющая абсолютную высоту более 500 м

подводные горы большой протяженностью

песчаный холм серповидной формы

равнина с холмистым рельефом имеющая абсолютную высоту от 200 до 500 м

равнина с очень плоским рельефом имеющая абсолютную высоту не более 200 м

Понятия:

А) бархан

Б) срединно-океанические хребты

В) возвышенность

Г) плоскогорье

Д) равнина

Е) низменность

1-д, 2-г, 3-б, 4-а, 5-в, 6-е

5. Изучите физическую карту полушарий в атласе. Установите какие формы рельефа пересекает параллель 20° ю.ш. в Южной Америке. Определите их высоты

Анды (до 5000 м), Лаплатскую низменность (до 200 м), Бразильское плоскогорье (до 1000 м).

6. Как вертикальные и горизонтальные движения литосферных плит влияют на рельеф?

Под действием вертикального и горизонтального движения литосферных плит образуются горы. Так же движение плит вызывает образование срединных океанических хребтов.

7. Каковы особенности расположения сейсмических поясов Земли?

Вдоль границ литосферных плит

8. Каковы особенности жизни человека в горах и на равнинах?

В горах больше опасностей: лавины сели обвалы оползни. Помимо трудностей связанных с преодолением горных возвышенностей существует проблема нехватки кислорода. На равнинах существуют опасности затопления. На равнинах проще разводить крупный скот и заниматься земледелием.

9. Выполните рисунки. Изобразите при помощи горизонталей и отметок высот:

В) холм высотой 53 м

Б) впадину глубиной 13.5 м

 Обобщение по темам «Внутреннее строение Земли»

1. Укажите несуществующую литосферную плиту

Азиатская

2. В каком районе России построены электростанции использующие энергию горячих подземных источников?

Камчатка

3. Какое утверждение раскрывает содержание понятия «относительная высота»?

Самая высокая гора России – Эльбрус – на 835 м выше самой высокой горы Европы – Монблан

4. Какая из гор выше?

Аконкагуа

5. К группе внутренних процессов относится

Извержение вулкана

6. Это высокие горы расположенные на западе материка в северной части пересекаются экватором. Здесь расположены истоки самой полноводной реки мира.

Анды

7. Эта горная система находится в самой большой по площади стране мира. Максимальная высота гор не превышает 2000 м. По горам проходит граница частей света.

Урал

8. Это одна из крупнейших равнин земного шара с преобладающими высотами от 500 до 1000 м. Расположена в Западном полушарии. Занимет южную и центральную части страны, входящей в группу крупнейших стран мира.

Великие равнины

9. Эта равнина расположена в стране, лидирующей по количеству жителей. Реки протекающие по этой равнине, благодаря общему наклону территории на восток впадают в Тихий океан.

Великая Китайская равнина

Атмосфера и климаты Земли

1. В тропосфере температура понижается в среднем на 6 °С на каждый 1 км высоты. Вычислите температуру воздуха на высоте 5 км над Москвой, если в городе термометр показывает +10 °С.

-20

2. Почему самые высокие температуры воздуха в летний день как правило наблюдаются не в 12 а в 13-14 часов

Воздух нагревается в основном от земной поверхности, над которой он находится. На передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается. На его место приходит менее теплый воздух и тоже нагревается, поэтому тепло распространяется на еще большую высоту. После полудня, несмотря на то, что Солнце начинает опускаться к горизонту, воздух продолжает получать тепло еще в течение двух часов от хорошо нагретой поверхности.

3. Как изменяется температура воздуха в течении суток летом при ясной погоде?

Поднимается до 14-15 часов, затем опускается

4. Может ли температура воздуха в полдень быть ниже чем утром? Почему?

Может. Например зимой в пасмурную погоду. Под действием холодного ветра земля охладится так и не нагревшись, что приведет к похолоданию.

5. Амплитуда температур показывает разность между максимальной и минимальной температурами воздуха в течении суток, месяца, года. Определите годовую амплитуду температур воздуха в Москве по рисунку 139 учебника.

25

6. От чего зависит распределение тепла на Земле?

От расположения Земли относительно Солнца, рельефа, течений

7. Используя рисунок 140 учебника и карты атласа, заполните таблицу.

Расположение материков в тепловых поясах Земли

 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Выберите верные утверждения.

а) Силу, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением.

б) Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.

в) Атмосферное давление измеряют в килограммах.

г) Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер.

д) Прибор для измерения атмосферного давления называют барометром.

е) При понижении атмосферного давления погода становится облачной, выпадают осадки

ж) Бриз - это ветер, который меняет свое направление два раза в год.

А, б, г, д, е

2. Укажите как взаимосвязаны:

А) температура воздуха и атмосферное давление

При повышении температуры воздух нагревается, становится легче и поднимается вверх. Поэтому атмосферное давление у земной поверхности понижается, а при понижении температуры воздух охлаждается, становится тяжелым и опускается вниз, поэтому атмосферное давление повышается

Б) атмосферное давление и ветер

Воздух стремится покинуть область с повышенным давлением и переместиться в область с пониженным, из-за чего возникает ветер

3. Какое атмосферное давление будет считаться нормальным для Москвы, если средняя высота столицы России над уровнем моря равна 120 м?

748 мм РТ.ст.

4. Покажите стрелками направления ветров:

А) северного

Б) юго-западного

В) северо-западного

Г) восточного

Д) северо-восточного

Е) южного

Ж) юго-восточного

 Атмосферное давление. Ветер

5. Покажите стрелками направление ветра между точками

А) 740 мм -----> 730 мм

Б) 740 мм <----- 742 мм

В) 750 мм -----> 746 мм

В каком случае ветер будет более сильным?

В

1. В какой сезон года наблюдаются кучево-дождевые облака? Как они образуются?

Летом. Кучево-дождевые облака образуются при неустойчивости воздушной массы, когда происходит активное восходящее движение воздуха. Эти облака также часто образуются на холодном фронте, когда холодный воздух попадает на теплую поверхность.

2. Чему равна относительная влажность насыщенного водяным паром воздуха?

100%

3. Укажите, какие виды атмосферных осадков выпадают:

А) из облаков – снег, град, дождь

Б) из воздуха – роса, иней

4. Почему осадки могут выпадать не из облаков, а прямо из воздуха?

Когда насыщенный влагой воздух соприкасается с охлажденной поверхностью, влага конденсируется и выпадает в виде росы или инея

5. Как вы думаете какую роль играют осадки в жизни человека?

Осадки приносят как пользу (орошение почвы), так и вред (селевые потоки, затопления, сход лавин)

1. Закончите предложения.

А) Многолетний режим погоды типичный для данной местности называют климатом

б) Состояние тропосферы в данный момент или отрезок времени в данном конкретном месте называют погодой

2. Укажите два города, где климат теплее чем в вашей местности и два города где холоднее. Определите географические координаты этих городов. Как они расположены относительно друг друга?

3. Почему пассаты отклоняются к западу?

Из-за вращения Земли

4. Как вы думаете, какое значение имеет циркуляция воздушных масс?

Большое влияние на формирование климата и погоды.

Например ежегодно ветер из Арктики охлаждает Западно-Сибирскую низменность, в то время, как теплый ветер из Европы обогревает Восточно-Европейскую равнину.

5. Установите соответствие.

Климатические пояса:

1) субэкваториальный

2) тропический

3) арктический

4)субарктический

5) умеренный

6) субтропический

7) экваториальный

Типы климатических поясов:

А) переходный

Б) основной

1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б

6. Установите соответствие.

Типы климатов:

1) морской

2) умеренный континентальный

Признаки:

А) лето жаркое

Б) в течение года выпадает много осадков

В) местность удалена от океана

Г) зима холодная

Д) лето нежаркое

Е) большая годовая амплитуда температур

1-б, д; 2-а, в, г, е

7. Дайте характеристику климата вашей местности по плану.

1) Климатический пояс

2) преобладающие воздушные массы и ветры

3) особенности лета и зимы, много ли выпадает осадков, в какое время года больше?

8. Изучите рисунок 148 учебника. Определите среднегодовое количество осадков:

А) в Лондоне 650 мм

Б) в Москве 582 мм

В) в Екатеринбурге 470 мм

Г) в Якутске 192 мм

9. Используя текст §51 учебника, заполните схему. Подчеркните главную причину, влияющую на формирование климата.

 Погода и климат

Работа с картами температуры воздуха

1. Познакомьтесь с легендами карт. Какую информацию можно из них получить?

Информацию о распределении тепла летом и зимой

2. По картам определите температуру января и июля для Санкт-Петербурга откуда началось плавание Крузенштерна, и для Рио-де-Жанейро, куда заходили корабли экспедиции. (На климатических картах точки с одинаковыми температурами соединяют особые линии - изотермы.)

1) Найдите Санкт-Петербург на карте средних температур воздуха января.

2) Какая изотерма подходит к Санкт-Петербургу ближе всего? -8

Значит, средняя январская температура воздуха в Санкт-Петербурге составляет -8

3) Найдите Санкт-Петербург на карте средних температур воздуха июля.

4) Какая изотерма подходит к городу ближе всего? +16

Значит, средняя температура июльского воздуха в Санкт-Петербурге приблизительно составляет +16

5) Вычислите среднюю годовую амплитуду температур воздуха в Санкт-Петербурге. Для этого подсчитайте, насколько температура самого тёплого месяца в году превышает температуру самого холодного месяца. 24

6) Занесите полученные данные в таблицу и определите среднюю температуру января и июля для Рио-де-Жанейро.

3. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки.

Гренландия, Антарктида

4. Почему на Тибетском нагорье температура весь год держится ниже, чем на прилегающей территории? Сопоставьте карты с физической картой мира в атласе.

Огромная высота и замкнутость Тибета обусловливают малое количество осадков и большую сухость воздуха, разреженность атмосферы, резкие колебания температур при преобладании низких ее значений в течение большей части года.

5. Почему в Южном полушарии температуры января выше, чем температуры июля?

Зимой Южное полушарие лучше освещено

Работа с картой «Среднегодовое количество осадков»

1. По карте определите среднегодовое количество осадков в Санкт-Петербурге и Рио-де-Жанейро, пользуясь шкалой, приведенной в легенде. Полученные данные занесите в таблицу.

2. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые районы, а в каких – самые влажные.

Малое количество осадков выпадает за полярным кругом и в районе тропиков. Самые влажные районы расположены вдоль экватора.

Определение направления господствующих ветров

. Определите направление господствующих ветров в районе Санкт-Петербурга и Рио-де-Жанейро, используя свои знания о господствующих ветрах на Земле. В качестве подсказки используйте рисунок 146 учебника. Данные занесите в таблицу.

2. Предположите, как направление господствующих ветров влияет на среднегодовое количество осадков, выпадающих в Рио-де-Жанейро и Санкт-Петербурге.

Ветер приносит воздух, насыщенный влагой от испарений океанов. Так как Рио-де-Жанейро находится на побережье, ему достается больше осадков.

3. Почему зимой западные ветры приносят в Санкт-Петербург сильные снегопады?

Потому что западный ветер приносит в Санкт-Петербург влажный воздух.

4. Зная географическую широту Москвы, предположите, какое направление ветров будет преобладать в столице России.

Западное

 Урок-практикум. Работа с климатическими картами

Выводы

1. Определите в каких климатических поясах расположены города Санкт-Петербург и Рио-де-Жанейро.

Умеренный и Тропический соответственно

2. Какой тип климата характерен для этих городов – морской или континентальный?

Морской

3. Составьте краткую характеристику климата Санкт-Петербурга и Рио-де-Жанейро, используя заполненную вами таблицу.

Рио-де-Жанейро: морской тропический климат. Средняя температура января +24, июля +16. Амплитуда колебаний температур – 8 градусов. Преобладают Восточные ветра, приносящие от 1000 до 2000 мм осадков в год.

Санкт-Петербург: морской умеренный климат. Средняя температура января -8, июля +16. Амплитуда колебаний температур – 24 градуса. Преобладают Западные ветра, приносящие от 500 до 1000 мм осадков в год.

Как определить направление ветра?

1. По рисунку 153 учебника определите направление ветра, с которым прилетела Мэри Поппинс, зная, что вход в дом расположен с южной стороны. Ветер, с которым она улетит, должен иметь строго противоположное направление. Какой это ветер?

Прилетела с Восточным, улетела с Западным.

2. По рисунку 154 учебника определите, на какой оси розы ветров отмечено количество дней, когда дул северный ветер. Сколько таких дней было в марте?

4

3. Определите преобладающее направление ветра в Вишнево переулке. Сколько дней в марте могла использовать Мэри Поппинс, чтобы улететь с западным ветром?

Северо-восточный, 1

Как определить среднюю температуру воздуха за сутки?

Вычислите среднюю температуру воздуха в Вишневом переулке 5 ноября.

1. В течение дня необходимо снимать показания термометра через равные промежутки времени, например каждые 4 часа, и заносить их в таблицу.

 Урок-практикум. Наблюдения за погодой

2. Сколько раз вы сняли показания термометра?

5

Сложите вместе все показания: те, которые выше нуля, прибавляйте, те, которые ниже нуля, вычитайте.

10

3. Поделите полученную сумму на количество измерений. У вас получится среднесуточная температура воздуха. 2Помните, чем чаще вы будете измерять температуру, тем более точное значение среднесуточной температуры воздуха получите. Действуя подобным образом, можно определить среднюю температуру за месяц, год или среднюю температуру каждого месяца за много лет.

4. Постройте график суточного хода температуры воздуха. По горизонтали откладывайте время суток в часах, по вертикали – температуру. Проведите на графике линию, соответствующую средней температуре воздуха за данные сутки.

 Урок-практикум. Наблюдения за погодой

Как определить облачность?

Определите по рисунку 153 учебника облачность в тот день, когда змей Майкла зацепился за облако и спустился с Мэри Поппинс.

Средняя облачность

Как определить атмосферное давление?

Определите атмосферное давление по стрелке барометра, что висит на стене кабинета мистера Бэнкса. Как оно повлияло на погоду за окном?

740 мм, низкое давление вызвало грозу.

1. Дополните таблицу

Циркуляция атмосферы

 Обобщение по теме «Атмосфера и климаты Земли»

2. На каких склонах Гималаев, Уральских и Кавказских гор осадков выпадает больше? Почему?

Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями. Так, климатические условия районов, лежащих к северу от Кавказских гор, будут иными, чем южных. Горные хребты, расположенные перпендикулярно к преобладающим влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Ввиду этого на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Большое влияние на распределение осадков оказывают Гималаи. Юго-западный очень теплый и влажный муссон оставляет на южных склонах Гималайских гор такое количество влаги, которое не наблюдается почти нигде на земном шаре. На Урале западный склон препятствует прохождению теплых воздушных масс далее на восток.

3. Используя приложения в учебнике, заполните календарь погоды.

Календарь погоды за ___________ 20___г.

 Обобщение по теме «Атмосфера и климаты Земли»
 Обобщение по теме «Атмосфера и климаты Земли»

4. Установите соответствие.

Определения:

1) воздушная оболочка Земли

2) слой атмосферы, находящийся над тропосферой

3) прибор для измерения атмосферного давления

4) ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью – с суши на море

5) большие объемы воздуха тропосферы, отличающиеся друг от друга температурой, влажностью и другими признаками

6) ближайший к земной поверхности слой атмосферы

7) разница между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года

8) перемещение воздушных масс над поверхностью Земли в горизонтальном направлении

9) прибор для определения направления ветра

10) график демонстрирующий преобладающие ветры в каком-либо месте за определенный интервал времени.

Понятия:

А) бриз

Б) воздушные массы

В) стратосфера

Г) атмосфера

Д) барометр

Е) флюгер

Ж) тропосфера

З) роза ветров

И) ветер

К) амплитуда температур

1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-б, 6-ж, 7-к, 8-и, 9-е, 10-з

5. Расскажите какова роль атмосферы в жизни Земли.

Обеспечивать возможность жизни на Земле, участвует в формировании климата, круговороте воды.

1. Годовая амплитуда температур будет максимальной в городе

4) Якутск

2. Наименьшим среднегодовым количеством осадков отличается

4) Западно-Сибирская равнина

3. Какой вид атмосферных осадков является лишним в представленном ряду?

2) роса

4. Какой показатель не соответствует характеристике климата острова Калимантан?

4) годовая амплитуда температур 20°С

5. В состав атмосферы не входит

3) астеносфера

6. Самый распространенный газ в атмосфере

3) азот

7. Для измерения показателей погоды не используют

2) нивелир

8. Определите климатический пояс по его краткому описанию.

Этот климатический пояс характеризуется следующими показателями :в течение года здесь господствуют две воздушные массы, лето Прохладное и короткое , зима холодная и продолжительная , преобладающие количество осадков до 500 миллиметров.

Умеренный

Гидросфера – кровеносная система Земли

1. Дайте определения понятий:

А) фарватер – самая глубокая часть русла реки

Б) межень – период самого низкого уровня воды в реке

В) эстуарий – устье реки, впадающей в глубокое море широким потоком

Г) дельта – сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвленной сетью рукавов и потоков.

2. Установите соответствие.

Реки:

1) равнинная

2) горная

Характеристики:

А) речная долина с большим количеством террас

Б) речная долина имеет форму ущелья

В) течение быстрое

Г) течение спокойное

Д) много порогов и водопадов.

1-а, г; 2-б, в, д.

3. Установите соответствие.

Определения:

1) место где река начинается

2) углубление в речной долине по которому воды реки текут постоянно

3) река со всеми своими притоками

4) ежегодный подъем уровня воды в реке весной за счет таяния питающих ее снегов

5) граница между соседними речными бассейнами

6) вытянутое в длину углубление на земной поверхности по которому течет река

7) часть речной долины ежегодно затопляемая водой при поводьях и паводках

8) внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке летом и осенью после сильных дождей

Понятия:

А) речная система

Б) половодье

В) русло

Г) исток

Д) водораздел

Е) паводок

Ж) пойма
З) речная долина.

1-г, 2-в, 3-а, 4-б, 5-д, 6-ж, 7-з, 8-е

4. Используя физическую карту России в атласе определите какие из перечисленных ниже городов стоят на правом берегу реки, а какие – на левом. Укажите реки, на которых стоят эти города

Якутск, Хабаровск, Благовещенск, Омск, Самара.

Якутск-Лена-левый, Хабаровск-Амур-правый, Благовещенск-Амур-левый, Омск-Иртыш-правый, Самара-Волга-левый.

5. Используя физическую карту России в атласе определите, водоразделом каких речных систем являются Уральские горы. Всегда ли водоразделом бывают горы?

Обь и Волга. Нет

6. Определите географические координаты истоков рек:

А) Лена 53 с.ш. 08 в.д.

Б) Ангара 51 с.ш. 104 в.д.

В) Лимпопо 24 ю.ш. 26 в.д.

Г) Замбези 1 ю.ш. 24 в.д.

Д) Нигер 9 с.ш. 10 з.д.

7. Определите географические координаты устьев рек:

А) Миссисипи 29 с.ш. 89 з.д.

Б) Хуанхэ 37 с.ш. 119 в.д.

В) Обь 66 с.ш. 69 в.д.

Г) Волга 57 с.ш. 32 в.д.

Д) Ганг 23 с.ш. 89 в.д.

8. Установите соответствие.

Реки:

1) Нил

2) Миссисипи

3) Амазонка

Направления течения

А) на юг

Б) на восток

В) на север

1-в, 2-а, 3-б

1. Установите соответствие.

Озера:

1) запрудное

2) старица

3) вулканическое

4) остаточное

5) тектоническое

Происхождения озерных котловин:

А) остаток прежнего русла реки

Б) образовалась в результате обвала, перегородившего русло реки

В) остаток древнего моря

Г) возникла в разломе земной коры

Д) образовалось в кратере потухшего вулкана.

1-б, 2-а, 3-д, 4-в, 5-г

2. Дайте характеристику озера Байкал по плану.

1) На каком материке находится Евразия

2) Как образовалось тектоническое

3) наибольшая глубина 1642 м

4) сточное или бессточное сточное

5) характер берегов со всех сторон окружено горными хребтами и сопками

6) в каком направлении вытянуто с юго-запада на северо-восток

7) какая река вытекает из озера Ангара

8) как человек использует и охраняет озеро Байкал признан культурным наследием. Используется как место для отдыха туристов, является крупнейшим пресным озером, ведется ловля рыбы.

1. Дайте определения понятий:

А) водоносный слой – слой воды просочившейся сквозь мягкие водопроницаемые породы и задержанный водоупорными породами.

Б) родник – выход водоносного слоя на поверхность

В) грунтовые воды – верхний слой водоносного слоя

2. Какие районы России славятся своими минеральными водами?

Кавказ.

3. Установите соответствие.

Подземные воды:

1) грунтовые

2) межпластовые

Характеристики:

А) располагаются над первым водоупорным слоем

Б) более чистые отфильтрованные подземные воды

В) воды расположенные между двумя водоупорными пластами

Г) подземные воды, уровень которых в большей степени зависит от погодных условий местности.

1-а, г; 2-б, в.

4. Как образуются болота?

Болота чаще всего встречаются на плоских равнинах, где осадков выпадает слишком много. Иногда в болота превращаются зарастающие пруды.

5. Укажите основные районы:

А) горного оледенения – Высокие горы, вершины которых имеют снеговую линию, за которой снег не тает круглый год (Кавказ, Гималаи)

Б) покровного оледенения – Антарктида и Гренландия

6. Почему снеговая линия в различных горах располагается на разной высоте?

На полюсах снеговая граница у гор ниже, потому что там холодно, а втропиках высоко, потому что там жарко.

7. Расскажите, какое значение имеют горные ледники.

Запас пресной воды, многие реки берут свое начало на вершинах гор. По весне ледники тают, начинается половодье.

8. В каких районах Земли образуются айсберги?

Вблизи Антарктиды, Гренландии.

1. Используя приложения в учебнике и карты атласа, дайте характеристику рек по плану. Заполните таблицу.

Характеристика рек

 Обобщение по теме «Гидросфера – кровеносная система Земли»
 Обобщение по теме «Гидросфера – кровеносная система Земли»

2. Установите соответствие.

Озера:

1) Ладожское

2) Онежское

3) Каспийское

4) Байкал

5) Танганьика

6) Аральское

Типы озер:

А) сточное

Б) бессточное.

1-а, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б

3. Дополните предложения.

А) Пласт горных пород, не пропускающий воду, называют водоупорный

Б) горячие подземные воды называют гейзер

В) Место выхода грунтовых вод на поверхность называют родник

Г) Подземные воды с растворенными в них солями и газами называют минеральными

Д) Подземные воды, находящиеся между двумя водоупорными пластами, называют межпластовые

1. Участок речной долины, затапливаемый во время половодья, называют

4) поймой

2. Происхождение котловины озера Байкал

3) тектоническое

3. Снеговая линия проходит выше всего в горах

2) Алтай

4. Болота наиболее распространены

2) на Западно-Сибирской равнине

5. В результате выпадения муссонных осадков образуются паводки на реке

3) Ганг

Географическая оболочка – среда жизни

Живая планета

1. От чего зависит развитие растительности

От климата (тепло, вода, освещенность)

2. Какие растения распространены в вашей местности?

3. Как животные приспосабливаются к различным климатическим условиям?

Животные адаптируются, отращивают теплый мех, собираются в группы и т.п.

4. Используя текст §57 учебника и карты атласа, заполните таблицу.

Сравнительная характеристика безлесных пространств тундры и степей

 Закономерности распространения живых организмов на Земле

Сделайте выводы.

Типы растительного покрова образуются на Земле в соответствии с климатическими поясами и областями. Богаче всего растительность, там, где жарко и влажно.

1. Что такое почва?

Поверхностный слой «твердой» Земли, в котором процессы, происходящие в горных породах, переплетаются с жизнью организмов так, что отделить живое от неживого невозможно.

2. По размерам и количественному соотношению минеральных частиц почвы делят на песчаные и глинистые. Какие из них представлены в районе вашей школы?

3. От чего зависит плодородие почв?

От количества питательных веществ в почве

Гумусом называется органическое вещество, образующееся в результате разложения бактериями и грибами останков организмов

4. Используя текст §58 и рисунок 74 учебника, ответьте на вопросы.

А) У какого типа почв самый мощный гумусовый слой? Почему? Чернозем. Чем больше в почву попадает останков организмов и чем быстрее они разлагаются, тем больше гумусовый слой.

Б) Почему у подзолистых почв гумусовый слой толще, чем у тундровых? Потому что в тундре меньше всего растительности, которая бы образовывала гумусовый слой.

5. Какие почвы есть в вашей местности?

6. Что должен делать человек для поддержания плодородия почв?

Перестать уничтожать растительность, вносить в почву органические удобрения.

1. Наибольшим плодородием обладают почвы

3) черноземы

2. Во влажных экваториальных лесах распространены почвы

3) красно-желтые

3. Определите почвенный слой по его краткому описанию.

Этот слой, расположенный в верхней части почвенного покрова, определяет плодородие почвы: чем больше этот слой, тем плодороднее почва.

Гумус

Географическая оболочка и ее закономерности

1. Что такое географическая оболочка?

Тонкий слой, где земные оболочки взаимодействуют теснее всего.

2. Заполните схему

Состав географической оболочки

 Понятие о географической оболочке

3. Что является главной движущей силой процессов, происходящих в географической оболочке?

4. Как можно доказать целостность географической оболочки?

Целостность означает, что все части, входящие в ее состав взаимосвязаны и взаимозависимы. Уберем растительность, под действием атмосферы и гидросферы, начинается разрушение литосферы. Изменится течение реки, изменятся условия жизни живых организмов и т.д.

5. От чего зависит годовая ритмика в географической оболочке?

От колебаний солнечной активности.

6. Из курса географии 5 класса вспомните, что такое биологический круговорот. Какую роль он играет в жизни географической оболочки?

Биологический круговорот на Земле непрерывен и участвует в большом геологическом круговороте веществ между Мировым океаном и сушей.

7. Заполните таблицу.

Взаимодействие оболочек Земли

 Понятие о географической оболочке

1. Используя текст §59, 60 учебника, заполните таблицу. Сделайте выводы.

Свойства географической оболочки

 Природные комплексы как части географической оболочки

Для каждой территории земного шара можно указать из каких компонентов (земля, вода, воздух, живые организмы) она состоит. Все природные компоненты взаимосвязаны и образуют природный комплекс.

2. Используя текст §60 учебника, заполните схему

Природный комплекс

 Природные комплексы как части географической оболочки

3. Используя текст §60 учебника, перечислите закономерности проявления высотной поясности.

1) Чем выше, тем холодней. Поднятие на 1 км приводит к падению температуры на 6 градусов

2) чем ближе к экватору, тем разнообразнее природа гор

3) если горная система расположена поперек господствующих ветров, природа подветренного и наветренного склонов будет исключительно различаться

1. Что такое природная зона?

Зональные природные комплексы, образующие большие полосы, обычно вытянутые по широте.

2. Что общего и в чем различие между тропическими и арктическими пустынями?

Бедная растительность, мало животных, в арктических пустынях много воды (ледники), но мало тепла, в тропических пустынях много тепла, но мало воды.

3. Какие природные зоны наиболее изменены человеком? Как вы думаете, с чем это связано?

Степи, леса, с хозяйственной деятельностью человека.

4. Используя текст §61 учебника и карты атласа, заполните таблицу. Сделайте выводы.

Природные зоны Земли

 Природные зоны Земли
 Природные зоны Земли

При движении от экватора к полюсам меняется климат и природные зоны. Каждая природная зона имеет свои особенности, самая заметная из которых – тип растительного покрова.

5. Используя текст §61 и приложения в учебнике, а также карты атласа, заполните таблицу. Устно сделайте выводы.

Характеристика природных зон

 Природные зоны Земли

6. Заполните таблицу.

Растительный и животный мир природных зон

 Природные зоны Земли

1. Какая закономерность не присуща географической оболочке?

4) возвратность

2. Причиной годовой ритмики в географической оболочке является

3) движение Земли вокруг Солнца

3. Какое соответствие «растение – природная зона» является неверным?

3) ковыль – тундра

4. Какой тип растительности не представлен на Восточно-Европейской равнине?

4) жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

5. Наиболее изменена человеком природная зона

4) степей

6. Что не характерно для природной зоны саванн?

3) преобладают подзолистые почвы

7. Зона тундры и лесотундры расположена на севере материка

3) Северная Америка

8. Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники располагаются

4) в субтропическом поясе

9. Определите природную зону по ее краткому описанию.

В этой природной зоне преобладают обширные безлесные пространства. Огромные площади занимают болота, поросшие мхами, лишайниками, ягодниками, а под тонким слоем почвы расположена многометровая вечная мерзлота.

Тундра

Природа и человек

1. Используя текст §62 учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

Стихийные бедствия, характерные для разных оболочек Земли

 Стихийные бедствия и человек

2. Используя карту «Стихийные бедствия» в атласе, ответьте на вопросы.

А) Какие районы Мирового океана особенно опасны для плавания? Почему? Южное полушарие, Индийский океан. Сильные ветра и постоянный шторм.

Б) Какие районы Земли наиболее безопасны для проживания людей? Равнины.

В) Какие природные опасности подстерегают туристов, отдыхающих на Средиземном море? Вулканы, Землетрясения, Цунами.

3. Используя карты атласа, заполните таблицу.

Стихийные бедствия, характерные для разных стран

 Стихийные бедствия и человек

1. Заполните схему

Природный комплекс (ПК) моей местности

 Обобщение по разделу «Географическая оболочка – среда жизни»

Приведите примеры взаимосвязей между компонентами природного комплекса.

2. Какие природоохранные мероприятия необходимо проводить в вашей местности?

3. Используя карты атласа, заполните таблицу.

Районы распространения стихийных бедствий

 Обобщение по разделу «Географическая оболочка – среда жизни»

4. Составьте памятку «Правила поведения во время землетрясения (наводнения)».

Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.

Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).

Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.

1. Сильные землетрясения характерны для

3) Японии

2. Основные районы прохождения тропических циклонов и тайфунов сосредоточены

2) у восточных берегов Южной Америки

3. Современная вулканическая деятельность характерная для острова

Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.

4) Исландия



Вариант решебника в картинках
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125

Поделись с друзьями: