ГДЗ по обществознанию 6 класс рабочая тетрадь Митькина ответы


Описание решебника

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника по обществознанию для 6 класса под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. В нее включено большое количество разнообразных по форме и уровню сложности заданий, выполняя которые учащиеся овладевают необходимыми знаниями, закрепляют и совершенствуют полученные на уроках умения. В рабочей тетради много заданий, составленных по типу заданий Основного государственного экзамена, на доступном шестикласснику содержании. Рабочая тетрадь предназначена учащимся 6 классов, учителям и методистам.ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради по обществознанию 6 класс Митькина ФГОС от Путина.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Глава I. Человек в социальном измерении

*1. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество

2) верно только Б

*2. Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

 § 1. Человек – личность

*3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

3) верны оба суждения

*4. В §1 учебника рассказывается о спортсмене Валерии Брумеле и композиторе Людвиге ван Бетховене. Считаешь ли ты их сильными личностями? Если да, то почему?

Я считаю, что Валерий Брумель и Людвиг ван Бетховен обладали сильными личностями, потому что неумолимо двигались вперед к своей цели, несмотря на внешние препятствия: сильная травма после аварии и глухота (а потом, и слепота). Настойчивость, целеустремленность, желание превозмочь себя ради любимого дела – характеристики сильной личности. Ведь сколько раз они могли сломаться, как ломались в подобных случаях другие люди? Но не смотря ни на что, герои преодолели все трудности и оставили огромный след в истории.

*5. Вспомни, какие книги, в которых герой является сильной личностью, ты читал. Напиши автора и названия двух-трёх книг. Что позволяет тебе считать героев этих книг сильными личностями?

Сабуро Сакан « Самурай. Легендарный летчик Императорского военно-морского флота Японии. 1938-1945», мне очень запомнились эти мемуары, о летчике, который потерял зрение на один глаз и был очень серьезно ранен, но в то же время благодаря своей подготовке и упорству, смог сбить еще несколько врагов во время Второй Мировой войны, а после неё вел спокойную, пусть и трудную жизнь в Японии.
Также мне нравится «Повесть о настоящем человеке» Бораси Полевого, где герой, тоже летчик после потери ног, возвращается в небо, и уничтожает врагов. Эти поступки достойны сильной личности, которая ради своей цели готова терпеть боль и страдать.

*6. Выбери человека, которого ты считаешь сильной личностью. Напиши план рассказа об этом человеке.

1. Детство А. П. Мересьева. Личностные качества.
2. Военные годы, особенности подготовки.
3. Обстоятельства ранения, мужество героя.
4. Жизнь после ампутации ног, летчик на протезах.
5. Жизнь после войны.

*7. Заполните таблицу.

 § 1. Человек – личность

*8. Прочитай текст.

«Когда через сорок лет перелистываешь сокровенный «Дневник» своей юности, часто изумляешься – там находишь человека, о существовании которого уже успел забыть. Он кажется совсем чужим… Я вижу перед собой странного мальчика, носящего мое имя и похожего – нет, не на меня (я не узнаю в нём себя!), а на кого-то другого, мне знакомого… Кто же он?»
Ромен Роллан
Какова главная идея текста? Постарайся сформулировать её одним предложением.
Изменение человека во времени.
Почему автор задаёт вопрос «Кто же он?»
Автор, став взрослым, сильно изменился, поэтому отчасти не узнает себя в детстве, ведь сейчас возможно он поступил бы как-то иначе или иначе отреагировал на что-либо. Отсюда закономерный вопрос: кем же я был в детстве, кто тот человек, который оставлял записи в дневнике.

*9. Каждый человек обладает индивидуальностью, имеет неповторимые, уникальные черты. Подумай и напиши, а в чём проявляется твоя индивидуальность?

Я умный и быстро схватываю информацию, но немного погружен в свой внутренний мир. Я отзывчивый и добрый, но иногда могу быть вспыльчивым и резким.

*10. Выпиши в Словарь в конце рабочей тетради незнакомые, непонятные тебе слова. Найди их значение и запиши.

*1. Верны ли следующие суждения?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».

3) верны оба суждения

*2. Нарисуй к солнцу «лучи», каждый луч – это черта твоей личности, качество твоего характера. Подпиши каждый лучик.

  § 2. Человек познаёт мир

*3. Заполните таблицу.

  § 2. Человек познаёт мир

*4. Прочитай отрывок из стихотворения В. С. Высоцкого «Я не люблю».

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, – 
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Напиши, что не любишь и любишь ты.
Я очень не люблю, когда обижают животных на улицах. Не люблю собак без намордников. Не люблю скучные и неинтересные уроки, но очень люблю компьютерные игры, а еще слушать музыку.
А люблю я читать и смотреть познавательные передачи по телевизору, но не люблю смотреть новости.

*5. Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

  § 2. Человек познаёт мир

*6. Один из мудрейших людей древних Афин Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю! Другие же не знают даже этого». Как ты считаешь, почему Сократ так говорил? Как ты понимаешь его высказывание? Можно ли сделать вывод, что у Сократа была заниженная самооценка?

У Сократа было все хорошо с самооценкой, скорее он весьма иронично оценивал собственные знания, ведь чем больше мы узнаем о чем-либо, тем шире вокруг нашего круга знания круг того, что мы еще не знаем. Ведь познавать мир можно бесконечно, он огромен, а на это не хватит человеческой жизни.
Сократ так говорил, потому что достоверно можно знать только одно – чем больше мы узнаем, тем больше мы не знаем! 
К тому же Сократ говорит, что «другие не знают даже этого» , значит, сравнив себя с ними он понимает, что даже его знания ближе к истине, чем у других, а значит с самооценкой все в порядке.

*7. Отметь верные суждения (знаком v или +).

Интерес к своему «Я» человек начинает испытывать в раннем детстве.
Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.
Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их.

*8. Прочитай притчу из Библии о талантах.

Талант на Древнем Востоке и в Древней Греции – это денежная единица и единица веса.

О талантах

Как-то человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. 
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, - каждому по его силе; и тотчас отправился. 
 Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. 
Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. 
Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю.
По долгом времени приходит господин рабов тех и требует от них отчёта. 
И подошёл получивший пять талантов, принёс другие пять талантов и говорит: "Господин! Пять талантов ты дал мне: вот другие пять талантов я приобрёл на них!" Господин его сказал ему: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего". 
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: "Господин! Два таланта ты дал мне: вот другие два таланта я приобрёл на них". 
Господин его сказал ему: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими и тебя поставлю: войди в радость господина твоего". 
Подошёл и получивший один талант и сказал: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё". 
Господин же его сказал ему в ответ: "Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему даётся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".


Кратко запиши, в чем смысл этой притчи.
Смысл умещается в последних словах: имеющему дается и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Если ничего не делать, никак не развивать свои способности, не пытаться воспользоваться благоприятной ситуацией, ничего не изменится в лучшую сторону: будешь вечно «ждать у моря погоды», не добьешься цели, а только потеряешь.

Что в наши дни означает выражение «Зарыть свой талант в землю»?
Это выражение означает неспособность или нежелание воспользоваться благоприятными условиями. Не развить свои способности или просто упустить очень выгодное для какого-либо дела время.

Какими талантами обладаешь ты?
У меня очень хорошая память, я быстро учусь, еще я хорошо разбираюсь в компьютерах.

*9. Письменно похвали себя за то, что выполнил предыдущие задания.

Я прошел большой путь, прочитав уже две главы учебника и ответив на все задания в тетради. У меня очень широкий кругозор, поэтому для написания работ я пользовался нестандартными клише, а разными источниками. Мне кажется, что у меня хорошо получится в этом году с предметом « обществознание», и смогу получить очень высокий балл в конце года.

*10. Пользуясь учебником, дополнительными источниками информации и личным опытом, попробуй составить несколько советов для друзей на тему: «Как повысить самооценку».

1. Сравнивать себя с друзьями надо очень осторожно, лучше сравнивать себя с самим собой в прошлом.
2. Нужно наметить какой-либо план действий на день, разбить его на части и за выполнение каждой части мысленно себя хвалить – ведь ты смог добиться выполнения уже выполнения такого-то пункта!
3. Ставить себе достижимые цели.
4. Нужно исследовать себя, понять свои сильные и слабые стороны, и стараться подтянуть последние и развить еще сильнее первые.
5. Найти компанию единомышленников и работать с ними в команде, это позволит тебе расслабиться с людьми и лучше сосредоточится на достижении своих целей.
6. Еще стоит часто говорить себе «я смогу» , «у меня все получится», «я справлюсь».
7. Еще стоит разрешать себе ошибаться. В них нет ничего плохого, мы учимся именно на них. Тот, кто ошибается, но исправляется, лучше понимает и запоминает, чем тот, у кого все получается с первого раза.
8. Нужно всегда пробовать что-то новое, во-первых, можно найти то , что у тебя получается лучшего всего, а во-вторых, это прекрасно развивает способности и кругозор человека

*1. Укажи отличия человеческой деятельности от поведения животных.

3) наличие продуманной цели.

*2. Выбери правильный ответ.

Что объединяет слова «игра», «учение», «труд»?
2) это виды деятельности

*3. Игра и труд являются видами человеческой деятельности. Сравни игровую и трудовую деятельность. Запиши одну общую черту и три различия.

 § 3. Человек и его деятельность

*4. Заполни схему, используя слова: цепь, результат, средства.

 § 3. Человек и его деятельность

*5. Продолжи предложения.

Когда у меня есть свободное время, я много читаю, играю в компьютерные игры, учусь программировать, немного играю на гитаре.
Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов помогать другим, возможно я буду хорошим волонтером.
Хорошо, когда моя работа получается и приносит мне удовлетворение, и высоко оцениваются мной и другими людьми.
Если у меня что-то не получается, я немного расстроившись, начинаю делать это снова до момента, когда все получится.

*6. Выбери правильный ответ.

Что из названного не является отличительной чертой деятельности человека?
4) инстинкты

*7. Существует пословица: «Стрелять по воробьям из пушки». Это пословицу употребляют, когда человек

3) неверно подбирает средства для достижения цели

*8. Отметь знаком +, что из перечисленного является деятельностью.

Девочка занимается спортивной гимнастикой
Бабушка вяжет носки
Бобры строят плотину
Малыш собирает пирамидку
Постовой регулирует уличное движение

*9. Можно ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, её средства, результаты?

Компьютерные игры можно считать деятельностью, но нужно оговаривать какие. Ведь есть такое понятие как киберспорт. И вот игра в игры, которые входят в дисциплины можно считать деятельностью, если человек нацелен на результат – участие в соревнованиях. Есть четкая цель – выиграть, есть средства – сама игра, разные стратегии и тактики, есть результат – призовое место в соревнованиях. Либо игра, как тестирование своего приложения (которое сам написал), это тоже деятельность.

*10. Приведи примеры, когда игровая деятельность превращается в трудовую.

Игровая деятельность превращается в трудовую в вышеописанных случаях киберспорта, ещё можно упомянуть спортивную деятельность, которая вначале воспринимается как игра (например, футбол), а потом начинаешь играть все более профессионально, и это, становится твоей работой.

*11. Как ты думаешь, почему многие учёные считают общение важным видом деятельности? Обоснуй свою точку зрения.

Общение отвечает всем признакам деятельности. Именно общение дает нам развитие. Ведь в общении со сверстниками и старшими мы многому учимся, много узнаем и понимаем. Общение стимулирует развитие речи, а именно владение речью отличает человека от животного. Ведь, например, дети – маугли не обладают речью. Если их не учили этому в детстве, навсегда остаются на одном уровне развития. С помощью общения мы можем узнать что-то важное, подсказать кому-то что-то, скоординировать действия. Благодаря общению ученых прогресс не стоит на месте.

*1. Выбери правильный ответ.

К социальным потребностям относятся
4) потребность в труде

*2. Выбери правильный ответ.

Потребность в отдыхе относится к 
3) биологической потребности


 

*3. Установи соответствие между понятиями и их определениями к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

 § 4. Потребности человека

*4. Посмотрите на рисунок. Выбери человека, который

 § 4. Потребности человека

1) испугался хулигана
2) обрадовался подарку
3) сердится на кого-то
4) чему-то удивился

*5. Американский психолог А. Маслоу придумал пирамиду человеческих потребностей. На самом верху пирамиды он разместил духовные потребности ( в красоте, творчестве, гармонии, знании). Как ты думаешь, какие потребности можно разместить у основания и в середине пирамиды.

 § 4. Потребности человека

*6. Между двумя друзьями разгорелся спор. Один утверждал, что человеческие потребности нужно ограничивать, так как человеку сложно останавливаться в своих желаниях. Другой говорил, что потребности ограничивать нельзя, так как это приведёт к тому, что человек перестанет развиваться. Какой точки зрения придерживаешься ты? Приведи не менее двух аргументов, подтверждающих твою позицию.

Мне кажется, что стоит ограничивать потребности человека, так как современное общество потребления ( где потребности не ограничиваются) привело планету на грань необратимой экологической катастрофы, только с изменением подхода к потребностям можно снять нагрузку на экологическую обстановку. Также неумные потребности часто ведут к сокращению жизни индивида, например, сильная психологическая потребность в сахаре ( шоколад, газировка) может вызвать диабет и другие заболевания, а потом и смерть.

*7. Придумай и схематично изобрази любые три эмоции.

 § 4. Потребности человека

*8. Заполни таблицу

 § 4. Потребности человека

*1. Прочитай приведённые ниже слова и выбери из них пять наиболее подходящих к понятию «успех».

Запиши их:
Труд, целеустремленность, знание, настойчивость, везение.
К выбранным пяти словам добавь еще три слова от себя, без которых понять, что такое успех, невозможно. 
Усердие, профессионализм, радость.
Используя эти слова, напиши небольшое сочинение и закончи его словами: «Это для меня и есть успех».
Мне бы очень хотелось достичь успеха в жизни, но я знаю, что нужно приложить немало усилий для этого. Нужно быть целеустремленным и настойчивым в своем движении к цели. На пути к успеху ты становишься профессионалом, однако удача тоже не помешает. Мне бы хотелось создавать сайты и зарабатывать на этом. Если я смогу добиться этого, у меня будет слава в определенных кругах, богатство и уважение окружающих. Это бы приносило мне радость. Это для меня и есть успех.

*2. Прочитай текст рубрики «Путешествие в прошлое» о древнегреческом философе Диогене (с. 41). Что, на твой взгляд, в его учении правильно, а что – нет? Согласен ли ты с его учением.

Я не совсем согласен с учением Диогена, конечно, хорошо иметь мало потребностей и не зависеть от окружающего мира, только полностью это невозможно. Ведь это в Греции тепло и можно жить в бочке, а вот в России совсем иная ситуация, к тому же стремление получать больше, чем нужно заставляет людей двигаться – делать много полезного. Именно такие люди двигают вперед науку, например.

*3. Прочитай текст рубрики «Жил на свете человек» о Аврааме Сергеевиче Норове (с. 44). Ответь на следующие вопросы.

Можно ли считать, что А.С. Норов добился успеха?
Да, я считаю, что А.С. Норов достиг успеха – стал профессионалом в своей сфере, и даже получил очень высокий и престижный пост в государстве.
Какие качества или черты характера помогли ему?
Ему помогло упорство и уверенность в своих силах, а еще любознательность, ведь выучить древнегреческий, чтобы прочитать Библию – достойно уважения. Также его можно назвать очень увлеченным человеком. Несмотря на потерю ноги, интерес к жизни позволил ему многого добиться.

*4. Итальянский учёный, мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли утверждал: «Цель оправдывает средства». Как ты понимаешь это высказывание? Согласен(на) ли ты с такой позицией?

Никколо Макиавелли в своей книге «Государь» , давал четкие инструкции королю, как поступить в тех или иных ситуациях, и для него ( для короля), нет ничего, чего он не мог бы сделать. Вот поэтому цель оправдывает средства. Король может для своего государства врать, предавать, убивать. Ведь у него есть цель – сделать или сохранить государство великим. Отсюда это высказывание. Я не согласен с ним, так как, мне ближе такая фраза: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Ведь если все будут жить в мире, где цель оправдывает средства, человечество само истребит себя, ведь люди по своей природе очень агрессивны и жестоки.

*5. Прочитай приведенные высказывания. Все они принадлежат основателю компании Microsoft Биллу Гейтсу. Выполни задания.
Успех – паршивый учитель. Он заставляет умных людей думать, что они не могут проиграть.
Жизнь становится намного веселее, если подходить ко всем её вызовам творчески.
Знание – главный инструмент управления.
Чтобы привлечь и удержать на работе умных людей, необходимо обеспечить им возможность общаться с другими умными людьми.
Огромное богатство идёт рука об руку с большой ответственностью, обязательствами поделиться с обществом и обеспечить наилучшее распределение этих средств тем, кто в них нуждается.
Когда в компанию приходит один умный человек, вскоре появляется и другой – талантливые люди любят работать в кругу себе равных.

Как можно охарактеризовать автора этих высказываний?
Автор – очень умный и богатый человек, я читал его биографию. Он очень многое создал благодаря своему таланту и упорству – в школе он по ночам вместе с друзьями учился программированию. К тому же он создал огромную компанию, и своё состояние завещал на благотворительность. Судя по высказываниям это очень продуманный и дальновидный человек.
С какими высказываниями ты согласен(на), а с какими – нет? Объясни почему.
Я поклонник Билла Гейтса, поэтому согласен со всеми его высказываниями. Создавать что-то новое могут только творческие люли, с широким кругозором, а чем больше таких людей работают сообща в команде, тем лучше и продуктивней будет работа проходить. Действительно, умные люди могут организовать работу так, тобы дело приносило прибыль и давало возможность развиваться вовлеченным в него. Так что знание – главное в управление, причем это именно инструмент, а не самоцель. А вот про ответственность – гениально, ведь он завещал свое состояние на благие цели, так что не могу не согласиться с его утверждением об ответственности за остальных людей.

*6. Заполните таблицу.

 § 5. На пути к жизненному успеху

*9. Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Человек в социальном измерении».

Мне понравился блок заданий про описание сильной личности, кажется, что воспитание такого человека одна из задач школы.
Напиши, что тебе не понравилось в теме «Человек в социальном измерении». Почему?
Мало раскрыто понятие деятельности, в тетради спрашиваю то, что нужно искать в других источниках.

*10. В конце рабочей тетради найди задание «Мишень интереса». В секторе «Человек в социальном измерении» отметь свое отношение к теме.

Глава II. Человек среди людей

*1. Пользуясь текстом параграфа, заполни схему.

 § 6. Межличностные отношения

*2. Напиши, какие межличностные отношения установились у тебя:

а) с учителями – деловые;
б) со сверстниками – приятельские;
в) с родителями – личные.

*3. Установи соответствие между понятиями и их определениями к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

 § 6. Межличностные отношения

*4. В Интернете многие заводят виртуальных друзей. Как ты думаешь, можно ли таких друзей считать настоящими? Свой ответ обоснуй.

Да, друзей из интернета можно считать настоящими, если они могут помочь в трудную минуту не только словом, но и делом. К тому же друзья по переписке, вернее сама идея такой дружбы, появилась очень давно в мире, а не с приходом интернета.

*5. Прочитай стихотворение Булата Окуджавы « Давайте говорить друг другу комплименты».
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты – 
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно 
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, – 
Тем более, что жизнь короткая такая.

Вспомни о самом приятном комплименте, который ты когда-либо получал. Напиши о нём.
Самый потрясающий комплимент я получил за хорошие манеры и деловой костюм на торжестве. Мне его сделали мамины друзья. Это было очень здорово.
Напиши, какой комплимент ты хотел бы сделать близкому человеку.
Я бы хотел сказать своей маме, что она самый замечательный человек в моей жизни и я очень благодарен ей за то время, что она проводит со мной.

*6. Вспомни и напиши три пословицы о дружбе, которые тебе нравятся.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 
Друга на деньги не купить.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.

*7. Прочитай текст песни Михаила Танича «Когда мои друзья со мной» и выполни задания
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть, 
Без друзей меня - чуть-чуть, 
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной!
2
Там, где трудно одному, 
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами! 
Где чего-то не пойму, 
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!
3
На медведя я, друзья, 
На медведя я, друзья, 
Выйду без испуга,
Если с другом буду я, 
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!

Как ты думаешь, в чём ценность дружбы? 
Главная ценность дружбы в поддержке, которую могут оказать тебе друзья, часто идет речь не о материальной, а о душевной поддержке, моральной.
Напиши небольшой рассказ о своём друге, подруге.
С моим другой мы познакомились еще в начальной школе – у нас были одинаковые портфели, поэтому сразу заметили друг друга и подружились. Он очень хороший и добрый – всегда помогает мне, когда я его прошу, а часто бывает так, что я еще не успел попросить о чем-то, а он уже поспешил ко мне на помощь. Мы много времени проводим вместе после школы – гуляем, играем в игры, просто дурачимся и общаемся. Он играет в футбол довольно профессионально, поэтому наша команда часто выигрывает. Мне нравится, что он честный и открытый, а еще благородный и отзывчивый.

*8. Проведи сравнительный анализ межличностных отношений. Заполни сравнительную таблицу.

 k

*1. Из материала параграфа ты узнал, что существует множество групп, объединяющих людей. Запиши, в какие группы ты входишь в настоящий момент. Определи, какое общее дело и какая цель есть у каждой из этих групп.

1. Мой класс. Наше общее дело – учиться в школе, а цель – получить знания и образование для успешной социализации.
2. Футбольная команда. Наше дело – играть в футбол, а цель выиграть ближайшие соревнования.
3. Кружок музыки. Наше дело – учиться играть на музыкальных инструментах и петь, а цель – с успехом выступить на сцене своего концерта.

*2. Заполни кластер. 
Кластер (англ. cluster пучок, гроздь) — скопление однотипных объектов; вид схемы, помогающий объединить или обобщить что-либо.

  § 7. Человек в группе

*3. Напиши, какие преимущества (+) и какие недостатки (-) есть при выполнении работы.

  § 7. Человек в группе

*4. Ты вместе с одноклассниками решил сделать групповой проект (например, стенгазеты или электронную страничку своего класса для сайта школы). Какие правила работы в группе ты бы предложил ребятам?

1. В группе есть только один лидер. Его команды выполняются строго.
2. Мнение каждого будет услышано и пройдет обсуждение, где все решат нужно ли нам реализовывать это предложение или нет.
3. Ответственность за работу несут все. (И результатом пользуются все)
4. Четкое разделение обязанностей и зон ответственности.

*5. Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать лидер?

Лидер должен обладать спокойствием, адекватностью, уважением, объективностью, умением находить выход из любой ситуации, ответственностью.
Изучи биографию Аркадия Гайдара, которая приводится в конце параграфа учебника. Можно ли сказать, что А. Гайдар был лидером? Докажи ли опровергни это утверждение.
Я уверен, что А. Гайдар был настоящим лидером. Ведь он служил в армии и командовал отдельным полком. К тому же в 14 лет он командовал отрядом курсантов. А потом еще и написал книгу, где есть ярко выраженная группа и их лидер. Мне кажется, что Тимура автор писал с себя. Ведь он наделил Тимура многими положительными лидерскими качествами, которые, я считаю, были и у него.

*6. Как ты думаешь, должен ли каждый человек стремиться к лидерству? Своё мнение обоснуй.

Каждый человек не должен стремиться к лидерству. Тогда люди не смогут договориться между собой. Да и для лидерства необходимы определенные качества, которые есть не у всех. Однако развивать в себе какие-то качества лидера будет полезным, так как спокойствие и умение справляться с разными сложными ситуациями пригодится в будущем.

*7. Верны ли следующие суждения?
А. Санкции охраняют групповые нормы.
Б. Санкции включают как порицания, так и поощрения.

3) верны оба суждения

*8. Прочитай отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». 
Какие групповые нормы существовали у казаков в описываемое Н. В. Гоголем время?

Запрет на воровство, убийство, а также запрет на невыплату долгов. Также нормальным считается заниматься любой деятельностью (ремесла, торговля), но лучше всего ничем кроме войны не заниматься. А в мировое время жить в состоянии постоянного пира.

*9. Прочитай приведённые ниже высказывания.
1. Без групповых норм невозможно добиться цели, выполнить дело, за которое борется группа.
2. Групповые нормы сковывают инициативу человека, мешают ему развиваться, а значит, и достигать цели.
Какое высказывание ты поддерживаешь? Приведи не менее двух аргументов в его пользу.

Обычно мы не сами выбираем себе группы ( по крайней мере первые – семьи и классы), а значит, можем оказаться в ситуации, когда нормы группы не соответствуют нашим. В такой ситуации они только сковывают человека. К тому же бывают ситуации, когда вся группа не права, а ты один знаешь как действовать правильно, но у тебя недостаточно авторитета, чтобы повлиять на группу. Ты вынужден вслед за группой принять неверное решение, чтобы тебя из нее не исключили. Это опять же сковывает человека.

*10. Подумай и напиши, какие санкции могут быть применены в следующих ситуациях.

1. Ученик опоздал на урок. Порицание, осуждение. Запись замечания учителем в дневник опоздавшему ученику.
2. Ученик победил в школьной олимпиаде. Поощрение, вознаграждение грамотой. 
3. Ученик отказался помочь маме. Порицание.
4. Ученик распускал слухи и сплетни об однокласснике. Порицание. Принуждение к извинению.
5. Ученик помог другу сделать домашнюю работу. Поощрение. Благодарность.

*11. Пользуясь личным опытом и знаниями, полученными на уроке, заполни таблицу.

  § 7. Человек в группе

*1. Вспомни сюжет книги английского писателя Редьярда Киллинга «Маугли». Как ты думаешь, в реальной жизни сумел бы Маугли вернуться к людям? Свой ответ объясни.

Нет, в истории было найдено несколько детей–мауглей , их так и не смогли обучить речи, их развитие осталось на том уровне, на котором они были исключены из человеческого общества. Навык общения невозможно наверстать никаким образом.

*2. Верны ли следующие суждения?
А. Общение – это важная сторона любой совместной деятельности.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями

4) оба суждения неверны

*3. Заполни схему.

 § 8. Общение

*4. Заполни таблицу.

 § 8. Общение

*5. Придумай и запиши не менее пяти фраз, с которых можно начать общение с незнакомым человеком.

Добрый день, не подскажите ли который час?
Здравствуйте, сегодня чудная погода, не правда ли?
Извините, не подскажите ли как пройти?
Добрый вечер, вы прекрасно выглядите.
Привет, можно тебя спросить?!

*6. В современном обществе люди все больше и больше общаются в Интернете. Подумай, какие плюсы и минусы есть у интернет-общения.

 § 8. Общение

*7. Если ты внимательно прочитаешь параграф учебника, то сможешь выделить основные правила «живого» общения. Подумай и сформулируй 4-5 правил, которыми нужно пользоваться при интернет-общении.

1. Всегда быть вежливым. 2. Не выдавать себя за других людей. 3. Не навязывать своё общение другим людям. 4. Помнить о времени. 5. Стараться писать грамотно.

*8. Знаком + отметь утверждения, которые ты считаешь правильными.

Общение бывает речевое и неречевое.
Общение – это отдельный вид деятельности.

*9. Вспомни, в каких литературных произведениях описываются примеры удачного и неудачного общения. Заполните таблицу.

 § 8. Общение

*10. Древнегреческий философ Платон сказал: «Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого».

Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуй свое мнение.
Я полностью согласен с данным высказыванием Платона. Действительно, когда мы в обществе людей, которые в чем-то лучше нас, мы можем узнать от них многое, это заставляет нас самих расти духовно и профессионально. К тому же общение с такими людьми, как правило, очень интересно.

*1. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

 § 9. Конфликты в межличностных отношениях

*2. Пользуясь текстом параграфа, заполни логическую схему.

 § 9. Конфликты в межличностных отношениях

*3. Чем опасно неконструктивное разрешение конфликта?

Стороны часто используют недостойные средства для победы в конфликте, поэтому такой конфликт опасен. Ведь может быть переход на личности, и даже физическое насилие.

*4. Верны ли следующие суждения?
А. Конфликт не может иметь положительных последствий.
Б. Одним из путей решения конфликта является сотрудничество.

2) верно только Б

*5. Прочитай рубрику «Путешествие в прошлое». Проанализируйте конфликт между Петром I и его сыном царевичем Алексеем.

1) Почему возник конфликт? 
У них было разное видение будущего страны. Сын был не согласен с попыткой отца.
2) В чем проявилось конфликтное поведение?
Алексей поспешил скрыться из страны, а Петр обманом и шантажом заставил его вернуться.
3) Как был разрешён конфликт?
Деструктивно – Петр просто уничтожил своего единственного сына.

*6. Выбери правильный ответ.

Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок – это 
1) компромисс

*7. Заполни таблицу.

 § 9. Конфликты в межличностных отношениях

*8. Пользуясь своими знаниями по истории и обществознанию, приведи примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликта. 
Освобождение Индии от власти Великобритании, идеи ненасилия Махатмы Ганди.
Неконструктивное разрешение конфликта.
Конфликт между Троей и Афинами, который привел к гибели Трои.

*9. Представь, что два твоих лучших друга поссорились между собой и попросили тебе стать посредником в конфликте. Составь алгоритм, позволяющий тебе помирить друзей.

1. Узнать каковы причины конфликта (мнение с обеих сторон).
2. Усадить стороны за стол переговоров.
3. Дать высказаться обеим сторонам о претензиях друг к другу.
4. Совместно подумать над объективностью претензий и ситуации.
5. Разработать условия для примирения.
6. Сказать им попросить прощения друг у друга и примериться.

*12. Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Человек среди людей».

Понравилась глава, посвященная конфликтам и путям их разрешения. Думаю знать много о конфликтах – очень полезно.
Напиши, что тебе не понравилось в теме «Человек среди людей». Почему?
Мало информации про пути выходов из конфликта, как улаживать конфликты с учителями и родителями, а также со сверстниками, возможно стоило бы добавить описаний ситуации и путей выхода.

Глава III. Нравственные основы жизни

*1. Какие человеческие качества можно назвать добрыми?

Человеколюбие, великодушие, сострадание, сочувствие.
Отметь качества, которыми обладаешь ты.
Сострадание и сочувствие.

*2. В мультфильме «Чертёнок №13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Напиши и обоснуй своё мнение об этом девизе.

Думаю, что это просто ужасный девиз. Конечно, любить себя должен каждый, но никогда нельзя забывать о тех, кто рядом с нами. Ведь кому ты будешь нужен с успехом достигнутым таким путём?

*3. «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

Люди пришли к одной и той же мысли в разных местах, потому что человеческая природа одинакова везде! Везде люди сталкиваются с одними и теми же ситуациями.

*4. Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.

 § 10. Человек славен добрыми делами

*5. Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.

«Хроники Нарнии», «Властелин колец», «Один дома», «Гарри Поттер», - фильмы и книги.

*6. Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? Оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.

Нет, добро не должно быть с кулаками никогда. Когда добра берет насилие на вооружение, оно перестает быть добром. Разве сострадание в насилие? Кулаки можно пускать в ход только тогда, когда защищаешь свою жизнь или жизнь других людей. Но просто так «быть с кулаками» нельзя.

*7. Рассмотри репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» ( с. 90 учебника). Ответь на вопросы.

1. Какие чувства вызывает у тебя эта картина?
Сострадание, сочувствие.
2. Кто является героем этой картины?
Отец и блудный сын.
3. Какие эмоции испытывают герои этой картины?
Сын – раскаянье, отец проявляет сострадание, он прощает сына, он рад возвращению сына.

*8. Прочти стихотворение замечательного поэта Анны Львовны Барто. Её стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых лет жизни («Уронили мишку на пол…»).
Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершенный добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.

 

Нет, никогда нельзя напоминать о сделанном добре, иначе это уже не добро. Если напоминаем людям о добре, значит, мы делали его с корыстным умыслом, что уже обесценивает сделанное нами.

*9. Прочитай высказывание римского философа Марка Аврелия.
«Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движением собственной души».
Как ты понимаешь это высказывание?

Каждый человек должен следить за своими чувствами и эмоциями. Не поддаваться негативным эмоциям, иначе это сделает его рабом и сломает.

*1. Прочитай пословицы и афоризмы. Напиши, как люди относятся к страху.
«Кто в море не бывал, тот и страху не видал».
«От слона бежать никому не зазорно» (вьетнамская пословица).
«Глаза боятся, а руки делают».
«У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки». 
«Кто для многих страшен, тот должен многих бояться» (Солон).
«Кто напуган – наполовину побит» (А. В. Суворов).
«Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх» (В. Г. Белинский).
«Если хочешь не знать страха, не чини зла» (Кей – Кавус).
«Страз – всегдашний спутник неправды» (У. Шекспир).

Люди относятся к страху с презрением, со смехом. А некоторые спокойно относятся к страху, как к части жизни. И всегда есть те, для кого страх – нормальное явление.

*2. Прочитай стихотворение.
Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!» и мигом страх
Забился под забор…
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.
Г. Семёнов

Напиши, как можно бороться со страхом. 
Главное орудие против страха – это смех. Ещё можно просто успокоиться и оценить ситуацию, возможно, нет никаких угроз.

*3. Еще раз прочитай пословицы и афоризмы в задании 1. О каких способах преодоления страха ты узнал?

Презрение к страху. Осознание его, смех над страхом. Пренебрежение. внутренняя борьба со страхом.

*4. Представь, что на Интеренет-форуме тебе задали вопрос о том, как можно преодолеть страх. Составь ответ, зная, что спросивший тебя – ученик начальной школы.

1. Вначале успокойся и подумай, реальна ли угроза или нет?
2. Если угроза нереальна, то вспомни, как Рон (из произведения «Гарри потер») боролся со страхом к пукам – представил большого паука с запутавшимися ногами, сделай также – представь то, что наводит на тебя страх смешным и тогда страх отступит.
3. Если угроза реальна (например, перед тобой злая собака), то оцени свои силы, оцени обстановку. Представь, что ты далеко от угрозы. Сделай несколько глубоких вдохов. Это поможет тебе успокоиться, придумать как дальше поступить.

*5. Прочитай текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 94 учебника. Кого из современников, совершивших героический поступок, ты ещё знаешь? Напиши о нём небольшое сочинение.

Норвегия всегда была спокойной страной, но однажды там случилось ужасное преступление! Один молодой человек, Андрес Брейвик, совершил теракт в центре Осло (заложив бомбу) и затем расстрелял на острове, где проходил молодежный съезд много людей. Всего от его рук погибло 77 человек и ранено более 150-ти.
Многие подростки, которые находились на острове в момент совершения теракта, пытались спастись от Брейвика, прыгнув в воду, но до берега было достаточно далеко, к тому же Андрес стрелял и в тех, кто пытался уплыть. Но вдруг, подростки увидели маленькую лодку, которой управляли две подруги Хеге Дален и Торил Хаисен. Они бесстрашно под пулями подплыли к острову. Многие люди смогли схватиться за борт и так Хеге и Торил перевезли на берег людей. Они возвращались четыре раза за подростками и смогли спасти 40 человек от бесчеловечного убийцы.
Только когда пули террориста продырявили их суденышко, женщины были вынуждены прекратить спасательную операцию. Я считаю это настоящим подвигом, великим гражданским мужеством. Ведь две женщины не испугались смерти и бросились спасать подростков. Правительство Норвегии выразило женщинам публичную благодарность за их самоотверженность. И я считаю, что каждый человек мира должен знать эту историю.

*6. Это – «Дерево достижений». Нарисуй листочки и напиши на них, чем ты можешь гордиться.

 § 11. Будь смелым

*1. Прочитай притчу писателя В. Вересаева «Легенда» на с. 101 учебника. Заполни таблицу. В левую колонку выпиши цитату из текста, которая понравилась тебе, удивила, вызвала вопросы. В правой колонке запиши свои мысли.

 § 12. Человек и человечность

*2. Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

 § 12. Человек и человечность

*3. На уроках истории Древнего мира в 5 классе ты узнал о законах вавилонского царя Хаммурапи. Даже за незначительное преступление по этим законам полагалось наказание – смерть. Как ты думаешь, можно ли назвать общество, где действуют такие законы, гуманным?

Нет, нельзя такое общество назвать гуманным. Общество, где убивают преступников, не может быть гуманным. Чем общество, которое убивает лучше тех, кто убивал?!

*4. Заполни таблицу.

 § 12. Человек и человечность

*7. Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Нравственные основы жизни».

Очень понравилась притча Вересаева, также интересный материал о доброте.
Напиши, что тебе не понравилось в теме «Нравственные основы жизни». Почему?
Мало материала, рассказы про людей старшего поколения выглядят слишком назидательно.

*8. В конце рабочей тетради найди задание «Мишень интереса». В секторе «Нравственные основы жизни» отметь своё отношение к теме.

 § 12. Человек и человечность  § 12. Человек и человечность

Словарь

Гуманизм – определенная система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу и счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение.

Мораль (нравственность) – представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Официальный – должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.

Правозащитник – активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Ритуал – выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, избранными и подготовленными для этого.

Стереотип – устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо.

Этикет – принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и др.).

Умозаключение – процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.



Вариант решебника в картинках
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Поделись с друзьями: