ГДЗ ответы по истории 6 класс Соколова История России рабочая тетрадь

Описание решебника

Рабочая тетрадь к учебнику А. Н. Сахарова "История России" для 6 класса доработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и ориентирована на итоговые результаты освоения курса истории России в 6 классе. ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради по истории 6 класс Соколова История России ФГОС. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Задание к введению

*Соотнесите правильно. Здесь и далее в подобных заданиях буквы, соответствующие определённому номеру, запишите в таблицу, приведённую в задании.

 Задание к введению

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

*1. Напишите определения понятий.

Родовая община – объединение людей, основанное на родственных связях.
Племя – объединение, состоящее из родовых и соседних общин, имеющих общую территорию, язык и обычаи.
Производящее хозяйство – хозяйство, при котором люди производят основные продукты питания, а не только пользуются тем, что создала природа.

*2. Выберите правильный ответ.

1) В каменном веке: в) люди пользовались орудиями труда из камня.
2) Индоевропейцы – это: б) предки многих современных народов.

*3. Рассмотрите рисунок на с. 10 учебника. Какие занятия трипольцев, упоминаемые в учебнике, не отражены на рисунке?

На рисунке отсутствуют лошади, которых, как говорится в книге, приручили трипольцы; также не видно рыбалки и охоты, как самих занятий; орудия труда тоже отсутствуют.

*4. Пользуясь картой учебника «Прародина и расселение индоевропейцев» (с. 11), докажите несостоятельность следующего утверждения: «Первоначальным местом обитания индоевропейцев был африканский континент». Запишите правильные ответ.

Первоначально индоевропейцы обитали в Юго-Восточной Европе (Балканский полуостров или юг современных Украины и России).

*1. Перечислите племена кочевников, с которыми пришлось вести борьбу славянам.

Киммерийцы, скифы, сарматы.

*2. Пользуясь картой на с. 16 учебника, впишите названия племён, относившихся к:

восточным славянам: поляне, древляне, кривичи, вятичи, дреговичи, северяне, полочани, радимичи, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, белые хорваты.
западным славянам: варяги, бодричи, лютичи, лужицкие сербы, чехи, моравы, виоляне, словяки, поморяне, мазовшане.
южным славянам: словенцы, хорваты, сербы, склавины.

*3. Напишите имена героев древнего сказания, давшие названия холмам, сохранившимся в Киеве.

Щековица – Щек, брат Кия.
Хоривица – Хорив, брат Кия.

*4. В 1909 г. в селе Мыртыновка недалеко от Киева в кладе серебряных изделий, нашли и византийские вещи VI в. Проведите своё исследование и объясните, что доказывает этот факт.

Когда Кий побывал в Царьграде (столице Византии Константинополе), он был принят императором с большими почестями. Вследствие этого он со своими людьми некоторые время жил на Дунае. Именно поэтому при раскопках и обнаружились византийские вещи.

*1. Какие крупные пленные союзы сложились у восточных славян накануне образования государства? Вычеркните названия, не входящие в указанный перечень.

Белые хорваты, тиверцы, пруссы, поляне, уличи, ильменские словене, полочане, моравапе, древляне, радимичи, воляняне, мурома, северяне, бужане, вятичи, валахи, кривичи, дреговичи.

*2. Напишите определения понятий.

Люди, или смерды – свободные члены племени, которые составляли основную его часть.
Мужи – главы крупных зажиточных семей.
Челядь – женщины, дети и другие члены семьи, которые подчинялись мужам.
Холопы – нижние степени общества, рабы и пленники.

*3. Соотнесите названия славянских божества и их обозначения.

 §3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

*4. Нанесите на контурную карту названия союзов племён восточных славян и их соседей, а также названия крупнейших рек, используя карту «Русь в X в.» на с. 37 учебника.

 §3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

*5. Заполните таблицу «Особенности развития хозяйства у полян и ильменских словен».

 §3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

*1. Каким событиям соответствуют даты?

860 г. – осада русскими войсками Константинополя.
862 г. – в район озера Ильмень прибыли Рюрик, Синеус, Трувор.
882 г. – образование государства Русь.
907 г. поход князя Олега на Константинополь.
911 г. – Олег подтвердил свой договор с Византией.

*2. Выберите правильный ответ.

1) Имена русских князей, осадивших Константинополь в 860 г.: в) Аскольд и Дир.
2) Поход князя Олега на Киев относится к: а) 882 г.
3) В состав Руси при князе Олеге вошли: б) радимичи и северяне.

*4.Заполните таблицу «Как возникло государство Русь». Перечислите аргументы представителей разных взглядов.

 §4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСЬ

*1. Соотнесите события и даты.

 §5. РУСЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ X В.

*2. Заполните таблицу «Внешняя политика Святослава».

 §5. РУСЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ X В.

*3. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете слова князя Святослава. О каких личных качествах князя можно сделать вывод, судя по ним?
1. Имя византийского императора, принимавшего посольство княгини Ольги. 2. Столица Святослава на Дунае. 3. Древлянский князь, предводитель восстания против власти киевских князей. 4. Союз восточнославянских племён, присоединённых к Руси при Игоре. 5. Отец Святослава

 §5. РУСЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ И СЕРЕДИНЕ X В.

*4. Напишите определения понятий.

Полюдье – круговой объезд подвластных земель с целью сбора дани.
Греческий огонь – горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах.
Уроки – дань по твердым нормам.
Погост – места, куда ежегодно должна была доставляться дань.

*6. Кому принадлежат слова?
«У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителем, или умереть со славой».
«Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружины!»
«Хочу идти на вас…»
«Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые срама не имут…»

Князю Святославу.

*Какие качества характера присущи этой человеку? Что вы можете сказать о его отношении к Родине?

Святослава отличали прямота, честность, скромность. Его действия были стремительны и решительны, но основательно продуманны. Святослав был готов на все ради своей Родины, даже полечь головой.

*1. Выберите правильный ответ (подчеркните).

Изображение языческого божества – это: в) идол.

*3. Кратко перечислите причины Крещение Руси.

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

*4. Заполните таблицу «Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства».

 §6. ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ

*1. Выберите правильный ответ.

1) При Ярославе был основан город: б) Юрьев.
2) При Ярославе в Киеве простроили: в) Софийский собор.
3) В битве под Киевом Ярослав разгромил: а) печенегов.
4) Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека на Руси платили в: в) гривнах.
5) Ярослав оставил великокняжеский престол: б) Святославу.

*2. На контурной карте на с. 16 заштрихуйте территорию Древнерусского государства к концу правления князя Святослава. Закрасьте разными цветами земли, вошедшие в состав государства: а) при князе Владимире; б) при князе Ярославе. Обозначьте границы Древнерусского государства к середине XI в. Стрелками отметьте военные походы князя Ярослава.

 §7. ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ЕГО СЫНОВЕЙ

*3. Соотнесите события и даты.

 §7. ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ЕГО СЫНОВЕЙ

*4. Приведите факты, подтверждающие, что «Русь при Ярославе Мудром превратилась в поистине европейскую державу…»

Шло бурное строительство в разных русских городах. В Новгороде – Софийский собор. Также Ярослав основал ряд новых городов. На Волге – Ярославль, в земли чуди – Юрьев. Он открыл новые школы, библиотеки, всячески поддерживал книжное дело. Появились новые монастыри и монастырские хозяйства стали лучшими на Руси. Города становились центрами культуры, где развивалось искусства, писались летописи, строились архитектурные сооружения.

*5. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Заполните пропуски.

В 1054 г. умер великий князь Ярослав. Еще при жизни он урядил сыновей своих, сказав им: «Вот я отхожу из этого света, дети мои, любите друг друга, потому что вы дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно, если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как меня слушались, он будет вам вместо меня, а Святославудаю Чернигов, Всеволоду – Переславль…»

*1. Завершите составление схемы управления страной в XI в.

 §8. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI В

*2. Запишите названия различных групп феодально-зависимого населения Руси.

Люди, служившие господину по договору («ряду»), рядовичи.
Люди, взявшие у хозяина долг («купу») и обязанные отдать его, – закупы.
Неполноправные члены общества, находившиеся в полной зависимости от своих господ – холопы.

*3. Объясните значение терминов.

Поземельная зависимость – зависимость одного человека от другого.
Вотчина – земля, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования.
Феодал – владелец земли с зависимым населением.

*4. Разгадайте кроссворд.

 §8. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI В

*5. Используя текст учебника и схемы древнего Киева (с. 94 учебника) и древнего Новгорода (с. 76 учебника), а также интернет-сайт «Археология Новгорода»:  заполните таблицу.

 §8. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI В

*6. Заполните схему «Церковная организация на Руси». Схему объясните.

 §8. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI В

*7. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 2. Восточнославянский племенной союз. 4. Река в Восточной Европе, игравшая важную роль на пути «из варяг в греки». 6. Столица Древней Руси. 8,9. Города на севере Руси.
По вертикали: 1. Город Юго-Западной Руси. 2. Город на северо-западе Руси. 3. Восточнославянский племенной союз, на земле которого был убит князь Игорь. 5 Город на севере Руси, один из центров древнерусской государственности. 7. Озеро на севере Руси на пути «из варяг в греки».

 §8. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI В

*1. Выпишите из учебника или подберите самостоятельно эпитеты, характеризующие князей-соперников – Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олега Святославича.

Святополк Изяславич – сребролюбив и скуп, к войне не охотник.
Владимир Мономах – спокойный, умный, уравновешенный, смелый воин.
Олег Святославич – беспокойный нрав, приносящий междоусобья.

*2. Соотнесите имя князя и его прозвище.
1. Владимир А) Гориславич
2. Ярослав Б) Мономах
3. Олег В) Мудрый

 §9. РУСЬ В КОНЦЕ XI – НАЧАЛЕ XII В. ВЛАДИМИР МОНОМАХ

*3. Соотнесите события и даты.

 §9. РУСЬ В КОНЦЕ XI – НАЧАЛЕ XII В. ВЛАДИМИР МОНОМАХ

*5. Выберите из данных утверждений правильное (подчеркните его).

В 1113 г. Святополк ввёл «Устав Владимира Всеволодовича».
Владимир Мономах издал закон, дополнивший Русскую Правду, – «Поучение».
Владимир Мономах ввёл новые законы, вошедшие как составная часть в «Русскую Правду», – «Устав Владимира Всеволодовича».

*1. Перечислите причины распада Руси.

1) Существование натурального хозяйства.
2) Ослабление внешней опасности со стороны половцев.
3) Необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма.
4) Совершенствование техники земледелия и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства отдельных княжеств и городов.

*2. Заполните пропуски в тексте.

С 30-х гг. XII в. Русь вступила в период государственной раздробленности.
К середине XII в. на Руси было 15 княжеств. Крупнейшие из них: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Новгородское.

*3. Раскройте смысл поговорок.

В Ростовской земле князь в каждом селе. В период феодальной раздробленности было 15 княжеств, накануне нашествия Батыя, - около 50, а в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250. Были разделы владений князьями между своими сыновьями; в результате княжества мельчали, слабели.
В Ростовской земле у семи князей один воин. Период феодальной раздробленности полон сложных, противоречивых процессов. Особенно заметны отрицательные стороны эпохи: явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание, междоусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений.

*4. Вычеркните названия города, лишнее в данном перечне. Дайте название списку городов.

 §10. РАСПАД ГОСУДАРСТВА РУСЬ. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

*5. В перечне явлений, характерных для хозяйства Галицко-Волынской Руси, вычеркните лишний пункт.

3) Производство шёлковых тканей.

*6. Объясните значение терминов.

Боярство – высший слой феодального общества, занимают ведущее место после великого князя в государственном управлении.
Дворянство – часть военно-служивого сословия, помещики, владельцы земли, предоставляемой первоначально на условиях несения службы.

*7. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 3, 6. Государства, граничившие с Галицко-Волынской Русью. 8. Прозвище галицкого князя.
По вертикали: 1. Имя князя Галицко-Волынской Руси, правившего в XIII в. 2. Один из городов Юго-Западной Руси. 4. Главный город Галицкого княжества. 5. Главный город Волынского княжества. 7. Имя князя Волынского княжества, объединившего под своей властью Галич и Волынь.

 §10. РАСПАД ГОСУДАРСТВА РУСЬ. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

*1. Что вывозили из Новгорода и что ввозили в него?

Из Новгорода вывозили: меха, воск, кожаная обувь.
В Новгород ввозили: ткани, цветные металлы: медь, олово, свинец; соль, сельдь, пряности, хлеб.

*2. Ответьте на вопросы.
Почему один из городских «концов» древнего Новгорода назывался Плотницким? О чём могут рассказать старинные названия новгородских улиц: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Железная, Гончарная и др.?

Потому что там развивалось плотничество. Размещался в торговой части. Улицы в Новгороде также называли в соответствие с родом деятельности, которая там развивалась.

*Что такое вече? Какими правами оно обладало?

Вече – сход всех политически активных жителей. Решало важнейшие вопросы жизни города и принадлежащих ему земель.

*1. Соотнесите события и даты.

§12. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

*2. Соотнесите имена князей и их прозвища.

 §12. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

*3. Рассмотрите карту учебника (с. 70), распределите в две колонки названия городов.

 §12. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

*4. Составьте родословное древо князей – потомков Всеволода Ярославича (§7, 9, 12).

 §12. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

*5. Каковы основные направления внешней политики Юрия Долгорукого? Из перечня вычеркните лишнее.

 §12. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

*6. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», ответьте на вопросы и выполните задание.
В 1147 г. пошёл Юрий Ростовский воевать Новгородскую волость: взял Торжок, да и всю Мсту побрал, а к Святославу прислал сказать, чтобы воевал Смоленскую волость, Святослав пошёл и обогатил пленниками дружину свою… Юрий опять послал сказать Святославу…
О каком событии идёт речь? Чем оно знаменито? Продолжите рассказ летописца.

…«Приезжай ко мне, брат, в Москву».
Приглашение Святослава в Москву.

*1. Заполните пропуски в тексте.

Славянский алфавит создали братья Кирилл и Мефодий, выходцы из греческого рода Фессалоники. 
До сих пор мы пользуемся азбукой на основе кириллице.
При церквах и монастырях были открыты школы.

*2. Вставьте пропущенные слова и допишите текст.

Нижняя часть Киева раскинувшаяся на берегу Днепра, называлась Подолом. Здесь шумел торг, где продавалисьизделия со всего света. У причалов теснились сотни больших и малых судов.

*3. На основе знаний, полученных вами на уроках истории и литературы, а 
также сайта в Интернете «Древнерусская литература»: http://
old-russian@narod.ru заполните одноимённую таблицу.

 §13. КУЛЬТУРА РУСИ X – НАЧАЛА XIII В.

*4. Объясните значение терминов.

Фреска – изображение красками по сырой штукатурке.
Мозаика – изображение при помощи цветных камешков или кусочков стекла.

*6. Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, выполните задание. 
Соотнесите правильно эти названия с описанием технического процесса.

Получение изделий путём заливки расплавленного металла в специальную форму – литье.
Мелкие серебряные или золотые шарики накладывались на пластины и припаивались – зернь.
Рисунок на поверхности ювелирного изделия создавался припайкой золотых полосок. Полученные ячейки заливались стекловидной массой эмали разных цветов – перегородчатая эмаль.
Выдавливание рисунка рельефом наружу – рельефная чеканка.
Нанесение на металл сплава чёрного цвета (из олова, меди, серебра, соли буры и серы) – чернь.
Узор из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки – скань (филигрань).

*7. Разгадав шифрограмму, вы получите мудрый совет предков, как выбрать друга.

 §13. КУЛЬТУРА РУСИ X – НАЧАЛА XIII В.

*8. Используя иллюстрации в учебнике и в Интернете, сравните одежду знати и рядовых жителей. Выскажите своё мнение о женской моде в Древней Руси и Западной Европе того времени.

Знать – платья с золотыми поясами, плащ, повой с высоки головным убором, золотые украшения.
Рядовые жители – длинные рубахи, пояс, понева, лапти; мужчины к рубахе одевали узкие штаны.

*9. Рассмотрите иллюстрации памятников архитектуры Древней Руси и напишите их названия.

 §13. КУЛЬТУРА РУСИ X – НАЧАЛА XIII В.

*1. Выберите правильный ответ.

1) Воинственные, энергичные индоевропейцы приходили туда, где уже жили другие племена. Эти вторжения носили далеко не мирные характер.

*2. Какие важные события произошли в указанное время?

882 г. – начало Русского государства.
962–972 гг. – правление князя Святослава.
980–1015 гг. – правление Владимира Святославовича.
988 г. – осада Херсонеса, крещение Руси.
1019–1054 гг. – правление князя Ярослава Мудрого.
1113–1125 гг. – правление князя Владимира Мономаха.

*3. Знаком «+» отметьте правильные ответы.

+ 2) О глубокой древности нам рассказывает археология. Археологи путём раскопок древних поселений, изучения найденных орудий труда, оружия, домашней утвари и т. д. воссоздают жизнь прошлых эпох.
+ 3) В русской летописи рассказывается, что Кий – один из вождей племени полян, живших по среднему течению Днепра, вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город Киев.
+ 6) После возвращения в Киев Ольга уговорила своего сына Святослава принять христианство. После этого началось крещение всей Руси.

*4. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)?

1) Склавины и анты – два крупных союза славянских племён, образовавшихся в конце V-VI в. – Да.
2) Орудия труда и средства передвижения (нож, топор, мотыга, плуг, лодка, лыжи, колесо), изобретённые в глубокой древности, сохранились до наших дней. – Да.
3) Первым металлом, который начали добывать и обрабатывать люди, было железо. – Да.
4) Тризна – это праздник древних славян в честь наступления весны. – Нет.
5) В качестве денег древние славяне использовали ценные меха: шкурки куниц, белок. – Нет. 
6) С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Но, несмотря на все старания, территория государства во время его правления значительно сократилась. – Нет

*5. О каком событии идёт речь?
И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне и обязались давать мне дань, и обрабатывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь давать дань… Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего…»

Это отрывок из «Повести временных лет», из сказания о мести древлянам княгини Ольги.

*6. Заполните пропуски в тексте.

Летопись рассказывает, что в 862 г. в район озера Ильмень прибыло три брата-варяга со своими дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик сел княжить у ильменских словен в Новгороде. Второй брат сел в землях угро-финского племени весь в городе Белоозеро, а третий - в землях кривичей в городе Изборске. После смерти двух братьев Рюрик объединил под своим началом все эти земли.

*7. Какие два события произошли в 1054 г.? Подчеркните правильные ответы.

1. Смерть великого киевского князя Ярослава Мудрого.
4. Разделение христианства на католичество и православие.

*8. Объясните значение терминов.

Родовая община – объединение людей, основанное на родственных связях.
Великое переселение народов – передвижение по территории Евразии огромных масс людей, переселение на территорию Римской империи.
Князь – правитель государства или его части на Руси, титул его потомков.
Дружинник – член дружины, отряда профессиональных воинов при вожде племени или правителе в начальный период становления государства.
Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы природы.
Христианство – религия, в основе которой лежит культ Иисуса Христа.
Государство – особая организация общества, объединённого общими социальными культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Глава II. БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

*1. Перечислите страны, завоёванные монголами перед походом на Русь.

Китай и Средняя Азия города – Ходжент, Самарканд, Хорезм.

*2. Напишите, о ком идёт речь.

Этот талантливый полководец и удачливый правитель, разгромив основных соперников, сумел объединить под своей властью огромные территории с населявшими их многочисленными племенами. Организовал завоевательные походы, продолженные его последователями. (Князь Олег).
Внук создателя огромной державы, он возглавил военное наступление на Восточную Европу. По возвращении из похода в низовьях Волги основал город, ставший столицей государства, в свою очередь, являвшегося частью огромной империи. (Хан Батый)

*3. На контурной карте на с. 38 обозначьте общую границу русских княжеств в начале XIII в.; отметьте границы отдельных русских княжеств в последней четверти XII в.; подпишите названия крупных русских княжеств и их центров.

 §14. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

*4. Распределите в две колонки перечисленные ниже предметы. Самостоятельно озаглавьте графы таблицы.

 §14. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

*5. Используя дополнительную литературу и информацию в Интернете, ответьте на вопрос: о каком великом завоевателе древности идёт речь?

Никто из видевших погребение могущественного завоевателя не был оставлен в живых, чтобы никогда не могла быть найдена и разорена его могила.
Ответ: Чингисхан.

*6. На контурной карте на с. 40 раскрасьте разными цветами территории крупных русских княжеств и подпишите их названия; стрелками обозначьте направления движения монгольских войск во главе с ханом Батыем в 1236-1242 гг. Условными знаками отметьте города: а) оказавшие наиболее упорное сопротивление завоевателям; б) разрушенные монгольскими завоевателями.

 §14. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

*1. Вычеркните лишнее имя.

Современниками были: Роджер Бэкон, князь Александр Невский, французский король Людовик IX Святой, князь Олег Святославович (Гориславич), Фома Аквинский, хан Батый, князь Даниил Романович Галицкий.

*2. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Город на северо-западе Руси. 3. Столица княжества на севере Руси. 5. Город в устье Западной Двины. 7. Члены одного из духовно-рыцарских орденов.
По вертикали: 1. Старейшины племени ижора, предупредившего новгородцев о вторжении шведских рыцарей на Русь. 2. Построение войск Тевтонского ордена в битве на Чудском озере. 4. Объединение рыцарей-монахов. 6. Название реки, на берегах которой произошло сражение русского войска со шведскими рыцарями-крестоносцами.

 §15. БОРЬБА РУСИ С ВРАГАМИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ

*4. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете слова выдающегося полководца. А. Невского. Как вы понимаете смысл его высказывания?

 §15. БОРЬБА РУСИ С ВРАГАМИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ

*5. Исправьте две ошибки в тексте.

Ледовое побоище
Сражение между русским войском, во главе которых стоял князь Александр Невский, и немецкими рыцарями-крестоносцами произошло 6 (5) апреля 1242 г. на Чудском озере.
Рыцари ордена тамплиеров выстроились клином, именуемым русскими «свиньёй». Мощный удар клина пробил центр русских войск. Но в это время стремительный и сильный удар по флангам противника нанесла русская конница. Построение рыцарского войска было нарушено. Оно попало в окружение. Оттеснённые на подтаявший под весенним солнцем лёд Чудского озера рыцари в тяжёлых доспехах уходили под воду. В жаркой упорной схватке русские войска одержали победу.

*1. Объясните слова и выражение.

Ханский ярлык – разрешение, грамота, которая давалась русскими князьям для княжения. 
Дань – налог, который все взрослое население платило хану.
Баскаки – специальные отряды, расположенные в русских княжествах, которые следили за сбором дани и отдавали ее в Орду.

*2. По тексту учебника перечислите последствия ордынского ига.

Итогом нашествия ига стал откат Руси назад во всех областях жизни: пришли в упадок сельское хозяйство и культура, - обезлюдели города, оказались утраченным многие ремесленные специальности, на какое-то время прекратили записывать летописи и строить каменные здания.

*3. Выберите правильное утверждение (подчеркните его).

В 1252 г. Батый отдал Александру Невскому ярлык на великое княжение Владимирское.

*4. Кого из князей имел в виду митрополит Кирилл, когда говорил, что «зашло солнце земли Русской»?

Александр Невский.

*1. По тексту учебника и карте (с. 109) составьте перечень городов, где во второй половине XIII в. произошли восстания против ордынцев.

Курск, Ростов, Киев, Чернигов, Галич, Волынск.

*2. Распределите по группам населения Руси XIV-XV вв. 
Купцы, холопы, подмастерья, крестьяне, бояре, ремесленники, торговцы, князья.

Земельные собственники – купцы, бояре, князья.
Посадские люди – ремесленники, торговцы, подмастерья.
Особая группа несвободного населения – холопы, крестьяне.

*3. Запишите основные повинности крестьян.

Платили налоги, перевозили грузы, рубили лес, строили дороги и мосты, крепости, платили оброк, выполняли барщину.

*4. Перечислите различные ремёсла, развивавшиеся в русских городах в XIV-XV вв.

Кузнечное, кожевенное, гончарное, плотницкое дело, производство вооружения и доспехов.

*5. Объясните происхождение названий современных московских улиц Большая Бронная и Малая Бронная.

Первоначально население слободы составляли мастера-оружейники, изготовлявшие в том числе «броню» – панцири и кольчуги. Именно поэтому улицы имеют такие названия.

*7. По тексту учебника и карте (с. 125) перечислите русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского в XIV-XV вв.

Венгрия, княжество Молдавия, королевство Польское, Тевтонский и Ливонский орден, Казанское ханство, Крымское ханство.

*8. На контурной карте на с. 46 цветным карандашом заштрихуйте Московское княжество в 1300 г.

 §17. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ

*1. Выберите правильное утверждение (подчеркните его).

1) В конце XII – начале XIII в. у монгольских племён отмирали родовые отношения и зарождалось государство во главе с одним правителем.

*2. Какие важные события произошли в указанное время?

1223 г. – битва на Калке.
1237-1240 гг. – наступление на Русь и ее завоевание ханом Батыем.
1240 г. – Невская битва.
1242 г. – Батый повернул назад от Руси. Ледовое побоище.
1252-1263 гг. – правление князя Александра Невского.

*3. Знаком «+» отметьте правильные ответы.

+ 1) Решающая битва произошла 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки, неподалёку от Азовского моря. В этом сражении ярко проявились эгоизм князей, их зависть друг к другу.
+ 4) Утром 15 июля 1240 г. Александр неожиданно обрушил на шведов удар своей дружины и отрядов ижорян и карелов.
+ 5) Монголы возложили на русские земли тяжёлую дань – «ордынский выход», который должно было платить всё взрослое население. Специальные отряды баскаков, расположенные в русских княжествах, следили за сбором дани и отправляли её в Орду.
+ Специальные отряды баскаков следили за сбором дани и отправляли её в Орду.

*4. Согласны ли вы с утверждением (да, нет)?

1) В 1257 г. Александр Невский был поставлен перед тяжким выбором. В этот год монголы начали перепись русского населения для его обложения новой данью. Жители Новгорода, которые никогда не знали тяжкого гнёта ордынцев, возмутились. Великий князь возглавил восстание новгородцев против монголов. – Нет.
2) Природные условия на севере России были гораздо лучше для развития земледелия, чем на юге. – Да.
3) Трёхполье постепенно сменялось подсечным земледелием. – Нет.
4) На нижней ступени общественной лестницы стояли холопы. – Да.
5) Первым московским князем был Даниил. – Да.

*5. Выберите правильный ответ.

1) Государство, захваченное монголами в 1236 г. перед вторжением в русские земли: б) Волжская Булгария.
2) Год захвата и разорения монголами столицы Древней Руси Киева: б) 1238.
3) Монголам не удалось завоевать Западную Европу, потому что: в) войско монголов разбило объединённое войско рыцарей-крестоносцев, но всё же повернуло назад, так как военные силы монголов были подорваны ожесточённым сопротивлением Руси.
4) Противник русского войска во главе с Александром Невским в Ледовом побоище: а) Тевтонский орден.
5) Где произошло Ледовое побоище: в) на льду Чудского озера.
6) Судьба южнорусских земель после Батыева нашествия: а) раздел Галицко-Волынского княжества между Венгрией, Польшей и Литвой. Полоцкое, Турово-Пинское, Киевское, Черниговское княжества вошли в состав Литвы.
7) Города Северо-Восточной Руси, в первой четверти XIV в. соперничавшие за главенство на Руси: б) Москва и Тверь.

Глава III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

*1. Составьте рассказ о событии, запечатлённом на миниатюре из Лицевого летописного свода XVI в. К каким последствиям оно привело?

 §18. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

*2. Соотнесите имена московских князей с годами их княжения.

 §18. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

*3. О правлении какого князя писал летописец?
…И бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истомы и многие тяготи, от насилия татарского…

Иван Калита.

*4. Согласны ли вы с утверждением? Своё мнение обоснуйте.
В 60–70-е гг. 
XIV в. Москва разгромила своих основных политических соперников в борьбе за главенство на Руси.

Москва действительно в 60–70-х годах разгромила своих основных политических соперников и перешла к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение ордынского ига… Передышка, которую получила Русь от вторжения золотоордынцев в княжение Калиты способствовала восстановлению народного хозяйства и началу экономического подъема, охватившего все русские земли.

*5. Заполните таблицу, используя текст и карту в учебнике (с. 125).

 §18. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

*6. Выберите правильный ответ.

1) Основателем династии московских князей был: б) младший сын Александра Невского Даниил.
2) Антиордынское восстание в Твери способствовало тому, что золотоордынские ханы: в) передали московскому князю Ивану Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки её в Орду.
3) Центром Русской православной церкви во второй четверти XIV в. стала: б) Москва. 
4) Новый, белокаменный Кремль в Москве был построен в княжение: б) Дмитрия Ивановича.

*7. О каком русском князе говорит летописец?
…Всех князей русских провожаше под свою волю, а которыа не повиновахуся воле его, а на тех нача злобою посегати.

Иван Калита.

*1. Выполните задание. 
Из перечня вычеркните названия трёх городов, войск которых не было на Куликовом поле. Свой ответ обоснуйте.

Суздаль, Ростов, Москва, Владимир, Новгород, Кострома, Полоцк, Тверь, Ярославль, Углич, Коломна, Серпухов, Брянск, Рязань, Белоозеро, Муром, Звенигород.
В Куликовской битве князь Дмитрий заручился поддержкой таких войск, как псковичи, ярославцы, костромичи, владимирцы, суздальцы, белоозерцы, муромцы, новгородцы и дружини Литовского-русского княжества.

*2. На контурной карте подпишите расположение русских войск и войск противника на поле Куликовом. Письменно укажите, что обозначают условные знаки картосхемы.

 §19. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

*3. Ответьте на вопросы.
Тревожная обстановка накануне Куликовской битвы вызвала подъём религиозных чувств русских людей. В эти напряжённые дни они обращались с молитвами к святым – покровителям Русской земли.
О каких славных подвигах предков вспоминали в те дни? В чём состояла роль Русской православной церкви в отпоре врагу?

По преданию, на борьбу с врагом Дмитрия благословил Сергий Радонежский, известный всей Руси основатель Троице-Сергиева монастыря. Он дал князю в помощь двух монахов богатырей Пересвета и Ослябю. 
Именно вера объединила людей, дала им возможность почувствовать себя защищенными и непобедимыми.

*4. Согласны ли вы с одним из приведённых ниже утверждений? Если нет, сформулируйте собственное суждение. Своё мнение обоснуйте.
1) В результате похода Тохтамыша Орде удалось полностью восстановить иго на Руси. 
2) Несмотря на разорение Москвы и других русских городов, Тохтамыш, напуганный известием о приближении русских войск во главе с князем Дмитрием, поспешил скрыться. Золотоордынские ханы так и не смогли добиться от Руси выплаты дани.
3) В результате нашествия Тохтамыша Дмитрию Донскому пришлось вновь уплачивать дань Орде, но меньшую, чем при ханах Батые и Узбеке. После победы русских войск на Куликовом поел Орда не могла полностью восстановить свою власть над русскими землями.

Утверждение 2) неверное, так как Тохтамыш взял Кремль хитростью. Он попросил небольшую дань и разрешения пройти внутрь осмотреться. Клялся, что не сделает ничего плохого и тут же отойдет проч. Москвичи поверили и были сурово наказаны. Выплата дани возобновились, а иго было восстанолено.

*1. Перечислите русские земли и территории, присоединённые к Москве при Василии I.

Нижегородское княжество, Муромское княжество, Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, земли коми.

*2. Каким событиям соответствуют даты?

15 июля 1240 г. – Невская битва.
5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.
1410 г. – Грюнвальдская битва.
Объедините перечисленные выше события одним заголовком. Сражение с ордынцами.

*3. Выберите правильное утверждение (подчеркните его).

2) Ни один из городов Северо-Восточной Руси не был в состоянии бросить вызов Москве. Ни один княжеский род не осмелился претендовать на великое княжение. В борьбу за обладание этим титулом вступили потомки Ивана Калиты.

*4. Кто из претендентов на великокняжеский престол обосновал свои права на него указанными ниже принципами?

Наследование по старине, утверждённое Ярославом Мудрым. Принцип родового старшинства дядьёв перед племянниками передался древним порядком наследования, что было свойственно Рюрику.
Наследование по отцовскому завещанию началось со Святослава.

*5. По тексту учебника заполните таблицу.

 §20. РУСЬ В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV В.

*1. Соотнесите события и даты.

 §21. ИВАН III – ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ

*2. Кого из государственных деятелей российской истории имеет в виду С.М. Соловьёв? Впишите имя в текст и ответьте на вопрос.

Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иван III вступил на московский престол, когда дело собирания Северо-Восточный Руси могло почитаться уже оконченным, старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже лёгкий удар, чтоб дорушить его. Отношения всех частей народонаселения ко власти княжеской издавна уже определялись в пользу последней: надлежало только воспользоваться обстоятельствами, воспользоваться преданиями, доставшимися в наследство от Византийской империи, чтоб высказать яснее эти отношения, дать им точнейшее определение.

*3. Впишите имена князей. Укажите, почему они вошли в историю с такими прозвищами.

Александр Невский получил почётное прозвище за победу на реке Неве и личную храбрость в бою.
Иван Калита получил прозвище за привычку носить при себе кошель с мелочью для нищих (калита – небольшая поясная денежная сумка).
Симеон Гордый получил прозвище, так как ни один из русских князей не мог с ним соперничать, и он давал им это почувствовать.
Иван Красный получил прозвище, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»).
Дмитрий Донской получил такое прозвище, так как одержал блистательную победу над Мамаем на Куликовом поле.
Василий Косой. Василий Юрьевич был ослеплен по приказу Василия Васильевича, за что получил прозвище Косой.
Дмитрий Шемяка. Шемяка – сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач.
Василий Тёмный. Слепота Василия II Васильевича послужила основанием для прозвища Тёмный (также способность тщательно скрывать свои замыслы).

*4. Кому принадлежат слова? С какими событиями они связаны? 
Вечевому колоколу в нашей вотчине в Новгороде не быть, посаднику не быть, а править нам, как в своей вотчине.

Эти слова принадлежат Ивану III в период подчинения Новгорода. Новгородцы согласились снять вечевой колокол, отказались от посадника, лишь бы государь не вступался в их вотчины. Иван Васильевич «пожаловал новгородцев согласием» в имения и отчины людские не вступать, судить по старине, в низовскую землю не выводить и на суд в Москву не вызывать.

*Мы Божию милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы…

Слова Ивана III, когда он отказался от королевского титула, который в 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена ему предложил.

*1. Напишите имена русских полководцев XII – начала XVI в.

Александр Невский, Даниил Галицкий, Дмитрий Донской.

*2. Заполните таблицу «Внешняя политика России в конце XV – начале XVI в.».

 §22. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

*3. На контурной карте укажите стрелками поход русских войск против Казанского ханства; заштрихуйте земли, отошедшие к Российскому государству после войны с Литвой; отметьте пунктирными линиями разных цветов действия русских войск протии Ливонского ордена и действия войск Ливонского ордена.

 §22. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

4. Перечислите народы, вошедшие в состав единого Российского государства.

Новгородцы, смоляны, рязанцы, тверичи, мещеры, меры, мордва, мари, чуваши, карелы, ижоры, зыряны, перми, вотяки.

*1. Впишите годы правлений.

Василий II Тёмный – 1425-1462 гг.
Иван III – 1462-1505 гг.
Василий III – 1505-1533 гг.

*2. Заполните схему управления Российским централизованным государством.

 §23. СКЛАДЫВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

*4. Выясните, интересы каких групп населения защищал или ограничивал Судебник 1497 г. Свою точку зрения обоснуйте.

Судьям запрещалось брать «посулы» (взятки) и руководствоваться при вынесении судебных решений чувством дружбы или мести. Судебное разбирательство проводили только в присутствии местных «лучших людей».
Судебник защищал всех исключения жителей страны, закрепляя определенные ограничения для крестьян. Это выражалось в ограничении их права перехода от одного землевладельца к другому.

*5. К деятельности какого правителя: 1) Василия II; 2) Ивана III; 3) Василия III относятся эти факты? Подчеркните.
А) Принятие Судебника 1497 г. Освобождение от ордынского ига.
Б) Появление титула «государь всея Руси». Утверждение приказной системы как основы управления страной. Введение государственного герба – двуглавого орла.

Ответ: 2) Ивана III.

*1. Вспомните и напишите имена деятелей российской истории, канонизированных Русской православной церковью. За какие заслуги они были причислены к лику святых? Почему их почитают и в наши дни?

Митрополиты Петр и Алексей, Сергий Радонежский, монах Кирилл. Их почитают и в наши дни, потому что они всегда поддерживали людей в тяжелые часы, пробуждали чувства достоинства, свободы, патриотизма.

*2. Какие яркие, впечатляющие факты русской истории XIV-XV вв. свидетельствуют о политическом союзе между великокняжеской властью и Русской православной церковью?

Русская православная церковь сыграла большую роль в объединении и освобождении страны от власти Орды. Так, митрополит Геронтий активно побуждал в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием Ахмата. Об этом эе писал великому князю ростовский епископ Вассиан, напоминая ему о Дмитрии Донском. 
Православная церковь была нетерпимой по отношению к другим религиям, а это тоже было на руку великокняжеской власти.

*3. Каким событиям соответствуют эти даты?

1439 г. – провозглашение унии католической и православной церквей.
1448 г. – митрополита всея Руси стали избирать на соборе русских священнослужителей.

*4. В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей обратился с посланиями к великому князю Василию III. В одном из них он, в частности, писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве… и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!»
Как называется эта теория? Каковы её основные идеи?

Учение «Москва-третий Рим». Основная идея заключается в том, что после Рима и Византии сохранять православие должна Русь Авторы учения верили, что Московское государство является не только последним, но и вечным оплотом православной веры.

*5. Заполните таблицу «Ереси и церковь в конце XV – начале XVI в.».

 §24. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIV – НАЧАЛЕ XVI В.

*1. Где проживала основная масса населения России к середине XVI в. (в крупных городах, сёлах, деревнях, починках, городах-крепостях)? Подчеркните.

Ответ: деревнях, починках.

*2.Заполните пропуски в тексте.

В России в середине XVI в. значительно выросла внутренняя торговля. Из центра в северные земли везли хлеб, а с севера доставляли рыбу, соль, пушнину. Крупнейшим торгом страны была Москва.
Успешно развивалась внешняя торговля. Россия поддерживала внешнеторговые связи со странами Востока и Запада: Крымом, Литвой, Скандинавией, Турцией, Кавказом, Средней Азией, Ираном.

*3. Объясните слова и выражения.

Подсечная система земледелия – способ земледелия, при котором земля для пашни расчищается из-под леса и потом при истощении почвы снова запускается под лес.
Переложная система земледелия – система земледелия, где после снятия нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почв.
Трёхполье – система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.
Посад – торгово-промышленная часть города.
Починок – сельские поселения.

*4. Напишите названия объединений торговцев и ремесленников в Средние века:

На Руси – сотни, полусотни, «гости», суконщики.
В Западной Европе – гильдии, торговые дома, ярмарки.

*1. Карандашами разных цветов подчеркните произведения литературы X – начала XIII в. и XIV – начала XVI в. Укажите жанр каждого произведения.

«Хождение за три моря», «Слово о Законе и Благодати», «Житие Михаила Ярославича»«Задонщина», «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского»«Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Сергия Радонежского».

*2. Какое значение для развития русской архитектуры имела перестройка Московского Кремля? Какова роль Московского Кремля в наши дни?

Москва стала принимать вид величавой и царственной столицы. Перестройка Кремля и стройка новых архитектурных сооружений имели для Москвы важное значение, в основном это сотрудничество с другими странами; также развитие своей собственной архитектуры.

*3. Подпишите названия архитектурных сооружений и имена архитекторов.

 §26. КУЛЬТУРА И БЫТ XIV – НАЧАЛА XVI В.

*1. Выберите правильное утверждение (подчеркните его).

1) Со времён Ивана Калиты титул великого князя прочно находился в руках московских князей. Более того, умирая, Иван Калита передал власть своему сыну

*2. Какие важные события произошли в указанное время?

1359–1389 гг. – княжение Дмитрия Донского.
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.
1382 г. – поход Тохтамыша. 
1389–1425 гг. – княжение Василия I.
1439 г. – Флорентийская уния Восточной и Западной церквей.
1462–1505 гг. – княжение Ивана III.
1480 г. – свержение Ордынского ига.
1497 г. – Судебник Ивана III.
1505–1533 гг. – княжение Василия III.

*3. Знаком «+» отметьте правильные ответы.

+ 2) При Иване Калите Русь вздохнула с облегчением: прекратились княжеские усобицы, ордынцы перестали совершать набеги. Теперь её хозяйство могло свободно развиваться.
+ 3) Победа на Куликовом поле стала во многом переломной. Впервые русские люди попытались с оружием в руках скинуть ненавистное ордынское иго.

*4. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)?

1) Александру Невскому принадлежит знаменитое выражение: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять земля Русская». – Да.
2) Дмитрию Донскому принадлежит известное выражение: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять земля Русская». – Нет.
3) Куликовская битва произошла на 30 лет позже Грюнвальдской. – Нет.
4) Куликовская битва произошла на 30 лет раньше Грюнвальдской. – Да.
5) В январе 1478 г. Иван III торжественно въехал в Новгород. Месяц он провёл в некогда независимой республике, устанавливая московские порядки. – Да.
6) В январе 1478 г. Иван III торжественно въехал в Новгород. Месяц он провёл здесь. В Новгороде были сохранены былые вольности и привилегии. – Нет.

*5. О каких событиях идёт речь?

1) И когда настал третий час дня, великий князь сказал: «Братья, русские удальцы, время приблизилось, час пришёл». И сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться…тесное ведь место между Доном и Непрядвой…
Ответ: Куликовская битва.
2) Был дотоле град Москва велик, град чуден, град многолюден, славен был богатством и превзошёл честью многою все города Русской земли. И что же? В один день или полдня мгновенно изменилась вся доброта его, и слава его исчезла. Повсюду пусто, обгорела земля, дым да пепел, да лежат во множестве трупы мёртвые.
Ответ: поход Тохтамыша.

*6. Заполните пропуски в текстах.

1) Россия складывалась как централизованное государство. При государях Иване III и Василии III стала возникать система центрального и местного управления.
2) Величайшим подвижником Руси стал Сергий Радонежский. Он основал Троицкий монастырь. По преданию, он благословил князя Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.

*7. Составьте родословное древо правителей, о которых идёт речь в этой главе.

 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

Глава IV. РОССИЯ В XVI В.

*1. Определите, кто является автором этих строк. О каком периоде в истории России идёт речь в документе? Подчеркните в тексте ключевые слова, которые, по вашему мнению, выражают характерные черты этого периода.

По смерти матери нашей… остались мы с братом Георгием круглыми сиротами, подданные наши хотение своё улучили, нашли царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, начали хлопотать только о приобретении богатства и славы, начали враждовать друг с другом. И сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего, умертвили! Дворы, сёла и имения дядей наших взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в большую казну… иное и себе побрали…Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище: ни в чём нам воли не было, ни в чём не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, локтем опершись о постель нашего отца, ногу на неё положив. Что сказать о казне родительской? Всё расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалованье, а между тем всё себе взяли, и детей боярских жаловали не за дело, верстали не по достоинству… Потом на города и сёла наскочили и без милости пограбили жителей, а какие напасти от них были соседям, исчислить нельзя, подчинённых всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами, думали, что правят и стоят, а вместо того везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отвсюду брали, всё говорили и делали по мзде.
Ответ: Грозный описывает период «боярского правления», наступившем после смерти его матери, Елены Глинской.

*2. В перечне реформ, проведённых при Елене Глинской, вычеркните лишний пункт.

2) Передача суда над «лихими людьми» от наместников-кормленщиков к судьям, выбранным местными боярами.

*3. Заполните таблицу «Реформы 50-х гг. XVI в.».

 §27. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV

*4. Соотнесите события и даты.

 §27. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV

*5. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 2. Родственники Ивана IV по матери. 4. Имя главы церкви в начале правления Ивана IV, костромской дворянин. 6. Один из влиятельных членов Избранной рады. 7. Титул, принятый Иваном IV.
По вертикали: 1. Деятель придворной администрации, близкий к царю. 3. Священник кремлёвского Благовещенского собора, приближенный к царю.

 §27. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV

*6. Выполните задание.
Созыв собора 1549 г. знаменовал начало сословного представительства в России. От позднейших Земских соборов его отличал состав участников.
В перечне участников Собора примирения 1549 г. вычеркните названия групп населения, представителей которых не было на этом совещании.

Члены Боярской думы, представители городского торгово-ремесленного населения, участники Церковного собора, представители дворян, воеводы, представители государственных крестьян.

*7. Что такое Избранная рада? Кто в неё входил?

Совет, круг лиц, в который входили: Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский, Иван Висковатый.

*8. Дайте определение понятию.

Сословно-представительная монархия – когда монарх должен править совместно с представителями сословий, учитывать их мнение при принятии важных решений.

*9. Какая форма правления существовала в странах Западной Европы в середине XVI в.?

Монархия – верховная власть, принадлежит наследственному правителю (монарху).

*2. Ответьте на вопросы.
*1) Что такое засечная черта? Опишите её.

Полоса укреплений длинной более 600 км вдоль южных границ России (от Брянска до берегов Оки).

*2) Кто и когда в Древней Руси создал систему защитных сооружений для обороны страны (см. §6)?

Киевский князь Владимир (Красное Солнышко, Святой) в последней четверти 10 века создал систему оборонных крепостей на южных границах от набегов печенегов.

*3) Как в наши дни охраняются границы России?

Охрана государственной границы производится пограничными органами в пределах приграничной территории путём обустройства погранпостов, а также вооружёнными силами российской федерации.

*3. На контурной карте заштрихуйте территорию Российского государства к середине XVI в.; закрасьте территории, вошедшие в состав России во второй половине XVI в.; укажите стрелками походы русских войск против Казанского и Астраханского ханств; обозначьте границы Российского государства в конце XVI в.

 §28. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV

*4. Перечислите основные этапы Ливонской войны.

1558 г. – русские овладели крепостями Нарвой и Дерптом.
1563 г. – царь повел войско на Полоцк.
1569 г. – Польша и Литва объединились в Речь Посполитую.
1571 г. – войско крымского хана дошло до Москвы и сожгло ее.
1572 г. – хан повторил поход.
1578 г. – русские завоевали почти всю Ливонию.
1581 г. – осада Пскова.
1583 г. – подписано перемирие со Швецией.

*5. На контурной карте «Ливонская война 1558-1583 гг.» укажите стрелками разных цветов: направления походов русских войск; походы Стефана Батория в 1579-1581 гг.; походы шведских войск. Закрасьте территории, утраченные Россией в пользу Швеции по Плюсскому перемирию 1583 г.; в пользу Речи Посполитой по Ям-Запольскому перемирию 1582 г.

 §28. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV

*7. Исправьте в тексте три ошибки.

Присоединение Казани
Решительному удару по Казанскому ханству предшествовала длительная подготовка. В 1551 г. при впадении Свияги в Волгу был построен город-крепость Свияжеск. В июне 1552 г. начался последний поход на Казань. Во главе русского войска стоял сам Иван IV. Сорвать похож русской рати на Казань попытался крымский хан. Он двинулся на Москву, но под Тулой крымцы потерпели поражение. В августе началась осада Казани. Русское войско возглавляли талантливые полководцы. Среди них были Михаил Воротынский, Даниил Холмский, Андрей Курбский и др. Взять город оказалось непросто. Казанский кремль защищали прочные каменные стены. Для их разрушения был сооружены осадный приспособления и подведены минные подкопы, в которые были заложены бочки порохом. 2 октября Казань была взята штурмом. Казанское ханство мало.

*1. Кому принадлежат слова?

«Сами государилися, как хотели, а с меня государство сняли: словом я был государь, а делом ничего не владел».
Ответ: Иван Грозный.
«Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи. Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же».
Ответ: Андрей Курбский.
«До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мир, но всё же ты смертный человек, и Он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».
Ответ: митрополит Филипп.

*2. Разгадайте кроссворд и дайте объяснение расшифрованному понятию.
1. Столица ханства, присоединённого к России. 2. Собор Московского Кремля, где венчался на царство Иван IV. 3. Фамилия приближённого царя, позже отданного им на расправу. 4. Один из соборов Московского Кремля. 5. Митрополит, противник Ивана IV. 6. Столица ханства, присоединённого к России. 7. Фамилия одного из сподвижников царя.

 §29. ОПРИЧИНА

*1. По предложенному плану составьте небольшой рассказ. Самостоятельно озаглавьте его.
1) Народы Сибири.
2) Сибирское ханство.
3) Присоединение Сибири к России:
а) продвижение русских людей в Сибирь, Строгановы;
б) поход Ермака Тимофеевича, разгром Кучума;
в) освоение Сибири.
4) Значение присоединения Сибири к России.

Сибирское ханство славилось огромными богатствами, пушным зверем – соболем, горностаем. В середине XVI в. обширные земли на Урале оказались под властью братьев Строгановых. Для охраны своих владений Строгановы приглашали отряды казаков, одним из таких отрядов руководил атаман Ермак Тимофеевич. Поход за Урал он начал в 1581 г. он перемещался на стругах по рекам и был хорошо вооружен огнестрельным оружием. В итоге казаки заняли столицу Сибирского ханства, тогда и возникли идея присоединения Сибири к России. Благодаря этому Россия все более превращалась в евразийскую державу. Из Сибири шел поток драгоценной пушнины, рыбы, иных товаров.

*2. Вычеркните два неправильных утверждения.

2) Рост налогов и Ливонская война способствовали усилению экономической мощи России.
4) В 1585 г. начался поход казаков во главе с Ермаком за Урал, против Сибирского ханства.

*3. Ответьте на вопрос.
В Московскому уезде в 1584 г., к моменту смерти Ивана IV, пашней было занято только 16% земли, а 84% земель не обрабатывалось. Путешествуя по России, англичанин Флетчер встречал на некогда оживлённом пути из Вологды в Москву опустевшие поселения. 
В чём заключались основные причины охватившего страну разорения?

Резкое возрастание налогов и большие потери, которые произошли в результате Ливонской войны.

*4. Вставьте в текст пропущенные слова.

В 1584 г. престол перешёл к 27-летнему Федору Ивановичу. Это был другой сын Ивана Грозного. Он предпочитал проводить время в молитвах за книгами, в беседах с монахами. Многие дела он передоверял боярам. За спинойФедора началась борьба за власть. Всё большее влияние приобретал Борис Годунов.

*5. Соотнесите события и даты.

 §30. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГРОЗНОГО ЦАРЯ. ПРАВЛЕНИЕ ФЁДОРА ИВАНОВИЧА

*1. Составьте рассказ о быте русских людей в XVI в. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов выясните, как жили ваши сверстники в XVI в., чему и где они учились.

Повседневная жизнь различных слоев народа менялись медленно. На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся связи с зарубежными странами. Началась постоянная торговля с Англией. Все чаще приезжали послы и торговцы из разных государств.
В одежде знатных москвичей стали заметны западные веяния, в домах появились западные музыкальные инструменты – органы, клавесины, клавикорды.

*2. Отметьте на вопрос.
На церковном соборе 1551 г. был утверждён проект создания городских училищ: «В царствующем граде Москве и по всем градам… у священников, у дьяконов и у дьяков учинити в домах училища, чтоб священники и дьяконы в коемжде граде предавали им своих детей на учение».
Каким образом создание единого государства повлияло на развитие образования?

При создании нового государства, реформы центрального и местного управления требовали все большего количества грамотных людей. Теперь учились не только в церквях и монастырях. В городах и больших селах появились «мастера грамоты». Они могли помочь написать челобитную, составить завещание или купчую. Создавались учебники по грамматике и арифметике.

*3. Подпишите названия памятников архитектуры. В честь каких событий они были возведены?

 §31. НОВЫЕ ЯВЛЯЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVI В.

*4. Составьте план ответа по теме «Значение появления книгопечатания в России».

1) Изобретение книгопечатания. 
2) Первые датированные книги. 
3) Разгром первой русской типографии. 
4) Развитие книгопечатания в Литве и Москве.

*5. Составьте таблицу «Новые явления в русской культуре XVI в.».

 §31. НОВЫЕ ЯВЛЯЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVI В.

*6. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Прочитайте названия математических терминов, употреблявшихся в XVI в.: слагаемое – «перечень», уменьшаемое – «заёмный перечень», вычитаемое – «платёжный перечень», делитель – «деловой перечень» и т.д. С какой сферой жизни было связано развитие математических знаний?

В математике использовали русскую терминологию, так как она была тесно связана с их повседневной жизнью. Термины, которыми заменяли в математике действия, постоянно были в обиходе людей, в большей мере торговцев и менял.

*Каким образом накопление разнообразных практических сведений способствовало появлению зачатков научных знаний? Какие сведения были необходимы для постройки церквей и гражданских зданий, применения стенобитных и металлических снарядов, в кузнечном деле, литье пушек, чеканке монет, при описании земель в целях обложения их налогами, составлении церковных календарей, в торговле и т. д.?

Практическое использование математических знаний видно в опыте пушечного дела, в церковном, фортификационном строительстве. Техническое умение позволяло мастерам отливать пушки без швов, делать их с раструбом дульной части, что увеличило заряд пороха. Сложные инженерные задачи решались и русскими зодчими. Иван Григорьевич Выродков в необычайно короткий срок, всего за четыре недели поставил крепость города Свияжека, стратегически важную для взятия Казани. Сложный теоретических расчетов требовало сооружение каменных церквей. Не менее сложные вычисления демонстрировали гигантские гидротехнические сооружения Соловецкого монастыря.

*1. Выберите правильное утверждение (подчеркните его).

1) После восстания 1547 г. пришёл конец боярскому правлению. Иван IV сам встал у руля государства.

*2. Какие важные события произошли в указанное время?

16 января 1547 г. – Иван IV венчался на царство.
1549 г. – собраны члены Боярской думы. 
1550 г. – принят новый Судебник.
1552–1556 гг. – присоединение Казани и Астрахани.
1558–1583 гг. – Ливонская война.
Декабрь 1564 г. – 1572 г. – опричнина Ивана Грозного.
1581 г. – поход Ермака за Урал.
1589 г. – было учреждено патриаршество.
1597 г. – были введены «урочные лета».

*3. Знаком «+» отметьте правильные ответы.

+ 1) 16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
+ 3) В 1581 г. Иван Грозный ввёл так называемые «заповедные годы». Переход крестьян в Юрьев день был запрещён до особого указа.

*4. Согласны ли вы с утверждением (да, нет)?

1) Иван IV был тихим, миролюбивым, богобоязненным человеком. Преследования бояр вынудили его уехать в Александрову слободу и выделить для себя опричные земли. – Нет.
2) Присоединение Сибири связано с именем князя Андрея Курбского. – Нет.
3) К 1577 г. русские захватили почти всю Ливонию. – Нет.
4) Опричники выискивали врагов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. – Да.
5) В 1597 г. правительство разрешило свободный переход крестьян на новые земли. – Нет.

*5. Как называется послание, отрывок из которого приведён ниже, кто его автор?
…В дому своём не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на мужа, ни на отрока… Выйдя на войну, не ленитесь, не найдетесь на воевод…Остерегайтесь лжи и пьянства – от этого погибнет душа и тело. Куда ни пойдёте по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в сёлах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать.

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

*6. Заполните пропуски в текстах.

1) На созванном в 1551 г. Церковном соборе царь поставил сто вопросов о жизни и быте церкви. Собор дал царюсто ответов, собранных в специальную книгу Стоглав.
2) После смерти Ивана IV царский престол перешёл к Федору Ивановичу. Многие передоверил он боярам, в первую очередь Вельскому и Годуному.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

*1. Перечислите последствия перехода людей к производящему хозяйству.

Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы.

*2. Предками каких современных народов были индоевропейцы?

Прародиной индоевропейцев была территория Северного Причерноморья в междуречье Днепра и Волги, а сами они представляли собой полукочевое население степных районов современных востока Украины и юга России, жившее в этих местах в V–IV тыс. до н. э.

*3. Какими сведениями располагает историческая наука о происхождении славян? Какие союзы восточных славян вам известны?

Славяне VI-VII проживали на территории Центрального и Восточной Европы. Выделяются западные славяне (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки кашубы, и лужичане), восточные славяне (русские, белорусы, русины, и украинцы) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы македонцы, словенцы, черногорцы).

*4. Что такое государство? Как происходило образование государства у восточных славян?

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь» По имени его столицы – города Киева, ученые стали впоследствии назвать его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля».

*5. Перечислите в хронологическом порядке имена первых князей и правителей Руси. Назовите наиболее известные события, произошедшие в период их княжения.

Олег Вещий (882–912 гг.).
Игорь Рюрикович (912–945 гг.) – поход на Царьград 941–944 годов.
Ольга (945–после 959 гг.) – первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.
Святослав Игоревич (после 959–март 972 гг.) – война с Византией (970–971 гг.).
Ярополк Святославич (972–11 июня 978 гг.)
Владимир Святославич (11 июня 978– 15 июля 1015 гг.) – произошло крещение Руси.
Святополк Владимирович (1015–1016 гг.).

*6. Когда произошло Крещение Руси? Что вам известно об этом событии? Какое значение, по вашему мнению, имел этот факт в дальнейшем развитии Русского государства?

Согласно «Повести временных лет» в 988 г. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.
Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя.

*7. Кем был Владимир Мономах? Как вы считаете, почему он пользовался авторитетом при жизни и его имя вошло в русскую историю?

Владимир Мономах – великий князь киевский (1113-1125 гг.), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

*8. Какие причины привели к распаду Русского государства?

На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.

*9. Каковы особенности управления и развития Новгорода?

В Новгороде, как нигде на Руси, проявилась роль вече как законодательного органа власти. На отдельных этапах реальная власть князя посадника, вечевых органов была различной. Подобный тип организации законодательных органов, несмотря на высокий уровень развития демократии, представляет собой тупик в историческом плане и не может рассматриваться как закономерность для всей России.

*10. Перечислите наиболее известные княжества времён феодальной раздробленности. В чём вы видите положительные и отрицательные последствия этого периода в истории Руси?

Владимирское, Новгородское, Галицкое, Муромо-Рязанское княжества. Положительным есть то, что у каждого княжества повысился уровень развития торговли, архитектура, искусства и т.д. Отрицательная сторона – междоусобные войны.

*11. Назовите причины возвышения Москвы.

1) Выгодное местоположение. 
2) Продуманная политика московских князей. 
3) Междоусобица в других, соседних княжествах.

*12. Каковы особенности древнерусской культуры?

Она формировалась на основе традиция, обычаев, эпоса восточных славян с включением в неё и некоторых элементов культуры соседних неславянских племён и при активном взаимодействии с культурами других стран и народов. Огромное прогрессивное влияние на развитие русской культуры оказало принятие Русью христианства.

*13. Объясните понятие «цивилизация». Что вам известно о зарождении русской цивилизации в X–XIII вв.?

Историческое развитие русской цивилизации определялось, прежде всего, духовно-нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства Святая Русь. Становление Русской цивилизации проходило в тяжелейших испытаниях, в ходе которых неоднократно ставился вопрос о самом ее существовании. Много раз русскую цивилизацию пытались разрушить враждебные силы с Запада и Востока.

*14. Как повлияло на развитие Русского государства монгольское нашествие? Назовите временные рамки ордынского владычества на Руси, навеки вошедшие в историю.

Последствия для народов, которые находились под властью орды, весьма противоречивые. С одной стороны – война, разгром, гибель. А потом – активная торговля и культурный обмен. В перспективе, после развала Орды, образование мощных национальных государств на её территории. 
1243–1480 гг. – ордынское владение на Руси.

*15. С какими врагами пришлось вести борьбу Руси на северо-западе? Кто из князей обессмертил своё имя в этой борьбе? Назовите основные сражения, в которых он одержал победу.

На северо-западе Русь боролась с немцами, шведами. Сражения, которые происходили в те времена – Невская битва и Ледовое побоище. Именно в этих сражениях Александр Невский обессмертил свое имя.

*16. Что вам известно о соперничестве Москвы и Твери?

Главными соперниками московских князей в борьбе за великокняжеский Владимирский стол были тверские князья, имевшие на него больше прав как представители старейшей ветви. Около 10 лет соперничество шло с переменным успехом. Политика передачи ярлыка князьям из соперничающих родов позволяла Орде не допустить усиления отдельных княжеств, используя княжеские междоусобицы как предлоги для грабительских вторжений.

*17. Почему период с 30-х гг. XIII в. до второй половины XV в. считается одним из самых трагических в истории России?

Многие русские города подверглись разорению. Все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла – Улуса Джучи или Золотой Орды. Раздробленность русских земель усилилась, и их развитие в дальнейшем пошло разными путями.

*18. Какие главные задачи стояли перед Русью во второй половине XII в.?

В первую очередь это объединение русских земель в единое централизованное государство. После долгих нашествий Золотой Орды и влияния ордынского ига, русские земли потерпели большие потери и разорения. Воссоединение земель могло решить хотя бы часть проблем.

*19. Как бы вы оценили личность и деятельность Ивана Калиты? Какие важные события произошли во время его правления?

Одна из главных черт характера Ивана – гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана. В течение 40 мирных лет с 1328 по 1368 год в пределах Московского княжества не было никаких ордынских набегов или войн с другими противниками. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пересекал недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками – другими русскими князьями.

*20. Какое историческое событие произошло 8 сентября 1380 г.? Оцените его значение.

Куликовская битва – в результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьезный удар. Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель.

*21. С какими врагами пришлось вести борьбу Руси в конце XIV – начале XV в.? Назовите места и даты основных событий.

8 сентября 1380 год – Куликовская битва.
1382 год – набег Тохтамыша.

*22. Почему, по вашему мнению, произошло объединение русских земель в единое государство?

1) Русь начала оправляться от Батыева погрома.
2) В сельском хозяйстве происходил переход в двух- и трехпольной системе севооборота.
3) Началось восстановление городов, новыми центрами торговли и ремесла стали Москва, Тверь, Нижний Новгород.
4) Различные формы протеста крестьян требовали усиления власти.

*23. Кто из правителей первым объявил себя государем всея Руси? Назовите основные события его правления.

Первым «господарем всея Руси» стал Дмитрий Шемяка, до этого именовавший себя просто «великий князь всея Руси».

*24. Как складывалось многонациональное Российское государство? Какие народы вошли в его состав?

В Русское государство входили новгородцы, смоляны, рязанцы, тверичи, чуваши, мордва, карелы, ижоры, зыряне, перми, вотяки.
Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало складыванию великорусской народности.

*25. Что вам известно о государственном устройстве России в конце XV – начале XVI в.? Почему в России установилось самодержавие?

На складывание государственно власти (самодержавия) в России огромное влияние имели порядки, существовавшие в Орде. Железная дисциплина и огромная власть хана, на этом держалась мощь Орды. Ранее еще одним образцом строго централизованного государства являлась Визнатия.

*26. Согласны ли вы с мнением автора учебника о том, что «Русь возвращает себе достойное место в Евразии»? Обоснуйте свой ответ.

После разнообразных разгромов и нашествий Русская держава действительно начала активное возрождение к жизни. Налаживание внешних связей с другими странами, интенсивное развитие самого государства в целом – все это говорит о том, что Русь возвращает себе достойной место в Евразии.

*27. Назовите известных вам деятелей Русской православной церкви XIV–XV вв.

Митрополит Алексей, Сергий Радонежский, монах Кирилл.

*28. Подтвердите фактами, что в XIV–XV вв. русская культура успешно развивалась.

Активно развивалась архитектура, церковное искусство, торговля, чтение книг, образование. Все это и является признаками успешного развития русской культуры.

*29. Перечислите основные факты из истории закрепощения крестьян в России в конце XV–XVI в.

Крестьяне считались самой низкой планкой общества. Их всегда унижали и считали неравноправными членами общества. На крестьян ложилась масса разнообразных повинностей, от которых они могли освободиться только в начале XV века – тогда их положение стало более устойчивым.

*30. Назовите важнейшие события истории России, произошедшие в XVI в.

1) Перестройка Кремля и сооружение новых церквей и храмов.
2) Становление новой русской живописи.
3) Развитие литературы.



Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Поделись с друзьями: