ГДЗ ответы по истории 6 класс Колпаков, Пономарев рабочая тетрадь

Описание решебника

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по всеобщей истории М. В. Пономарева, А. В. Абрамова, С. В. Тырина и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа. ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради по истории 6 класс Колпаков, Пономарев ФГОС. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

1. Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1. Массовое вторжение варварских племен, их вторжение на территорию Римской империи называется

А) великой миграцией

2. Это передвижение происходило в

А) IV-VI веках

3. Западная Римская империя пала под ударами варваров в

Б) 476 году

4. Римская империя была разделена на Западную и Восточную в

А) IV веке

5. В ходе варварских вторжений Восточная Римская империя

А) была захвачена германскими племенами


 

2. Отметьте названия варварских племен, вторжение которых привело к гибели Западной Римской империи.

1.Готы

2.Вандалы

3.Бургунды

6.Англосаксы

8.Лангобарды

9.Свевы

 

3. Прочитайте текст и заполните пропуски.

Придя на территорию Римской империи, варвары, большинство которых составляли германцы, поселились небольшими общинами. Пришельцев было меньше, чем покорённых ими римлян. Поэтому, чтобы сохранить свою власть, они запретили римскому населению иметь оружие. Его могли носить только завоеватели, и лишь они могли служить в ополчении.

Религия пришельцев была язычество. Но со временем многие племена приняли христианство.

Основным занятием варвар было земледелие. Важную роль в хозяйстве варваров играло скотоводство. Разводили они также и домашнюю птиц: кур, гусей, уток.

Жили варвары в высоких удлиненных домах, выстроенных из брёвен крытых соломой или камышом.

У варваров, расселившихся на завоеванных землях, соседская община со временем уступила местородовой общине.

В ней жили люди, не обязательно являвшиеся родственниками. Общинники владели участками пахотной земли, которой их наделяла община. Постепенно эта земля превращалась в их частную собственность, которую можно было передавать по наследству. С переходом к частной собственности на землю среди варваров усилилось неравенство. Богатые и занятые начали присваивать общинные земли. Постепенно у варваров возникли условия для формирования государства.

Военные вожди, возглавили отряды варваров во время завоевания земель Римской империи, захватывали в свои руки власть в племенах. Они становились королями и основывали на новых землях государства- «варварские королевства». Опорой их власти становилась дружина, которую оно содержали на свои средства.

4. Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1. Важнейшие общественные вопросы у варваров решали

А) народные собрания

2. У варваров право участвовать в народном собрании имели

В) только войны

3. Варвары, вторгшиеся в пределы Римской империи, жили

А) родовыми общинами

4. Варвары, пришедшие на земли римской империи,

Б) продолжали жить по своим обычаям

5. На землях Западной Римской империи варвары

А) селились отдельно от местного населения

5. Прочитайте текст и подчеркните ошибки. Ниже напишите правильный вариант.

 Тема 1. Западная Европа на заре средневековья

Крещение Хлодвига. Средневековый рельеф.

Самым могущественным из варварских государств оказалось Королевство вестрогов (Верно: Франкское королевство). Их вождь Хлодвиг в 585 (Верно: 481) году покорил земли римской провинции Англия и основала здесь свое королевство. Хлодвиг происходил из династии Каролингов (Верно: Меровингов). Став королем, Хлодвиг избавился от всех соперников, истребив прочих вестготских (Верно: военных) вождей. В конце VI века у англов возникло государство- Английское (Верно: Франкское) королевство. Большинство населения Англии составляли христиане, призиравшие своих завоевателей- язычников. Чтобы укрепить власть, Ходвиг с дружиной принял христианство. При Холдвиге был составлен сборник знаков- «Английская (Верно: Салическая) правда», на основе которой вершится суд в его королевстве. В ней были записаны устные судебные обычаи, передававшиеся из поколения в поколение жрецами (Верно: старейшинами франков

6. Работа с картой.

 Тема 1. Западная Европа на заре средневековья


 

7. Прочитайте текст и заполните пропуски.

Ко второй половине VI века Франкское королевство стало крупнейшим среди варварских государств. Но борьба за власть между внуками Хлодвига значительно ослабила влияние правителей из династииМировингов. Государство распалось на отдельные области. Реальная власть сосредоточилась в рукахмайордома- управляющего двором франкского короля. В этот период франки оказались перед серьёзной угрозой: из Испании на их земли вторглось войско арабов. Чтобы дать им отпор, майордом Карл произвел изменения во франкском войске. Основу франкской армии раньше составляло пешее ополчение, в то время как главной силой арабов была конница. Крлу пришлось создавать конное войско. В 732 году у городаПуатье франки побудили арабов, а Карл за своё упорство в борьбе с завоевателями получил прозвищеМартелл.

8Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) герцог

1) испанские племена, в сражении с которыми погиб герой средневекового эпоса граф Роланд

Б) граф

2) горная гряда в Испании

В) Пиренеи

3) племенной вождь у германцев, позднее- крупный феодальный властитель

Г) саксы

4) короли из одного рода, сменявшие друг друга на престоле

Д) Испанская марка

5) большая группа людей, имеющая определённые наследственные права и обязанности

Е) баски

6) династия, основанная Пипином Коротким

Ж) династия

7) управляющий одной из областей государства, назначавшийся королём

З) Каролинги

8) племена, с которыми Карлу Великому пришлось вести наиболее тяжёлую войну

И) сословие

9) конный воин

К) рыцарь

10) область, отвоеванная Карлом Великим у арабов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

3

7

2

8

10

1

5

6

4

9

9. Работа с картой

Империя Карла Великого

 Тема 1. Западная Европа на заре средневековья

1. Обведите чёрным цветом границы Франкского королевства в середине VIII века.

2. Обведите красным цветом границы империи Карла Великого.

3. Отметьте цифрами в кружках: 1- район восстания саксов, 2- Папскую область, 3- место гибели графа Роланда.

10. Соотнесите события и даты

События

Даты

А) распад империи Карла Великого

1) 732 год

Б) провозглашение Карла Великого императором

2) 843 год

В) битва при Пуатье

3) 800 год

Г) завоевание франками Королевства лангобардов

4)774 год

Д) основание династии Кролингов

5) 751 год

 

 

А

Б

В

Г

Д

2

3

1

4

5


 

 

11. Прочитайте текст и отметьте событие, о котором писал современник.

…Государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя- маленькие правители, вместо государства- один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами думают о чем угодно, одного только Бога забыли… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира...

Ответ: распад империи Карла Великого

12. Отметьте верным высказывания.

1)Викинги открыли и заселили Исландию

2)Викинги первыми заселили Новую Землю

5) Драккары викингов первыми достигли берегов Северной Америки

13. Расположите события в хронологическом порядке

А) нашествие венгров на Западную Европу

Б) битва с Арабами при Пуатье

В) нормандское завоевание Англии

Г) открытие викингами Северной Америки

Д) образование империи Карла Великого

Е) падение Западной Римской империи

1

2

3

4

5

6

Е

Д

Б

Г

В

А

14. Соотнесите описание жизни с исторической личностью

Описание личности

Историческая личность

А) Как и отец, он тоже сначала носил титул майор дома. Однако вскоре он сверг последнего из "ленивых королей "и захватил престол. Первый правитель из новой династии Каролингов. Его приход к власти поддержал папа римский.

1) Карл Великий

Б) Он возглавил борьбу одного из англосаксонских государств против данов. На границе с областью, захваченной данными, он построил мощные крепости, а также создал сильный флот. Средства на эти цели собирались с население виде особого налога – "датских денег ".

2) Пипин Короткий

В) Один из самых уважаемых монархов средневековой Европы. При его дворе жили и работали многие учёные. Он был довольно образованным для своего времени человеком – говорил на латыни и греческом, учился риторике, философии, умел определять движение звёзд.

3) Альфред Великий

 

 

А

Б

В

2

3

1

 

15.Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1. Наиболее грамотными людьми в средние века были

В) священники и монахи

2. Книги в Средние века украшали

Б) миниатюрами

3. В Средние века школы открывали при

Б) монастырях

4. Царицей всех наук в Средние века называли

Б) грамматику

5. Подъём культуры в IX веке называли

А) «Каролингским возрождением»

6. Знаменитого ученого придворного Карла Великого звали

Б) Эйнгард

7. Материалом, служащим для письма в раннее Средневековье, был

Б) пергамент

8. Тривиумом в средние века называли

Б) первые три из семи наук

9. Кружок ученых людей при дворе Карла Великого называли

А) академией

16. Отметьте буквой «Т» предметы, входившие в тривиум, буквой «К»- в квадривиум.

1) грамматика

Т

2) арифметика

К

3) геометрия

К

4) диалектика

Т

5) музыка

К

6) риторика

Т

7) астрономия

К


 

17.Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1) «Семь свободных искусств» -это

В) предметы, изучавшиеся в средневековой школе

2) Диалектика-это

В) предмет в средневековой школе, обучавший логическому мышлению и умению вести спор

3) Квадривиум-это

В) предметы, изучавшиеся в средневековой школе на втором этапе обучения

1. Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1. Жители Византийской империи называли себя

А) ромеями

2. Город Константинополь был основан в

Б) IV веке

3. Главой православной церкви в Византии был

Б) патриарх

4. Сборник законов, составленный при императоре Юстиниане I, назывался

Б) «Кодексом Юстиниана»

5. Главную угрозу Византийской империи в VII веке представляли

В) арабы

2. Прочитайте отрывок из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского, рассмотрите иллюстрацию и отметьте сооружение, о котором писал автор.

Этот храм представлял чудесное зрелище. Для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах, он виделся среди других строений, как бы склоняясь надо остальным городом. 

 Тема 2. Восточнохристианскийй мир и мир ислама

Ответ: храм Святой Софии

3. Работа с картой

 Тема 2. Восточнохристианскийй мир и мир ислама

4. Отметьте черты, характерные для Византии

2) подчинение византийской церкви императору

4) религия, единая для всего государства

5) сильная власть императора

5. Отметьте буквы кириллицы, сходные с буквами современного русского алфавита

 Тема 2. Восточнохристианскийй мир и мир ислама

6. Соотнесите термины и определения.

Термины

Определения

А) мозаика

1) Изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения

Б) фреска

2) иллюстрации, помещавшиеся в книгах

В) икона

3) живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней

Г) жития

4) многоцветная роспись по сырой штукатурке

Д) миниатюра

5) жизнеописание святых

 

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

5

2

7. Прочитайте текст и укажите, о ком идёт речь

Ростислав, князь московский, по божьему наущению держал совет с князьями своими и морованами, А потом послал к императору Михаилу, говоря: «Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы нам на языке нашем изложил правую христианскую веру».

Император направил в Моравию…

Верный ответ: 5. Кирилла и Мефодия

8. Соедините буквы так , чтобы получилось имя византийского императора. Ответ запишите.

 Тема 2. Восточнохристианскийй мир и мир ислама

Ответ: Юстиниан

  1. Соотнесите события и даты

    События

    Даты

    А) принятие болгарами христианства

    1) 681 год

    Б) вторжение на Балканский полуостров

    2) 1018 год

    В) восстание под предводительством Петра и Асеня.Создание Второго Болгарского царства

    3) V-VI века

    Г) создание Первого Болгарского царства

    4) 865 год

    Д) падение Первого Болгарского царства и подчинение его Византии

    5) 1186 год

    Е) рассвет Второго Болгарского царства

    6) первая половина XIIIвека

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    4

    3

    5

    1

    2

    6

  2. Прочитайте текст и заполните пропуски.

Родина арабов – Аравийский полуостров, большую часть которого занимает безводная пустыня. Главным занятием арабов было скотоводство. Основным объектом скотоводства был "корабль пустыни "– верблюд. Это неприхотливое животное не только дает мясо, его молоко заменяет арабам столь редкую в пустыне воду.

Вдоль торговых путей, протянувшихся через Аравию, возникли города. Самым знаменитым из них былаМекка. Многие жители этого богатого города занимались торговлей. Здесь же располагалась главная святыня всех арабских племён – святилище Кааба.

Привилегированное положение в этом городе занимало племя курейшитов. В этом племени родился человек по имени Мухаммед, объявивший, что является пророком единого Бога – Аллаха.

11.Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1. Переселение Мухаммеда и его сторонников в Медину произошло в

Б) 662 году

2. Священным для всех арабских племен был город

А) Мекка

3. Правитель арабского государства после смерти Мухаммеда носил титул

В) халифа

4. Арабам удалось захватить все африканские владения

Б) Ирана

5. Вершины своего могущества Арабский халифат достиг в

В) VIII-IX веках

12.Отметьте положения исламского вероучения.

2)Вера в единого Бога-Аллаха

6)Обязательная ежедневная пятикратная молитва

13. Расставьте события в хронологическом порядке.

А) правление халифа Омара

Б) распад Арабского халифа

В) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Г) смерть Мухаммеда

Д) раскол между щитами и суннитами

Е) завоевание арабами Испании

    1

 2

 3

 4

 5

 6

    В

 Г

 Е

 А

 Д

 Б

 
  1. . Отметьте причины распада Арабского халифа

3)Ослабление власти халифов и усиление влияния правителей областей

4) Сложность управления огромным государством, населённым различными народами

6) Отказ наместников халифа подчиняться его приказам

15. Отметьте достижения культуры стран мусульманского мира

2) изобретение арабских цифр

3) перевод и изучение книг античных ученых

4) сбор сведений о дальних странах и составление их подробных описаний и карт

5) развитие медицинских знаний

16. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) медресе

1.Искусство красивого и чёткого письма

Б) «дом мудрости»

2. Книга, в которой собраны арабские сказки

В) каллиграфия

3. Здание для совместной молитвы мусульман

Г) мечеть

4. Собрание мусульманских учёных, своеобразная академия наук

Д) «Тысяча и одна ночь»

5. Учебное заведение в мусульманских странах

 

А

Б

В

Г

Д

5

4

1

3

2

17. Работа с картой

Завоевания арабов

 Тема 2. Восточнохристианскийй мир и мир ислама

18. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) халиф

1. Обязательное для мусульман паломничество в Мекку

Б) шииты

2. Кодекс законов у мусульман

В) хадж

3. Путешествие по святым местам

Г) шариат

4. Верховный правитель мусульманского государства, духовный и светский владыка

Д) паломничество

5. Течение в исламе, признающее Коран единственной книгой и считающее законным халифом только Али и его потомков

Е) сунниты

6. Сторонники течения в исламе, почитающее не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда - Сунну

 

А

Б

В

Г

Д

Е

4

5

1

2

3

6

1.Отметьте сословия, существовавшие в средние века

1)крестьяне

3)феодалы

5)духовенство

2. Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия феодального общества с животными, которым их уподоблял автор.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, Быков – пахать землю, псов – защищать овец и Быков от валков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… Молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых приделах, как от валков защищать тех, кто молится и пашет землю.

А) овцы

1. рыцари

Б) быки

2. духовенство

В) собаки

3.крестьяне

 

А

Б

В

2

3

1

3.Соотнесите названия сельскохозяйственных орудий и их назначение

Сельскохозяйственные орудия

Назначение

А) лёгкий плуг

1. Обработка земли и провеивание зерна

Б) цен

2. Сбор урожая

В) борона

3. Вспашка земли

Г) серп

4. Разрыхление почвы

Д) тяжёлый плуг

5. Более глубокая вспашка земли

Е) лопата

6. Обмолот зерна

 

А

Б

В

Г

Д

Е

3

6

4

2

5

1

 

 

 

4.Составьте рассказ о занятиях средневековых крестьян по рисунку


 Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV веках

Крестьяне вспахивали поля лёгким плугом несколько раз, или использовали тяжелый колёсные плуг, который тянули 6,8 волов. Для рыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Хорошо обработанная земля давала более высокий урожай. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых начали подковывать. Повышению урожаев способствовало распространение нового способа обработки пашни – трёхполья. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян.

5.Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) оброк

1. Группы людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству

Б) феод

2. Строй жизни средневекового западноевропейского общества

В) сословие

3. Владелец феода

Г) барщина

4. Земля, передававшаяся по наследству на условия несения военной службы

Д) феодальные повинности

5. Крестьяне, выполнявшие феодальные повинности

Е) натуральное хозяйство

6. Период истории, связанный с ослаблением центральной власти и распадом единых прежде государств

Ж) феодализм

7. Повинности, выполнявшиеся зависимыми крестьянами за право пользоваться земельным участком, принадлежавшим феодалам

З) феодал

8. Платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами

И) зависимые крестьяне

9. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления

К) феодальная раздробленность

10. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

8

4

1

10

7

9

2

3

5

6

6.Заполните цифрами схему, сопоставив название церковных должностей и связанные с ними обязанности

1. Руководство крупными церковными органами

2. Уход от соблазнов окружающего мира, отказ от имущества и семьи, каждодневный труд и молитвы

3. Руководство всей католической церковью

4. Помощь священнику при проведении богослужения

5. Каждодневное проведение церковных служб, крещение детей, венчание молодожёнов, отпевание покойников  Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV веках

7.Отметьте названия еретических движений

1) альбигойцы

8. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) духовенство

1. Объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками

Б) обет

2. Лестница соподчиненных церковных или светских должностей

В) монашеский орден

3. Человек, ведущий строгий образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений

Г) иерархия

4. Торжественное обещание, клятва

Д) аскет

5. Суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков

Е) инквизиция

6. Служители церкви

 

А

Б

В

Г

Д

Е

6

4

1

2

3

5

9.Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1) Ересью называют

В) учение, осуждённое церковью

2) Инквизиция- это

Б) церковный суд, созданный для борьбы с ересями

3) Ереси чаще всего возникали в

А) городах

4) Борьбу с ересями возглавил монашеский орден

В) доминиканцев

10. Прочитайте текст и подчеркните ошибки. Ниже напишите правильный вариант.

Переписчики книг. Средневековая миниатюра.

 Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV веках

В средневековом монастыре.

Монах – переписчик книг удобно устроился за письменным столом взял палочку для письма и чистый листбумаги (верно: тростниковую палочку и пергамент). Сегодня он должен закончить переписку сочинения святого Августина. Завтра другой монах – художник (верно: переписчик) – начнёт украшать Рукопись рисунками – миниатюрами. Стремясь непременно завершить свою работу, переписчик засиделся допоздна. Солнце уже села, и пришлось включать лампу (верно: зажигать свечу). Монах представил себе, какой красивый будет его книга: её дубовый переплёт будет украшена золотом и серебром, а заголовки и начальные буквы разделов будут выделены чёрным (верно: красным) цветом. Книга станет настоящим сокровищем монастырской библиотеки. Возможно, её даже отправят самому папе римскому, живущему вКонстантинополе (верно: Ватикане), в качестве подарка от дьякона (Верно: абатта) – настоятеля монастыря.

11. Прочитайте текст и заполните пропуски

Главной обязанностью феодала была военная служба. Они были конными войнами, или, как их ещё называли,всадниками. Каждый из них был вооружен мечом, копьем и щитомМечу часто давали прозвище, его передавали по наследству, украшали драгоценными камнями. Тело конного воина защищали доспехи, а голову – шлем, который имел решётчатое забрало, закрывающее лицо.

Когда сыну феодала исполнялось семь лет, его отдавали в обучении к рыцарю, в доме которого мальчик исполнял роль пажа. Он прислуживал хозяину за столом, обучался правилами поведения – этикету. Через семь лет воспитанник становился оруженосцем. Его обязанностью было сопровождение.

За время обучения мальчик должен был овладеть "семью рыцарскими добродетелями ": научиться ездить верхом, Владеть мячом, копьем, уметь плавать, охотиться, играть в шашки, сочинять стихи и петь. При успешном прохождении испытания и по достижении 21 года его просвещали в рыцари и вручали атрибуты этого звания – шпоры и меч.

12.Подпишите ступени феодальной лестницы, используя предлагаемые термины

 Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV веках

13. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) староста

1) крестьяне, проживающие в одной деревне

Б) Жак-простак

2) выборный глава крестьянской общины

В) община

3) способ обработки земли, при котором пашня круглый год делится на «пар», «озимое» и «яровое»

Г) трёхполье

4) презрительное прозвище, которое феодалы дали крестьянам

 

А

Б

В

Г

2

4

1

3

14. Отметьте в каких местах чаще всего возникали средневековые города

1) возле переправ через реки

3) на перекрёстках дорог

4) рядом с феодальными землями и монастырями

15. Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1) Свободными городами управляли

Б) магистраты

2) Городские ремесленники объединялись в организации, которые назывались

В) цехами

3) Согласно ремесленному уставу, мастеру разрешалось иметь

В) одну мастерскую, и нескольких учеников и подмастерьев

4) Гильдии- это особые организации, объединявшие

В) торговцев

5) Центром средневекового города являлась

Б) рыночная площадь

6) Менялой называли человека, который

В) обменивал разные по ценности и весу монеты

16.Отметьте цели создания городских цеховых организаций

1) защита интересов мастеров одной специальности

3) создание мастерам цеха равных условий в производстве и продаже изделий

5) защита мастеров от конкурентов из других городов и сельских ремесленников

7) защита города от вражеских вторжений

17.Отметьте на рисунке средневекового города буквами: «а»-городской собор, «б»- дома горожан, «в»-городские стены, «г»- крепостную башню, «д»- городские ворота, «е»- крепостной ров с водой.

 Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV веках

18.Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) цех

1) здание городского совета- символ вольности города

Б) шедевр

2) торг, устраиваемый в определённое время в определенном месте

В) ярмарка

3) союз торговых германских городов

Г) ратуша

4) объединение ремесленников одной профессии

Д) Ганза

5) образцовое изделие высокого качества, которое давало автору право получить звание мастера

Е) бургомистр

6) человек, обучавшийся ремеслу и помогавший мастеру в его работе

Ж) подмастерье

7) глава свободного города, избиравшийся магистратом

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

5

2

1

3

7

6

1. Отметьте цифрой 1 причины Крестовых походов, цифрой 2- их последствия

1. стремление христиан освободить Святую землю от мусульман

1

2. желание итальянских купцов устранить своих восточных торговых конкурентов на Средиземном море

1

3. появление в Европе новых товаров, сельскохозяйственных культур и обычаев

2

4. ослабление Византийской империи

2

5. стремление европейских феодалов захватить земли на Востоке

1

6. расширение представлений европейцев об окружающем мире

2

7. обогащение итальянских купцов

2

8. желание католической церкви повысить свой авторитет

1

9. открытие новых торговых путей на Востоке

2

10. расширение культурных связей между мусульманским и христианским миром

1

2. Расположите события в хронологическом порядке

А) Первый крестовый поход

Б) поход бедиоты

В) гибель Фридриха I Барбароссы

Г) взятие Иерусалима крестоносцами

Д) Клермонский собор

Е) Крестовый поход детей

Ж) создание государств крестоносцев

1

2

3

4

5

6

7

Д

Б

А

Г

Ж

В

Е

3. Отметьте имена участников Крестовых походов

2. Людовик I Святой

3. Фридрих II

5. Филипп II Август

7. Ричард Львиное Сердце

4. Работа с картой

Первый, второй и третий крестовые походы

 Тема 4. Международные отношения в средние века

5.Соотнесите события и результаты

События

Результаты

А) Крестовый поход бедноты

1. захват Иерусалима, образование государств крестоносцев в Палестине

Б) Первый крестовй похож

2. захват острова Кипр и возвращение части Иерусалимского королевства, захваченного мусульманами

В) Второй крестовый поход

3. захват крестоносцами Константинополя, основание на землях Византии Латинской империи

Г) Третий крестовый поход

4. полное истребление участников похода турками-сельджуками в Малой Азии

Д) Четвертый крестовый поход

5. продажа всех участников похода в рабство

Е) Крестовый поход детей

6. неудачная попытка освободить захваченное мусульманами графство Эдесское

Ж) Шестой крестовй поход

7. гибель короля Людовика IX при попытке вернуть вновь захваченный мусульманами Иерусалим

З) Восьмой крестовый поход

8. возвращение Иерусалима и ряда других городов, захваченных мусульманами

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

4

1

6

2

3

5

7

8

6. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) Святая земля

1. военно- монашеские организации, созданные католической церковью в период Крестовых походов для защиты и расширения владений крестоносцев

Б) Крестовые походы

2. государства, созданные в Палестине в результате Первого крестового похода

В) духовно-рыцарские ордена

3. средневековое название Палестины, где находятся главные христианские святыни

Г) орден госпитальеров

4. военно- монашеская организация, созданная немецкими рыцарями; отличительный признак рыцаря-белый плащ с чёрным крестом

Д) орден тамплиеров

5. Военные экспедиции, организованные католической церковью для борьбы с иноверцами и утверждения христианства

 

6. военно-монашеская организация, созданная итальянскими рыцарями; отличительны признак рыцаря- красный плащ с белым крестом

 

7. военно- монашеская организация французских рыцарей, резиденция которой располагалась на холме, где в древн6ости находился храм Соломона; отличительный признак рыцаря- белый плащ с красным крестом

 

8. государство, основанное крестоносцами после Четвёртого крестового похода на землях Византии

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3

5

1

6

7

4

8

2

7. Прочитайте текст и заполните пропуски.

Столицей мусульманской Испании была Кордова – один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь проживало до полумиллиона жителей. На весь мир славились изготовленные здесь изделияКордовский халифат вёл оживлённую торговлю с Францией, Италией, Византией, со странами Востока.

Арабы научили жителей Пиренейского полуострове выращивать такие новые для них сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок, апельсины. Поля стали давать большие урожаи, так как мавры применяли усовершенствованные бороны и плуги, а также использовали искусственное орошение.

На всю Европу были известны знамениты учебные заведения в Кордове, СевильеГранаде. При них существовали библиотеки, где хранились древние рукописи. Именно мавра познакомили европейцев с трудами среднеазиатского врача Авиценны, а также с работами многих античных учёных. В Испании жили самые искусные архитекторы мусульманского мира. Здание, построенные ими, поражают красотой и роскошью. Их отличали обилие арок и куполов, замысловатая настенная резьба и изысканный орнамент. Для облицовки зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку. Мавритинская Испания была одной из самых процветающих стран Европы.

8. Работа с картой

Государства Пиренейского полуострова в XIII-XV веках

 Тема 4. Международные отношения в средние века

1. Отметьте буквами в кружках: «а» - Королевство Косталия, «б» -Королевство Арагон, «в» -Гранадский эмират, «г»-Королевство Португалия.

2. Обведите красным цветом границы объединённого Королевства Касталии и Арагона (будущей Испании)

3. Подпишите города: Кордова, Гранада, Севилья, Толедо.

9. Соотнесите события и даты

События

Даты

А) битва христиан с маврами в долине Кавандога, начало Реконкисты

1. начало VIII века

Б) сражение при Лас-Навас-де-Толосе

2. 1492 год

В) вторжение арабов на Пиренейский полуостров

3. 718 год

Г) объединение Касталии и Арагона

4. 1212 год

Д) захват Гранадского эмирата, окончание Реконкисты

5. 1479 год

 

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

5

2

10. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) Реконкиста

1. собрание последователей сословий в Испании

Б) мавры

2. исполнение приговора инквизиции, публичное сожжение еретика на костре

В) кортесы

3. борьба христианского населения Пиренейского полуострова за его освобождение от мусульман

Г) мориски

4. мусульмане, населявшие Пиренейский полуостров

Д) аутодафе

5. перешедшие в христианство испанские мусульмане

 

А

Б

В

Г

Д

3

1

4

5

2

11. Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1. Константинополь был захвачен крестоносцами

А) во время Первого крестового похода в 1099 году

2. Результат восстания во главе с Ивайло-

А) создание первого болгарского царства

3. Отряды турецкой пехоты, набранные из пленных христианских юношей, назывались

А) янычары

4. Власть турецкого султана

А) была абсолютной и неограниченной

5. Латинская империя была разгромлена в

В) 1261 году

12. Расположите события в хронологическом порядке

А) создание государства турок-османов

Б) восстание Византийской империи

В) захват турками Константинополя

Г) битва на Косовом поле

Д) неудачный Крестовый поход против турок

1

2

3

4

5

Б

А

Г

В

Д

13. Соотнесите имена исторических деятелей и их характеристики

Исторические деятели

Характеристики

А) Мухамед II

1. последний князь Сербии

Б) Осман

2. основатель государства турок-османов

В) Стефан Душан

3. последний византийский император

Г) Константин XI

4. король Сербии, предпринявший поход на Константинополь

Д) Лазарь

5. турецкий султан, завоеватель Константинополя

 

А

Б

В

Г

Д

 

5

2

4

3

1

14. Работа с картой

Завоевание турок-османов в XIV-XV веках

 Тема 4. Международные отношения в средние века

15. Прочитайте отрывок текста и отметьте событие описанное очевидцем

Город был взят, и войска, войдя в него, предали его крови и разграблению. Император в этот момент был в своем дворце, где он залпами из мушкетов и пушек старался отбиться от атаковавших его мусульман. Но так как он знал, что знамя, к которому был прикреплён Коран, уже реет в центре города, он приготовился отступить ко внешнему дворцу с отрядом своих людей. По дороге, встретив несколько грабивших мусульман, он бросился на них и переколол их всех. Наткнувшись на мусульманского война, упавшего на землю от тяжкой раны, он счёл своим долгом прикончить его. Этот воин, несмотря на слабость, напряг все усилия, чтобы избежать удара и продлить свою жизнь, и нанёс императору в тоже время удар, которым он поверг его на землю, после чего и прикончил его.

Наконец, когда не осталось ни одного человека с оружием в руках, ни одного, кто мог бы оказать сопротивление, открыли городские ворота, и султан въехал в них во главе своей кавалерии.

Верный ответ: взятие Константинополя турками-османами

16. Прочитайте текст и заполните пропуски

К концу пятого XV века на землях Византийской империи возникла обширная Османская империя. Значительную часть её населения составляли народы, исповедовавшие христианство, – славяне, греки, армяне. Турки не стремились насильно обращать их в ислам и возложили управление этими народами нахристианская духовенство.

Во главе Османской империи стоял султан, обладавший неограниченной властью. Он являлся верховным владыкой жизни и собственности своих подданных. Ему принадлежала вся земля в государстве. Правилсултан при помощи министров и чиновников, первым из которых был великий визирь. Он руководил правительством- «диваном».

Занятия с народа влияла на продвижение по государственной службе. Основные посты при дворе султана занимали его рабы. Многие из них ещё детьми были отняты у родителей христиан. Турки – османы составляли меньшинство населения империи. Чтобы сохранять единство государства, им необходима была сильная армия. Её Основу составляли конные воины, которые имели право собирать налоги с крестьян одной местности. Воины не являлись собственниками земли, на которой работали крестьяне, и не могли передавать её по наследству. Они являлись в войско султана вместе со своими слугами. Самой лучшей и боеспособной частью турецкого войска были янычары. Их воспитывали в специальных школах в духе преданности исламу и беспрекословного повиновение султану. Из них набиралась и охрана повелителя.

17. Соотнесите события и даты

Даты

События

А) 1444 год

1. взятие Константинополя турками-османами и провозглашение его столицей османской империи

Б) 1261 год

2. разгром армии турок-османов войском Тимура

В) 1453 год

3. Крестовый поход против турок-османов, организованный в помощь Византии

Г) 1439 год

4. восстановление Византийской империи после её разгрома крестоносцами

Д) 1402 год

5. церковный собор во Флоренции, на котором было принято решение об объединении католической и православной церквей, при условии подчинения православной церкви римскому папе

 

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

5

2

1.Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1. Вторжение нормандцев в Англию, закончившееся её подчинением, возглавил

Б) Вильгельм Завоеватель

2. Большая часть земли в Англии находилась в собственности

А) английского короля

3. Вассальную клятву королю Англии должны были приносить

Б) бороны и рыцари

4. «Книгой Страшного суда» в Англии называли

Б) книгу, содержащую сведения об имуществе подданных

 

2. Отметьте положения, содержавшиеся в Великой хартии вольностей

1) запрет на введение новых налогов без согласия общего совета королевства

4) запрет арестовывать свободного человека и отбирать у него имущество без решения суда

5) введение свободы зависимым крестьянам

7) установление единства мер и весов

9) подтверждение самоуправления некоторых английских городов

10) предоставление совету королевства права в случае нарушения королём условий Великой хартии вольностей объявить ему войну

3. Отметьте положения, характеризующие власть королей во Франции при первых Капетингах

1) власть монарха распространялась только на королей домен

5) имели право судить только жителей собственного домена

6) издавали законы, признававшиеся лишь в их собственных владениях

8) собирали налоги только с жителей королевского домена

4. Расставьте в хронологическом порядке эпизоды Столетней войны, изображенные на средневековых рисунках

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

А) Жакерия
 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья
Б) битва при Слейсе
 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья
В) сражение при Пуатье

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Г) пленение французских рыцарей
 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья
Д) казнь Жанны д’ Арк после битвы у Азенкура


 

1

2

3

4

5

Б

В

А

Г

Д

 

5. Работа с картой

 

Столетняя война

 

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

 

6. Прочитайте отрывок их хроники Жана де Венета и выполните задание

По всей стране бродили полчища солдат и грабителей. Они забирали хлеб и вино, грабили чужое имущество, убивали… В этом 1358 году виноградники и поля не возделывались, скот не ходил по пастбищем, самая отчаянная нищета царила повсюду среди крестьян. Их сеньоры столь же бесстыдно, как и разбойники, отнимали у них имущество и жизнь, требовали все новых и новых платежей.

Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1. В документе описываются события

А) Жакерии

2. За два года до упомянутых событий в битве потерпели поражение

В) французские войска

3. События, описанные в документе, происходили

Б) во Франции

4. Описанные в хронике полчища солдат и грабителей были

Б) французами

5. Ответом крестьян на жестокое угнетение и притеснение было

Б) восстание под предводительством Гильома Каля

 

7. Расположите события в хронологическом порядке

А) провозглашение Карла VII королём Франции

7. 1429 год

Б) сражение при Креси

1. 1346 год

В) битва при Азенкуре

5. 1416 год

Г) восстание Уота Тайлера

4. 1781 год

Д) осада Орлеана

6. 1428 год

Е) Жакерия

3. 1258 год

Ж) битва при Пуатье

2. 1356 год

 

8. Отметьте буквами черты, присущие: «а» - английскому парламенту, «б»-французским реальным штатам, «в»- обоим учреждениям

1. деление на три палаты

Б

2. утверждение новых налогов

В

3. объединение представителей духовенства, феодалов, горожан

Б

4. каждая палата имела только один голос

Б

5. деление на две палаты

А

6. право издавать новые законы

А

7. сословно-представительны орган

В

8. являлся опорой королевской власти

А

9. сохранился до настоящего времени

А

 

9. Прочитайте текст и подчеркните ошибки. Ниже напишите правильный вариант

Германское государство возникло VII веке (верно: IX). Согласно Авиньонском договору (верно: Верденскому) земли к Востоку от Рейна стали владением сына (верно: внука) Карла Великого. Власть Каролингов в Германии была долгой (верно: недолгой), лишь в 1019 (верно: 919) году на немецкий престол был избран герцогБургундский (верно: Саксонский – Генрих I Птицелов). Новый король расширил территорию своего государства и укрепил королевскую власть. Его сын Фридрих Барбаросса (верно: Оттон I) сумел победить многих внешних врагов: Нанёс сокрушительное поражение норманам (верно: венграм), захватил земли славян между реками Днепр и Дон (верно: Эльба и Одер). Для этого он совершил поход в Италию, и в 1162(Верно: 962) году в соборе Святого Петра во Флоренции (верно: в Риме) папа короновал его императорской короной. Так на территории Германии и Северной Италии была создана Западная (верно: Священная) Римская империя.

10. Расположите в хронологическом порядке имена германских королей и императоров

А) Карл IV Г) Фридрих I Барбаросса

Б) Генрих I Птицелов Д) Генрих IV

В) Фридрих II Е) Оттон I

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Д

Г

В

А

 

11. Отметьте основные положения учения Яна Гуса

2) невмешательство церкви в светские дела

5) осуждение продажности и жадности духовенства

6) главный источник истины- Библия, а не распоряжения римского папы

8) осуждение несправедливого устройства общества

10) равенство всех христиан перед Богом

12) осуждение особого положения духовенства

12. Прочитайте отрывок текста и отметьте цифрами:1-войско, о котором в нем говорится, 2- с каким войском ему пришлось сражаться

Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками, не на далёком расстоянии от них.

Перед началом боя… быстро окружали какую – либо намеченную часть неприятельского войска; после окружения повозки снова смыкались, и, таким образом, враги, стеснённые и зажаты между повозками, не имея возможности получить от других своих отрядов помощь и защиту, либо падали под удар мечей пехотинцев, либо их поражали пулями и пиками мужчины и женщины на повозках.

Конники сражались перед повозками; если враги осуществляли мощный натиск, они медленно отступали за свои повозки и оборонялись там, как укреплённом стенами городе, и таким образом они выигрывали много битв и одержали победу. Ведь соседние народы не знали этого способа ведения войны, а Чешская земля с её обширными равнинами полями по природе своей давала достаточно возможности выстраивать рядами телеги и повозки, пускается с ней ми врассыпную по полю и вновь соединять их.

1. войско крестоносцев

2

3. войско таборитов

1

6. войско императора Священной римской империи

2

 

13. Отметьте правильный вариант продолжения фразы.

1. наивысшего могущества Чешское государство достигло

В) КарлеIV

2. Яна Гуса казнили в

А) 1415 году

3 Командующим войском гуситов был

Б) Ян Жижка

4. Наивысшего могущества Польское государство достигло при

Б) Болеславе храбром

5. Грюнвальдская битва состоялась в

Б) 1410 году

 

14. Отметьте правильный вариант продолжения фразы

1. Первое возникшее у западных славян государство называлось

Б) Великой Моравией

2. Чехи считают князя Вацлава своим небесным покровителем за то, что он

В) объединил все чешские земли и заботился о распространении в них католичества

3. Прага стала столицей Священной Римской империи в годы правления

Карла IV

4. первым польским правителем, принявшим христианство, был

А) Мешко I

5. Объединение Польши и Великого княжества Литовского в единое государство произошло в

Б) 1385 году

 

15. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) «Золотая булла»

1. польский феодал-рыцарь

Б) гуситы

2. наиболее решительные последователи Яна Гуса, противники заключения мира с римским папой и императором

В) сейм

3. грамота Карла IV, закрепившая самостоятельность Чехии внутри Священной Римской империи

Г) шляхтич

4. сторонники чешского проповедника, призывавшего к равенству всех христиан и выступавшего против вмешательсятва церкви в светские дела

Д) табориты

5. собрание шляхтичей

 

А

Б

В

Г

Д

3

4

5

1

2

 

16. Отметьте буквами черты, присущие: «а» -Венецианской республике, «б»-Генуэзской республике, «в»-Флорентийской республике

1. располагались на побережье Адриатического моря на островах, связанных между собой каналами.

А

2. владела исключительным правом плавания и торговли на Чёрном море

Б

3. славилась производством шелковых тканей, текла и оружия

А

4. располагалась в Северной Италии, на берегу реки Арно

В

5. выстроила в Крыму торговые порты- Кафу, Судак, Балаклаву

Б

6. управлялась Городским советом, состоявшим из представителей ремесленных цехов

В

7. морская торговля составляла главное занятие жителей и основу её могущества

Б

8. главным занятием жителей было ремесло

В

9. во главе государства стоял «Большой совет», формировавший правительство и выбиравший дожа

А

10. славилась обработкой мехов, ювелирным делом и особенно шерстяными тканями

В

11. контролировала торговлю в восточной части Средиземного моря и была полной хозяйкой Адриатического моря

А

12. являлась одним из крупнейших в Европе центров ростовщичества и банковского дела

В

13. располагалась на побережье Средиземного моря

А

14. была главным торговым соперником Венеции

Б

17. Рассмотрите рисунок и напишите рассказ о жизни средневековой Венеции

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Венеция – город, который располагался на островках, связанных между собой каналами. На рисунке видно, как жители Венеции передвигаются по городу на гондолах. Кроме того, можно увидеть несколько кораблей, что свидетельствует о том, что Венеция – один из крупнейших торговых городов Италии. Венецианские купцы торговали с Испанией, Португалией, Францией, Англией, Нидерландами и с многими другими. На заднем фоне можно увидеть огромные и очень красивые дама, потому что в Венеции было очень много влиятельных состоятельных людей – купцов и банкиров. Люди на рисунке выглядят счастливыми.

18. Выберите правильный ответ

1. «Царицей Адриатики» в Средние века называли

Б) Венецию

2. Дэж- это

В) избираемый глава республики в Венеции и Генуе

3. Олигарх- это

Б) власть узкой группы знатных людей

4. Сицилийское королевство- это

В) королевство, в состав которого вошли Южная Италия и остров Сицилии

5. Золотая книга- это

А) книга, в которую вносили фамилии знатных венецианцев, имевших право участвовать в управлении республикой

6. Папская область-это

В) владения главы католической церкви

 

19. Отметьте буквами элементы архитектуры, присущие: «р»- романскому стилю, «г»-готическому стилю.

1. здания, выстроенные в этом стиле, имеют торжественный и суровый вид

Р

2. стены зданий сравнительно тонкие, а окна очень большие

Г

3. здания с большим количеством шпилей и башен выглядят легкими и ажурными, как будто устремлёнными в высь

Г

4. это массивные сооружения с узкими окнами, похожими на бойницы

Р

5. над главным входом в зданиях обычно находится узорчатое круглое окно в виде розы

Г

6. окна зданий украшены витражами

Г

7. одним из главных элементов внутреннего и внешнего убранства здания являются полукруглые арки, в виде таких арок выполнены и окна

Р

8. храмы, построенные в этом стиле, в плане имели форму прямого латинского кресла, перекрестие которого перекрывалось куполом

Р

9. стены и окна зданий украшали стрельчатые арки

Г

10. внутренние стены храмов украшались произведениями живописи и рельефами, главное место в которых занимала сцена Страшного суда

Р

 

20. Отметьте произведения средневековой литературы

1. «Ромео и Джульетта»

2. «Песнь о Роланде»

3. баллады о Робин Гуде

5. «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола»

6. «Дон Кихот»

8. «Легенда об Уленшпигеле»

21. Соотнесите термины и определения

Термины

Определения

А) стиль

1. придворные поэты-певцы, воспевающие возвышенную, облагораживающую человека любовь

Б) витраж

2. общие черты, характерные для ряда произведений искусства и литературы

В) артель

3. сюжетно-декоративная композиция из цветного стекла, пропускающего свет

Г) трубадуры

4. бродячие музыканты и певцы

Д) эпос

5. объединение мастеров

Е) жонглёры

6. обширное повествование о героях и событиях прошлого

Ж) менестрели

7. бродячие фокусники и актёры

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

3

5

1

6

7

4

22. Отметьте архитектурные сооружения буквами: «а»- построенные в мавританском стиле, «б»- в романском, «г»- в византийском, «д»- в стиле эпохи Возрождения

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Собор в Кёльене

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Дворец Альгамбра

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Собор в Вормсе

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Церковь Святого Луки в Фокиде

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

Собор во Флоренции

 

23. Прочитайте текст и подчеркните ошибки. Ниже напишите правильный вариант ответа.

Средневековый университет

Самые известные в средние века университеты существовали в Париже, Киеве, Болонье, Пекине (верно: Оксфорде). Они возникали из городских школ, где преподаватель известные учителя. Университеты во всём подчинялись (верно: не подчинялись) местным властям городов и не имели никакой самостоятельности(верно: были самостоятельными). Глава университета – ректора – назначал король или мэр города (верно: назначал университет).

Университеты состояли обычно из четырёх факультетов. Больше всего студентов обучалась на низшем факультете, который носил название "художественный "(верно: артистический). Здесь изучались "семь свободных искусств "– тривиум и квадривиум. Старшие факультеты носили название богословского, юридического и физико – математического (верно: медицинский). Занятия в университете проходили в виде лекции преподавателей и письменных контрольных работ (: верно: диспутов), выполнявшихся студентами. Споры в университете были запрещены (верно: разрешены).

По своей организации университеты напоминали армию (Верно: ремесленные цехи) студенты былирядовыми, капелланы – офицерами (верно: учениками, бакалавра – подмастерьями), а магистры и академики – генералами (верно: мастерами).

24. Отметьте положения, связанные с идеями гуманистов

1) выдвижение на первый план интереса к человеку

3) обращение к наследию Античности

4) влияние на развитие литературы и изобразительного искусства

25. Соотнесите фрагменты литературных произведений периода раннего Возраждения и их названия

Фрагменты литературных произведений

Названия

А) … То, прочитав над входом, вышине («Оставь надежду всяк, сюда входящий») Такие знаки сумрачного цвета,

Сказал: "Учитель, смысл их страшен мне ". Он, прозорливый, отвечал на это:

"Здесь нужно, чтобы душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета. Я, как сказал, прибил тебя туда,

Где ты увидишь, как томятся тение,

Свет разума утратив навсегда ".

Дав руку мне, чтобы я не знал со мнение, И обернув ко мне весёлый лет,

Он ввёл меня в таинственные сене

1. «Декамеро»

Б) "Жил недавно, милые девушки, в нашем городе некий минорит, инквизитор нечестивой ереси, который, хотя и старался, как все они делают, казаться святым и реальным любителям христианской веры, в то же время был не менее хорошим исследователям людей с туго набитым кошельком, чем тех, кто страдал умалением веры.

При этом его ревности он случайно попал на одного порядочного человека, гораздо более богатого деньгами, чем умом, у которого не по недостатку веры, а, говоря попросту, потому, вероятно, что он был возбуждён вином и излишним весельем, сорвалось однажды в своём кругу слово, что у него такое хорошее вино, что его отведал бы и Христос… "

2. стихотворение посвященное Лауре

В) И мира нет – и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стынут – и пылаю;

В пыли влачусь- и в небесах витают;

Всем в мире – и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;

Мной не хотят владеть, а гнёт суров. Любовь не губит и не рвёт оков;

И жизни нет конца, и мукам – краю.

Я зрячий – без глаз; нем – вопли испускаю;

Я жажду гибели – спасти молю;

Себе постыл- и всех других люблю; Страданьем – жив; со смехом я– рыдаю;

И смерть и жизнь – с тоскую прокляты…

3. «Божественная комедия»

 

А

Б

В

3

1

2

26. Отметьте автора каждого произведения буквами: «а» - Джотто, «б» - Боккаччо, «в» - Донателло, «г» - Боттичелли, «д» - Данте

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

«Весна»

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

«Данте»

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

«Божественная комедия»

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

«Бегство в Египет»

 Тема 5. Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату средневековья

«Декамерон»

1. Прочитайте отрывок текста и отметьте имя исторического деятеля, о котором идёт речь

Весной 1206 года в верховьях Онона состоялся Великий курултай. Вся степная равнина была заставлена шатрами, юртами, повозками и палатками. Вокруг большого ханского шатра стояла огромная толпа людей. На ветру развевались знамёна, бунчуки, цветные ленты. Главный шаман в окружении ханов, нойонов, полководцев провозгласил его Великим ханом, Властелином мира.

2. Расположите события в хронологическом порядке

А) захват монголами Северного Китая

Б) смерть Чингисхана

В) падение Багдада

Г) создание единого Монгольского государства

Д) подчинение монголами Средней Азии

Е) начало похода Батыя на Русь

1

2

3

4

5

6

Г

Д

Б

А

Е

В

 

3. Соотнесите название стран Востока и характерные для них черты

 

Страны

Характерные черты

А) Индия

1. большая роль учёных-чиновников в управлении государством

 

Б) Китай

2. существование замкнутых каст

В) Япония

3. государство создано степным кочевым народом Центральной Азии

Г) Османская империя

4. существование многочисленного сословия войнов-самураев

Д) Монгольская держава

5. завоевания проводились под знаменем ислама

 

А

Б

В

Г

Д

2

1

4

5

3

 

4. Отметьте буквами следующие положения, присущие восточным религиям: "Б "– буддизму, "В "– Конфуцизму, "С "– синтоизму, "И "– индуизму, "Д "– даосизму.

 

1) В соответствии с этой религией человек должен достичь согласия с природой и естественным течением жизни.

С

2) Главная цель верующего – освобождение от страданий путём достижения состояния полный отрешенности – нирваны.

Б

3) Важнейшие правила жизни, неисполненные людям самим небом, – уважение к старшим. Сын должен повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Только если эти правила соблюдаются, в государстве царит порядок и оно процветает.

К

4) Самый главный добродетель у человека является сыновья почтительность.

К

5) Вера во многих богов, главными из которых являются Брахма, Вишну и Шива

И

6) Вера в то, что после смерти душа человека переселяется в другое живое существо. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения при жизни.

Д

 

5. Прочитайте отрывок из сообщение китайского путешественника, побывавшего в Индии. Впишите пропущенные названия групп населения этой страны.

"Семьи в Индии распределены по четырём классам. К первому классу относятся брахманы. Это люди чистого поведения, строго соблюдают предписания религии, ведут нравственную жизнь и следуют самым правильным принципам. Ко второму классу принадлежат кшатрии.

В течение многих веков они состояли правящий класс. Они заботятся о добродетели и о милосердии. Люди третьего класса именуется вайшьи. Они занимаются торговлей и ищут прибылей как в своей собственной стране, так и за её приделами. Люди четвёртого класса называются шудры. Они занимаются обработка земли. Место каждого человека в этих четырёх классах определяется степенью его чистоты и нечистоты ".

Напишите общие названия групп населения Индии: Варны.

6. Соотнесите названия государств Востока и религий, распространённых в них (возможен один или несколько правильных ответов)

 

Государства

Религии

А) Китай

1. индуизм

Б) Индия

2. конфуцианство

В) Япония

3. ислам

Г) Османская империя

4. синтоизм

 

5. буддизм

 

6.даосизм

 

А

Б

В

Г

2,5,6

1,5

4

3

 

7. Отметьте правильный вариант продолжения фразы

 

1. Китайцы называли своё государство

А) «Поднебесной» империей

2. Военное сословие в Японии-это

В) самураи

3. Чиновники в Китае занимали должности

А) после сдачи экзаменов

4. Индийские касты- это группы населения,

В) объединённые определённым занятием, обычаями; занимающие определенное положение в обществе

5. Освобождение Китая от власти монголов произошло в

Б) 1368 году

 

8. Соотнесите события и даты

 

События

Даты

А) установление в Японии власти сёгуна

1) 1258 год

Б) смерть Чингисхана

2) 1236 год

В) разрушение Багдада монгольскими войсками

3) 645 год

Г) начало реформ в Японии (Великие перемены)

4) 1227 год

Д) начало похода монголов в Европу

5) 1192 год

Е) изгнание монголов из Китая

6) 1279 год

Ж) появление первого государства на территории Японии

7) 1368 год

З) приход к власти династии Мин

8) VII век

И) завоевание мусульманами Северной Индии и создание Делийского султана

9) рубеж III-IV веков

К) объединение Китая под властью династии Тан

10) XII век

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

5

4

1

6

2

7

9

3

10

8

 

9. Решите кроссворд.

По горизонтали: 1. Знатный род, глава которого в 1192 году стал сёгуном. 2. Собрание монгольской знати.3. Столица мусульманских правителей Индии. 4. Династия китайских императоров, пришедшая к власти во второй половине XIV века. 5. Знак письма в Китае и Японии.

По вертикали: 2. Варна Воинов и правителей в Индии.6. Названия десяти тысяч воинов монголов.7. Религия, распространённые в Японии. 8. Древний мудрец, взгляды которого оказали большое влияние на жизнь средневековой китайского общества.

 Тема 6.  Народы и государства Азии и Америки в Средние века

10. Соотнесите название страны Востока и её описание

 

А) Китай

1. Страна расположенная на мелких и крупных горнист ах островах. Климат её тёплый, благоприятные для сельского хозяйства. Однако часто случаются землетрясения, извержение вулкана, наводнение, горные обвалы, ураганы.

Б) Индия

2. Равнинная степная страна, население которой в основном занималась кочевым скотоводством.

В) Япония

3. Страна расположена на полуострове. На севере возвышаются горы, с которых берут начало две великие реки. Запада и востока страна омывается морем. Значительная её часть покрыта джунглями

Г) Монголия

4. В этой обширной стране есть густые леса, высокие горы. Её население было сосредоточено в долинах двух великих рек, почвы которых отличались плодородием

 

А

Б

В

Г

4

3

1

2

11. Отметьте место расположения памятников архитектуры буквами: «а»- Китай, «б»- Индию, «в»- государство ацтеков

 Тема 6.  Народы и государства Азии и Америки в Средние века
 Тема 6.  Народы и государства Азии и Америки в Средние века
 Тема 6.  Народы и государства Азии и Америки в Средние века

12. Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки

2) изготовление орудий труда из камня и бронзы

3) отсутствие тягловых животных

6) развитие астрономических и математических знаниц

7) вера во множество богов

10) сооружение многочисленных каменных храмов и дворцов

11) религиозные обряды с человеческими жертвоприношениями

13. Отметьте черты цивилизации буквами: «а»-ацтеков, «б»- майя, «в»- инков

 

1. Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин.

Б

2. Сочетание кровавых жертвоприношений с высоким уровнем культуры.

А

3. Создание единого государства со столицей в городе Куска.

В

4. Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей.

В

5. Существование ряда независимых городов – государств, отсутствие единого государства.

Б

6. Главой города – государство являлся наследственный правитель.

Б

7. Большую роль в сельском хозяйстве играла крестьянская община

В

8. Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтили и бога земледелия Тлалока.

А

9. Правитель государства командовал войском, был верховным судьей и главным жрецом, должность эта была выбранной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей.

А

10. Успехи в развитии астрономии, математике, умение предсказывать затмение, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль»

Б

11. Во главе государства стоял наследный правитель, считавшийся прямым потоком бога солнца, он обладал неограниченной власти над своими подданными являлся владельцем всей земле в государстве.

В

12. Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческим жертвоприношениями, то Вселенная постигнет катастрофа.

А

13. Страна делится на провинции во главе с наместниками, назначенными верховным правителем, каждая из провинции состояла из нескольких областей, области – из районов.

В

14. Для передачи сообщение использовались узелки, завязанные на шнурах различного цвета.

В

 

14. Соотнесите термины и определения

 

Термины

Определения

А) единственный инка

1. княжеский титул в Индии

Б) каста

2. государство, основанное в XIII веке на севере индии мусульманами

В) раджа

3. титул верховного правителя у майя

Г) Делийский султанат

4. царский титул в Индии

Д) настоящий человек

5. титул верховного правителя у инков

Е) махараджа

6. замкнутая группа людей, занимающих определённое положение в обществе и объединенных определённым занятием

Ж) курултай

7. сословие в Индии

З) варна

8. титул верховного правителя у ацтеков

И) владыка всех людей

9. титул военного правителя в Японии

К) сёгун

10. собрание монгольской знати

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

5

7

1

2

3

4

10

6

8

9

1. Соотнесите события и даты

 

События

Даты

А) битва на Косовом поле

1. 486 год

Б) образование империи Карла Великого

2. 732 год

В) битва при Пуатье

3. 681 год

Г) падение Константинополя

4. 718 год

Д) подчинение франкам Северной Галлии

5. 800 год

Е) подписание Первого Болгарского царства

6. 962 год

Ж) возникновение Первого Болгарского царства

7. 1096 год

З) начало Реконкисты

8. 1215 год

И) образование Священной Римской империи

9. 1389 год

К) начало Крестовых походов

10. 1453 год

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

9

5

2

10

1

8

3

4

6

7

 

2. Прочитайте текст и заполните пропуски

После ухода римлян в Британию хлынули германские племена англов, саксов и ютов. Бритые пытались дать им отпор, имя одного из их вождей сохранилось в народной памяти. Легенды о короле Артуре, его рыцарях, волшебнике Мэрлине рассказывали в Европе многие века. Несмотря на сопротивление, германцы захватили почти всю Британию, кроме северных и западных районов страны. На захваченной территории ими было образовано семь государств. Постепенно племена пришельцев слились в один народ англосаксов, общим языком которого стал язык племени английский. А само государство стало называться Англия.

3. Соотнесите термины и определения

 

Термины

Определения

А) миниатюра

1. объединение ремесленников одной профессии

Б) самурай

2. глава церкви в Византийской империи

В) олигархия

3. изображение из цветного стекла, помещённое в окно

Г) цех

4. иллюстрация в рукописной книге

Д) патриарх

5. представитель военного сословия в Японии

Е) витраж

6. материал для письма в Средние века

Ж) римский папа

7. правитель мусульманского государства, духовный и светский владыка

З) натуральное хозяйство

8. борьба христианского населения Пиренейского полуострова за освобождение от мусульман

И) халиф

9. группа людей, имеющих определённые права и обязанности, передаваемые по наследству

К) Реконкиста

10. хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления

Л) пергамент

11. власть узкой группы знатных людей

М) сословие

12. глава католической церкви

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

4

5

11

1

2

3

12

10

7

8

6

9

 

4. Соотнесите имена исторических деятелей и факты их биографии

Имена исторических деятелей

Факты биографии

А) Теодорих Великий

1. Он мечтал стать единственным правителем французских племён. С этой целью он приказал истребить стих военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками.

Б) Карл великий

2. Он поведал о том, что светает земля захвачена мусульманами, оскорбляющими христианские святыни, из рук разрушающими церкви и убивающими христиан. Он призвал освободить святую землю, обещаю обещая участникам похода немедленно отпущения всех грехов и вечное спасение.

В) Хлодвиг

3. При его дворе жили и работали многие учёные, да и сам он был образованным для своего времени человеком: говорил на латыни и греческом, учился риторики, философии. Пытался он также писать и с этой целью держал под подушкой дощечку для письма, но рука его, привычное боли к мячу, чем к перу, так и не научилась выводить буквы.

Г) Юстиниан I

4. Это был осторожный и умный правитель, стремившийся поддерживать доброе отношение с другими варварскими королями. Внутри своего государства "король готов и италиков "пытался примирить остготов и римлян, но сделать ему это так и не удалось.

Д) Урбан II

5. Он совершил два похода в Италию, раздираемую междоусобными войнами. В 962 году в соборе Святого Петра время папа карнавал его императорской короны. Так на территории Германии и Северной Италии была создана Священная Римская империя.

Е) Данте Алигьери

6. Его войско состояла из потомков тех нормальных, которые когда-то штурмовали французские города. После битвы при Гастингсе он стал английским королём, а его приближенные поделили между собой почти всей земли Англии.

Ж) Оттон I

7. В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Он присоединил к своим владением Италию, Северную Африку, часть Пиренейского полуострова. Казалось, при нём возродилась прежняя Римская империя

З) Вильгельм Завоеватель

8. Главной героиней его произведения была Беатриче, которой он посвятил прекрасные стихи. Но основным произведением его стало "Божественная комедия ". Сам автор назвал её просто "Комедия ", как тогда именовали любое литературное произведение с плохим началом и хорошим концом. "Божественной "же её назвали читатели в знак восхищения.

И) Кирилл и Мефодий

9. Он ухаживал за больными, помогал слабым. Он доброте его ходили легенды. Он стал основателем одного из монашеских орденов.

К) Франциск Ассизский

10. В правление этого германского императора обострилась борьба между императорской власти и попами. Он был отлучен папой от церкви и объявлен лишенным королевства. Императору пришлось просить папу о мире. Перейдя через Альпы, император добрался до замка Каносса в Италии, где униженно просил папу о прощении.

Л) Генрих IV

11. Один из них составил славянскую азбуку, названную его именем. Вместе с братом он перевёл на славянский язык Библию, сделал доступной её для славян. Братья обращали славян в христианскую веру и обучали их грамоте. Азбука, созданная Солунскийми братьями, до сих пор используется в России, Болгарии и Сербии, а оба они почитаются как святые.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

4

3

1

7

2

8

5

6

11

9

10


 

5. Расположите события в хронологическом порядке

А) захват Константинополя турками-османами

Б) принятие болгарами христианства

В) начало Крестовых походов

Г) падение Западной Римской империи

Д) крещение франков

Е) образование Священной Римской империи

Ж) окончание Реконкисты

З) возникновение империи «Сынов солнца»

И) начало Столетней войны

К) изгнание монголов из Китая, начало правления династии Мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

Д

Б

Е

В

А

И

К

З

Ж



Вариант решебника в картинках
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Поделись с друзьями: