ГДЗ по биологии 6 класс рабочая тетрадь Сонин с пчелой ответы


Описание решебника

Тетради являются составной частью учебно-методического комплекса. Они предназначены как для самостоятельной работы учащихся дома, так и для работы в классе. ГДЗ ответы на вопросы по биологии 6 класс рабочая тетрадь Сонин с пчелой ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

1 Строение живых организмов

Задание 1. Напишите, чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы.

Живые организмы состоят из клеток, дышат, двигаются, питаются, размножаются, раздражаются, осуществляют обмен веществ и др.

Задание 2. Заполните схему примерами.

 1. Чем живое отличается от неживого

Задание 3. Что общего в строении всех живых организмов?

Все живые организмы состоят из клеток.  

Задание 4. Заполните схему

 1. Чем живое отличается от неживого

Задание 5. Рассмотрите рисунки. Подпишите признаки живого, обозначенные цифрами.

 1. Чем живое отличается от неживого
  1. Движение  

  2. Питание  

  3. Рост и развитие  

  4. Раздражимость  

  5. Размножение  

Задание 6. Охарактеризуйте признаки живого, представленные на рисунках в задании 5.

  1. Живые организмы движутся, чтобы найти пищу (животные) или быть ближе к солнцу (растения).  

  2. С помощью питания организмы получают необходимые вещества для высвобождения энергии, необходимой для всех процессов организма.  

  3. Рост и развитие происходит за счет энергии. Взрослея и развиваясь новорожденный организм превращается во взрослую особь.  

  4. Раздражимость – реакция организма на воздействие внешней среды.  

Задание 7. Дайте определение.

Обмен веществ – это процесс при котором питательные вещества расщепляются выделяя энергию, необходимую для роста развития и нормального функционирования организма.  

Задание 8. Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить. В природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.  

Задание 9. Подумайте и объясните, почему о принадлежности объекта к живой или неживой природе нельзя судить только по одному признаку. Приведите примеры.

Потому что некоторые неживые объекты и явления могут обладать каким-либо признаком живой природы. Например огонь может «поглощать» кислород и выделять углекислый газ (а это признаки живого), сосульки могут «расти» (тоже признак живого). Но только живой организм обладает в совокупности всеми признаками живого.

Задание 10. Заполните схему.

 2. Химический состав клетки


 

Задание 11. Каких химических элементов больше всего в живом организме ?

Неорганических

Задание 12. Что указывает на единство живой и неживой природы?

Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы. Вместе с тем нет ни одного химического элемента, содержащегося в живых организмах, который не был бы найден в телах неживой природы. Это указывает на общность живой и неживой природы!

Задание 13. Заполните таблицу «Органические вещества клетки».

 2. Химический состав клетки

Задание 14. Какую роль играет вода в клетке ?

Прежде всего она определяет физические свойства клетки, ее объем, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в одной среде, так как вода – хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях. Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму.

Задание 15. Дополните предложения.

Нуклеиновые кислоты ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству. Они входят в состав хромосом, расположенных в ядре.

Задание 16. Дайте определения.

Клетка – это единица строения всего живого.

Органоид – это часть клетки, выполняющая определенную функцию.

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы.

Минеральные соли, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты, хромосомы, белки, гемоглобин.

Задание 18. Верно ли утверждение «Ядро – обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте.

Нет. У бактерии ядро отсутствует.

Задание 19. Заполните таблицу «строение клетки».

 3. Строение растительной и животной клеток
 3. Строение растительной и животной клеток
Задание 20. Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами.

 3. Строение растительной и животной клеток
  1. Хлоропласт

  2. Клеточная стенка

  3. Мембрана

  4. Митохондрии

  5. Вакуоль

  6. Аппарат Гольджи

  7. ЭПС

  8. Ядро


 

Задание 21. Сравните строение растительной и животной клеток. Заполните таблицу.

 3. Строение растительной и животной клеток

 

Задание 22. Выполните задание.

  1. Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы:

а) ядро;

б) ядрышко;

в) хлоропласты;

г) рибосомы;

д) митохондрии;

е) вакуоли.

  1. Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре.

а) пластиды;

б) ядрышко;

в) лизосомы.

 

Задание 23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды.

 3. Строение растительной и животной клеток

Задание 24. Дополните предложения

Внутренней средой клетки являются цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она связывает органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы жизнедеятельности. Оболочка служит внешним каркасом клетки, предает ей определенную форму и размер, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.

Важнейшая часть клетки- ядро. В нем хранится генетическая информация о данной клетке и об организме в целом.

Задание 25. Нарисуйте схему «Клетка - город», сравнив органоиды с городскими структурами или предприятиями.

 3. Строение растительной и животной клеток
  1. Положите лист элодеи в каплю воды на предметном стекле.

  2. Расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.

  1. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив x20, окуляр x15).

  2. Зарисуйте группу клеток.

 Лабораторная работа «Строение растительной клетки»
  1. Зарисуйте одну клетку листа элодеи. Подпишите ее части.

 Лабораторная работа «Строение растительной клетки»
  1. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при увеличении в 300 раз.

  1. Зарисуйте группы клеток животной ткани.

 Лабораторная работа «Строение животной клетки»
  1. Зарисуйте одну клетку. Подпишите ее части.

 Лабораторная работа «Строение животной клетки»
  1. Сравните эту клетку с клеткой листа элодеи. В чем их сходство и различие?

Клетки бесформенные, нет хлоропластов, вакуоли, клеточной стенки.

Задание 26. Дайте определение.

Деление – это процесс образования из одной клетки двух и более.

Задание 27. Рассмотрите рисунок фаз митоза. Определите, в какой последовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.

  4. Деление клетки

Задание 28. Напишите, в чем заключается сущность митоза. Каково биологическое значение ?

 

В результате митоза клетка делится пополам, сохраняя диплоидный набор хромосом. Таким образом, дочерний организм очень похож на материнский.

Задание 29. В чем заключается сущность мейоза.

При мейозе клетка делится на 4 клетки которые имеют гаплоидный набор хромосом.

Задание 30. Рассмотрите рисунок. Пронумеруйте фазы мейоза в соответствии с их правильной последовательностью.

  4. Деление клетки

Задание 31. Дайте определение.

 

Ткань - это группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.

 

Задание 32. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тканях животных оно особенно развито?

 

Соединение клеток между собой. Развита соединительной ткани и крови.

 

Задание 33. Рассмотрите рисунки. Назовите типы тканей, обозначенные цифрами и дайте им характеристику.

 5. Ткани растений и животных
  1. Покровная ткань: защищает растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений.

Покровные ткани осуществляют дыхание и регулируют испарение влаги.

  1. Образовательная ткань: Деление ее клеток обеспечивает рост растения.


 

  1. Нервная ткань: Образует нервную систему животного

  2. Эпителиальная ткань: защита организма, формирование желез.

Задание 34. Дополните предложения.

Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основные свойства возбудимость и сократимость. Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения.

Задание 35. Дайте определение.

Орган- это обособленная часть теля, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции.

Задание 36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1. цветок

2. стебель

3. плод

4. лист

5. корень

Задание 37. Заполните таблицу «Органы цветкового растения».

 6. Органы цветковых растений

Задание 38. Выполните задания.

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют стержневой.

2) Нарисуйте схему этой системы.

 6. Органы цветковых растений

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют мочковатой.

4) Нарисуйте схему этой системы.

 6. Органы цветковых растений

Задание 39 Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система – двудольных (горох, дуб, абрикос).

б) мочковатая корневая система – -----------------

Задание 40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1.--------------------

2.--------------------

3.--------------------

Задание 41. Заполните таблицу «особенности строения корня растения».

 6. Органы цветковых растений

Задание 42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, 
изображённые на рисунке. Заполните таблицу.

 6. Органы цветковых растений

Задание 43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1. Лист

2. Стебель

3. Узел

4. Междоузлие

Задание 44. Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1. Середина

2. Древесина

3. Камбий

4. Кора

5. Пробка

Задание 45. Заполните таблицу «Строение стебля».

 6. Органы цветковых растений

Задание 46. Дайте определение.

Почка – это зачаточный побег.

Задание 47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части.

 6. Органы цветковых растений
Задание 48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке?

 6. Органы цветковых растений

Простой.

Подпишите части листа, обозначенные

1.черешок

2. лист

Задание 49. Рассмотрите рисунок. Каким цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.

 6. Органы цветковых растений

Простые листья 1,2,4,6,7,8

Сложные листья 3,5,9,10

 

Задание 50. Дополните предложения.

В листе происходят сложные процессы дыхания образования питательных веществ и испарение воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса защиту, усики гороха - опору.

Задание 51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части.

 6. Органы цветковых растений

Задание 52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1. Рыльце

2. Столбик

3. Завязь

4. Цветоножка

5. Цветолистик

6. Лепесток

7. Тычиночная нить

8. Пыльни

9. Тычинка

Задание 53. Рассмотрите рисунки цветков найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики, (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки – зеленым, венчики – желтым и т.д.).

 6. Органы цветковых растений

Задание 54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков.

 6. Органы цветковых растений

Задание 55. Дайте определение.

Соцветие – это группа соцветий.

Задание 56. В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. Это повышает вероятность опыления насекомыми.

Задание 57. Заполните таблицу «Типы соцветий».

 6. Органы цветковых растений

Задание 58. Заполните схему «Классификация плодов».  6. Органы цветковых растений

Задание 59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами.

 6. Органы цветковых растений

1. - Почечка

2. - Стебелек

3. – Корешок

4. – Семядоли

5. – Эндосперм

Задание 60. Напишите какие растения относят к однодольным, а какие – к двудольным.

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук.

Двудольные: капуста, горох, одуванчик.

Задание 61. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений».  6. Органы цветковых растений

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

 Лабораторная работа «Строение семян»

2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Каково ее значение для семени?

Семенная кожура защищает семя и зародыш от неблагоприятных условий для развития

3. Рассмотрите строения зародыша. Сделайте рисунок семени подпишите его основные части.

 Лабораторная работа «Строение семян»

4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

 Лабораторная работа «Строение семян»

5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть с помощью лупы, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы», подпишите его основные части.

 Лабораторная работа «Строение семян»

7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу.

 Лабораторная работа «Строение семян»

Задание 62. Дайте определение.

Система органов – это связанные между собой органы, объединенные общей работой.

Задание 63. Заполните таблицу. «Системы органов животных».

  7. Органы и системы органов животных

 

Задание 64. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами.

  7. Органы и системы органов животных

1. Глотка

2. Пищевод

3. Зоб

4. Желудок

5. Кишечник

Задание 65. Как происходит кровообращение у рыб?

У рыб замкнутый круг кровообращения. Из легких кровь забирает кислород и разносит ко всем органам, забирая углекислый газ.

Задание 66. Рассмотрите рисунки. Подпишите название органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?    7. Органы и системы органов животных

1. Легкие: Наземные животные и водные млекопитающие.

2.Трахеи: Насекомые.

3.Жабры: Рыбы.

Задание 67. Каково значение выделения? Какие органы у животных осуществляют эту функцию?

Очищение организма от вредных веществ (продуктов обмена). У животных эту функцию выполняют прежде всего почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Задание 68. Что такое гормоны и где они образуются?

Гормоны – биологически активные вещества (секрет), образующиеся в железах.

Задание 69. Каково значение нервной системы? Напишите названия типов нервных систем, изображенных на рисунке.

  7. Органы и системы органов животных

Гидра – Сетчатая

Планария – Узловая

Задание 70. К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?

Половой. Они образуют половые клетки.

Задание 71. Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки.

Нервная клетка> нервная ткань> мозг > нервная система>организм

Задание 72. Рассмотрите рисунок. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите свое отношение к фактам, изображенным на рисунках. Приведите примеры из окружающей вас среды, доказывающие, что все части растения взаимосвязаны.

  8. Организм как единое целое

Это паразиты. Они используют органические вещества растения. При этом ничего не отдавая в замен. В результате, растение испытывает недостаток органических веществ и гибнет. Не важно, на какой части растения поселился паразит: корень, стебель, листья… Все части взаимосвязаны и при поражении одной погибнут другие, т.к. проводящая система растения едина для всех.

Тренировочные задания

Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Ядра не имеют клетки

4) бактерии

А2. Клеточное строение имеют
4) все живые организмы

А3. Нуклеиновые кислоты участвуют в

4) хранении и передаче наследственной информации

А4. Синтез белков происходит в

1) рибосомах

А5. Цитоплазма клетки

1) осуществляет связь между частями клетки

А6. В результате митоза образуется

2) 2 клетки

А7. В результате мейоза образуются

1) четыре клетки с одинарным набором хромосом

А8. Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ называют
4) проводящей

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В1. Установите соответствие между организмами и типами их тканей.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМЫ
А) эпителиальная 1) животные 
Б) мышечная 2) растения 
В) механическая
Г) нервная 
Д) проводящая 
Е) соединительная

 Задания уровня B

В2 Установите соответствие между организмами и органами их дыхания.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ОРГАНИЗМЫ
А) жабы 1) животные 
Б) чечевички 2) растения
В) легкие 
Г) трахеи 
Д) устьица

 Задания уровня B

В3. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего.

А) ткань Г) орган
Б) клетка Д) организм
В) система органов

 Задания уровня B

2 Жизнедеятельность организмов

Задание 73. Дайте определения.

Питание – это процесс получения питательных веществ из окружающей среды.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в растении при участии воды, минеральных веществ, углекислого газа и солнечного света.

Пищеварение – это процесс переваривания и всасывания пищи.

Задание 74. Дополните предложение.

При минеральном питании растения с помощью корня поглощают воды и содержащиеся в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям поступают в листья.

Задание 75. Пользуясь рисунком, опишите, как происходит процесс фотосинтеза.

 9. Питание и пищеварение

Растение на свету, поглощая углекислый газ и при помощи воды синтезирует из неорганических веществ органические, при этом выделяя кислород.

Задание 76. Как питаются растения?

У растений два типа питания. Подземное (минеральное) питание и воздушное питание (фотосинтез).

Задание 77. Заполните схему «Типы питания животных».

 9. Питание и пищеварение

Задание 78. Дайте определение.
Ферменты – это биологически активные вещества, ускоряющие реакции в живых организмах.

Задание 79. Каково значение пищеварительной системы? Переваривание пищи, поступающей в пищевод позволяет живым организмам в последствии извлекать из нее энергию, необходимую для всех процессов жизнедеятельности.

Задание 80. Рассмотрите рисунки. Закрасьте зеленым карандашом и подпишите отделы пищеварительной системы рыбы, лягушки и собаки.

 9. Питание и пищеварение

Задание 81. Заполните таблицу «Приспособления для питания животных»

 9. Питание и пищеварение

Задание 82. Дайте определение.

Дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой.

Задание 83. Каково значение органов дыхания?

Для поддерживания жизни необходимо достаточное количество кислорода.

Задание 84. Дополните предложение.

Кислород участвует в химических процессах окисления сложных органических веществ, в результате которых выделятся, энергия, необходимая для поддержания всех процессов в организме.

Задание 85. Заполните таблицу «Органы дыхания животных».

 10. Дыхание

Задание 86. Как дышат растения?
 

У цветковых растений – это устьица и черевички. Устьица обычно располагается на нижней стороне листа. Периодически то открываясь, то закрываясь они регулируют поступление воздуха в листья. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки чечевички.

Задание 87. Закрасьте синим карандашом и подпишите органы дыхания животных, изображенных на рисунках.   10. Дыхание

Задание 88. Как осуществляется жаберное дыхание?

У рыб внутренние жабры. Заглатывая ртом воду и проталкивая ее через жаберные щели, рыба создает в них постоянный ток воды. Жабры пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из омывающей жабры воды в кровь поступает кислород, а из крови в воду углекислый газ.

Задание 89. Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных организмов?

Благодаря транспорту веществ все минеральные вещества и различные белки, углеводы, жиры доходят до своего «пункта назначения» и начинает бурно синтезировать с другими молекулами.

Задание 90. Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите названия веществ, стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются по растению.

 11. Транспорт веществ в организме

Задание 91. Напишите какие вещества передвигаются:

а) по сосудам древесины: минеральные вещества

б) по ситовидным трубкам луба: органические вещества

Задание 92. Что такое кровь? Каковы её функции в организме?

Соединительная ткань. Благодаря белкам, содержащимся в крови, она выполняет множество функций, в том числе транспортную и защитную.

Задание 93. Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Чем они отличаются?

В замкнутой к.с. кровь движется по кругу, а в незамкнутой кровеносные сосуды открываются в полость тела.

Задание 94. Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносной системы. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы?

 11. Транспорт веществ в организме

Задание 95. Дополните предложения.

Красные клетки крови содержат пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки убивают попавшие в организм вредоносные микроорганизмы.

Задание 96. Дайте определения.

Артерия – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная кислородом, к органам.
Вена – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная углекислым газом, от органов.
Капилляр – это мельчайший сосуд, пронизывающий все тело животного.

Задание 97. Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберите из списка животных, которым принадлежат изображенные сердца, и впишите их в соответствующие строки.

 11. Транспорт веществ в организме

Животные: лев, медведь, треска, воробей, карп, белуга, синий кит, окунь, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру.

1. Предсердия

2. Желудочки

I. треска, карп, белуга, окунь.

II. лев, медведь, воробей, синий кит, дельфин, бегемот, собака, утка, кенгуру.

1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы, предварительно простоявшего 18-20 часов в растворе чернил.

2. С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.

 Лабораторная работа «Передвижение воды»

3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.

4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель?

 Лабораторная работа «Передвижение воды»

Задание 98. Напишите, в чем заключается значение процессов выделения у живых организмов.

Благодаря им живые существа выделяют из организма вредные продукты распада.

Задание 99. Перечислите продукты выделения организма.

Углекислый газ, неперевариваемые частички пищи, вода (или ее пары), кислород (у растений).

Задание 100. Заполните таблицу «Органы выделения животных».

 12. Выделение

Задание 101. Рассмотрите рисунки. Какие животные изображены на рисунках и обозначены цифрами? Какие органы выделения они имеют? Дайте краткую характеристику этих органов.

 12. Выделение

1. Лягушка. Органы выделения: Почки. Кровь, проходящая через почки, отдает ядовитые продукты обмена. По мочеточникам они поступают в мочевой пузырь, откуда выводятся из организма.

2. Инфузория туфелька. Органы выделения: Сократительная вакуоль. Это небольшой пузырек, который сокращаясь, выводит из организма продукты обмена.

3. Дождевой червь. Орган выделения: нефридии.

Задание 102. Объясните причину листопад. Опишите этот процесс.

Листопад – это естественное отделение листьев от стебля. В листьях накапливаются ненужные и даже вредные вещества. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев. А нужные вещества оттекают в другие органы, где используются или накапливаются в запасающих тканях. Перед листопадом листья теряют зеленый цвет, так как хлорофилл разрушается, и становится видны другие красящие вещества – пигменты желтого, красного и оранжевого цвета. Вот почему осенью деревья и кустарники багряно-золотые.

Задание 103. Какие цвета имеют опавшие листья? Чем это объясняется?

Желтый. Пигмент хлорофилл не получает минеральные вещества и разрушается.

Задание 104. Дайте определение.

Обмен веществ – это получение организмом из внешней среды нужных веществ и удаление из организма во внешнюю среду ненужных.

Задание 105. Каково значение веществ для живого организма?

Без него невозможен рост и обновление клеток любого организма.

Задание 106. Какие процессы происходят в хлоропластах и митохондриях клетки?

В хлоропластах – синтез органических веществ из неорганических на свету, при использовании воды и углекислого газа. Побочный продукт – кислород.

В митохондриях происходит распад органических веществ и синтез энергии.

Задание 107. Заполните схему «обмен веществ у животных».   13. Обмен веществ и энергии

Задание 108. Заполните схему «Обмен веществ у растений».

 13. Обмен веществ и энергии

Задание 109. Дайте определение.

Теплокровные животные – это животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды.

Холоднокровные животные – это животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды.

Задание 110. Приведите примеры животных, которые относятся к этим группам.

Теплокровные: лев, человек, волк.

Холоднокровные: окунь, лягушка, черепаха.

Задание 111. Напишите, каково значение скелета какие бывают типы скелетов?

Опора и защита. Скелет бывает внутренний и внешний.

Задание 112. Заполните таблицу «Опорные системы животных».   14. Скелет опора организма

Задание 113. Дополните предложения.

К скелету крепятся мышцы. При их сокращении части скелета приводятся в движение.

У позвоночных скелет состоит из трех отделов скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей.

 

Задание 114. Рассмотрите рисунки. Какие типы скелета имеет каждое из изображенных животных? Впишите числа в соответствующие строки.

 14. Скелет опора организма

Наружный скелет: 4,6,7.

Внутренний скелет: 1,2,3,5.

Задание 115. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами.

 14. Скелет опора организма

1. Скелет головы

2. Скелет туловища

3. Скелет конечностей

Задание 116. Чем движения растений отличаются от движений животных? С чем это связано? Приведите примеры движения растений. Придумайте и проведите опыт, демонстрирующий движение растений.

У них перемещается на весь организм, а отдельные его части. Это связанно с тем, что они ведут прикрепленный к почве образ жизни. К примеру, на ночь многие цветковые растения закрывают свои бутоны, а у тропических мимоз от сотрясений листочки сложного листа складываются.

Задание 117. Опишите способы передвижения одноклеточных организмов.

С помощью жгутиков, ложноножек и ресничек.

Задание 118. Рассмотрите рисунки. Какие способы движения имеют изображенные животные?  15. Движение

1. Копытный

2. Ходильный

3. Летающий

4. пальце ходящий

5. Плавающий

6. Ползущий

7. пальце ходящий

Задание 119. Рассмотрите рисунки в задании 118. Объясните взаимосвязь между строением конечностей животных и способностью передвижения.

В зависимости от того, какого типа конечность у животного (как именно построен ее скелет), Способы передвижения различны. К примеру, у пальце ходящих передние (как и задние) конечности разделены на 4 пальца, а у птиц передние кисти состоят из одной кости, когда как у копытных конечности заканчиваются большой копытообразной костью

Задание 120. Заполните таблицу «Движение животных».

15. Движение

 

Задание 121. Известно, сто многие растения открывают и закрывают свои цветы в одно и то же время. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, разработайте проект «Цветочные часы».

Задание 122. Дайте определение.

Раздражимость – это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды.

Задание 123. Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма?

Нервная и эндокринная.

Задание 124. Дайте определения и приведите примеры.

Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражимость, проходящая с участием нервной системы.

Примеры: дыхание, пищеварение.

Инстинкт – это возрожденный комплекс видовых определенных реакций на раздражение окружающей среды.

Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения

Задание 125. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите части нервных систем (где это возможно).

 16. Координация и регуляция

Задание 126. Охарактеризуйте особенности строения нервной системы позвоночных.

Нервная система хордовых состоит из 2 отделов Головной мозг и Спинной мозг. Головной мозг регулирует все сознательные операции которые поддаются нашему влиянию (которые мы можем регулировать), например, Движения, речь, положение тела в пространстве и т.д. Спиной мозг регулирует все процессы, проходящие в организме без вмешательства человека (их регулировать мы не можем), например, поддерживание постоянной температуры тела и циркуляцию (движение) крови по сосудам.

Задание 127. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки).

 16. Координация и регуляция

Задание 128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами земноводными и пресмыкающимися.

Нервной.

Задание 129. Рассмотрите рисунок. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами.

 16. Координация и регуляция

1. Большие полушария

2. Мозжечок

3. Средний мозг

Задание 130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной?

Нервная система получает импульсы и выдает ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.

Задание 131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений животных в чем их сходство и различия?

У обоих присутствует гуморальная регуляция, а вот нервная только у животных.

Задание 132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?

Ростовые вещества – это органические соединения, способствующие активизации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.

Задание 133. Дайте определения.

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.

Бесполое размножение – это процесс воспроизведения себе подобных без участия половых клеток.

Задание 134. Заполните «Бесполое размножение»

 17. Бесполое размножение

Задание 135. Напишите, что такое спора. Чем отличается от семени? Какие растения размножаются спорами?

Особый тип клетки с толстой оболочкой. Спорами размножаются высшие споровые растения (мхи, лишайники, папоротники, плауны) и шляпочные грибы

Задание 136. Какое размножение изображено на рисунках? какие части растения принимают участие в таком размножении? приходилось ли вам самостоятельно размножать комнатные и садовые растения? Расскажите об этом (устно)

 17. Бесполое размножение

Вегетативное. Участия в вегетативном размножении на первом изображении принимает лист, на втором ползучие побеги, на третьем отводки черенков.

1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить (например, узумбарскую фиалку).

2. Осторожно срежьте лист с черешком.

3. поместите его в стакан с водой (отстоянная, комнатной температуры), так чтобы только черешок был в воде.

4. Поставьте стакан с листом в тёплое и освещённое место.

5. Меняйте воду каждые 3-4 дня.

6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветной горшочек с почвой.

7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в тёплое место с рассеянным светом.

8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте с свой дневник.

 Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»
 Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

10. Используя дополнительную литературу, найдите сведения о растении и заполните таблицу.  Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

Задание 137.

Гамета – это половая клетка

Зигота – это оплодотворённая яйцеклетка

Семенник – это мужская парная половая железа

Яичник – это женская парная половая железа

Задание 138. Напишите, чем половое размножение отличается от бесполого. В чём его преимущество перед бесполым?

При половом размножении организм наследует признаки родительского организма.

Задание 139. Напишите названия клеток, обозначенных цифрами. Какой у них набор хромосом? Какую функцию они выполняют?   18. Половое размножение животных

  1. Яйцеклетка.

Набор хромосом: гаплоидный
функции: обеспечивает зародыш органическими веществами.

  1. сперматозоид.

Набор хромосом: гаплоидный. функции: доставка в яйцеклетку генетической информации.

Задание 140. Какие организмы называют обоеполыми, а какие – раздельнополыми? Приведите примеры таких организмов.

Обоеполые организмы имеют и мужские, и женские половые органы, а однополые – только один какой-либо.

Задание 141. Дайте определения.

Партеногенез – это процесс во время которого женские половые клетки развиваются без оплодотворения.

Оплодотворение – это процесс соединения женской и мужской половых клеток.

Задание 142. Какие типы оплодотворения существуют в природе? Приведите примеры животных с разными типами оплодотворения.

Половое (у многих животных и некоторых растений) и бесполое (у некоторых растений и животных, грибов)

Задание 143. Какие способы размножения хламидомонады изображены на рисунках? Напишите их названия.

 19. Половое размножение растений

Задание 144. Рассмотрите рисунок. Опишите размножение кукушкина льна.

 19. Половое размножение растений

На взрослом спорофите появляется коробочка, из которой потом ветром разносятся созревшие споры. Из споры развивается многоклеточная нить гаметофит.

Задание 145. Почему для размножения мхов и папоротников обязательно нужна вода?

Потому что спермии неподвижны и, чтобы они достигли женской половой клетки, их должна перенести вода.

Задание 146. Рассмотрите рисунок. Подпишите части пестика, обозначенные цифрами.

 19. Половое размножение растений

1. рыльце

2. столбик

3. завязь

4. яйцеклетки

5. центральная яйцеклетка

6. семязачаток

Задание 147. Опишите процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.

Происходят опыление. Одна простая клетка образует пыльцевую трубку, которая растет, продвигаясь к столбику и завязи, из другой клетки образуются два спермия. Когда пыльцевая трубка проникает внутрь зародышевого мешка, ядро трижды делится митозом, два гаплоидных ядра сливаются в центре, остальные яйцеклетки остаются возле пыльцевхода. Один из спермиев сливается с центральной яйцеклеткой, второй с яйцеклеткой у входа.

Задание 148. Дайте определение.

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Задание 149. Объясните, в чем заключается значение опыления.

Это необходимое условие для оплодотворение яйцеклетки.

Задание 150. Дайте определения.

Рост – это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к постоянному увеличению размеров организма.

Индивидуальное развитие – это преобразование организма от рождения до конца жизни.

Задание 151. Перечислите условия, необходимые для прорастания семян.

Определенная влажность и температура, а также кислород.

Задание 152. Опишите развитие цветкового растения.

1) прорастание семян. 2) появление листочков. 3) образование побегов. 4) это цветение растения. 5) образование плодов у растения. 6) Созревание семени растения.

Задание 153. Какие части растения обеспечивают его рост?

Стебель и корень.

Задание 154. Напишите названия стадий развития зародыша, обозначенных цифрами.

Зигота ->1. ->2. ->3. ->4.

1. дробление

2. бластула

3. гаструла

4. нейрула

Задание 155. Напишите названия стадий развития зародыша, обозначенных цифрами.

После оплодотворения из зиготы начинает формироваться зародыш. На первой стадии зигота делится на две клетки, они не распадаются, а также в свою очередь делятся. Клеток становится все больше и больше, но размеры их уменьшаются, потому что зародыш пока не растет.

Задание 156. Напишите, какая стадия развития зародыша изображена на рисунке. Опишите ее строение.

 21. Рост и развитие животных

Стадия: бластула. 
Затем из скопления клеток формируется шарообразный зародыш с полостью внутри. Стенка его состоит из одного слоя мелких, разных по размеру клеток – их может быть несколько сотен. Эта стадия получила название бластулы (от греческого «бластос» - зачаток).

Задание 157. Зарисуйте гаструлу опишите ее строение.

 21. Рост и развитие животных

Двухслойный зародыш.

Задание 158. Рассмотрите рисунок. Подпишите части нейрулы, обозначенные цифрами.

 21. Рост и развитие животных

1. нервная трубка

2. хорда

3. мезодерма

Задание 159. Рассмотрите рисунок. Охарактеризуйте тип развития животного, изображенного на рисунке назовите стадии развития, обозначенные цифрами.

 21. Рост и развитие животных

Развитие с метаморфозом (т.е. на ранних стадиях молодая особь не похожа на взрослую).

1. личинка

2. гусеница

3. куколка

4. имаго

Задание 160. Заполните схему.

 21. Рост и развитие животных

Тренировочные задания

А1. Питание – это процесс

1) получения организмом веществ и энергии

А2. Пищеварение – это процесс 
2) механической и химической переработки пищи

А3. При дыхании организм выделяет

2) углекислый газ

А4. Лист получает углекислый газ через

3) устьица

А5. Движение органических веществ у растений осуществляется по

3) ситовидным трубками

А6. Кровь движется от сердца по

3) артериям

А7. Выделение у позвоночных животных осуществляется черев

4) кожу, легкие и почки

А8. У дождевого червя выделение осуществляется через

3) нефридии

А9. К теплокровным животным относятся

4) млекопитающие

А10. Наружный скелет не имеют
2) рыбы

А11. Внутренний скелет имеет

2) кролик

А12. С помощью ресничек передвигаются

4) инфузория

А13. Основным органом движения рабы является(ются)

1) Хвостовой плавник

А14. Нервная система впервые появляется у

3) кишечнополостных

А15. У насекомых нервная система

3) представлена брюшной нервной цепочкой

А16. В бесполом размножении

1) участвует одна особь

А17. Почкованием размножается

3) гидра

А18. К животным-гермафродитам относится

3) дождевой червь

А19. Женская половая клетка – это

3) яйцеклетка

А20. Оплодотворение у покрытосеменных растений происходит

2) в зародышевом мешке

А21. Околоплодник (стенка плода) развивается из

3) стенки связки

А22. Прорастание семени начинается с

1) деления клеток зародыша

А23. Эндосперм – это

4) запасающая ткань семени

А24. Бластула состоит из

1) одного слоя клеток

А25. Непрямое развитие у

1) бабочки

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. К органам выделения животных относятся

3) нефридии

4) почка

6) выделительные канальца

В2. К теплокровным животным относятся

2) заяц

3) лев

6) волк

Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.

В3. Установите соответствие между органами первого и второго столбцов

ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

А) почка 1) выделительная

Б) сердце 2) кровеносная

В) мочеточник

Г) артерия

Д) Вена

Е) мочевой пузырь

 Задания уровня B

В4. Установите соответствие между органами первого и второго столбцов

ОРГАНИЗЫМЫ ТИПЫ СКЕЛЕТОВ

А) мидия 1) внутренний

Б) рыбы 2) наружный

В) краб

Г) жук

Д) лягушка

Е) голубь

 Задания уровня B

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В5. Установите последовательность этапов пищеварения у млекопитающих.

А) основные процессы переваривания пищи

Б) механическая обработка пищи

В) всасывание питательных веществ

 Задания уровня B

3 Организм и среда

Задание 161. Дайте определения.

Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм.

Экологические факторы – это компоненты среды, оказывающие воздействие на организм.

Задание 162. Заполните схему «Экологические факторы»

 22. Среда обитания. Экологические факторы

Задание 163. Каково значение для живых организмов?

Зеленые растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном счете, как вы уже знаете, используют все остальные живые организмы. Именно от света зависит, и сезонная периодичность в поведении растений и животных.

Задание 164. Как влажность влияет на живые организмы?

Вода также играет важную роль в жизни растений и животных. Ее недостаток приводит к приостановке жизненных. Ее недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организма. Поэтому животные и растения имеет самые разные приспособления к добыванию воды и ее экономному использованию.

Задание 165. Как растения и животные, обозначенные цифрами, приспособлены к условиям внешней среды?

 22. Среда обитания. Экологические факторы

1. колючки (меньше испарение воды в засушливую погоду)

2. плотный шерстяной покров (чтобы не мерзнуть)

3. гроб из жировой ткани, в котором запасается вода и питательные вещества.

Задание 166. Приведите примеры влияния деятельности человека на живые организмы в нашей местности.

Загрязнение окружающей среды, браконьерство, вырубка лесов.

Задание 167. Используя дополнительную литературу и ресурсы интернета, приведите примеры влияния живых организмов друг на друга.

Есть несколько типов взаимоотношений между животными: симбиоз (взаимовыгодное существование), конкуренция (борьба за пищу организмов одного вида или организмов с одинаковым источником пищи), хищничество, паразитизм.

Задание 168. Рассмотрите рисунки. Подпишите экологические факторы, обозначенные цифрами.

 22. Среда обитания. Экологические факторы

1. Вырубка лесов

2. Распашка земель

3. Дождь

4. Лавина

Задание 169. Дайте определения.

Производители – это организмы, производящие органические вещества

Потребители – это организмы, потребляющие органические вещества

Разрушители – это организмы, поедающие органические остатки

Задание 170. Рассмотрите рисунки. Составьте изображенных растений и животных, обозначенных цифрами, возможные цепи питания. Какими цифрами обозначены производители? Впишите цифры в соответствующие строки.

 23. Природные сообщества

Производители: 1,6,9

Потребители: 3,4,5,2,7,8,10,11

Тренировочные задания

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Экология – это наука о

2) взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой

А2. Фактором неживой природы является

2) температура

А3. Антропогенным фактором является

3) вырубка лесов

А4. Взаимоотношения можно считать взаимовыгодными между березой и

3) подберезовиками

А5. В одном природном сообществе с белкой можно встретить

4) ласточку

А6. Производителем является

1) липа

А7. Разрушителями в природном сообществе являются

4) грибы и бактерии

А8. Крыса является

2) потребителем

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Потребителями являются

1) олень

3) медведь

4) белка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между группами и организмами.

ОРГАНИЗМЫ ГРУППЫ
А) бактерия 1) разрушители

Б) лягушка 2) потребители

В) гриб

Г) заяц

Д) жук-могильщик

Е) волк

 Задания уровня B

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В3. Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

А) лиса

Б) дождевой червь

В) землеройка

Г) листовый опад

 Задания уровня B


Вариант решебника в картинках
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 95 96
Поделись с друзьями: