ГДЗ по биологии 5-6 класс Сухорукова тетрадь тренажер ответы

Описание решебника

Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекса "Биология. Живой организм" для 5 - 6 классов линии "Сферы". ГДЗ ответы на вопросы тетрадь тренажер по биологии Сухоруков ФГОС. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

ВВЕДЕНИЕ

1. Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой изучает:

4.экология

2. Крупнейшим биологом Древней Греции, который написал труд «История животных», был:

1. Аристотель

3. Наука о грибах – это:

2. микология

4. Труд «Исследования о растениях» написал:

3. Теофраст

5. Оболочку нашей планеты, охваченную жизнью, называют:

4. биосфера

6. Связь между Землей и космосом осуществляют:

4. растения

7. Большую часть нашей планеты занимает:

2. воздушная оболочка – атмосфера

8. Если на какой-либо исследуемой планете обнаружена жидкая вода, то это говорит о том, что на этой планете:

2. сформирована почва

9. Наиболее разнообразно живые организмы представлены:

2. в атмосфере

10. Условие, которое НЕ является обязательным для жизни организмов:

4. наличие магнитного поля

1. Прочитайте фрагменты текста и укажите, какие биологические науки установили приведенные факты:

Тропическая птичка колибри - самая маленькая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 сантиметров. У некоторых видов колибри узкий и острый клюв нередко превосходит длину тела. Таки клювом птицы легко добывают нектар из цветков.

Наука - Зоология

Для роста и развития кораллам требуются благоприятные условия. Они обитают в воде с достаточно высокими соленостью и температурой. В пресной и относительно прохладной воде кораллы не живут.

Наука - Зоология

Кислица обыкновенная - невысокое травянистое растение с тройчатыми, кислыми на вкус листьями. В народе это растение называют заячьей капустой.

Наука - Ботаника

У картофеля и томатов широко распространено заболевание-фитофтороз. Оно вызывается грибком фитофторой. Поврежденные фитофторой клубни и плоды не годны в пищу.

Наука - Ботаника

В громадных количествах в почве и гниющих остатков листьев, веток, корней обитают микроскопические организмы-бактерии. На одном квадратном сантиметре почвы живут сотни миллионов бактерий

Наука – Микробиология

2. Определите условия, необходимые для жизни организмов, о которых идет речь в следующих фрагментах текста:

Жарким летом цветение растений наступает раньше, а прохладным и дождливым - позднее. Если в сентябре долго держится теплая погода, то появляются цветки у растений, обычно цветущих в мае или в начале июля. Это явление называет повторным цветением

Условие - Температура

Многие растения степей и пустынь (тюльпаны, астрагалы, маки) активно растут и цветут в течение короткого весеннего периода, пока идут дожди. С наступлением летней жары и засухи надземные части растений отмирают.

Условие - Влага

Упали солнечные лучи на зеленый лист и как бы разделились на три части. Часть лучей отражается, часть проходит сквозь лист, а большая часть поглощается листом. Поглощенные лучи затрачиваются на нагревание листа, на испарение воды, но особенно важно, что они дают энергию, необходимую для образования органических веществ.

Условие – Освещение

3. Составьте небольшой рассказ на тему: «Биологические знания в моей жизни, или почему мне нужна биология».

Почему мне нужна биология? Чтобы знать, какие цветы растут возле моего дома, чтобы случайно не сорвать в лесу ядовитое растение и случайно не поймать ядовитое животное. Природу окружает меня всюду, и мне просто необходимо знать ее, чтобы жить в гармонии с ней.

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Жизнь организмов невозможна вне среды их обитания. Воздействие условий среды, таких, как температура, влажность, на организмы может быть и благоприятным, не очень благоприятным и даже вредным. Взаимосвязи организмов со средой изучает наука экология.

1. Рассмотрите фотографии. Определите направления биологии, которые изучают представленные на них организмы.

 Изучаем и определяем

2. Определите и подпишите, к какому из царств живой природы относят изображенные на фотографиях организмы.

 Изучаем и определяем

1. Рассмотрите репродукции картин И. И. Шишкина. Укажите, какими номерами на них обозначены условия, необходимые для жизнедеятельности живых организмов.

 Смотрим и думаем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Объясните свой выбор.

Для жизни живым организмам необходима вода (2), земля (6), кислород и углекислый газ (7), растения – источники органических веществ (1, 6, 3) и животные – звенья в пищевой цепи (4, 8).

2. Определите и подпишите оболочки Земли указанные на рисунке цифрами. Приведите примеры воздействия живых организмов на каждую из оболочек.

 Смотрим и думаем

1. Атмосфера – Атмосферным воздухом дышит большинство животных.

2. Гидросфера – Водоросли являются главным поставщиком кислорода в гидросферу.

3. Литосфера – Многие растения и бактерии участвуют в почвообразовании.

1. На основе наблюдений за живой природой родного края выполните задания

Выясните, какие листопадные деревья встречаются вам по дороге в школу. Напишите их названия.

Дуб, клен, береза, яблоня, сирень.

Как называют ученых, изучающих деревья и другие растения?

Ботаники.

Выясните, какие съедобные грибы собирают в сентябре.

Подосиновики, лисички, белые грибы, вешенки, маслята, опята

Как называют ученых, изучающих грибы?

Микологи.

Выясните, что делается в вашем районе для сохранения природы. Как вы оберегаете природу?

Проходят субботники, строятся скворечники.

Как называют ученых, усилия которых направления на сохранение природы?

Экологи.

2. Продолжите заполнение таблицы. Подчеркните в таблице карандашом зеленого цвета название оболочки, которая полностью заселена живыми организмами.

 Сравниваем и обобщаем

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

1. Все живые организмы:

1. имеют клеточное строение

2. В отличие от представителей других царств живой природы растения:

3. растут всю жизнь

3. Только для представителей царства Животные характерно:

3. ограниченный рост

4. Изучить разнообразие живых организмов помогает наука:

1. систематика

5. Длительный процесс возникновения организмов, имеющих сложное строение, на основе организмов с более простым строением называют:

2. эволюцией

6. Простейшие – представители царства:

2. Животные

7. Представители царства Растения, обитающие преимущественно в воде, - это:

4. водоросли

8. Самый многочисленный тип животных, представители которого распространены во всех средах жизни:

1. хордовые

9. Растения, предпочитающие увлажненные места обитания, не имеющие корней, - это:

2. мхи

10. Растения, образующие цветки, плоды и семена:

1. покрытосеменные

11. Рыб относят к типу:

3. хордовые

12. В отличие от царства Животные в царстве Растения выделяют систематическую группу:

2. отдел

13. Осьминогов и кальмаров относят к типу:

4. моллюски

14. жилище волка, лисы, кабана называют:

2. логовом

15. Для многих млекопитающих важным экологическим фактором наряду со светом, температурой, недостатком воды и пищевых ресурсов является:

2. наличие жилища

16. Уменьшение численности лесных промысловых птиц происходит в результате:

4. вырубки лесов человеком

17. Жук плавунец и многие другие членистоногие – обитатели пресных водоемов стали редкими из-за:

1. загрязнения рек и озер отходами производства

18. Для воды как среды жизни организмов характерна:

1. высокая плотность

9. К высокому содержанию кислорода в воде нетребователен:

4. ерш

20. Для наземно-воздушной среды важным экологическим фактором служит:

3. изменение освещения

21. Флагообразная крона деревьев – результата влияния экологического фактора:

1. освещенности

22. К жизненным формам растений относят:

3. кустарники и кустарнички

23. В еловом лесу видом-строителем является:

2. ель

24. В отличие от естественного для искусственного растительного сообщества характерно:

3. небольшое число видов

25. Отношения хищник-жертва наблюдаются между:

3. насекомыми и насекомоядными птицами

1. Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.

1) Автомобиль не дышит

2) Автомобиль не имеет клеточного строения

3) Автомобиль не растет

2. Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь

Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.

Это представители царства Бактерии.

3. Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

Царства

Растения 2, 5, 9

Животные 3, 4, 7

Грибы 3, 5, 9

Бактерии 1, 6, 8, 10

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва. 2) Создают органические вещества. 3) Потребляют органические вещества. 4) Активно передвигаются в пространстве. 5) Растут всю жизнь. 6) Могут обитать в экстремальных условиях. 7) Рост ограничен. 8) Могут быть причиной опасных заболеваний. 9) Не передвигаются активно в пространстве. 10) Обитают повсюду.

Какие признаки сближают грибы с растениями? 9, 5

Какие признаки сближают грибы с животными? 3

4. Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.

Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.

К какому царству относят описанный живой организм - ряску?

Растения

К какому типу или отделу относят ряску?

покрытосеменные

Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?

Появление цветков, наличие корешка и стебелька

5. Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.

Голосеменные – семена лежат долго, цветка нет.

Покрытосеменные – есть цветок, семена находятся в плоде.

6. Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:

Положительного влияния человека на живую природу:

Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению охотничьих и промысловых животных.

Отрицательного влияния человека на живую природу:

Загрязнение воздуха, почв, браконьерство, вырубка лесов, распашка степей и многое другое.

7. Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.

Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.

Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.

Экологический фактор: продолжительность светового дня.

8. Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь.

"Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".

Вид организма – Дождевой червь.

Среда обитания – Почва.

Подчеркните в тексте приспособления данного организма к среде обитания.

9. Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.

В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

Жизненная форма растений – Лиана.

Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.

Эсхинантус, тредесканция, дихондра, ампельная петуния.

10. Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь

Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.

Природное сообщество – Лес.

11. Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

Лес и вода – брат и сестра.

Леса играют большую роль в круговороте воды, а вода, в свою очередь, необходима для фотосинтеза.

Лес родит реки.

Леса играют большую роль в круговороте воды

Леса хранят воду.

Лес действительно является самым надежным собирателем и хранителем воды в природе.

12. Прочитайте текст о болоте.

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

Высокая влажность, скопления мертвых растительных остатков.

Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?

Из-за избыточной влаги на болоте нет древесных форм. Многие растения - хищники, т.к. на болотах органические вещества оседают на дне.

Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.

Исчезновение флоры и фауны по вине человека может привести к исчезновению болота.

1. Рассмотрите фотографии. Какой признак живых организмов они иллюстрируют. Определите лишнюю фотографию.

Изучаем и определяем

Признак: Забота о потомстве.

Лишняя фотографии под номеров: 5.

Объясните свой выбор.

На всех фото животные заботятся о потомстве, а на фотографии под номером 5 бабочка собирает нектар, т.е. питается и переносит пыльцу.

2. Впишите недостающие систематические группы царства Растения и царства Животные.

 Изучаем и определяем

3. Определите и подпишите, к каким отделам относят представленные на фотографиях растения.

 Изучаем и определяем

4. Определите и подпишите, к каким типам относят представленных на фотографиях животных.

 Изучаем и определяем

5. Рассмотрите фотографии и укажите, какой из экологических факторов они иллюстрируют.

 Изучаем и определяем

7. Рассмотрите фотографии и установите, какие животные, изображенные на рисунке 1.10 учебника, могли бы обитать в данных условиях.

 Изучаем и определяем

1. Лягушка, улитка, черепаха.

2. Кабан, ящерица, змея, рысь.

3. Тушканчик, варан, скорпион.

7. Определите, на каком рисунке верно изображен состав воздуха, содержащегося в почве.

 Изучаем и определяем

Объясните причины различий в составе атмосферного и почвенного воздуха.

В результате плохого проникновения атмосферного воздуха в почву в ней больше углекислого газа, чем кислорода.

8. Определите и подпишите жизненные формы растений, представленных на фотографиях.

 Изучаем и определяем

Приведите примеры растительных сообществ, в которых преобладают:

Деревья - лес, роща, саванна;

Травы - луг, степь;

Кустарнички – степь, лесотундра.

Напишите название растения, которое является видом строителем в ближайшем к вашему дому естественном природном сообществе.

Ель

9. Определите и напишите роли, которые выполняют в природных сообществах изображенные на иллюстрациях организмы.

 Изучаем и определяем

10. Прочитайте отрывок рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Лесная Сказка». Определите, какой тип взаимоотношений между живыми организмами описан в отрывке.

Но среди светлой зелени лиственных пород скоро показались зеленые стрелки молодых елочек, - они целой семьей окружали старую, дуплистую ель и, точно дети, рассыпались по опушке оставшейся нетронутой стены старого дремучего ельника.

- Не пускайте их! - кричала горькая Осина, шелестя своими дрожавшими листиками. - Это место наше... Вот как они продираются. Пожалуй, и нас выгонят...

- Ну, это еще мы посмотрим, - спокойно ответили зеленые Березки. - А мы не дадим им свету... Загораживайте им солнце, - отнимайте из земли все соки. Мы еще посмотрим, чья возьмет...

Завязалась отчаянная война, которая особенно страшна была тем, что она совершалась молча, без малейшего звука. Это была общая война лиственных пород против молодой хвойной поросли. Березы и осины протягивали свои ветви, чтобы загородить солнечные лучи, падавшие на молодые елочки. Нужно было видеть, как томились без солнца эти несчастные елочки, как они задыхались, хирели и засыхали. Еще сильнее шла война под землей, где в темноте неутомимо работали нежные корни, сосавшие питательную влагу. Корешки травы и цветов работали в самом верхнем слое почвы, глубже их зарывались корни кустарников, а еще глубже шли корни берез и молоденьких елочек. Там, в темноте, они переплетались между собой, как тонкие белые волосы.

Тип взаимоотношений – конкуренция.

Объясните свой ответ.

Между деревьями происходит борьба за свет.

1. Расположите иллюстрации в порядке от большей к меньшей систематической группе, к которой принадлежат изображенные на них организмы.

 Смотрим и думаем

Порядок: 1, 3, 2.

Объясните свой ответ.

На первой картинке изображен одуванчик и хорек. Они относятся к домену ядерные. На третьей - вишня и ель. Они относятся к одному царству – растения. На второй изображены два разных вида рода пантеры.

2. Рассмотрите рисунок 1.4 учебника. Выявите признаки, на основании которых изображенных на рисунке животных относят к разным вида.

Форма тела, окраска шерсти.

Представители какого из данных видов предпочитают обитать рядом с водоемами?

Выдра

Объясните свой выбор.

Выдра питается рыбой.

3. Рассмотрите рисунки. Выявите, воздействие какого экологического фактора приводит к подобным изменениям живых организмов.

 Смотрим и думаем

Экологический фактор – абиотического.

4. Рассмотрите иллюстрации. Определите, в какой среде обитают представленные организмы.

 Смотрим и думаем

Среда обитания водная.

Выявите приспособления, которые возникли у представленных организмов к обитанию в данной среде.

Обтекаемая форма тела, отсутствие шерсти, плавники или щупальца, жабры (некоторых).

5. Рассмотрите фотографии сосен, выросших в разных условиях. Выясните, какая из них росла в лесу, а какая – на болоте. Рисунки подпишите

 Смотрим и думаем

1. Лес

2. Болото

По каким признакам вы это определили?

На болоте условия менее благоприятны, чем в лесу, поэтому крона у болотной сосны бледнее.

6. Укажите видовой состав предложения растительных сообществ. Используя карандаши разного цвета, соедините линиями растения и места их обитания.

 Смотрим и думаем

7. Укажите ярусы лесного сообщества и животных, которые в них обитают.

 Смотрим и думаем

8. Определите и подпишите тип взаимоотношений между живыми организмами, изображенными на фотографиях.

 Смотрим и думаем

1. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

2. Закончите заполнение таблицы.

 Сравниваем и обобщаем

3. Закончите заполнение таблицы.

 Сравниваем и обобщаем

4. Заполните схему «Экологические факторы»

 Сравниваем и обобщаем

5. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

6. Заполните схему «Компоненты почвы».

 Сравниваем и обобщаем

7. Выполните задания на основе своих наблюдений за природой родного края.

Напишите названия животных, обитающих в вашей местности, которые ведут дневной образ жизни.

Воробей, собака, пчела.

Напишите названия животных, обитающих в вашей местности, которые ведут ночной образ жизни

Сова, камышевая жаба, светляк.

Напишите, какие из растений вашей местности являются:

Тенелюбивыми – ель, пихта, сосна;

Теневыносливыми – шиповник, малина, боярышник;

Светолюбивыми – одуванчик, подорожник, клевер.

Назовите растительные сообщества, характерные для вашего края. Укажите, какие виды-строители встречаются в этих растительных сообществах.

Степь (ковыль), леса (дуб, береза)

8. Приведите примеры комнатных растений используя дополнительную литературу:

Тенелюбивых – нефролепсис, плющ, адиантум;

Теневыносливых – спатифилу, гардения, сенполия;

Светолюбивых – антуриум, гастерия, гипоцитр.

9. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

Строение клетки

1. Клеточное строение организмов невозможно изучить при помощи:

4. телескопа

2. Установите, о каком приборе идет речь. «Этот увеличительный прибор состоит из зрительной трубы, штатива со столиком и зеркала».

3. световой микроскоп

3. Впервые открыл и описал ядро клетки английский ученый:

4. Роберт Броун

4. Клеточная теория НЕ включает следующего положения:

3. в составе многоклеточного организма сходные по строению и функциям клетки объединяются в ткани

5. Согласно клеточной теории, клетки всех организмов:

1. сходны по химическому составу

6. К органическим веществам клетки НЕ относят:

4. воду

7. Углеводы необходимы всем живым организмам, так как:

2. служат основным источником энергии

8. Организмы, содержащие в клетке оформленное ядро, называют:

2. эукариоты

9. К прокариотам относят:

4. бактерии

10. Бактерии появились на Земле:

2. более трех с половиной миллиардов лет назад

11. Бактерии можно увидеть:

4. при большом увеличении микроскопа

12. В бактериальной клетке отсутствует:

3. хлоропласты

4. вакуоли

5. ядро

13. Образование спор у бактерий способствует:

1. перенесению неблагоприятных условий

14. Главная роль бактерий на планете заключается в:

3. разрушении растительных и животных остатков

15. Ядро – важнейшая часть всех эукариотических клеток, так как:

2. является носителем наследственной информации

16. Клеточная оболочка отсутствует в клетках:

2. животных

17. Грибы отличаются от бактерий тем, что:

4. клетки имеют ядро

18. Установите соответствие между клетками различных царств и их свойствами.

Виды клеток

1 – бактериальная

2 – растительная

3 – животная

4 – грибная

Свойства

А – имеет в своем составе хлоропласты

Б – нет оформленного ядра

В – поверх клеточной мембраны находится оболочка из хитина

Г – клетка имеет мембрану, но не имеет оболочки

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

19. В результате одного деления клетки образуется:

1. две клетки

20. Установите соответствие между группами растений и животных и их представителями.

Группы растений и животных

1 – одноклеточные растения

2 – одноклеточные животные

3 – многоклеточные животные

4 – многоклеточные растения

Представители

А – хлорелла, хламидомонада, хлорококк

Б – медуза, красный коралл, гидра

В – амеба, инфузория туфелька

Г – спирогира, ламинария

Ответы: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-Г.

1. Озаглавьте текст. В пропущенных местах вставьте фамилию ученого, о жизни которого идет речь

Биография А. Левенгука

Все свободные минуты Левенгук посвящал шлифовке линз. Со временем он достиг в этой области необыкновенного совершенства. Левенгук заметил, что удобнее держать линзу в металлической рамке, а мелкие предметы видны лучше, если их поместить на острие иглы под линзой. Он изготовил больше 200 линз, приспособленных для разных целей, добился увеличения в 270 раз. Так начался путь Левенгука к научной славе. По сути дела, он не был ученым, не имел образования, не знал латыни – свою работу он основывал только на личном опыте.

Левенгук считается открывателем первых простейших (1674), бактерий (1676), сперматозоидов (1677), дрожжевых грибков (1680) и других микроскопических "противных существ", как он их называл. В 1695 году опубликовал книгу "Тайны природы, открытые Антони Левенгуком", где с присущей ему тщательностью подробно описал все свои наблюдения и опыты. Королевское научное общество в Лондоне приняло его в число своих членов.

2. Используя учебник, кратко опишите вклад, который внес каждый ученый в развитие клеточной теории.

Р. Гук - улучшил и изобрел многие приборы, установил клеточное строение тканей, ввел термин «Клетка».

А. Левенгук - впервые наблюдал неразличимые человеческим глазом существа, изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.

Р. Броун – открыл клеточное ядро.

Р. Шлейден – его труды сыграли важную роль в обосновании клеточной теории.

Т. Шванн – основоположник клеточной теории.

3. Внимательно прочитайте текст учебника «Общие черты строения ядерных клеток». Нарисуйте общую схему строения клетки эукариот. Подпишите части клетки.

 Работаем с текстом

4. Составьте план текста «Одноклеточные организмы».

1. Одноклеточные растения

1.1. Неподвижные формы

1.2. Подвижные формы

2. Одноклеточные грибы

3. Одноклеточные животные

5. Прочитайте текст «Колониальные и многоклеточные организмы» учебника.

Приведите примеры колониальных организмов.

вольвокс

Что произойдет с колониальным организмом, если погибнет несколько его клеток?

он продолжит жить

Отличаются ли клетки колониального организма друг от друга?

да

Приведите примеры многоклеточных:

Растений – яблоня, одуванчик, петрушка;

Грибов – белый гриб, трутовик, мухомор;

Животных – человек, обезьяна, гидра.

В чем сходство между колониальными и многоклеточными организмами?

они состоят из множества клеток

В чем различие колониальных и многоклеточных организмов?

Тело многоклеточных состоит из множества клеток, более тесно связанных между собой

1. Установите соответствие между ученым и открытием, которое он совершил.

 Изучаем и определяем

2. Определите увеличение микроскопа, если известно, что:

Значение объектива – 40, значение окуляра – 15

Увеличение микроскопа составляет 600;

Значение объектива – 10, значение окуляра – 8

Увеличение микроскопа составляет 80;


 

Значение объектива – 80, значение окуляра – 10

Увеличение микроскопа составляет 800.

3. Определите видимый размер объекта при его наблюдении в микроскоп с разным увеличением, если его реальный размер 1 миллиметр.

Значение объектива – 20, значение окуляра – 15

Размер объекта составит 300 мм;

Значение объектива – 10, значение окуляра – 5

Размер объекта составит – 50 мм.

4. Установите правильную последовательность этапы работы с микроскопом.

 Изучаем и определяем

5. используя учебник и дополнительные источники информации, приведите примеры белков и углеводов, имеющихся в клетках растений и животных. Результаты занесите в таблицу по предложенному образцу.

 Изучаем и определяем

6. Укажите рисунок, который верно отражает содержание воды в живых организмах.

 Изучаем и определяем

7. Очистите семя подсолнечника, положите его между половниками белой бумажной салфетки на стол и сверху крепко прижмите его каким-нибудь твердым предметом. Опишите, что вы наблюдаете.

Остался масляный след.

Объясните свои наблюдения.

В семени содержится жир, который и оставил след на бумаге.

8. Определите и подпишите к ядерным (Я) или доядерным (Д) относят изображенные на иллюстрациях организмы.

 Изучаем и определяем

9. Рассмотрите рисунок 2.8 учебника. Определите, используя дополнительные источники информации, названия трех форм бактериальной клетки по вашему выбору.

Зарисуйте их и подпишите.

 Изучаем и определяем

10. Определите органоиды клетки, обозначенные цифрами на рисунке, и решите кроссворд.

 Изучаем и определяем

11. Определите объект, изображенный на рисунке.

 Изучаем и определяем

Вирус

В чем главная особенность строения этого объекта?

Он имеет внеклеточное строение.

12. Определите, колониальный или многоклеточный организм изображен на рисунке.

 Изучаем и определяем

Это организм колониальный.

Его клетки удерживаются рядом друг с другом при помощи нитей цитоплазмы.

Он называется вольвокс.

Это представитель царства Растения.

1. Рассмотрите рисунки. Подумайте и напишите, какие положения клеточной теории они иллюстрируют.

 Смотрим и думаем

2. Рассмотрите рисунок учебника, иллюстрирующий этапы приготовления микропрепарата. Объясните, для чего необходимо использовать покровное стекло.

Чтобы зафиксировать препарат.

3. Какими органическими веществами богаты семена растений, представленные на фотографиях? Подпишите названиях этих веществ под рисунками.

 Смотрим и думаем

4. Рассмотрите рисунки. Определите и подпишите растительную, животную и грибную клетки. Выявите допущенные на рисунках ошибки.

 Смотрим и думаем

Допущенные ошибки – в отличие от растительной клетки, грибная и животная клетка не имеют хлоропластов.

5. Внимательно рассмотрите рисунки разных стадий деления клеток. Пронумеруйте рисунки в соответствии с очередностью этих стадий.

 Смотрим и думаем

6. Рассмотрите иллюстрации. Определите и подпишите, какое из изображений соответствует стареющей, а какое молодой растительной клетке.

 Смотрим и думаем

Объясните свой выбор.

Молодая клетка имеет большая ядро, цитоплазма заполненеа на всю клетку. Старая, соответственно, имеет маленькое ядро, почти вся клетка заполнена вакуолью.

6. Внимательно рассмотрите фотографию.

Правильно ли изображенный объект назвать грибом?

Да

Уточните и дополните изображение, подпишите на нем части тела многоклеточного гриба.

 Смотрим и думаем

1. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

2. Закончите заполнение таблицы.

 Сравниваем и обобщаем

3. Рассмотрите рисунок 2.13 в учебнике и сравните клетки растений, животных и грибов. Заполните таблицу. Наличие органоидов и клеточных структур в соответствующих клетках отметьте знаком « + », их отсутствие – знаком « - ».

 Сравниваем и обобщаем

Ткани живых организмов

1. Выберите неверное утверждение

4.ткань - это группа клеток одинаковых размерах.

2. к покровной ткани растений относят:

3. древесину

3. К покровной ткани растений относят:

3. древесину

4. Покровные ткани НЕ выполняют функцию:

4. передвижения веществ

5. Ткань, служащая опорой органов растений, придающая им прочность, -это:

3.механическая

6. Транспорт воды, органических и минеральных веществ осуществляет ткань:

2. проводящая

7. В растении вода с минеральными веществами передвигается по

4. древесине снизу вверх

8. Главные проводящие элементы древесины–это:

1. сосуды

9. Главными проводящими элементами луба являются:

2. ситовидные клетки

10. К основным тканям растений относят:

3. запасающую

11. Наличие фотосинтезирующей ткани является отличительной чертой:

1. растений

12. Водозапасающая ткань растений, произрастающих в засушливых местах содержится в:

3. стеблях и листьях

13. Основная функция образовательной ткани растений:

1. деление клеток

14. Полностью из образовательной ткани состоит:

4. зародыш растения

15. Ткань, характерная только для животных:

3. нервная

16. К функциям жировой ткани НЕ относят:

2. обеспечение гибкости тела

17. Жидкое межклеточное вещество крови – плазма.

18. Выберите верный и наиболее полный ответ.

Внутреннюю среду животного составляют:

3. кровь, лимфа и тканевая жидкость

19. Для нервной ткани характерны:

1. возбудимость и проводимость

1. Найдите в тексте учебника определение термина «ткань» и выпишете его.

Ткань – группа клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение, и выполняющих определенную функцию в живом организме.

2. Вставьте в текст пропущенные слова.

Многоклеточные животные, как и растения, имеют покровные или эпителиальные ткани. Эпителий, выстилающий внешнюю поверхность организма, многослойный. Его основная функция - защита от механических повреждений и проникновения микробов, воды, химических веществ. В тех местах, гдеэпителиальная ткань подвергается постоянным нагрузкам и трениям, она изнашивается, ее клетки размножаются с большой скоростью. Нередко в местах нагрузок она уплотняется или ороговевает. Эпителий также выстилает в полости внутренних органов. Эпителий вырабатывает железы, которые вырабатываютжелезистый секрет.

1. Определите и подпишите, какие ткани растений изображены на рисунках.

 Изучаем и определяем

2. Рассмотрите рисунки устьиц. Укажите, на каком из рисунков отражено такое их положение, при котором происходит поглощение углекислого газа из атмосферы и выделение кислорода с водяным паром.

 Изучаем и определяем

Объясните свой выбор.

На этом рисунке устьица разомкнуты

3. Определите ткани животных, изображенные на рисунках. Подпишите их названия.

 Изучаем и определяем

4. Определите тип ткани по описанию. Сделайте рисунок данной ткани и выполните подписи к нему.

Эта ткань состоит из вытянутых в длину многоядерных клеток. Они имеют поперечную исчерченность за счет чередования светло- и темноокрашенных участков. Клетки соединяются в пучки разного размера. Пучки прикрепляются к костям. Способность клеток данной ткани к сокращению обеспечивает разнообразные движения тела животных.

Название ткани: поперечно-полосатая мышечная ткань.

 Изучаем и определяем

5. Рассмотрите иллюстрации. Определите клетки и ткани, которые на них изображены. Заполните таблицу.

 Изучаем и определяем
 Изучаем и определяем

1. Рассмотрите рисунок. Определите ошибки, допущенные художником. Нарисуйте рисунок правильно. Подпишите элементы клетки.

 Смотрим и думаем

2. Рассмотрите фотографии органов растений. Подумайте, какими тканями образован каждый из них. Названия тканей запишите под соответствующими фотографиям номарами.

 Смотрим и думаем

1. Семя – образовательная;

2. Ствол – покровная;

3. Плод – запасающая;

4. Лист – фотосинтезирующая.

3. Рассмотрите рисунки эпителиальной ткани животных.

Определите, на каком из рисунков изображен эпителий кишечника, а на каком – эпителий дыхательных путей.

1. Эпителий дыхательных путей;

2. Эпителий кишечника.

Свой ответ поясните.

Эпителий кишечника имеет ворсинки, с помощью которых всасывает питательные вещества из пищи, а дыхательные пути образованы тканью с твердой верхней оболочкой.

 Смотрим и думаем

4. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.

 Смотрим и думаем

Какой тканью образованы покровы органов растений, представленных на фотографиях?

Механическая.

Какие функции выполняет эта ткань?

Защитную, придает прочность.

Живыми или мёртвыми клетками она образована?

Мертвыми.

Фотография органов каких растений могли бы дополнить иллюстративный ряд для этого задания?

Грецкий орех, миндаль, подсолнух, тыква.

5. Рассмотрите черно-белый рисунок одной из соединительных тканей животных.

 Смотрим и думаем

Подпишите название ткани.

Кровь.

Раскрасьте рисунок цветными карандашами. Подпишите все компоненты ткани, укажите их на рисунке.

Что окрашивает эту ткань в теле млекопитающих?

Красные кровяные тельца – эритроциты.

1. Рассмотрите рисунок. Установите соответствие между изображениями тканей и местом их расположения в растительном организме.

 Сравниваем и обобщаем

2. Заполните схему.

 Сравниваем и обобщаем

3. Установите соответствие между названием ткани и характерными для нее чертами.

1.Покровная растительная. 2.Покровная животная. 3.Фотосинтезирующая 4.Образовательная 5. Поперечно-полосатая мышечная 6.Кровь 7.Нервная 8.Механическая

А. Выстилает изнутри полые органы организма;

Б. Служит опорой тем органам, в которых находится. Клетки имеют утолщенные оболочки. Могут быть мертвыми и живыми;

В. Клетки прозрачные, крупные, плотно прилегают друг к другу;

Г. Свойство ткани - возбудимость и проводимость;

Д. Свойство ткани - возбудимость и сократимость;

Е. Основная функция клеток ткани - деление;

Ё. Ткань составляют тонкостенные клетки с большим числом хлоропластов;

Ж. Связывает клетки разных органов между собой. состоит из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;

Напишите получившиеся у вас пары из цифр и букв.

А-2, Б-8, В-1, Г-7, Д-5, Е-5, Ё-3, Ж-6.

4. Объедините перечисленные ниже ткани в группы в соответствии с каждым из предложенных критериев.

Ткани: кожица, пробка, древесина, луб, корка, эпителий, хрящевая ткань, костная ткань, кровь, жировая ткань, поперечно-полосатая ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань.

Образованы живыми клетками пробка, древесина, корка;

Образованы мертвыми клетками кожица, луб, эпителий, хрящевая, костная, жировая, поперечно-полосатая и гладкая мышечная, нервная ткани и кровь;

Ткани растительного организма кожица, пробка, древесина, луб, корка;

Ткани живого организма - хрящевая ткань, костная ткань, кровь, жировая ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань.

5. Заполните таблицу, отмечая наличие ткани знаком « + », отсутствие знаком « - ».

 Сравниваем и обобщаем

Органы и системы органов живых организмов

1. К растительным тканям относят ткань

4. механическую

2. К животным тканям относят ткани:

4. Соединительные и мышечные

3. У многоклеточных организмов взаимодействие клеток происходит через:

2. Клеточную мембрану

4. Установите правильную последовательность взаимосвязи тканей растения в процессе воздушного питания.

1-А, 2-В, 3-Б

5. Установите последовательность усложнения компонентов организма

1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г

6. Гуморальная регуляция осуществляется:

2. гормонами

7. Генеративные органы растения это:

4. цветок, плод, семя

8. Почку можно назвать зачаточным:

4. побегом

9. Установите соответствие между видом почек и ее составными частями.

1 – А, Б, В, Г;

2 – А, Б, В, Д

10. Назовите ткани стебля в порядке их расположения, начиная с кожицы.

1-Е, 2-В, 3-Г, 4-Д, 5-А, 6-Б

11. Камбий – это:

2. слой клеток образовательной ткани

12. Установите соответствие между световыми и теневыми листьями и их особенностями.

1 - А, В, Е;

2 – Б, Г, Д

13. Выберите функцию, Нехарактерную для корня.

4. образование органических веществ

14. Корневой чехлик:

2. выполняет защитную функцию

15. Установите соответствие между корневой системой и входящими в ее состав видами корней.

1 – А, Б;

2 – В

16. Если прищипнуть верхушку главного корня, то:

2. начнут развиваться боковые корни

17. К видоизмененным побегам НЕ относят:

4 корнеплоды

18. Установите соответствие между видоизмененным органом и его примерами.

1 – Г, В;

2 – А, Б

19. К видоизмененным корням НЕ относят:

4. корневище

20. Наружный скелет имеют:

4. насекомые

21. В организме животного дыхательная система обеспечивает:

1. поступление кислорода и выделение углекислого газа

22. К центральной нервной системе относят:

1. спинной и головной мозг

23. За согласованную работу всех систем органов животных отвечают системы:

3. нервная и эндокринная

24. Выделительная система позвоночных животных состоит из:

2. почек, мочеточников, мочевого пузыря

25. Установите соответствие между системой органов животных и выполняемой ею функцией.

1-А, 2-Г, 3-Б, 4-В

1. Прочитайте текст учебника «Взаимосвязь органов и систем органов» и составьте схему «Взаимосвязь органов и систем органов животных».

 Работаем с текстом

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Вегетативные органы растений - корень, побег. Они обеспечивают питание, развитие и рост растения. Кореньвысасывает из почвы воду и минеральные вещества, укрепляет растение в почве. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Основная функция листьев - образование органических веществ.

3. Выпишите из текста учебника доказательства того, что почка – зачаточный побег.

Почка покрыта плотными чешуями, под которыми находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья.

4. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Почка представляет собой зачаточный побег. Различают почки вегетативные и генеративные. Благодарявегетативным почкам происходит нарастание и ветвление побега. Из генеративных почек развиваются цветки или соцветия, а затем плоды.

5. Дайте название тексту и ответьте на вопросы к нему.

Фитонциды чеснока и хрена

Органы многих растений выделяют эти вещества. Их название происходит от греческого "фитон" - растение и "цидо" - убиваю. Они подавляют рост и развитие живых организмов, чаще всего - микроорганизмов. Эти вещества открыты российским биологом Борисом Петровичем Токиным еще в 1928 году и к настоящему времени обнаружены почти во всех растениях. Чаще всего они накапливаются в листьях растений и выделяются ими в атмосферу, за что их называют летучими. Интересно, что действие этих веществ на возбудителей болезни человека и животных сильнее, чем на возбудителей болезни самих растений.

В тексте учебника найдите название растений, содержащих большое количество этих веществ.

Чеснок, хрен

Найдите в интернете другие примеры использования растений, использующих эти вещества.

Для лечения гнойных ран, трофических язв, трихомонадного кольпита.

6. Объясните осеннее разнообразие красок, описанное в стихотворении И. А. Бунина, с точки зрения ученого-ботаника.

Лес,точно терем расписной.

Лиловый,золотой,багряный,

Веселой,пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Какие процессы происходят в это время внутри листа?

Осенью сокращение длины светового дня является сигналом для растений - они начинают сбрасывать листья. Синтез органических веществ останавливается, листья перестают вырабатывать органические вещества, хлорофилл разрушается. Лист отмирает.

7. Отгадайте загадки. Ответьте на вопросы

Красная девица росла в темнице,

Люди в рук брали, косы рвали.

Растение морковь

Какой орган видоизменён?

Корень

Какое название носит это видоизменение?

Корнеплод

Кругла , а не месяц ,

Желта , а не масло ,

С хвостом , а не мышь .

Растение репа

Какой орган видоизменён?

Корень

Какое название носит это видоизменение?

Корнеплод

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки ,

Целый день на животе греется на грядке .

Растение Капуста

Какой орган видоизменён?

почка

Какое название носит это видоизменение?

кочан

Сидит дед , во сто шуб одет .

Кто его раздевает , тот слёзы проливает .

Растение лук

Какой орган видоизменён?

Подземный побег

Какое название носит это видоизменение?

Луковица

8. Вставьте в текст пропущенные слова. Ответьте на вопросы.

Движение может происходить на уровне клетки (перетекание цитоплазмы), на уровне отдельных органов (сокращение сердца) и всего организма в целом. У большинства растений сокращение совершается на клеточном уровне, иногда — на уровне органов. Большинство животных обладают способностью к перемещению в пространстве. В результате они находят пищу, спасаются от хищников, приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания, размножаются. Движение возможно благодаря координированной работе нервной и опорно-двигательной систем.

Приведите примеры, подтверждающие, что животные благодаря перемещению в пространстве приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания.

Если мы капнем каплю уксуса близ того места, где ползет амёба, то последняя я повернет от этого места прочь.

9. Выпишите из текста 34 учебника значение нервной системы

Вместе с эндокринной системой она обеспечивает согласованную работу всех систем органов.

Опишите, как выглядят:

Самая примитивная нервная система (приведите пример) - нервная сеть (гидра)

Наиболее развитая нервная система (приведите пример) – у позвоночных животных: центральная (головной и спинной мозг) и периферическая (нервы и нервные узлы)

1. Определите, какие ткани и органы принимают участи в процессах, изображенных стрелками на рисунке. Назовите их и опишите кратко каждый из процессов.

 Изучаем и определяем

Процессы:

А) перенос органических веществ к корню

Б) перенос минеральных вещещств к листьям

В) запас органических веществ

Характеристики процессов:

А) проводящая (ситовидные трубки) переносят органические вещества, выработанные в процессе фотосинтеза к корню

Б) проводящая (ксилема) перенос минеральных веществ от корня к листу

В) запасающая (корень) запасает органические вещества

2. Определите и подпишите, вегетативный или генеративный орган изображен на каждой фотографии.

 Изучаем и определяем

3. Рассмотрите побег в безлистном состоянии. Определите и подпишите обозначенные цифрами части.

 Изучаем и определяем

1. Пазушная почка

2. Стебель

3. Пазуха листа

4. Междоузлие

В какое время года была сделана фотография?

Весной

По каким признакам вы это определили?

Зеленые развивающиеся почки

4. Определите элементы строения устьица, обозначенные цифрами 1 и 2 на рисунке. Подпишите их названия.

 Изучаем и определяем

1. Устьичная щель

2. Замыкающие клетки

В какой ткани листа находятся устьица?

В фотосинтезирующей

На какой стороне листовой пластинки расположены устьица у:

Водных растений – на верхней

Наземных растений – на верхней и нижней

5. Установите соответствие между типом жилкования листьев и фотографией листа растения, для которого оно характерно. Соедините их линиями. Типы жилкования подпишите.

 Изучаем и определяем

6. Определите и подпишите зоны корня. Напишите функции каждой из них.

 Изучаем и определяем

Корневой чехлик защищает конец корня oт повреждений. Клетки зоны деления постоянно делятся и, вытягиваясь, образуют зону растяжения и роста. Это обеспечивает рост корня в длину. Зона всасываниясостоит из корневых волосков, которое всасывают из почвы минеральные вещества. Зона проведенияотвечает за транспорт минеральных веществ от корня к листьям и органиеских веществ от листьев к корню.

7. У некоторых растений образуются сочные водозапасающие побеги. Вода может накапливаться в листьях и стеблях.

 Изучаем и определяем

Определите, как называется растение, представленное на рисунке.

Алоэ

В каких органах запасается вода у этого растения?

В листьях

В каких условиях в природе произрастает данное растение?

В засушливом климате

8. Определите видоизменения надземных побегов, представленные на рисунках. Подпишите их названия.

 Изучаем и определяем

9. Определите видоизменения корней и подземных побегов. Подпишите названия растений и видоизмененных органов.

 Изучаем и определяем

10. Рассмотрите фотографии. Укажите, какие две фотографии являются лишними.

 Изучаем и определяем

Номера 3, 53, 5

Какие органы растений изображены на лишних фотографиях?

Видоизмененный побег надземный (5), и подземный (3).

11. Определите системы внутренних органов белой планарии, обозначенные цифрами на рисунке.

 Изучаем и определяем

1 – нервная;

2 – пищеварительная

Какие функции и выполняют данные системы органов?

1 – раздражимость и возбудимость

2 – переваривание пищи и выделение продуктов обмена

12. Определите, что изображено на рисунках.

Головной мозг

Под каждым рисунком подпишите, представителю какого типа животных принадлежит эта часть нервной системы.

 Изучаем и определяем

В соответствии с усложнением строения этой части нервной системы расставьте цифры 1-3 около рисунков.

1. Установите соответствие между типом почки и побегами, которые из нее развиваются. Соедините их линиями.

 Смотрим и думаем

2. Рассмотрите рисунки побегов. Под каждым из них подпишите тип расположения.

 Смотрим и думаем

3. Внимательно рассмотрите рисунок. Вставьте пропущенные слова в тексте.

 Смотрим и думаем

На рисунке изображены клетки покровной ткани. Они образуют зону всасывания. Выросты клеток выполняют функцию забора минеральных веществ.

4. Рассмотрите колючки барбариса (А) и боярышника (Б).

 Смотрим и думаем

Видоизменениями каких органов они являются?

Листьев и укороченных побегов.

Какое значение они имеют?

Позволяют уменьшить испарение воды.

5. Из представленного разнообразия животных выберите организмы, которые имеют внутренний скелет. Напишите их названия.

 Смотрим и думаем

Внутренний скелет имеют:

Рыба, птица, мышь

6. Рассмотрите фотографии животных. Подпишите тип органов дыхания, характерный для каждого из них.

 Смотрим и думаем

7. Какие из изображенных животных имеют незамкнутую кровеносную систему? Выпишите номера фотографий, на которых они изображены.

 Смотрим и думаем

Незамкнутую кровеносную систему имеют:

4, 5, 6

6. Рассмотрите рисунки. Установите и подпишите системы органов, которые они схематично иллюстрируют. Ответьте на вопросы.

 Смотрим и думаем

Какая из изображенных систем органов выполняет функцию защиты организма от болезнетворных микроорганизмов?

Кровеносная

Какая система органов регулирует деятельность всех систем организма?

Нервная

1. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

2. Составьте схему «Разнообразие листьев». При составлении схемы помните, что группировать листья можно по разным признакам.

 Сравниваем и обобщаем

3. Сравните рисунки. Выясните, с каким объектом имеет больше сходных признаков объект 2.

 Сравниваем и обобщаем

Сходных признаков на рисунке – 3

Напишите выявленные вами признаки сходства.

Междузлия, одинаковое расположение листьев

Определите объекты, изображенные на рисункахю

1 – главный корень

2 – зимний побег

3 – летний побег

4. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

5. Сравните функции систем органов животных и органов растений. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем

Укажите систему органов животных, аналогичной которой нет у растений.

Нервная

Почему у растений такой системы органов нет?

У растений нет головного мозга, и потому нервная система им просто напросто не нужна.

Строение и жизнедеятельность организмов

1. Одноклеточные животные НЕ передвигаются при помощи:

4. мышц

2. Зона корня, несущая корневые волоски и участвующая в почвенном питании растений, - это зона:

3. всасывания

3. В результате фотосинтеза образуются

4. органические вещества и кислород

4. К. А. Тимирязев назвал роль растений на Земле:

2. космической

5. Установите соответствие между экологическим фактором и интенсивностью процесса испарения воды растениями.

1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-Б

6. К листопадным растениям отност:

3. лиственницу

7. Охлаждение организма происходит в ходе процесса:

3. испарения

8. Перенос питательных веществ к клеткам тканей и органов животного осуществляет система органов:

2. кровеносная

9. Процесс пищеварения у животных происходит в:

4. желудке и тонком кишечнике

10. Установите соответствие между названием организма и способом его питания.

1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В

11. На рисунке изображен:

 Выполняем тест

1. грибокорень

12. Грибы-паразиты:

3. получают органические вещества из корней деревьев

13. В процессе дыхания:

1. поглощается кислород

14. Интенсивность дыхания растений зависит от содержания в клетках:

4. воды

15. Скисание молока – это пример, иллюстрирующий процесс:

3. брожения

16. Анаэробные бактерии:

3. добывают энергию в процессе брожения

17. Газообмен у животных обеспечивают системы:

3. кровеносная и дыхательная

18. Трахеи – органы дыхания:

2. насекомых

19. Животных, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называют:

2. холоднокровными

20. Процесс выделения у одноклеточных животных осуществляется при помощи:

2. сократительных вакуолей

21. В процессе обмена веществ:

2. одни вещества поступают в организм, другие из него выделяются

22. Одноклеточные животные чаще всего размножаются путем:

4. деления клетки на две

23. Семя состоит из:

1. семенной кожуры , зародыша и эндосперма

24. Половое размножение животных НЕ связано с образованием:

3. спермиев

25. Самые протяженные миграции совершают:

1. птицы

26. Фенолония – наука об:

1. сезонных изменениях природы

1. Найдите и выпишите из текста 35 учебника фразы, подтверждающие, что органы растений способны к движению.

Многие движения растения совершают во время роста: главный корень под действием земного притяжения растет вниз, а надземный побег под действием света вверх. Листовые пластинки растений располагаются перпендикулярно солнечным лучам.

2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

В 1862 году немецкий ботаник Юлиус Сакс провел следующий опыт. У комнатного растения он закрыл с двух сторон одну половину листа темной бумагой, другую оставил открытой. Растение выставил на свет. Спустя некоторое время Ю. Сакс обесцветил этот лист кипячением в спирте и нанес на него йодный раствор. Половина листа, которая была накрыта бумагой, цветной реакции не дала. Вторая окрасилась в фиолетовыйцвет. Это показало наличие в нем крахмала. Данный опыт доказал, что процесс фотосинтеза происходит при наличии в нем света.

3. Вставьте в текст о способах питания растений пропущенные слова.

Растениям для жизнедеятельности необходимы минеральные и органические вещества. Минеральныевещества растения получают из почвы, этот процесс называют почвенным питанием. Органические вещества растения создают самостоятельно в процессе фотосинтеза. Его называют также воздушнымпитанием растений. Растения, произрастающие на бедных азотом почвах, восполняют недостаток питательных веществ путем переваривания насекомых. Такие растения называют плотоядными.

4. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Человек в среднем за сутки потребляет 430 граммов кислорода и выдыхает 800 граммов углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно сколько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки.

Какое количество кислорода в сутки необходимо жителям вашего города?

288 000 кг

Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

3225 г

5. Прочитайте стихотворение А. Н. Майкова. Ответьте на вопросы.

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

а ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

О каком явлении в жизни растений идет речь?

Листопад

Какие две группы растений описаны в стихотворении?

Листопадные и вечнозеленые

Какое значение имеет данный процесс в жизни растений?

Перезимовка

6. Прочитайте текст 40 учебника. Сформулируйте выводы

О значении для экосистемы:

Гетеротрофных бактерий – разлагают органические вещества;

Автотрофных бактерий – фотосинтезируют

Грибов – разрушают органические вещества до неорганических

7. Прочитайте «Биофокус» в тексте 41 учебника. Составьте схему «Условия дыхания растений».

 Работаем с текстом

8. Используя тексты 4 и 42 учебника, составьте план доклада по теме «Дыхание живых организмов».

Растение дышит всеми органами, процесс их дыхания зависит от света, воды и энергии. Бактерии дышат аэробно и анаэробно. Последние извлекают энергию в «результате брожения и в кислороде не нуждаются. Большинство грибов - аэробы, есть и анаэробы, которые широко используются в пищевой промышленности. Насекомые дышат при помощи трахей, водные животные (кроме водных "млекопитающих) - при помощи жабр, а все остальные животные - легкими.

9. Используя текст учебника, выясните, чем представлены органы выделения у:

Амебы – сократительной вакуолью;

Хламидомонады – дыхание всей поверхностью тела;

Гидры – дыхание всей поверхностью тела;

Дождевого червя – канальца;

Карася – почки;

Ласточки – почки;

Кролика – почки.

10. Найдите в тексте учебника и запишите определение обмена веществ.

Обмен веществ – взаимосвязанные процессы поглощения, создания, разрушения, передвижения и выделения.

11. Вставьте пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполыми. Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночным, а цветок, имеющий только пестик, называют пестичным. Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют двудомным. Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные - на других, то такие растения называют однодомными.

12. Прочитайте текст. Объясните описываемое в нем явление.

Цветки петуньи и жимолости днем пахнут очень слабо.Цветки пеларгонии и многих гвоздик в светлое время суток не пахнут совсем.Однако после захода солнца и до полуночи они начинают обильно выделять пахучие вещества,и в результате от них исходит удивительно сильный и приятные аромат.

Эти цветки опыляют ночные насекомые.

13. Прочитайте текст. Установите, какое природное явление в нем описывается.

В 4-5 часов утра раскрываются цветы мака, цикория, шиповника. В 7 часов — салата, кувшинки, а спустя 2-3 часа при ясной погоде — одуванчика, календулы. У других растений рас- пускание цветков происходит с наступлением сумерек, например у душистого табака, ночной красивицы.

Природное явление – цветочные часы.

Какое практическое применение могут найти знания об этом явлении?

Цветки многих растений используются в пищевой промышленности и медицине. Если знать когда они раскрываются, то это поможет запланировать, в какое время начинать их сбор.

14. Прочитайте текст. Установите, о каком процессе в нем идет речь.

Крылатые плоды берёзы могут отлетать от материнского растения более чем на полтора километра. Ещё дальше распространяются семена ели. Каждое из них имеет крылышко. Высыпаясь из шишек зимой, семена, как лодочки с парусом, скользят по снегу, гонимые попутным ветром, далеко-далеко от родного леса.

Процесс – распространение семян.

Каково значение данного процесса в жизни растений?

Семена - орган размножения растений, содержащий запас питательных веществ и зародыш растений. Благодаря семенам растения размножаются.

15. Используя текст 51 учебника, составьте схему «Периоды индивидуального развития животных».

 Работаем с текстом

16. Определите, какое явление в жизни животных описано в стихотворении А. А. Блока.

Овин расстелет низкий дым,

И долго под овином

Мы взором пристальным следим

За лётом журавлиным...

Летят, летят косым углом,

Вожак звенит и плачет...

О чём звенит, о чём, о чём?

Что плач осенний значит?

Миграция

Перечислите виды птиц, которые осенью улетают в теплые края.

Стриж, журавль, скворец, ласточка, жаворонок и др.

1. Рассмотрите рисунки

 Изучаем и определяем

Наличие каких процессов, происходящих в растении, доказывают результаты опытов, изображенных на рисунках?

Фотосинтез

Происходит ли процесс, изображенный на рисунке Б, в условиях хорошего освещения?

Нет.

Объясните почему.

В темноте растение не способно к фотосинтезу, оно не выделяет кислород. Кислорода в цилиндре мало, потому реакция горения не происходит.

2.Рассмотрите фотографию. Определите и подпишите орган растения.

 Изучаем и определяем

Ствол и листья.

Предположите причины данного видоизменения у хвойных растений.

Обитания в суровых условиях среды.

3. Определите и отметьте, к какому из изображенных ниже животных в зоопарке предназначен представленный рацион питания.

 Изучаем и определяем

Поясните свой ответ.

Рацион слишком богат овощами и фруктами для хищного льва, но также в нем присутствует немного мясо, которое точно не будет есть травоядный верблюд.

4. Подумайте, одноклеточное растение или животное изображено на рисунке.

 Изучаем и определяем

Эвглена зеленая (животное)

Как питается этот вид живых организмов?

автотрофно

5. Определите названия соцветий и решите кроссворд

 Изучаем и определяем

6. Внимательно изучите и определите плоды, представленные на фотографиях. Подпишите их названия.

 Изучаем и определяем

7. Определите и перечислите органы растения, рост и развитие которых представлены на рисунках.

 Изучаем и определяем

1. Корень

2. Стебель

3. Листья

8. Рассмотрите рисунки и определите периоды индивидуального развития растений.

 Изучаем и определяем

Расставьте у рисунков цифры в порядке прохождения растением периодов индивидуального развития.

9. Рассмотрите фотографии животных. Определите и подпишите тип индивидуального развития, характерный для них.

 Изучаем и определяем

1. Рассмотрите рисунки, на которых представлены опыты А и Б.

 Смотрим и думаем

О наличии какого процесса у растений свидетельствуют опыты?

Испарение (транспирация)

Сравните результата опытов А и Б. Сделайте вывод о возможных причинах различий интенсивности данного процесса.

В зависимости от влажности, ветра и освещенности процесс испарения протекает с разной скоростью.

Выскажите предположение о том, каким будет результат опыта, если при сохранении всех прочих условий повыситься температура окружающей среды.

Интенсивность испарения уменьшится.

2. Рассмотрите птиц на фотографиях. Укажите тип пищи, характерный для каждой из них.

 Смотрим и думаем

По каким признакам вы это определили?

Форма клюва.

3. Рассмотрите фотографию и ответьте на вопросы.

 Смотрим и думаем

Почему подобных животных в климатических условиях нашей страны дома можно содержать только при наличии обогревающей лампы?

В России достаточно выраженная холодная зима и не всегда теплое лето. Хладнокровные черепахи не могут существовать в таких условиях.

Как называют таких животных?

Черепахи

Что случится, если данных животных лишить возможности греться под лампой?

Они переохладятся

4. Рассмотрите рисунок. Сделайте к нему подписи.

 Смотрим и думаем

1 – шляпка

2 – ножка

3 – гифы

4 – микориза

5. Выясните, по какому признаку животные объединены в две группы.

 Смотрим и думаем

Признак – тип развития.

Какое животное можно еще добавить в группу Б?

Кузнечик

6. Внимательно рассмотрите рисунки, иллюстрирующие способы вегетативного размножения растений. Дайте название каждому способу, приведите примеры растений, которые размножаются таким способом.

 Смотрим и думаем

7. Определите типы соцветий, зарисуте их схемы и подпишите названия.

 Смотрим и думаем

Кисть

 Смотрим и думаем

Корзинка

 Смотрим и думаем

Початок

 Смотрим и думаем

Початок

 Смотрим и думаем

Колос

8. По внешнему виду соцветий и цветков, представленных на рисунке, определите способ их опыления. Ответы поясните.

 Смотрим и думаем

1. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза. Заполните таблицу, используя знаки « + » и « - ».

 Сравниваем и обобщаем

2. Дополните схему и сформулируйте, в чем заключается главное отличие основных типов питания живых организмов.

 Сравниваем и обобщаем

Какой тип питания характерен для человека?

Гетеротрофный

3. Составьте схему «Группы животных по способу питания». В качестве примеров приведите указанных ниже животных.

 Сравниваем и обобщаем

Жук мертвоед, стрекоза, белка, акула, блоха, окунь, аскарида, гиена, обезьяна, еж, белый амур.

4. Сравните объекты, изображенные на рисунках. Выявите, что между ними общего.

 Сравниваем и обобщаем

Изображены животные ткани: костная и кровь.

5. Представьте схематично процессы, составляющие обмен веществ живых организмов.

 Сравниваем и обобщаем

6. Прочитайте примеры поведения пресмыкающихся. Запишите, как изменяется состояние организма при подобном поведении.

Уход в тень, полутень, в норы – организм охладится

Закапывание в прохладный песок - организм охладится

Размещение тела на поверхности параллельно солнечным лучам – организм нагреется

Размещение тела на поверхности перпендикулярно солнечным лучам – организм нагреется

Приподнятие тела над поверхностью – организм нагреется

Каким еще организмам свойственна такая реакция на изменения внешней среды?

Рыбам, земноводным.

Какие особенности строения кровеносной системы характерны для них?

Кровь в сердце смешивается, в следствии чего мало насыщена кислородом.

7. Составьте схему, в которой отразите связи:

среды жизни – органы дыхания животных;

среды жизни – органы передвижения животных.

 Сравниваем и обобщаем

8. Сравните способы размножения, представленные на рисунках. Дайте названия рисункам.

 Сравниваем и обобщаем

А – бесполое

Б – Половое

Черты сходства: на теле гидры образуются выпячивания, в результате получается новый организм;

Признаки различия: половое размножение происходит зимой при участии гамет, новый организм имеет не только черты сходства с родительским организмом, но и отличия.

9. Заполните таблицу.

 Сравниваем и обобщаем


Вариант решебника в картинках

Часть 1

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Часть 2

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47

Поделись с друзьями: