ГДЗ ответы по биологии 6 класс рабочая тетрадь Пономарева Корнилова Кучменко 1 и 2 части

Описание решебника

Рабочая тетрадь разработана к учебнику "Биология. 6 класс" (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему "Алгоритм успеха". Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности. ГДЗ ответы на вопросы по биологии 6 класс рабочая тетрадь Пономарева Корнилова Кучменко ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Глава 1. Наука о растениях – ботаника

Задание 1. Заполните пропуски в тексте . Допишите предложения.
1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие зеленого пигмента в листьях и способность образовывать органические вещества из неорганических и выделять кислород
2. Ботаника – наука , изучающая царство растений

Задание 2. Используя рисунки 1 и 2 учебника , приведите по три примера растений каждой группы. Укажите их основное значение в природе и в жизни человека.

 §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Задание 3.Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Растение – это живой организм
2. Орган– это часть растения, которая выполняет определенную функцию и имеет особое строение 
3. Семенами размножаются растения , имеющие семена
4. Корень и побег– это вегетативные органы растения.
5. Генеративными называют органы, в которых развиваются семена
6. У цветковых растений генеративными органами являются пестики, тычинки, так как они выполняют функцию размножения

Задание 4.Используя схему растения, назовите его основные части.
 §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Задание 5. Составьте короткий рассказ на тему «Использование растений человеком».


Растения играют огромную роль в жизни человека. Как и все животные, человек употребляет растения в пищу. Кроме того , он научился изготавливать из растений одежду, бумагу и много другое. Растения выращивают как кормовую культуру для домашних животных. Велика роль лекарственных растений.

Задание 1. Приведите по два примера и назовите особенности жизненных форм
растений.
 §2. Многообразие жизненных форм растений
Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

3. Дикорастущие растения являются основой для выведения новых сортов культурных растений.

Задание 3*. Заполните таблицу

 §2. Многообразие жизненных форм растений
Задание 4. Используя дополнительную литературу, Интернет, назовите наиболее распространённые жизненные формы растений вашей местности, кратко опишите их.

В нашей местности, безусловно, больше всего трав. Травы растут везде: возле дорог, домов, парков. В длину они не больше 15 сантиметров. Летом травы цветут. Они имеют небольшие , но очень пахучие цветки.

Задание 1. Проставьте цифры к названиям соответствующих частей растительной клетки.

 §3. Клеточное строение растений. Свойства растительности клетки

4-цитоплазма

1-клеточная стенка

6-клеточная мембрана

5-хлоропласты

3-ядро

2-вакуоль

Назовите функции которые выполняют : клеточная стенка- передает клетке форму и защищает клетку от воздействия окружающей среды; клеточная мембрана – клеточная «таможня» - впускает и выпускает вещества в клетку или из нее; ядро – содержит наследственную информацию; цитоплазма- в ней происходит важные жизнедеятельные процессы; хлоропласты- участвуют в фотосинтезе; вакуоль- служит хранилищем продуктов обмена клетки.

Задание 2. Пользуясь текстом параграфа, заполните схему, указав процессы жизнедеятельности клетки и их значение (кратко).

 §3. Клеточное строение растений. Свойства растительности клетки

Задание 3. Дополните утверждения краткими пояснениями.

Клетка- единица строения растительного организма, потому что все живое имеет клеточное строение (кроме вирусов).

Характерные особенности строения растительной клетки- плотная клеточная стенка. Большая вакуоль, наличие хлоропластов.

Обмен веществ- главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма, так как в процессе обмена окисление питательных веществ и выделение энергии

Задание 4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Бесцветную часть клетки , в которой находятся все ее компоненты, называют:

в) цитоплазмой;
2. Плотное образование , являющееся основным компонентом клетки, называют:

а) ядром;
3. Цитоплазма представляет собой:

г) часть клетки.

4.Полости с клеточным соком, содержащие сахара, другие органические вещества и соли, называют:

б) вакуолями;

Задание 1. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

 §4. Ткани растений

Задание 2. Ответьте на вопросы.

  1. Какие группы клеток называют тканями? 
    Сходные по строению и функциям.

  2. Что характерно для клеток растений, образующих различные виды тканей?
    Плотная клеточная стенка, большие вакуоли, наличие хлорофилла.

  3. Зависит ли жизнедеятельность всего организма растения от функций клеток? Постарайтесь доказать свое мнение.
    Да. Клетки, объединяясь в ткани, работают взаимосвязано. Из тканей выстроены жизненно важные органы растения.

Задание 1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Все растения состоят из клеток.
2. Цитоплазма – внутренняя среда клетки.
3. Все живые клетки растений имеют ядро.
6. Движение цитоплазмы обеспечивает жизнедеятельность клетки.
8. Хлорофилл находится в хлоропластах.
10. Клетки размножаются делением.
13. Проводящая ткань образует в растении непрерывную сеть сосудов.
15. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.
18. Лупа и микроскоп – увеличительные приборы.

 

Задание 2. Выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения.

  1. Зеленый цвет растения обусловлен присутствием в клетках:
    в – хлорофилла.

  2. Клеточный сок находится:

б – в вакуоли.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

  1. Растительная клетка снаружи покрыта клеточной оболочкой, к которой прилегает цитоплазма.

  2. Основные внутренние части клетки – это ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты.

  3. Клетка является целостной биологической системой, так как в ней происходят процессы жизнедеятельности.

     

Задание 4. Установите соответствие между названием ткани растения и её характерными признаками.

1. Образовательная. 2. Основная. 3. Покровная. 4. Механическая. 5. Проводящая.

А. Клетки содержат хлорофилл. В ткани происходит создание и запасание органических веществ – 2.Основная.
Б. Клетки плотно прилегают друг к другу. Ткань служит защитой для растения – 3.Покровная.
В. Клетки делятся в течение всей жизни растения. Ткань расположена в местах активного роста растения – 1.Образовательная.
Г. Ткань образует непрерывную разветвлённую сеть, соединяющую все органы растения в единую систему – 5.Проводящая.
Д. Клетки имеют прочные стенки. Ткань выдерживает большие механические нагрузки – 4.Механическая.

Глава 2. Органы растений

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей семени пшеницы, обозначенных цифрами.

1 – околоплодник
2 – эндосперм
3 – семядоля
4 – почечка
5 – стебелек 
6 – корешок

 §5. Семя, его строение и значение

Задание 2. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме-рисунке из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод: из каких частей семени развивается проросток?

 §5. Семя, его строение и значение

Вывод:
Из корешка развивается корень, из семядоль – боковые листья, из почечки –главный побег растения, из стебелька – стебель.

Задание 3. Выполните лабораторную работу № 1.
Тема: 
«Изучение строения семени фасоли».
Цель работы: Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
 §5. Семя, его строение и значение

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Сухой плод фасоли (боб) с семенами.
3. Набухшие семена фасоли.

Ход работы

1. Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.
2. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.
3. Найдите рубчик и семявход. 
4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру.
5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель, почку.
6. Определите, к какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
7. Напишите названия частей семени, указанных цифрами на рисунке.

1 – стебелек 4 – семядоли 
2 – почечка 5 – семенная кожура
3 – корешок
8. Сделайте вывод о строении семени двудольного растения (на примере фасоли).

Вывод:
Строение семени двудольного растения во много схоже с однодольным. В одной из долей семени двудольного растения имеется зародыш.

Задание 1. Охарактеризуйте роль каждого условия, необходимого для прорастания семян.

 §6. Условия прорастания семян

Задание 2. Укажите глубину заделки семян.

 §6. Условия прорастания семян

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений:

3. Крупные семена следует заделывать в почву на большую глубину, чем мелкие, для того чтобы обеспечить им для прорастания достаточное количество влаги.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Назовите виды корней, обозначенные цифрами.

1 – Главный корень
2 – Боковые корни
3 – Придаточные корни

 §7. Корень, его строение и значение

Задание 2. Сравните корневые системы пшеницы и томата. Заполните таблицу.

 §7. Корень, его строение и значение

Задание 3. Рассмотрите схему строения корня.

 §7. Корень, его строение и значение

1 – проведения – по клеткам этой зоны вода и минеральные вещества передвигаются к стеблю
2 – всасывания – корневые волоски в этой зоне всасывают минеральные вещества и воду из почвы
3 – растяжения – клетки в этой части корня не делятся , а увеличиваются в размерах ( в длину)
4 – деления – клетки в этой части активно делятся

Задание 4. Выполните лабораторную работу № 2.
Тема: 
«Строение корня проростка».
Цель работы: Изучить внешнее строение корня.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, линейка.
2.Проросшее семя (тыквы, редиса или гороха).

Ход работы

1. Рассмотрите невооружённым глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
2. Определите тип корневой системы.
3. Рассмотрите под лупой главный корень.
4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.
6. Зарисуйте корень и укажите названия видов корней.
7. Запишите результаты работы в тетрадь.
1) 5 см.
2) стержневая.
3) корневые волоски – 1 см, чехлик – 5 мм.
8. Сделайте вывод.
Вывод:
Зона корня, где находятся корневые волоски, длиннее, чем зона корневого чехлика.

Задание 1. Рассмотрите на рисунке строение побега. Назовите и охарактеризуйте каждую его часть, обозначенную цифрой.

1 – стебель 
2 – лист 
3 – пазушная почка
4 – междоузлие
5 – пазуха листа
6 – верхушечная почка
 §8. Побег, его строение и развитие

Задание 2. Рассмотрите изображения почек на рисунках 1 и 2. Напишите названия почек и их частей, обозначенных цифрам

 §8. Побег, его строение и развитие

Рисунок 1

Тип почки – генеративная 
Части почки:
1 – почечные чешуи
2 – зачаточные листья
3 – зачаточный стебель и цветки
4 – зачаточные почки
5 – зачаточный стебель

 §8. Побег, его строение и развитие

Рисунок 2

Тип почки – вегетативная 
Части почки:
1 – почечные чешуи
2 – зачаточные листья
3 – конус нарастания
4 – зачаточные почки
5 - стебель

Задание 3. Выполните лабораторную работу № 3.
Тема: «Строение вегетативных и генеративных почек».
Цель работы: Изучить внешнее строение почек.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель.
2. Годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина чёрная).

Ход работы

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску) и укажите их размеры.
2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте её вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.
3. Пользуясь лупой и рисунком 47 учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную.
4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Отметьте, чем они отличаются друг от друга.
5. Сделайте схематический рисунок строения почки и подпишите её части.
6. Сделайте вывод почему называют зачаточным побегом, каковы особенности строения вегетативной и генеративной почек.
Вывод:
Почки называют зачаточным побегом, потому что в них есть зачаточные стебель, листья и почки.

Задание 1. Рассмотрите рисунок.
Выпишите цифры, которыми обозначены простые листья: 1, 2, 4, 6, 8.
Выпишите цифры, которыми обозначены сложные листья: 3, 5, 6, 7.

 §9. Лист, его строение и значение

Задание 2*. Выполните лабораторную работу
Тема: «Внешнее строение листа».
Цель работы: Изучить внешнее строение простых и сложных листьев.

Материалы

1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
2. Гербарные экземпляры листьев: шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

1. Рассмотрите зелёный лист пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради лист и надпишите названия частей.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками листа традесканции и отметьте, в чем различия.
3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.
4. Сделайте вывод о различии строения простых и сложных листьев.
5.Запишите результату в таблицу.

 §9. Лист, его строение и значение

Вывод:
Простые листья имеют одну листовую пластинку, а сложные – две и более.

Задание 3. Рассмотрите рисунок части поперечного среза листа. Расскажите о строении устьица. Напишите названия частей устьица и клеток листа, обозначенных цифрами. Кратко перечислите их функции.

 §9. Лист, его строение и значение

1 – клетка листа
2 – клетка устьица
3 – замыкающая клетка
4 – дыхательная полость
5 – устьичная полость

Задание 4. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Основной функцией листа является образование органических веществ из неорганических.
2. Процесс испарения воды листьями осуществляется через устьица.
3. Через устьица в воздух выделяется кислород и удаляется углекислый газ. Этот процесс называется дыхание.
4. Удаление ненужных веществ у растений осуществляется осенью благодаря листопаду.

Задание 5. Назовите видоизменения листьев, изображенных на рисунке.

 k

1 – чешуевидные листья
2 – колючки 
3 – усики

Задание 1. Рассмотрите рисунок поперечного среза стебля трехлетнего побега липы. Определите части стебля. Расставьте соответствующие цифры на рисунке:

 §10. Стебель, его строение и значение

1 – корка;
2 – луб;
3 – кора;
4 – камбий; 
5 – древесина с годичными кольцами;
6 – сердцевина.

Задание 2. Установите соответствие между строением и функциями частей стебля.

 §10. Стебель, его строение и значение

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Назовите побеги и укажите признаки их видоизменений.

 §10. Стебель, его строение и значение

1 – корневище 
2 – клубень 
3 – луковица

Задание 4. Выполните лабораторную работу № 4.
Тема: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Цель работы: Изучить строение подземных побегов.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырея), луковица лука репчатого.

Ход работы

1. Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища для растения.
2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки. Опишите признаки, по которым вы их определили.
3. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у неё стебель и листья. Определите, чем отличается луковица от корневища и клубня.
4. Сделайте вывод о сходстве и различии строения корневища, клубня и луковицы.
Вывод:
Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. Лук и картофель – шарообразные плоды. Различие заключается во внешнем виде.

Задание 1. Рассмотрите рисунок, напишите названия частей цветка и укажите их функции.

 §11. Цветок, его строение и значение

Задание 2. На основании какого признака соцветия делят на простые и сложные?
Простые соцветия состоят из одного соцветия, а сложные из нескольких одинаковых соцветий.

Используя рисунки 74 и 75 учебника, назовите схематичные изображения соцветий. Приведите примеры растений.

 §11. Цветок, его строение и значение

Задание 3. Рассмотрите рисунки. Определите тип опыления растений. Дайте краткую характеристику каждого типа опыления.

 §11. Цветок, его строение и значение

Задание 4. Перечислите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Приведите два-три примера названий растений каждой группы. Объясните роль пчёл в опылении.

 §11. Цветок, его строение и значение


Роль пчёл в опылении растений – переносит пыльцу с цветка на цветок.

Задание 1. Повторите §11 учебника. Рассмотрите рисунок 71. Укажите на схеме цифрами части цветка, отметив, из какой части образуется плод.

 §12. Плод. Разнообразие и значении плодов

Задание 2. Используя рисунок. Приведите примеры двух-трёх способов распространения плодов и семян. Назовите растения, которым они свойственны. Кратко опишите наблюдения в природе.

 §12. Плод. Разнообразие и значении плодовВетром (1,6 ), самостоятельно (2,3,7), прикрепляясь к животным и людям (5,7,9).

Задание 3. Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. Назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием его плода.
Название плодов: семянка, боб, коробочка, жёлудь, стручок, двукрылатка, крылатый орех, зерновка.
А. Горох – боб 
Б. Мак (или белена) – коробочка 
В. Берёза – крылатый орех
Г. Капуста – стручок 
Д. Дуб – жёлудь
Е. Клён – двукрылатка
Ж. Кукуруза (или пшеница) – зерновка
З. Подсолнечник (или череда) – семянка 
И. Лещина – крылатый орех

 §12. Плод. Разнообразие и значении плодов

1 – коробочка 7 – стручок
2 – коробочка 8 – двукрылатка
3 – крылатый орех 9 – зерновка
4 – жёлудь 10 – зерновка
5 – крылатая семянка 11 – семянка
6 – боб 12 – семянка

Задание 4. Используя информационные ресурсы и свой опыт, подготовьте сообщение об использовании человеком плодов и семян названных растений.

Пшеница – в виде муки широко применяется в кулинарии.
Рис – продукт питания.
Горох – продукт питания.
Фасоль – продукт питания.
Хлопок – используется при изготовлении ткани.
Арахис – продукт питания.
Кокосовая пальма – продукт питания.

Задание 1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

2. У всех цветковых растений семя содержит зародыш нового растения.
3. Эндосперм – питательная ткань семени однодольного и двудольного растения.
4. На свету семена зелёных растений прорастают быстрее.
6. Корневые волоски – это выросты клеток покровной ткани корня.
7. Пестик – это орган, где формируется семязачаток с яйцеклеткой.
9. Проросток любого растения состоит из двух частей – корня и побега.
10. Лист – орган фотосинтеза, газообмена и испарения.
11. Устьице – это дыхательные клетки в кожице листа. 
12. Цветок – орган полового размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод. 
13. Видоизменение органов обусловлено приобретением новых функций в связи с жизнью растения в изменяющихся условиях среды. 
14. Клетки камбия осуществляют рост стебля в длину. 
16. Опыление – это перенос пыльцы из пыльника тычинки на рыльце пестика. 
17. Главные части вегетативного побега – стебель, листья, почки; главные части генеративного побега – цветок, плод, семена. 
18. Почка – это зачаточный побег. 
23. Корневище – видоизмененный побег. 
24. Видоизменение листа обусловлено приобретением новых функций.

Задание 2. Выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения.

1. Прорастание семени начинается: a – поглощение воды.
2. Зародыш семени состоит: в – из эндосперма, корня и листьев.
3. Проводящая ткань, по которой вода и растворенные вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называется: в – луб.
4. Корни, образующиеся на стеблях и листьях, называются: б – придаточными.
5. Рост побега ели в длину осуществляется благодаря: б – генеративной почки.
6. В генеративной почке находятся зачатки: б – листа, стебля, цветка.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Сходство строения семян однодольных и двудольных растений состоит в том, что имеется зародыш и эндосперм.
2. В период прорастания семенам необходимы следующие условия: вода, кислород, температурные условия, особое освещение, питательные вещества, глубина посева. 
3. Почка отличается от побега тем, что почка – зародыш побега.
4. Осевая часть побега – стебель. Он служит для выноса листьев. Боковые части побега – листья. Они служат для накопления питательных веществ, образующихся в процессе фотосинтеза.
5. Почка является зачатком нового побега, так как она имеет почечку, стебелек, корешок.
6. Мякоть листа называют фотосинтезирующей тканью потому, что ее клетки содержат хлорофилл. 
7. Цветок представляет собой систему органов, обеспечивающих размножение растения, так как пестик – женский орган размножения, а тычинки – мужской.
8. Многообразие плодов – результат длительной эволюции растений, обеспечивающей благоприятное существование в данной среде.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

Задание 1. Используя рисунок 85 учебника, кратко опишите процесс минерального почвенного питание растений.

С помощью корневых волосков растения всасывает из почвы воду и минеральные вещества, которые затем поступают в трахеиды, по которым поступают к листьям растения.

Задание 2. Назовите удобрения и опишите их роль в жизни растений.

 §13. Минеральное питание растений и значение воды

Задание 3.Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных веществ. 
2. Корень всасывает из почвы воду с минеральными веществами с помощью корневых волосков в зоне всасывания. 
3. Микроудобрения – удобрения, которые нужны растению в небольшом количестве.

Задание 4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о приспособлениях к воде у растений разных экологических групп. Запишите в тетради план сообщения.

У растений, свободно плавающих по воде, вроде кувшинок, корни опущены в воду. Для них характерно особое строение: например, устьица располагаются только на верхней стороне воздушных листьев.

Задание 1. Рассмотрите в учебнике рисунок 90. Объясните роль фотосинтеза в жизни растений.

Благодаря фотосинтезу растение получает органические вещества, необходимые ему в процессе жизнедеятельности.

Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлоропластах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.
3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой , а воздушное (листовое) – является основным поставщиком органических веществ.
4. Зелёные растения – автотрофы, то есть они способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических.

Задание 3. Выполните практическое задание 5, данные в конце параграфа. Запишите результаты наблюдений и выводы.

(Скорее всего в конце предложен опыт , в котором растения ставят в темный шкаф, если это так, то растение в шкафу завянет, т.к. не получает достаточно света для процесса фотосинтеза. Это доказывает необходимость фотосинтеза в жизни растений.)

Задание 4. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Фотосинтез – единственный на планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключённую в неорганических веществах.
2. Все живые организмы существуют за счет солнечной энергии, заключённой в органических соединениях, образовавшихся в процессе фотосинтеза.
3. Углекислый газ выделяется в процессе дыхания живых организмов, гниения, брожения, извержения вулканов, горения. Большая часть его расходуется зелёными растениями при фотосинтезе на образование органических веществ.

Задание 1. Рассмотрите рисунок 93 и таблицу 1 учебника. Укажите в таблице черты сходства и различия процессов фотосинтеза и дыхания.

 §15. Дыхание и обмен веществ у растений

Задание 2. Опишите кратко процессы превращения энергии:

при фотосинтезе – энергия запасается в виде органических веществ, преимущественно углеводов
при дыхании – происходит окисление органических веществ , выделяется энергия
при расщеплении в клетках органических веществ на неорганические – энергия расходуется
при образовании новых клеток – энергия расходуется

Задание 3. Установите взаимосвязь организма со средой. Представьте свой ответ в виде схемы или модели.

 §15. Дыхание и обмен веществ у растений

Задание 4. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Дыхание происходит в клетках всех органов непрерывно только на свету.
3. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются, при этом высвобождается химическая энергия.

Задание 1. Заполните схему, используя текст учебника. Укажите отличительные признаки полового и бесполого размножения.

 §16. Размножение и оплодотворение у растений

В половом размножении участвуют пестики и тычинки, когда как в бесполом участвуют вегетативные части растения или споры.

Задание 2. Рассмотрите схему на с. 87 учебника. Составьте короткий рассказ о происходящих процессах и их результатах.

В пыльниках образуются пылинки, а в завязи – семязачатки. Пыльца переносится на рыльце, происходит двойное оплодотворение, в результате которого формируется зародыш. Семя, попадая в почву, прорастает. Образуется проросток.

Задание 3. Рассмотрите рисунки 95 и 96 учебника. Заполните пропуски в тексте.

1. Процесс оплодотворения у цветковых происходит в пестике, конкретно – в зародышевом мешке.
2. Опыление у цветкового растения – это перенос пыльцы из пальника на рыльце пестика.
3. Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток.
4. Зигота – это новая клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения.
5. Из зиготы развивается проросток нового растения.

Задание 4*. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о жизни и научной деятельности российского учёного-ботаника С.Г. Навашина. Составьте план сообщения.

1. Биография
2. Обучение
3. Вклад в науку

Задание 1. Заполните таблицу. Приведите два-три примера для каждой группы растений.

 §17. Вегетативное  размножение растений, и его использование человеком

Задание 2. Рассмотрите рисунок 98 учебника. Назовите способы размножения растений, изображённых на рисунке. Приведите один-два примера растений, которые размножаются указанным способом.

 §17. Вегетативное  размножение растений, и его использование человеком

1 – клубнем (картофель, батат)
2 – отводками (смородина, крыжовник)
3 – луковицами (тюльпан, гиацинт)
4 – черенками (смородина, слива)
5 – корневищем ( ландыш, фиалка)
6 – ползучими побегами (луговой чай, клюква)

Задание 1. Обратитесь к тексту §18 учебника. Кратко опишите приведённые ниже этапы жизни цветкового растения. Обозначьте цифрами их последовательность в ходе развития растения.

2) Семя, попадая в благоприятные условия, прорастает и образует проросток.
1) Зигота образуется после слияния мужской и женской половых клеток растения. Вскоре из зиготы образуется зародыш семени.
3) Проросток быстро растет в благоприятных условиях благодаря деятельности корней и листьев.

Задание 2. Назовите различия между ростом растения и его развитием. Охарактеризуйте основные черты каждого процесса.

Рост растения – необратимое увлечение длинны и массы организма.
Развитие растения – качественное изменение в строение и жизнедеятельности растения.

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами последовательность этапов (периодов) индивидуального развития цветкового растения. Охарактеризуйте кратко особенности каждого периода.

 §18. Рост и развитие растений

1 – семя: на этом этапе сухое семя содержит зароды растения и питательные вещества;
2 – проросток: на этом этапе растение активно растет;
3 – проросток, который подрос, начинает развиваться;
4 – взрослое растение способно к половому размножению. 

Назовите растение , изображенное на рисунке: кукуруза.

Задание 4. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Индивидуальное развитие организма растения зависит от условий окружающей среды.
3. Растение может очень долго (десятки лет) существовать в состоянии покоящегося зародыша (внутри семени).

Задание 5*. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта о влиянии экологических факторов вашей местности на развитие растений. Составьте план проекта.

1. Влияние газоводов на растения
2. Влияние резко континентального климата на растения.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Весной добывают сладкий берёзовый сок. Для этого в коре берёзы делают разрез. От какого (восходящего или нисходящего) тока веществ берут этот сок ?
Нисходящего.
2. Что произойдет с берёзой, если у неё взять очень много сока ?
Усохнет, так как в соке содержатся органические вещества, необходимые растению.
3. Почему бесполое размножение так широко представлено в царстве растений, т.к. обеспечивает их быстрое расселение и захват новых территорий.

Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Только растения могут поглощать энергию солнечного излучения.
5. Зелёные растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют её в энергию химических связей.
6. С появлением на Земле зелёных растений образовался атмосферный кислород.
7. Дыхание – это расщепление сложных органических веществ на более простые, неорганические , и освобождение энергии химических связей.
8. Обмен веществ – это питание и дыхание растений.
9. Размножение свойственно всем живым организмам.
10. Оплодотворение происходит в зародышевом мешке.
11. Опыление у цветковых – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
14. Двойное оплодотворение – это слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.
15. Половое размножение – это оплодотворение.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Растения получают необходимую для жизнедеятельности энергию с помощью фотосинтеза. Это воздушное питание.
2. Растения образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.
3. Существует два типа питания, которые различаются тем , что в процессе воздушного (или фотосинтеза) питания происходит и образуются, а в процессе растение поглощает минеральные соли и воду.
4. Экологические факторы – это факторы: температуры, освещения, влажности, доступности кислорода, наличия минеральных веществ, создающие окружающую среду, в которой развивается растение.
5. Индивидуальное развитие организма растения зависит от суточной периодичности, так как в течение суток происходит смена дня к ночи.
6. Сезонная периодичность характеризуется сменой температуры. Это влияет на такие процессы жизнедеятельности растений, как фотосинтез и испарение воды.

Задание 4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. У растений различают два типа размножения
г) половое и бесполое.
2. Зигота – особая клетка, образовавшаяся в результате:
в) слияния сперматозоида (спермия) с яйцеклеткой.
3. Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:
б) слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.
4. Преимущества вегетативного размножения состоят в том , что:
а) дочерние растения в значительной степени повторяют качества материнского организма.

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира

*1. Из предложенного списка выберите и запишите в таблицу виды и роды растений: ромашка лекарственная, рябина, калина красная, ель, сосна обыкновенная, сосна сибирская, черёмуха, колокольчик.

Название рода растений

Название вида растений

Рябина

Ромашка лекарственная

Ель

Калина красная

Черемуха

Сосна обыкновенная

Колокольчик

Сосна сибирская

*2. Поясните, что означает бинарное название вида. Приведите видовых названий растений одного рода, распространённых в вашей местности.

1. Ромашка лекарственная.
2. Ромашка обычная.
3. Ромашка западная.

*3. Рассмотрите рисунок 104 учебника. Приведите примеры каждой группы растений. Запишите в тетради соподчинение групп, начиная с царства, на пример какого-либо вида растения.

Царство – растения, отдел – цветковые, класс – двудольные, 
порядок – астроцветные, семейство – астровые, род – ромашка, вид – ромашка лекарственная.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта или напишите короткий рассказ о жизни и деятельности шведского учёного – систематика растении К. Линнея. Составьте план.

1. Жизнь К. Линнея.
2. Вклад в науку.
3. Научные труды К. Линнея.

*1. Сравните строение и функции водорослей и высших растений. Заполните таблицу.

Признаки

Водоросли

Высшие растения

Строение тела

Слоевище. Корней и органов нет

Наземный побег, корень, есть органы (цветки, листья)

Питание

Автотрофное

Автотрофное

Наличие хлорофилла в клетках

Есть

Есть

Роль в природе

Является важным звеном в цепи питания, обеспечивают кислородом водную среду (фотосинтез), участвуют в почвообразовании

Является важным звеном в цепи питания, способны к фотосинтезу, участвуют в почвообразовании

*2. 1. Поставьте цифры к названиям частей клетки хламидомонады в соответствии с рисунком:

8 – цитоплазма;
1 – жгутик;
7 – клеточная стенка;
9 – клеточная мембрана;
4 – ядро с ядрышком;
2 – пульсирующие вакуоли;
5 – чашевидный хроматофор;
3 – светочувствительный глазок;
6 – крахмальное тельце.

 §20. Водоросли, их многообразие в природе

2. Опишите особенности строения клетки хламидомонады как свободноживущего организма, отличающие её от типичной растительной клетки.

Она имеет жгутики, светочувствительный глазок и пульсирующие вакуоли, которые помогают ей существовать как самостоятельный организма.

*3. Назовите типы размножения водорослей.

I тип – характерно образование зооспор: бесполое размножение.
II тип – характерно образование гамет: половое размножение.

*4. 1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

Важным признаком в определении названия группы водорослей является цвет их основного пигмента – хлорофилла, участвующего в процессе фотосинтеза.

2. Для прикрепления к грунту у водорослей имеются ризоиды.

3. На наибольшей глубине проникновения света в морях (до 200 м) обитают красные водоросли.

4. Тело водорослей называют слоевищем (таллом).

5. Из предложенного списка вычеркните названия водорослей, не существующих в природе:

золотистые, фиолетовые, бурые, зелёные, красные, синезелёные.

*5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о значении водорослей в природе и в жизни человека. Составьте план сообщения.

1. Водоросли в природе: фотосинтез и планктон.
2. Водоросли в цепи питания.
3. Водоросли как источник важных микроэлементов.
4. Ламинария – съедобная водоросль.

*1. Охарактеризуйте основные признаки отдела моховидных и признаки каждого класса в отделе.

Отдел Моховидные

Классы

Признаки отдела

Признаки класса

Роль в природе

Печёночники

Отдел растений со слабо развитой протонемой; распространены по всему земному шару, особенно в тропиках. Число видов – от 6 до 8 тысяч

Слоевище, разделенное на две ткани, стелющиеся, есть ризоиды

Фотосинтез

Листостебельные

Листостебельные размножаются половым и бесполым путем, оплодотворение происходит при наличии воды

Наличие микроскопических листьев и стебля, ризоидов, спорофит, приспособлен к воздушной среде

Автотрофы, часть пищевой цепи, регуляторы водного режима ландшафтов, торфонакопители

*2. Составьте короткий рассказ о том, что изображено на рисунке. Назовите этапы (стадии) этого процесса, отмеченные цифрами. На рисунке показан жизненный цикл мхов.

 §21. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Жизненный цикл мхов.
1. У мхов сперматозоид передаётся женскому растению и оплодотворяет яйцеклетку, образуя зиготу. Зигота, находясь внутри женского организма, делится, после чего из нее развивается коробочка
2. В коробочке созревают споры. 
3. Ветром эти споры уносятся от родительского растения
4. Споры, попав в почву, прорастают в протонему
5. Протонема образует новое растение.

*3. Опишите роль главного факторы в размножении мхов.

Это вода. Без воды сперматозоиды мхов не способны достигнуть яйцеклетки.

*4. Выполните лабораторную работу №6.

Тема: «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.
2. Кукушкин лён (гербарный и раздаточный материал), мох сфагнум.

Ход работы

1. Изучите особенности строения зелёного мха на примере кукушкина льна: его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2. Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.
3. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.
4. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они легко разлетаются от дуновения. Сделайте вывод о расселении растения.
5. Сравните кукушкин лён с болотным мхом сфагнумом. Отметьте особенности их строения, формы листьев, коробочек, стеблей.
6. На предметное стекло поместите большую каплю воды. Положите на неё сфагнум. Понаблюдайте, что произойдёт.
7. Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

Вывод: в отличие от низших растений – водорослей и лишайников – тело большинства мохообразных представлено побегом, состоящим из стебля и листьев, только у части мохообразных тело представлено слоевищем.

*1. Составьте сравнительную характеристику плаунов, хвощей и папоротников, заполнив таблицу.

Признаки

Отделы

Плауны

Хвощи

Папоротники

Среда обитания

Широко представленных от тундры до тропиков

Северное полушарие

Повсеместно

Признаки организации (одноклеточные или многоклеточные)

Многоклеточные

Многоклеточные

Многоклеточные

Органы, системы органов

Имеют листья, корень, стебель

Корень, чешуеподобные листья и стебель

Листья, стебель, корень

Способы питания

Автотрофно

Автотрофно

Автотрофно

Способы размножения

Чередование гаметофита и спорофита; половое размножение только в воде

Чередование гаметофита и спорофита; половое размножение только в воде

Чередование гаметофита и спорофита; половое размножение только в воде

Особые черты

Имеют простые некрупные листья, Спорогонии собраны в колоски

Листья чешуевидные, стебли пропитаны кремнеземом

Листья сложные, листовые пластинки длинные. Встречаются травы, деревья, лианы

Разнообразие (два-три примера)

Плаун-баранец, плаун булавовидный

Хвощ полевой, хвощ луговой

Щитовник мужской кочедыжник, орляк

*2. Внимательно прочитайте задание 5 к § 22 учебника. Повторите материал о размножении мхов. Сделайте вывод.

Наблюдается сходство с процессом размножения хвощей, папоротников и плаунов: половое размножение у них может проходить только в воде, гаметофит чередуется со спорофитом. У мхов, однако, преобладает гаметофит.

*3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. У папоротников, в отличие от мхов, имеются стебель, корни и листья, а также различные ткани: покровная, механическая и проводящая
2. В цикле развития папоротников, хвощей и плаунов наблюдается чередование полового размножения с помощью гамет и бесполого размножения с использованием спор.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта о роли высших споровых растений в природе. Составьте план проекта.

1. Роль папоротников.
2. Роль плаунов.
3. Роль хвощей.

*1. Охарактеризуйте процессы размножения растений спорами и семенами. Укажите особенности каждого способа.

Размножение спорами: происходит чередование гаметофита и спорофита. Из спор бесполого поколения вырастает гаметофиты. Они имеют специальные мужские и женские половые органы, в которых развиваются гаметы. Необходима вода.
Спорами размножаются: водоросли, грибы, лишайники, папоротники, плауны, мхи, хвощи.
Размножение семенами: в семени содержится зародыш и запас питательных веществ. Семенная кожура защищает зародыш от высыхания.
Семенами размножаются: покрытосеменные и голосеменные.

*2. Определите растение, изображённое на рисунке. Напишите названия частей побега, обозначенные цифрами.

 §23. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1 – мужская шишка (скопление).
2 – женская шишка.
3 – молодая зрелая шишка.
4 – иголки (видоизмененные листья).
5 – стебель.
6 – зрелая женская шишка.

*3. Составьте сообщение о развитии семени, используя рисунок. Назовите процессы, изображённые на рисунке.

 §23. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1. В мужских шишках развивается пыльца – совокупность пылинок, в которых позже образуются спермии. 
2. Пылинки разносятся ветром и попадают в семязачаток, голо лежащий на чешуйках женской шишки.
3. Пылинки прорастают, образуя спермии и пыльцевую трубку, которая доставляет их к семязачатку, несущему яйцеклетку. Образуется зигота.
4. Зрелое семя распространяется ветром и прорастает.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта (или сообщение) о разнообразии хвойных лесов России. Составьте план.

1. Сосна.
2. Ель.
3. Пихта.
4. Можжевельник.
5. Лиственница.
6. Кедр.

*1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

Покрытосеменные растения имеют и другое название – цветковые.
Так же как и голосеменные, они образуют семена, но, в отличие от голосеменных растений, семена покрытосеменных находятся в плодах, образующихся из завязи пестика цветка.

*2. Повторите § 23 учебника. Дайте сравнительную характеристику названным в таблице отделам растений. Сделайте вывод.

Сходство и различия голосеменных и покрытосеменных растений

Объект сравнения

Голосеменные растения

Покрытосеменные растения

Листья

Игольчатые или чешуевидные, вечнозелёные

Разные

Семена

Ничем не защищены

Окружены плодом

Жизненные формы

Деревья и кустарники

Все жизненные формы

Места обитания

Северное полушарие

Повсеместно

Типы размножения

Семенами

Семенами


Вывод: покрытосеменные и голосеменные размножаются семенами, однако семена голосеменных ничем не защищены, имеются внешне отличия (жизненные формы, листья).

*3. Используя текст 24 и таблицу 3 учебника, сравните основные признаки двудольных и однодольных растений. Составьте короткий рассказ по результатам сравнения известных вам растений.
Примерный план рассказа
1. Строение семени.
2. Строение зародыша семени.
3. Расположение питательных веществ в семени.
4. Развитие зародышевого корня семени.
5. Особенности строения и жилкования листьев.
6. Преобладающая жизненная форма растения.

У двудольных семя имеет две доли, у однодольных – только одну. Запасные питательные вещества содержатся в эндосперме, у двудольных иногда встречаются и в зародыше. У однодольных растений листья имеют параллельное или дуговое жилкование, у двудольных – перистое или пальчатое. Влагалищный черешок чаще встречается у однодольных (хотя и слабо выражен), но бывает и у двудольных. Проводящая система однодольных состоит из многих отдельных пучков. В отличие от двудольных, кольца камбия у стебля нет. У двудольных проводящая система кольцевая. Зародышевый корешок вырастает не сразу и обычно образует несколько корней, когда как у двудольных он развивается быстро и образует стержневую корневую систему. Однодольные – травы, двудольные – травы и деревья.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта (или сообщение) об охраняемых видах покрытосеменных растений. Составьте план.

1. Причины вымирания многих видов покрытосеменных.
2. Покрытосеменные, нуждающиеся в охране в нашей области.

*1. Рассмотрите рисунки 127-131 учебника. Опишите в таблицах строение цветков и плодов двудольных растений на примере двух семейств (по выбору).

Семейство Розоцветные

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Яблоня

Двойной околоцветник, 5 чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок, один пестик

Яблоко

Малина

Двойной околоцветник, 5 чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок и пестиков

Костянка


 

Семейство Мотыльковые (Бобовые)

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Горох

5 лепестков, 2 передних (иногда) и чашелистики сросшиеся, 10 тычинок

Боб

Фасоль

5 лепестков, 2 передних (иногда) и чашелистики сросшиеся, 10 тычинок

Боб


 

Семейство Крестоцветные (Капустные)

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Капуста кочанная

4 чашелистика, лепестка, 6 тычинок (2 короткие, 4 длинные), 1 пестик

Стручок

Капуста брюссельская

4 чашелистика, лепестка, 6 тычинок (2 короткие, 4 длинные), 1 пестик

Стручок


 

Семейство Паслёновые

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Картофель

5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 5 тычинок и один пестик

Ягода

Табак

5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 5 тычинок и один пестик

Коробочка


 

Семейство Сложноцветные (Астровые)

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Одуванчик

Мелкие, чашечки хохолком или ее нет, 5 сросшихся лепестков

Летучая семянка

Цикорий

Мелкие, чашечки хохолком или ее нет, 5 сросшихся лепестков

Летучая семянка

*2. Дайте название одного из семейств класса двудольных растений. Назовите представителей этого семейства. Укажите основные особенности и приведите примеры использования растений этого семейства человеком.

1. Семейство – Астровые.
2. Представители этого семейства: подсолнечник, василек, бодяк, нивяник, мать-и-мачеха, цикорий.
3. Основные особенности представителей этого семейства: мелкие цветки, чашечка хохолком или ее нет, лепестки сросшиеся в виде трубки, язычка или воронки. Листья простые. Плод – семянка или летучая семянка. 
4. Использование растений этого семейства человеком: используются семена (подсолнечник), а также само растение (из корня цикория делают напиток).

*3. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта (или сообщение) об использовании двудольных растений в хозяйственной деятельности. Составьте план.

1. Использование Розоцветных.
2. Использование Крестоцветных.
3. Использование Сложноцветных.
4. Использование Паслёновых.

*1. Рассмотрите рисунки 131-133 учебника. Опишите строение цветков и плодов на примере двух-трёх семейств однодольных растений (по выбору).

Семейство Лилейные

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Гиацинт

Простой венчиковидный околоцветник, шесть тычинок, один пестик

Коробочка

Кандык

Простой венчиковидный околоцветник, шесть тычинок, один пестик

Коробочка


 

Семейство

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Черемша

Обоеполый, околоцветник – шесть листочков и тычинок, один пестик

Коробочка

Лук репчатый

Обоеполый, околоцветник – шесть листочков и тычинок, один пестик

Коробочка


 

Семейство Злаки (Мятликовые)

Название растения

Строение цветка

Тип плода

Пшеница

Колоски, каждый состоит из двух цветковых пленок и чешуй, три тычинки, один пестик

Зерновка

Рожь

Колоски, каждый состоит из двух цветковых пленок и чешуй, три тычинки, один пестик

Зерновка


 

*2. Дайте название одного из семейств класса однодольных растений. Укажите основные особенности растений этого семейства и приведите примеры их использования человеком.

1. Семейство – Мятликовые (злаки).
2. Представители этого семейства: пшеница, тимофеевка, рожь, просо, ковыль, кукуруза.
3. Использование растений этого семейства человеком: широко в пищевой промышленности.

*3. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта (или сообщение) о роли злаков в жизни живых организмов. Составьте план.

1. Роль злаков в природе.
2. Роль злаков в жизни человека.

*1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Процесс эволюции растений сопровождался вымиранием организмов, не приспособленных к существованию в трудных условиях, и появлением новых форм, более приспособленных.
2. Первые живые обитатели Земли были примитивными организмами, похожими на современных бактерий.
3. Спустя много тысяч лет появились организмы, имеющие в клетках хлорофилл и способные осуществлять процесс фотосинтеза.
4. Все организмы, в клетках которых имеется сформированное ядро, называют эукариоты. Их относят к надцарству ядерные или эукариоты.
5. Выход растений на сушу произошёл примерно 450 млн лет назад.

*2. Охарактеризуйте основные процессы жизнедеятельности представителей каждого названного в таблице отдела растений. Сделайте вывод о направлении эволюции растений.

Сравнительная характеристика отделов растений

Группа растительных организмов

Примеры представителей

Условия обитания

Способы размножения

Голосеменные

Ель, пихта

Не слишком жаркий климат

Семенами

Покрытосеменные (Цветковые)

Одуванчик, подсолнух

Повсеместно

Семенами

Папоротниковидные

Щитовник, Костенец

В местах с высокой влажностью

Спорами

Моховидные

Сфагнум, Беллуция

В местах с высокой влажностью

Спорами

Водоросли

Ламинария, Хламидомонада

В местах с высокой влажностью

Спорами


Вывод: голосеменные и покрытосеменные размножаются семенами, распространены повсеместно. Папоротники, мхи и водоросли могу существовать в местах с высокой влажностью, так как размножение у них спорами.

*3. Подготовьте обоснованный ответ.

1. Почему выход растений на сушу обусловил разделение тела растений на корень и побег?

Корень нужен для закрепления растения в почве, побег для проведения минеральных веществ от корня к листьям и цветкам, а органических веществ от листьев к корням.

2. Почему эволюция покрытосеменных (цветковых) растений тесно связана с эволюцией животных?

Из-за того, что животные являются распространителями семян покрытосеменных.

3. Почему некоторые виды растений называют живыми ископаемыми? Приведите примеры таких растений.

Папоротники, хвощи и плауны называют живыми ископаемыми, так как раньше, во время пика эволюции эти растения были в основном древесными формами. Существовали целые леса. Сейчас остались лишь подобные им травы.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о редких и исчезающих видах растений, об их охране. Составьте план сообщения.

1. Редкие растения мира.
2. Редкие растения России.
3. Редкие растения нашей области.
4. Как сохранить природу.

*1. Ответьте на вопросы.

1. Что называют центрами происхождения культурных растений?

Родина диких предков данного растения.

2. Назовите растения, которые используются в пищу и входят в состав вашего меню. Из каких центров происходят эти растения?

Рис (Китай), огурец (Индия), картофель (Южная Америка), пшеница (Турция), помидор (Южная Америка), яблоко (Азия).

3. Опишите характерные черты внешнего строения и особенности распространения известных вам сорных растений садов, огородов и полей.

Для сорняков характерна высокая семенная продуктивность, различные способы распространения, высокая сохранность семян в почве.

*2. Приведите примеры представителей семейств, демонстрирующих родство дикорастущих и культурных растений. Опишите использование этих растений человеком.

1. Семейство Мятликовые
Дикорастущее растение  рогоз 
Культурное растение 
– рожь 
Применение: 
используется человеком в пищу и как корм для скота.

2. Семейство Сложноцветные
Дикорастущее растение  одуванчик 
Культурное растение 
– подсолнух 
Применение: 
семена используются в пищу.

3. Семейство Крестоцветные
Дикорастущее растение  пастушья сумка
Культурное растение – капуста
Применение: используется в пищу.

*3. Напишите короткий рассказ об истории окультуривания дикорастущих растений человеком.

Окультуривание растений началось в каменном веке, когда человек наряду с собирательством съедобных плодов, ягод начал выращивать нужные ему растения. Отбирая лучшие по потребительским качествам растения (крупные плоды, хороший вкус и т.п.), он вёл бессознательный искусственный отбор. С течением времени непрерывный отбор привёл к созданию культурных растений.

*1. Кратко опишите происхождение и значение одного из известных вам растений – картофеля, капусты или пшеницы.

Значение картофеля велико. Он является одним из основных продуктов питания и достаточно доступным. Картофель в нашей стране выращивают повсеместно.

*2. Назовите культурные растения, которые в виде фруктов и овощей ввозятся в нашу страну из других стран. Пользуясь информационными ресурсами, укажите центры происхождения этих растения. Опишите их качества, полезные для организма человека.

Банан (Малайский архипелаг), манго (Индия), авокадо (Мексика) и др. Польза заключается в богатом витаминном составе и наличие большого количества углеводов.

*1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Систематика – наука о классификации растений.
2. Вид – основная единица царства растений.
6. Зелёные водоросли с помощью хлорофилла осуществляют фотосинтез.
7. Наиболее высокоразвитые растения – покрытосеменные.
8. В цикле развития моховидных чередуется половое и бесполое размножение. 
10. У мхов, плаунов, хвощей и папоротников в цикле развития происходит чередование бесполого и полового размножения.
11. Хвоинки – это зелёные листья.
13. У покрытосеменных семена находятся в плоде.
15. Большинство культурных растений – представители отдела покрытосеменных.
16. Многообразие отделов растений на Земле – результат эволюции.
17. Возникновение фотосинтеза – важный этап в развитии растительного царства.
18. Покрытосеменные появились на Земле благодаря животным-опылителям. 
19. Покровная ткань с устьицами – свойство растений, произрастающих на суше.
20. Старый Свет дал миру растения, из которых готовят хлеб.
21. Новый Свет дал миру овощи и фрукты.
22. Культурные растения – результат искусственного отбора.
23. Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра.
25. Зелёные водоросли дали начало высшим растениям.

*2. Ответьте на вопросы.

1. Почему максимальная глубина обитания водорослей в морях не превышает 200 м, тогда как рыбы могут жить на глубине более 5000 м?

Для фотосинтеза водорослям нужен свет, а на глубину больше 200 м он не проникает.

2. Почему на стенках аквариумов появляется «зелень»?

Развиваются благоприятные условия для появления микроскопических водорослей: много света и воздуха.

3. Почему семена лучше обеспечивают размножение растений, чем споры?

Потому что семена имеют запас питательных веществ, защищены плотной оболочкой, имеют зачатки взрослого растения.

4. Почему споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны) произрастают только во влажных местах, а семенные (голосеменные и покрытосеменные) могут расти в засушливых местах?

Потому что размножение споровых растений невозможно без воды.

*3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Самые древние растения на планете Земля – водоросли. Они существуют преимущественно в водной среде.
2. Сходство водорослей с высшими растениями, произрастающими на суше, состоит в том, что они имеют хлорофилл и осуществляют на свету фотосинтез.
3. Водоросли составляют основную часть в водных экосистемах. В процессе жизнедеятельности они образуют огромную массу кислородаорганических веществминеральных веществ, необходимую для всего живого мира.
4. Многие представители классов покрытосеменных и голосеменных используются человеком на протяжении тысячелетий.
5. Разнообразие культурных растений появилось в результате естественного отбора.
6. Условия жизни на Земле не влияют на распространение разнообразных групп растений.

*4. Составьте короткий рассказ с пояснением значения приведённых терминов: эволюция, прокариоты, искусственный отбор, древние растения, вымершие растения, современные растения, растения Старого Света, растения Нового Света.

Эволюция – процесс развития жизни на Земле. Благодаря эволюции из самых первых безъядерных организмов – прокариотов, возникло все живое. Самые первые растения называют древними, они являются предками многих современных растений, произрастающих в наше время. Многие древние растения вымерли в результате естественного отбора. Человек возделывал растения, используя естественного отбора. В результате, появились культурные растения. Новый Свет – открытая Колумбом Америка – дали миру овощи и фрукты, а Старый Свет, главным образом Евразия, дали миру зерновые растения.

*5. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Красный цветок, вероятнее всего, не опыляется:

б) ветром

2. Вы осмотрели цветок и нашли в нём шесть ярких лепестков. Этот цветок, вероятнее всего, из семейства:

б) лилейных

3. Растение, у которого жилки листа образуют ветвистую сеть, относится:

б) двудольным

4. Большинство культурных растений – представители высших растений из отдела:

г) покрытосеменных

*6. Заполните таблицу.

Систематическая принадлежность растений

Система-тические единицы

Названия систематической единицы растения

Отдел

Зелёные водоросли

Моховидные

Папоротни-ковидные

Покрытосе-менные

Цветковые

Класс

Хлорофи-циевые

Листосте-бельные мхи

Хвощёвые

Хвойные

Двудольные

Семейство

Хламидо-монада

Политри-ховые

Хвощёвые

Сосновые

Бобовые

Род

Хламидо-монада

Кукушкин лён

Хвощ

Сосна

Горох

Вид

Хламидо-монада снежная

Кукушкин лён обыкно-венный

Хвощ полевой

Сосна сибирская

Горох посевной

Глава 5. Природные сообщества

*1. Сформулируйте определения понятий.

Биогеоценоз – устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой.
Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, связей с окружающей средой.
Растительное сообщество – устойчивая совокупность растений, обитающих на одной территории.
Природное сообщество – совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

*2. Приведите пример биотопа и кратко опишите взаимодействие обитающих в нём живых организмов.

Например, лес. Все начинается с растений: деревьев, кустарников, трав. Как автотрофы, они создают органические вещества. Они – начало пищевой цепи. Многие грибы живут в симбиозе с растениями, получая от них органические вещества и отдавая минеральные вещества. Растениями питаются травоядные и всеядные обитатели леса (потребители 1 порядка), а ими – всеядные и хищники (потребители 2 порядка). Умирая, животные при помощи редуцентов оставляют минеральные вещества, нужные растениям. Встречается в лесу конкуренция (между деревьями, например, за солнечный свет) и паразитизм (трутовик и дерево).

*3. Ознакомьтесь с заданием 5 к § 30 учебника и подготовьте сообщение. Составьте план.

*4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о двух-трёх природных сообществах России. Составьте план сообщения.

1. Природное сообщество Луг.
2. Природное сообщество Болото.

*5. Экскурсия

Весенние явления в жизни экосистемы родного края (лес, парк, луг, болото, степь и др.)
Дата проведения: 
15 апреля 
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши, папка.
Ход экскурсии

1. Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.

Парк. Преобладают травы, но есть и деревья (яблони). Много одуванчиков.

2. Назовите несколько цветущих растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.

Одуванчик – 1 апреля. Шиповник – 4 апреля. Яблоня – 9 апреля.

3. Опишите условия среды обитания двух-трёх раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.

У яблони сильный аромат, у одуванчика – яркий цветок – это привлекает насекомых-опылителей ранней весной, когда их еще не так много. Цветет много луковичных, т.к. питательные вещества еще с осени запасены у них в луковицах.

4. Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.

Для цветов, которые опыляются ветром, свойственны не очень яркие цветки, которые и за цветки принять трудно (например, у подорожника), у яблони и одуванчика цветки яркие и сильный аромат, так как они опыляются насекомыми.

5. Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений.

 §30. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

6. Сделайте вывод по результатам наблюдений.

Вывод: многие первоцветы имеют специальные приспособления, помогающие им выжить в условиях изменчивой погоды.

*1. Рассмотрите рисунок 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза и какие условия обитания складываются для растений в этих ярусах.

IV  травы: медуница, купена, вороний глаз, ветреница.
III – кустарники: орешник, крушина, калина.
II – низкорослые деревья: рябина, черемуха, яблоня, боярышник.
I – высокие деревья: дуб, липа, ясень, клён.

*2. 1. Охарактеризуйте признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе у растений и птиц.

Цвет цветка привлекает птиц. У растений специальное строение цветка для удобства опыления птицами, а у птиц специальные клювы.

2. Назовите признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе и грибов и растений. Приведите примеры.

Грибы не могут вырабатывать органические вещества самостоятельно, поэтому вынуждены существовать за счет кого-то. Грибы могут жить в симбиозе с растениями, образуя микоризу (как подберёзовик и берёза), или быть паразитами (фитофтороза, мукор).

*3. Используя дополнительную информацию, подготовьте сообщение о разнообразии видов основных природных сообществ вашего региона. Составьте план сообщения.

1. Степь.
2. Река.
3. Озеро.
4. Лес.
5. Парк.

*1. Рассмотрите рисунок 143 учебника. Запишите изменения, происходящие в растительных сообществах с течением времени. Кратко охарактеризуйте каждый этап естественной смены растительных сообществ.

1 – На территории появляются мелколиственные растения. Они начинают активно использовать ресурсы земли
2 – Вскоре они истощают природные запасы на своей территории, и другие мелколиственные растения не могут вырасти. Вырастают хвойные.
3 – Мелколиственные деревья еще могут существовать на этой территории, а тем временем уже начинает формироваться хвойный лес.
4 – Крона мелколиственных деревьев снизу уменьшается, а тем временем хвойные дорастают до размеров мелколиственных растений.
5 – аналогично 4 пункту.
6 – Новые мелколиственные растения уже не могут вырасти – условия слишком изменились. Мелколиственные растения стареют и умирают, а на их месте формируется устойчивое сообщество – хвойный лес. Хвойные деревья теневыносливы и могут существовать в самых суровых условиях среды.

*2. Назовите причины, вызывающие смену сообществ. Приведите два-три примера. Запишите их в таблицу.

Причины смены сообществ

Примеры

Внешние

Засуха, пожары, вызванные воздействием солнечных лучей

Внутренние

Истощение почв, большая конкуренция, недостаток света

Антропогенные

Вырубка лесов, загрязнение почв и воздуха


 

*3. Составьте прогноз последствий воздействия человека на природные сообщества. Поясните на одном из примеров.

Если человек и дальше продолжит разрушать природу, строя заводы близ лесов, вырубая леса, разжигая в лесах пожары, убивая лесных животных, собирание лесных растений, это может кончиться тем, что данный биогеоценоз исчезнет с лица Земли.

*1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Растительные сообщества – природная совокупность растений.
2. Растительное сообщество – это часть биогеоценоза.
3. Первый ярус в сообществе всюду представлен деревьями.
4. Высота растений – важная характеристика каждого яруса.
5. Растения разных ярусов живут в неодинаковых условиях.
6. Многообразие природных сообществ образует растительный покров Земли.
7. Природное сообщество – живая система (биосистема).
9. Городской парк называют агроценозом. 
11. Болота и луга – естественные растительные сообщества.
12. Поле и сад – это агроценозы.
14. Растительный покров состоит из растительных сообществ.

*2. Ответьте на вопросы.

1. Могут ли природные сообщества существовать без животных?

Нет.

2. Почему считают, что большое количество видов в природном сообществе обеспечивает его устойчивость?

Есть несколько источников пищи, и в случае вымирания какого-либо вида будет альтернатива.

*3. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Совокупность разных видов растений в природных сообществах называют:

б) фитоценозом

2. Природным сообществам дают названия:

в) самым многочисленным видам в сообществе

Осенне-зимние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (сентябрь – декабрь)

Природа осенью

*1. Проведите наблюдения за состоянием травянистых растений, кустарников, деревьев. Обратите внимание на цвет листьев, побегов.

*2. Зарисуйте отдельные растения, подпишите их названия, раскрасьте в соответствии с увиденным.

 §32. Смена природных сообществ и её причины

Листья растений

*1. Соберите опавшие листья различных растений.

*2. Расправьте и просушите их (под грузом).

*3. Подготовьте коллекцию листьев, подпишите названия растений.

Экскурсия

Дата проведения: 1 декабря
Тема: зимний парк.
Цель: выяснить, как выглядят растения зимой.

Вывод: зимой листья с деревьев и кустарников опадают, травы пережидают зиму под покровом снега. Травы, которые остались над ним увядают, темнеют, стебли не держат цветки.

Зимне-весенние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (январь – март)

Месяц

Числа месяца по декадам

Продолжи-тельность светового дня (средняя по декадам), ч, мин

Темпера-тура воздуха (средняя по декадам),

Тип осадков (по декадам)

Внешние изменения у растений

Январь

1–10

8

-19

Снег

В покое

11–20

8

-25

Снег

В покое

21–31

9

-16

Снег

В покое

Февраль

1–10

9

-20

Снег

В покое

11–20

10

-17

Снег

В покое

21–28(29)

10

-6

Снег

В покое

Март

1–10

11

-3

Снег

Начинают оттаивать

11–20

11

5

Дождь

Начинают оттаивать

21–31

12

15

Дождь

Появилась зелёная трава


Вывод: ближе к весне температура становится выше, а длина светового дня дольше. Это является сигналом для растений: они выходят из покоя.

Наблюдения за срезанными побегами

*1. В начале января срежьте побег (ветку) тополя (берёзы, липы, ивы). Поставьте в сосуд с водой.

*2. Наблюдайте за побегом в течение 7–10 суток.

*3. Проведите наблюдение за побегом, срезанным в начале марта.

*4. Запишите наблюдения в таблицу, выполните рисунки.

*5. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

 §32. Смена природных сообществ и её причины

Весенне-летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (апрель – июнь)

*1. Проведите наблюдения в апреле – июне за растениями лиственного, хвойного или смешанного леса, парка, луга, степи, болота (две-три природные среды по выбору).

*2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Природная среда (экосистема)

Название и сроки появ-ления травянистых цветущих растений

Количество найденных видов вечно-зелёных рас-тений (трав, деревьев, кустарников)

Начало цветения деревьев, кустарников. Названия этих растений

Способы опыления растений

Лиственный, хвойный или смешанный лес

Март

8

Конец апреля: ольха, верба

Ветром

Болото

Март

2

Апрель: пушица

Ветром

Степь

Апрель

1

Конец марта: ирис, ландыш

Насекомыми

Луг

Апрель

6

Апрель: первоцвет

Насекомыми

Парк

Март

3

Апрель: одуванчик; конец апреля: яблоня

Насекомыми и ветром

Вывод.
Первыми зацветают ольха и верба в лиственном лесу. Больше цветущих растений в степи. Опыление умногих первоцветов происходит при помощи ветра.

Летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (июнь – август)

Многообразие растительного мира

*1. Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или в сельской местности. Какие это растения?

*2. Изучите видовой состав растений, в том числе деревьев, кустарников, трав.

*3. Какие растения цветут, какие у них цветки и плоды, как происходит опыление?

*4. Составьте краткой описание результатов наблюдений.

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик: цветок корзинка, плод крылатая семянка

2.06

Яблоня: цветок зонтик, плод яблоко

3.06

Берёза: цветок сережка, плод орешек

4.06

Клен: цветок зонтик, плод двукрылатка

5.06

Вишня: цветок зонтик, плод костянка

7.06

Шиповник: цветок щиток, плод многоорешек

8.06

Чистотел: цветок зонтик, плод коробочка

9.06

Ирис: цветок одиночный, плод коробочка

10.06

Клубника: цветок щиток, плод орешек

11.06

Василек: цветок корзинка, плод семянка

12.06

Астра: цветок корзинка, плод семянка

13.06

Первоцвет: цветок зонтик, плод коробочка

14.06

Роза: цветок щиток

17.06

Ромашка: цветок корзинка, плод семянка

18.06

Тысячелистник: цветок корзинка, плод семянка

19.06

Фиалка: цветок одиночный, плод коробочка

20.06

Герань: цветок зонтик, плод ягода

21.06

Колокольчик: цветок метелка, плод коробочка

22.06

Лилия: цветок метелка, плод коробочка

23.06

Лук: цветок зонтик, плод коробочка


 

Разнообразие трав

*1. Обратите внимание на травянистые растения, растущие около вашего дома. Они однолетние или многолетние?

Многолетние.

*2. Как размножаются травянистые растения и что этому способствует?

*3. Составьте краткое описание результатов наблюдений.

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик:

2.06

Мать и мачеха:

3.06

Чистотел:

4.06

Подорожник:

5.06

Ромашка:

7.06

Ковыль:

8.06

Полынь:

9.06

Первоцвет:

10.06

Пырей:

11.06

Лебеда:

12.06

Щирица:

13.06

Лютик:

14.06

Клевер:

17.06

Чертополох:

18.06

Мать-и-мачеха:

19.06

Крапива:

20.06

Василек:

21.06

Амброзия:

22.06

Тысячелистник:

23.06

Лютик:


 

Споровые растения

Будучи за городом, в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь за ягодами, грибами или просто на отдых, обратите внимание на споровые растения.
Посмотрите, как разнообразны и красивые зелёные мхи. Выберите один-два побега каждого вида. Сделайте из них коллекцию мхов для себя или для школы.



Вариант решебника в картинках

Рабочая тетрадь №1

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 43 44 45 46 47

Рабочая тетрадь №2

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Поделись с друзьями: