ГДЗ ответы по естествознанию 5 класс Плешаков Сонин рабочая тетрадь


Описание решебника

Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекса к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс». В нее включены разнообразные вопросы, задания, практические работы. Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и в учебнике. ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетрадь по биологии Сонин Плешаков ФГОС. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Часть 1. Изучение природы

*1. Допишите определение.

Естественные науки – это науки, которые изучают природные явления.

*2. С помощью учебника заполните таблицу.

 Науки о природе

*3. Соотнесите названия наук и рисунки. Обозначьте рисунки соответствующими номерами.

1. Биология. 2. Геология. 3. Химия. 4. Физика. 
5. Астрономия. 6. Экология. 7. География.

 Науки о природе
* Нарисуйте эмблемы.

 Науки о природе

*1. Допишите предложения

К методам изучения природы относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

*2. Какие методы исследования представлены на рисунках? Напишите.

 Методы изучения природы

*3. Отметьте синим карандашом – то, что изучают с помощью экспериментов; зеленым – то, что определяют наблюдением; красным – то, что определяют с помощью измерений.

 Методы изучения природы

*4. Впишите в таблицу по одному собственному примеру природных явления, которые можно изучить с помощью указанных методов.

 Методы изучения природы

*5. Подпишите.

 Методы изучения природы

*6. Нарисуйте.

 Методы изучения природы

*1. Самостоятельно или с помощью учебника подпишите портреты.

 Великие естествоиспытатели

*2. Заслуги каких учёных описаны? Соедините линиями.

Предложил классификацию организмов, дал названия видам растений и животных – К. Линней 
Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаясь к различным условиям жизни на Земле – Ч. Дарвин
Создал учении о биосфере – В. Вернадский

*3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о жизни и деятельности одного из великих естествоиспытателей (по своему выбору). Запишите план сообщения. Укажите источник информации.

1. Биография К. Линнея
2. Его классификация
3. Другие достижения
4. Влияние К. Линнея на науку
Источником является энциклопедия.

*1. Какие из известных вам естественных наук пропущены?
Впишите названия в схему.

 Что мы узнали из этого раздела

*2. Подпишите.

 Что мы узнали из этого раздела

*3. Какие великие естествоиспытатели изображены на этих портретах? Укажите стрелками.

 Что мы узнали из этого раздела

*Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

*А1. Биология – это наука

3) о живой природе

*А2. К естественным наукам не относят

1) историю

*А3. Наука о животных называется

2) зоологией

*А4. Наука, изучающая разнообразие явлений природы, называется

3) физикой

*А5. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется

1) наблюдением

*А6. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

2) измерение

*А7. К. Линней создал

1) классификацию организмов

*А8. Учение о биосфере создал

2) В. Вернадский

*Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных

*В1. Геология изучает

1) форму Земли
3) строение Земли
4) состав Земли

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

*В2. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тренировочные задания

Часть 2. Вселенная

*1. Сформулируйте и запишите определение.

Вселенная – это космическое пространство и все, что его представляют.

*2. С помощью учебника закончите подписи к рисункам.

 Как древние люди представляли себе Вселенную

*3. Допишите предложение.

Великий математик Пифагор первым высказал предложение, что Земля шарообразная.

*4. Подпишите портреты и укажите стрелкой модель Вселенной, созданную каждым из этих ученых

 Как древние люди представляли себе Вселенную
С помощью учебника допишите названия небесных тел на этих моделях. Дайте (устно) их сравнительную характеристику.

*5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подберите 2-3 интересных факта из жизни учёных, с которыми вы познакомились на уроке. Запишите их. Укажите источник информации.

1) Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказал истину так же постоянно, как дельфийский оракул («Пифагор» значит «убеждающий речью».)
2) Пифагор – изобретатель рычага.
3) Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека – это сердце, которое формируется раньше других органов.
4) В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявшей мальчик под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе – Платоне в Афинах.

*1. Подпишите портреты и укажите стрелкой, кто из этих учёных создал модель Вселенной, изображённую на рисунке.

 От Коперника до наших дней

*2. Как вы думаете, почему сначала появились модели мира, поместившие центр Вселенной Землю, а не солнце?

Из-за недостаточной изученности космоса.

*3. Используя информацию из учебника, ответьте на вопросы.

Какой вклад в развитие учения Н. Коперника внёс Дж. Бруно?
Коперник первым поместил в центр модели мира Солнце, а Бруно предположил, что вселенная бесконечна.
Какие открытия сделал Г. Галилей с помощью телескопа?
Вращение космических тел.

*4. Заполните пропуски в тексте.

Согласно современным представлениям, Земля входит в состав солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд – галактикой. 
Наша и другие галактики образуют необъятный мир – вселенная.

*5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение об одном из учёных, о которых вы узнали на уроке. Составьте план сообщения. Укажите источник информации.

1. Биография и труды Коперника.
2. Биография и труды Дж. Бруно.
3. Биография и труды Г. Галилея.
Источник – энциклопедия.

*6. Используя дополнительные источники информации, определите, на каком языке рисунке изображена наша Галактика. Отметьте её (закрасьте кружок).

 От Коперника до наших дней

*1. Самостоятельно или с помощью учебника подпишите на рисунке названия планет земной группы.

 Соседи Солнца

*2. С помощью учебника заполните таблицу.

 Соседи Солнца

*3. Выберите и подчеркните особенности планет земной группы.

Небольшие размеры; небольшое расстояние от Солнца; мало или нет спутников.

*4. Определите планеты по фотографиям. Подпишите названия.

 Соседи Солнца

*5. Определите планеты по характерным особенностям. Укажите стрелками названия планет.

Имеет плотную облачную атмосферу из углекислого газа– Венера.
Не имеет атмосферы – Меркурий.
Имеет белые полярные шапки из замерзшей смеси воды и углекислого газа – Марс.
Населена живыми организмами – Земля .

*6. В дополнительной литературе, Интернете найдите 2-3 интересных факта о планетах земной группы. Сделайте краткие записи. Укажите источник информации.

1) Океаны покрывают около 70 процентов земной поверхности, но люди изучили пока только 5 процентов. Остальные 95 процентов океана человек никогда не видел.
2) Температура на поверхности планеты Меркурий сильно колеблется: от +430 t на подсолнечной стороне и – 180 t на ночной стороне. Это самые резкие перепады в Солнечной системе.
3) Красным цветом Марс обязан оксиду железа, также известному как ржавчина.
Источник – интернет.

*1. Зачеркните лишнее название в каждом ряду. Объясните (устно) своё решение.

а) Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс.
б) Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Нептун.

*2. Самостоятельно или с помощью учебника подпишите названия планет-гигантов.

 Планеты-гиганты и маленький Плутон

*3. Выберите и подчеркните особенности планет-гигантов.

Большое расстояние от Солнца; гигантские размеры; много спутников; наличие колец; отсутствие твердых поверхностей.

*4. Пронумеруйте планеты в порядке их удаления от Солнца.

1- Меркурий, 2 –Венера, 3 – Земля,4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун.

*5. С помощью учебника заполните таблицу.
Планеты-гиганты

 Планеты-гиганты и маленький Плутон

*6. Используя дополнительные источники информации, подберите 2-3 интересных факты о планетах гигантах. Сделайте краткие записи. Укажите источник информации.

1) На одном из спутников Сатурна теоретически жизнь возможна: это Энцелад.
2) На Нептуне самые сильные ветры в Солнечной системе – до 2100 км/ч. Это больше, чем средняя скорость машин в городе почти в 40 раз.
3) Юпитер является самой быстрой планетой Солнечной системы. Для полного вращения планете достаточно 10 часов.
Источник – интернет.

*1. С помощью учебника сформулируйте и запишите определения.

Астероиды – это небесные тела, движущиеся по орбите вокруг Солнца.
Кометы – это небесные тела, которые могут образовывать хвост.
Метеоры – это вспышки, возникающие при сгорании в атмосфере Земли космической пыли.
Метеориты – это небесные тела, упавшие на Землю.

*2. Отметьте, на каком рисунке правильно изображено расположение астероидов (закрасьте кружок).

 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

*3. Заполните пропуски в тексте.

Малые планеты выглядят в телескоп как звезды, отсюда их другое название – астероиды. Это небесные тела неправильной формы, которые обращаются вокруг Солнца, в основном между орбитами Марса и Юпитера.

*4. Обозначьте буквами части кометы:

 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

*5. Узнайте космические объекты по описаниям. Укажите стрелками названия.

Появление этой «космической гостьи» издавна внушало людям страх, считалось предвестником эпидемии, голода, войны – Комета.
Крупнейшие из этих небесных тел, падая на Землю, вызывают сильный взрыв, после которого остаётся большой кратер – Метеориты.
Обнаружено больше 5 тысяч этих небесных тел. Они небольшие, неправильной формы, обращаются вокруг Солнца – Астероиды.
В ясную тёмную ночь можно до 6 раз в час наблюдать на небе это явление. Многие люди думают, что это падающие звёзды – Метеор.

*6. В дополнительной литературе, Интернете найдите исторические факты, подтверждающие, что появление кометы издавна внушало людям страх. Сделайте краткие записи. Укажите источник информации.

« Новая комета, засиявшая на небе с 16 сентября 1604 г., предвещает наступление времени, когда из каждого дома и пристанища будут слышны рыдания, стенания и горестные крики, ибо страшные беды обрушатся на нас. Комета предсказывает в особенности преследования священников и монахов. Наибольшая кара Господня ожидает иезуитов. Очень скоро вся Германия будет охвачена ужасом голода, неурожаев, чумы, больших пожаров и страшных убийств" (Пророчество Паулюса Магнуса).

*1. Используя свои знания и информацию из учебника, ответьте на вопросы.

Что такое звезды? Раскаленные космические тела.
Чем звёзды отличаются от планет? Температура на звездах намного больше, чем на планетах.

*2. С помощью учебника закончите составление схемы.

 Мир звёзд

*3. Какого цвета звёзды различают учёные? Закрасьте круги в эти цвета.

 Мир звёзд

*4. Заполните пропуски в тексте.

Раньше созвездиями называли скопления звезд какой-либо формы. Сейчас учёные называют созвездиями участки звездного неба. Всё небо разделено на 88 созвездий.

*5. Знакомы ли вам эти созвездия? Подпишите их названия.

 Мир звёзд

*6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение об одном из созвездий (по своему выбору). Составьте план сообщения. Укажите источник информации.

Кассиопея – созвездие Северного полушария неба. Ярчайшие звёзды Кассиопеи образуют фигуру, похожую на буквы «М» или «W». Созвездие занимает на небе площадь в 598,4 квадратного градуса и содержит 150 звезд, видимых невооруженным глазом; из них 90 звёзд — ярче 6m. Большая часть созвездия лежит в полосе Млечного Пути и содержит много рассеянных звёздных скоплений.

*1. Какие великие учёные изображены на портретах? Укажите стрелками.

 Что мы узнали из этого раздела

*2. Системы мира каких учёных представлены на этих рисунках?

 Что мы узнали из этого раздела

*3. Подпишите названия планет Солнечной системы.

 Что мы узнали из этого раздела

*4. Подпишите, что изображено на рисунках.

 Что мы узнали из этого раздела

*5. Выпишите из списка названия созвездий, показанных на этих рисунках.

 Что мы узнали из этого раздела

*Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

*А1. Кто первым научно доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

3) Н. Коперник

*А2. Шарообразность Земли была доказана кругосветным путешествием

1) Х. Колумба

*А3. В состав Солнечной системы входят

3) 8 планет

*А4. Из перечисленных планет к планетам земной группы относят

2) Марс

*А5. Самая маленькая планета земной группы – это

2) Меркурий

*А6. Самая большая планета Солнечной системы – это

3) Юпитер

*А7. Упавшие на Землю космические тела называют

2) метеоритами

*А8. Центром нашей Солнечной системы является

3) Солнце

*А9. Солнце – это звезда, она относится к группе

1) карликов

*А10. Небо разделено на

2) 88 созвездий

*Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных

*В1. К планетам земной группы относят

1) Землю 
3) Венеру
4) Марс

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

*В2. Установите соответствие между планетами и группами, к которым их относят. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тренировочные задания

Часть 3. Земля

*5. Придумайте и нарисуйте условные знаки, которые показывали бы главные отличительные особенности каждой из гипотез о происхождении Земли. Объясните (устно), почему вы предложили именно такие знаки.

 Как возникла Земля

*1. Подпишите на схеме слои Земли.

 Что у Земли внутри

*2. Найдите нужную информацию в учебнике и дополните фразы.

Температура вещества в ядре Земли достигает 600 градусов.
Температура вещества мантии – до 2000 градусов.
Земная кора имеет толщину от 5 до 75 км.

*3. Самостоятельно или с помощью учебника напишите определения.

Рельеф – это все неровности земной поверхности.
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

*4. Используя материалы учебника, закончите заполнение таблицы.

 Что у Земли внутри

*5. Приведите примеры горных пород и минералов, которые встречаются в вашей местности.

Каменная соль. Железные руды. Строительные материалы. Яшма и мрамор. Золото. Руды и цветных металлов.

*6. С помощью дополнительной литературы и Интернета узнайте названия наиболее крупных плит и попишите их на схеме.

 Что у Земли внутри

*1. Зелёным карандашом подчеркните в списке тела, а красным – вещества.

Ответ: зелёным – метеорит, кусок горной породы, песчинка, сосулька; красным – железо, поваренная соль, вода, полиэтилен.

*2. Приведите свои примеры тел и веществ.

Тела: Земля, стол, тетрадка, кровать, Солнце, компьютер, учебник, кастрюля. 
Вещества: перекись водорода, глауберова соль, сахарный песок, азот, кислород.

*3. Рассмотрите в учебнике иллюстрацию, показывающую разделение смеси с помощью магнита. Объясните, на каких свойствах веществ основан этот способ.

Смесь содержит железо, которое имеет свойство притягиваться к магниту, когда сера такого свойства не имеет.

*4. Рассмотрите рисунок. Модели атомов и молекул простых веществ обведите зелёным карандашом, а модели молекул сложных веществ – красным.

 Вещества и явления в окружающем мире

*5. С помощью учебника закончите заполнение таблицы.

 Вещества и явления в окружающем мире

*6. Проанализируйте список. Зелёным карандашом подчеркните физические явления, а красным – химические.

Ответ: зелёным – радуга, эхо, таяние льда, расширение тел при нагревании; красным – горение топлива, растворение сахара в воде, образование оксида меди при прокаливании медной пластинки, разрушение известняка под действием воды и углекислого газа, образование сульфида железа при нагревании смеси железа и серы.

*1. С помощью учебника ответьте на вопросы.

Какие районы Земли называют сейсмически активными?
Районы, где часто происходят землетрясения.
Что такое очаг землетрясения?
Место, где происходит сдвиг горных пород.
Что такое эпицентр землетрясения?
Место наибольшего проявления землетрясения.

*2. Укажите стрелками, где располагаются очаг и эпицентр землетрясения.

 Землетрясения и вулканы

*3. Используя учебник, дайте определения.

Магма – это расплавленное вещество мантии.
Лава – это излившаяся на поверхность земли магма.

*4. Укажите стрелками и подпишите основные части вулкана.

 Землетрясения и вулканы

*5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о сейсмически активных районах России или действующих вулканах нашей страны. Сделайте краткие записи. Укажите источник информации.

Это горные районы: Северный Кавказ, Алтай, Чукотка, Сахалин. Так при землетрясении на Сахалине в 1995 г. был полностью разрушен посёлок Нефтегорск. Посёлок был расположен в 98 км к югу от города Оха. В нём жили, в основном, нефтяники и их семьи. Ночью 28 мая 1995 года в 1:04 местного времени на Сахалине произошло землетрясение силой около 9 (по данным сейсмологов – не более 7,2) баллов. Посёлок был полностью разрушен, под обломками зданий погибло 2040 человек из общего населения в 3197 человек.
Источник: Википедия.

*1. Самостоятельно или с помощью учебника составьте списки всех материков и частей света.

Материки: Евразия, Африка, Южная и Северная Америка, Австралия, Антарктида.
Части света: Европа, Азия, Америка, Австралия, Антарктида.

*2. Узнайте материки по контуру. Подпишите их названия.

 Суша

*3. Найдите нужную информацию в учебнике и внесите её в таблицу.

 Суша

*4. Ответьте на вопросы.

Что такое архипелаг?
Группы островов.
Какой остров мира самый большой? 
Гренландия.
Какой остров России самый большой?
Сахалин.

*1. Самостоятельно или с помощью учебника сформулируйте и запишите определения.

Атмосфера Земли – это воздух.
Воздух – это смесь газов.
Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данный момент.
Климат – это определенный режим погоды.

*2. Пользуясь данными учебника, подпишите в диаграмме названия газов воздуха и их процентное соотношение.

 Воздушная одежда Земли

*3. Узнайте на рисунке виды облаков. Подпишите их названия.

 Воздушная одежда Земли

*4. Объясните, почему во время грозы гремит гром.

Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его. Он резко расширяется и производит сильный шум.

*5. Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня и дайте её характеристику.

Безоблачно весь день, яркое солнце и сильный холодный ветер-суховей. Утром тепло, днем температура поднимается до 31℃, на улице очень жарко.
Примечание: температура на 14 мая.

*6. Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнайте об ураганах и смерчах, возникавших в последнее время в разных районах Земли. Какие последствия они имели для жителей этих районов? Сделайте краткие записи.

В море возле Евпатории (АР Крым) днем во вторник, 3 сентября, прошли три крупных смерча. Смерчи появлялись один за другим на расстоянии в нескольких километрах от берега и двигались с запада на восток. В Евпаторийском морском торговом порту подтвердили, что видели два смерча. Как заявил главный диспетчер предприятия Дмитрий Дудчик, они не представляли никакой опасности для порта. При этом он заявил, что смерчи – не редкое явление. «Подобные смерчи мы наблюдаем каждый год и по нескольку раз в год. Но чаще всего они случаются как раз в августе», – сказал г-н Дудчик.

*1. Самостоятельно или с помощью учебника сформулируйте и запишите определения.

Гидросфера – это водная оболочка Земли.
Айсберг – это отколовшиеся от ледников куски льда.
Источник (родник, ключ) – это место выхода подземных вод на поверхность.

*2. Рассмотрите в учебнике схему круговорота воды в природе. Составьте его словесное описание, используя термины «испарение», «перенос влаги», «осадки», «сток».

Испаряясь из океана, влага переносится на сушу в виде осадков, где со стоком попадает обратно в океан.

*3. Пользуясь учебником, заполните таблицу по приведённому образцу.

 Вода на Земле

*4. Используя данные учебника, подпишите в диаграмме примерное процентное соотношение указанных частей гидросферы.

 Вода на Земле

*5. Самостоятельно или с помощью карты учебника составьте список всех океанов Земли.

Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский океаны.


 

*6. Какие водоёмы имеются в вашей местности? Напишите названия главных из них.

Р. Урал, р. Сакмара, озеро Развал.

*Используя краеведческую литературу, подготовьте сообщение об одном из водоёмов своей местности. Запишите план сообщения. Укажите источник информации.

В середине XVIII века (1754) началась промышленная разработка Илецкого соляного купола в Соль-Илецком районе Оренбургской области. В месте выхода соляного ядра на дневную поверхность возвышалась гора Туз-Тюбе. К концу XIX столетия на месте горы появилась котловина глубиной до 35 метров, длиной 300, шириной 240 метров. В апреле 1906 года в результате затопления котловины паводковыми водами реки Песчанки образовалось озеро Развал площадью 6,8 гектаров с максимальными глубинами до 22 метров.
Информация: энциклопедия Оренбургской области.

*1. Вспомните, что показывают эти схемы. Подпишите их. С помощью схем объясните (устно), почему на Земле происходит смена дня и ночи, смена времён года.

 Неповторимая планета

*2. По заданию 1 на с. 99 учебника заполните таблицу. Сравните данные и сделайте вывод.

 Неповторимая планета

*3. Подпишите, как называется слои в атмосфере на рисунке. Объясните (устно), почему этот слой очень важен для всего живого.

 Неповторимая планета

*4. По материалам учебника напишите план ответа на вопрос какие особенности Земли позволяют существовать на ней живым организмам?

Расстояние от Солнца до Земли создало идеальные температурные условия. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи, благодаря чему планета прогревается равномерно. У Земли достаточно большая атмосфера, чтобы на ней без труда могли существовать живые организмы: благодаря ей на Земле плавные смены температур, а космический мусор сгорает в ней, и не попадает на Землю; озоновый слой не пропускает лучи ультрафиолета. На нашей планете огромные запасы воды, без которой не сможет существовать ни одно живое существо, и есть суша, из которой главные производители – растения черпают минеральные вещества.

*5. Придумайте и нарисуйте условные знаки (эмблемы), характеризующие уникальные особенности нашей планеты.

 Неповторимая планета

*1. Укажите современную гипотезу о происхождении планет (обведите номер в кружок).

3. Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества – частиц пыли и газа.

*2. Укажите стрелками на схеме слои Земли и подпишите их названия.

Что мы узнали из этого раздела

*3. Отметьте на рисунке (закрасьте кружок) молекулу простого вещества.

 Что мы узнали из этого раздела

*4. Укажите, какое явление физическое, а какое – химическое.

 Что мы узнали из этого раздела

*5. Закончите фразы.

Земная кора состоит из горных пород.
Горные породы состоят из минералов.

*6. Приведены справа.

 Что мы узнали из этого раздела

*7. Напишите названия материков, на которых находятся перечисленные географические объекты.

Гималаи – Евразия.
Сахара – Африка.
Кордильеры – Северная Америка.
Муррей – Австралия.
Анды – Южная Америка.

*8. Дайте определения.

Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Гидросфера – это водная оболочка Земли.

*Задания уровня А
Выберите один правильные ответ из четырёх предложенных

*А1. Научная гипотеза, согласно которой Земля произошла из гигантского холодного пылевого облака, принадлежит

2) И. Канту

*А2. В центре Земли располагается

1) ядро

*А3. К магматическим породам относят

3) гранит

*А4. Химическим явлением считают

2) горение воды

*А5. Место, где происходит сдвиг горных пород, называют

1) очагом землетрясения

*А6. Самый маленький материк Земли – это

2) Австралия

*А7. Самым большим по площади океаном является

1) Тихий

*А8. Вода на Земле образует оболочку, которую называют

3) гидросферой

*А9. Содержание кислорода в воздухе составляет

2) 21%

*Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных

*В1. Какие из указанных природных объектов находятся на материке Евразия?

1) Эверест
3) Байкал
4) Янцзы

*В2. Установите соответствие между природными объектами и материками, на которых они находятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тренировочные задания

Часть 4. Жизнь на Земле

*1. Покажите (соедините линиями) время, когда происходили перечисленные события.

 Как развивалась жизнь на Земле

*2. Расположите группы животных в порядке их происхождения друг от друга. Напишите в прямоугольниках названия групп, выбрав их из списка: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

 Как развивалась жизнь на Земле

*3. Подпишите рисунки и пронумеруйте их в порядке появления на Земле изображённых существ.

 Как развивалась жизнь на Земле

*4. С помощью учебника составьте толковый словарик названий древних организмов по приведённому образцу.

Трилобиты – вымершие животные, дальние родственники раков.
Динихтис – древняя хищная рыба.
Стегоцефалы – древние Земноводные, первые вышли на сушу.
Фороракос – огромная хищная птица.
Мамонт – покрытый густой шерстью родственник слонов.
Саблезубый тигр – древняя кошка, имеющая большие зубы.

*5. Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение о каком-либо из вымерших животных (по своему выбору). Запишите план сообщение. Укажите источник информации.

Саблезубые кошки обязаны своим названием очень длинным изогнутым клыкам, достигавшим у некоторых видов 20 см. Эти животные могли открывать пасть на 95°, что было необходимым для использования подобных зубов. Современные кошачьи могут открывать пасть лишь на 65. По телостроению саблезубые кошки были более сильными и менее изящными, чес современные кошки. Многие имели относительно короткий хвост, похожий на хвост рыси. Существует распространённое представление о том, что саблезубые кошки были очень крупными. На самом деле многие виды были сравнительно небольшими, меньше, чем леопарды и оцелоты. Лишь немногие, такие как смилодоны (вид Smilodon populator – самый крупный представитель саблезубых кошек) или гомотерии, относились к мегафауне.

*1. Подпишите на схеме названия главных частей клетки.

 Живые клетки

*2. Используя рисунок учебника на с. 110, подпишите названия частей клетки на более подробной схеме.

 Живые клетки

*3. Закончите рисунок так, чтобы получилась схема деления клетки.

 Живые клетки

*4. Узнайте клетки на рисунке. Укажите стрелками их названия.

 Живые клетки

*5. Самостоятельно или с помощью учебника заполните пропуски в тексте.

Живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки – цитоплазмаядромембрана. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они различаются по форме и размерам.

*6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о Роберте Гуке, его жизни, истории открытия клеток. Запишите план сообщения или факты, которые помогут вам при ответе в классе.

Отец Гука подготавливал его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук проявил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, иврит, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и химии. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учеными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Роберта Бойля.

*1. Используя свои знания и информацию из учебника, заполните таблицу.

 Разнообразие живого

*2. В каждой строчке зачеркните лишний рисунок.

 Разнообразие живого

*3. Проанализируйте список. Представители каких царств в нём названы? Подчеркните зелёным карандашом названия растений, красным – названия животных.

Ответ: красным – тигр, гусь, овца, лещ, муха, стрекоза; зелёным – мухомор, роза, ель, подберёзовик.

*Какие названия остались неподчёркнутыми? Почему?

Подберёзовик – это гриб.

*4. Какие организмы показаны на рисунке – одноклеточные или многоклеточные?

 Разнообразие живого

*5. Рассмотрите рисунок. Беспозвоночных животных обведите синим карандашом, а позвоночных – красным.

 Разнообразие живого


 

*6. Изучите схему классификации растений.

 Разнообразие живого

*7. Рассмотрите схему классификации животных.

 Разнообразие живого

*1. Подпишите на схеме три среды обитания организмов.

 Три среды обитания

*2. С помощью учебника закончите заполнение таблицы.

 Три среды обитания

*3. Рассмотрите рисунок. Обитателей наземно-воздушной среды обведите зелёным карандашом, водной – синим, почвенной – коричневым.

 Три среды обитания

*4. В каких средах, но вашему мнению, обитают насекомые, ножки которых изображены на рисунке? Укажите стрелками. Объясните (устно), почему вы так думаете.

 Три среды обитания

*5. Рассмотрите рисунок. В чём сходство изображённых животных? Объясните, почему возникло это сходство.

 Три среды обитания

*6. Приведите примеры обитателей наземно-воздушной, водной и почвенной сред вашей местности. Напишите по 3-5 представителей каждой среды. Подчеркните названия тех организмов, которых вы встречали в природе.

Наземно-воздушная среда: кузнечик, воробей, собака, синица, саранча.
Водная среда: карась, окунь, судак, щука, сазан.
Почвенная среда: дождевой червь, крот, клещ, простейшие.

*1. С помощью учебника определите, на каких материках обитают эти растения и животные. Укажите стрелками.

 Жизнь на разных материках

*2. Используя карту учебника, заполните таблицу.

 Жизнь на разных материках

*3. Объясните, почему так разнообразны растения и животные Евразии и так беден живой мир Антарктиды.

В Евразии более благоприятные температуры для развития жизни, нежели в Антарктиде.

*4. Найдите в тексте учебника интересные факты о растениях и животных разных материков, обсудите их в классе. Выпишите 2-3 факта, показавшихся вам особенно удивительными.

1) Рост жирафа может достигать 6 метров.
2) Листья Виктории регии могут достигать 2 метров в диаметре.
3) Дровосек титан – самый большой в мире жук, его длина 18 см.

*5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о растительном или животном мире какого-либо материка (по своему выбору). Напишите план сообщения. Укажите источник информации.

1. Евразия – страна, где мы живем.
2. Удивительная флора Евразии.
3. Фауна – самые замечательные растения.
Источник: Википедия.

*1. С помощью карты учебника напишите, какие природные зоны указаны цветом.

 Природные зоны Земли

*2. По перечисленным признакам определите названия природных зон. Укажите стрелками.

 Природные зоны Земли

*3. Используя текст и иллюстрации учебника, заполните таблицу.

 Природные зоны Земли

*4. Зачеркните лишний рисунок в каждом ряду.

 Природные зоны Земли

*5. В дополнительной литературе, Интернете найдите яркое описание одного из природных сообществ, например тропического леса. Приготовьтесь выразительно прочитать его на уроке. Запишите наиболее выразительный, на ваш взгляд, фрагмент этого описания.

Во влажных тропических лесах живёт две трети всех видов животных и растений планеты. Предполагается, что миллионы видов животных и растений до сих пор не описаны. Здесь было найдено огромное количество природных лекарств, поэтому эти леса иногда называют «драгоценностями Земли» и «самой большой аптекой мира». Кроме того, при влажном климате влага конденсируется на микрочастицах загрязнений, способствуя эффективной очистке воздуха, и это оказывает благоприятное воздействие на атмосферу.

*1. Подпишите, какие природные сообщества сложились на разных «этажах» в морях и океанах.

 Жизнь в морях и океанах

*2. Используя материалы учебника, заполните таблицу.

 Жизнь в морях и океанах

*3. Узнайте на рисунках обитателей морей и океанов. Самостоятельно или с помощью учебника подпишите рисунки.

 Жизнь в морях и океанах

*4. Используя дополнительную литературу, Интернет, подберите интересные факты о морских обитателях. Запишите 2-3 факта. Укажите источник информации.

1) Медуза более чем на 90% состоит из воды; некоторые медузы могут вызывать болезненный ожог.
2) У осьминога восемь щупалец; он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания.
3) Черепаха бисса (каретта) – очень ловкий пловец; питается в основном медузами и ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт.

*1. Пронумеруйте рисунки в порядке появления этих животных на Земле.

 Что мы узнали из этого раздела

*2. Укажите на рисунке и подпишите три главные части клетки.

 Что мы узнали из этого раздела

*3. Подпишите названия царств, к которым принадлежат изображённые организмы.

 Что мы узнали из этого раздела

*4. Укажите стрелками, какие организмы обитают в этих средах.

 Что мы узнали из этого раздела

*5. Напишите, на каких материках обитают эти организмы.

Баобаб – Африка.
Большая панда – Евразия.
Кенгуру – Австралия.
Виктория регия – Южная Америка.
Секвойя – Северная Америка.
Пингвины – Антарктида.

*6. Напишите названия природных зон и сообществ к которым относятся изображённые организмы.

 Что мы узнали из этого раздела

*Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

*А1. Стегоцефал – древний предок

1) земноводных

*А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

3) Р. Гук

*А3. Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют

2) органоидами

*А4. К царству животных относят

2) птиц

*А5. К позвоночным животным относят

2) рыб

*А6. Дождевой червь обитает

1) в почвенной среде

*А7. Родиной жирафа является

3) Африка

*А8. Императорский пингвин обитает

3) в Антарктиде

*А9. Белая куропатка – обитатель

1) тундры

*А10. Для таёжных лесов не характерна

1) берёза

*Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных

*В1. В Южной Америке обитают

2) виктория регия
3) совка агриппина
5) дровосек-титан

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

*В2. Установите соответствие между природными зонами и их обитателями. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тренировочные задания

Часть 5. Человек на Земле

*1. Ниже в произвольном порядке перечислены различные предки современного человека. Перепишите в порядке их появления на Земле.
Кроманьонец, дриопитек, человек умелый, неандерталец, человек прямоходящий, австралопитек.

Дриопитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

*2. Используя материал учебника, подпишите названия орудий и украшений, изготовленных предками современного человека.

 Как человек появился на Земле

*3. Используя материалы учебника, соедините линиями изображения людей и изготовленных ими орудий.

 Как человек появился на Земле

*4. С помощью учебника составьте толковый словарик предков современного человека.

Дриопитек – общий предок человека и обезьяны.
Австралопитек – первые приматы, вставшие на две ноги. Они использовали камни и крупные кости животных для защиты от врагов и добычи пищи.
Человек умелый – человек, который самостоятельно изготавливал оружия и пользоваться огнем.
Человек прямоходящий – человек, сильно отличающийся от своих предков прежде всего ростом и более развитым мозгом.
Неандерталец – человек, который охотился, строил хижины и самостоятельно шил себе одежду.
Кроманьонец – человек, более всего похожий на современного человека, который мог мастерить украшения, рисовать, изготавливать сложные орудия.


 

*5. Перечислите черты сходства и отличий человека и человекообразных обезьян.

Сходства: общее строение, крупный размер тела, отсутствие хвоста, сходные заболевания.
Отличия: для человека характерна высшая рассудочная деятельность, прямохождение и приспособленное к нему строение позвоночника, мозговая часть черепа больше лицевой, противопоставленный большой палец, менее плотный шерстяной покров, когда у обезьян подобного нет.

*Назовите виды современных человекообразных обезьян.

Орангутанги, гориллы, шимпанзе, гиббоны, номаскусы и др.

*6. Узнайте и подпишите на рисунке предков современного человека и пронумеруйте в порядке их появления на Земле.

 Как человек появился на Земле

*1. На этих рисунках показано, как изображалась Земля на древнегреческой и средневековой картах. Пронумеруйте карты в порядке их создания.

 Как человек открывал Землю

*2. С именами каких путешественников связано открытие частиц света и материков, изображённых на рисунках? Подпишите. Соедините линиями портреты мореплавателей соответствующие фрагменты карт.

 Как человек открывал Землю

*3. Узнайте путешественников на портретах. С помощью учебника подпишите портреты.

 Как человек открывал Землю

*4. Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение об одном из великих путешественников (по своему выбору). Запишите план сообщения. Укажите источники информации.

1. Иван Крузенштерн. Детство.
2. Биография.
3. Кругосветное плавание.
Источник: интернет.

*1. Составьте план текста учебника по теме «Как человек изменил Землю». Расскажите с его помощью об истории взаимоотношений человека и природы.

1. Влияние человека на природу в древние времена.
2. Вред, нанесенный в настоящее время. 
3. Три «подарка» человека самому себе и планете.

*2. Укажите положительные и отрицательные последствия развития сельского хозяйства и промышленности.

 Как человек изменил Землю

*3. Придумайте и нарисуйте эскизы плакатов в защиту природы. Сравните свои эскизы с теми, которые нарисовали ваши одноклассники. Выберите наиболее удачные.

 Как человек изменил Землю

*4. Какие из названных экологических проблем представлены этими рисунками? Укажите стрелками.

 Как человек изменил Землю

*5. Используя учебник, а также дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение об одной из современных экологических проблем. Запишите основные положения своего сообщения. Укажите источники информации.

Утилизация отходов.
Отходы являются источником загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв и растительности. На первый план вышли экологически более приемлемые меры устранения отходов – их сортировка и повторное использование, то есть рециклинг, а также использование малоотходных технологий.

*Обсудите свои сообщения с одноклассниками. Сделайте общий вывод.

Влияние человека в большинстве случаях губит природу Земли.

*1. Самостоятельно или с помощью учебника запишите определение.

Биологическое разнообразие – это разнообразие видов организмов и природных сообществ.

*2. Пользуясь иллюстрациями учебника, подпишите названия уничтоженных человеком животных.

 Жизнь под угрозой

*3. Вспомните известные вам виды редких и исчезающих организмов. Приведите примеры (по 2-3 в каждой группе).

Редкие и исчезающие растения: акалифа, симфотрехум георгиниум, рафлеззия.
Редкие и исчезающие грибы: спатулярия желтоватая, феолепиота золотистая, необулгария чистая.
Редкие и исчезающие животные: Бенгальский тигр, лошадь Пржевальского.

*4. Соедините линиями понятия в рамках с соответствующими им примерами.

 Жизнь под угрозой

*5. Вспомните правила поведения в природе, направленные на сохранение живого. Изобразите их с помощью условных знаков.

 Жизнь под угрозой

*6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте доклад на одну из тем:

«Животные, исчезнувшие по вине человека»

*Подчеркните выбранную вами тему. Сформулируйте и запишите основную мысль доклада. Укажите источники информации.

По вине человека погибли такие животные, как; тарпан, каролинский попугай, морская корова, квагга и др.
Источник: интернет.

*1. Самостоятельно или с помощью учебника запишите определение.

Опустынивание – это процесс высыхания земель.

*2. Найдите в тексте учебника и запишите факты, свидетельствующие о серьёзности угрозы опустынивания на Земле.

Опустынивание приведет к неминуемой гибели всего живого, так как засуха, жара, неплодородные почвы неблагоприятны для развития жизни. В таком случае, от других планет Землю будет отличать лишь наличие атмосферы, да и той дырявой.

*3. Попробуйте изобразить причины опустынивания и меры по борьбе с ним с помощью условных знаков.

 Не станет ли Земля пустыней

*4. С помощью Интернета узнайте последние сведения о положении дел в районах, где происходит опустынивание. Какие усилия предпринимают международные экологические организации для борьбы с ним? Запишите основные факты.

Аралкум – новая пустыня, формирующаяся на месте высыхающего Аральского моря. Водный баланс Аральского моря был нарушен из-за крупных ирригационных проектов, предпринятых во времена СССР. После строительства Кокаральской плотины в 2005 году Северный Арал восстанавливается, но Южный Арал высыхает, увеличивая площадь Аралкума.

*1. Сформулируйте и запишите определение.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

*2. Найдите факты, доказывающие огромную опасность вредных привычек (курения, употребления спиртного, наркотиков). Запишите.

Алкоголь, табак, наркотики мало того, что оказывают губительное действие на весь организм в целом (разрушают органы, отправляют организм, нарушают многие жизненно важные процессы), но и вызывают сильнейшую зависимость, а если систематически принимать яд (даже самый слабый), то он накапливается, а тогда последствия вредных привычек еще хуже.

*3. Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего не заводить вредных привычек.

 Здоровье и безопасность жизни

*4. Изобразите с помощью условных знаков 2-3 правила безопасности (по вашему выбору). Сравните их с рисунками, сделанными одноклассниками. Попробуйте расшифровать знаки, предложенные друг другу.

 Здоровье и безопасность жизни

*5. Вспомните, какие ядовитые грибы вы знаете. Приведите примеры.

Мухомор, поганка, ложные опята, сатанистский гриб, волоконница, ядовитая энтлома, валуй, желчный гриб, перечный гриб, ложная лисичка.

*6. Самостоятельно или с помощью учебника подпишите названия изображённых на рисунке ядовитых животных и растений.

 Здоровье и безопасность жизни

*7. В дополнительной литературе подберите пословицы и поговорки о здоровье. Запишите.

Дал Бог здоровья, да денег нет. После обеда полежи, после ужина походи. Человека лень не кормит, а здоровье только портит. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест. Бывает, что вошь кашляет. Других лечить беремся, а сами больны.

*1. Пронумеруйте в порядке появления на Земле.

Ответ: 1 – Дриопитек, 2 – Австралопитек, 3 – Человек умелый, 4 – Человек прямоходящий, 5 – Человек разумный.

*2. Подпишите портреты.

 Что мы узнали из этого раздела

*3. Приведите примеры экологических проблем, волнующих человечество.

Загрязнение окружающей среды, опустынивание, истощение озонового слоя, вымирание животных, истощение почв, вырубка лесов.

*Изобразите 2-3 из них схематическими рисунками или условными знаками.

 Что мы узнали из этого раздела

*4. Соедините линиями соответствующие друг другу рисунки и названия. Подпишите, что объединяет всех этих животных.

 Что мы узнали из этого раздела

*5. Приведите примеры (по 2-3 в каждой группе).

Ядовитые растения: Белладонна, Болиголов пятнистый, Вёх ядовитый.
Ядовитые грибы: мухомор, белая поганка, сатанисткий гриб.
Ядовитые животные: тарантул, оса, гадюка.

*6. Назовите главные правила здорового образа жизни.

1. Соблюдайте чистоту.
2. Правильно питаться.
3. Сочетать труд и отдых.
4. Больше двигаться.
5. Не заводить вредных привычек.

*Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

*А1. Современные люди относятся к виду

2) Человек разумный

*А2. Америку для европейцев открыл в 1492 году

2) Х. Колумб

*А3. Первым русским путешественником, осуществившим кругосветное плавание, был

3) И. Ф. Крузенштерн

*А4. Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является

4) скорпион

*А5. Среди перечисленных ниже растений неядовитым считается

2) подорожник

*А6. Озоновый слой в атмосфере

2) предохраняет живые организмы от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей

*А7. Человек полностью истребил

2) дронта

*А8. К редким и исчезающим видам животных относят

2) бизона

*Задания уровня В
Выберите тип правильных ответа из шести предложенных

*В1. Во время грозы можно укрыться

2) в зарослях кустарника
3) в сухой яме
5) в сухой траншее

*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

*В2. Установите соответствие между животными и группами, к которым их относят. Впишите в таблицу цифру выбранных ответов.

 Тренировочные задания


Вариант решебника в картинках
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
Поделись с друзьями: