ГДЗ по биологии 5 класс рабочая тетрадь Пасечник Суматохин ответы

Описание решебника

Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекта серии "Линия жизни" для 5-6 классов под редакцией В. В. Пасечника и адресована учащимся, занимающимся по учебнику этой линии. ГДЗ ответы на вопросы рабочей тетради 5-6 класс Пасечкин Суматохин ФГОС. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

Введение. Биология как наука

*1. Допишите предложения.

Биология – наука, которая изучает все проявления жизни. Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе, область распространения жизни в этих средах составляет оболочку Земли – биосферу.

*2. Современная биология – система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 1 в учебнике, заполните схему.

 Урок 1. Биология – наука о живой природе (§ 1)

*3. Рассмотрит в учебнике рисунок 3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.

Отсутствие достаточного количества кислорода, сильное ультрафиолетовое изучение или наоборот, недостаток солнечного света.

*4. Рассмотрите в учебнике рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.

 Урок 1. Биология – наука о живой природе (§ 1)

*5. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?

Производство продовольствия, медицина и фармацевтика, охрана природы, сельское хозяйство.

*6. Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.

В будущем последствия деятельности человека будут все более и более ощутимы – истощатся почвы, образуются пустыни…и болезни – это то, от чего человечество никогда не избавиться. Биология нужна для предотвращения этих проблем или облечения жизни в том случае, если все зашло слишком далеко.

*7. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология – наука о живой природе».

1) Определение биологии как науки.
2) Отрасли биологии.
3) Жизнь на земле.
4) Значение биологии.

*1. Заполните схему «Методы изучения биологии».

 Урок 2. Методы изучения биологии (§2)

*2. Объясните отличие наблюдения от эксперимента. Заполните сравнительную таблицу.

 Урок 2. Методы изучения биологии (§2)

*3. Можно ли проводить эксперимент без наблюдения? Ответ обоснуйте.

Нет. Проводя эксперимент, человек наблюдает за его результатом. Если не производить наблюдений, смысл эксперимента исчезает.

*4. Какие инструменты и приборы могут быть использованы при проведении биологических исследований? Зарисуйте некоторые из них.

 Урок 2. Методы изучения биологии (§2)

*5. Исследуйте, как влияет свет на рост комнатного растения. Предложите план проведения эксперимента.

1) Берем два растения.
2) Одно помещаем в темный шкаф, второе – на окно.
3) Спустя неделю наблюдаем первые результаты.

*1. Заполните таблицу «Правила работы в лаборатории».

 Как работают в лаборатории (§3)

*2. Объясните, почему необходимо строго соблюдать правила работы в лаборатории.

Это необходимо для нашей безопасности и избежания несчастных случаев.

*3. Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его применением.

 Как работают в лаборатории (§3)

*4. Перечислите известные вам лабораторные приборы. Для проведения каких исследований их используют?

Лабораторные приборы – пробирки, колбы, чашка Петри, воронки, пипетки, шпатели, предметные стекла, пинцеты, препаровальные иглы.

*5. Подпишите лабораторную посуду, изображённую на рисунках.

 Как работают в лаборатории (§3)

*6. Какие профессии связаны с работой в лаборатории?

Биолог, лаборант, химик, физик, учёный, философ, кибернетик.

*1. Биология изучает живые организмы и подразделяет их на четыре царства. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».

 Урок 3. Разнообразие живой природы (§4)

*2. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.

Обмен веществ – обмен необходимыми веществами и энергией с окружающей средой.
Рост – увеличение размеров и массы организма.
Размножение – процесс воспроизведения себе подобных.
Раздражимость – ответная реакция на воздействия окружающей среды.

*3. Выявите признаки, по которым можно отличить объекты живой природы от объектов неживой природы. Для этого заполните таблицу «Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы».

 Урок 3. Разнообразие живой природы (§4)

*4. Приведите примеры свойств живого, характерные для объектов неживой природы. Например, рост – кристаллы.

Клеточное строение – отмершие организмы.

*5. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Разнообразие живой природы».

1) Царства живой природы.
2) Отличие живого от неживого.

*1. Закончите предложение.

Различают четыре основные среды обитания – наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

*2. Изучив текст параграфа и рисунки 6 и 7 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

 Урок 4. Среды обитания организмов (§5)

*3. Подумайте, чем можно объяснить большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Разнообразие условий окружающей среды.

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.

*1. 1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев – клен, берёза, осина;
б) листопад – липа, тополь, рябина.

*2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

На верхушке.

*3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

*2. 1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

 Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. 
Осенние явления в жизни растений и животных»

*2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

*3. 1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способ их распространения. Данные занесите в таблицу.

 Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. 
Осенние явления в жизни растений и животных»

*2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

*4. 1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

*2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

 Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. 
Осенние явления в жизни растений и животных»

Проверка знаний по теме

*1. Биология – это наука, изучающая

в) жизнь во всех её проявлениях

*2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют

г) биосферой

*3. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является

в) клетка

*4. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира

г) царство

*5. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к

г) животным

*6. Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается

в) рост

*7. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого

а) обмен веществ и превращение энергии

*8. Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно

а) дыхание

*9. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод

а) наблюдение

*10. Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью

б) эксперимента

*11. Среда жизни, характерная для человека

б) наземно-воздушная

 Тестовый контроль №1

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

*1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия увеличительных приборов, изображённых на нём. Укажите название их основных частей.

 Урок 6. Увеличительные приборы (§6)

*2. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» (см. учебник, с. 24).
1) Ответьте на вопросы:
Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?

Лук, яблоко.

*Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооружённым глазом?

Клеток не видно, желтые мясистые покровы.

*2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.

 Урок 6. Увеличительные приборы (§6)

*3. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (см. учебник, с. 24). После выполнения работы подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке.

 Урок 6. Увеличительные приборы (§6)

*4. Составьте алгоритм работы с микроскопом.

1) Поставьте микроскоп штативом к себе.
2) В отверстие предметного столика зеркалом направьте свет.
3) Поместите предметное стекло с препаратом на предметный столик. Закрепите зажимами.
4) При помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5) После работы уберите микроскоп в футляр.

*5. Вспомните правило, используя которое можно определить, насколько увеличилось изображение объекта при использовании микроскопа. Примените его для заполнения таблицы.

 Урок 6. Увеличительные приборы (§6)

*1. Что указывает на единство живой и неживой природы?

Элементы, входящие в состав клетки, входят также в состав тел неживой природы.

*2. Назовите химические элементы, которых больше всего содержится в клетках живых организмов (до 98% от массы клетки).

Кислород, водород, азот, углерод.

*Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.

Биогенные.

*3. Назовите химические элементы, которые содержатся в клетках живых организмов в малых количествах (около 2% от массы клетки).

Калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор.

*Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.

Макроэлементы.

*4. Заполните схему «Химический состав клетки».

 Урок 7. Химический состав клетки. 
Неорганические вещества (§7)

*5. Заполните таблицу «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки».

 Урок 7. Химический состав клетки. 
Неорганические вещества (§7)

*1. Заполните таблицу «Роль органических веществ, входящих в состав клетки».

 Урок 8. Химический состав клетки. 
Органические вещества (§7)

*2. Напишите, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.

Все организмы состоят из клеток.

*3. Запишите своё предположение, почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией.

Здесь синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.

4. После выполнения лабораторной работы «Обнаружение органических веществ в растении» (см. учебник, с. 28-29) ответьте на вопросы и выполните задания:

 Урок 8. Химический состав клетки. 
Органические вещества (§7)

*1. Рассмотрите рисунок «Строение растительной и животной клеток».
Подпишите на рисунке названия основных частей животной и растительной клеток.

 Урок 9. Строение клетки (§8)

*2. Используя словари и Интернет, приведите определения.

Клеточная стенка – жёсткая оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны.
Вакуоли – одномембранный органоид, содержащийся в некоторых эукариотических клетках и выполняющий различные функции.
Цитоплазма – внутренняя среда живой или умершей летки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической мембраной.

*3. Выскажите предположение, с чем связаны различия (внутренние и по форме) в строении клеток у разных организмов.

Различная специализация, условия существования.

*4. Рассмотрите рисунок «приготовление препарата кожицы чешуи лука». Вы заметили неточность, которую допустил художник? Если нет, то обратитесь к материалу учебника и, используя цифровые обозначения рисунка, опишите правильную последовательность техники выполнения работы.

 Урок 9. Строение клетки (§8)

*5. Выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» (см. учебник, с. 32.) Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте на рисунке их основные части.

 Урок 9. Строение клетки (§8)

*1. Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. учебник, с. 34). Рассмотрите клетки листа элодеи. Найдите в клетках пластиды. Зарисуйте несколько клеток. Обозначьте на рисунке основные части клетки, пластиды (как они называются?).

 Урок 10. Особенности строения клеток. 
Пластиды (§8)

*2. Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника» (см. учебник, с. 34-35). Найдите в клетках мякоти плодов пластиды. Зарисуйте несколько клеток каждого плода. Обозначьте на рисунке основные части клеток, пластиды.

 Урок 10. Особенности строения клеток. 
Пластиды (§8)

*Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи (рис. 17, с. 34) и кожицы чешуя лука (рис. 16, с. 33). На основе строения сделайте вывод о наличии пластиды и их окраски.

 Урок 10. Особенности строения клеток. 
Пластиды (§8)

*1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки любого организма?

Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, раздражение.

*2. В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Что произойдёт, если этот процесс будет нарушен?

Клетка умрет.

*3. Рассмотрите в учебнике рисунок 20 «Рост растительной клетки».

1) Опишите, что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития.
Увеличиваются её размеры и размеры вакуолей.
2) За счёт чего происходит увеличение объёма клетки, если известно, что количество цитоплазмы остаётся неизменным?
Увеличиваются вакуоли – органоиды, в которых накапливается клеточный сок.

*4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодая и старая растительные клетки. Определите и подпишите на рисунке названия основных структурных элементов данных клеток.

 Урок 11. Процессы жизнедеятельности в клетке (§9)

*5. Поведите наблюдения за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи. Сделайте выводы о влиянии изменений условий среды на клетку (описание опытов см. в учебнике, с. 38).

В зависимости от условий цитоплазма может двигаться либо быстрее, либо медленнее.

*1. Рассмотрите рисунок «Деление клетки» и выполните задания:

 Урок 12. Деление клеток (§9)

*2. Какая структура клетки претерпевает наибольшие изменения в процессе деления?

Ядро.

*1. Ответьте на вопросы:

1) Какие вещества входят в состав клетки?
Органические и неорганические.
2) Какую функцию в клетке выполняет:
а) клеточная мембрана – защита, избирательный транспорт, осуществление обмена веществ;
б) цитоплазма – объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие;
в) генетический аппарат – передача наследственной информации.
3) Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?
Дыхание, питание, деление, обмен веществ, рост.
4) Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?
Это обеспечивает наследственное сходство дочерней клетки с материнской.

*2. Укажите черты сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных, заполнив таблицу.

 Урок 13. Единство живого. Сравнение строения 
клеток различных организмов (§9)

Проверка знаний по теме

*1. Старая клетка отличается от молодо клетки тем, что в ней

г) крупные вакуоли

*2. Наиболее простое строение имеет клетка

г) бактерии

*3. Форму растительной клетке придаёт

в) оболочка

*4. Цитоплазма в растительной клетке

г) осуществляет связь между частями клетки

*5. Неорганические вещества клетки

г) минеральные соли

*6. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам

г) нуклеиновые кислоты

*7. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности

а) белки

*8. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

г) хлоропластов

*9. Оформленное ядро отсутствует в клетках

б) бактерий

*10. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

г) животные

*11. В клетках растений, в отличие от клеток грибов в животных, происходит

г) фотосинтез

*12. Общим для большинства растительных и животных клеток является

а) наличие ядра

 Тестовый контроль №2

Продолжение Главы 1

*1. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.

Классификация организмов – распределение организмов по группам.
Царство – большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности.
Вид – группа особей, сходных между собой и занимающих общую территорию.

*2. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».

 Урок 14. Классификация организмов (§10)

*3. Установите соответствие между царствами и представителями.

 Урок 14. Классификация организмов (§10)

*1. Подпишите на рисунке основные части бактериальной клетки.

 Урок 15. Строение и распространение бактерий (§11)

*2. Рассмотрите в учебнике рисунок 23 «Формы бактериальных клеток». Чем, по вашему мнению, можно объяснить такое разнообразие форм бактерий?

Разные условия жизни.

*3. Чем можно объяснить тот факт, что некоторые бактерии имеют зелёную или пурпурную окраску, тогда как их большинство бесцветно?

Эти бактерии содержат пигмент зелёного или пурпурного цвета.

*4. В каких средах жизни можно встретить бактерии? Опишите условия, в которых они могут обитать.

Бактерии встречаются почти повсеместно, они могут жить при самых критических температурах. Некоторые способны жить в среде, в которой содержится мало кислорода или вообще его не содержится.

*5. Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объёму земному шару. Однако этого не происходит. Почему?

Бактерии служат пищей для других организмов.

*1. Используя дополнительную литературу или интернет-ресурсы, заполните таблицу «Роль бактерий в природе и жизни человека».

 Урок 16. Роль бактерий в природе и жизни человека (§11)

*2. Предложите способы защиты продуктов питания от бактерий.

Хранение сырых продуктов отдельно от готовых к употреблению, тщательное мытье продуктов перед едой, слежение за сроком годности.

*3. Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1  воздуха, если известно, что в 1  морского воздуха встречается 1 бактерия; лугов и полей – 100; на улице города – в 200 раз больше, чем в воздухе лугов и полей; в непроветренной комнате – в 55 раз больше, чем на улице города.

Морской воздух = 1 бактерия.
Луга и поля = 100 бактерий.
Улица = 100*200 = 20 000.
Непроветриваемое помещение = 20 000*55 = 1 100 000

*4. С помощью эксперимента докажите, что перед едой необходимо мыть руки с мылом.

 Урок 16. Роль бактерий в природе и жизни человека (§11)

*1. В каких средах жизни можно встретить грибы? Опишите условия, в которых они могут обитать.

Грибы обитают всюду, где есть органические вещества: в почке, в воде, на растениях, в теле человека и т.д.

*2. Почему грибы относят к особому царству живой природы? Какие признаки для него характерны?

Потому что грибы отличаются своим строением. Грибы имеют эукариотические клетки, покрытые оболочкой, состоящей из хитина. Тело гриба состоит из гифов, образующих грибницу (мицелий).

*3. Подпишите на рисунке «Строение шляпочного гриба» основные части гриба.

 §17. Строение грибов. Грибы съедобны 
и ядовитые (§12)

*4. Заполните таблицу «Функции основных частей многоклеточного гриба».

 §17. Строение грибов. Грибы съедобны 
и ядовитые (§12)

*5. В чём вы видите принципиальное различие в значении спор у грибов и у бактерий?

Споры бактерий служат для выживания в тяжелых условиях среды, а споры грибов – для размножения.

*6. Сформулируйте правила сбора грибов.

Необходимо отличать ядовитые грибы от неядовитых грибов. А также гриб нужно срезать, не повреждая грибницу.

*7. Приведите примеры шляпочных грибов, заполнив таблицу «Съедобные и ядовитые грибы».

 §17. Строение грибов. Грибы съедобны 
и ядовитые (§12)

*8. Сформулируйте приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Если нет возможности срочно доставить больного в больницу, необходимо промыть желудок марганцовкой или углем, вызвать рвоту.

 

*1. Чем дрожжи отличаются от других грибов? Как их использует человек?

Дрожжи – это одноклеточные грибы. Человек использует их в основном в производстве хлеба, кваса.

*2. В научно-популярных книгах, журналах, интернет-ресурсах найдите информацию об использовании грибов в пищевой и лекарственной промышленности. Запишите план своего рассказа.

1) Грибы в пищевой промышленности
а) шляпочные грибы 
б) дрожжевые грибы.
2) Грибы в лекарственной промышленности
а) производство антибиотиков
б) производство лекарств из веществ, содержащихся в ядовитых грибах.

*3. Используя интернет-ресурсы или другие дополнительные источники информации, узнайте, какие грибы называют хищными. Как они охотятся? Как их использует человек?

Хищные грибы – это грибы, которые питаются нематодами (червями паразитами). Делают они это с помощью колец или петель – специальных приспособлений на теле. Если в петлю попадает нематода, кольца сжимаются и туго перетягивают жертву, что она гибнет. При выращивании овощных культур и шампиньонов возникает необходимость борьбы с паразитами, и хищные грибы отлично справляются с этой функций.

*4. Выполните лабораторную работу «Особенности строения мукора и дрожжей». Зарисуйте полученные образцы при изучении их невооружённым глазом и под микроскопом. Сделайте соответствующие обозначения.

 Урок 18. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов 
в природе и жизни человека (§12)

*1. Выясните и запишите, как называется раздел биологии, который изучает растения,

ботаника.

*2. Рассмотрите рисунок «Царство Растения».

 Урок 19. Характеристика царства Растения (§13)

*3. Закончите предложения.

Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем и талломом.
У высших растений тело состоит из органов, образованных тканями.
Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.
Органы – часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

*4. Какие жизненные свойства характерны для растений?

Рост, развитие, размножение, фотосинтез, дыхание и др.

*5. Как называют пигмент, обеспечивающий протекание фотосинтеза в клетках растений?

Хлорофилл.

*6. Заполните таблицу «Роль различных растений в природе и жизни человека».

 Урок 19. Характеристика царства Растения (§13)

*1. Используя интернет-ресурсы или другие дополнительные источники информации, подпишите на рисунке «Строение клеток зелёных водорослей» их основные части и раскрасьте компонент клетки, отвечающий за фотосинтез.

 Урок 20. Водоросли (§14)

*2. Закончите предложения.

Водоросли относят к низшим растениям, так как они не имеют органов (корней, листьев, стеблей)
Окраску водорослям придают хлоропласты, зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществлять процесс фотосинтеза, характерный для растений.
Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресно и солёной воде, но и в засушливых местах, переживая засуху в состоянии покоя.

*3. Найдите в дополнительной литературе (книгах, журналах), интернет-ресурсах примеры использования водорослей человеком.

Водоросль ламинарию употребляют в пищу. Красные и бурые водоросли используются для получения агар-агара (желирующего вещества).

*4. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие низших растений».

 Урок 20. Водоросли (§14)

*1. На рисунке поперечного среза слоевища лишайника подпишите, что обозначено цифрами.

 Урок 21. Лишайники (§15)

*2. Почему существование водоросли и гриба в теле лишайника взаимовыгодно?

Водоросли синтезируют органические вещества, необходимые грибам, а грибы – минеральные, необходимые растениям.

*3. Заполните схему.

 Урок 21. Лишайники (§15)

*4. Чем объясняется отсутствие лишайников вблизи крупных автострад и промышленных объектов?

Лишайники очень чувствительны к загрязнению окружающей среды.

*5. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Лишайники».

1) Определение.
2) Строение лишайников.
3) Виды лишайников.
4) Места обитания лишайников.

*6. Какую роль играют лишайники в природе и жизни человека?

Лишайники показывают степень загрязненности среды. Лишайники первыми заселяют неблагоприятные для жизни местности – каменистые склоны и др.

*1. Рассмотрите рисунок «Многообразие растений».

 Урок 22. Высшие споровые растения (§16)

*2. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению со строением водорослей?

Появление стебля, листьев и ризоидов.

*3. Изучив текст параграфа, запишите признаки, характерные для высших споровых растений.

Размножение спорами, наличие органов, небольшие размеры (в основном кустарники в настоящее время).

*4. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие высших споровых растений».

 Урок 22. Высшие споровые растения (§16)

*1. Объясните, поему голосеменные растения получили такое название.

Их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

*3. Рассмотрите рисунок «Многообразие голосеменных». Подпишите названия растений, которые изображены на рисунке.

 Урок 23. Голосеменные растения (§17)

*4. Какую роль играют голосеменные растения в природе и жизни человека?

Важные консументы в цепи питания.

 

*1. Объясните, почему покрытосеменные растения получили такое название.

Их семена надежно защищены плодом.

*2. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие покрытосеменных растений».

 Урок 24. Покрытосеменные растения (§17)

*3. Охарактеризуйте среды жизни покрытосеменных растений.

Покрытосеменные могут обитать в различных средах: на воде, в безводных пустынях, в лесах и лугах.

*4. Рассмотрите рисунок «Строение высших семенных растений. Сделайте на нём соответствующие подписи.

 Урок 24. Покрытосеменные растения (§17)

*5. Запишите названия видов растений:

1) произрастающих в вашей местности и нуждающихся в охране: венерин башмачок, ветреница алтайская;
2) произрастающих в вашей местности, занесённых в Красную книга России: гиацинт, ландыш, хохлатка;
3) которые удалось спасти от исчезновения: гинкго.


 

*6. Изучив текст параграфа и рисунок 43, заполните схему «Жизненные формы растений».

 Урок 24. Покрытосеменные растения (§17)

*7. Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.

 Урок 24. Покрытосеменные растения (§17)

*8. Пользуясь учебником (с. 66), выполните лабораторную работу «Внешнее строение цветкового растения».

 Урок 24. Покрытосеменные растения (§17)

*1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Царство Животные – одна из самых больших групп живых существ на планете.
Животный мир – все животные, населяющие Землю.
Красная книга – список редких и исчезающих животных.
Заповедник – охраняемые природные территории, на которых запрещена хозяйская деятельность.

*2. Охарактеризуйте общие признаки животных.

Но все животные имеют общие признаки. В качестве источника энергии они используют готовые органические вещества, накопленные другими организмами. Животные питаются бактериями, грибами, растениями, другими животными или их остатками. Рост животных обычно прекращается после определённого периода развития. 
Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные, ведущие прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

*3. Используя материал учебника, составьте план рассказа о родственных связях между животными.

1) Различные отряды животных: названия.
2) Сходства в строении.
3) Сходство в местах обитания.
4) Сходство в потребляемой пище.

*4. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, запишите названия животных, обитающих в вашей местности, которые занесены в Красную книгу и нуждаются в специальной охране.

Амурский тигр, речной бобр, лошадь Пржевальского, выхухоль русская.

*5. Рассмотрите рисунок «Многообразие животного мира». Ответьте на вопрос: в каких средах жизни можно встретить животных? Опишите, какие приспособления в строении или образе жизни они имеют для обитания в условиях, характерных для этих сред.

 Урок 25. Общая характеристика царства 
Животные (§18)

*1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Подцарство Одноклеточные – одноклеточные подвижные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. 
Амёбоидное движение – «перекатывающееся движение».

*2. Заполните таблицу «Одноклеточные организмы».

 Урок 26. Подцарство Одноклеточные (§19)

*3. Простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипячёной воде. Как вы можете это объяснить?

В кипяченой воде не содержится органических веществ, так как при кипячении большинство органических веществ разрушается.

*4. Каковы причины многообразия современного мира животных на нашей планете?

Различные условия обитания.

*5. Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать заражения одноклеточными животными?

Мыть руки с мылом, мыть фрукты и овощи, не пить некипяченую воду.

*6. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, составьте план сообщения о многообразии одноклеточных животных.

1. Амеба.
2. Эвглена зеленая.
3. Инфузория туфелька.
4. Паразиты: малярийный плазмодий.

*7. Выполните лабораторную работу «Разведение и изучение амёб в лаборатории» (см. учебник, с. 73). Зарисуйте увиденных амёб.

 Урок 26. Подцарство Одноклеточные (§19)

*1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Подцарство Многоклеточные – группа животных, тело которых состоит из множества клеток.
Беспозвоночные животные – группа позвоночных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник.

*2. Заполните таблицу «Беспозвоночные животные».

 Урок 27. Подцарство Многоклеточные.
Беспозвоночные животные (§20)

*3. Дополните схему.

 Урок 27. Подцарство Многоклеточные.
Беспозвоночные животные (§20)

*4. Рассмотрите в учебнике рисунок 48 «Многообразие насекомых». Чем, по вашему мнению, можно объяснить такое многообразие насекомых?

Различные условия обитания.

*5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план сообщения о каком-либо насекомом.

1) Пчелы – общие сведения.
2) Распространение.
3) Образ жизни.
4) Питание.

*1. Сформулируйте и запишите определения понятий.

Позвоночные животные – группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр.
Земноводные – холоднокровные позвоночные животные, приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной среде.
Пресмыкающиеся – наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью легких.
Птицы – теплокровные животные, покрытые перьями. 
Млекопитающие – теплокровные позвоночные животные, кормящие своих детенышей молоком.

*2. Почему рыбы, земноводные, пресмыкающиеся получили название «холоднокровные»?

Т.к. температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

*3. Заполните таблицу «Холоднокровные животные».

 Урок 28. Холоднокровные позвоночные
животные (§21)

*4. Какие холоднокровные позвоночные животные опасны для человека? Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план рассказа о них.

1) Ядовитые рыбы.
2) Ядовитые земноводные.
3) Ядовитые пресмыкающиеся.

*1. Дополните схему.

 Урок 29. Теплокровные позвоночные животные (§21)

Различными средами обитания.

*3. Заполните таблицу «Теплокровные животные».

 Урок 29. Теплокровные позвоночные животные (§21)

*4. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте план сообщения о каком-либо позвоночном животном.

1) Тигр – общие сведения.
2) Ареал обитания.
3) Пища.
4) Охота.

Проверка знаний по теме

*1. Общие признаки, характерные для организмов всех царств

б) имеют клеточное строение

*2. Перенесению бактериями неблагоприятных условий способствует

г) образование спор, покрытых плотными оболочками

*3. Важнейшим условием жизни грибов является

б) наличие органических веществ, необходимых для питания

*4. Грибы – живые организмы, так как они

б) питаются, растут, размножаются

*5. Важнейшая особенность зелёных растений

г) они способны на свет образовывать органические вещества из неорганических

*6. Наиболее древние растения на Земле

а) водоросли

*7. В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют

а) корней

*8. Растения, в отличие от организмов других царств природы

в) содержат в клетках хлоропласты

*9. Грибы в отличие от животных

в) неподвижны и растут всю жизнь

*10. Господствующая группа растений в настоящее время

г) хвойные

*11. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе

в) фотосинтеза

*12. Лишайники в системе органического мира

в) представляют группу комплексных организмов

 Тестовый контроль №3

*2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, к которому она относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тестовый контроль №3

*3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 Тестовый контроль №3

*4. Установите последовательность появления в процессе исторического развития групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 Тестовый контроль №3

Продолжение Главы 1

 Урок 30. Многообразие живой природы. Охрана
природы (§22, проектное задание)


Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

Поделись с друзьями: