ГДЗ ответы по биологии 10-11 класс рабочая тетрадь Саблина Дымшиц


Описание решебника

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся. В тетрадь включены вопросы и задания разного уровня сложности, выполнение которых позволит учащимся не только проверить свои знания по общей биологии, но и обогатить их. Основой для выполнения заданий должен послужить учебник "Биология. Общая биология" под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. ГДЗ ответы на вопросы по биологии 10-11 класс рабочая тетрадь Саблина Дымшиц ФГОС от Ленина. ГДЗ от Ленина – решебники (готовые домашние задания) к учебникам и рабочим тетрадям для проверки выполнения домашней работы онлайн.
Поделись с друзьями:

Навигация по ответам

*1. Среди приведенных ответов на поставленный вопрос подчеркните правильные.

Почему основой жизни является углерод?

1. Это очень распространенный элемент

3. Его атомы способны соединяться друг с другом и с разными элементами, образуя длинные линейные, разветвленные или кольцевые молекулы.

*2. Поставьте номера перечисленных ниже химических элементов рядом с соответствующими утверждениями.

Необходим в следовых количествах – марганец. Входит в состав гемоглобина – железо. Преобладающий положительный ион в организме – калий. Входит в состав гормона щитовидной железы – йод. Входит в состав костной ткани – кальций. Входит в состав многих белков ( волос, ногтей, перьев, копыт) – сера. Входит в состав нуклеиновых кислот – фосфор. Преобладающий отрицательный ион в клетке – хлор. Входит в состав витаминов – кобальт. Входит в состав хлорофилла – магний.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

4) неорганические вещества более стойкие;

5) в природе органические вещества синтезируются только в клетке;

6) органические соединения обязательно содержат углерод

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные

3) в ее молекуле атом кислорода имеет частичный отрицательный заряд, а атом водорода – частичный положительный заряд

*5. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий.

 Глава I.  ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

*6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные. Органические соединения, имеющие общую формулу ,H2 O?m Cn?– это:

4) углеводы

*7. Заполните таблицу.

 Глава I.  ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

*8. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень углеводов.

 Глава I.  ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

*9. Допишите определения.

1. Регулярный биополимер, состоящий из углерода, кислорода и водорода, являющийся запасным веществом у растений, – это крахмал; у животных – гликоген. 2. Нерегулярные биополимеры, катализирующие химические реакции в живой клетке, – это ферменты. 
3. Помогают млекопитающим сохранять тепло – липиды. 
4. Строительные материалы живой клетки: белки, липиды, углеводы. 
5. «Информационные» молекулы: РНК, ДНК.
6. От попадающих в кровь бактерий и вирусов человека защищают защитные белки.
7. Источником энергии в клетке могут служить углеводы.

*10. Дополните определения, используя приведенный ниже перечень понятий. Вставьте соответствующую цифру.

Объединение полипептидных цепочек для выполнения одной функции – это 4. Соединение в определенном порядке аминокислот пептидной связью – это 1. Образование клубка в результате взаимодействия различных R-групп аминокислот – это 3. Образование спирали за счет водородных связей – это 2.

1. Первичная структура белка. 2. Вторичная структура белка. 3. Третичная структура белка. 4. Четвертичная структура белка.

*11. Ниже приведены формулы глюкозы, уксусной кислоты, глицерина, дезоксирибозы, аминокислоты. Напишите, какому номеру какое соединение соответствует.

 Глава I.  ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Ферменты:
2) значительно увеличивают скорость химических реакций в клетке;
3) производятся железами внутренней секреции;
6) обладают строгой специфичностью действия.

*13. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Мономерами нуклеиновых кислот являются:
4) нуклеотиды

*14. Заполните таблицу отличий ДНК от иРНК

 Глава I.  ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

*15. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Порядок расположения нуклеотидов в ДНК определяет: 
2) последовательность расположения аминокислот в белках

*16. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав:

– Ц – Т – Г – А – А – Т – Ц – Ц – Т – Г – Г – А – 
Достройте вторую цепь.
– Г – Г – А – Ц – Т – Т – А – Г – Г – А – Ц – Ц – Т –

*17. В одной из молекул ДНК содержится 21% цитозина. Каково процентное содержание остальных азотистых оснований в этой молекуле?

Гуманин – 21%; Аденин – 29%; Тимин – 29%

*18. Подпишите под формулами и схемами названия соответствующих молекул ( ДНК, аминоксилота, крахмал, белок, целлюлоза).

 k

*19. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

АТФ в клетке:
3)является энергетической «валютой» в клетке

*20. Заполните таблицу.

 k

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Клетка:
4) может существовать самостоятельно;
5) образуется в результате деления уже существующих клеток;
6) самая малая часть организма, которой присущи все свойства живого.

*2. Кому из ученых принадлежат следующие утверждения? 
В конце каждого утверждения поставьте соответствующие номера.

Клетка происходит только от клетки – 4.
Некоторые тела живой природы состоят из клеток –1.
Все растения состоят из клеток – 2.
Все животные состоят из клеток – 3.
1. Р. Гук. 2. М. Шлейден. 3. М. Шванн. 4. Р. Вихров.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Плазматическая мембрана:
2) Осуществляет транспорт веществ внутрь клетки;
4) защищает клетку от внешних воздействий;
5) осуществляет взаимодействие клеток;
6) осуществляет транспорт веществ из клетки.

*4. На рисунке изображена схема строения цитоплазматической мембраны. Определите, что обозначено цифрами 1 – 9.

 Глава II.  СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ

1. Межклеточное пространство
2. Билипидный слой 
3. Цитоплазма
4. Гидрофобные головки липидов
5. Гидрофильные хвосты липидов
6. Погруженные белки
7. Пронизывающие белки
8. Периферические белки
9. Углевод

*5. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень органоидов.

 Глава II.  СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ

*6. Поставьте рядом с названиями органоидов номера соответствующих утверждений.

Митохондрия 7; микротрубочка 11; хлоропласт 4; лизосома 8; рибосома 3; хромосома 10; хромопласт 1; центриоль 9; эндоплазматическая сеть 5; комплекс Гольджи 6; плазматическая мембрана 2.

1. Обеспечивает яркую окраску цветов и плодов. 2. Осуществляет активный транспорт веществ с помощью белков-переносчиков. 3. Осуществляет синтез белков. 4. Улавливает энергию солнечного света. 5. Является системой синтеза и транспорта органических веществ. 6. Участвует в транспорте веществ к поверхности клетки и выведении их из клетки. 7. Осуществляет преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ. 8. Содержит набор ферментов, разрушающих биополимеры. 9. Участвует в делении клетки. 10. Содержит генетическую информацию в виде молекул ДНК. 11. Входит в состав цитоскелета.

*7. На рисунке схематически изображено строение растительной клетки. Подпишите обозначенные цифрами органоиды.

1. Цитоплазматическая мембрана
2. Межклеточный канал
3. Лизосомы 
4. Хлоропласты
5. Митохондрии
6. Вакуоль
7. Ядрышко
8. Ядро
9. ЭПС шероховатая
10. Ядерная оболочка
11. ЭПС гладкая
12. Комплекс Гольджи

 Глава II.  СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ

*8. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В состав рибосом входят:
1) белки;
4) РНК.

*9. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Лизосомы:
3) «отшнуровываются» от комплекса Гольджи;
6) сливаются с фагоцитозными пузырьками.

*10. Заполните таблицу, поставив знак «+» или « – » в зависимости от того, присутствует или отсутствует данная нуклеиновая кислота в указанной части клетки.

 Глава II.  СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ

*11. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Ядрышко:
2) является местом образования рибосом

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Рибосомы находятся:
1) в цитоплазме;
8) на шероховатой эндоплазматической сети.

*13. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий.

 k
Растения, грибы, животные, простейшие, цианобактерии (синезеленные), бактреии.

*14. Заполните таблицу поставив знак «+» или « – » в зависимости от наличия этого органоида у данной группы организмов.

 k

*15. Допишите пропущенные слова.

В клетках животных запасное вещество – гликоген. 
Клетки растений имеют клеточную стенку из целлюлозы, запасное вещество – крахмал. 
Клетки грибов имеют клеточную стенку из хитина, запасное вещество – гликоген.

*16. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

3. В одной хромосоме всегда находится одна молекула ДНК.
4. ДНК в эукариотических клетках упакована с помощью специальных белков.
6. Перед делением клетки в хромосоме находится две молекулы ДНК.
8. Упаковка ДНК в ядре может меняться в зависимости от периода жизни клетки.

*17. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Среди одноклеточных организмов встречаются безъядерные.
3. У некоторых простейших есть ядро, но нет митохондрий. 
4. В организме человека встречаются прокариотические клетки.
6. Одноклеточные организмы могут иметь много ядер.
7. У бактерий нет ядра и митохондрий.
8. В организме человека встречаются безъядерные клетки.

*1. Подпишите изображенные на рисунках органоиды. Определите, что обозначено цифрами.

 Глава III.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ

1 – внешняя мембрана 1 – внешняя мембрана
2 – внутренняя мембрана 2 – внутренняя мембрана
3 – тилакоиды 3 – кристы
4 – грана 4 – матрикс
5 – строма

*2. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В процессах превращения и передачи энергии в клетке участвуют:
1) НАДФ·Н;
5) хлорофилл.

*3. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень организмов.

Глава III.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Вода в ходе фотосинтеза нужна для:
3) образования кислорода;
4) получения энергии в реакции фотолиза.

*5. Заполните таблицу.

Какие вещества синтезируются и распадаются в ходе фаз фотосинтеза?

 Глава III.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ

*6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Гликолиз – это:
2) расщепление глюкозы до углекислого газа и воды

*7. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Анаэробный гликолиз:
1) характерен для прокариот;
2) характерен для некоторых бактерий;
5) в определенных условиях может иметь место у млекопитающих.

*8. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Биологическое окисление отличается от горения тем, что:
2) идет с выделением меньшего количества энергии;
4) идет ступенчато, энергия при этом запасается в специальных веществах.

*9. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Аккумуляторами энергии в клетке могут служить:
1) АТФ;
3)НАД·Н.

*10. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В цикле Кребса происходит:
1) расщепление ПВК;
2) поглощение кислорода;
3) образование АТФ;
7) образование НАД·Н.

*11. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В энергетическом выражении:
3) одна молекула НАД·Н эквивалентна трем молекулам АТФ;
4) одна молекула АТФ эквивалентна 40 кДж/моль.

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Окислительное фосфорилирование – это:
2) превращение АДФ в АТФ.

*13. Подсчитайте энергетический результат цикла Кребса ( выраженный в молекулах АТФ) при расщеплении одной молекулы ПВК.

Двенадцать.

*14. На образование одной молекулы глюкозы в ходе фотосинтеза затрачивается энергия эквивалентная 54 молекулам АТФ. Подсчитайте, с какой эффективностью (%) используется эта энергия аэробным и анаэробными клетками.

Анаэробы – 4%
Аэробы – 70%

*15. Заполните таблицу, указав, где происходят процессы энергетического обмена.

 Глава III.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ

*16. Среди приведенных формул подчеркните правильную формулу АТФ.

 Глава III.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ

*17. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные

2. Митохондрий нет у бактерий.
4. Хлоропласты есть только у растений.
5. Митохондрии есть у всех эукариот.
6. Хлоропластов нет у прокариот.
7. Хлоропласты есть у цианобактерий.

*18. Митохондрии и хлоропласты более миллиарда лет назад были самостоятельными организмами. Приведите факты, свидетельствующие об этом:

1. Свои ферменты, отличающиеся от ферментов клетки и схожие с ферментами прокариот.
2. Своя ДНК.
3. Имеют рибосомы.

*1. Среди приведенных ниже утверждений подчеркните правильные.

С помощью матричного синтеза в клетке образуются:
1) нуклеиновые кислоты;
2) белки

*2. Среди приведенных ниже утверждений подчеркните правильные.

Удвоение ДНК происходит следующим образом:
2) молекула ДНК разделяется на две цепочки, и около каждой из них при помощи ферментов синтезируется новая цепь.

*3. Найдите на приведенных ниже фрагментах двойной цепи ДНК правильную.

 Глава IV.  НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ

*4. Среди приведенных ниже подчеркните правильные.

Единицей генетической информации является:
4) ген

*5. Допишите определения, используя приведенный ниже перечень понятий.

Синтез ДНК по матрице ДНК – это удвоение ДНК.
Синтез белка по матрице РНК – это трансляция.
Синтез РНК по матрице ДНК – это транскрипция.
Синтез ДНК по матрице РНК – это обратная транскрипция.
Транскрипция, трансляция, удвоение ДНК, обратная транскрипция.

*6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

У прокариот одна молекула иРНК считывается:
3) с одного оперона.

*7. Чем отливаются последовательности нуклеотидов ДНК, кодирующие гемоглобин больных людей, от таких же последовательностей ДНК у здоровых людей?

Последовательность аминокислот в гемоглобине у здоровых людей:

NH2 – вал – гис – лей – тре – про – глу – глу – лиз – …, 
а у больных серповидноклеточной анемией: 

NH2– вал – гис – лей – тре – про – вал – глу – лиз –…,
у больных вместо первого глутамина – валин.

*8. Чем отличаются друг от друга полипептиды, которые кодируются следующими иРНК?

1. … ЦУУ ГГЦ УЦУ УГУ ГАЦ ЦАЦ ЦГУ …
про-гли-сер-цис-асп-гис-арг
2. … УУА ГГГ АГУ УГЦ ГАУ ЦАУ АГГ …
лей-гли-сер-цис-асп-гис-арг
3. УУА ГГГ АГУУГА ГАУ ЦАУ АГГ …
лей-гли-цис-(стопкодон)-асп-гис-арг

*9. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Для синтеза белка нужны:
1) рибосомы;
4) аминокислоты;
7) иРНК;
8) ДНК

*10. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Транспортные РНК:
1) транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.

*11. Назовите изображенную на рисунке молекулу (1). Что обозначают цифры 2 и 3 ?

 Глава IV.  НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В клетке:
4) имеется 64 разных тРНК;
6) имеется 20 разных ферментов, присоединяющих аминокислот к тРНК.

*13. Напишите, какие азотистые основания стоят в ДНК на местах, соответствующих антикодонам:

ААА – ЛИЗИН, ЦЦА – ПРОЛИН, АГА – АРГИНИН.

*14. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. В клетках разных тканей человека синтезируются разные белки.
3. Во всех соматических клетках содержится одинаковая генетическая информация.
5. Ген инсулина работает только в клетках поджелудочной железы.

*15. Напишите определения следующих терминов:

Оперон – это группа генов прокариот, которые кодируют один белок.
Промотор – это последовательность нуклеотидов ДНК, присоединившись к которой РНК-полимераза может начать синтез иРНК.
Оператор – это участок ДНК у прокариот, с которого начинается синтез иРНК.
Репрессор – это белок, регулирующий процесс трансляции.
Субстрат – это соединение, которое подвергается расщеплению ферментами в клетке.

*16. Расставьте в правильном порядке (поставьте номера) последовательность процессов при добавлении сахара в питательную среду бактерий.

3 Репрессор соединяется с оператором.
2 РНК-полимераза садится на промотор.
7 Транскрипция прекращается.
4 Субстрат соединяется с репрессором.
1 Ферменты расщепляют субстрат.
6 Начинается транскрипция.
5 Репрессор освобождается от субстрата.

*17. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Все вирусы содержат только одну молекулу нуклеиновой кислоты.
5. Вирусы могут вызывать гибель клеток путем подавления синтеза биополимеров, нужных для функционирования клетки.
7. Ретровирусы могут играть определенную роль в эволюции живых организмов, перенося генетическую информацию между отдаленными видами.

*18. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

3. Для введения в клетку чужеродных генов можно использовать бактериальные плазмиды. 
5. С помощью генной инженерии в настоящее время получают некоторые лекарства.

*1. Заполните пустые клетки в схеме.

Глава V.  РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
*2. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Одним из этапов митоза является:
1) метафаза;
3) телофаза;
5) анафаза;
6) профаза.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В результате митоза каждая дочерняя клетка:
3) получает точную копию каждой из хромосом родительской клетки

*4. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий.

 Глава V.  РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

*5. Напишите, какой стадии клеточного цикла соответствуют перечисленные явления.

1. Ядерная оболочка возникает в телофазе. 2. Ядрышко исчезает в профазе. 3. Нити веретена протягиваются от центриолей к центромерам хромосом в метафазе. 4. Удвоение ДНК происходит в интерфазе. 5. Ядрышко формируется в ядре в телофазе. 6. Ядерная оболочка распадается в профазе. 7. Каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой в анафазе. 8.Центриоли делятся и расходятся к разным полюсам клетки в метафазе. 9. Хромосомы расходятся к полюсам клетки в анафазе. 10. Белки интенсивно синтезируются в интерфазе. 11. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки в анафазе. 12. Веретено деления исчезает в телофазе. 13. Хромосомы спирализуются и становятся видимыми в световой микроскоп в профазе. 14. Хромосомы деспирализуются и становятся невидимыми в световой  микроскоп в телофазе

. *6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В каждой хромосоме во время профазы митоза содержится:
1) одна молекула ДНК;
5) одна хроматида.

. *7. На рисунке изображена клетка гипотетического организма с одной парой хромосом, которая только что образовалась в результате деления родительской клетки. Нарисуйте и подпишите стадии следующего деления этой клетки.

 Глава V.  РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

*8. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В результате мейоза получаются:
4) четыре гаплоидные клетки;
5) клетки с хромосомами, содержащими половинное количество ДНК.

*9. Напишите кратки определения следующих понятий:

Гомологичные хромосомы – хромосомы, содержащие одинаковый набор генов.
Диплоидная клетка – клетка, содержащая двойной набор хромосом.
Гаплоидная клетка – клетка, содержащая одинарный набор хромосом.
Конъюгация хромосом – сближение хромосом.
Перекрест хромосом – обмен гомологичными участками.
Хроматида – одна молекула ДНК.

*10. Рассмотрите рисунок и определите, какой процесс изображен. Дорисуйте недостающие хромосомы в клетках и назовите обозначенные цифрами клетки.

 Глава V.  РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

*11. Назовите основные отличия мейоза от митоза.

1. Конъюгация и кроссинговер в 1 мейотическом делении в профазе.
2. Расхождение гомологичных хромосом вместо хроматид в анафазе 1 меойтического деления.
3. Образуются четыре новые клетки с гаплоидным набором хромосом.

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

При формировании женских половых клеток в отличие от мужских:
3) три четверти образующихся клеток погибает;
5) образуются очень крупные клетки.
Женские половые клетки:
1) претерпевают большее число делений в ходе мейоза;
4) в отличие от мужских неподвижны.

*13. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

При оплодотворении:
1) происходи объединение ядер и органоидов гамет;
6) оплодотворенная яйцеклетка содержит диплоидный набор хромосом.

*14. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В соматических клетках человека содержится 46 хромосом. 
В половых клетках человека содержится:
3) 23 хромосомы.

*15. Ответьте на вопрос.

Почему у цветковых растений клетки эндосперма содержат три набора хромосом?
Так как происходит двойное оплодотворение.

*16. Внимательно рассмотрите рисунок и определите, какие процессы на нем изображены. Дорисуйте недостающие клетки и хромосомы в них и назовите обозначенные цифрами клетки.

 Глава V.  РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

*1. Допишите определение.

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма.

*2. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

При дроблении зиготы:
2) деления быстро следуют одно за другим и не сопровождаются синтезом ДНК;
7)митозы следуют один за другим.

*3. Назовите изображенные на рисунке стадии развития зародыша.

 Глава VI.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Гаструла
2. Бластула
3. Нейрула
4. Стадия 2 клеток
5. Ранняя нейрула

*4. Ответьте на вопрос.

Из каких зародышевых слоев образовались следующие органы позвоночных?
1. Почки – мезодерма. 2. Ухо – эктодерма. 3. Головной мозг – эктодерма. 4. Печень – энтодерма. Мышцы – мезодерма. 6. Кровеносные сосуды – мезодерма. 7. Легкие – энтодерма. 8 Волосы – эктодерма. 9. Кости – мезодерма. 10. Кишечник – энтодерма.

*5. На рисунке (см. с. 32) изображена одна из стадий развития зародыша. Назовите ее, обозначьте разные части зародыша карандашами разного цвета и подпишите.

 Глава VI.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

*6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Эмбриональное развитие внутри материнского организма характерно только для позвоночных животных.
3. Дифференцировка клеток связана с выключением одних и включением других генов.

*7. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Способность организма поддерживать постоянство внутренней среды называют:
1) гомеостазов;
4) обменом веществ.

*8. Ответьте на вопрос.

Почему у людей иногда рождаются близнецы.
Зародыш в начальной стадии делится на несколько фрагментов.

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Свойство организмов быть похожими на своих предков называют:
2) наследственностью.

*2. Объясните термины.

1. Гибрид – потомство от скрещивания организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким парам признаков.
2. Чистая линия – организм, гомозиготный по изучаемому признаку.
3. Доминантный ген – ген, подавляющий проявление рецессивного гена.
4. Рецессивный ген – подавляемый ген.
5. Гомозиготная особь – особь, которая не дает расщепления.
6. Гетерозиготная особь – организмы, в потомстве которых обнаруживается расщепление.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Расщепление – это:
3) проявление рецессивных признаков в потомстве гибридов.

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Причиной расщепления признаков у гибридов является:
1) наличие доминантного гена A и рецессивного гена а, расходящихся с хромосомами в разные половые клетки в ходе мейоза.

*5. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Аллели – это:
4) гены, отвечающие за альтернативное развитие одного и того же признака, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

*6. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В одной диплоидной клетке может быть:
2) два аллеля; 
3) несколько аллелей.

*7. На рисунке схематически изображена клетка гетерозиготного организма с 2n=4, имеющие гены А и а, B и b. Точками отмечены места расположения этих генов в хромосомах. Один из генов А обозначен. Обозначьте положение генов aBb.

 Глава VII.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

*8. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Анализирующим скрещиванием называют:
2) скрещивание анализируемой особи с рецессивной гомозиготой.

*9. Решите задачу.

У мышей серая окраска (А) доминирует над черной (а). При скрещивании серой и черной мышей половина родившихся мышат была черной, половина – серой. Каковы генотипы родителей?
Aa и aa.

*10. Решите задачу.

У морских свинок черный цвет шерсти (B) доминирует над белым (b). При скрещивании двух черных свинок у них родилось два детеныша – черный и белый. Каковы генотипы родителей и потомков?
Генотип родителей – Bb и Bb , детей – bb и Bb(или BB).

*11. У растений ночная красавица красная окраска цветков не полностью доминирует над белой. Ответьте на следующие вопросы:

Какого цвета будут цветки у растении ночная красавица, полученного при скрещивании растении с белыми цветками с растением с красными цветками?
Розовые.
Можно ли вывести сорт ночной красавицы, у которой были бы только розовые цветки? Ответ аргументируйте.
Нет, так как при скрещивании этой особи внутри сорта происходило бы расщепление, в результате которого образовались бы красные и белые цветки.

*12. На рисунке представлена родословная семьи, в которой встречаются люди, лучше владеющие левой рукой (левши), чем правой. Они отмечены темным цветом. Кружок обозначает женщину, квадрат – мужчину, соединяющая их черта – их брак, а вертикальные черты обозначают детей от этого брака.

 Глава VII.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Ответьте на следующие вопросы?
1. Ген леворукости доминантный или рецессивный ?
Рецессивный.
2. Каковы вероятные генотипы следующих членов этой семьи?
1. Аа 2. Аа 3. Аа 4. Аа
5. Аа 6.Аа/АА 7. Аа 8.Аа
9. Аа 10. Аа 11.аа

*13. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми цветками особи F1будут:

4)1/4 с красными цветками,1/2 с розовыми, 1/4 с белыми цветками.

*14. Дополните определения, вставив недостающее слово.

Совокупность всех генов организма – это генотип.
Совокупность всех признаков организма – это фенотип.

*15. Решите задачу.

У мышей желтая окраска (А) доминирует над черной (а). Какой расщепление по фенотипу и генотипу будет в F1 при скрещивании двух желтых мышей, если учесть, что аллель А в гомозиготном состоянии вызывает гибель эмбрионов?
По фенотипу 1:1 и 2:1 по генотипу.

*16. Решите задачу.

У томатов высокий рост (H) доминирует над низким (h), а круглая форма плода (F) – над ребристой (f). Скрестили гомозиготное высокое растение с ребристыми плодами с маленьким растением с круглыми плодами. Каково будет расщепление по фенотипу в F1?
1) Генотипы HHff и hhFf:1:1 ( выс. круг: выс. ребр.)
2) Генотипы HHff и hhFF:1 генотип HhFf
Каково будет расщепление по фенотипу в F2, если все растения F1 будут размножаться самоопылением?
1)9:3:3:1; 12:4; 2) 9:3:3:1

*17. На рисунке схематически изображены две клетки гетерозиготных растений с 2n=4, имеющих гены A и a, B и b, C и c.

 Глава VII.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Определите какое расщепление даст каждое из растений в F1 при самоопылении.
2) 3 А – B – : 1 aabb.
4) 3 A  C  : aacc.

*18. Дальтонизм у человека обусловлен рецессивным геном d (D – нормальное зрение), находящимся в Х-хромосоме. На схеме изображена родословная семьи, некоторые члены которой страдают дальтонизмом (отмечены черным).

 k Отметьте на схеме людей с нормальным зрением, которые являются носителями гена d. Каковы генотипы людей, обозначенных цифрами 1-13?
1. Dd 2. Dd 3. Dd/DD 4. dd
5. dd 6. Dd 7. Dd 8. Dd
9. Dd 10. dd 11. dd 12. dd 
13. Dd

*19. Решите задачу.

У андалузских кур ген черного оперения В и ген белого оперения b в гетерозиготном состоянии дают голубую окраску перьев.
1. Можно ли вывести чистую породу голубых кур, а в которой бы не встречались черные и белые птицы? 
Нет.
2. Какое потомство даст голубая андалузская курица при скрещивании с петухом: а) черным; б) белым; в) голубым?
а) единообразно по фенотипу, по генотипу 1:1;
б) 1:1 по фенотипу, 1:1 по генотипу;
в) 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

*20. На рисунке представлена родословная королевской семьи Великобритании, в которой впервые у сына королевы Виктории (годы правления 1837-1901) проявилось заболевание гемофилия (несвертываемость крови).

 k

1. Как наследуется гемофилия? 
Сцеплено с полом.
2. Кто является носителем дефектного гена (отметьте в родословной)?
Женщины.
3. Почему в дальнейшем среди представителей английского правящего дома больных больше не было?
Эдуард был здоров.
4. Могут ли родиться больные дети у внуков теперешней английской королевы Елизаветы II? Ответ аргументируйте.
Только если она выйдет замуж за больного гемофилией. Если на протяжении долгого времени мужчины рождались здоровыми, скорее этот ген исчез из родословной данной семьи.

*21. Решите задачу.

Кокер-спаниели при генотипе А-В – имеют черную окраску, при генотипе A-bb – рыжую, при генотипе aaB – коричневую, при генотипе aabb – желтую. При скрещивании коричневого спаниеля с рыжим родился желтый щенок.
Каковы генотипы родителей? 
Генотипы родителей – aaBb Aabb
Могут ли у них родиться черные щенки ?
Да.

*22. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий.

 Глава VII.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Причиной комбинативной изменчивости является:
2) независимое расхождение хромосом в первом делении мейоза;
7) случайная встреча гамет при оплодотворении.

*2. Заполните схему.

 Глава VIII.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Внеядерная наследственность может быть связана с тем, что:
3) в цитоплазме есть органоиды, которые содержат молекулы ДНК, несущие наследственную информацию.

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Мутации могут вызываться:
1) рентгеновскими лучами;
3) ультрафиолетовыми лучами;
6) радиоактивным излучением.

*5. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Генные мутации:
1) происходят очень часто, но не всегда обнаруживаются;
5) чаще всего вредны, иногда могут оказаться нейтральными и даже полезными.

*6. На рисунке (см. с. 42) схематически изображены клетки организма с 2n=4. Напишите, какие мутации произошли в этих клетках.

*7. Одна из наследственных болезней человека – фенилкетонурия – обусловлена рецессивной мутацией, при которой отсутствует фермент, расщепляющий аминокислоту фенилаланин, поступающую в организм с пищей. Накапливающийся в организме промежуточный продукт токсичен для головного мозга ребенка, пока он еще не окончательно сформировался (до трех-четырех лет). Это приводит к тяжелой умственной отсталости. Для взрослых этот промежуточный продукт нетоксичен. Как, по –вашему, можно лечить детей с таким заболеванием?

Ограничить поступление фенилаланина с пищей до определенного возраста.

*8. Объясните, в чем заключается опасность браков между близкими родственниками.

Если один из родителей гетерозиготен по какому-либо рецессивному заболеванию, то его родственник с большей вероятностью может быть тоже гетерозиготен по этому заболеванию, тогда есть вероятность, что у их ребенка проявится это заболевание, так как с вероятностью 25% выпадает гомозиготный по рецессивному признаку генотип.

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Селекция представляет собой:
4) создание новых полезных человеку пород животных и сортов растений.

 Глава IX.  ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

*2. Дополните фразы.

Предками лошади были лошади Пржевальского, коровы – тур, курицы – красная курица, собаки – волк.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Традиционными приемами селекции животных являются:
1) искусственный отбор;
3) близкородственное скрещивание;
4) искусственный мутагенез;
5) гетерозис;
7) отдаленная (межвидовая, межродовая) гибридизация.

*4. Ответьте на вопрос:
Очень часто межвидовые гибриды растений не дают потомства. Как можно это преодолеть?

Необходимо, чтобы количество хромосом у полученного гибрида было четное.

*5. Назовите обозначенные на карте центры происхождения культурных растений и напишите, где произошло окультуривание перечисленных ниже растений.

 Глава IX.  ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ I. Бананы
II. Рис
III. Пшеница, виноград
IV. Капуста
V. Арбуз
VI. Какао
VII. Томаты

*6. Представьте себе, что вам нужно вывести новый сорт пшеницы, отличающейся крепким неполегающим стеблем. В вашем распоряжении – установка Ɣ– излучения и участок земли. Какова последовательность вашей работы?

1. Посадить пшеницу с обычным тонким стеблем.
2. Воздействовать на пшеницу гамма-излучением
3. Скрещивать мутагенные организмы до получения организмов с необходимыми признаками.

*7. Известно, что триплоидные (имеющие не 2n, а 3n хромосом) арбузы не имеют семян, что является весьма ценным, с точки зрения потребителя, качеством. Подумайте, как можно получать семена, из которых выращивают такие растения.

Скрестить арбузы с наборами 2n и 4n.

*1. Сформулируйте три основных положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1. В пределах каждого вида существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по различным признакам.
2. Жизненные ресурсы для любого вида ограничены, и поэтому при большом производстве особей возникает борьба за существование.
3. Естественный отбор, который ведет к дивергенции.

*2. Ответьте на вопрос.
Что свидетельствует о единстве происхождения органического мира?

1. Близкий элементарный химический состав.
2. Клеточное строение.
3. Схожесть протекания основных процессов.
4. Схожесть эмбрионов на ранних стадиях развития.
5. Рудименты и атавизмы.
6. Палеонтологические доказательства.

*3. Дополните определение.

Эволюция – это естественный процесс развития живой природы.

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Ламарк считал, что:
4) эволюционные изменения являются следствием стремления организмов к совершенству;
5) организмы меняются под действием условий внешней среды;
6) возникновение новых признаков есть результат упражнения органов и наследственного закрепления появившихся изменении.

*5. Приведите примеры доказательства эволюции:

морфологических – наличие переходных форм, гомологичные и аналогичные органы, наличие рудиментов и атавизмов
палеонтологических – ископаемые переходные формы, филогенетические ряды
биогеографических – общность флоры и фауны некоторых изолированных материков, наличие эндемиков

*6. Найдите в перечне гомологичные и аналогичные органы и подчеркните их разными цветами.

1.    Рука человека, плавник дельфина, ножки бабочки, клешня рака, крыло птицы, крыло стрекозы, щупальца кальмара.
2.    Глаз человека, глаз стрекозы, глаз рыбы, глазок эвглены зеленой, глаз птицы, глаз кальмара, глазок клубня картофеля.

*7. Вид слива – гибрид дикого терна и алычи. Вид пшеница – гибрид дикой пшеницы и злака эгилопса. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива и пшеница – виды, а мул – нет?

Мул стерилен.

*8. Подумайте, почему к одному виду относятся такие сильно различающиеся между собой животные, как дог, болонка, такса, борзая, а такие похожие, как домовая и полевая мышь, – к разным видам?

Потому что дог, болонка, и др – это искусственно выделенные человеком породы одного вида, а домовая и полевая мышь – это разные виды, возникшие в природе. Все породы собак имеют одинаковое кол-во хромосом и могут скрещиваться, а разные виды мышей – разный.

*9. Ответьте на вопрос. 
Почему популяцию называют единицей эволюции?

Потому что эволюция происходит на уровне популяции.

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Основным материалом эволюционного процесса является:
2) мутации;
3) комбинативная изменчивость.

*2. Ответьте на вопрос.

Какова роль в эволюционном процессе разных типов наследственной изменчивости?
1. Полиплодия: полиплоидные растения более устойчивы к факторам среды.
2. Хромосомные мутации: образование новых видов.
3. Генные мутации: морфологические изменения.
4. Комбинативная изменчивость: разнообразие генотипов и фенотипов.

*3. Мул (гибрид осла и лошади) – сильное, хорошо приспособленное к условиям окружающей среды животное. Почему в результате естественного отбора мулы не дали начало новому прогрессивному виду непарнокопытных?

Разное количество хромосом у лошади и осла, в результате чего мул имеет нечетное количество хромосом.

*4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

3. Существенное изменение генофонда популяции можно считать первичным эволюционным событием.

*5. Ответьте на вопрос:

Почему отбор в чистых линиях растений неэффективен? В ответе используйте знания по генетике.
Потому что чистые линии гомозиготны, т. е. одинаковы и не дадут новых признаков.

*6. Исследователи изучили погибших во время бури птиц и обнаружили, что они имели длину крыльев, отличающуюся от средней для данной популяции. Крылья у них были либо значительно длиннее, либо значительно короче. Проявление какой формы естественного отбора имело место в данном случае?

Стабилизирующий.

*7. Антибиотик пенициллин в 40-х годах ХХ века был очень эффективен против золотистого стафилококка. В настоящее время даже по много раз большие дозы пенициллина не убивают эту бактерию. Чем вы можете объяснить этот факт?

Бактерия приспособилась к антибиотику ( движущий отбор)

*8. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Эволюция невозможна без:
1) полового размножения;
4) изменчивости;
5) изоляции;
7) наследственности;
9) полиплоидии;
10) перекреста хромосом;
11) естественного отбора;
13) дрейфа генов.

*9. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Дрейф генов может быть следствием:
3) гибели части особей популяции в результате действия естественного отбора;
4) случайного сочетания генов потомства в малочисленной популяции;
6) разделения единой популяции на разные в результате возникновения изоляции.

*10. Приведите примеры:

географической изоляции возникновение обрыва в лесу
экологической изоляции нерест рыб с разной периодичностью
биологическое изоляции различные ритуалы ухаживания

*11. Как вы думаете, что можно было бы назвать генетической изоляцией?

Различное количество хромосом.

*12. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Факторами изоляции являются:
2) наследственность;
4) изменчивость;
5) естественный отбор.

*13. Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания. Используйте знания из курсов ботаники и зоологии.

Дегенерация у паразитов (ленточных червей) – редукция пищеварительной и других систем.

*14. Приведите по два-три примера.

1. Мимикрия: неядовитые животные схожи с ядовитыми.
2. Угрожающая окраска: окраска ядовитых плодов.
3. Покровительственная окраска: окраска бабочек, сливающаяся с фоном.
4. Маскировка: форма и окраска сливаются в предметами

*15. Подумайте, к каким последствиям может привести такое изменение внешней среды, при котором естественный отбор будет направлен против среднего для популяции признака в пользу крайних вариантов ( см. рис. ниже.).

Образуются сначала две популяции с минимальным и с максимальным значениями признака, а затем может образоваться и новый вид.

 Глава XI.  МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА

*16. Дополните определения.

1. Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окр. Среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.
2. Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к уменьшению численности вида и площади ареала.

*17. Заполните таблицу, внеся в нее номера приведенных ниже понятий.

 Глава XI.  МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих; 2) рыбообразная форма тела у дельфина; 3) недоразвитие глаз у крота; 4) длинные ноги у журавля; 5) форма стебля и листьев кактуса; 6) отсутствие кишечника у паразитических червей; 7) теплокровность у млекопитающих и птиц; 8) легочное дыхание у наземных позвоночных; 9) неокрашенность у пещерных саламандр; 10) многоклеточность: 11) форма клюва у клеста и цапли.

*18. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Биологический прогресс может быть связан с дегенерацией.
4. Идиоадаптации как правило, ведут к биологическому прогрессу
8. Образование нового вида может быть связано с ароморфозом.
9. С ароморфозами связано появление систематических единиц более высокого ранка, чем вид и род ( отряд, класс, тип).

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Г. Лейбниц считал, что происхождению живого из неживого способствует жизненная сила.
4. А. И. Опарин был сторонником абиогенеза.
6. Пастер показал невозможность самозарождения жизни в настоящее время.

*2. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

В условиях, напоминающих условия на Земле более 4 млдр лет назад, удалось получить:
2) нуклеиновые кислоты;
3) углеводы;
5) жирные кислоты;
6) белки.

*3. Ниже приведены три определения жизни. Которое из них вам кажется наиболее правильным и почему?

1. « Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой» (Ф. Энгельс). 2. « Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» (М. В. Волькенштейн). 3. «Жизнь – процесс сохранения неравновесного состоянии органической системы за счет извлекаемой из среды энергии» (В. А. Красилов).

Все 3 определения являются верными и дополняют друг друга.

*4. Назовите возможные этапы событий, приведших к возникновению и развитию жизни на Земле.

1. Образование первичного бульона.
2. Образование нуклеиновых кислот, сахаров.
3. Образование коацерватов.
4. Образование прокариотических хемотрофов..

*5. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Возраст Земли 4-7 млрд лет. 
7. Жизнь возникла на Земле более 3 млрд лет назад.

*6. Рядом с названиями, обозначающими эры развития жизни на Земле, поставьте номера, соответствующие их хронологической последовательности.

Мезозой 4, архей 1, кайнозой 5, 
палеозой 3, протерозой 2.

*7. Заполните таблицу.

 Глава XII, XIII.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

*8. Поставьте номера событий, соответствующих обозначенным эрам.

Основными событиями в протерозое были: 1, 3, 6, 7.
Основными событиями в архее были: 2, 4, 5.
1. Распространение эукариот. 2. Господство цианобактерий. 3. Возникновение многоклеточных организмов. 4. Образование почвы. 5. Образование залежей железных руд. 6. Появление низших грибов. 7. Накопление свободного кислорода в атмосфере.

*9. Рядом с названиями эр напишите номера перечисленных периодов, на которые они делятся.

Палеозойская эра делится на периоды: 4, 6, 8, 9, 10, 11.
Мезозойская эра делится на периоды: 1, 3, 7.
Кайнозойская эра делится на периоды: 2, 5, 12.
1. Меловой. 2. Антропоген. 3. Триасовый. 4. Ордовикский. 5. Неоген. 6. Кембрийский. 7. Юрский. 8. Пермский. 9. Силурский. 10. Каменноугольный. 11. Девонский.
12. Палеоген.

*10. Напишите, в какой эре и каком периоде произошли описанные события.

Первые растения вышли на сушу палеозой, силур.
Господство рептилий мезозой, триасовый.
Появление многоклеточных организмов протерозой.
Появление первых хордовых палеозой, ордовик.
Появление эукариот протерозой.
Выход на сушу первых позвоночных палеозой, девон.
Появление цветковых растений мезозой, мел.
Возникновение фотосинтеза архей. 
Появление человека кайнозой, антропоген.
Появление первых млекопитающих мезозой, триас.
Появление первых птиц мезозой, юра.

*11. Какие ароморфозы обеспечили появление и распространение следующих групп организмов?

Цветковые растения: цветок, двойное оплодотворение, плод.
Пресмыкающиеся: внутреннее оплодотворение появление зародышевых оболочек, ороговение кожи, неполная перегородка в сердце.
Позвоночные: появление позвоночника.
Млекопитающие: четырехкамерное сердце, утрата правой дуги аорты, теплокровность, выкармливание детенышей молоком, диафрагма, волос.
Насекомые: трахеи, разнообразие ротовых аппаратов, хитиновый покров, членистые конечности, крылья.
Птицы: четырехкамерное сердце, теплокровность, забота о потомстве.
Амфибии: пятипалые конечности; легкие; 3-камерное сердце и два круга кровообращения; среднее ухо.

*12. Приняв, что земная кора существует 3600 млн лет, на круговой диаграмме разными цветами отметьте, соблюдая масштаб, следующие эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

 Глава XII, XIII.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

*13. На круговой шкале этой же диаграммы стрелками отметьте следующие события: появление многоклеточных, выход на сушу первых растений, появление первых позвоночных, появление первых млекопитающих, появление человека.

*14. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Появление многоклеточности связано с:
3) значительным увеличением количества кислорода в атмосфере; 
4) уменьшением количества питательных веществ в океане.

*15. Заполните таблицу.

 Глава XII, XIII.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

*16. Ответьте на вопрос, поставив соответствующие номера приведенных ниже примеров.

Какие ароморфозы произошли в перечисленные эры?
Архей: 9
Протерозой: 8
Палеозой: 7, 5, 6
Мезозой: 2, 4
Кайнозой: 1,3
Возникновение: 1) теплокровности; 2) покрытосеменных растений; 3) вскармливания детенышей молоком; 4) плотных яйцевых оболочек у рептилий; 5) легочного дыхания; 6) проводящей системы у растений; 7) наружного органического или минерального скелета; 8) многоклеточности; 9) эукариотических клеток.

*17. Ответьте на вопрос.

Какие изменения в оболочках Земли произошли в результате развития жизни на Земле?
Атмосфера: появление свободно кислорода, исчезновение соединений аммиака и метана.
Гидросфера: наличие кислорода.
Земная кора: разделение коры на материки.

*18. Для приведенного таксона напишите названия более крупных категорий (до подцарства включительно). Для остальных таксонов (начиная с класса) приведите названия и примеры.

Империя клеточная.
Надцарство эукариоты.
Подцарство многоклеточные.
Тип хордовые.
Класс млекопитающие, 
Отряд приматы,
Семейство гоминиды,
Род люди,
Вид человек разумный

*19. Под приведенными рисунками подпишите, к каким царствам относят изображенные организмы.

 Глава XII, XIII.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

1 – Растения. 2 – Простейшие. 3 – Вирусы. 4 – Животные. 5 – Грибы.

*20. В приведенной схеме заполните пустые клетки.

 Глава XII, XIII.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

*1. Приведите по два-три примера, показывающих, что человек имеет общее происхождение с другими животными. Ответы дайте по следующей схеме:

У человека и всех животных одинаковы нуклеиновые кислоты. У человека и животных одинаковый способ питания (гетеротрофы), запасающее вещество (гликоген).
У человека и позвоночных животных сходно строение скелета. Осевой скелет, две пары конечностей, череп.
У человека и человекообразных обезьян сходны ДНК. Большая величина тела, отсутствие хвоста, мимическая мускулатура.

*2. Заполните таблицу

 Глава XIV.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

*3. В чем, на ваш взгляд, заключается главное отличие человека от животных?

Наличие признаков, обусловленных функционированием лобной доли г.м: речь, абстрактное мышление и проч.

*4. Как вы думаете, эволюционирует ли человек в настоящее время?

Да. Почему? 
Человек обладает изменчивостью. Он приспособляется к меняющимся условиям среды. Не будь эволюции, человек давно бы вымер.

*1. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень.

Глава XV.  БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ
1) Давление воды на дне океана; 2) солнечный свет; 3) оросительные каналы; 4) численность грызунов; 5) направление господствующих ветров; 6) концентрация озона в атмосфере; 7) распашка целины; 8) урожай рябины; 9) китобойный промысел; 10) размножение дубового шелкопряда; 11) создание искусственного водохранилища.

*2. Какие антропогенные экологические факторы характерны для вашей местности?

Загрязнение окружающей среды, распашка земель.

*3. Используя приведенный ниже перечень, укажите ограничивающие факторы для обитателей:

глубоководных океанических впадин – давление;
нижнего яруса тропических дождевых лесов – свет;
Мертвого моря – концентрация солей;
тундры – температура;
пустынь – сила ветра;
орбитальных станций – ограниченность жизн. Пространства;
охладительных контуров АЭС – радиация;
Северного Ледовитого океана – толщина льда;
горных рек – скорость течения;
планеты Марс – кислород;
Коралловых островов – ограниченность жизненного пространства.

*3. Заполните таблицу, указав, какой тип взаимодействия (конкуренция, хищничество, паразитизм или симбиоз) характерен для приведенных видов организмов.

 Глава XV.  БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ

*5. В приведенном перечне найдите и подчеркните разными цветами названия продуцентов, консументов и редуцентов.

Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия,цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.

*6. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы:

Человек – 5, одноклеточная водоросль – 1, дафния – 2, судак – 4, пескарь – 3.

*7. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

2. Численность консументов обычно меньше численности продуцентов.
4. Самыми малопродуктивными экосистемами являются пустыни.
6. Экосистемы с малым видовым разнообразием неустойчивы. 
7. Существование пищевых сетей является условием устойчивости экосистемы.

*8. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий.

 Глава XV.  БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ

*1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

5. Биосфера является открытой системой, так как в ней используется поступающая извне энергия.
8. На состояние биосферы могут влиять как абиотические, так и биотические факторы.
9. Границы биосферы совпадают с границами атмосферы.

*2. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Следствием деятельности биосферы является:
1. Наличие кислорода в атмосфере.
2. Месторождения меда.
4. Месторождения железной руды.
6. Существование почвы.
9. Возникновение некоторых островов в океане.
10. Наличие углекислого газа в атмосфере.

*3. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Глобальные экологические проблемы могут быть связаны:
2. С появлением в атмосфере фреонов, которых раньше не было.
3. С увеличением выделения оксидов углерода, серы и азота при извержении вулканов.
9. С засорением околоземного пространства искусственными спутниками. 
10. С интенсивной вырубкой тропических лесов.
11. С добычей нефти и газа.

*4. Интенсивной увеличение численности одного вида может приводить к гибели конкурирующих видов. Огромное увеличение численности Homo sapiens неизбежно должно вести к исчезновению некоторых других видов живых существ. Тем не менее уменьшение биоразнообразия ученые считают экологической катастрофой. Как вы думаете, почему?

В животном мире все связано. Если исчезнут некоторые другие виды, то за ними неизбежно изменится численность других видов по цепочке питания, в результате человек сам подставит подножку: вся его «пища» умрет от «голода».

*5. Какие экологические проблемы являются основными там, где вы живете? Какие меры можно предложить для их решения?

Загрязнение окружающей среды, более экологичное производство, техничка безопасности.



Вариант решебника в картинках
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Поделись с друзьями: